Научная статья на тему 'Оценка и перспективы развития экспортного потенциала агропродовольственного комплекса России'

Оценка и перспективы развития экспортного потенциала агропродовольственного комплекса России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
804
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
агропродовольственный комплекс / экспортный потенциал / глобализация / конкурентоспособность / конкурентные преимущества / продовольственный рынок. / agro-food complex / export poten􏰀al / globaliza􏰀on / compe􏰀􏰀veness / compe􏰀􏰀ve advantages / food market.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковенко Наталья Анатольевна, Иваненко Ирина Серафимовна, Воронов Антон Сергеевич

Россия обладает значительным потенциалом для интеграции в мировую агропродовольственную систему. Сущность, особенности формирования и развития экспортного потенциала агропродовольственного комплекса обусловлены многофункциональностью объекта исследования. В условиях кризисных явлений агропродовольственный комплекс России показывает положительную динамику. Объемы производства в сельском хозяйстве в 2016 г. выросли на 63,9% по сравнению с 2000 г., в пищевой промышленности — на 93,1%. За исследуемый период объем экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья вырос в 10,5 раза. Однако доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в общем экспорте в 2016 г. составляла всего 6,0%. Рост предложения оказал влияние на снижение физической емкости внутренних рынков. Например, физическая емкость внутреннего рынка мясных продуктов уменьшилась в 2016 г. по сравнению с 2010 г. на 48,6%. Избыточный прирост объемов производства аграрной продукции может привести к перенасыщению внутреннего рынка, снижению доходности отечественных товаропроизводителей, ухудшению финансовой ситуации в отрасли. Это позволяет расширить объем и структуру экспортного потенциала агропродовольственного комплекса страны. Улучшились конкурентные позиции российских товаропроизводителей на мировом продовольственном рынке. Укрепилась конкурентоспособность России на рынке зерновых, растительного масла и животных жиров. С 2012 по 2016 гг. произошло значительное изменение конкурентоспособности по продукции мукомольной промышленности, отдельным продуктам животного происхождения. Развитие экспортного потенциала агропродовольственного комплекса России должно быть направлено на диверсификацию экспорта, рост экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью. Для этого необходимо формирование новых конкурентных преимуществ: внедрение ресурсосберегающих и инновационных технологий, ориентация на интенсивные методы развития. Это потребует трансформации экспортной политики, мер государственной поддержки российского экспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Яковенко Наталья Анатольевна, Иваненко Ирина Серафимовна, Воронов Антон Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation and prospects of the russian agro-food complex export potential development

Russia has a significant poten􏰀al for integra􏰀on into the world agro-food system. The essence, the forma􏰀on features and export poten􏰀al development of the agrofood complex are due to the mul􏰀func􏰀onality of the research object. In the condi􏰀ons of crisis phenomena, the agro-food complex of Russia shows posi􏰀ve dynamics. The volume of produc􏰀on in agriculture in 2016 increased by 63.9% compared with 2000, in the food industry — by 93.1%. During the period under study, the volume of food products and agricultural raw materials exports increased by 10.5 􏰀mes. However, the share of food and agricultural raw materials in total exports in 2016 was only 6.0 Growth in supply has had an impact on reducing the physical capacity of domes􏰀c markets. For example, the physical capacity of the domes􏰀c market for meat products decreased by 48.6% in 2016 compared to 2010. Excessive growth in the volume of agricultural products produc􏰀on can lead to oversatura􏰀on of the domes􏰀c market, decrease in the profitability of domes􏰀c producers, worsening the financial situa􏰀on in the industry. This allows to expand the volume and structure of country’s agro-food complex export poten􏰀al. Compe􏰀􏰀ve posi􏰀ons of Russian commodity producers in the world food market have improved. Russia’s compe􏰀􏰀veness in the market of cereals, vegetable oil and animal fats has been strengthened. From 2012 to 2016 there was a significant change in the compe􏰀􏰀veness of products in the milling industry and individual products of animal origin. The development of the export poten􏰀al of Russia’s agro-food complex should be aimed at diversifying exports, increasing the export of products with high added value. For this, the forma􏰀on of new compe􏰀􏰀ve advantages is necessary: introduc􏰀on of resource-saving and innova􏰀ve technologies, orienta􏰀on to intensive development methods. This will require the transforma􏰀on of the export policy and measures of state support for Russian exports.

