УДК 631.1
DOI: 10.24411/2587-6740-2019-12034
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И ЭКОНОМИКА ЦИФРОВИЗАЦИИ АПК
С.Б. Огнивцев1,2
1АНО «Институт системного анализа и интеллектуальной собственности», г. Москва всероссийский институт аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова —
филиал ФГБНУ «Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий — Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства», г. Москва, Россия
В статье на основе исторического опыта оцениваются перспективы цифровизации экономики. Обосновывается, что для успеха цифровизации целесообразно поддерживать совершенно новые экономические модели, полностью основанные на инновационных цифровых технологиях. Цифровые платформы могут трансформировать практически любой рынок при радикальном изменении моделей экономического поведения его участников. Рассмотренные в статье примеры успешных цифровых платформ показывают, что каждая платформа имеет свои специфические весьма привлекательные для потребителей товаров и услуг свойства и берет на себя часть функций производителей товаров и услуг, что позволяет им перейти на новую модель экономического поведения. С этих позиций анализируется ведомственный проект Минсельхоза РФ «Цифровое сельское хозяйство» и предлагается дополнить его центральным связующим элементом — Цифровой платформой дистрибуции товаров сельского хозяйства и переработки до потребителя. Внедрение Цифровой платформы АПК создаст новую модель экономического поведения сельскохозяйственных товаропроизводителей и даст им дополнительный доход, многократно превышающий всю государственную поддержку АПК. Ключевые слова: информатизация, агропромышленный комплекс, цифровая платформа, искусственный интеллект, роботизация, блокчейн, смарт-контракт, экосистема, онлайн-торговля, дистрибуция, продвижение товаров.
В представленной статье я попытаюсь трезво оценить возможности и реальные перспективы цифровизации экономики и показать, что основная ее цель и роль — создание новых экономических моделей поведения участников рынка.
Цифровизация экономики
В 2018 г. «обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере» вошло в число национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 г. В Майском указе Президента РФ определена национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [1]. Сформулированы цели программы, в частности, «увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте страны) не менее чем в три раза по сравнению с 2017 годом». В соответствии с поставленной задачей «преобразование приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, включая здравоохранение, образование, промышленность, сельское хозяйство, строительство, городское хозяйство, транспортную и энергетическую инфраструктуру, финансовые услуги, посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений» разработаны отраслевые программы.
Однако качество большой части из подготовленных программ оставляет желать лучшего. Это объясняется как недостатком компетентных специалистов, так и необоснованно жесткими сроками изготовления этих программ. Конечно, начинать масштабное финансирование при таком качестве программ рискованно. К сожалению, всех, кто находятся в состоянии эйфории по отношению к перспективам цифровой экономики и испытывают головокружение даже не от успехов, как в приснопамятные сталинские времена [2], а просто от созданной вокруг этого шумихи, ждет большое и довольно скорое разочарование. Этот нерадостный вывод сделан на основе анализа
проектов и программ, и исторического опыта, причем не только отечественного.
Анализ программ и отраслевых проектов показывает, что в большинстве случаев под цифровизацией или цифровой трансформацией авторы подразумевают, в основном, автоматизацию управления, в том числе управления технологическими процессами, конечно, на базе новых цифровых технологий, включая BIG DATA, блокчейн, искусственный интеллект, роботизацию и т.д.
Автоматизация, в частности сельского хозяйства и АПК, имеет довольно долгую и не вполне счастливую историю. Она началась в середине 1960-х годов. Во всех отраслях народного хозяйства стали создаваться автоматизированные системы управления (АСУ) и автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУТП). В сельском хозяйстве началом работ по автоматизации стали попытки создания АСУ-сельхоз или АСУ-Минсельхоз, начатые в 1972 г. Работа проводилась на больших по размеру, но очень еще примитивных ЭВМ, и дело не пошло дальше учетных задач и решения многочисленных задач линейного программирования для оптимизации размещения сельскохозяйственного производства и транспортных задач.
В середине 1980-х годов появились первые персональные компьютеры и портативные электронные датчики. На новой технологической основе страны-члены СЭВ приняли Программу электронизации, которая должна была революционно улучшить экономическую ситуацию в социалистических странах. Подпрограмма Электронизации сельского хозяйства по содержанию и структуре очень напоминает современный проект Цифровой экономики сельского хозяйства. Однако революции не получилось, СЭВ, а потом и СССР распались.
