Научная статья на тему 'Стимулирование экспорта агропродовольственной продукции - ключ к экономическому росту российского АПК'

Стимулирование экспорта агропродовольственной продукции - ключ к экономическому росту российского АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1299
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАРУБЕЖНЫЙ ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ / ПРОГРАММА СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТА / САНКЦИИ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Валентина Николаевна, Серегин Сергей Николаевич, Геращенко Илья Владимирович

Анализ объемов производства сельскохозяйственной продукции и ряда пищевой продукции показывает, что в этих секторах АПК уже сегодня наблюдается перепроизводство продукции и это происходит на фоне реализации новых инвестиционных проектов. Дальнейший экономический рост в агропромышленном комплексе сдерживается развитием внутреннего агропродовольственного рынка, связанного с низким платежеспособным спросом населения и поэтому на современном этапе необходимо расширять экспорт продукции, прежде всего в страны-участницы ЕАЭС и ЗСТ. Опыт основных стран-экспортеров сельскохозяйственной продукции и продовольствия показывает, что все они на основе программ поддержки экспорта осваивают новые рынки сбыта своей продукции и обеспечивают рост производства национальных производителей. Россия в сложившихся условиях в целях обеспечения экономического роста и повышения конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на зарубежных рынках приступила к разработке программы поддержки агропродовольственного экспорта. Программными мероприятиями ставится задача повышения конкурентоспособности отечественной продукции сельского хозяйства на внешних рынках, развития новых рынков сбыта для отечественного сельскохозяйственного сырья и продуктов его переработки, расширения доступности финансовых инструментов для национальных экспортеров. Горизонт программы рассчитан на период до 2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванова Валентина Николаевна, Серегин Сергей Николаевич, Геращенко Илья Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Promoting Exports of Agri-Food Products - The Key to the Economic Growth of the Russian Agro-Industrial Complex

Analysis of the volume of agricultural production and a number of food products shows that even today there is over-products and Agro-Industrial Complex in these sectors is happening against the background of the implementation of new investment projects. Further growth in the agricultural sector is constrained by the internal development of the agri-food market, associated with a low solvent demand of the population and, therefore, at the present stage it is necessary to expand the export of products, primarily in the participating countries and the FTA EAEC. Experience the major exporting countries of agricultural products and food shows that all of them on the basis of export support programs to develop new markets for their products and ensure the growth of production of domestic producers. Russia under the circumstances, in order to ensure economic growth and improve the competitiveness of domestic agricultural products in foreign markets began to develop the agri-food export support programs. Program activities seeks to enhance the competitiveness of domestic agricultural products in foreign markets, the development of new markets for domestic agricultural products and by-products, to expand the availability of financial instruments for the national exporters. Horizon program designed for the period till 2020.

Текст научной работы на тему «Стимулирование экспорта агропродовольственной продукции - ключ к экономическому росту российского АПК»

УДК 631.1:338.43

Стимулирование экспорта агропродовольственной продукции -

ключ к экономическому росту российского АПК

B. Н. Иванова, д-р экон. наук, профессор;

C. Н. Серёгин, д-р экон. наук, профессор

Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского

И. В. Геращенко - заместитель Директора

Департамент международного сотрудничества Минсельхоза России

Санкции в отношении России, введенные в марте 2014 г. Евросоюзом, США и рядом других стран и ответные меры России в августе того же года о введении эмбарго на поставки сельхозпродукции и продовольствия из западных стран привели к признанию проблемы импортозамещения. Для агропромышленного комплекса, обеспечивающего продовольственную безопасность России, проблема импортозамещения возникла еще до введения санкций. Это было обусловлено тем, что, несмотря на государственную поддержку сельскохозяйственного производства, уровень импортной зависимости внутреннего продовольственного рынка остается высоким, и в стоимостном выражении за период 2009-2014 гг. он вырос с 30 до 40,9 млрд долл. США.

Но вместе с тем санкции послужили определенным катализатором экономического роста в агропромышленном комплексе: инвестиции, вложенные в развитие отдельных отраслей в 2008-2011 гг., обеспечили рост производства в 2015 г. как в растениеводстве, так и животноводстве и птицеводстве, в отраслях пищевой и перерабатывающей промышленности. Наиболее высокие темпы роста демонстрирует растениеводство, которое превзошло дореформенный уровень; при этом объемы животноводческой продукции пока остаются ниже дореформенных на 27%.

В растениеводстве наиболее высокими темпами развивается производство кукурузы на зерно. Так за период 2010-2015 гг. эти объемы выросли с 3,08 до 12,7 млн т; по сахарной свекле с 22,3 до 37,6млн т, по подсолнечнику с 5,33 до 9,2 млн т, по сое с 1,22 до 2,6 млн т, по рапсу с 0,67 до 1,1 млн т.