Текст научной работы на тему «Оценка и перспективы развития экспортного потенциала агропродовольственного комплекса России»

ПРОБЛЕМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

УДК 339.56.055:338.6 DOI: 10.24411/2587-6740-2018-15083

ОЦЕНКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

Н.А. Яковенко, И.С. Иваненко, А.С. Воронов

ФГБУН «Институт аграрных проблем Российской академии наук», г. Саратов, Россия

Россия обладает значительным потенциалом для интеграции в мировую агропродовольственную систему. Сущность, особенности формирования и развития экспортного потенциала агропродовольственного комплекса обусловлены многофункциональностью объекта исследования. В условиях кризисных явлений агропродовольственный комплекс России показывает положительную динамику. Объемы производства в сельском хозяйстве в 2016 г. выросли на 63,9% по сравнению с 2000 г., в пищевой промышленности — на 93,1%. За исследуемый период объем экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья вырос в 10,5 раза. Однако доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в общем экспорте в 2016 г. составляла всего 6,0%. Рост предложения оказал влияние на снижение физической емкости внутренних рынков. Например, физическая емкость внутреннего рынка мясных продуктов уменьшилась в 2016 г. по сравнению с 2010 г. на 48,6%. Избыточный прирост объемов производства аграрной продукции может привести к перенасыщению внутреннего рынка, снижению доходности отечественных товаропроизводителей, ухудшению финансовой ситуации в отрасли. Это позволяет расширить объем и структуру экспортного потенциала агропродовольственного комплекса страны. Улучшились конкурентные позиции российских товаропроизводителей на мировом продовольственном рынке. Укрепилась конкурентоспособность России на рынке зерновых, растительного масла и животных жиров. С 2012 по 2016 гг. произошло значительное изменение конкурентоспособности по продукции мукомольной промышленности, отдельным продуктам животного происхождения. Развитие экспортного потенциала агропродовольственного комплекса России должно быть направлено на диверсификацию экспорта, рост экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью. Для этого необходимо формирование новых конкурентных преимуществ: внедрение ресурсосберегающих и инновационных технологий, ориентация на интенсивные методы развития. Это потребует трансформации экспортной политики, мер государственной поддержки российского экспорта.

Ключевые слова: агропродовольственный комплекс, экспортный потенциал, глобализация, конкурентоспособность, конкурентные преимущества, продовольственный рынок.

Введение

Усиление международной конкуренции в глобальной экономике стимулировало динамичность изменений факторов функционирования национальных рынков, углубление их взаимосвязей и взаимозависимостей. В этих условиях развитие экспортного потенциала как способности национальной экономики производить продукцию, конкурентоспособную на мировых рынках, и экспортировать ее в достаточных объемах по мировым ценам и его фактическая реализация становится одним из основных индикаторов конкурентоспособности страны.

В работах основоположников классической теории А. Смита [1], Д. Рикардо [2] и других содержание и развитие внешнеэкономических связей и экспортного потенциала страны рассматривались с точки зрения абсолютных и сравнительных преимуществ.

В теории конкурентных преимуществ, разработанной американским экономистом М. Портером [3, 4], центральное место занимает идея о взаимосвязи четырех групп факторов (или детерминантов), которые формируют конкурентную среду для функционирования фирм страны. Конкурентные преимущества должны постоянно поддерживаться, сохраняться, наращиваться и формироваться.

В институциональной экономике экспортные возможности страны и их реализация на мировом рынке исследуются с точки зрения эффективности функционирования сформированных в стране институтов, институциональной среды и институциональной структуры экономики [5]. Государство как важнейший системообразующий институт может, с одной стороны, способствовать созданию эффективных рыночных институтов, а с другой, создавать институциональную структуру, которая не позволяет проявиться преимуществам конкурентного порядка из-за монопольной власти и других факторов, ведущих к росту транс-акционных издержек.

В работах А. Гуэрсона, Д. Паркса, М. Торра-до выявлена зависимость роста валового внутреннего продукта от специализации экспорта и его структуры [6]. Это обуславливает необходимость изучения сущности экспортного потенциала, его формирования, влияния на перспективы развития российской экономики и ее отдельных секторов, анализа динамики и структуры экспорта, оценку возможности включения в глобальные продуктовые цепочки. Активизация конкурентных преимуществ российского агропродовольственного комплекса в международном разделении труда, наращивание экспортного потенциала будут

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

способствовать его стабильному и устойчивому росту.

