Научная статья на тему 'Гражданско-правовые аспекты регулирования применения цифровых технологий в агропромышленном комплексе'

Гражданско-правовые аспекты регулирования применения цифровых технологий в агропромышленном комплексе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1045
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
цифровые технологии / гражданскоправовое регулирование / агропромышленный комплекс / digital technology / civil and legal regulation / agro-industrial complex

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александр Александрович Дарков

Современный уровень правового регулирования процессов цифровизации сельского хозяйства требует существенной модернизации. Недостаток научно-практических и правовых знаний по инновационным современным агротехнологиям и методологиям в сельском хозяйстве порождают проблемы системного характера. Необходимость применения цифровых технологий в различных отраслях экономики очевидна. Однако масштабы и методика внедрения технологических процессов в каждом конкретном случае должны опираться на реальные расчеты их экономической эффективности, с учетом уровня развития социальноэкономической ситуации в каждом конкретном регионе Российской Федерации. Решение задач в области применения цифровых технологий, в частности в сельском хозяйстве, невозможно без создания эффективного механизма гражданско-правового регулирования. В контексте настоящей статьи рассмотрим круг проблем в данной сфере и методы их решения. Объектом исследования являются материалы парламентских слушаний Комитета по аграрным вопросам Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации на тему «Правовые аспекты развития цифровой экономики в агропромышленном комплексе » (г. Москва, 17 октября 2018 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Александр Александрович Дарков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civil and legal aspects of digitization regulation in agriculture

The current level of a legal regulation of agriculture digitalization processes requires a major upgrade. The lack of scientific-practical and legal knowledge on innovative modern agro technologies and methodologies create systematic problems in agriculture. Need of digitalization is obvious in the different fields of Economy. Nevertheless, the scope and methods of introduction in technological processes in every case should be based on an actual calculation of economic effectiveness, according to the development level of social and economic situation in each particular region of the Russian Federation. Problem solving in the digitalization, particularly in agriculture is impossible without a creation of the legal regulatory effective mechanisms. Within the context of this Article we will consider a range of problems and its solution. In this case the research subjects are materials of the Parliament proceedings of the Committee on agrarian issues of the State Duma of the Federal Assembly of Russian Federation on the topic of: «Legal aspects of the digital economy development in the agro-industrial complex» (Moscow, October 17, 2018).

Текст научной работы на тему «Гражданско-правовые аспекты регулирования применения цифровых технологий в агропромышленном комплексе»

УДК 347 ББК 67

DOI 10.24411/2312-0444-2019-10003

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ

Александр Александрович ДАРКОВ,

доцент кафедры гражданского права, гражданского и арбитражного процесса Государственного университета по землеустройству, Вице-президент Российского юридического клуба, кандидат юридических наук E-mail: darckov@yandex.ru

Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право

Аннотация. Современный уровень правового регулирования процессов цифровизации сельского хозяйства требует существенной модернизации.

Недостаток научно-практических и правовых знаний по инновационным современным агротехноло-гиям и методологиям в сельском хозяйстве порождают проблемы системного характера.

Необходимость применения цифровых технологий в различных отраслях экономики очевидна. Однако масштабы и методика внедрения технологических процессов в каждом конкретном случае должны опираться на реальные расчеты их экономической эффективности, с учетом уровня развития социально-экономической ситуации в каждом конкретном регионе Российской Федерации. Решение задач в области применения цифровых технологий, в частности в сельском хозяйстве, невозможно без создания эффективного механизма гражданско-правового регулирования.

В контексте настоящей статьи рассмотрим круг проблем в данной сфере и методы их решения. Объектом исследования являются материалы парламентских слушаний Комитета по аграрным вопросам Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации на тему «Правовые аспекты развития цифровой экономики в агропромышленном комплексе» (г. Москва, 17 октября 2018 г.).

Ключевые слова: цифровые технологии, гражданско-правовое регулирование, агропромышленный комплекс.

