4. Винокуров, Е.Ф. Характеристики движения трудовых ресурсов и уровень безработицы / Е.Ф. Винокуров // Анализ и моделирование экономических и социальных процессов: Математика. Компьютер. Образование. 2019. Т. 23. № 4. С. 148-155. References:
1. Sapunov A.V. The main directions of adaptation of regional economic systems. IMSIT Bulletin. 2011. No.3-4 (47-48). pp.15-16.
2. Kochubey E.I., Sapunov A.V. Factors of destabilization of the Russian economy in 2020 and mechanisms of their prevention. Natural sciences and humanities research. 2021. No.34 (2). pp. 108-112.
3. Sapunova T.A. Unemployment in a pandemic. Modern Science. 2020. No. 12-1. pp.178-183.
4. Vinokurov, E.F. Characteristics of the movement of labor resources and the unemployment rate / E.F. Vinokurov // Analysis and modeling of economic and social processes: Mathematics. Computer. Education. 2019. Vol. 23. No. 4. pp. 148-155.
DOI: 10.24412/2304-6139-2022-48-1-286-292
Т.А. Сапунова - к.э.н., доцент, кафедра Государственного и корпоративного управления, Институт цифровой экономики и управления бизнес-процессами, НАН ЧОУ ВО Академия маркетинга и социально-информационных технологий -ИМСИТ, zipow@mail.ru,
T.A. Sapunova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of State and Corporate Governance, Institute of Digital Economy and Business Process Management, NAS CHOU VO Academy of Marketing and Socio-Information Technologies -IMSIT;
К.В. Леуцкая - студентка первого курса магистратуры НАН ЧОУ ВО Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ, finans@sevadm. ru,
KV. Leutskaya - first-year graduate student of the NAS CHOU VO Academy of Marketing and Socio-Information Technologies - IMSIT.
ОЦЕНКА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СЕВЕРСКИЙ РАЙОН КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ EVALUATION OF PROJECT ACTIVITIES IN THE MUNICIPALITY OF SEVERSKY DISTRICT OF KRASNODAR KRAI
Аннотация. В статье дана подробная оценка проектной деятельности в муниципальном образовании Северский район Краснодарского края. Описаны конкретные программы, которые уже выполнены или планируется реализовать. В статье показана необходимость внедрения проектной деятельности в управление муниципалитетом. Так в 2015 году Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин отметил, что проектное управление является одним из ключевых инструментов эффективного управления в органах государственной власти. В связи с этим в Северском районе постановлением администрации муниципального образования Северский район от 01.08.2018 года № 1367 «Об организации проектной деятельности в муниципальном образовании Северский район» утвержден механизм проектного менеджмента на территории муниципалитета, создан проектный офис на базе управления экономики, инвестиций и прогнозирования, разработаны формы документов. В 2021 году Северский район принял участие в реализации 7 национальных проектов.
Abstract. The article provides a detailed assessment of project activities in the municipality of Seversky district of Krasnodar Krai. Specific programs that have already been implemented or are planned to be implemented are described. The article shows the need to implement project activities in the management of the municipality. Thus, in 2015, the President of the Russian Federation Vladimir Vladimirovich Putin noted that project management is one of the key tools for effective management in public authorities. In this regard, in the Seversky district, the resolution of the administration of the municipality of Seversky district dated 01.08.2018 No. 1367 "On the organization of project activities in the municipality of Seversky district" approved the mechanism of project management in the municipality, created a project office based on the Department of Economics, Investment and forecasting, developed forms of documents. In 2021, Seversky
district took part in the implementation of 7 national projects.
Ключевые слова: национальный проект, муниципальное образование, качество жизни, население, субсидии, самозанятые.
Keywords: national project, municipality, quality of life, population, subsidies, self-employed.
Проектный подход зарекомендовал себя как успешный инструмент социально -экономического развития во многих развитых странах мира и стал новым современным трендом в государственном управлении Российской Федерации. Это объясняется тем, что методы проектного менеджмента позволяют максимально эффективно достигать поставленных целей в кротчайшие сроки, а прозрачность, простота контроля и управляемость процессом, а так же распределение ответственности являются его характерными особенностями [1].
В мае 2017 года в послании Президента РФ дословно прозвучали цели проектной деятельности: «В целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека» и были определены 12 приоритетных национальных проектов [2].
В свою очередь, регионы страны и федеральные отраслевые ведомства внедряют проектное управление на своих уровнях. Для этого Агентством стратегических инициатив были разработаны методические рекомендации по применению проектного управления, определяющие основные подходы, принципы, порядок внедрения проектного управления.
