Научная статья на тему 'Расширение конкурентных позиций на агропродовольственном рынке: региональный аспект'

Расширение конкурентных позиций на агропродовольственном рынке: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
240
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конкурентные позиции региона / агропродовольственный рынок / межрегиональные связи / экспорт / аграрное производство / спрос и предложение / конкурентные преимущества. / compe􏰂􏰂ve posi􏰂on of the region / agri-food market / interregional rela􏰂ons / export / agricultural produc􏰂on / supply and demand / compe􏰂􏰂ve advantages.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Закшевский Василий Георгиевич, Чарыкова Ольга Генсановна

В статье обозначена проблема ведущих аграрных регионов страны, связанная со значительным опережением темпов роста товарного предложения относительно увеличения спроса на локальном региональном (макрорегиональном) рынке. Сформулирована цель исследования, состоящая в обосновании стратегических направлений, определении способов и механизмов расширения конкурентных возможностей региона на национальном и внешнем аграрном рынке. Для достижения целей применены общенаучные методы познания (диалектический, индукции и дедукции, декомпозиции, анализа и синтеза) и специальные методы исследования (SWOT-анализ, экономико-статистического и сравнительного анализа, организационного моделирования). Реализация предложенных в результате исследования приоритетных направлений (масштабирование спектра лидирующих рыночных позиций, расширение межрегиональных связей и развитие экспорта, повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной и пищевой продукции), механизмов и инструментов (кластеризация, проектное управление, стимулирование активизации инновационного агробизнеса, цифровизация) на основе инновационного развития аграрного производства и рыночной инфраструктуры при продуктивном взаимодействии органов власти Воронежской области и бизнеса позволит освоить новые рыночные сегменты и увеличить экспорт продукции в 2,4 раза к 2035 г. Результаты исследования частично использованы при разработке Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Закшевский Василий Георгиевич, Чарыкова Ольга Генсановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Expansion of competitive positions on agro-food market: the regional aspect

The ar􏰂cle highlights the problem of the Russian leading agrarian regions, which is associated with a significant growth rates outpacing of the commodity offer rela􏰂ve to the lower demand increase in the regional (macro-regional) market. The research goal consists in the strategic direc􏰂ons grounding and determining the ways and mechanisms for expanding the compe􏰂􏰂ve regional capabili􏰂es on the na􏰂onal and foreign agrarian market. To achieve the goal were applied general scien􏰂fic methods (dialec􏰂c, induc􏰂on and deduc􏰂on, deck posi􏰂on, analysis and synthesis) and special research methods (SWOT analysis, economic, sta􏰂s􏰂cal and compara􏰂ve analysis, organiza􏰂onal modeling). Implementa􏰂on of the research proposed priority steps (scaling the leading market posi􏰂ons spectrum, expanding interregional rela􏰂ons and export development, improving the food and agricultural raw compe􏰂􏰂veness), mechanisms and tools (clustering, project management, s􏰂mula􏰂ng the innova􏰂ve agribusiness, digitaliza􏰂on) based on innova􏰂ve agricultural and market development in the government and business interac􏰂on will open up the new market segments and to increase exports 2.4 􏰂mes by 2035. new business segments and increase exports by 2.4 􏰂mes by 2035. The results of the study were par􏰂ally used in the design of a Strategy for the Voronezh region socio-economic development for the period up to 2035.

Текст научной работы на тему «Расширение конкурентных позиций на агропродовольственном рынке: региональный аспект»

АГРАРНАЯ РЕФОРМА И ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

УДК 338.43 001: 10.24411/2587-6740-2019-15085

РАСШИРЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПОЗИЦИЙ НА АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ РЫНКЕ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

В.Г. Закшевский, О.Г. Чарыкова

ФГБНУ «Научно-исследовательский институт экономики и организации АПК Центрально-Черноземного района Российской Федерации», г. Воронеж, Россия