Annotation. The current level of a legal regulation of agriculture digitalization processes requires a major upgrade.

The lack of scientific-practical and legal knowledge on innovative modern agro technologies and methodologies create systematic problems in agriculture.

Need of digitalization is obvious in the different fields of Economy. Nevertheless, the scope and methods of introduction in technological processes in every case should be based on an actual calculation of economic effectiveness, according to the development level of social and economic situation in each particular region of the Russian Federation. Problem solving in the digitali-zation, particularly in agriculture is impossible without a creation of the legal regulatory effective mechanisms.

Within the context of this Article we will consider a range of problems and its solution. In this case the research subjects are materials of the Parliament proceedings of the Committee on agrarian issues of the State Duma of the Federal Assembly of Russian Federation on the topic of: «Legal aspects of the digital economy development in the agro-industrial complex» (Moscow, October 17, 2018).

Keywords: digital technology, civil and legal regulation, agro-industrial complex.

Современный уровень правового регулирования процессов цифровизации сельского хозяйства требует существенной модернизации.

Недостаток научно-практических и правовых знаний по инновационным современным агротех-нологиям и методологиям в сельском хозяйстве порождает проблемы системного характера.

№ 1/2019

Необходимость применения цифровых технологий в различных отраслях экономики очевидна. Однако масштабы и методика внедрения технологических процессов в каждом конкретном случае должны опираться на реальные расчеты их экономической эффективности, с учетом уровня развития социально-экономической ситуации в каждом конкретном регионе Российской Федерации. Решение задач в области применения цифровых технологий, в частности в сельском хозяйстве, невозможно без создания эффективного механизма правового регулирования.

При этом межотраслевое, отраслевое (административное, земельное, гражданское) и институциональное правовое регулирование осуществляется в отношении одного из самых сложных объектов недвижимого имущества — земли и природных ресурсов. Повсеместно в законотворческой и правоприменительной сферах возникают вопросы о собственности, о сделках и об имущественной ответственности, а это уже предмет регулирования гражданского права.

Что касается земельно-правовых отношений, то, по нашему мнению, земельное право — комплексная отрасль российского права. Оно включает нормы различных отраслей права, и прежде всего, конституционное, гражданское, административное, предпринимательское, трудовое и др. Комплексный характер носит и большинство нормативно правовых актов, входящих в круг земельного законодательства. Разработка и принятие комплексных актов необходимы главным образом в связи с особым объектом — землей.

В контексте настоящей статьи будет рассмотрен круг правовых проблем и методы их решения. Объектом исследования в данном случае являются материалы парламентских слушаний Комитета по аграрным вопросам Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации на тему «Правовые аспекты развития цифровой экономики в агропромышленном комплексе».

Обратимся к статистике. Всего в сельском хозяйстве занято 4 млн человек. Вклад отрасли в ВВП 3,69 трлн руб., или 4,01%. Экспортная выручка — 20,7 млрд долл.

Крупных агрохолдингов и средних предприятий — 36,5 тыс. Предприятий малых форм хозяйствования — 136,7 тыс.

Вклад в ВВП по строке «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» в 2015 г. составил 4,2% объемом 3,67 трлн руб., в 2016 г. — 3,87 трлн руб. и в 2017 г. — 3.69 трлн руб.

По данным Росстата, в 2016 г. в России собрано 119,1 млн т зерна, в 2017 г. — рекордные 135,4 млн т зерна. Россия занимает первое место по экспорту пшеницы — 36,4 млн т.

По площади пашни Россия занимает 3-е место в мире (116 млн га, первое — США, второе — Индия) (данные на 2017 г.)1.

Возможности для развития отрасли огромны, продовольственная безопасность государства и развитие экспортного потенциала превращают сельское хозяйство в высокотехнологичную отрасль экономики. Но необходимым условием этого является внедрение новых инновационных разработок, не существовавших ранее, а также стимулирование принятия управленческих решений.