Так в Краснодарском крае постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.03.2018 года № 98 «Об организации проектной деятельности в исполнительных органах государственной власти Краснодарского края» организован принцип внедрения и развития проектной деятельности в нашем регионе и обозначены приоритеты по разработке и выполнению региональных проектов Краснодарского края.
Для организации рабочего процесса департаментом инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края создается специализированное структурное подразделение - отдел проектное управления и разрабатываются методические рекомендации по организации проектной деятельности в органах местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края от 04.07.2018 года.
Позже, в 2020 г., для более эффективной работы в структуре администрации Краснодарского края создается отдельный департамент проектной деятельности, основными задачами которого становятся: внедрение и развитие проектной деятельности в системе органов исполнительной государственной власти Краснодарского края, обеспечение методологического сопровождения реализации на территории Краснодарского края проектов, в том числе разработка и развитие нормативных правовых актов и методических документов по проектной деятельности в Краснодарском крае, организационное и аналитическое обеспечение деятельности регионального проектного комитета и контроль за выполнением принятых им решений, общая координация реализации в Краснодарском крае региональных проектов, в том числе обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в национальные проекты, а так же контроль и мониторинг реализации проектов.
По рекомендации органов исполнительной власти Краснодарского края в каждом муниципальном образовании создаются проектные офисы, которые являются ответственными за разработку и выполнение региональных и муниципальных проектов на своих территориях [3].
В Северском районе постановлением администрации муниципального образования Северский район от 01.08.2018 года № 1367 «Об организации проектной деятельности в муниципальном образовании Северский район» утвержден механизм проектного менеджмента на территории муниципалитета, создан проектный офис на базе управления экономики, инвестиций и прогнозирования, разработаны формы документов. Так в 2021 году
Северский район принял участие в реализации 7 национальных проектов.
В рамках проекта «Демография» управлению социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в Северском районе доведены бюджетные ассигнования на оказание мер социальной поддержки в общей сумме 263 097 тыс. рублей, в том числе:
- на выплату краевого материнского капитала - 18 044 тыс. рублей;
- на ежемесячную денежную выплату, назначаемую в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенка возраста трех лет - 84 578 тыс. рублей;
- на ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка -160 475 тыс. рублей [4].
В соответствии с приказом министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 26.04.2021 года №1339 МБОУ СОШ №44 ст. Северской вошло в перечень образовательных организаций края, расположенных в сельской местности, на базе которых создан центр образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» в целях обеспечения реализации регионального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».
Также в рамках реализации проекта «Современная школа» в Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа -интернат VIII вида пгт. Ильского Краснодарского края за счет средств краевого (федерального) бюджета поставлено новое современное оборудование для поддержки образования детей с ограниченными возможностями здоровья на общую сумму 7,3 млн. рублей.
В рамках национального проекта «Безопасность дорожного движения» на приобретение 3 школьных автобусов было предусмотрено 7 200 тыс. рублей, в т.ч. средства краевого бюджета - 5 700 тыс. рублей, средства местного бюджета - 1 500 тыс. рублей.
Торжественное вручение автобусов школам № 16 поселка Ильского, № 19 поселка Октябрьский, № 32 села Михайловского состоялось 12.08.2021 г. в г. Краснодаре.
Все автобусы оборудованы ремнями безопасности, системой ГЛОНАСС и тахографами.
В рамках государственной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» (федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда) Афипским городским поселением Северского района расселено 10 жилых помещений площадью 502,9 кв.м., в которых проживает 29 человек, а Черноморским городским поселением по этапу 2020-2021 г. г. заключены контракты на приобретение квартир и так же активно ведется переселение граждан. Оба поселения уже активно ведут реализацию следующего этапа расселения граждан из аварийного жилья.
Самым обсуждаемым гражданами национальным проектом в Северском районе считается проект «Формирование комфортной городской среды», благодаря которому уже 3 года благоустраиваются территории поселений, строятся парки и скверы, детские площадки.
В 2021 году в рамках проекта созданы две общественные территории:
- сквер «Сосновая роща» в ст. Северской;
- парк в ст. Смоленской.
А в 2022 году планируется модернизировать часть «Островок» парка им. А.С. Пушкина в районном центре муниципалитета и построить парк в Афипском городском поселении.
В 2021 гожу выполнен капитальный ремонт Ильской детской художественной школы в рамках государственной программы «Развитие культуры».