В животноводстве производство скота и птицы на убой в живой массе за период 2009-2015гг выросло с 9,97 до 13,5 млн т, мяса птицы

с 3,48 до 6,0 млн т, свинины с 3,48 до 4,0млн т.

Динамика развития сырьевой базы создает необходимые предпосылки для роста производства пищевой продукции и наполнения внутреннего продовольственного рынка отечественной продукцией. Её удельный вес в структуре оборота розничной торговли в 2015 г. составил 48,8%, или 13410,0 млрд. руб. Предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности было отгружено пищевых продуктов на сумму 5737,6 млрд. руб. в текущих ценах или на 21,7% больше, чем в предыдущем году.

Рост внутреннего производства, вызванный введением санкций, привел к улучшению структуры внешнеторгового баланса: так импорт сырья и продовольствия в денежном выражении в 2015 г. сократился до уровня 26,5 млрд. долл США, против 40,9 млрд. долл США годом раньше, это обеспечило улучшение сальдо торгового баланса.

Анализ объемов производства птицы и свинины, растительного масла, сахара, кондитерских изделий, продукции мукомольно-крупяной, крахмалопоточной и ряда других показывает, что в этих отраслях уже сегодня наблюдается перепроизводство продукции и это происходит на фоне реализации новых инвестиционных проектов.

Дальнейший рост производства в этих отраслях агропромышленного комплекса сдерживается развитием агропродовольственного рынка, связанного с низким платежеспособным спросом населения и поэтому на современном этапе необходимо расширять экспорт продукции, прежде всего в страны-участницы ЕАЭС и Зоны свободной торговли, с которыми у России подписаны соответствующие соглашения.

В сложившейся ситуации государству, чтобы сохранить набранные

темпы экономического роста и обеспечить своевременную окупаемость вложенных инвестиционных ресурсов, необходимо разрабатывать механизмы стимулирования экспорта готовой продукции в страны ближнего и дальнего зарубежья. Однако, следует иметь ввиду, что внешние рынки продукции и птицеводства и свиноводства обеспечиваются в основном национальными производителями, поэтому все страны стараются вводить определенные ограничения на импорт этой продукции. Стимулирование экспорта - мера необходимая для роста производства, но она сопряжена с проведением большой работы как внутри страны, так и с международными организациями, работающими в этом направлении; тем более что страны участницы ВТО официально отказались от государственного стимулирования экспорта. Поэтому проблемы стимулирования экспорта продукции АПК необходимо решать комплексно на основе программно-целевых методов.

В основных странах-экспортерах сельскохозяйственной и пищевой продукции (ЕС, США, Канада) накоплен большой опыт по стимулированию экспорта продукции с большой добавленной стоимостью, что позволяет им занимать лидирующие позиции на глобальных агропродо-вольственных рынках. Эти страны на основе разработанных программ и институциональной системы поддержки сельскохозяйственного экспорта, действующих на протяжении десятилетий, доказали свою высокую эффективность.

Для создания в России современного государственного института по продвижению российской агропродовольственной продукции на международные рынки и разработке национальных программ поддержки экспорта необходимо изучить мировой опыт и оценить возможность его применения с учетом национальных особенностей и обязательств в рамках ВТО. Использование зарубежного опыта в России должно базироваться на взвешенном подходе, с учетом анализа эффективности этого опыта в других развивающихся странах.

К примеру, США, успешно применяющие достижения научно-технического прогресса в сельскохозяйственном производстве и добившиеся высокого уровня производства многих видов продукции, создали наиболее развитую систему поддержки её экспорта.

С другой стороны Канада и страны ЕС имеют примерно равнозначную структуру сельского хозяйства с Россией, и поэтому их опыт может быть более интересен для нас, чем опыт

других стран и международных организаций.

I. Опыт США

В США экспорт сельскохозяйственной и пищевой продукции обеспечивается Зарубежной сельскохозяйственной службой (Foreign Agricultural Service, далее - FAS), подведомственной Министерству сельского хозяйства США. Начиная с 1930 г., FAS накопила значительный опыт по поддержке экспорта и является одним из лидирующих агентств в мире в данной сфере, обладая 93 офисами в 72 странах.

Эта организация принимает решения по выделению средств на программы поддержки экспорта. Реализуемые FAS программы поддержки, развития или расширения сельскохозяйственного экспорта предполагают активное взаимодействие с представителями делового сообщества. Как правило, это сельскохозяйственные отраслевые ассоциации на федеральном или региональном уровне.

Службой FAS реализуется 21 подпрограмма, которые ориентированы по следующим направлениям:

1.) программы научных обменов и обучения (8 подпрограмм);

2.) программы поддержки экспорта (7 подпрограмм);

3.) программы регулирования доступа на рынок США (2 подпрограммы);

4.) гуманитарные программы (4 подпрограммы).