В соответствии с Указом Президента РФ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации», Программой «Цифровая экономика Российской Федерации», Госпрограммой развития АПК, ФНТП развития сельского хозяйства Минсель-хоз России подготовил ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство» для стремительной цифровой трансформации отрасли посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений для обеспечения технологического прорыва в агропромышленном комплексе и достижения роста производительности на «цифровых» сельскохозяйственных предприятиях в два раза к 2024 г. Срок реализации: 2019 — 2024 гг. Планируемый бюджет — 304 млрд руб.; дополнительная субсидия в рамках Госпрограммы АПК — 152 млрд руб.; внебюджетные средства агро- и ГГ-бизнеса — 152 млрд руб.

Если рассматривать агропромышленный комплекс (далее — АПК) как сферу правоотношений, то можно выделить следующие характерные их особенности.

1. Множественность факторов, определяющих результаты производственного процесса: природно-климатические, почвенные, биологические, экономические, административные, правовые, социальные.

2. Многочисленность и территориальная рас-средоточенность хозяйствующих субъектов, что существенно осложняет управленческие решения в масштабе отрасли.

3. Интенсивные и многосторонние межотраслевые связи сельского хозяйства с предприятиями I и III сфер АПК, многочисленность партнеров хозяйств — поставщиков ресурсов и покупателей продукции.

№ 1/2019

Отметим, что размер затрат на применение информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) по разделу «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство», по данным Росстата, в 2015 г. составил 4 млрд руб., что составляет 0,34% от всех ИКТ-инвестиций во все отрасли хозяйства, в 2017 г. — 0,85 млрд руб., или 0,2%.

Это самый низкий показатель по отраслям, что свидетельствует о низкой цифровизации отечественного сельскохозяйственного хозяйства, однако указанная цифра подчеркивает, что отрасль обладает наибольшим потенциалом для инвестиций в ИКТ2.

При этом объем рынка информационно-коммуникационных технологий в сельском хозяйстве стремительно развивается. Например, если в 2006 г., согласно Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г., выход в сеть Интернет имели 12,9% сельскохозяйственных организаций, то в 2016 г., как показала Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2016 г. — 61,2%, т.е. за 10 лет охват Интернетом сельскохозяйственных предприятий увеличился в пять раз.

Для сравнения: объем производства продукции в сельскохозяйственных организациях за этот срок увеличился в 1,75 раза. Однако сохраняется неравномерность использования цифровых технологий по категориям хозяйств.

Такой существенный сегмент правоотношений требует адекватной методологии правового регулирования, основанной на комплексном применении норм различных отраслей права в соответствии с предметом регулирования.

Характерным примером правового регулирования процесса внедрения ИКТ может служить программа «Цифровизация сельского хозяйства», которая должна обеспечить участникам возможность использовать широкополосную, мобильную, LPWAN связь, информационные технологии (малые и большие данные, ИИ, платформы управления) отечественного приборостроения (метки, контроллеры, датчики, элементы управления) для существенного повышения эффективности сельского хозяйства3.

Выделяется шесть основных направлений цифровой трансформации сельского хозяйства, предполагающие внедрение в субъектах Российской Федерации ряда проектов полного инновационного комплексного научно-технического цикла сквозных цифровых систем классов: «умное сельскохозяйственное предприятие», «умное поле», «умная ферма», «умная теплица»,

«умный сад». Они основаны на современных конкурентоспособных отечественных технологиях, методах, алгоритмах и образцах систем и устройств, т.е. внедрение информационных технологий оценки эффективности аграрной политики, прогнозирования и регулирования агро-продовольственных рынков на федеральном и региональном уровне управления АПК.

Например, для обеспечения единой информационной среды в области ветеринарии была создана федеральная государственная информационная система в области ветеринарии «ВетИС» (ФГИС «ВетИС», ФГИС в области ветеринарии). Оператором ФГИС «ВетИС» является Россель-хознадзор.

