DOI: 10.24412/2304-6139-2022-48-1-282-286
Т.А. Сапунова - к.э.н., доцент, кафедра Государственного и корпоративного управления, Институт цифровой экономики и управления бизнес-процессами, НАН ЧОУ ВО Академия маркетинга и социально-информационных технологий -ИМСИТ, [email protected],
TA. Sapunova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of State and Corporate Governance, Institute of Digital Economy and Business Process Management, NAS CHOU VO Academy of Marketing and Socio-Information Technologies - IMSIT.
АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ANALYSIS OF THE LABOR MARKET OF THE KRASNODAR TERRITORY
Аннотация. В статье проведен анализ рынка труда в Краснодарском крае. Здесь представлен анализ численности рабочей силы, занятых и безработных в Краснодарском крае за 2018-2020 и анализ распределения численности безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости населения.
Ограничительные меры по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции негативно отразились на состоянии рынка труда Краснодарского края в 2020 году. Уровень общей безработицы в 2020 году составил 5,8 % от численности рабочей силы. В период действия ограничительных мероприятий в связи с временной приостановкой работы рядом организаций в 2 раза уменьшилось количество заявленных вакансий, что привело к снижению в 2020 году численности трудоустроенных граждан и росту безработицы, как и в целом по России, так и в Краснодарском крае. В статье определены факторы, которые повлияли на ситуацию с безработицей в Краснодарском крае, а также проведен SWOT-анализ развития рынка труда, который позволил определить имеющие сильные и слабые стороны развития рынка труда Краснодарского края и выделить основные проблемы развития государственного управления занятостью населения.
Abstract. The article analyzes the labor market in the Krasnodar Territory. Here is an analysis of the number of workers, employed and unemployed in the Krasnodar Territory for 2018-2020 and an analysis of the distribution of the number of unemployed citizens registered with the employment service. Restrictive measures to counteract the spread of a new coronavirus infection had a negative impact on the labor market of the Krasnodar Territory in 2020. The overall unemployment rate in 2020 was 5,8 % of the workforce. During the period of restrictive measures in connection with the temporary suspension of work by a number of organizations, the number of declared vacancies decreased by 2 times, which led to a decrease in the number of employed citizens in 2020 and an increase in unemployment, both in Russia as a whole and in the Krasnodar Territory. The article identifies the factors that influenced the unemployment situation in the Krasnodar Territory, as well as a SWOT analysis of the labor market development, which allowed us to identify the strengths and weaknesses of the labor market development of the Krasnodar Territory and highlight the main problems of the development of public employment management.
Ключевые слова: рынок труда, рабочая сила, вакансии, безработица, SWOT-анализ, численность населения.
Keywords: labor market, labor force, vacancies, unemployment, SWOT analysis, population.
Краснодарский край - перспективный и динамично развивающийся регион. Его привлекательность для инвесторов и трудовых ресурсов определяется его геополитическим положением и климатом [1]. Внимание к состоянию рынка труда обусловлено рядом факторов: пограничной ситуацией с миграционно-активными регионами, особенностями системы расселения (высокая доля сельского населения), сезонным характером занятости в ряде отраслей хозяйственного комплекса. Анализ численности рабочей силы представлен в таблице 1.
Рассматривая ситуацию с трудовыми ресурсами, отметим, что в Краснодарском крае численность рабочей силы в 2020 году составила 2821 тыс. человек и по сравнению с 2019 г. увеличилась на 0,5 %, занятых - 2661 тыс. человек и сократилась на 0,4%. Край считается одним из активно развивающихся регионов Южного федерального округа, занимая третье место среди регионов Российской Федерации по численности населения (впереди Москву и Московскую область). Численность населения региона по состоянию на 1 января 2021 г. составила 5683,9 тыс. человек.
Таблица 1 - Анализ численности рабочей силы, занятых и безработных в Краснодарском крае за 2018-2020 гг. тыс. чел.