Программы научных обменов и обучения

Программы научных обменов и обучения предоставляют возможность для зарубежных ученых и специалистов, как правило, из развивающихся стран, находиться определенное время в США с целью проведения исследований, обмена опытом или обучения. Это по мнению американской стороны оказывает значительный опосредованный эффект на продвижение американского экспорта и технологий за счет формирования сети профессиональных контактов, обучения английскому языку, особенностям ведения бизнеса и дело-оборота в США.

Подрограмма обучения для зарубежных выпускников, в рамках которой Правительством США предоставляется обучение на английском языке и финансирование обучения в американских университетах для студентов из развивающихся стран.

Подпрограмма научных обменов «Борлауг» предлагает научное руководство и тренинги для исследователей и специалистов из развивающихся стран, участвующих в формировании государственной политики, для обеспечения продовольствен-

ной безопасности и экономического роста.

Подпрограмма научных обменов «Кохран» предоставляет краткосрочные тренинги для специалистов в сфере сельского хозяйства из развивающихся стран и стран со средним уровнем доходов.

Подпрограмма обменов в сфере научного сотрудничества поддерживает сотрудничество между научными коллективами и техническими экспертами из США и Китая.

Подпрограмма научных обменов в посольствах США позволяет размещать американских ученых в посольствах США за рубежом для проведения исследований по вопросам в сфере окружающей среды, науки, технологий и здравоохранения.

Подпрограмма сотрудничества при проведении научных исследований поддерживает совместные исследования и обучающие проекты между американскими и зарубежными специалистами в сельскохозяйственной сфере.

Подпрограмма обмена преподавателями предоставляет возможности прохождения тренингов в течение семестра для преподавателей из университетов из развивающихся стран.

Подпрограмма для посещения научных работников предоставляет возможности для зарубежных исследователей взаимодействовать с учеными из FAS и других агентств Министерства сельского хозяйства США.

Программы поддержки экспорта

В США действует одна из самых всеобъемлющих в мире программ поддержки сельскохозяйственного экспорта, которая включает в себя такие аспекты, как гарантирование экспортных кредитов, финансовое содействие при выходе на новые рынки, техническое содействие для преодоления санитарных и фито-санитарных барьеров, маркетинговая информация и многие другие информационные сервисы.

Подпрограмма доступа на рынки обеспечивает решение вопросов финансирования для выведения и продвижения сельскохозяйственной и пищевой продукции США на глобальные рынки.

Подпрограмма образцов качества позволяет организациям США предоставлять небольшие образцы своей сельскохозяйственной продукции для потенциальных клиентов за рубежом.

Подпрограмма развивающихся рынков предоставляет финансирование в сфере технического содействия для продвижения сельскохозяйственных товаров США на новые рынки в мире.

Подпрограмма гарантирования экспортных кредитов гарантирует платежи в случае, если американские банки предоставляют кредиты зарубежным банкам для финансирования закупки сельскохозяйственных товаров США.

Подпрограмма мониторинга экспортных продаж позволяет осуществлять мониторинг сельскохозяйственного экспорта США для обеспечения широкого доступа к актуальной маркетинговой информации.

Подпрограмма по техническому содействию для специальных культур предоставляет финансирование для работы с санитарными, фитосанитарными и техническими барьерами, которые ограничивают или угрожают экспорту из США специальных культур, установленных правилами ВТО.

Подпрограмма развития зарубежных рынков предоставляет софинансирование для партнерских организаций с целью осуществления проектов, создающих спрос на сельскохозяйственные товары США в мире.

Программы регулирования доступа на рынок США

Импорт ряда товаров в США осуществляется в рамках системы тарифных квот, к которым относится молочная продукция и сахар.

Подпрограмма по лицензированию молочного импорта является одним из инструментов, который используется для администрирования системы тарифных квот при импорте молочных продуктов в США.

Подпрограмма импорта сахара в США осуществляется в рамках системы тарифных квот, с установлением ежегодного их уровня со стороны Министерства сельского хозяйства США.

Гуманитарные программы

Важным направлением государственной политики США является оказание гуманитарной помощи зарубежным странам, которая оказывается, к примеру, в случае чрезвычайных ситуаций путем обеспечения продовольствием для борьбы с голодом. Одна из программ взаимоувязывает предоставление программ помощи и развитие свободной торговли в секторе сельского хозяйства.

Гуманитарный фонд им. Билла Эмерсона предусматривает финансовый резерв для гарантирования содействия США другим странам в мире в случае наличия чрезвычайных ситуаций с обеспечением продовольствием.