В статье обозначена проблема ведущих аграрных регионов страны, связанная со значительным опережением темпов роста товарного предложения относительно увеличения спроса на локальном региональном (макрорегиональном) рынке. Сформулирована цель исследования, состоящая в обосновании стратегических направлений, определении способов и механизмов расширения конкурентных возможностей региона на национальном и внешнем аграрном рынке. Для достижения целей применены общенаучные методы познания (диалектический, индукции и дедукции, декомпозиции, анализа и синтеза) и специальные методы исследования ^ОТ-анализ, экономико-статистического и сравнительного анализа, организационного моделирования). Реализация предложенных в результате исследования приоритетных направлений (масштабирование спектра лидирующих рыночных позиций, расширение межрегиональных связей и развитие экспорта, повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной и пищевой продукции), механизмов и инструментов (кластеризация, проектное управление, стимулирование активизации инновационного агробизнеса, цифровизация) на основе инновационного развития аграрного производства и рыночной инфраструктуры при продуктивном взаимодействии органов власти Воронежской области и бизнеса позволит освоить новые рыночные сегменты и увеличить экспорт продукции в 2,4 раза к 2035 г. Результаты исследования частично использованы при разработке Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года.

Ключевые слова: конкурентные позиции региона, агропродовольственный рынок, межрегиональные связи, экспорт, аграрное производство, спрос и предложение, конкурентные преимущества.

Введение

Достижение поставленных перед агропромышленным комплексом России приоритетных целей по обеспечению национальных интересов страны и укреплению ее позиций на мировом рынке во многом определяется уровнем развития агропродовольственного рынка и структурой аграрного производства, наличием внешнего спроса и эффективностью использования конкурентного (в том числе экспортного) потенциала аграрной отрасли.

В современных условиях глобализации мирового агропродовольственного рынка, формирования общего аграрного рынка (ОАР) стран ЕАЭС повышается роль и значение России как быстро растущего экспортера, что предопределяет необходимость научного обоснования приоритетных прорывных направлений развития, концентрация ресурсов на которых в настоящий момент могла бы вызвать мультипликативный эффект, проявляющийся в устойчивом экономическом росте. В сложных современных политических условиях глобализации и дифференциации мирового агропро-довольственного рынка (экономические санкции, политические амбиции, торговые войны), трансформации аграрной структуры и углубления отраслевой специализации возрастает значение регионов в решении поставленных задач. Усиление дифференциации регионов выступает как реакция на внешние и внутренние вызовы и угрозы. Драйверами трансфор-

мации локальных рынков являются ускорение модернизации, региональной специализации, обострение конкуренции, позиционирование регионов.

Актуальность вопросов укрепления и расширения конкурентных позиций Воронежской области (Центрально-Черноземного макрорегиона) на национальном агропродовольственном и внешнем зарубежном рынках аргументируется следующими позициями:

• наличием значительного агропромышленного потенциала и ростом внешнего спроса;

• опережающим увеличением объемов агропромышленного производства относительно роста емкости регионального (макроре-гионального) локального рынка;

• стратегической ориентацией на развитие экспортно ориентированного производства и расширение межрегиональных национальных и внешних агропродовольствен-ных связей;

• наличием конкурентных преимуществ на национальном рынке.

Состояние изученности проблемы

Теоретические основы региональной дифференциации получили развитие в трудах многих отечественных и зарубежных исследователей. К настоящему времени достаточно глубоко проработаны теоретико-практические проблемы функционирования товарных рынков, фор-

ЮТЗДМАТЮМАЬ АСШСШПтАЬ ЮШМАЬ № 5 (371) / 2019

мирования их отдельных элементов (спроса и предложения), развития конкуренции, реализации процессов обмена и потребления продукции на рынках.

Исследования проблем развития экспортной деятельности в АПК, выявление экспортных возможностей рынков агропродовольственной продукции нашли отражение в трудах К. Бородина, В. Гончарова, А. Петрикова, И. Романенко, С. Сиптица и др.

Вопросы развития межрегиональных продовольственных связей освещены в трудах отечественных ученых-экономистов: А. Алтухова,

B. Боева, А. Васютина, Д. Вермеля, В. Гончарова,

C. Горланова, Ю. Горячева, И. Загайтова, А. Куро-паткина, Т. Лысенковой, П. Половинкина, О. Ча-рыковой и др.

При этом, несмотря на большое внимание научного сообщества к развитию межрегиональных связей и экспортной ориентации, повышению конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, многие вопросы укрепления и расширения конкурентных позиций регионов на агропродовольственном рынке в условиях трансформационных процессов в агропромышленном комплексе остаются недостаточно разработанными.