Показатель 2018 2019 2020 Темп роста, %
Численность рабочей силы - всего 2822 2807 2821 99,9
мужчины 1469 1452 1459 99,3
женщины 1353 1355 1362 100,6
в том числе: занятые - всего 2677 2671 2661 99,4
мужчины 1395 1381 1373 98,4
женщины 1282 1290 1288 100,4
безработные - всего 145 136 160 110,3
мужчины 74 71 85 114,8
женщины 71 65 75 105,6
Лица, не входящие в состав рабочей силы - всего 1773 1804 1821 102,7
мужчины 612 635 642 104,9
женщины 1161 1169 1179 101,5
из них потенциальная рабочая сила - всего 35 44 51 145,7
мужчины 13 19 21 161,5
женщины 21 25 29 138,1
Численность безработных, зарегистрированных в государственных органах службы занятости населения (на конец года) 14 15 103 в 7,35 раза
мужчины 6 6 38 в 6,33 раза
женщины 8 9 65 в 8,12 раза
из них безработные, которым назначено пособие по безработице 12 13 38 в 3,16 раза
Следует также отметить, что, как и в целом по стране, женщин трудоспособного возраста на рынке труда Краснодарского края на много больше, чем мужчин. В рейтинге профессий, лидирующих по вакансиям, первые места занимают водитель, подсобный рабочий, уборщик производственных и офисных помещений, продавец, повар.
Таблица 2 - Анализ состава безработных граждан в Краснодарском крае,
зарегистрированных в государственных органах службы занятости населения, за 2018-2020 гг. тыс. чел.
Показатель 2018 г. 2019 г. 2020 г. Темп роста, %
1 2 3 4 5
Численность безработных граждан - всего 14,3 15,4 102,7 в 7,2 раза
из них по причинам увольнения: уволившиеся по собственному желанию 8,0 9,4 33,4 в 4,17 раза
высвобожденные работники 1,9 1,8 3,0 в 1,57 раза
уволенные из Вооруженных Сил 0,0 0,0 0,1 Х
выпускники образовательных организаций 0,6 0,4 0,7 116,6
Из числа безработных граждан имеют образование: высшее 4,7 5,2 19,3 в 4,1 раза
среднее профессиональное 5,2 5,8 14,1 в 2,7 раза
среднее общее 2,4 2,4 27,7 в 11 раз
основное общее 1,8 1,8 19,0 в 10 раз
не имеют основного общего 0,1 0,3 22,7 в 22,7 раза
Из числа безработных граждан в возрасте, лет:16 - 17 0,1 0,1 0,2 в 2 раза
18 - 24 1,2 1,1 8,6 в 7,16 раза
25 - 29 1,1 1,1 12,7 в 11,5 раз
предпенсионного возраста (за два года до наступления пенсионного возраста) 1,6 3,6 6,0 в 3,75 раза
других возрастов 10,3 9,6 75,3 в 7,3 раза
Из числа безработных граждан: родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, а также инвалидов с детства 4,6 5,0 53,2 в 11,5 раз
Продолжение таблицы
1 2 3 4 5
граждане, имеющие длительный (более года) перерыв в работе 2,2 1,6 5,0 в 2,27 раза
не приступавшие к трудовой деятельности 1,0 0,8 43,7 в 43,7 раза
из них не имеющие профессии, специальности 0,3 0,2 34,4 в 11,46 раза
Анализ распределения численности безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости, по видам экономической деятельности, основанный на данных о последнем месте работы, показывает, что большинство безработных граждан (56,4 % от общего числа безработных) долгое время (более года) не работали или ищут работу впервые.
Среди видов экономической деятельности наибольший прирост безработных граждан по последнему месту работы наблюдался в предоставлении других видов услуг, торговле, профессиональной, научно-технической деятельности, в административной деятельности и связанных с ней дополнительных услугах, а также в строительстве [2].
Ограничительные меры по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции оказали негативное влияние на рынок труда Краснодарского края в 2020 году.
По результатам выборочного обследования рабочей силы, проведенного Управлением Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, в среднем за август - октябрь 2020 года численность занятого населения сократилась на 49,8 тыс. человек, или на 1,9 % по сравнению с данными за средний показатель 2019 года (2670,9 тыс. человек) и составила 2621,1 тыс. человек.
Общий уровень безработицы составил 5,8 % от численности рабочей силы, что на 1,0 процентных пункта больше, чем в среднем за 2019 год (4,8%).[3]
За период ограничительных мер в связи с временной приостановкой работы рядом организаций количество заявленных вакансий сократилось в 2 раза, что привело к снижению численности трудоустроенных граждан в апреле - июне 2020 года и росту безработицы, как по России в целом, так и в Краснодарском крае.
На ситуацию с безработицей в Краснодарском крае повлияли:
- выход на рынок труда на длительный срок (более года) безработных граждан или впервые ищущих работу (более 50 % от общего числа безработных);
- возможность дистанционного оформления пособия по безработице через информационно-аналитическую систему Общероссийской базы вакансий «Работа в России».