Проект развития местных и региональных государственных закупок - это пилотная подпрограмма, которая направлена на оценку эф-

фективности осуществления закупок продовольственной помощи на местном уровне взамен осуществления поставок из США.

Подпрограмма МакГоверн-Доула «Продовольствие для обучения» поддерживает проекты по всему миру, направленные на снижение голода и повышения грамотности и уровня начального образования.

Подпрограмма «Продовольствие для прогресса» предоставляет возможности для пожертвования американских базовых товаров для развивающихся стран, берущих на себя обязательства по расширению свободного предпринимательства в сельскохозяйственном секторе.

***

Для стимулирования экспорта государство предлагает набор программ и форматов участия, а также со-финансирование в размере до 50% или до 85% затрат. При этом инициатива в реализации проектов исходит от самого бизнеса, который, действуя на зарубежных рынках, самостоятельно формирует проекты, реально востребованные для продвижения национальной продукции. Гибко разработанная система критериев позволяет при принятии решений о выделении финансирования со стороны государства сравнивать реально обозначенные цели и степень их достижения при фактической реализации проектов.

Опыт США показывает, что, предлагаемые программы востребованы у основных отраслевых ассоциаций США (производители мяса, молочной продукции, зерна, сои и прочее), которые на регулярной основе подают свои программы на рассмотрение в FAS.

Анализ реализуемых программ поддержки экспорта агропродоволь-ственной продукции США показал, что, как правило, FAS допускает все товары к участию в программах поддержки. В отдельных случаях возможно введение исключений в отношении определенных товаров (например, табак) на участие в этих программах. Однако общий подход заключается в стимулировании производителей всей номенклатуры продукции к участию в программах поддержки. При отборе проектов FAS принимает во внимание, прежде всего, качество самого проекта и возможность его эффективной реализации, а не товарную специфику.

Программы поддержки экспорта пересматриваются с периодичностью 4-6 лет, что создает условия для продвижения как в целом американской продукции (generic promotion), так и специфических брендов (brand

promotion) (MAP). Созданные механизмы позволяют работать как на уже устоявшихся рынках, так и выходить на новые рынки в плане расширения географии, так и товарной продукции (MAP, FMD, QSP). Правительство США также поддерживает развитие инфраструктуры на зарубежных рынках, необходимой для экспорта американской продукции (FMD). Сельское хозяйство США является лидером в реализации инноваций и разработке новых культур. Специально для поддержки таких проектов FAS реализует программу технического содействия для специальных культур. Кроме того, американские экспортеры могут задействовать финансовые инструменты поддержки экспорта через программу гарантирования экспортных кредитов.

Представляется, что подобного рода системный подход и программы могут быть востребованы отечественными экспортерами и их отраслевыми союзами и ассоциациями.

II. Опыт Канады

В Канаде к основным направлениям поддержки сельскохозяйственного экспорта можно отнести следующие программы и направления работы.

Поддержка торговли агропродовольственной продукцией (The Agri-Food Trade Service)

Целью этой программы являются сбор и распространение информации, необходимой для поддержки компаний, участвующих в агропромышленном экспорте. Программа предоставляет экспортерам, покупателям и инвесторам централизованный доступ к рыночной информации, консультирование по вопросам торговли и содействие в проведении мероприятий по поддержке экспорта. Программа реализуется через региональные офисы Департамента сельского хозяйства и продовольствия и зарубежные офисы Департамента иностранных дел и международной торговли Канады.

В Канаде создан институт Комиссаров по торговле товарами сельского хозяйства и продовольствия, который является частью Службы по торговле товарами сельского хозяйства и продовольствия. Канада финансирует деятельность 33 комиссаров на 20 рынках; торговые комиссары оказывают содействие в обеспечении доступа на зарубежные рынки продукции канадского сельского хозяйства благодаря формированию позитивного отношения к канадским товарам.

Комиссары по торговле оказывают четыре вида услуг для канадских экспортеров:

1.) подготовка к международным рынкам;

2.) оценка рыночного потенциала;

3.) поиск квалифицированных контактов;

4.) разрешение проблем. Международная программа

«Брэнд Канада» (The Canada Brand International Program, далее - «Брэнд Канада») действует с 2006 г. и ставит своей целью работу над созданием единой стратегии повышения уровня привлекательности канадских продуктов питания и сельскохозяйственной продукции под единым брендом, который по задумке разработчиков программы должен ассоциироваться с качеством и превосходством продукции. Формирование устойчивого международного имиджа должно способствовать росту продаж и востребованности канадской продукции.