Цель и задачи исследования

Целью данного исследования является обоснование стратегических направлений, определение способов и механизмов укрепления и

www.mshj.ru

расширения конкурентных позиций региона на агропродовольственном рынке. Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

• оценить конкурентные позиции Воронежской области по основным видам сельскохозяйственной продукции, выявить конкурентные преимущества и угрозы (риски);

• обосновать основные направления расширения конкурентных позиций, определить механизмы и инструменты достижения стратегических приоритетов;

• сформулировать комплекс первоочередных мер органов государственной власти Воронежской области;

• предусмотреть ожидаемые результаты укрепления конкурентных позиций.

Методы исследования

В научной работе для достижения поставленных целей нашли применение диалектический метод познания, методы дедукции и индукции, экономического анализа и синтеза. При решении конкретных поставленных задач применены методы:

• стратегического анализа ^ОТ-анализ) для установления сильных и слабых сторон социально-экономической системы региона, угроз и возможностей во внешней среде;

• экономико-статистического и сравнительного анализа для определения трендов развития; сравнительного анализа для определения конкурентных позиций и позиционирования Воронежской области в системах более высокого уровня (Российской Федерации, Центрального федерального округа);

• организационного моделирования для определения изменений в институциональном, экономико-организационном и правовом обеспечении функционирования региона.

Научная гипотеза исследования

Научная гипотеза исследования строится на предположении, что развитие внешнего межрегионального и экспортно ориентированного агропродовольственного рынка не должно ограничиваться только проблемами скорейшего выхода на внешние рынки. Следует их рассматривать в контексте более широкого круга вопросов о многообразии способов государственного регулирования и развития агробизнеса в условиях глобализации, исходя из региональных особенностей и повышения международной конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции. При этом аграрный сектор страны может продвигаться к достижению международной конкурентоспособности только путем закрепления своего конкурентного положения отечественной сельскохозяйственной продукции на мировом (национальном) рынке [1].

Последовательное решение выделенных задач позволило получить следующие результаты.

Изучение теоретических основ международной и межрегиональной торговли, содержащихся в трудах ученых различных экономических школ, анализ основных теорий товарной открытости (стран, регионов) и осмысление закономерностей развития рынка, раскрываю-

щих сущностные характеристики внешнеторговой ориентации, позволили в обобщенном виде предвидеть целесообразность развития национального (в том числе экспортно ориентированного сегмента) рынка за счет эффективного использования конкурентного потенциала [1, 2, 3].

Соотношение темпов роста уровня предложения и эффективного удовлетворения спроса позволяет выделить несколько типов рыночных структур на различных модельных рынках.

Результаты исследования

1. Дана оценка конкурентных позиций Воронежской области по основным видам сельскохозяйственной продукции.

1.1. Результаты перспективно-ориентированного анализа установили, что в последние годы Воронежская область показывает устойчивое развитие сельскохозяйственного производства, значительно превышающее общероссийские темпы роста (109,5% за 2018 г. к 2017 г., по РФ - 100,4%, с 2009 г. по 2016 - 174,2%, по РФ - 124,2%) (рис.).

Высокие региональные темпы роста производства продукции сельского хозяйства позволили области занять свою позицию среди пяти лучших регионов страны по данному показателю.

1.2. Повышается роль и значение АПК в валовом региональном продукте. Вклад сельскохозяйственного сектора, пищевых и перерабатывающих предприятий в валовой региональный продукт по итогам 2018 г. составил около 20%, тогда как в 2010 г. - всего 7,5%

1.3. Результаты позиционирования региона на локальном рынке макрорегиона (ЦЧР), ЦФО и России в 2013-2018 гг. свидетельствуют об укреплении и расширении конкурентных позиций Воронежской области. Так, значительно выросла доля региона в России и ЦФО по продукции животноводства (молоко, мясо свиней, яйцо), увеличилась также по зерну и сахарной свекле. В макрорегионе Воронежская область по всем позициям, кроме мяса свиней и мяса птицы, занимает лидирующие позиции [4].

1.4. Значительные объемы производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия и относительно высокие доходы населения по сравнению с областями ЦЧР и ЦФО (кроме Москвы и Московской области) обеспечили самые большие в ЦФО уровни потребления молока и молочных продуктов (270 л на душу населения в год), мяса и мясопродуктов (82 кг), яиц и яйцепродуктов (339 шт.), фруктов и овощей (71 кг).