Создание и функционирование ФГИС «Ве-тИС» регулируется следующими нормативными правовыми актами:

■ Федеральным законом «О ветеринарии» от 14 мая 1993 г. № 4979-1;

■ Федеральным законом «О внесении изменений в статью 4 Федерального Закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О ветеринарии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 28 декабря 2017 г. № 4Э1-ФЗ;

■ Федеральным законом «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О ветеринарии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13 июля 2015 г. № 243-ФЗ;

Основные цели и задачи ФГИС «ВетИС»:

■ обеспечить полную прослеживаемость поднадзорной продукции в ее производстве и обороте;

■ предоставить функции для оформления ветеринарных сопроводительных документов;

■ предоставить функции для оформления разрешений на ввоз / вывоз / транзит подконтрольных товаров на / с / через территорию Российской Федерации;

■ предоставить функции для регистрации данных и результатов ветеринарно-сани-тарной экспертизы, лабораторных исследований и отбора проб для них;

■ обеспечить иные направления деятельности Государственной ветеринарной службы Российской Федерации;

■ сделать полностью прозрачными и подконтрольными действия надзорных органов.

Очевидно, что столь существенные изменения состава правоотношений в изучаемой сфе-

№ 1/2019

ре требуют построения эффективных схем правового регулирования. Рассмотрим наиболее актуальные примеры.

В своей деятельности Россельхознадзор постоянно использует ряд информационных систем. Специфика работы части таких систем предусматривает непосредственное принятие у заинтересованных лиц (граждан, организаций) заявок на осуществление различных юридически значимых действий; рассмотрение таких заявок в режиме реального времени и самостоятельно, без участия человека, доведение принятого по ним решения до заявителя.

Процесс рассмотрения заявки информационной системой занимает от сотых долей секунды до 1 — 2 секунд и заканчивается выдачей положительного либо отрицательного решения по заявке, если информационная система имеет достаточно данных для принятия решения.

Однако в российском законодательстве нет норм, описывающих такую ситуацию. Согласно действующему законодательству только должностное лицо может принимать решение, но не информационная система. Фактически же решение в большинстве случаев принимает информационная система.

Если таким образом оказывается государственная услуга, то должен быть утвержден административный регламент оказания этой услуги (какое должностное лицо что делает и в какие сроки). Но в формате такого документа сложно регламентировать работу компьютера.

Не ясен также вопрос об ответственности за принятие неправомерного решения или за несвоевременное принятие решения.

Неправомерное решение может быть принято по причине программного сбоя при правильном алгоритме рассмотрений, а алгоритм — это как раз то единственное, что делают должностные лица органа государственной власти. Программный сбой может быть по причине, например, хакерской атаки или несовершенства программного кода, реализующего алгоритм. Кто должен нести ответственность?

Несвоевременное решение может быть принято, например, по причине некачественной работы интернет-провайдера при правильной работе как заявителя, так и органа государственной власти.

Интересная, с точки зрения правового регулирования, ситуация складывается в сфере применения в АПК беспилотных летательных аппаратов.

Сдерживающими факторами в данном случае являются:

■ легализация тех параметров и характеристик, которые можно получить при помощи новых цифровых технологий;

■ неразработанность правовых аспектов использования самих аппаратов.

Область для законодательного регулирования новая, существующая правовая база противоречивая, вопросы безопасности практически не рассматриваются в полном объеме.

Возникает задача провести интеграцию беспилотных летательных аппаратов (далее — БПЛА) и всех создаваемых на основе данного принципа модификаций в национальное воздушно-космическое пространство, что требует создания непротиворечивой институциональной системы нормативных актов, на первом этапе — на уровне Российской Федерации. Это может повлечь за собой интенсивное устойчивое развитие соответствующей индустрии и сервисов4.

Гармонизация национальных требований с международными является условием возможности для российских компаний совершать сделки на внешнем рынке, свободного экспорта и импорта технологий (которые сами уже являются объектом гражданско-правового регулирования) и самих систем, привлечения инвестиций в тех пределах, которыми мы ограничены на сегодняшний день5.