Анализ структуры занятых работников в крупных и средних организациях показывает положительную динамику восстановления и активного развития отраслей к концу 2020 года: туризм (увеличение численности занятых на 15,6 %); торговля (на 6,7 %); организации государственного сектора (на 6,7 %). Несмотря на сокращение численности занятых в строительной отрасли (на 6,4 %), растет численность занятых в смежных отраслях, связанных с жилищным строительством: профессиональная, научно-техническая деятельность (на 5,7 %, в том числе за счет вида экономической деятельности 71.12.2 Деятельность заказчика-застройщика, генерального подрядчика); операции с недвижимостью (на 4,2 %). В 2020 году работодателями, осуществляющими деятельность на территории муниципальных образований Краснодарского края, в центры занятости населения заявлено 249,0 тыс. вакансий, что на 47,5 тыс. вакансий или на 16,0 % меньше, чем в 2019 году (296,6 тыс. вакансий).
Рост вакансий наблюдается по следующим сферам деятельности: деятельность профессиональная, научная и техническая (на 102,8 %, в том числе за счет вида экономической деятельности 71.12.2 Деятельность заказчика-застройщика, генерального подрядчика), деятельность гостиниц и предприятий общественного питания (на 50,3 %), обрабатывающие производства (на 22,8 %), строительство (на 19,0 %), торговля (17,7 %) и сельское хозяйство (на 4,0 %).
Изучение социально-демографических тенденций, а также отдельных показателей рынка труда Краснодарского края позволили провести SWOT-анализ развития рынка труда [4].
SWOT-анализ развития рынка труда, представлен в таблице 3
Таблица 3 - SWOT-анализ рынка труда Краснодарского края
8 - конкурентные преимущества (сильные стороны) W - внутренние сдерживающие факторы (слабые стороны)
Современный транспортный и логический узел межрегионального, общероссийского и международного значения, благоприятное географическое положение 52. Один из крупнейших в России промышленных комплексов, составляющий основу социально-экономического развития края 53. Сформированная успешная практика использования программ по повышению уровня инвестиционной привлекательности 54. Развитое гражданское общество, наличие граждан и работодателей, принимающих постулаты социального партнерства и ответственности 55. Развитые научно-образовательный комплекс W1. Продолжающаяся естественная убыль населения W2. Территориальный дисбаланс размещения трудовых ресурсов и спроса на рабочую силу W3. Предложение образовательных услуг не соответствует потребностям работодателей W4. Физический и моральный износ основных фондов. W5. Тенденция к возрастанию уровня неформальной занятости W6. Рост количества муниципальных образований с застойным уровнем безработицы W7. Отсутствие внутренней трудовой мобильности граждан W8. Дифференциация по уровню заработной платы по муниципальным образованиям W9. Недостаточное кадровое обеспечение отраслей экономики
О - возможности внешней среды Т - угрозы со стороны внешней среды
01. Повышение инвестиционной привлекательности 02. Повышение миграционной привлекательности 03. Использование механизмов государственно-частного партнерства как драйвер как развитию в высокотехнологичные сектора 04. Развитие социального партнерства. 05. Развитие человеческого потенциала. О6. Развитие технологии дуального обучения на основе партнерства бизнесструктур и профессиональных образовательных организаций. 07. Изменение отдельных норм и положений законодательства 08. Развитие единого информационного пространства. 09. Развитие предпринимательской активности 010. Развитие транспортной инфраструктуры и повышение количества доступного жилья Т1. Нестабильность экономики. Т2. Зависимость от колебаний конъюнктуры мировых рынков. Т3. Отток высококвалифицированных кадров из края в Москву Т4. Наличие препятствий, влияющих на внутреннюю миграцию рабочей силы. Т5. Наличие административных, правовых и экономических барьеров для развития предпринимательства активности. Т6. Несоответствие спроса и предложения трудовых ресурсов. Т7. Вступившие изменения в пенсионное законодательство влечет за собой недостаточное количество рабочих мест для лиц предпенсионного возраста и лиц, вступающих в трудовую деятельность
Имеющие сильные и слабые стороны развития рынка труда Краснодарского края позволяют выделить основные проблемы развития государственного управления занятостью населения:
1) наличие дисбаланса спроса работодателей и предложения рабочей силы на рынке труда, уменьшение численности экономически активного населения и «старение» кадров;
2) рост напряженности на рынке труда и рост неформальной занятости;
3) низкий уровень трудовой мобильности населения внутри региона.