Проблемы роста конкурентоспособности и формирования конкурентных преимуществ, экспортоориентированного развития агро-продовольственного сектора России, динамики и структуры экспорта продовольствия и сельскохозяйственных товаров, его влияния на функционирование экономики страны исследуются в работах А. Алтухова [7], А. Анфино-гентовой [8], Э. Крылатых [9], М. Ксенофонтова [10], И. Ушачева [11], В. Узуна [12] и др.

Несмотря на множество публикаций по проблеме, ряд ее сторон относится к малоизученным, неразработанным в полной мере. Процессы глобализации ведут к углублению вовлеченности национальных экономик и их отдельных секторов в систему мирового хозяйства, ориентации на внешние рынки сбыта продукции. Важным фактором укрепления и развития национальных экономик является увеличение доли экспорта. Происходит трансформация внешних условий конъюнктуры мирового продовольственного рынка, что ведет к изменению влияния традиционных конкурентных преимуществ, формированию и развитию новых. В настоящее время наблюдается усиление влияния научных исследований на рост конкурентоспособности национальных

- 73

ЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 5 (365) / 2018

агропродовольственных комплексов, проникновение конвергентных технологий, усиление диверсификации товарного ассортимента.

Выявленные проблемы требуют нового подхода к исследованию экспортного потенциала агропродовольственного комплекса, его сущности, структуры и особенностей, обоснованию перспектив интеграции в мировой продовольственный рынок при одновременной защите российского агропродовольствен-ного комплекса от недобросовестной конкуренции со стороны импорта.

Цель исследования

Цель исследования состоит в оценке степени экспортной ориентации агропродоволь-ственного комплекса России, его специализации на мировом продовольственном рынке, выявлении основных тенденций и перспектив развития экспорта продовольствия и сельскохозяйственной продукции, наращивания экспортного потенциала комплекса на основе формирования конкурентных преимуществ.

Методика исследования

Использование системного подхода к исследованию экспортного потенциала агро-продовольственного комплекса предполагает рассмотрение агропродовольственного комплекса как сложной социо-эколого-экономи-ческой системы, что обуславливает особенности формирования, развития и реализации экспортных возможностей комплекса.

При проведении исследований были использованы монографический, абстрактно-логический и экономико-статистические методы, что позволило выявить тенденции и обосновать перспективы развития внешнеэкономических связей агропродовольственного комплекса России.

На основе диалектического симбиоза классической экономической теории, институциональной теории, теории сравнительных преимуществ международной торговли, теории конкуренции уточнено понятие экспортного потенциала агропродовольственного комплекса, выявлены особенности его формирования с учетом объекта исследования.

Результаты исследования

Экспортный потенциал агропродоволь-ственного комплекса представляет собой совокупность конкурентных преимуществ,

Динамика емко

включающих природно-климатические условия, ресурсную обеспеченность, высокий технологический и технический уровень, структурную сбалансированность и др., которые формируют возможность производить конкурентоспособные на мировых рынках товары и услуги и экспортировать их при определенных условиях (обеспечение продовольственной безопасности страны, товарно-денежная бездефицитность и др.). Экспортный потенциал агропродовольственного комплекса тесно взаимосвязан с конкурентоспособностью страны на мировом продовольственном рынке. С одной стороны, высокий экспортный потенциал страны характеризует ее конкурентоспособность, с другой, наличие конкурентных преимуществ и конкурентоспособность экспорта позволяют наращивать экспортный потенциал страны. Однако влияние агропродовольственного комплекса на экономические, социальные, экологические, политические и другие аспекты жизни общества устанавливают определенные ограничения как в развитии, так и в реализации его экспортных возможностей.