С целью реализации программы «Продовольствие из Канады «Ешь Канадское»» (Canadian Food «eatCanadian») Департамент сельского хозяйства и продовольствия Канады готовит информационные материалы и формирует на международных рынках отношение к канадскому продовольствию. В частности, канадская продукция позиционируется как здоровая и качественная, выращенная на плодородных почвах с использованием инновационных технологий, с соблюдением экологических нормативов и стандартов безопасности.

Агромаркетинговая программа (The AgriMarketing Program) призвана решать задачи расширения рыночных возможностей и повышения конкурентоспособности канадского сельского хозяйства и рыболовства. Эта программа оказывает содействие отраслевым союзам в определении ключевых приоритетов и обеспечении их необходимыми ресурсами для достижения успехов на глобальных рынках. Программа предоставляет финансирование для развития и реализации долгосрочных международных стратегий канадских экспортеров и поддерживает проекты по следующим направлениям:

• развитие рынков (Market development stream);

• система гарантирования (Assurance systems stream);

• снижение торговых барьеров;

• развитие рыночного успеха.

Для расширения экспортного потенциала в Канаде функционирует Агентство по кредитованию экспорта (Export Development Canada, далее - EDC, Агентство), которое оказывает поддержку и кредитование экспорта канадским компаниям. Эта организация предоставляет услуги по страхованию, финансовые гарантии и бизнес-решения канадским

экспортерам, инвесторам и потребителям канадской продукции.

EDC оказывает следующие финансовые услуги:

• займы зарубежным компаниям на покупку товаров и услуг из Канады;

• займы для оборотного капитала для канадских компаний, имеющих экспортные контракты;

• займы и страхование для канадских компаний, инвестирующих за рубеж;

• банковские гарантии;

• страхование канадских компаний от различных рисков, включая риск неплатежа.

Важным направлением поддержки экспорта в Канаде является организация различного рода тренингов и обучающих мероприятий для экспортеров. Можно выделить следующие программы:

1) тренинги для канадского бизнеса в сфере международной торговли;

2) тренинги «Форум международной торговли» №ТТ);

3) развитие бизнеса для канадских экспортеров в США. Канадский опыт поддержки экспорта показывает, что Департамент сельского хозяйства и продовольствия Канады поддерживает реализацию проектов, как правило, до уровня 50% от суммарных затрат. Однако в случаях, когда деятельность в рамках проекта может привести к выходу на значительное количество новых рынков, уровень финансирования может быть увеличен.

Заявителями на реализацию программ поддержки, как правило, выступают некоммерческие организации на федеральном или региональном уровне. В отдельных программах заявителями могут быть коммерческие компании. Например, малые и средние предприятия в программе развития рынков. Также заявитель может запросить софинансирование на реализацию проектов из различных государственных источников, но установлено правило, по которому уровень государственного участия не должен превышать 85% от общего финансирования проекта.

По аналогии с программами поддержки экспорта в США канадские программы распространяются также на всю сельскохозяйственную продукцию и продовольствие. Отбор при финансировании проектов осуществляется по характеристикам самого проекта, а не по принципу приоритетности товаров для экспорта. Например, при реализации проектов развития рынков принимается во внимание наличие долгосрочной стратегии развития рынка, наличие

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

компонентов, связанных с рекламно-выставочной деятельностью и другими факторами.

Одними из ключевых программ в системе поддержки канадского экспорта являются программы «Брэнд Канада» и «eatCanadian». В рамках этих программ канадское правительство формирует положительное отношение к Канаде и канадской сельскохозяйственной продукции на зарубежных рынках. Это помогает формировать лояльность потребителей к канадским товарам, увеличивает их узнаваемость на зарубежных рынках и, в конечном счете, позволяет экспортерам получать дополнительные маркетинговые преимущества на зарубежных рынках.

При этом для того чтобы стать участником ряда других программ, финансируемых правительством Канады (например, AgriMarketing Program), экспортер должен уже участвовать в программах «Брэнд Канада» и «eatCanadian».

Приведенный анализ канадских программ поддержки экспорта показывает наличие широкой информации в свободном доступе о специфике конкретных рынков. Поэтому канадский экспортер имеет возможность получить в свободном доступе обширную информацию о зарубежных рынках, которая позволяет ему принимать взвешенные решения о потенциальных перспективах работы на том или ином рынке. Кроме этого канадские экспортеры имеют возможность встречаться и обсуждать перспективы работы на конкретных зарубежных рынках.

Программы принимаются, как правило, на срок 4-6 лет, после чего пересматриваются. В частности, одна из основных программ поддержки сельскохозяйственного экспорта -AgriMarketing Program - принята на период 2013-2018 гг. Принятое среднесрочное планирование обосновано тем, что работа на зарубежных рынках требует времени и усилий, поэтому горизонт планирования в районе 5 лет представляется оптимальным.

III. Опыт Европы

В Евросоюзе реализуемые программы поддержки экспортеров в целом соответствуют моделям, принятым в США и Канаде.

