практической разработке и реализации: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2014. - 336 с.
4. Сапунов А.В., Бабаева Н.Р. Анализ внешней среды и его роль в стратегическом управлении фирмой. Наука и инновации. 2017. С. 16
5. Топсон-мл. А.А., Стрикленд III А.Дж. Стратегический менеджмент: Концепции и ситуации для анализа. 12-е издание. М.: Издательский дом Вильямс, 2013. - 928 с.
УДК. 35.351
Сапунова Т.А., к. э.н.
доцент Лабузова В.П. студент 4 курса
специальность Государственное и муниципальное управление НАН ЧОУ ВО «Академия маркетинга и социально -информационных технологий - ИМСИТ»
Россия, г. Краснодар ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РФ Аннотация: статья посвящена вопросам регионального планирования и перспективам его развития. Описаны основные проблемы, связанные с процессом стратегического планирования и разработки стратегии социально-экономического регионального развития. Выявлена основная форма осуществления регулирующих и координирующих функций регионального планирования, предложены пути совершенствования регионального планирования.
Ключевые слова: планирование, региональное планирование, перспективы регионального планирования, региональная политика.
Sapunova T.A. Ph.D., Associate Professor NAS CHOU IN «Academy marketing and socially information technologies -IMSIT ""(Krasnodar) Labuzova V.P. Student 4 courses in the specialty State and Municipal Administration NAS CHOU IN «Academy marketing and socially information technologies -IMSIT ""(Krasnodar
PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF STRATEGIC PLANNING IN THE RUSSIAN FEDERATION
Annotation: the article is devoted to issues of regional planning and prospects for its development. The main problems associated with the process of strategic planning and the development of a strategy for socio-economic regional development are described. The main form of the implementation of the regulatory and coordinating functions of regional planning has been revealed, ways of improving regional planning have been proposed.
Keywords: planning, regional planning, prospects for regional planning, regional policy.
В течение всего периода новейшей истории российское государство, сталкиваясь с вызовами времени и необходимостью достижения новых горизонтов развития России, нуждалось в эффективной системе стратегического планирования. Примеры применения стратегического планирования на уровне государства,известны по советскому периоду (ГОЭЛРО, пятилетние планы). В постсоветский период, благодаря уверенности руководства страны и экспертов в эффективности саморегуляции рынка, использование методов и технологий планирования в государственном управлении практически прекратилось. И лишь с середины 2000-ых годов государство предпринимает попытки применения стратегического планирования. Так называемые приоритетные национальные проекты в сфере культуры, образования, медицины и др., реализованные в 2006-2008 гг., нельзя отнести к полноценным продуктам стратегического планирования, в том числе в силу политической составляющей в их реализации.
В то же время первые проекты, разработанные в этот период с помощью программно-целевого метода программы социально-экономического развития, прогнозы социально-экономического развития, отраслевые целевые программы федерального и регионального уровня представляют успешный опыт стратегического планирования, пусть даже и «в первом приближении». Однако отсутствие актуальной нормативно -правовой основы для разработки единой системы государственного стратегического планирования и взаимной увязки федеральных и региональных элементов не позволяло эффективно осуществлять работу в данном направлении и, безусловно, отрицательно отражалось на темпах экономического развития России [2].
В 2014 году, спустя 7 лет после начала обсуждения, был принят Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [4]. Закон описывает подвиды стратегий и их уровни, благодаря чему теперь российские регионы и муниципалитеты должны иметь собственные документы стратегического планирования, ориентированные на федеральную Стратегию социально-экономического развития. Также он содержит конкретные сроки: к январю 2016 года требовалось подготовить условия для принятия всех видов стратегий (в том числе «Информационную систему стратегического планирования», которая включает информацию о
программах всех субъектов и муниципалитетов России), а к январю 2017-го необходимо утвердить стратегии всех отраслей и всех уровней.
Однако, важно выделить основные проблемы, связанные с процессом стратегического планирования и разработки стратегии социально-экономического регионального развития, такие как недостаток организационного обеспечения процесса стратегического планирования, отсутствие законодательно закрепленной системы долгосрочного планирования, необходимых нормативных и законодательных документов на муниципальном уровне.
Е. М. Бухвальд отмечает, что среди проблем российского местного самоуправления, которые являются препятствием для утверждения практики стратегического планирования, особое место занимают проблема нехватки экономических ресурсов местного самоуправления, увеличение количества вопросов местного значения без существенного перераспределения доходных источников между уровнями бюджетной системы за период реализации муниципальной реформы 2003 г., которая внесла некоторые позитивные изменения, а также рост числа государственных полномочий, которые были переданы на муниципальный уровень [6].