5 августа 2021 года между министерством культуры Краснодарского края и администрацией Новодмитриевского сельского поселения, принявшей участие в дополнительном отборе, было заключено соглашение о предоставлении субсидии в целях выплат денежного поощрения лучшему сельскому учреждению культуры и лучшим работникам сельских учреждений культуры в целях достижения регионального проекта «Творческие люди».
Общий объем бюджетных ассигнований в соответствии с соглашением - 357,6 тыс. рублей, в т.ч. 329 тыс. рублей - субсидия из средств краевого бюджета, 28,6 тыс. рублей -средства бюджета поселения.
Средства для поощрения лучших работников сельских учреждений культуры освоены в полном объеме (214 тыс. рублей).
Средства, предусмотренные для денежного поощрения лучшего сельского учреждения культуры, в сумме 143 тыс. рублей освоены на приобретение видеопроектора, моноблока и переносной звуковой колонки на аккумуляторах.
Получившая грант в рамках регионального проекта «Творческие люди» Гаврильцова Диана Игоревна стала руководителем Дома культуры в ст. Калужской. За короткий период времени под ее руководством возобновили работу 5 клубных любительских объединений, которые посещают 38 человек. Была создана страница в социальной сети Instagram, у которой 298 подписчиков, в которой где уже размещено 80 публикаций.
Приобретение новой аппаратуры позволило работникам Новодмитриевского Дома культуры улучшить качество создаваемых тематических программ.
Национальный проект «Производительность труда» не предусматривает межбюджетных трансфертов из краевого бюджета или бюджетных ассигнований из местного бюджета, но тем не менее его план мероприятий остается очень значимым для района, ведь выполнение его целевых показателей влечет улучшение социально-экономического развития всей экономики района.
В результате совместной работы региональных и местных властей 7 сентября 2021 г. между Министерством экономики Краснодарского края и предприятием Северского района ООО «Агрофирма Кубань» подписано соглашение о взаимодействии при реализации национального проекта «Производительность труда».
Квота, установленная по привлечению предприятий к участию в проекте на 2021 год, муниципальным образованием выполнена.
Следующим шагом стало подписание 15 октября 2021 г. соглашения о сотрудничестве между предприятием и АНО «Центр компетенций в сфере производительности труда в Краснодарском крае».
Генеральным директором ООО «Агрофирма Кубань» Игорем Абдуллаевым в качестве объекта для разработки проекта по повышению производительности труда предложена молочная ферма. Инструменты региональным центром компетенций запланированы к внедрению с 2022 года.
И это уже второй участник национального проекта «Производительность труда» в муниципалитете. В 2020 году к реализации национального проекта присоединилась компания ООО «Кубаньпродукт» в пгт. Афипский, которая за год в статусе «участник» успешно воспользовалась и льготным кредитованием и возможностью повышения квалификации своих сотрудников и всеми рекомендациями по повышению производительности труда и бережливому производству своей продукции.
Межбюджетные трансферты из бюджета РФ бюджетам муниципальных образований в 2019-2021 на реализацию национального проекта «Малое и среднее предпринимательство» не предусмотрены.
Однако, для достижения целей национального проекта в администрации муниципального образования Северский район в рамках программы «Социально-экономическое и инновационное развитие муниципального образования Северский район» действует подпрограмма «Поддержка малого и среднего предпринимательства на 2017-2022 годы в Северском районе», целью которой является снижение административной нагрузки на малые и средние предприятия, расширение имущественной поддержки субъектов МСП, а также создание благоприятных условий осуществления деятельности для самозанятых граждан.
Ежемесячно предоставляется финансовая поддержка предприятиям пассажирского транспорта в целях возмещения части затрат на выполнение работ по осуществлению регулярных пассажирских перевозок по убыточным маршрутам. На 2021 год предусмотрено
на указанные цели 2 343 тыс. рублей, на отчетную дату все средства освоены.
Так же в рамках подпрограммы «Поддержка малого и среднего предпринимательства на 2017-2022 годы в Северском районе» в целях создания условий сельхоз- и товаропроизводителям Северского района для реализации произведенной продукции на локальном рынке принято постановление администрации муниципального образования Северский район от 24.11.2020 г. № 1784 «Об утверждении порядка предоставления муниципальной преференции в целях поддержки производителей товаров (сельскохозяйственных и продовольственных товаров, в том числе фермерской продукции, текстиля, одежды, обуви и прочих), организациям потребительской кооперации в виде предоставления права на размещение нестационарных (мобильных) торговых объектов без проведения торгов на безвозмездной основе», во исполнение которого индивидуальным предпринимателям предоставлено право на размещение нестационарных торговых объектов на территории Северского района без проведения торгов по праву муниципальной преференции.