Несмотря на расширение внешних и внутренних ограничений, нарастание кризисных явлений в экономике России, агропродоволь-ственный комплекс продолжает сохранять положительную динамику. Объемы производства в сельском хозяйстве в 2016 г. выросли на 63,9% по сравнению с 2000 г., в пищевой промышленности — на 93,1%. Это позволило рассматривать агропродовольственный комплекс как одну из точек роста национальной экономики. Однако, как показали исследования, сохраняется значительная дифференциация индексов производства по годам, что, прежде всего, связано с высокой зависимостью аграрного производства от экстенсивных факторов: погодно-климатические условия, расширение посевных площадей и др. Основными факторами роста сельскохозяйственной продукции и продовольствия являются увеличение объемов и расширение государственной поддержки аграрного производства, снижение уровня конкуренции со стороны иностранных производителей в результате введения Россией контрсанкций, рост емкости агропродовольственных рынков для отечественных производителей, относительное сокращение издержек производства за счет девальвации национальной

рынков основных продовольственных товаров

валюты. Влияние конъюнктурных факторов на развитие агропродовольственного комплекса сокращается, что требует поиска новых источников роста.

Реализация целевых параметров государственной аграрной политики, направленных на рост сельскохозяйственного производства, позволила в относительно короткие сроки решить проблему продовольственной безопасности страны по основным продуктам питания. Продолжающийся рост объемов производства в таких перспективных отраслях, как свиноводство, птицеводство, производство масличных культур и сахара может привести к перенасыщению внутреннего рынка, снижению доходности отечественных товаропроизводителей. Исследование отдельных рынков основных продовольственных товаров в России подтверждает данные выводы. Оценка физической емкости внутреннего рынка России осуществлялась по формуле:

Е = (АСА - АС) х Р. ,

где Е — физическая емкость рынка; ЙСЙ — рациональная норма потребления продукта; АС— фактическое потребление продукта; Р — численность населения; — год.

С 2010 г. наблюдаются излишки продукции на рынках картофеля, растительного масла и яиц (табл. 1). Сокращается емкость рынков мяса и мясопродуктов, фруктов, овощей и продовольственных бахчевых. Потенциальная емкость рынка мясных продуктов уменьшилась в 2016 г. по сравнению с 2010 г. на 48,6%. Тенденция снижения физической емкости внутренних рынков обусловлена, в основном, ростом предложения.

Из исследуемых рынков только на рынке молока и молочных продуктов сохраняется высокий физический спрос на производимую продукцию. Несмотря на рост объема производства молока более чем в 2 раза, в 2016 г. по сравнению с 2010 г. потребление составляет 72,6% от рациональной нормы, что сохраняет емкость рынка на высоком уровне.

В настоящее время ситуация с импортоза-мещением в агропродовольственном комплексе не демонстрирует поступательного развития. Политика импортозамещения не достигла серьезного ожидаемого положительного эффекта в вопросе укрепления конкурентных позиций национальных товаропроизводителей на мировом продовольственном рынке.

Таблица 1

кой Федерации

Основные продовольственные товары 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Дефицит продуктов

Молоко и молочная продукция, млн т 11,14 11,29 10,88 11,05 11,83 12,58 13,07

Мясо и мясопродукты, тыс. т 1428,5 1143,68 716 574,04 584,36 878,34 734,02

Овощи и продовольственные бахчевые, тыс. т 5571,2 4860,6 4439,2 4448,8 4236,6 4245,3 4110,5

Фрукты, тыс. т 5999,7 5718,4 5584,8 5166,4 5259,2 5709,2 5578,6

Излишки продуктов

Картофель, тыс. т -1999,9 -2859,2 -3007,2 -3013,7 -3067,9 -3220,6 -3376,5

Растительное масло, тыс. т -199,9 -214,4 -243,4 -243,9 -262,9 -234,2 -249,6

Яйца, тыс. шт. -1285,7 -1572,6 -2291,2 -1291,6 -1314,8 -1317,5 -1908,5

ПРОБЛЕМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ безопасности

Происходит смещение приоритета с импор-тозамещения на развитие экспорта, формирование системы продвижения экспорта и финансирование деятельности по расширению географии доступа российской продукции на зарубежные рынки. Россия активизирует свое участие в международной торговле продукцией агропродовольственного комплекса. С 2000 по 2016 гг. объем экспорта вырос в 2,8 раза, в том числе продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья — в 10,5 раза (рис. 1). Существенно расширилась география экспорта. Вывоз продовольствия и сельскохозяйственной продукции в страны СНГ за исследуемый период увеличился в 5,7 раза, а в страны дальнего зарубежья — в 14,6 раза.

