29.Pandemic as an opportunity: HSE experts assessed the prospects for domestic tourism. [Electronic resourcel - URL: https://www.hse.ru/news/433402363.html (date accessed: 20.12.2021).
30.Bank of Russia. Commentary on the export and import of services under the item "Travel" in 2020 / Central Bank of the Russian Federation. - Moscow, 2021. - 36 p. [Electronic resourcel - URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/128597/comment_services_2020.pdf (date of access: 20.12.2021).
31.Romanova GM, Sharafutdinov VN, Onishchenko EV On the hypothesis of a new paradigm of tourism development management within the framework of the National Project "Tourism and the industry of hospitality" // Professors' journal. Series: recreation and tourism. - 2020. - No. 4 (8). - S. 7-21.
- DOI: 10.18572 / 2686-858X-2020-4-8-7-21.
32. Contradiction // Philosophical Encyclopedia. [Electronic resourcel. - URL: https://dic.academic.ru/ dic.nsf/enc philosophy/998/ CONTRADICTION (date accessed: 27.11.2021).
33. Sharafutdinov V.N., Onishchenko E.V., Romanov M.S. The sphere of tourism in the light of the theory of self-organization of complex systems // Natural and humanitarian research. - 2020. - No. 31 (5). - S. 284-290. - DOI: 10.24411 / 2309-4788-2020-10566.
34. Romanova G.M., Sharafutdinov V.N., Onishchenko E.V., Simonyan R.A Tourism technology platform as a tool for the development of the tourism sector // Izvestia of the St. Petersburg State University of Economics. - 2020. - №6 (126). - S. 93-98.
35. Tatarkin A.I. Self-development of territorial socio-economic systems as a requirement of the federal arrangement of Russia // Economy of the region. - 2013. - No. 4. - S. 9-24.
36. Sergeev AM. Criteria and conditions for self-development of territorial systems // Economic theory.
- 2017. - No. 3. - S. 40-45.
DOI: 10.24412/2309-4788-2022-1-39-290-293
А.В. Сапунов - к.э.н., доцент, кафедра Государственного и корпоративного управления, Институт экономики, управления и социальных коммуникаций, НАН ЧОУ ВО Академия маркетинга и социально-информационных технологий -ИМСИТ, г. Краснодар, [email protected],
AV. Sapunov - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of State and Corporate Governance, Institute of Digital Economy and Business Process Management, NAS CHOU VOAcademy of Marketting andSocio-Information Technologies - IMSIT, Krasnodar.
ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ PRINCIPLES OF DEVELOPING AN ENTERPRISE DEVELOPMENT STRATEGY
Аннотация. В данной научной работе рассмотрены вопросы принципов разработки стратегии развития предприятия, от которых на прямую зависит эффективность функционирования предприятия. Определена основная цель при создании бизнеса и его дальнейшего роста и развития. Показаны два способа стратегического развития предприятия, на основе которых составлен вывод о значимости стратегии. Также предоставлен ряд вопросов для осуществления концепций программ стратегического развития. Описаны отличия программного подхода от проектно-планового. Для разработки стратегии нужно руководствоваться принципами. В статье представлены принципы, которые составляют основу менеджмента с полной их характеристикой. На основе проанализированных данных принципов составлен вывод, благодаря которому при разработке стратегии появляется возможность избежать ошибок в управлении не только персоналом, но и организацией в целом.
Abstract. In this scientific work, the issues of the principles of the development strategy of the enterprise, on which the effectiveness of the functioning of the enterprise directly depends, are considered. The main goal is defined when creating a business and its further growth and development. Two ways of strategic development of the enterprise are shown, on the basis of which a conclusion about the importance of the strategy is drawn up. A number of questions were also provided for the implementation of the concepts of strategic development programs. The differences between the program approach and the project-planned approach are described. To develop a strategy, you need to be guided by principles. The article presents the
principles that form the basis of management with their full characteristics. Based on the analyzed principles, a conclusion has been drawn up, thanks to which, when developing a strategy, it becomes possible to avoid mistakes in the management of not only personnel, but also the organization as a whole.
Ключевые слова: менеджмент, стратегия, концепция, управление, рынок, компания.
Keywords: management, strategy, concept, management, market, company.
В настоящее время стратегия развития предприятия должна быть в первую очередь ориентирована на достижение поставленных целей, которые определяет директор компании. Финансовая составляющая является основой при создании бизнеса, но только при непрерывном и долгосрочном развитии.
Процесс развития должен учитывать внутренние и внешние факторы влияния рынка на комплекс деятельностей, присущих организации для того, чтобы достичь положительных финансовых результатов [1].