1.5. Практически по всем видам агропродо-вольственной продукции Воронежская область полностью обеспечивает себя за счет собственного производства. Более того, рост предложения обеспечил высокий уровень самообеспечения и насыщения регионального рынка.

1.6. Однако следует отметить, что лидирующие позиции региона обеспечены, прежде всего, экстенсивными факторами: значительными площадями и высокими темпами роста поголовья животных. В ходе исследования были определены основные конкуренты Воронежской области, при установлении которых учитывались такие региональные критерии, как сопоставимые рыночные доли, близкие производственно-реализационные характеристики (урожайность, продуктивность, рыночная маржа и др.) (табл. 1) [4].

Результаты перспективно-ориентированного анализа позволили выявить наиболее значимые проблемы и ключевые перспективные векторы, расширяющие конкурентные позиции региона на национальном рынке. Для идентификации сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, прогнозируемых во внешней среде, выполнен детальный SWOT-анализ, результаты которого позволили определить ключевые проблемы и конкурентные преимущества региона.

К наиболее значимым ключевым проблемам, сдерживающим дальнейшее расширение конкурентных позиций, нами отнесены: • низкий уровень коммерциализации накопленного научно-технологического потенциала, обусловленный недостаточной востребованностью наукоемких разработок реальным аграрным сектором экономики;

Составлено авторами по данным http://www.gks.ru/

Рис. Темпы роста производства продукции сельского хозяйства, %

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 5 (371) / 2019

Таблица 1

Конкурентные позиции лидеров аграрного рынка России, 2017 г.

Аграрные рынки Лидеры (рыночные доли, %)

Области с большей долей Доля Воронежской области Области с меньшей долей

Зерно Краснодарский край (14,3), Ростовская область (11), Ставропольский край (10), Волгоградская область (4,5) 4,1 Курская область (4,2)

Маслосемена подсолнечника Саратовская область (11,6), Ростовская область (10,6), Краснодарский край (10,3) 8,9 Волгоградская область(7,6)

Сахарная свекла Краснодарский край (20,1) 12,5 Курская область (10,6), Липецкая область (9,7), Тамбовская область (9,9)

Картофель Брянская область (7,5), Тульская область (5,2), Нижегородская область (4,3), Республика Татарстан (3,8), Московская область (3,2), Липецкая область (3,1), Краснодарский край (3) 2,9 Республика Башкортостан (2,9), Тамбовская область (2,5)

Плодово-ягодная продукция Краснодарский край (27,6), Республика Крым (8,6), Республика Дагестан (8,4), Кабардино-Балкарская Республика (8,3) 5,8 Липецкая область (4,3)

Молоко Республика Татарстан (6,8), Краснодарский край (5,5), Алтайский край (3,9), Республика Башкортостан (3,8) 3,1 Удмуртская Республика (3), Свердловская область (3)

Мясо КРС Республика Башкортостан (6), Республика Татарстан (5,7), Республика Дагестан (4,9), Алтайский край (4,7), Краснодарский край (4), Оренбургская область (3,9) 3,4 Республика Калмыкия (3,2)

Мясо свиней Белгородская область (20,2), Курская область (7,3), Тамбовская область (4,9), Псковская область (3,9) 3,6 Челябинская область (3)

Составлено авторами по данным http://www.gks.ru/

• неразвитость транспортной, инновационной и финансовой инфраструктуры;

• дисбаланс вектора экономического роста и повышения экологической безопасности региона;

• высокая зависимость от импорта семян, племенного дела, действующего вещества в СЗР, снижающие конкурентоспособность аграрной продукции.

Для определения относительных конкурентных преимуществ Воронежской области применены два основных комплексных критерия [5]:

• устойчивое развитие сильной стороны Воронежской области, то есть повышение регионом конкурентного преимущества длительное время независимо от внешних угроз и внутренних рисков;

• наличие в Воронежской области необходимого конкурентного потенциала, обеспечивающего развитие сильной стороны, формирование возможностей для ликвидации угроз и снижения рисков.