Основной причиной сложившейся ситуации является неоднородность территорий по социально-экономическому развитию, что приводит к возрастанию дифференциации на локальных рынках труда по уровню занятости и показателям заработной платы (медианная заработная плата в вакансиях по Краснодарскому краю составляет 20 тыс.руб).
Источники:
1. Сапунов А.В. Основные направления адаптации региональных экономических систем. Вестник ИМСИТ. 2011. №3-4 (47-48). С.15-16.
2. Кочубей Е.И., Сапунов А.В. Факторы дестабилизации экономики России в 2020 г. и механизмы
их предотвращения. Естественно-гуманитарные исследования. 2021. №34 (2). С. 108-112.
3. Сапунова Т.А. Безработица в условиях пандемии. Modern Science. 2020. №12-1. С.178-183.
4. Винокуров, Е.Ф. Характеристики движения трудовых ресурсов и уровень безработицы / Е.Ф. Винокуров // Анализ и моделирование экономических и социальных процессов: Математика. Компьютер. Образование. 2019. Т. 23. № 4. С. 148-155. References:
1. Sapunov A.V. The main directions of adaptation of regional economic systems. IMSIT Bulletin. 2011. No.3-4 (47-48). pp.15-16.
2. Kochubey E.I., Sapunov A.V. Factors of destabilization of the Russian economy in 2020 and mechanisms of their prevention. Natural sciences and humanities research. 2021. No.34 (2). pp. 108-112.
3. Sapunova T.A. Unemployment in a pandemic. Modern Science. 2020. No. 12-1. pp.178-183.
4. Vinokurov, E.F. Characteristics of the movement of labor resources and the unemployment rate / E.F. Vinokurov // Analysis and modeling of economic and social processes: Mathematics. Computer. Education. 2019. Vol. 23. No. 4. pp. 148-155.
DOI: 10.24412/2304-6139-2022-48-1-286-292
Т.А. Сапунова - к.э.н., доцент, кафедра Государственного и корпоративного управления, Институт цифровой экономики и управления бизнес-процессами, НАН ЧОУ ВО Академия маркетинга и социально-информационных технологий -ИМСИТ, [email protected],
T.A. Sapunova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of State and Corporate Governance, Institute of Digital Economy and Business Process Management, NAS CHOU VO Academy of Marketing and Socio-Information Technologies -IMSIT;
К.В. Леуцкая - студентка первого курса магистратуры НАН ЧОУ ВО Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ, finans@sevadm. ru,
KV. Leutskaya - first-year graduate student of the NAS CHOU VO Academy of Marketing and Socio-Information Technologies - IMSIT.
ОЦЕНКА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СЕВЕРСКИЙ РАЙОН КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ EVALUATION OF PROJECT ACTIVITIES IN THE MUNICIPALITY OF SEVERSKY DISTRICT OF KRASNODAR KRAI
Аннотация. В статье дана подробная оценка проектной деятельности в муниципальном образовании Северский район Краснодарского края. Описаны конкретные программы, которые уже выполнены или планируется реализовать. В статье показана необходимость внедрения проектной деятельности в управление муниципалитетом. Так в 2015 году Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин отметил, что проектное управление является одним из ключевых инструментов эффективного управления в органах государственной власти. В связи с этим в Северском районе постановлением администрации муниципального образования Северский район от 01.08.2018 года № 1367 «Об организации проектной деятельности в муниципальном образовании Северский район» утвержден механизм проектного менеджмента на территории муниципалитета, создан проектный офис на базе управления экономики, инвестиций и прогнозирования, разработаны формы документов. В 2021 году Северский район принял участие в реализации 7 национальных проектов.
Abstract. The article provides a detailed assessment of project activities in the municipality of Seversky district of Krasnodar Krai. Specific programs that have already been implemented or are planned to be implemented are described. The article shows the need to implement project activities in the management of the municipality. Thus, in 2015, the President of the Russian Federation Vladimir Vladimirovich Putin noted that project management is one of the key tools for effective management in public authorities. In this regard, in the Seversky district, the resolution of the administration of the municipality of Seversky district dated 01.08.2018 No. 1367 "On the organization of project activities in the municipality of Seversky district" approved the mechanism of project management in the municipality, created a project office based on the Department of Economics, Investment and forecasting, developed forms of documents. In 2021, Seversky