Объемы и структура внешней торговли агропродовольственной продукции свидетельствуют о том, что экспортный потенциал отечественного агропродовольственного комплекса пока еще не раскрыт. Несмотря на высокие темпы роста, доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в общем экспорте в 2016 г. составляла всего 6,0%, в том числе в страны СНГ — 1,5%, в страны дальнего зарубежья — 4,5%. Поставки за рубеж продукции агропродовольственного комплекса тормозились отсутствием эффективной государственной политики стимулирования экспорта. Высокие транспортные издержки, нехватка портовых мощностей, неразвитость производственной и торговой инфраструктуры препятствуют активному развитию экспорта агропродовольственной продукции. При сохранении сложившихся условий на внешних и внутренних рынках возможен продолжающийся рост объема экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья.

За исследуемый период изменилась структура экспорта. Традиционно высоким остается экспорт зерна, подсолнечника, свежей рыбы, то есть товаров с низкой добавленной стоимостью (табл. 2). С 2000 по 2016 гг. произошел существенный рост экспорта мяса — в 23,3 раза, в том числе мяса птицы — в 30,3 раза. В 16,3 раза вырос экспорт макаронных изделий. По несырьевому экспорту

Рис. 1. Динамика и структура экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья России, млн долл. США

рост был незначителен, а по некоторым продуктам отмечается снижение вывоза — масло сливочное, сахар белый, готовая и консервированная рыба.

Расширение экспортного потенциала аг-ропродовольственного комплекса возможно при росте его конкурентоспособности на мировом продовольственном рынке. Конкурентоспособность агропродовольственного комплекса формируется не только посредством управленческих импульсов, исходящих от государственных институтов, задающих определенные «правила игры» на внутреннем рынке, но и процессами регионализации и глобализации. Используя данные о структуре экспорта и импорта стран, возможно провести оценку их конкурентоспособности по отдельным торговым позициям на определенный период. Оценка конкурентоспособности осуществляется на основе индекса «выявленного сравнительного преимущества», который рассчитывается по формуле:

RCA — ,,, .., ,

(X. + M.)

( ч ч

где Х — экспорт; M — импорт; i — исследуемая страна; ч — товар (или отрасль промышленности).

Предлагаемый индекс позволяет оценить сравнительные преимущества с учетом внутриотраслевой торговли. Значение данного индекса находится в диапазоне от минус единицы до плюс единицы (или от минус ста до плюс ста в процентах) [13]. Анализ индекса «выявленного сравнительного преимущества» для России показывает наличие весьма ограниченного набора конкурентных позиций на сегментах мирового продовольственного рынка (рис. 2).

Однако наблюдается положительная динамика роста конкурентоспособности российского агропродовольственного комплекса на мировом продовольственном рынке. В 2012 г. Россия была конкурентоспособна только на рынке зерновых, растительного масла и животных жиров. С 2012 по 2016 гг. произошло значительное изменение конкурентоспособности по продукции мукомольной промышленности и пшеничному глютену с -5,4 до 28,7%, что связано с введением ряда современных крупнотоннажных производств глюте-на в ряде основных зернопроизводящих регионов России. Объемы экспорта в долларовом выражении составили менее 2% от мирового рынка, что говорит о значительном потенциале для дальнейшего наращивания экспорта

Таблица 2

Динамика и структура экспорта основных продуктов питания России, % к 2000 г.

Основные продукты 2000 г. % к 2000 г.

2010 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) 1623 539,0 117,0 999,0 10,5 раза

Мясо свежее и мороженое (без мяса птицы), тыс. т 0,9 33,0 222,0 733,0 23,3 раза

Мясо птицы свежее и мороженое, тыс. т 3,8 487,0 16,2 раза 19,3 раза 30,3 раза

Рыба свежая и мороженая, тыс. т 1030 152,0 155,0 165,0 174,0

Молоко и сливки, сгущенные, тыс. т 80,6 23,0 39,0 31,0 33,0

Масло сливочное, тыс. т 4,7 34,0 94,0 7,0 81,0

Макаронные изделия, тыс. т 6,4 16,3 раза 15,2 раза 16,1 раза 16,3 раза

Сахар белый, тыс. т 178 15,0 3,0 4,0 55,0

Масло подсолнечное, сафлоровое или хлопковое и их фракции, тыс. т 226 263,0 738,0 639,0 792,0

Готовые или консервированные продукты из мяса, тыс. т 7,4 104,0 128,0 142,0 189,0