В середине 1990-х годов стал развиваться Интернет и сетевые технологии. На этой основе была начата информатизация отраслей экономики, в том числе сельского хозяйства. Ее продолжением в 2000-х годах стало
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
создание множества государственных информационных систем (ГИС), на которые также возлагались огромные надежды. По информации Фонда развития Цифровой экономики «Цифровые платформы», в России уже создано более 400 федеральных и 2000 региональных ГИС, обеспечение работы которых обходится, по данным Счетной палаты, примерно в 200 млрд руб. в год. По мнению экспертов, мощности ГИС используются только на 1-2%.
На каждом этапе внедрения принципиально новых технологий -быстродействующих по тем временам электронно-счетных машин в 1960-1970-х, персональных компьютеров в 1990-х, Интернет и сетевых технологий в 2000-х годах — ожидался революционный прорыв, но все кончалось весьма скромными, хотя и положительными результатами. В последние годы всеобщее распространение получили смартфоны и широкополосный Интернет. Практически каждый человек получил буквально в руки довольно мощный компьютер и устойчивую связь для передачи всех видов информации. Очередной технологический прорыв, названный цифровизацией, вновь породил надежды на революционное улучшение управления экономикой и самой экономической и социальной системы. Однако исторический опыт не дает оснований для оптимизма. Прежде всего, нужно понять, почему предыдущие этапы внедрения компьютерной техники не оправдали ожиданий? В частности, почему при увеличении мощности компьютеров в сотни раз, при невероятном росте возможностей сетей связи и коммуникационных возможностей государственное, да и корпоративное управление практически остается на прежнем, очень невысоком уровне, а количество управленцев не убывает, а в большинстве государственных и корпоративных структур растет?
По моему мнению, ответ заключается в том, что на всех этапах технологического развития решалась практически одна и та же задача -автоматизация уже сложившихся управленческих процессов. Задачи изменения экономиче-
- 77
ЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 2 (368) / 2019
ских и управленческих моделей не ставилась и не решалась. При этом, конечно, достигались локальные улучшения, особенно при управлении технологическими процессами, но прорывов и революций не случалось.
Отсюда следует, что для экономического прорыва нужно нацелить цифровую трансформацию бизнес-процессов, прежде всего, на реализацию новых экономических моделей и принципиально новых систем управления, которые стали возможны или приобрели необходимую эффективность и прибыльность только после революционного изменения цифровых технологий.
К сожалению, пока до конца не сложилась терминология в области цифровизации. Для тех, кто интересуется различными подходами к базовым категориям в этой сфере, могу порекомендовать статью известных специалистов в цифровизации Р. Бухта и Р. Хикса [3].
Для целей правильной расстановки приоритетов предлагается принять следующие формулировки. Цифровизацией или цифровой трансформацией будем именовать представление реальных объектов и процессов в цифровых образах, представляющих эти объекты в моделях и дальнейших взаимодействиях (рис.).
В Указе Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» содержится следующая формулировка: цифровая экономика — хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг.
В этом определении подчеркивается, что данные в цифровом виде должны являться «ключевым фактором» и их обработка должна «существенно повысить эффективность». Конечно, эти условия являются очень размытыми и трудно проверяемыми. Между тем при финансировании программ цифровизации и цифровой экономики полезно иметь более четкие правила. Важно различать предприятия, использующие цифровизацию как продолжение традиционной автоматизации на новой технологической основе (Интернет вещей, роботизация и т.д.), и предприятия цифровой экономики,
основанные на новой экономической модели. Первые при исключении из производства новых цифровых технологий снизят свою эффективность, вторые просто исчезнут, поскольку их экономическая модель полностью основана на цифровых технологиях. По нашему мнению, приоритет в поддержке и финансировании должны получить предприятия цифровой экономики второго типа. К ним относятся Интернет-магазины, сайты коммерческих и государственных услуг, социальные сети, цифровые платформы и т.д. За каждым таким предприятием стоит своя экономическая модель.