Особую важность в данном случае имеет имущественная ответственность за совершение экологических правонарушений. Проекты экспериментальных новых технологий доставки и распределения в посевах сельскохозяйственных культур средств защиты растений посредством БПЛА (как и вся их техническая эксплуатация) нуждаются в оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) и являются объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня6.

Одним из наиболее актуальных направлений развития АПК является создание гражданско-правовой основы для защиты конкуренции хозяйствующих субъектов всех форм собственности. Представляют интерес проекты развития конкуренции в российском агротехнологическом секторе.

Как показывает практика, значительная часть созданных государством информационных систем не пользуются достаточной популярностью у конечных пользователей в случае, если это использование не является обязательным. Причинами такого положения является то, что

№ 1/2019

при создании этих информационных систем удовлетворение интересов конечного пользователя не являлось ключевой задачей или интересы пользователя учтены неверно при разработке.

Исследования на современном этапе предполагают разработку приоритетности, сроков и ожидаемого эффекта от цифровизации каждой отрасли АПК. Кроме того, предполагается разработка концепта цифровой платформы для Минсельхоза России, предусматривающего механизм государственно-частного партнерства, который позволит структурировать проект таким образом, чтобы создание платформы обеспечило эффективную комбинацию государственного и частного финансирования.

Анализ реальных потребностей сельскохозяйственных производителей, занятых в сфере земледелия, показывает, что кроме потребности в сервисах «точного земледелия» сельхозпроизводители испытывают потребность в упрощении процедур отчетности, контрольно-надзорной деятельности, прозрачности рынков средств агропроизводства, платформах эффективного сбыта произведенной продукции и логистики.

Завершая обзор актуальных направлений цифровизации в АПК, нужно упомянуть о проблемах ИКТ в страховании хозяйствующих субъектов в сельском хозяйстве. Для страхования принципиальными являются установление факта наступления страхового события и точное определение размера страховой выплаты.

Действующее нормативное регулирование агрострахования с государственной поддержкой нуждается в совершенствовании и внедрении в практику новых современных «цифровых» инструментов выявления и подтверждения страхового случая. Нерешенными пока остаются вопросы: насколько при этом можно использовать результаты, поступающие и накапливающиеся в информационной системе государственного фонда данных (результатов) экологического мониторинга; целесообразно ли создавать новую, особую систему мониторинга посевов культур с использованием авиационных и космических средств в целях агрострахования?

Эти вопросы остаются открытыми.

Современный уровень правового регулирования процессов цифровизации сельского хозяйства обусловливает необходимость создания правовой основы для международной кооперации (приоритетно ЕАЭС).

В рамках ЕАЭС действует Рабочая группа «Разрешительные документы», которая входит в состав Рабочей группы по реализации плана мероприятий, предусмотренных Основными направлениями по развитию механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности государств — членов ЕАЭС (утв. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28 сентября 2015 г. № 124).

В состав Рабочей группы также входят тематические блоки: «Электронная таможня», «Оплата и платежи, электронная коммерция», «Транспорт и логистика», «Информационные технологии».

Комплекс мероприятий по цифровизации сельского хозяйства дополняют планы развития международной кооперации в рамках ЕЭК (ЕАЭС). При цифровизации как российского АПК, так и АПК стран — участниц ЕАЭС, появляется возможность повысить степень кооперации по АПК в рамках ЕАЭС и успешно вести и осуществлять согласованную политику в части экспорта продукции АПК в зарубежные страны, реализации интеграционных систем просле-живаемости продуктов растениеводства и животноводства и единых стандартов качества продукции.

В рамках ЕАЭС создана рабочая группа по направлению «Научно-техническое сотрудничество», государства-члены активно участвуют в совместной реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по темам: «Разработка ресурсо- и энергосберегающих технологий и технических средств для глубокой переработки зерновых и овощных культур» и «Разработка перспективных малозатратных технологий и системы машин для производства и переработки молока».