Готовая или консервированная рыба, тыс. т 15,8 163,0 130,0 86,0 99,0

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 5 (365) / 2018

продукта глубокой переработки пшеницы, имеющего высокую добавленную стоимость. Произошло заметное укрепление преимущества по отдельным продуктам животного происхождения — с -41,9 до 19,8%, кормам для животных и отходам пищевой промышленности — с -18,8 до 10,2%. Россия традиционно показывает максимальную конкурентоспособность на рынке зерновых, где индекс составлял 85,3% в 2012 г. и 88,4% в 2016 г. В рамках выполнения поручения Президента РФ, увеличение валового сбора «сильной» по качеству пшеницы к 2024 г. не ниже 32 млн т за счет выделения субсидий в соответствии с ценностью выращенного зерна позволит российским товаропроизводителям укрепить конкурентные позиции на данном сегменте мирового рынка [15]. Индекс «выявленного сравнительного преимущества» по остальным товарным позициям для России имеет значительные отрицательные значения.

В рамках экспортоориентированной стратегии необходимо учитывать региональных игроков с близкими конкурентными товарными позициями (рис. 3). В рамках Каспийского и Азово-Черноморского зернового экспорта

Россия, Казахстан и Украина обладают практически одинаковыми преимуществами. Экспорт крупными производителями большого объема пшеницы низкого класса на мировой рынок отрицательно влияет на уровень цен и снижает доходность. Ощутимо проявляется конкурентоспособность украинского подсолнечного масла (индекс равен 81,6%) по сравнению с российским (34,0%). Республика Беларусь имеет конкурентные преимущества на сегментах молочной и мясной продукции, продукции мукомольной и сахарной промышленности.

В условиях глобализации и углубления международного разделения труда эффективность реализации экспортоориентирован-ной стратегии развития агропродовольствен-ного комплекса России зависит от поиска и формирования новых конкурентных преимуществ — внедрение ресурсосберегающих и инновационных технологий, ориентация на интенсивные методы развития, выравнивание диспропорций в развитии отраслей, диверсификация экспорта и формирование рынков новых видов продукции с высокой добавленной стоимостью.

Рис. 2. Индекс «выявленного сравнительного преимущества» по основным сельскохозяйственным товарам и продуктам питания за 2012-2016 гг., % [14]

Рис. 3. Индекс «выявленного сравнительного преимущества» по отдельным сельскохозяйственным товарам для России, Казахстана и Украины за 2016 г., % [14]

Выводы

Следствием усиления конкуренции на мировых продовольственных рынках стала их высокая волатильность, нестабильность и непредсказуемость. В этих условиях в системе государственного регулирования имеется необходимость смещения приоритетов на поддержку экспорта продовольствия и сельскохозяйственной продукции посредством разработки методов продвижения экспорта, финансирования деятельности по расширению географии доступа российской продукции на зарубежные рынки. Необходимо пересмотреть меры ограничительного характера в отношении российского экспорта. Например, в настоящее время действуют 18 внутренних ограничений экспорта, в том числе 10 из них относятся к продуктам животного происхождения, 4 — к пшенице и меслину, 4 — к ячменю и кукурузе [16].

Возникает необходимость диверсификации экспорта, что предполагает расширение номенклатуры товаров, обладающих конкурентными преимуществами, повышение конкурентоспособности уже экспортируемых товаров. Это потребует инвестиций в модернизацию производственных мощностей, внедрения современных технологий. Государственная поддержка расширения возможностей для экспорта является важным условием растущего коммерческого присутствия национального бизнеса на мировом рынке. Для реализации экспортного потенциала необходима государственная поддержка системы мер, включающей снижение барьеров, решение вопросов сертификации продукции и ветеринарного контроля, маркетинговое сопровождение экспортеров и финансовую поддержку экспортных операций.

Качественно новый этап развития экспортного потенциала российского агропро-довольственного комплекса должен характеризоваться не просто ростом экспортных операций, а выходом на более высокий уровень производственной кооперации с формированием национальных межотраслевых сегментов глобальных воспроизводственных систем.

Литература

1. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз, 1962. 684 с.

2. Рикардо Д. Сочинения. М.: Государственное издание политической литературы, 1955. URL: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=122512 (дата обращения: 15.08.2018).

3. Портер М. Международная конкуренция / пер. с англ.; под ред. В.Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993. 896 с. С. 94.