Экономика цифровизации
Современные сетевые цифровые технологии открывают совершенно новые возможности организации экономической жизни. Основатели экономического неоклассического либерализма Л. фон Мизес и Ф. фон Хайек считали [4], что идеальная экономическая система должна состоять из индивидуальных предпринимателей, которые действуют на свой страх и риск при том, что рыночные цены мгновенно и без искажений доходят до каждого участника рынка. Именно такую систему позволяют организовать современные цифровые платформы, которые представляют собой технически, программно и институционально обеспеченное взаимодействие между участниками рынка. Каждый рынок может быть превращен в цифровую платформу при соответствующем изменении экономического поведения его участников.
Платформы сводят напрямую производителей и конечных потребителей, которые получают возможность взаимодействия без посредников. Ключевыми принципами платформенного бизнеса являются сервисный формат продукта (everything-as-a-service) и гибкий формат оплаты (pay-as-you-go). Прибыль платформ возрастает пропорционально количеству участников. Количество же участников растет пропорционально числу и привлекательности различных сервисов и продуктов, предоставляемых на базе платформы. Таким образом, чем больше провайдеров и приложений, тем больше участников. А чем больше участников, тем больше провайдеров и приложений.
Классическим примером цифровой платформы является хорошо уже знакомая большинству система Uber. В ее сферу действия или, как принято говорить, экосистему цифровой платформы входят потребители услуг такси и водители такси, являющиеся индивидуальны-
Рис. Цифровая трансформация объектов и процессов [8]
ми предпринимателями. Заказчик через платформу Uber заказывает услугу, оплачивает ее, оценивает предоставившего услугу водителя-предпринимателя. Водитель получает заказ, получает через Uber плату за услугу и оценивает заказчика. Цену услуг устанавливает Uber в зависимости от спроса и предложения в данный момент. Он же является арбитром в спорных ситуациях. За свои услуги Uber получает определенное вознаграждение.
По сравнению с обычной схемой заказа такси через сайт, например, таксопарка Uber имеет ряд преимуществ. Во-первых, во всех странах таксопарк платит гораздо большие налоги, чем индивидуальный предприниматель (НДС, налог на прибыль, социальный налог). Например, в России индивидуальный предприниматель платит налог на доход 6%, а общие налоговые платежи таксопарка могут превышать 50% от дохода. Эта разница делится между водителем, пассажиром и Uber. Во-вторых, через Uber могут работать владельцы автомобилей в свободном режиме. Они покупали свои машины не специально для работы в такси, поэтому они могут составить ценовую конкуренцию профессиональным таксистам. Это идет на пользу пассажирам, но вызывает возмущение таксистов. Тем не менее капитализация (цена) Uber составила в конце 2018 г. 120 млрд долл. и превысила суммарную стоимость крупнейших американских автопроизводителей General Motors, Ford и Fiat Chrysler, капитализация которых составляет 45,3 млрд, 35,1 млрд и 31,8 млрд долл. соответственно.
Цифровая платформа для аренды частных апартаментов Airbnb работает с 60 млн пользователей почти в 200 странах. Частные апартаменты предлагают индивидуальные предприниматели-владельцы квартир и домов. Капитализация Airbnb (30 млрд долл.), которая не владеет ни одним отелем, превосходит капитализацию сетей отелей Hilton и Marriott (капитализация 23,9 млрд и 18,8 млрд долл.со-ответственно). Конкурентные преимущества Airbnb практически те же, что у Uber.
В мире на сегодняшний день функционируют сотни цифровых платформ. Среди них выделяется группа глобальных цифровых платформ, таких как Google, Facebook, Amazon, Tencent, Alibaba Group, eBay и др. Каждая из этих платформ имеет свою специализацию и особенности. Общим в их деятельности является то, что они берут на себя отдельные функции компаний-продавцов товаров и услуг — реклама, складирование, доставка и т.д. — и, тем самым, уменьшают их издержки.