За три года работы проектный офис Северского района разработал и успешно внедрил 4 муниципальных проекта:
1. «Организация работы по снижению неформальной занятости на территории муниципального образования Северский район» задачами которого является снижение уровня неформальной занятости, легализация трудовых отношений, защита наемного труда и соответственно пополнение бюджета муниципалитета за счет налоговых поступлений. Работодатели, систематически нарушающие трудовое законодательство, заслушиваются на заседаниях межведомственной комиссии. В 2021 г. проведено 11 заседаний межведомственной комиссии в дистанционной форме, на которые был приглашен 661 налогоплательщик, в том числе 154 налогоплательщика по вопросам низкого уровня оплаты труда и неформальной занятости. Протоколы заседаний направляются в ИФНС России по Северскому району в Краснодарском крае для дальнейших действий, в рамках своих полномочий. Всего администрациями городских и сельских поселений и администрацией муниципального образования Северский район проведено 153 мониторинговых мероприятий, в рамках которых обследован 2271 субъект хозяйственной деятельности в сфере розничной торговли, общественного питания, бытовых услуг и сельского хозяйства на предмет «неформальной» занятости.
2. «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», сроком 09.01.2019-31.12.2024 г.г. с целью развития и поддержки МСП на территории муниципалитета. Данный муниципальный проект связывает деятельность администрации муниципального образования Северский район с Центром поддержки предпринимательства и усиливает государственную поддержку субьектов экономики. В районе действует «Муниципальный центр поддержки предпринимательства», который оказывает информационно-консультационные услуги. В 2021 году на эти цели освоено из бюджета района 538 тыс. рублей.
За истекший период 2021 г. специалистами центра оказано 248 консультаций субъектам МСП и проведено два обучающих семинара, в которых приняли участие 60 субъектов МСП.
3. «Развитие промышленного потенциала Северского района», сроком 01.01.202131.12.2026 г.г. направлен на развитие промышленности в Северском районе, увеличение доли инвестиций в основной капитал промышленных предприятий муниципалитета и усиление коэффициента полезного действия от использования мер государственной поддержки предприятий. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг крупными и средними промышленными организациями Северского района за 2021 г. составил 188 265,7 млн. рублей, что в 2,4 раза выше уровня аналогичного периода прошлого года. Сегодня Северский район занимает 3 место в рэнкинге городских округов и муниципальных районов края по темпам роста.
4. «Управление экономики, инвестиций и прогнозирования в Инстаграм», сроком
22.06.2021-31.12.2022 г.г., проект синхронизировал в себе не только деятельность структурного подразделения администрации района, ответственного за выполнение показателей социально- экономического развития муниципалитета, но и использовал инструменты цифровизации для более современного, быстрого и эффективного донесения информации до субъектов экономики. Муниципальный проект получил положительный отклик от населения района. Благодаря успеху данного муниципального проекта, главой муниципального образования Северский район в январе 2022 года было дано указание о необходимости наличия у каждого структурного подразделения администрации собственного аккаунта в сети Инстаграмм и установлено обязательное количество публикаций.
Департаментом организации проектной деятельности Краснодарского края на постоянной основе проводится обучение сотрудников муниципальных проектных офисов и повышение их квалификации. Кроме постоянных вебинаров и селекторных совещаний и обучающих программ самого департамента к обучению проектных менеджеров подключились и крупные ВУЗы Кубани.
Так например, в ноябре 2021 года Кубанским государственным аграрным университетом была разработана специальная программа «Формула достижения результата» для управленческой команды каждого экономической зоны Краснодарского края. Как известно, в Краснодарском крае 7 экономических зон: Центральная, Северная, Черноморская, Предгорная, Восточная, Сочинская и Краснодарская агломерации. Северский район совместно с городом Краснодаром, Горячим ключом и Динским районом входит в состав Краснодарской агломерации.
Стоит отметить, что с 2017 года у федеральных органов власти и регионов появился рейтинг эффективности проектного управления, который ориентирован на оценку практических результатов, а не формального наличия соответствующих регламентов. Краснодарский край с самого начала рейтингования уверенно занимает лидирующие позиции.
По нашему мнению, следующим этапом развития проектного управления в регионах станет перевод значительной части бюджетного процесса на проектные принципы. То есть планирование бюджета на плановых трехлетний период будет оформлено не по стандартному принципу, а как проекты с понятными целями и ответственными за их достижение исполнителями. Получается муниципалитеты будут формировать не муниципальные программы, а муниципальные проекты, которые будут включать не только планы мероприятий, а конкретное финансирование и целевые показатели, что неизбежно повлечет за собой расширение и углубление процессов проектного подхода на местах, переход от имитационного или «штучного» управления проектами к всеобъемлющей проектной работе на всех уровнях административного управления.