Учитывая данные критерии и результаты стратегического анализа, в процессе исследования выбраны потенциальные возможности сильных сторон региона, идентифицируемые в качестве конкурентных преимуществ:

• обширные водные и земельные ресурсы (в том числе более 70% черноземов), позволяющие формировать значительные емкие продуктовые сегменты;

• большая емкость внешнего спроса, в том числе экспортного, при ограниченности внутреннего рынка;

• стремительное развитие процессов кластеризации сельскохозяйственных и промышленных предприятий, способствующее повышению конкурентоспособности;

• лидирующие позиции на рынке высококачественных концентрированных кормов (рост животноводства — драйвер развития агро-продовольственного рынка в мире и стране);

• высокий научно-образовательный потенциал, раскрывающий перспективность выхода на новые рынки с инновационной, органической продукцией;

52 -

INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 5 (371

• глубокая высокотехнологичная переработка продукции растениеводства, способствующая росту внутреннего регионального спроса и расширению позиций на национальном и мировом рынках.

2. Обоснованы основные направления расширения конкурентных позиций, определены механизмы и инструменты достижения стратегических приоритетов.

Проведенные аналитические расчеты и результаты оценки стратегического анализа позволили сформулировать основную рабочую гипотезу (тезис) расширения конкурентных позиций региона, которая базируется на необходимости решения двух взаимосвязанных и взаимозависимых крупных стратегических задач:

• обеспечение роста товарного производства и емкости рынка (внутреннего спроса), развитие экспорта;

• повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

2.1. Из этого следует, что приоритетными направлениями укрепления и расширения конкурентных позиций можно считать:

• масштабирование спектра лидирующих рыночных позиций (доли и конкурентных позиций);

• расширение межрегиональных связей и развитие экспорта;

• повышение конкурентоспособности агро-продовольственной продукции и имиджа региона (макрорегиона).

2.2. Для достижения стратегической цели (укрепление и расширение конкурентных позиций) обоснованы стратегические приоритеты и разработаны механизмы (инструменты).

А. Масштабирование спектра лидирующих рыночных позиций базируется на следующих основных организационно-экономических механизмах:

• рост производительности труда и качества продукции, обеспечение темпов роста производства сельскохозяйственной и пищевой продукции, опережающих общероссийские

2019

показатели, способствующих увеличению товарного предложения, по структуре и емкости соответствующего эффективному спросу;

• формирование и функционирование рыночной инфраструктуры на основе инновационного развития, с использованием маркетинговых и логистических подходов.

Б. Расширение межрегиональных связей и развитие экспорта, являясь трендами современной регионализации и стратегическими приоритетами макрорегиона, предопределяют:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• формирование и эффективное использование конкурентного потенциала (в том числе экспортного);

• развитие экспортно ориентированных производств аграрной и пищевой продукции;

• активизацию международного маркетинга на федеральном и региональном уровнях [6, 7].

Так как темпы роста товарного предложения опережают эффективный спрос, особо актуализируется проблема развития новой (инновационно диверсифицированной) модели развития аграрной экономики макрорегиона, включающей 2 взаимосвязанных блока социально-экономических преобразований:

• трансформация аграрной структуры, ориентированной на устойчивый долгосрочный экономический рост;

• развитие результативного внешнего (в том числе и экспортно ориентированного сегмента) агропродовольственного рынка [8]. Это предполагает эффективное использование экспортного потенциала, повышение конкурентоспособности и наличие внешнего продуктивного спроса.

Предполагается, что развитие агропродо-вольственного рынка по экспортно ориентированной модели (варианту), основанной на долгосрочной тенденции роста объемов экспорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия, требует наличия адекватного экспортного потенциала и обеспечения высокого уровня эффективности его использования. Формирование конкурентного экспортного потенциала

www.mshj.ru

аграрной сферы экономики в значительной степени определяется особенностями территориального и отраслевого размещения аграрного производства, уровнем обеспеченности сельскохозяйственных производителей ресурсами, степенью их вовлеченности в отношения производства и рыночного обмена продовольствием. Сочетания данных факторов формируют специфическую аграрную структуру территорий, регионов и государств.

Трансформация аграрной структуры оказывает устойчивое и долгосрочное влияние на функционирование внутренней и внешней торговли сельскохозяйственным сырьем и продовольствием, поэтому должна рассматриваться в качестве как условия, так и инструмента развития экспортно ориентированного агропродо-вольственного рынка.