В Германии Федеральное министерство продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей осуществляет программу поддержки немецкого агропродоволь-ственного сектора с целью увеличения числа экспортоориентированных предприятий и повышения их конкурентоспособности на зарубежных рынках.

Программа включает следующие направления:

• учебные курсы и семинары, обучение и подготовку конкретных сотрудников предприятий;

• предоставление рыночных исследований;

• помощь в поиске необходимых контактов и источников информации;

• организацию деловых поездок;

• организацию и участие в зарубежных ярмарках, сотрудничество с посольствами Германии в странах-экспортерах;

помощь в подготовке печатных материалов и интернет-презентаций.

Кроме того, программа предлагает финансирование на уровне 50% затрат на аналогичные цели.

Программы экспортного кредитования также осуществляются на уровне отдельных государств. Во Франции экспортные кредиты и страхование экспортных кредитов предоставляют ряд частных компаний. Одна из них, COFACE, чьим мажоритарным собственником является «Natexis Banques Populaires» (ранее -«Banque Frangaise du Commerce Exterieur» / «Французский банк внешней торговли»), управляет программой экспортных гарантий от имени правительства. Банк «Natexis Banques Populaires» используется правительством для обеспечения субсидий по минимальным утвержденным в ОЭСР ставкам экспортных кредитов.

COFACE предлагает краткосрочное страхование кредитов по всему миру и располагает филиалами во многих странах. Отделение во Франции отвечает за управление системой экспортного страхования. Каждый год Министерство экономики, финансов и промышленности Франции определяет лимиты предоставления гарантий для экспортных операций.

Программа экспортных гарантий направлена на стимулирование международных торговых операций с участием французских компаний, в частности с ориентацией на рынки развивающихся стран, которые считаются слишком рискованными для частных инвесторов. Программы, реализуемые COFACE, направлены на поддержку экспорта из разных отраслей и не являются специфическими для сельского хозяйства.

В Германии Hermes Kreditver-sicherungs AG - консорциум из частной страховой компании и квазигосударственной компании - также обеспечивает официальную государственную программу страхования экспортных кредитов и принимает участие в торговых операциях немецкого правительства. Кроме того, Hermes также обеспечивает краткос-

рочное страхование экспорта за счет собственных средств, в соответствии с собственными стратегиями развития.

Опыт ведущих мировых стран-экспортеров сельскохозяйственной продукции и продовольствия показывает, что все они осуществляют программы поддержки экспорта для достижения своих целей в условиях жесткой конкуренции на глобальных рынках.

IV. Разработка отечественной программы поддержки АПК

В этих условиях, как уже указывалось выше, в целях обеспечения экономического роста и повышения конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на зарубежных рынках Минсельхоз России, основываясь на передовом мировом опыте, разрабатывает программу поддержки агропродоволь-ственного экспорта. Программными мероприятиями ставятся задачи повышения конкурентоспособности отечественной продукции сельского хозяйства на внешних рынках, развития новых рынков сбыта для отечественного сельскохозяйственного сырья и продуктов его переработки, расширения доступности финансовых инструментов для национальных экспортеров. Горизонт программы рассчитан на период до 2020 г.

Структура программы включает следующие направления.

1. Содействие российским товаропроизводителям и экспортерам в зарубежных выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях.

2. Поддержка образовательных программ по экспорту агропродо-вольственной продукции.

3. Продвижение брендов российской агропродовольственной продукции.

4. Проведение научно-исследовательских работ по изучению потенциальных рынков сбыта российской продукции АПК.

5. Содействие деятельности Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по расширению доступа на зарубежные рынки российской продукции АПК.

6. Создание условий для обеспечения высокого качества и безопасности экспортируемой продукции.

7. Государственная поддержка кредитования экспортной деятельности в АПК.

8. Создание специализированного агентства по развитию агропродо-вольственного экспорта.

9. Государственная поддержка по представительским расходам.

Закладываемые в программу мероприятия содержат практически весь спектр проблем по обеспечению экспорта продукции отечественного АПК. Программа строится на принципах частно-государственного партнерства, поэтому реализация многих мероприятий будет осуществляться в том числе и за счет средств федерального бюджета.

С учетом зарубежного опыта в сфере поддержки сельскохозяйственного экспорта проектом программы планируется создание специализированной экспертно-аналитической организации, подведомственной Минсельхозу России.