Организация проектного подхода в органах местного самоуправления, является необходимым условием для устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований.
Источники:
1. Багян Г.А. Макурина А.А. Роль проектного управления в реализации государственных проектов в Российской Федерации. Modem Science. 2020. № 4-3. С. 43-46.
2. Кочубей Е.И., Сапунов А.В. Факторы дестабилизации экономики России в 2020 г. и механизмы их предотвращения. Естественно-гуманитарные исследования. 2021. №34(2). С. 108-112.
3. Чубатая Е.В., Макурина А.А. Особенности управления проектами в России. Modem Science. 2021. № 5-1. С. 148-155.
4. Сапунов А.В., Сапунова Т.А., Багян Г.А. Анализ актуальной демографической ситуации в Российской Федерации. Естественно-гуманитарные исследования. 2021. №33(1). С.187-190. References:
1. Bagyan G.A. Makurina A.A. The role of project management in the implementation of state projects in the Russian Federation. Modern Science. 2020. No. 4-3. pp. 43-46.
2. Kochubey E.I., Sapunov A.V. Factors of destabilization of the Russian economy in 2020 and mechanisms of their prevention. Natural sciences and humanities research. 2021. No.34(2). pp. 108-112.
3. Chubataya E.V., Makurina A.A. Features of project management in Russia. Modern Science. 2021.
No. 5-1. pp. 148-155.
4. Sapunov A.V., Sapunova T.A., Bagyan G.A. Analysis of the current demographic situation in the
Russian Federation. Natural sciences and humanities research. 2021. No.33(1). pp.187-190.
DOI: 10.24412/2304-6139-2022-48-1-292-302
О.П. Смирнова - к.э.н., старший научный сотрудник, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, smirnova.op@uiec.ru,
O.P. Smirnova - Candidate of Economic Sciences, Researcher, Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences;
Д.О. Скорнякова - магистрант, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Skorniakova.Daria@at.urJu.ru,
D.O. Skornyakova - Master student, Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННЫМИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ METHODICAL APPROACHES TO MANAGING INNOVATIVE BUSINESS PROCESSES IN INDUSTRY
Аннотация. Роль управления бизнес-процессами возрастает. Предприятия имеют сложную систему управления, которая требует разнообразных методов, направленных на достижение поставленных целей и задач. Бизнес-процесс должен отвечать современным требованиям рыночной экономики, это гарантирует стабильный доход и развитие предприятия. В современных условиях цифровая трансформация в промышленности и внедрение новых технологий в бизнес-процессы рассматривается, как ключевая необходимость формирования конкурентоспособности. Технологии автоматизации бизнес-процессов активно используются в организациях для выполнения ключевых производственных функций. В исследовании изучены основные теоретические и методические подходы к управлению бизнес-процессами в контексте инновационного развития: «методика быстрого анализа решения», бенчмаркинг, реинжиниринг, интеллектуальный анализ данных, инжиниринг, перепроектирование, и бережное производство. Выявлены основные преимущества и недостатки методов управления инновационными бизнес-процессами в промышленности.
Abstract. The role of business process management is growing. Enterprises have a complex management system that requires a variety of methods aimed at achieving their goals and objectives. The business process must meet the modern requirements of a market economy, this guarantees a stable income and development of the enterprise. In modern conditions, digital transformation in industry and the introduction of new technologies in business processes are considered as a key need for the formation of competitiveness. Business process automation technologies are actively used in organizations to perform key production functions. The study explores the main theoretical and methodological approaches to business process management in the context of innovative development: "rapid solution analysis technique", benchmarking, reengineering, data mining, engineering, redesign, and lean manufacturing. The main advantages and disadvantages of methods for managing innovative business processes in industry are revealed.
Ключевые слова: бизнес-процессы, цифровая трансформация промышленности, теоретико-методические подходы, инновационное развитие.
Keywords: business processes, digital transformation of industry, theoretical and methodological approaches, innovative development.
Введение
В современном мире любая компания стремится повысить свою эффективность с наименьшими затратами. Поэтому процесс оптимизации деятельности становится все более важным. Одним из средств, необходимых для такой оптимизации в последние десятилетия, стала работа с бизнес-процессами, их описание, анализ, выявление «слабых мест» и последующий мониторинг. Выбор метода оптимизации - непростая задача, так как на рынке уже