Платформа Google (капитализация 546 млрд долл.) — это, прежде всего, поисковая машина с множеством сервисов: электронная почта (Gmail), карты, браузер, хранилище данных, офисные приложения, видео (Youtube) и музыкальные сервисы и т.д. На долю Google приходится 75% всех запросов пользователей из 6586013574 ежедневных поисковых запросов во всем мире. От рекламы Google получает 98% выручки, которая превышает 120 млрд долл. В экосистему этой цифровой платформы входят компании, рекламирующие свои товары, и пользователи поисковой машины, получающие эту рекламу в нагрузку. Компании-продавцы товаров и услуг получают возможность рекламы через одно окно Google. Это снижает
их затраты и позволяет рекламировать товар для огромной аудитории Google.
Платформа Facebook (капитализация 354 млрд долл.) начинала как социальная сеть, но в настоящее время построила экосистему, включающую более 9 млн приложений и услуг, позволяющих реализовать практически любые персональные потребности. Ежемесячная аудитория Facebook на конец прошлого года составила 2,1 млрд пользователей. Общие доходы компании по итогам 2017 г. составили 40,6 млрд долл., прибыль — 15,9 млрд долл. [9]. При этом в структуре доходов до 91% выросла выручка от мобильной рекламы. 97% взрослого населения в США и более 90% в Европе ежемесячно пользуются Facebook [10]. Эти рынки приносят Facebook около 70% рекламного дохода. Согласно расследованию The Wall Street Journal, популярные iOS и Android приложения посылают личную информацию пользователей в Facebook. Шесть из 15 самых популярных фит-нес-трекеров и мобильных приложений из раздела «здоровье» годами передавали данные о пользователях Facebook, даже не предупреждая об этом. Например, Instant Heart Rate для iOS (самое популярное приложение для измерения сердечного ритма) передает данные о сердечном ритме. Известный календарь для женщин Flo Period и Ovulation Tracker, который насчитывает около 25 млн активных пользователей, предоставляет информацию о биологических циклах женщин и о планировании их беременностей. Realtor предоставляет компании местонахождение и цену просмотренных объектов недвижимости, а также сведения об объектах, добавленных в избранное. Вся эта информация активно используется в рекламе.
Платформа Amazon (капитализация 362 млрд. долл.) начинала как онлайн-супер-маркет, но в настоящее время построила экосистему, предоставляющую компаниям возможность построения облачной IT-инфраструктуры, включающей множество сервисов из областей хранения данных, обработки данных, предоставления вычислительных ресурсов, обмена данными и сообщениями и т.д. Выручка компании в 2018 г. составила 232,9 млрд долл. Около 60% выручки приходится на основной бизнес — онлайн-торговлю, традиционная розница занимает коло 6%, AWS («облачный» бизнес) — около 8%. Рекламный бизнес быстро развивается. Специфика рекламной политики Amazon — прямая работа с крупными брендами. Компания предлагает им собственные данные о продажах и поведении потребителей. Amazon славится своими великолепными складами и системами доставки. Компания берет на себя функции складирования, доставки и рекламы, что позволяет малым предприятиям, пользующимся его услугами, сосредоточиться на процессах производства.
Таким образом, у каждой из трех ведущих в мире цифровых платформ имеется свое ведущее направление: у Google — поисковая машина; у Factbook — социальная сеть; у Amazon — онлайн-торговля. Эти направления до сих пор остаются ведущими и обеспечивают платформам огромные аудитории. Далее они развивают большое количество приложений, увеличивающих число пользователей. Потом они переходят на сбор данных о своих пользователях и использование (фактическую продажу)
этих данных для рекламных целей. Экономическая модель всех трех платформ — принятие на себя, разумеется за плату, отдельных функций компаний-пользователей.
Для России особенно интересна история недавнего успеха китайских Интернет-гигантов, которые начали практически с нуля и относительно недавно.