Так, отличием стратегического развития от краткосрочных и среднесрочных планов является наблюдение не только за конечным продуктом, но и за ходом его разработки или самому рабочему процессу. В предоставленной ниже таблице показаны два способа стратегического развития предприятия.
Таблица 1 - Способы стратегического развития предприятия
Способ Содержание
Пр о е ктно -планов ый В основе способа лежит цель в виде проекта
Программный В основе способа лежит перспективная программа, которая учитывает будущую стратегию
Таким образом, стратегия - это план, разрабатываемый в долгосрочной перспективе. Миссией программного стратегического развития является определенная конечная цель, которая определяет смысл функционирования компании.
Также кроме миссии существует концепт стратегии развития, основанный на определении дальнейшего роста управленческого потенциала. Он необходим при изучении направлений функционирования компаний. Стратегия позволяет определиться со способом как изменить [2].
Концепция затрагивает развитие технологий производства и использования техники на предприятии, определяя стратегическую установку, служащую началом новых перспективных внедрений векторов деятельности. [3]
Концепт роста и стратегия развития предприятия тесно взаимосвязаны с привлекательностью компании при вложение денежных средств и согласовании идей для эффективного будущего инвестирования. В настоящем мире финансовые ресурсы заточены не только на приобретение фондов, но и на вложение в рекламную политику и маркетинг организации [4].
Чтобы компания могла положительно решать ряд вопросов, связанных с концепцией программы стратегического развития, необходимо учитывать:
1) стратегическая устойчивость компании;
2) обоснованность бизнес проектов и идей в современной организации, которые строятся на инновациях;
3) использования инновационных товаров, которые не имеют западных аналогов;
4) использование технологий;
5) формирование собственного потребительского спроса и рынков сбыта;
В отличие от предыдущего подхода, программный основан на использовании следующий принципов:
1) необходим постоянный мониторинг деятельности компании;
2) организация связи компании с внешней средой;
3) формирование правил порядка внутренней среды [5].
Для разработки стратегии необходимо руководствоваться принципами, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Принципы при разработке стратегического управления
Положения Определение
Анализ положения объекта внутри компании Для разработки стратегии всегда нужно учитывать анализ будущей деятельности компании. А также общей ситуации внутри организации и ее реального положения на рынке. Нужно учитывать основные факторы, которые влияют на развитие управленческой деятельности, а также анализировать их динамику и составлять прогноз возможных сценариев движения компании для привлечения не только клиентуры, но и инвесторов.
Учет внешних и внутренних факторов развития предприятия Они определяют функционирование организации. Если учитывать только один фактор не в совокупности, то полученная информация будет неполной или недостоверной, что приведет к ошибочным суждениям и дальнейшим действиям. Решение должно быть эффективным и что самое главное выверенным, потому что в дальнейшем это повлияет на судьбу не только отдельно взятых работников, а всей организации.
Совместимость тактики и стратегии управления организацией Необхо димо взаимодействие в ывере нной с тратегии и э ффективной тактики как единое целое. То есть эффективность управления напрямую зависит от соответствия тактики компании ее организации и, наоборот, формирование стратегии, основываясь на решении тактических задач.
Приоритет человеческого характера Никакая стратегия организации не будет выполнена, если руководство не с умеет правильно ее донести до персонала. Необходим профессионализм со стороны работников для реализации стратегических решений. Поэтому нужно уметь правильно подбирать кадровый состав, способных выполнять поставленные перед ними цели. Удовлетворение потребительского спроса - это важный аргумент при подтверждении приоритетности человеческого фактора в работе любой компании.
Определение стратегических направлений и стратегического контроля Стратегия должна быть четко сформулирована, так как неясность может привести к путанице и неправильному пониманию.
Соответствие стратегии к ресурсам, которые имеются в расположении компании Реализация стратегии невозможно или неполноценна при отсутствии нужных ресурсов (материалы, комплектующие, энергия, персонал, информация, деловые партнеры и т.д. На стадии планирования бизнеса важно оценить ресурсы, которыми сможет воспользоваться организация в будущем. Это поможет при постановлении стратегических целей.
Соответствие стратегии к технологиям, которые имеются в расположении компании Стратегический замысел компании возможен при наличии технологий, которые имеются в расположении в настоящее время (создание финансовой ситуации на рынке, финансовые потоки, инвестиционные потоки и т.д.).
Так, для понимания политики функционирования организации необходимо анализировать принципы стратегического управления, которые представляют основу менеджмента.