4. Портер М. Конкурентные преимущества стран. URL: http://www.seinstitute.ru/Files/Veh6-35_Porter.pdf

5. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / пер. с англ. А.Н. Нестеренко. М.: Фонд экономической книги «Начало», 1997.

6. Guerson A., Parks J., Torrado M. Export Structure and Growth: A Detailed Analysis for Argentina. Word Bank Policy Research Working Paper Series. 2007. No. 4237.

7. Алтухов А.И. Важный фактор активного расширения экспорта российского зерна // Экономика сельского хозяйства России. 2013. № 9. С. 24-35.

ПРОБЛЕМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

8. Анфиногентова А.А. Использование всемирной базы данных «затраты-выпуск» для обоснования стратегии развития агропромышленного комплекса России // Экономика и управление. 2015. № 3 (113). С. 4-10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Национальная экономика: обеспечение продовольственной безопасности в условиях интеграции и глобализации: монография / под ред. акад. Э.Н. Крылатых, проф. В.З. Мазлоева. М.: ИНФРА-М, 2015. 239 с.

10. Ксенофонтов М.Ю., Ползиков А.Д., Вербицкий Ю.С., Мельникова Я.С. К оценке потенциала наращивания аграрного производства и возможных сдвигов в его структуре // Проблемы прогнозирования. 2017. № 6. С. 69-86.

11. Ушачев И.Г. Перспективы развития АПК России в условиях глобальной и региональной интеграции // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2014. № 1. С. 9-15.

12. Узун В.Я., Шагайда Н.И. Продовольственная безопасность в России: мониторинг, тенденции и угрозы. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. 110 с.

13. Greenaway D., Milner C. Trade and Industrial Policy in Developing Countries: A Manual of Policy Analysis. The Macmillan Press, 1993. Part IV. Evaluating Comparative Advantage. Р. 181-208.

14. International trade centre. URL: https:// tradecompetitivenessmap.intracen.org/TP_TP_CI.aspx ?RP=643&YR=2016 (дата обращения: 15.08.2018).

15. Официальный сетевой ресурс Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/ orders/57950, Пр-1136, п. 1б (дата обращения: 23.08.2018).

16. Global Trade Alert. URL: https://www. globaltradealert.org/country/173/period-from_20000101/ period-to_20180828/flow_export/area_goods (дата обращения: 15.08.2018).

Об авторах:

Яковенко Наталья Анатольевна, доктор экономических наук, доцент, главный научный сотрудник лаборатории макроэкономического анализа и стратегии развития агропромышленного комплекса, ОРСЮ: http://orcid.org/ 0000-0002-7589-6302, [email protected] Иваненко Ирина Серафимовна, кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории макроэкономического анализа и стратегии развития агропромышленного комплекса, ОРСЮ: http://orcid.org/ 0000-0002-7877-6568, [email protected]

Воронов Антон Сергеевич, младший научный сотрудник лаборатории макроэкономического анализа и стратегии развития агропромышленного комплекса, ОРСЮ: http://orcid.org/0000-0002-3749-1451, [email protected]

EVALUATION AND PROSPECTS OF THE RUSSIAN AGRO-FOOD COMPLEX EXPORT POTENTIAL DEVELOPMENT

N.A. Yakovenko, I.S. Ivanenko, A.S. Voronov

Science institution of agrarian problems of the Russian academy of sciences, Saratov, Russia

Russia has a significant potential for Integration Into the world agro-food system. The essence, the formation features and export potential development of the agro-food complex are due to the multifunctionality of the research object. In the conditions of crisis phenomena, the agro-food complex of Russia shows positive dynamics. The volume of production in agriculture in 2016 increased by 63.9% compared with 2000, in the food industry — by 93.1%. During the period under study, the volume of food products and agricultural raw materials exports increased by 10.5 times. However, the share of food and agricultural raw materials in total exports in 2016 was only 6.0 Growth in supply has had an impact on reducing the physical capacity of domestic markets. For example, the physical capacity of the domestic market for meat products decreased by 48.6% in 2016 compared to 2010. Excessive growth in the volume of agricultural products production can lead to oversaturation of the domestic market, decrease in the profitability of domestic producers, worsening the financial situation in the industry. This allows to expand the volume and structure of country's agro-food complex export potential. Competitive positions of Russian commodity producers in the world food market have improved. Russia's competitiveness in the market of cereals, vegetable oil and animal fats has been strengthened. From 2012 to 2016 there was a significant change in the competitiveness of products in the milling industry and individual products of animal origin. The development of the export potential of Russia's agro-food complex should be aimed at diversifying exports, increasing the export of products with high added value. For this, the formation of new competitive advantages is necessary: introduction of resource-saving and innovative technologies, orientation to intensive development methods. This will require the transformation of the export policy and measures of state support for Russian exports.

