Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ'

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ / СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ / РЫНОЧНАЯ СТРУКТУРА / MANAGEMENT / STRATEGIC PLANNING / ENTERPRISE MANAGEMENT / MANAGEMENT STRUCTURE / MARKET STRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сапунова Т.А., Лабузова В.П.

В данной статье рассмотрено понятие стратегического планирования, определены этапы стратегического планирования и управления. Охарактеризован комплекс стратегий, являющийся основой управления в рамках долгосрочного развития. Определены цели и задачи стратегического планирования, обозначена его роль как важнейшей функции управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC PLANNING AS AN IMPORTANT FUNCTION OF ENTERPRISE MANAGEMENT

This article considers the concept of strategic planning, defines the stages of strategic planning and management. The complex of strategies is described, which is the basis of management in the framework of long-term development. The goals and objectives of strategic planning are defined, its role is designated as the most important management function.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ»

УДК.65

Сапунова Т.А., к. э.н.

доцент Лабузова В.П. студент 4 курса

специальность Государственное и муниципальное управление НАН ЧОУ ВО «Академия маркетинга и социально -информационных технологий - ИМСИТ»

Россия, г. Краснодар СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШАЯ

ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ Аннотация: в данной статье рассмотрено понятие стратегического планирования, определены этапы стратегического планирования и управления. Охарактеризован комплекс стратегий, являющийся основой управления в рамках долгосрочного развития. Определены цели и задачи стратегического планирования, обозначена его роль как важнейшей функции управления.

Ключевые слова: управление, стратегическое планирование, управление предприятием, структура управления, рыночная структура.

Sapunova T.A. Ph.D., Associate Professor NAS CHOU IN «Academy marketing and socially information technologies -IMSIT ""(Krasnodar) Labuzova V.P.

Student 4 courses in the specialty State and Municipal Administration NAS CHOU IN «Academy marketing and socially information technologies -IMSIT ""(Krasnodar) STRATEGIC PLANNING AS AN IMPORTANT FUNCTION OF ENTERPRISE MANAGEMENT Annotation: this article considers the concept of strategic planning, defines the stages of strategic planning and management. The complex of strategies is described, which is the basis of management in the framework of long-term development. The goals and objectives of strategic planning are defined, its role is designated as the most important management function.

Key words: management, strategic planning, enterprise management, management structure, market structure.

Современные кризисные экономические и социальные условия в которых вынуждены осуществлять свою деятельность российские организации, предполагают продуманную реакцию компаний на негативные тенденции внешней и внутренней среды. В контексте таких условий, любому предприятию необходимо грамотно осуществлять менеджмент на предприятии.

Как известно, основой любого процесса управления в менеджменте является планирование, оно является главной функцией менеджмента, так как именно оно, в конечном счете, влияет на жизнеспособность и успешность предприятия в будущем. Именно поэтому, организациям необходимо четкое и продуманное планирование своей деятельности, не только оперативной, но и стратегической.

Рыночная структура создает многофакторную среду, которая оказывает влияние на работу компании. Кроме того, она подразумевает свободу действий, многообразие форм собственности, спрос определяет объем предложения. Сами предприятия представляют собой сложные структурные образования, которые вступают во множество связей с поставщиками, подрядчикам, сбытовыми организациями. Даже на малых предприятиях существуют многочисленные внутренние процессы, которые так же могут оказывать воздействие на результативность деятельности компании в целом.

Для того, чтобы управлять объектами хозяйствования необходимо выстраивать систему организации планомерно и комплексно. Для этого используется менеджмент организации. Одним из направлений менеджмента организации является стратегическое управление. Оно занимается вопросами долгосрочной постановки целей, а также утверждением общей корпоративной культуры или философии компании. Стратегическое управление требует комплексного подхода. То есть, все подразделения, системные элементы, филиалы предприятия должны действовать в едином направлении и стремиться к реализации поставленных задач.[3]

Управление в долгосрочно периоде невозможно без соблюдения определенных этапов:

- выбор и анализ готовности компании к определенной сфере деятельности и направлению работы;

- разработка тактических задач согласно общему плану развития;

- подбор методов достижения стратегических целей и поддержания единого направления деятельности;

- утверждение оптимальной стратегии;

- реализация теоретических разработок в практической жизни; осуществление контроля над выполнением стратегического плана развития компании.

Стратегическое управление является достаточно трудоемким процессом. Он требует подготовки и тщательного анализа всех возможных факторов и рисков, которые могут оказать воздействие на результаты

хозяйственной деятельности компании. Внедрение теории на практике так же требует гибкого подхода и согласованности действий всех подразделений, сотрудников и руководителей различных звеньев. Так же важно установить качественную обратную связь для отслеживания эффективности стратегического управления и внесения соответствующих корректировок.

Стратегическое планирование является своеобразной базой для эффективного принятия управленческих решений, а также для определения основных функций фирмы, осуществления успешной мотивации и контроля, которые, в конечном счете, ориентируются на выработку стратегических планов.