В результате исследования основными механизмами эффективного использования конкурентного, в том числе экспортного, потенциала определены:

• гармонизация нормативно-правовой базы с международным правом, совершенствование государственных механизмов и инструментов стимулирования экспорта;

• выход на новые сегменты и диверсификация экспорта в АПК, модернизация форм и форматов торговли;

• повышение конкурентоспособности и укрепление конкурентных позиций, видовая модификация экспортируемых товаров;

• обновление и рационализация транспортно-логистической сети, ускорение товародвижения и выгодное позиционирование [9].

В. Повышение конкурентоспособности агропродоеольстеенной продукции и имиджа региона (макрорегиона) включает не только механизмы и стимулы увеличения емкости и непрерывный рост качества продукции, но и снижение технологической и генетической зависимости от импорта, создание комфортных условий жизни (табл. 2).

3. Предложен комплекс первоочередных мер, реализуемых органами государствен-

ной власти Воронежской области, включающий законодательные (нормотворческие), организационно-экономические и институциональные, научно-исследовательские и другие мероприятия, в том числе:

• совершенствование форм, механизмов и масштабов увеличения государственных расходов на внедрение инноваций, ориентированных на обеспечение лидерских позиций региона;

• привлечение инвесторов и эффективных собственников в сельское хозяйство, в создание новых высокотехнологичных инновационных наукоемких производств;

• реализация мероприятий по подготовке высококвалифицированных кадров инновационных компетенций, организация повышения квалификации кадров нового поколения для АПК;

• создание условий для реализации новых видов деятельности на селе, стимулирование предприятий к осуществлению деятельности в аграрной экономике;

• снятие инфраструктурных ограничений, препятствующих притоку инвестиций, не позволяющих развиваться отдельным территориям, приводящих в итоге к оттоку населения, не способствующих снижению рыночных барьеров для межрегионального обмена и развития бизнеса.

Достижение первоочередных мер предусматривается путем реализации государственных и региональных целевых и отраслевых программ, национальных проектов; инвестиционных проектов, в том числе на принципах государственно-частного и муниципального партнерств; выполнения социальных проектов и муниципальных программ.

4. Ожидаемые результаты укрепления конкурентных позиций региона определяются решением поставленных задач и достижением промежуточных и конечных целей: 1. Сохранение лидерства в производстве сельскохозяйственной продукции и продовольствия, расширение конкурентных пози-

ций на национальном и межрегиональных рынках.

2. Повышение технологической независимости сельскохозяйственного производства от иностранного производства в сфере семеноводства, селекции и племенного дела, что позволит занять новые сегменты национального рынка семян, оптового рынка племенного скота.

3. Обеспечение выгодного позиционирования и эффективного экспорта сельскохозяйственной продукции на внешних продвинутых рынках и новых сегментах инновационных продуктов (не модифицированная соя, органическая продукция растениеводства, новые продукты глубокой переработки).

4. Расширение доступа сельхозпроизводителей к ресурсам и снижение барьеров для их входа на рынок.

5. Развитие производства органической продукции.

6. Создание благоприятных и комфортных условий жизни на селе, ускоренное развитие социально-инженерной инфраструктуры в сельской местности, повышение значимости и престижности сельского труда.

Заключение

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют обоснованно заключить, что в Воронежской области в последние годы сельскохозяйственное производство развивается темпами, опережающими общероссийские показатели (109,5% за 2018 г. к 2017 г., по РФ - 100,4%, с 2009 г. по 2016 -174,2%, по РФ — 124,2%). В совокупности с имеющимися драйверами и предложенными ключевыми приоритетами развития это позволяет региону улучшать свои конкурентные позиции на национальном агропродоволь-ственном рынке и расширять емкость экспортных каналов реализации, которые планируется увеличить в 2,3 раза по сравнению с 2016 г.