Данная организация призвана оказывать Минсельхозу России помощь в решении вопросов по защите интересов национальных производителей как на внутреннем, так и на внешних рынках в условиях членства в ВТО. В круг задач этой организации должно входить решение следующих проблем:

• поддержка и продвижение экспорта отечественной агропродоволь-ственной продукции на внешних рынках;

• представление Минсельхозу России

экспертно-аналитических заключений и рекомендаций по вопросам регулирования российского сельского хозяйства в рамках ВТО и ЕАЭС, ЗСТ, в том числе в сфере таможенно-тарифного регулирования, применения санитарных и фитосанитарных мер, подготовки материалов в случае возникновения торговых споров в области сельского хозяйства в органе по разрешению споров ВТО. Финансирование этой организации планируется осуществлять за счет средств Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.

Успешная работа на зарубежных рынках требует использования современных рыночных подходов при работе с клиентами, при определении особенностей спроса и позиционирования товаров.

Для освоения новых рынков планируется проведение научных исследований основных рынков зарубежных стран, обладающих экспортным потенциалом для сбыта отечественной продукции АПК, исследования и дальнейшее распространение информации о каналах дистрибуции сельскохозяйственных товаров, изучение трендов в потреблении, поведении, привычках и особенностях тех или иных стран, проведение маркетинговых опросов и исследований, учет культурных особенностей регионов, практики делового оборота, знание юридиче-

ских особенностей ведения бизнеса и механизмов финансирования. Все это составляет повседневную часть работы при подготовке и работе на зарубежных рынках.

Особое внимание при проведении указанной работы предполагается уделить продвижению продукции под российскими брендами на основе создания единого общероссийского бренда «Made in Russia». Наличие международного имиджа, который ассоциируется с качеством и превосходством продукции определенной страны, создает дополнительное маркетинговое преимущество и укрепляет присутствие производителей как на внутреннем, так и на внешних рынках.

С целью увеличения продаж отечественной продукции на зарубежных рынках, а также для придания отличительных черт российским производителям и товарам по сравнению с зарубежными конкурентами планируется разработать стратегию повышения уровня привлекательности российских продуктов питания и сельскохозяйственной продукции под единым общероссийским брендом, которая должна ассоциироваться в мире с безопасной и высококачественной продукцией.

Одновременно с реализацией данной стратегии возможна также деятельность, направленная на эксклюзивное или доминирующее позиционирование имени или наименования брэнда (логотипа) российских компаний (товаров).

Важным направлением реализации программных мероприятий по стимулированию экспорта, без которого невозможно достичь целевых установок программы, является создание современных инструментов кредитной поддержки для национальных экспортеров, это тем более важно в условиях сложной макроэкономической ситуации. В этой связи отечественные производители продукции АПК сталкиваются с трудностями при поисках источников финансирования внешнеэкономической деятельности.

Рамками программы предусмотрены меры по представлению прямой бюджетной поддержки и выделение кредитных ресурсов отечественным экспортерам, которые позволят снизить финансовою нагрузку и расширить рынки сбыта для заинтересованных экспортеров.

Бюджетные субсидии через определенные правительством финансовые институты будут выделяться с целью снижения предпринимательских и политических рисков и российских инвестиций за рубежом. По каждой застрахованной сделке финансовый институт может покрывать до 95%

убытков в случае реализации политического риска и до 90% - в случае коммерческого риска.

С учетом конъюнктуры мировых продовольственных рынков и высокого уровня конкуренции программой закладываются меры по повышению качества российской продукции и системы надзора за здоровьем животных и растений, системы стандартов качества и рыночных свойств товара, контроля происхождения продукции и связанных с ними инструментов.

Конкурентным преимуществом отечественной продукции АПК на мировых рынках сельскохозяйственной продукции и продовольствия может стать производство продукции высокой степени экологичности (органическая продукция), а также отказ от использования ГМО. Потенциал России для производства органической продукции велик и спрос на эту продукцию в мире растет.

Успешной реализации программных мероприятий будет способствовать поддержка образовательных программ по экспорту продукции АПК.

При решении множества задач, возникающих при работе на внешних рынках, отечественные экспортеры нуждаются в квалифицированных сервисах консультационного характера маркетинговых, юридических

и финансовых организаций, специализирующихся на вопросах сельского хозяйства и внешнеэкономической деятельности. Такая сеть профессиональных компаний, оказывающих содействие экспортерам и их отраслевым союзам, сложилась и действует у ведущих мировых экспортеров. В Российской Федерации данный сектор пока развит крайне слабо и требует дальнейшего расширения. Как и в государственном секторе, частный сектор в лице отраслевых союзов и компаний также сталкивается с нехваткой профессиональных кадров.

Построение системы эффективной поддержки сельскохозяйственного экспорта в Российской Федерации неизбежно столкнется с проблемой поиска и привлечения профессионального кадрового состава. Наличие специалистов, разбирающихся в вопросах сельского хозяйства, ВЭД, правилах Всемирной торговой организации, со знанием иностранных языков, в стране недостаточно.