Tencent (капитализация 241 млрд долл.) — одна из крупнейших в Китае цифровых платформ, построившая экосистему, включающую собственную социальную сеть WeChat, мобильную платформу, сервисы общения, игры, интернет-портал, электронную коммерцию, платежную систему WeChat Pay, сервисы для B2B сегмента. Основная специализация Tencent — социальная сеть WeChat, которая в условиях блокирования большинства общеизвестных мировых социальных сетей является практически единственным инструментом Интернет-общения в КНР. Включенная в эту сеть платежная система WeChat Pay была организована совсем недавно, в 2013 г., но число ее пользователей уже превысило 900 млн человек. Практически у всех китайцев есть аккаунт в WeChat, привязанный к банковскому счету. Считав при помощи телефона QR-код (Quick Response — код быстрого реагирования), состоящий из уже хорошо знакомых черных квадратов в квадратной сетке на белом фоне, пользователь может мгновенно оплатить любой товар. Мобильные платежи получили в Китае невероятное распространение. В 2018 г. с помощью мобильных телефонов было проведено денежных операций на сумму 9 трлн долл. [5]. Это создало совершенно новую модель экономического поведения малых компаний и индивидуальных предпринимателей, которые смогли успешно работать без бухгалтерий и кассовых машин.
Alibaba (капитализация 240 млрд долл.) была создана Джеком Ма (Ма Юнь в китайском варианте) как интернет-площадка, соединяющая китайских производителей с иностранными покупателями. Далее по прообразу eBay был создан C2C-сервис Taobao, и по аналогии с Amazon — T-mall (2008 г.). Сейчас Alibaba — глобальная цифровая платформа, в которую входят: AliExpress — глобальная международная розничная площадка (B2C); 1688.com — площадка оптовой торговли внутри Китая (B2B); Taobao Marketplace — онлайн интернет-магазин, предназначенный для китайских потребителей (B2C); T-mall — платформа, направленная на распространение продукции международных брендов на территории Китая (B2CJ; Juhuasuan — платформа для флеш-продаж продукции по сниженным ценам в течение ограниченного периода времени путем агрегирования спроса от многочисленных потребителей (B2C); интернет-магазин здоровья Alihealth, который дает рекомендации по выбору лекарств на основе данных миллионов историй болезней.
Только в 2017 г. платформа оптовой торговли (B2B), с помощью которой малые предприятия могут продавать свою продукцию компаниям в других странах, создала в КНР около 36 млн рабочих мест. Это — огромное количество людей, доставляющих товары на дом (в 2018 г. было доставлено 50 млрд посылок, заказанных через Alibaba), владельцы огромного числа маленьких интернет-магазинов, появившихся и работающих, благодаря этой цифро-
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
вой платформе и организованной ей рекламе и доставке.
Китайские цифровые гиганты показывают, как можно использовать передовой зарубежный опыт освоения новых экономических моделей для быстрого и успешного развития.
Цифровая экономика сельского хозяйства и цифровая платформа АПК
В 2019 г. Министерство сельского хозяйства РФ начало осуществлять Ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство». Этот Проект состоит из следующих пяти компонент:
1. «Эффективный гектар» — создание Единой информационной системы земель сельскохозяйственного назначения (ЕФИС ЗСН), в которой будет указано состояние и использование каждого земельного участка; в перспективе на базе ЕФИС ЗСН будет планироваться эффективное использование каждого гектара.
2. «Смарт-контракты» — создание личных кабинетов получения субсидий и в перспективе автоматизация предоставления субсидий и других видов государственной поддержки на основе смарт-контрактов.
3. Агроэкспорт «От поля до порта» — моделирование экспортных потоков и в перспективе увязка прогнозных урожаев с подвижным составом РЖД для расшивки «узких мест».
4. «Агрорешения для агробизнеса» — создание и масштабирование решений «Умная ферма», «Умное поле», «Умное стадо», «Умная теплица», «Умная переработка», «Умный склад», «Умный агроофис».
5. «Земля знаний» — создание электронной образовательной системы и обучение 55 тыс. специалистов агропредприятий за 3 года. Все компоненты Проекта представляются
достаточно обоснованными и инновационными. Однако новые модели экономического поведения в этих компонентах трудно просматриваются. Поэтому велика опасность того, что эти компоненты Проекта сведутся к обычной автоматизации имеющихся процессов и, как всегда, окажутся малоэффективными. Например, вряд ли стоит ожидать заметного повышения эффективности от простой автоматизации субсидирования (второй компонент Проекта) без существенного изменения самих процедур и правил субсидирования. Кроме того, по нашему мнению, отдельные компоненты недостаточно связаны, и целесообразно ввести в Проект еще один компонент, являющийся одновременно связующим звеном.