Таблица 2

Основные механизмы и инструменты повышения конкурентоспособности агропродовольственной продукции

Механизмы Инструменты Результаты

Развитие инновационных крупномасштабных Создание конкурентоспособных отраслевых кластеров, комплексов мирового уровня Рост производительности труда(индекс производительности труда 165,7% и увеличение в

высокотехнологичных и наукоемких производств Строительство новых, модернизация и реорганизация существующих ферм, свинарников, сахарных заводов, тепличных комплексов 2,4 раза объемов экспорта по целевому сценарию Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года)

Расширение использования новых Стимулирование глубокой переработки продукции растениеводства (кукурузы, пшеницы, высокобелковых культур) Выход на новые сегменты с инновационной продукцией

высокопроизводительных и наукоемких ресурсосберегающих технологий Развитие органического сельского хозяйства, переход к «зеленой экономике», выход на рынки органической продукции Формирование и стимулирование внутреннего спроса и расширение внешнего рынка

Внедрение технологий «цифровой экономики» в сельское хозяйство Развитие «умного сельского хозяйства»

Обеспечение технологической и генетической независимости сельскохозяйственного Создание селекционно-семеноводческих, селекционно-генетических, селекционно-гибридных центров мирового уровня в животноводстве и растениеводстве Масштабирование спектра селекционных районированных инноваций отечественного производства и выход на новые сегменты

производства от импорта в сфере семеноводства, селекции и племенного дела Расширение базы семенных и племенных хозяйств Расширение конкурентных позиций на рынке семян

Организация научных центров агробиотехнологий и научно-образовательных аграрных междисциплинарных центров Ускорение коммерциализации инноваций, подготовка специалистов аграрного профиля нового поколения

Создание комфортных условий Удовлетворение потребностей населения в благоустроенном жилье Снижение дифференциации условий между городом

и повышение качества жизни в сельской местности Комплексное обустройство сельских населенных пунктов объектами социальной инфраструктуры и селом. Повышение престижности труда в сельском хозяйстве

Модернизация системы управления сельскими территориями

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 5 (371) / 2019

Обоснованные в исследовании стратегические направления социально-экономического развития региона (масштабирование спектра лидирующих рыночных позиций, расширение межрегиональных связей и развитие экспорта, повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной и пищевой продукции и позитивного имиджа региона) позволят трансформировать локальный рынок не только на экспортно ориентированную модель развития, но и расширить внутренний спрос для глубокой переработки высокобелковых культур (белого люпина и сои), сырья и обеспечат выход с инновационной продукцией на новые сегменты рынка.

Предложенные механизмы и инструменты инновационного развития аграрного производства (создание конкурентоспособных отраслевых кластеров, селекционно-семеноводческих, селекционно-генетических, селекционно-гибридных центров мирового уровня в животноводстве и растениеводстве, внедрение

технологий «цифровой экономики») будут способствовать повышению значимости и вклада аграрного сектора в ВРП, престижности сельского труда и имиджа региона.

Отдельные рекомендации использованы при разработке Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года.

Литература

1. Schepina I., Gogoleva T. & Charykova O. (2019). Import substitution trends in agriculture of the russian regions. Paper presented at the IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 274 (1). doi: 10.1088/1755-1315/274/1/012015.

2. Krugman P. Strategic Trade Policy and New International Economics, Cambridge, MA: MIT Press, p. 98156 (1986).

3. Helpman E., Krugman P. Trade Policy and Market Structure, Cambridge, MA: The MIT Press, 191 p (1989).

4. Закшевский В.Г., Чарыкова О.Г. Повышение конкурентоспособности АПК региона — основа развития

экспорта // Экономика сельского хозяйства России. 2017. № 9. С. 2-8.

5. Букреев А.М., Рисин И.Е., Трещевский Ю.И. О новой стратегии социально-экономического развития Воронежской области // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. 2017. № 2. С. 63-70.

6. Hiroyuki Kasahara & Heiwai Tang, 2019. "Excessive entry and exit in export markets,"Journal of the Japanese and International Economies, vol 53. Document Object Identifier (DOI): 10.3386/w25878.

7. Michael J Dickstein & Eduardo Morales, 2018. "What do Exporters Know?"The Quarterly Journal of Economics, vol 133(4), pages 1753-1801. Document Object Identifier (DOI): 10.3386/w21351.

8. Felix Tintelnot, 2017. "Global Production with Export Platforms", The Quarterly Journal of Economics, Oxford University Press, vol. 132(1), pages 157-209. Document Object Identifier (DOI): 10.3386/w22236.