Разработка программы по цифровизации сельского хозяйства России будет способствовать ускорению гармонизации законодательства государств — членов ЕАЭС в этой области и позволит эффективно использовать средства государственной поддержки сельского хозяйства стран-участниц.

Возможно сотрудничество и со странами, не входящими в ЕЭК (ЕАЭС), БРИКС, АСЕАН, в части изучения инициатив по созданию единого цифрового рынка Европы. С учетом масштабов и диверсификацией сельского хозяйства в России результаты реализации программы способны полностью обеспечить собственные внутренние потребности и международные рынки

№ 1/2019

экологически безопасной качественной продукцией (в том числе принимая во внимание национальные традиции «халяль», «кошер»)7.

В рамках развития правового регулирования процесса цифровизации агропромышленного комплекса сформированы факультативные направления деятельности.

По нашему мнению, необходимо:

■ разработать программу обучения для подготовки кадров для работы и обслуживания средств цифровой экономики и ее правового обеспечения;

■ создавать и максимально интегрировать информационные базы данных, разработать перечень показателей и системы их внесения в единую базу данных, разработать инструкции по внесению информации и ее использованию;

■ создать условия для внесения в информационные базы данных только объективной достоверной информации и установить персональную ответственность;

■ создать структуры для разработки программного обеспечения цифровой экономики и ее правового обеспечения в сфере АПК;

■ разработать программу государственной поддержки хозяйствующих субъектов, деятельность которых направлена на внедрение в экономику сельскохозяйственного производства цифровых технологий и создание эффективного правового механизма инновационного АПК.

Отдельной проблемой, о которой нельзя не упомянуть, является необходимость модернизации части 4 Гражданского кодекса РФ в связи с внедрением цифровых технологий.

В завершение обзора текущего состояния и перспектив решения актуальных проблем комплексного (в том числе и гражданско-правового) регулирования развития цифровых технологий в агропромышленном комплексе можно добавить следующее.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящий момент в Минсельхозе РФ накоплены обширные информационные базы данных для оперативного мониторинга состояния и развития объектов АПК, действует информационная система земель сельхозназначения. Создана и апробируется БФИС ЗСН — система, наполненная актуальной и достоверной информацией о землях сельскохозяйственного назначения, включая информацию о местоположении, состоянии и фактическом использовании каждого земельного участка по регионам России, о сельскохозяйственной культуре и о состоянии

сельскохозяйственной растительности в реальном времени.

Дальнейшее использование информационных баз в рамках ведомственного проекта «Цифровое сельское хозяйство» посредством внедрения цифровых технологий должно, по мнению разработчиков проекта, привести к следующим результатам:

■ формированию и постоянному пополнению данных об объектах сельскохозяйственных ресурсов (земля, сельскохозяйственные животные, сельскохозяйственная техника), включенных в цифровую платформу «Цифровое сельское хозяйство»;

■ вовлечению регионов России в процесс обоснованного цифрового отраслевого планирования сельскохозяйственного производства на основе цифровой платформы «Цифровое сельское хозяйство».

Ожидается экономический эффект в части:

■ снижения затрат на производство сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

■ снижения доли материальных затрат производителей сельскохозяйственной продукции в себестоимости единицы продукции;

■ роста производительности труда на сельскохозяйственных предприятиях;

■ роста инвестиций на покупку и внедрение цифровых технологий и цифровых продуктов, в том числе отечественного производства.

В рамках созданной правовой основы проекта «Цифровое сельское хозяйство» предполагается к 2021 г. создать 54 центра компетенций, реализующих программы подготовки и переподготовки специалистов сельскохозяйственных предприятий для освоения компетенций цифровой экономики, на базе всех аграрных вузов Минсельхоза России, что позволит к 2021 г. обучать специалистов сельскохозяйственных предприятий, прошедших переподготовку и обладающих компетенциями цифровой экономики по работе с цифровыми технологиями и цифровыми продуктами.