Таким образом, разработка различных стратегий, целью которых является достижение предприятием поставленных перед ним целей, является результатом стратегического планирования и конкретных действий и решений, предпринятых руководством, в данном процессе [5, с. 176]. Процесс стратегического планирования - это инструмент, который, в первую очередь, помогает обеспечивать основу для управления организацией. Ключевой задачей стратегического планирования является обеспечение различного рода нововведений в структуре самой организации [1, с. 521].

Основой управления в рамках долгосрочного развития является комплекс стратегий, направленных на оптимизацию организационных процессов и работы персонала, а также реализацию конкретных предпринимательских действий.

Можно сказать, что стратегия направлена на предотвращение негативных изменений в работе компании в будущем, и на поддержание единой линии поведения, которая позволит достичь запланированных результатов. При этом стиль поведения компании может быть приростным или предпринимательским.

Первый подразумевает поддержание традиционной модели хозяйствования и минимизации любых отклонений от выбранной «нормы». Второй - более рисковый. Он связан с поиском и внедрением новаторских идей и подходов, прогнозированию негативных тенденций и предотвращением их влияния. Стратегическое управление на предприятии выполняет следующие функции: Стратегическое планирование, в которое входят непосредственная разработка стратегии, а также прогнозирование и составление бюджета. Они подразумевают проведение анализа, составление плана развития, а также оценку финансовых возможностей и потенциала компании.

Бюджетирование необходимо для определения работы подразделений и согласованности их действий. Внедрение мероприятий по реализации стратегии предполагает развитие потенциала компании в соответствии с выбранной миссией и направлением. Координация работы менеджеров всех уровней согласно выбранной стратегии, а также консолидация управленческой информации для более высоких уровней управления.

Функция мотивации необходима для поддержания определенного уровня заинтересованности персонала в достижении поставленных целей. Контроль дает возможность своевременно реагировать на негативные события, риски и любые отклонения в работе системе предприятия [2].

Таким образом, основная цель стратегического управления заключается в поддержании работоспособности, устойчивости предприятия в долгосрочном периоде, а также его эффективном функционировании в условиях воздействия большого количества факторов внешней и внутренней среды.

Основная задача стратегического планирования состоит в том, чтобы обосновать долгосрочные цели развития предприятия. В то же время оперативное планирование сосредоточено на том, как организация должна достигнуть такого состояния. Таким образом, разница между стратегическим и оперативным планированием — это разница между целями и средствами их достижения. В любом случае стратегический план будет описывать, по меньшей мере, три компоненты: начальное состояние бизнеса, желаемое (конечное) состояние бизнеса и средства, связывающие эти два состояния. Стратегическое планирование включает процесс обоснования стратегии предприятия путем установления его миссии, анализа стратегических позиций, исследования внутренних и внешних факторов и действий, которые могут привести к достижению, удержанию, развитию и увеличению конкурентных преимуществ.

Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции, не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного организации. [4]

Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации. Проецируя все выше написанное на реалии обстановки в нашей стране, можно отметить, что стратегическое планирование становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными организациями.

Использованные источники:

1. Баринов В.А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2014. - 285 с.

2. Веснин В.Р. Стратегическое управление: учебное пособие. М.: Проспект, 2014. - 192 с.

3. Грушенко В.И. Стратегии управления компаниями. От теории к

практической разработке и реализации: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2014. - 336 с.

4. Сапунов А.В., Бабаева Н.Р. Анализ внешней среды и его роль в стратегическом управлении фирмой. Наука и инновации. 2017. С. 16

5. Топсон-мл. А.А., Стрикленд III А.Дж. Стратегический менеджмент: Концепции и ситуации для анализа. 12-е издание. М.: Издательский дом Вильямс, 2013. - 928 с.

УДК. 35.351

Сапунова Т.А., к. э.н.

доцент Лабузова В.П. студент 4 курса

специальность Государственное и муниципальное управление НАН ЧОУ ВО «Академия маркетинга и социально -информационных технологий - ИМСИТ»

Россия, г. Краснодар ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РФ Аннотация: статья посвящена вопросам регионального планирования и перспективам его развития. Описаны основные проблемы, связанные с процессом стратегического планирования и разработки стратегии социально-экономического регионального развития. Выявлена основная форма осуществления регулирующих и координирующих функций регионального планирования, предложены пути совершенствования регионального планирования.

Ключевые слова: планирование, региональное планирование, перспективы регионального планирования, региональная политика.

Sapunova T.A. Ph.D., Associate Professor NAS CHOU IN «Academy marketing and socially information technologies -IMSIT ""(Krasnodar) Labuzova V.P. Student 4 courses in the specialty State and Municipal Administration NAS CHOU IN «Academy marketing and socially information technologies -IMSIT ""(Krasnodar

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF STRATEGIC PLANNING IN THE RUSSIAN FEDERATION

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.