Следует учесть, что важнейшей потребностью любого агропромышленного предприятия является организация продвижения и сбыта продукции. Торговля сельскохозяйственным сырьем и продуктами питания по добавочной стоимости (более 13,4 трлн руб., по данным Рос-стата) более чем в 4 раза превосходит перерабатывающую промышленность (около 3 трлн руб.) и более чем в 3 раза превосходит сельскохозяйственное производство (около 4 трлн руб.). При этом значительная доля прибыли от продаж достается предприятиям оптовой и розничной торговли. Результаты исследований международной консалтинговой компании «J'son & Partner Consulting» показывают, что «наибольший эффект на сельскохозяйственную отрасль
- 79
ЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 2 (368) / 2019
оказывает длинная цепочка посредников: оптовых и розничных компаний. Малые производители не имеют доступа на полки магазинов и вынуждены сдавать продукцию оптовикам зачастую ниже себестоимости ее производства. Чуть лучше ситуация у крупных хозяйств, особенно если они интегрированы с перерабатывающими мощностями и торговыми сетями. Но таковых менее ста на всю страну. При этом до 90% маржи от продажи продукции сельского хозяйства остается в оптово-розничной торговле и у банков, а отпускная цена продукции, при низком ее качестве высока относительно уровня реальных располагаемых доходов».
Поэтому наиболее эффективным механизмом поддержки сельского хозяйства является создание Цифровой платформы дистрибуции товаров сельского хозяйства и переработки до потребителя. Цифровая платформа будет базироваться на единой шине, уже апробированном программном комплексе дистрибуции продукции и заключения коммерческих сделок, программе для коммуникаций с банковскими системами, а также разрабатываемой в настоящее время субплатформе взаимодействия сельскохозяйственных производителей с государством. К шине Цифровой платформы будут подключаться все остальные компоненты Проекта «Цифровой сельское хозяйство» и другие приложения на коммерческой основе.
Внедрение Цифровой платформы создаст совершенно новую модель экономического поведения сельскохозяйственных товаропроизводителей и даст им дополнительный доход, многократно превышающий всю государственную поддержку АПК. Если, например, Цифровая платформа обеспечит сокращение добавленной стоимости торговых посредников на 10%,
российские производители сельскохозяйственной продукции и продуктов питания смогут получить дополнительно около 1,34 трлн руб. Это в 5,4 раза больше государственной поддержки, полученной всеми предприятиями АПК в 2018 г., и больше суммарных затрат на поддержку АПК за последние 6 лет (1,2 трлн руб.).
Цифровая платформа позволит каждому участнику получать достоверную, оперативную информацию о продвижении товаров по всей цепочке от производителя до потребителя. Это позволит увеличить сроки возврата денежных средств и уменьшит банковские ставки, поскольку банки получат дополнительные гарантии возврата, получая информацию об отданных в залог товарах.
В Тамбовской области уже создана альфа-версия Цифровой платформы и в 2019 г. планируется разработка бета-версии [6]. К этой платформе могут быть присоединены различные программно-технические комплексы и решения («Умная ферма», «Умное поле», «Умное стадо», «Умная теплица», «Умная переработка», «Умный склад» и т.д.). При этом перед тиражированием и масштабированием целесообразно провести опытную эксплуатацию предлагаемых решений в одинаковых экономических и климатических условиях. Для этого идеально подходит инновационный научно-технологический центр «Мичуринская долина» (ИНТЦ), расположенный в Тамбовской области [7].
Целью создания и развития инновационного научно-технологического центра «Мичуринская долина» является организация эффективного трансфера инновационных технологий, комплексов, оборудования научных и инновационных, отечественных и зарубежных производителей путем размещения на территории центра
системы действующих инновационных производств, которая в реальных российских условиях позволяет сельскохозяйственным и агропромышленным товаропроизводителям оценить технологическую и экономическую эффективность инноваций и приобрести их с использованием предоставляемых центром сервисов.
Рекомендуется разместить в ИНТЦ предлагаемые варианты умных ферм, полей, теплиц, перерабатывающих предприятий и складов с целью выявления сильных и слабых сторон предлагаемых решений перед их масштабированием.
Литература
1. Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/57425
2. Сталин И.В. Головокружение от успехов // Правда. 1930. 2 марта.