Keywords: agro-food complex, export potential, globalization, competitiveness, competitive advantages, food market.

References

1. Smith A. An inquiry into the nature and causes of the wealth of nations. Moscow: Sotsekgiz, 1962. 684 p.

2. Ricardo D. Compositions. Moscow: State edition of political literature. 1955. URL: https://www.bib-liofond.ru/view.aspx?id=122512 (date of the address: 15.08.2018).

3. Porter M. International competition. Edited by V.D. Shhetinin. Moscow: International relations, 1993. 896 p. P. 94.

4. Porter M. Competitive advantages of countries. URL: http://www.seinstitute.ru/Files/Veh6-35_Porter.pdf

5. Nort D. Institutions, institutional changes and the functioning of the economy. Translated by A.N. Nesteren-ko. Moscow: Economic book fund «Nachalo», 1997.

6. Guerson A., Parks J., Torrado M. Export Structure and Growth: A Detailed Analysis for Argentina. Word Bank Policy Research Working Paper Series. 2007. No. 4237.

7. Altukhov A.I. An important factor in the active expansion of Russian grain exports. Ekonomika selskogo

khozyajstva Rossii = Economy of agriculture in Russia. 2013. No. 9. Pp. 24-35.

8. Anfinogentova A.A. Use of a world-wide input-output database to support the development strategy for the Russian agro-industrial complex. Ekonomika i upravlenie = Economics and management. 2015. No. 3 (113). Pp. 4-10.

9. National economy: ensuring food security in conditions of integration and globalization: monograph. Edited by E.N. Krylatykh, V.Z. Mazloev. Moscow: INFRA-M, 2015.239 p.

10. Ksenofontov M.Yu, Polzikov A.D., Verbitskij Yu.S., Melnikova Ya.S. To an assessment of the potential for agrarian production growth and possible shifts in its structure. Problemy prognozirovaniya = Forecasting problems. 2017. No. 6. Pp. 69-86.

11. Ushachev I.G. Prospects for the development of agribusiness of Russia in the context of global and regional integration. Ekonomika selskokhozyajstvennykh i perera-batyvayuschikh predpriyatij = Economy of agricultural and processing enterprises. 2014. No. 1. Pp. 9-15.

12. Uzun VYa, Shagajda N.I. Food security in Russia: monitoring, trends and threats. Moscow: Publishing house «Delo» RANXiGS, 2015. 110 p.

13. Greenaway D., Milner C. Trade and Industrial Policy in Developing Countries: A Manual of Policy Analysis. The Macmillan Press, 1993. Part IV. Evaluating Comparative Advantage. P. 181-208.

14. International trade centre. URL: https:// tradecompetitivenessmap.intracen.org/TP_TP_ CI.aspx?RP=643&YR=2016 (date of the address: 15.08.2018).

15. Official web resource of the President of Russia. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/ orders/57950, Pr-1136, p. 1b (date of the address: 23.08.2018).

16. Global Trade Alert. URL: https://www.global-tradealert.org/country/173/period-from_20000101/pe-riod-to_20180828/flow_export/area_goods (date of the address: 15.08.2018).

About the authors:

Nataliya A. Yakovenko, doctor of economic sciences, associate professor, chief researcher of the laboratory of macroeconomic analysis

and development strategy of agro-industrial complex, ORCID: http://orcid.org/ 0000-0002-7589-6302, [email protected]

Irina S. Ivanenko, candidate of economic sciences, associate professor, senior researcher of the laboratory of macroeconomic analysis

and development strategy of agro-industrial complex, ORCID: http://orcid.org/ 0000-0002-7877-6568, [email protected]

Anton S. Voronov, junior researcher of the laboratory of macroeconomic analysis and development strategy of agro-industrial complex,

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3749-1451, [email protected]

[email protected]

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 5 (365) / 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.