При разработке стратегии нужно соответствовать определенным требованиям, которые предполагают отсутствие абстрактного характера, поскольку четкость планов залог успеха в функционировании предприятия. А также нужно учитывать организованную обратную связь, которая позволит заблаговременно вносить корректировки в стратегический план.
Таким образом, сформулированные принципы разработки стратегии развития предприятия говорят о сложности процесса управления. Однако следуя им появляется уверенность в эффективном функционировании компании. Как и в любой другой деятельности, при разработке стратегии невозможно избежать допущенных ошибок. Чтобы их недопустить, нужно учитывать следующие моменты:
1) рассмотрение не всех вопросов, касающихся развития предприятия и его особенностей;
2) одностороннее развитие компании;
3) отсутствие анализа внешних и внутренних факторов, а также недостоверной информации или не точной;
4) отсутствие навыков управленца или умения коммуницировать.
Источники:
1. Сапунова Т.А, Короткая А.М. Система стратегического планирования в Российской Федерации Вестник ИМСИТ. 2015. №1 (61). С.12.
2. Сапунов А.В. Стратегический менеджмент и современные стратегии рыночного поведения крупных торговых компаний. Modern Science. 2020. № 10-2. С.138-143.
3. Кочубей Е.С., Сапунов АВ. Факторы дестабилизации экономики России в 2020 г. и механизмы их предотвращения. Естественно-гуманитарные исследования. 2021. №34 (2). С. 108-112.
4. Мугаева Е.В. Стратегия предприятия на различных стадиях жизненного цикла товара. Вестник ИМСИТ. 2008. №1-2. С.18-22.
5. Александрин, Ю.Н., Набиулина, Т.Ю. Оптимизация инвестиционных стратегий в сетевом ри-тейле / Экономика: теория и практика. 2018. № 2 (26). С. 26-35.
References:
1. Sapunova T.A, Korotkaya AM. Strategic planning system in the Russian Federation Bulletin of IMSIT. 2015. No. 1 (61). p. 12.
2. Sapunov A V. Strategic management and modern strategies of market behavior of large trading companies. Modern Science. 2020. No. 10-2. pp.138-143.
3. Kochubey E.S., Sapunov A.V. Factors of destabilization of the Russian economy in 2020 and mechanisms of their prevention. Natural sciences and humanities research. 2021. No.34 (2). pp. 108-112.
4. Mugaeva E.V. Enterprise strategy at various stages of the product life cycle. IMSIT Bulletin. 2008. No.1-2. pp.18-22.
5. Alexandrin, Yu.N., Nabiullina, T.Y. Optimization of investment strategies in network retail / Economics: theory and practice. 2018. No. 2 (26). pp. 26-35.
DOI: 10.24412/2309-4788-2022-1-39-293-298
А.В. Сапунов - к.э.н., доцент, кафедра Государственного и корпоративного управления, Институт цифровой экономики и управления бизнес-процессами, НАН ЧОУ ВО Академия маркетинга и социально-информационных технологий -ИМСИТ, г. Краснодар, [email protected],
AV. Sapunov - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of State and Corporate Governance, Institute of Digital Economy and Business Process Management, NAS CHOU VO Academy of Marketing and Socio-Information Technologies - IMSIT, Krasnodar.
ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ МОДЕЛЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА PROBLEMS OF APPLICATION OF STRATEGIC MANAGEMENT MODELS FOR THE MANAGEMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES
Аннотация. В данной статье проанализирован уровень российских малых предприятий, вовлеченных в хозяйственную деятельность в сравнении с организациями других лидирующих стран. Показаны немаловажные критерии, благодаря которым можно разделять понятие малого и среднего бизнеса. описаны проблемы, с которым сталкиваются предприниматели. В условиях современной экономики и ее постоянной изменчивости малые и средние предприятия нуждаются в планировании, анализе, а также в способности создавать стратегию больше, чем когда-либо прежде. В связи с этим определена актуальность стратегического менеджмента в управлении малым предприятием. Сегодня в жестких рыночных условиях, когда малый и средний бизнес переживает не лучшие временя из -за пандемии, может показаться что долгосрочное планирование невозможно, но это совсем не верно. Именно сегодня малый и средний бизнес должен быть более гибким и уметь предвидеть возможные изменения во внешней среде и быть готовым к ним. А стратегический менеджмент отличный помощник в этом. В статье предложены конкретные шаги по внедрению моделей стратегического менеджмента в управлении малым и средним бизнесом.
Abstract. This article analyzes the level of Russian small enterprises involved in economic activity in comparison with organizations of other leading countries. Important criteria are shown, thanks to which it