3. Bukh R., Heeks R. Defining, Conceptualising and Measuring the Digital Economy. Global Development Institute working papers. 2017. No. 68. URL: https:// diodeweb.files.wordpress.com/
4. Фридмен М., Хайек Ф. О свободе. В серии «Философия свободы». Вып. II. М.: Социум; Три квадрата, 2003.
5. Зуенко И. Что день грядущий нам готовит // Профиль. 18.02.2019. № 6.
6. Огнивцев С.Б. Концепция цифровой платформы агропромышленного комплекса // Международный сельскохозяйственный журнал. 2018. № 2.
7. Никитин А.В., Огнивцев С.Б. Стратегия развития инновационного научно-технологического центра агропромышленного комплекса // Международный сельскохозяйственный журнал. 2018. № 3.
8. http://www.fidp.ru/research/digital
9. https://adindex.ru/news/digital/2018/02/1/ 168929.phtml
10. https://ffin.ru/market/future/71583/#ixzz5gib XuoSv
Об авторе:
Огнивцев Сергей Борисович, доктор экономических наук, профессор, директор АНО «Институт системного анализа и интеллектуальной собственности», главный научный сотрудник Всероссийского института аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова, ognivtsev@gmail.com
THE DIGITALIZATION OF THE ECONOMY AND THE ECONOMY OF DIGITALIZATION IN AGRICULTURE
S.B. Ognivtsev12
'Institute of system analysis and intellectual property, Moscow
2All-Russian institute of agrarian problems and informatics named after A.A. Nikonov — branch of the FSBSI "Federal research center of agrarian economy and social development of rural areas — All-Russian research institute of agricultural economics'; Moscow, Russia
On the basis of historical experience the article assesses the prospects of the dlgltallzation of the economy. It Is proved that to achieve successful digitaiizatfon we should support the development of completely new economic models entirely based on innovative digital technologies. Digital platforms can transform almost any market and promote a radical change in the economic behavior of its participants. The analysis of successful digital platforms shows that each platform has its own specific properties that are very attractive to consumers of goods and services. Such platform also partly takes on the functions of producers of goods and services which allows them to move to a new model of economic behavior. From these positions, the state funded project "Digital agriculture" is analyzed and the Digital platform for the agricultural goods distribution and consumer processing is recommended as the central connecting element of this project. The introduction of the Digital platform of agribusiness will create a new model of economic behavior of agricultural producers and will give them additional income many times exceeding all existing state support for agribusiness.
Keywords: informatization, agro-industrial complex, digital platform, artificial intelligence, robotics, blockchain, smart contract, ecosystem, online trade, distribution, promotion of goods.
References
1. Decree of the President of the Russian Federation "The national goals and strategic objectives of the Russian Federation for the period up to 2024" URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/57425
2. Stalin I.V. Dizzy with success. Pravda. 1930. March 2.
3. Bukh R., Heeks R. Defining, Conceptualising and Measuring the Digital Economy. Global Development Institute
About the author:
working papers. 2017. No. 68. URL: https://diodeweb.files. wordpress.com/
4. Fridmen M., Khajek F. On freedom. In the Philosophy of freedom series. Vol. II. Moscow: Society, Three squares, 2003.
5. Zuenko I. What will be on the next day. Profil = Profile. 18.02.2009. No. 6.
6. Ognivtsev S.B. The concept of the digital platform of the agriculture. Mezhdunarodnyj selskokhozyajstvennyj zhur-nal = International agricultural journal. 2018. No. 2.
7. Nikitin A.V., Ognivtsev S.B. Strategy of development of innovative scientific and technological center of agro-industrial complex. Mezhdunarodnyj selskokhozyajstvennyj zhurnal= International agricultural journal. 2018. No. 3.
8. http://www.fidp.ru/research/digital
9. https://adindex.ru/news/digital/2018/02/1/168929. phtml
10. https://ffin.ru/market/future/71583/fixzz5gibXuoSv
Sergey B. Ognivtsev, doctor of economic sciences, professor, director of the Institute of system analysis and intellectual property, chief researcher of the All-Russian institute of agrarian problems and informatics named after A.A. Nikonov, ognivtsev@gmail.com
ognivtsev@gmail.com