Остается надеяться, что правовое обеспечение государственных и негосударственных программ развития АПК будет соответствовать требованиям времени.

Земельный участок, занимая центральное место в системе объектов недвижимого имущества, является одним из важнейших объектов гражданских правоотношений. Вещные права

№ 1/2019

(в том числе право собственности) на землю — предмет регулирования подотрасли гражданского права, нормы которой содержатся в ГК РФ. В предмет регулирования гражданского права входят и отношения, возникающие в результате совершения сделок с землей, имущественной ответственности и др.

Собственность на землю и природные ресурсы как имущественное правоотношение представляет собой сочетание социально-экономического содержания и правовой формы. Являясь отражением сложных, исторически сложившихся противоречивых процессов общественной жизни, данные правоотношения представляют собой сложную конструкцию, применять которую без четкого понимания ее цивилистичес-кой природы невозможно.

1 Материалы парламентских слушаний Комитета по аграрным вопросам Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации на тему «Правовые аспекты развития цифровой экономики в агропромышленном комплексе» ГД ФС РФ 17 октября 2018 г. // http://duma.gov.ru/

2 Там же.

3 Концепция «Научно-технологическое развитие цифрового сельского хозяйства «Цифровое сельское хозяйство», апрель 2018 г. // Сайт Всеро. Ин-та аграрных

проблем и информатики им. А.А. Никонова: http:// www.viapi.ru/ (Дата обращения: 3.10.2018). Материалы приводятся выборочно в соответствии с предметно-тематической проблематикой библиодосье.

4 Обновленный проект порядка учета БВС сохранил перегруженность процедуры и необоснованными требованиями. Новости ассоциации. 16.08.2017 // Сайт «АЭРОНЕТ»: https://aeronet.aero/news/2017.08.16 novwproekt porvadkauchetabvs (Дата обращения: 02.10.2018)

См. также : Материалы к общему собранию членов ассоциации 1 июня 2018 г. // Сайт «АЭРОНЕТ»: https:// aeronet.aero/devatelnost/obshchiesobrania/20180514: materialv k obshchemusobranivuivun 2018 g. (Дата обращения: 02.10.2018)

5 Интеграция БВС и Дорожная карта — два главных вопроса обсудят на Конференции «АЭР0НЕТ-2018». Новости ассоциации. 216.05.2018 // Сайт АЭРОНЕТ: https://aeronet.aero/news/2018.05.21 aeronetquestions (Дата обращения: 02.10.2018)

6 Смирнов Ю.Д. Применение беспилотной авиации в целях обеспечения экологической безопасности. Нормы и правила // Аналитический доклад. Стратегия экологической безопасности: механизмы реализации. № 17 (570). М.: Изд-е Совета Федерации, 2015. С. 75—83.

7 Материалы парламентских слушаний Комитета по аграрным вопросам Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации на тему «Правовые аспекты развития цифровой экономики в агропромышленном комплексе» ...

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Magister

АНДР0Г0ГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Самойлов В.Д. Андрогогические основы педагогики и психологии в системе высшего образования России. Учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. — 295 с.

В учебнике отражены основы преподавания учебных дисциплин «Ан-дрогогика», «Педагогика», «Психология» и «Педагогическая психология».

Предназначен для содействия в подготовке студентов (курсантов) и адъюнктов (аспирантов) к выполнению профессиональных обязанностей в качестве научных работников (исследователей) и педагогических работников (исследователь-преподаватель) в системе высшего образования России, овладению систематизированными представлениями, знаниями, умениями и навыками; формированию групп общекультурных и профессиональных, а также универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

По своему содержанию учебник ориентирован на усвоение обучающимися профессиональной квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь» и может быть полезен начинающим педагогическим работникам образовательных организаций, специалистам в системе высшего образования и соискателям ученых степеней (ученых званий).

№ 1/2019

32 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.