Разработка и реализация программы стимулирования экспорта продукции российского АПК - важная государственная задача, которая обеспечит не только экономический рост сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности, но и опосредованно позволит успеш-

но решать задачи развития сельских территорий, выведет на новый уровень вопросы, связанные с запросом на новые научные разработки и современные инженерные кадры. Повысится роль России в мировой торговле сельскохозяйственной и пищевой продукцией и укрепится ее роль в клубе стран - экспортеров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Петриков, А. В. Основные направления и механизмы реализации современной агропродовольственной политики/ А. В. Петриков// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий № 1, 2016 г.

2. Бородин, К. Влияние эмбарго и санкций на агропродовольствен-ном рынке России: анализ последствий/ К.Бородин //Вопросы экономики № 4, 2016 г.

3. Иванова, В. Н. Рост сельскохозяйственного производства как фактор устойчивого развития пищевой промышленности и продовольственного рынка России/ В. Н. Иванова, С. Н. Серёгин, А. В. Новосельцева//Пищевая промышленность № 2. 2016 г.

4. Иванова, В. Н. Взаимная торговля государств-членов ЕАЭС со странами зон свободной торговли и их экспортный потенциал/ В. Н. Иванова, С. Н. Серёгин// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий № 1, 2016 г.

Стимулирование экспорта агропродовольственной продукции - ключ к экономическому росту российского АПК

Ключевые слова

зарубежный передовой опыт; программа стимулирования экспорта; санкции; сельскохозяйственное производство и пищевая промышленность

Реферат

Анализ объемов производства сельскохозяйственной продукции и ряда пищевой продукции показывает, что в этих секторах АПК уже сегодня наблюдается перепроизводство продукции и это происходит на фоне реализации новых инвестиционных проектов. Дальнейший экономический рост в агропромышленном комплексе сдерживается развитием внутреннего агропродовольственного рынка, связанного с низким платежеспособным спросом населения и поэтому на современном этапе необходимо расширять экспорт продукции, прежде всего в страны-участницы ЕАЭС и ЗСТ. Опыт основных стран-экспортеров сельскохозяйственной продукции и продовольствия показывает, что все они на основе программ поддержки экспорта осваивают новые рынки сбыта своей продукции и обеспечивают рост производства национальных производителей. Россия в сложившихся условиях в целях обеспечения экономического роста и повышения конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на зарубежных рынках приступила к разработке программы поддержки агро-продовольственного экспорта. Программными мероприятиями ставится задача повышения конкурентоспособности отечественной продукции сельского хозяйства на внешних рынках, развития новых рынков сбыта для отечественного сельскохозяйственного сырья и продуктов его переработки, расширения доступности финансовых инструментов для национальных экспортеров. Горизонт программы рассчитан на период до 2020 г.

Авторы

Иванова Валентина Николаевна, д-р экон. наук, профессор Серегин Сергей Николаевич, д-р экон. наук, профессор Московский государственный университет технологий и управления им. Л. Г. Разумовского, 109004, Москва, ул. Земляной вал, д. 73, rectorat@mgutm.ru Геращенко Илья Владимирович - заместитель Директора Департамент международного сотрудничества Минсельхоза России

Promoting Exports of Agri-Food Products - The Key to the Economic Growth of the Russian Agro-Industrial Complex

Key words

foreign advanced experience; export promotion program; sanctions; agricultural production and food industry

Abstracts

Analysis of the volume of agricultural production and a number of food products shows that even today there is over-products and Agro-Industrial Complex in these sectors is happening against the background of the implementation of new investment projects. Further growth in the agricultural sector is constrained by the internal development of the agri-food market, associated with a low solvent demand of the population and, therefore, at the present stage it is necessary to expand the export of products, primarily in the participating countries and the FTA EAEC. Experience the major exporting countries of agricultural products and food shows that all of them on the basis of export support programs to develop new markets for their products and ensure the growth of production of domestic producers. Russia under the circumstances, in order to ensure economic growth and improve the competitiveness of domestic agricultural products in foreign markets began to develop the agri-food export support programs. Program activities seeks to enhance the competitiveness of domestic agricultural products in foreign markets, the development of new markets for domestic agricultural products and by-products, to expand the availability of financial instruments for the national exporters. Horizon program designed for the period till 2020

Authors

Ivanova Valentina Nikolaevna, Doctor of Economical Science, Professor Seryogin Sergey Nikolaevich, Doctor of Economical Science, Professor Moscow State University of Technology and Management named after K.G. Razumovsky, 73, Zemlyanoy Val St., Moscow, 109004, rectorat@ mgutm.ru

Geraschenko Ilya Vladimirovich - Deputy Director

International Cooperation Department of Ministry of Agriculture of

Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.