9. Стратегия социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года. URL: http://docs.cntd.ru/document/550300779

Об авторах:

Закшевский Василий Георгиевич, академик РАН, доктор экономических наук, профессор,

почетный работник агропромышленного комплекса России, директор, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3636-0839,

Scopus ID: 57209510798, Researcher ID: H-4298-2018, vgzak@bk.ru

Чарыкова Ольга Генсановна, доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Российской Федерации, заместитель директора по научной работе, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2572-6900, Scopus ID: 57207909321, Researcher ID: Е-5090-2018, chog@yandex.ru

EXPANSION OF COMPETITIVE POSITIONS ON AGRO-FOOD MARKET:

THE REGIONAL ASPECT

V.G. Zakshevsky, O.G. Charykova

Scientific research institute of economics and organization of the agro-industrial complex of the Central Black Earth region of the Russian Federation, Voronezh, Russia

The article highlights the problem of the Russian leading agrarian regions, which is associated with a significant growth rates outpacing of the commodity offer relative to the lower demand increase in the regional (macro-regional) market. The research goal consists in the strategic directions grounding and determining the ways and mechanisms for expanding the competitive regional capabilities on the national and foreign agrarian market. To achieve the goal were applied general scientific methods (dialectic, induction and deduction, deck position, analysis and synthesis) and special research methods (SWOT analysis, economic, statistical and comparative analysis, organizational modeling). Implementation of the research proposed priority steps (scaling the leading market positions spectrum, expanding interregional relations and export development, improving the food and agricultural raw competitiveness), mechanisms and tools (clustering, project management, stimulating the innovative agribusiness, digitaliza-tion) based on innovative agricultural and market development in the government and business interaction will open up the new market segments and to increase exports 2.4 times by 2035. new business segments and increase exports by 2.4 times by 2035. The results of the study were partially used in the design of a Strategy for the Voronezh region socio-economic development for the period up to 2035.

Keywords: competitive position of the region, agri-food market, interregional relations, export, agricultural production, supply and demand, competitive advantages.

References

1. Schepina I., Gogoleva T. & Charykova O. (2019). Import substitution trends in agriculture of the russian regions. Paper presented at the IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 274 (1). doi: 10.1088/1755-1315/274/1/012015.

2. Krugman P. Strategic Trade Policy and New International Economics, Cambridge, MA: MIT Press, p. 98-156 (1986).

3. Helpman E., Krugman P. Trade Policy and Market Structure, Cambridge, MA: The MIT Press, 191 p (1989).

4. Zakshevskij V.G., Charykova O.G. Improving the competitiveness of agriculture in the region — the basis of export development. Ekonomika selskogo khozyajstva Rossii = Economics of agriculture in Russia. 2017. No. 9. Pp. 2-8.

5. BoukreevA.M., Risin I.E., Treschevskij Yu.I. About a new strategy for socio-economic development of the Voronezh region. Vestnik VGU = Vestnik of VSU. Series: Economics and management. 2017. No. 2. Pp. 63-70.

6. Hiroyuki Kasahara & Heiwai Tang, 2019. "Excessive entry and exit in export markets," Journal of the Japanese and International Economies, vol 53. Document Object Identifier (DOI): 10.3386/w25878.

7. Michael J Dickstein & Eduardo Morales, 2018. "What do Exporters Know?" The Quarterly Journal of Economics, vol 133(4), pages 1753-1801. Document Object Identifier (DOI): 10.3386/w21351.

8. Felix Tintelnot, 2017. "Global Production with Export Platforms", The Quarterly Journal of Economics, Oxford University Press, vol. 132(1), pages 157-209. Document Object Identifier (DOI): 10.3386/w22236.

9. Strategy of social and economic development of the Voronezh region for the period up to 2035. URL: http://docs. cntd.ru/document/550300779

About the authors:

Vasily G. Zakshevsky, academician of the Russian academy of sciences, doctor of economic sciences, professor,

Honorable worker of agro-industrial complex of Russia, director, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3636-0839, Scopus ID: 57209510798,

Researcher ID: H-4298-2018, vgzak@bk.ru

Olga G. Charykova, doctor of economic sciences, professor, Honored economist of Russian Federation, deputy director for science, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2572-6900, Scopus ID: 57207909321, Researcher ID: E-5090-2018, chog@yandex.ru

vgzak@bk.ru

34 -

INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 5 (371) / 2019

www.mshj.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.