Сегодня общепризнано, что одной из эффективных форм осуществления регулирующих и координирующих функций является стратегическое планирование как систематическая и
непрерывная деятельность органов государственного управления по формированию и реализации планово-прогнозных документов развития регионов — субъектов Федерации. Важность планирования территориальных систем обусловлена особенностями данного вида планирования, позволяющими, с одной стороны, учитывать перспективы предстоящих изменений внешней и внутренней среды, а с другой — сформировать социально-экономическую политику на долгосрочную перспективу, обеспечивающую интеграцию региональных экономик в единую экономическую систему страны.
В настоящее время процесс планирования регламентируется в нашей стране Федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», который со времени принятия (1995 г.) существенно устарел. В законе изложена модель формирования системы планирования, но ориентирована она на федеральный уровень. Что касается субъектов Федерации, то закон не устанавливает никаких рекомендаций в предлагаемой модели ни для регионального, пи для отраслевого планирования. Мотивом появления ряда других нормативных документов в этой области [4; 3] явилось, по нашему мнению, желание упорядочить получение прогнозной информации для составления стратегий и прогнозов страны и софинансирования программных мероприятий из федерального бюджета, а не стремление к совершенствованию перспективных разработок регионов и их отраслевых комплексов.
Целью современного этапа регионального планирования является его качественное улучшение путем ликвидации названных недостатков, придания ему динамизма и всех признаков стратегического планирования. В настоящее время в большинстве субъектов Федерации сложились условия, способствующие достижению этой цели. Речь идет о стабилизации социально-экономического положения регионов страны, положительной динамике основных параметров развития; наличии теоретических и методических разработок в области территориального планирования и накопленном опыте их реализации; осознанной большинством региональных администраций необходимости стратегического планирования как жизненно важного механизма управления территориальным развитием; наконец, о наличии кадров, имеющих необходимую квалификацию и опыт разработки стратегий пространственных систем разного уровня.
На наш взгляд, к основным целям развития региона относятся:
- совершенствование структуры экономики;
- повышение конкурентоспособности региона;
- рост производительности общественного труда;
- повышение уровня и качества жизни населения.
В настоящее время в России система стратегического планирования, включая и ее региональный уровень, находится на стадии становления. Разрабатываемые и реализуемые в настоящее время стратегические планы социально-экономического развития регионов имеют ряд недоработок, методологических просчетов, не позволяющих оптимально использовать ресурсный потенциал регионов, а значит не способствующих эффективному развитию территорий. Поэтому задача совершенствования регионального стратегического планирования приобретает особую важность в современных условиях. Ее решение будет заключаться:
- в теоретическом обобщении практического опыта прогнозно -аналитической деятельности в регионе;
- в разработке методик решения широкого круга проблем стратегического регионального планирования;
- в формировании эффективных механизмов реализации стратегического планирования в регионе.
Успешные социально-экономические системы всегда готовы свободно манипулировать своими ресурсами, используя их по-новому, внедряя инновации, и как следствие, решительно перестраивая свою структуру. У таких социально-экономических систем есть как механизм внутренней рефлексии, так и механизм самоопределения во внешнем окружении, ориентирующие их стратегические установки скорее на развитие, чем на рост и конкуренцию. [5]
Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года предполагает продолжение развития механизмов управления, ориентированных на результат, в первую очередь, разработка и реализация государственных (муниципальных)
программ. Также государственные программы Российской Федерации будут охватывать все сферы деятельности органов исполнительной власти, большую часть бюджетных ассигнований и других материальных ресурсов, а также интегрировать регулятивные и финансовые инструменты для достижения целей госпрограмм.
Согласно прогнозу, будет создана система проведения регулярной оценки результативности и эффективности реализации государственных программ, в том числе внешней экспертизы, оценки вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики, с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установление ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ.
Использованные источники:
1. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление. М., 2002. 239 с.
2. Клейнер Г. Б. Проблемы стратегического государственного планирования и управления в современной России // Стратегическое планирование и управление. - М.: Научный эксперт. - 2011.
3. Концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации: проект Министерства регионального развития РФ от 2010 г. URL: http://www.komfed.ru/section_42/ 475.htm
4. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения: 10.03.2018)
5. Сапунов А.В., Сапунова Т.А. Стратегическое управление региональными социально-экономическими системами в условиях кризисной экономики. В сборнике: Современные научные исследования: исторический опыт и инновации сборник материалов Международной научно-практической конференции ответственный редактор И.А.Харитонов. 2015, С. 58-61
6. Юшкова Н.Г. Определение вектора функционирования градостроительных систем регионов в современных условиях // Вестник ВолгГАСУ. Сер.: Строительство и архитектура. 2013. Вып. 34 (53). С. 165186.