УДК 32
Мордасова А.А. студент
Академия маркетинга и социально-информационных
технологий - ИМСИТ Сапунов А.В., кандидат экономических наук доцент кафедры государственного и корпоративного
управления - ИМСИТ Mordasova A. A.
student
Academy of marketing and social information
technologies - IMSIT Sapunov A. candidate of economic Sciences associate Professor of the Department of state and corporate
control - IMSIT
ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ FEATURES OF REGIONAL POLICY IN THE RUSSIAN
FEDERATION
Аннотация: Данная работа посвящена теоретическим и практическим проблемам разработки и применения государственной региональной экономической политики в современной России с учетом переходного характера ее экономики.
Abstract: This work is devoted to theoretical and practical problems of development and application of the state regional economic policy in modern Russia taking into account the transitional nature of its economy.
Ключевые слова: регион, экономика, стратегия регионального развития, субъект Российской Федерации.
Key words: region, economy, strategy of regional development, subject of the Russian Federation.
Региональная политика — это совокупность целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизмы их реализации.
Сохранение единства и целостности государства, недопущение распада на суверенные территории является главной целью региональной политики. На данный период времени вся основная хозяйственная деятельность исполняется в регионах. Они могу самостоятельно решать экономические проблемы, устанавливать межрегиональные связи и связи с зарубежными странами. Каждый регион имеет определенное место в хозяйственном комплексе страны, но и в тоже время составляя единое
экономическое целое с другими регионами. Так же у каждого региона есть присущие ему природные ресурсы, особенности их размещения, национальные и исторические черты, специализацию, уровень экономического развития [1, 60].
Гораздо острее, чем в других странах, проблема государственной экономической политики в России. Так как имеется очень большое неравенство среди субъектов России. В экономической политике учитывается влияние на развитие страны разнообразных природно-географических факторов.
Для развития современных подходов к пониманию и осуществлению региональной политики в условиях рынка, систематизации особенностей функционирования экономики территорий, оценок ресурсного потенциала, выявления особенностей стратегического и тактического управления, установления характерных тенденций развития, нужно рассмотреть классификацию территориальной системы Российской Федерации.
Одна из ведущих проблем современной региональной политики в РФ - это отсутствие Федерального закона «Об организации разработки и реализации государственной региональной политики в Российской Федерации», таким образом закона о региональной политике, регламентировавший бы ее основные положения. Он должен обязать федеральный и региональный уровни власти располагать соответствующим набором стратегических и программных документов в области территориального планирования.[6]
Одной из главных задач при принятии федеральных долгосрочных программ становится потребность в усилении мотивации для развитых регионов работать лучше, а для отсталых и депрессивных - изживать иждивенческие настроения. Естественное, что всем территориям, а в первую очередь отстающим, необходимо искать свежие стимулы и резервы своего внутреннего развития. Оценить
природно-производственный потенциал регионов не составляет труда в современных условиях. Следовательно, разумно требовать, чтобы каждый субъект России обеспечил его использование в интересах реализации программ социально-экономического развития, чтобы в регионе осуществлялось эффективное и целевое использование бюджетных средств, наращивание налогового потенциала.
С начала2000- х гг. до начала кризиса 2008 г. число доноров выросло незначительно, и уменьшилось количество регионов-реципиентов. Это результат соответствующей отечественной межбюджетной и региональной политики, нацеленной на сохранение большого количества областей-реципиентов. С этой точки зрения попытка улучшить межбюджетную политику несет в себе заряд неточности в самой своей основе.
Развитие регионов во многом зависит от дотаций, трансфертов и региональной политики центра. Широко распространилась практика выдачи отдельным субъектам различных льгот и привилегий на основе "Договоров о разграничении предметов ведения и полномочий", сегодня около 40 субъектов РФ имеют особый статус и в то же время претендуют на его дотации. Эти факты вызывают противостояние регионов и способствуют желанию" тянуть одеяло на себя". Региональная политика не способна пока преодолеть многие трудности отношений центра с регионами. [5]
Региональная политика в настоящее время во много зависит от объективных условий, сложившихся в России. Полиэтничность страны и этнодисперсность населения, значительные размеры государственной территории обуславливают ряд существенных особенностей. Кроме того, это обуславливает значительное число проблем. Одна из них - нечеткое распределение российским законодательством компетенции центра и регионов. Конституция и двухсторонние договоры создают широкое и правовое поле, поэтому каждая из участвующих в федеративных отношениях сторон имеет возможность трактовать конституционные основы развития российского общества в свою пользу.
Региональная политика России строится как политика государства с федеративным устройством, с учетом требований современного этапа.
При усилении региональной направленности экономических преобразований необходимы меры по пространственной интеграции экономики России, проведение жесткой федеральной налоговой политики, укрепление общероссийского рынка на ряду с развитием региональных рынков. Для отдельных регионов необходимы разработка государственных региональных программ и финансирование из государственного бюджета. В первую очередь это относиться к регионам с уникальными природными ресурсами, освоение которых не под силу органам местного самоуправления, а также к регионам наиболее экономически отсталым, регионам с экстремальными природными условиями.
Необходимо обеспечение баланса общероссийских и региональных интересов. Для этого нужно преодолеть депрессивное состояние отдельных регионов, установить утраченную жизненную среду в сельской местности. Создание жизнеспособной экономики хозяйственного комплекса регионов и страны в целом немыслимо без активной региональной политики государства.
Региональному управлению, как и любому виду управления, должно быть присуще понятие эффективности. В условиях становления новой государственной системы в России практически не используется это понятие. Можно утверждать, что данная категория применяется лишь обществом, находящимся на более высокой стадии развития [2, 49].
Успешное экономическое развитие регионов — это важнейший аспект повышения эффективности государственного управления. Именно на этой почве региональные структуры власти обретут уверенность, устойчивость и необходимую динамику. А это главные составляющие эффективности государственного управления.
Использованные источники:
1. Сапунов А.В., Сапунова Т.А. Стратегическое управление региональными социально-экономическими системами в условиях кризисной экономики. В сборнике: Современные научные исследования: исторический опыт и инновации сборник материалов Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор И.А. Харитонов . 2015. 58-61.
2. Сапунов А.В., Сапунова Т.А. Перспективы развития стратегического управления региональными социально-экономическими системами в условиях кризисной экономики. Вестник ИМСИТ. 2012. №1-2 (49-50). С.5.
3. Леонов С. Н., Сидоренко О. В. Селективная региональная политика: российский зарубежный опыт/отв. ред. А. Н. Демьяненко. Владивосток: Изд-во Дальневост. Федерал, ун-та, 2012. С. 116-148.
4. Стратегия - 2020: новая модель роста - новая социальная политика. Электронный документ. - режим доступа: http://www/2020strategy.ru
5. Основные положения региональной политики в РФ. Указ президента РФ от 3 июня 1996 г. №803. Раздел. Методы и формы реализации региональной экономической политики.