DOI: 10.24412/2309-4788-2022-1-39-299-303
ТА. Сапунова - к.э.н, доцент, кафедра Государственного и корпоративного управления, Институт цифровой экономики и управления бизнес-процессами, НАН ЧОУ ВО Академия маркетинга и социально-информационных технологий -ИМСИТ, г. Краснодар, zipow@mail.ru,
TA. Sapunova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of State and Corporate Governance, Institute of Digital Economy and Business Process Management, NAS CHOU VO Academy of Marketing and Socio-Information Technologies -IMSIT, Krasnodar;
А.В. Сапунов - к.э.н., доцент, кафедра Государственного и корпоративного управления, Институт цифровой экономики и управления бизнес-процессами, НАН ЧОУ ВО Академия маркетинга и социально-информационных технологий -ИМСИТ, г. Краснодар, dismallll@mail.ru,
A.V. Sapunov - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of State and Corporate Governance, Institute of Digital Economy and Business Process Management, NAS CHOU VO Academy of Marketing and Socio-Information Technologies -IMSIT, Krasnodar.
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕСОМ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА ANTI-CRISIS BUSINESS MANAGEMENT IN THE CONTEXT OF THE CORONAVIRUS PANDEMIC
Аннотация. До середины 20-го века компании в основном сталкивались с кризисами, которые были знакомы им ранее. преимущественно известными угрозами были стихийные бедствия, поэтому компании обычно планировали известные им сценарии. Однако, важность статьи заключается в том, что растущие темпы бизнеса и глобализации, заслуги в области технологий заставили организации чаще встречаться с новыми и непрогнозируемыми кризисами, подобными харассменту на рабочем месте или массовым пандемиям. В этом новом контексте сценарное планирование обладает ограниченной ценностью, поскольку данный характер подготовки зависит от столкновения с известной опасностью, которая активизирует линию назначенных действий. Компании по-прежнему могут детализировать планы реагирования на распространенные варианты бедствий, но по сопоставлению с классической моделью, основанной на сценариях, модель, основанная на антикризисном управлении, о которой мы будем говорить в данной статье, подчеркивает наращивание потенциала, такого как взаимодействие с конкурентами, стремительное реагирование, планы финансового резерва и готовность к удаленной работе.
Abstract. Until the middle of the 20th century, companies mostly faced crises that were familiar to them earlier. natural disasters were mostly known threats, so companies usually planned scenarios known to them. However, the importance of the article lies in the fact that the growing pace of business and globalization, achievements in the field of technology have forced organizations to face new and unpredictable crises more often, such as harassment in the workplace or mass pandemics. In this new context, scenario planning has limited value, since this type of preparation depends on a collision with a known danger that activates the line of assigned actions. Companies can still detail response plans for common disaster scenarios, but compared to the classic scenario-based model, the crisis management-based model that we will talk about in this article emphasizes capacity building, such as interaction with competitors, rapid response, financial reserve plans and readiness for remote work.
Ключевые слова: кризис, антикризисная модель управления, проактивное реагирование, события «черный лебедь», модели управления.
Keywords: crisis, anti-crisis management model, proactive response, "black swan" events, management models.
Кризис - это непредсказуемое или маловыгодное событие, которое может привести к значительным негативным последствиям для бизнеса. Часто причины и последствия кризиса неясны, поэтому заинтересованные стороны должны действовать быстро.
Кризис может иметь разрушительные финансовые последствия для компании и ее акционеров. Помимо прямых затрат, предприятия могут столкнуться с штрафами, исками о возмещении ущерба, судебными урегулированиями, ущербом для стоимости бренда, уходом ключевых сотрудников, недостатками в конкурентной борьбе и снижением цен на акции [1].
Под антикризисным менеджментом понимается практика подготовки к негативным инцидентам, минимизация их ущерба, отказов и максимально быстрое возвращение организации в правильное русло. Антикризисные менеджеры предвидят вероятные угрозы и разрабатывают стратегии борьбы с их последствиями.
Эффективное антикризисное управление происходит, когда организация использует умелое планирование и проактивное реагирование, чтобы полностью избежать кризиса, ограничить его серьезность, продолжительность или воспользоваться им, чтобы превратить его в «возможность» [2].
Репутация компании - важный аспект антикризисного управления. Исследовательская компания «Global RepTrak» в ходе опроса 80 000 потребителей по всему миру, проведенного в 2020 году, обнаружила, что корпоративная ответственность, состоящая из качества работы, корпоративного управления и корпоративного гражданства, составляет 41 процент репутации компании. Репутация организации оказывает большое влияние на поведение потребителей. Глобальные данные «RepTrak» показывают, что компания с хорошей репутацией вызывает у 79 % потребителей желание «покупать» по сравнению с 9 % компаний с низкой репутацией.
Компании, которые десятилетиями поддерживают высокую репутацию, как правило, являются примером управления рисками и кризисами. Хотя это вовсе не означает, что им удалось избежать всех бедствий: иногда такие организации, столкнувшись с кризисом, превращали его в возможность достижения долгосрочной стабильной репутации.
Глобальная пандемия, начавшаяся в конце 2019 года, бросила вызов многим организациям и раскрыла примеры сильного антикризисного управления.
Однозначно, существуют и напротив примеры плохого управления кризисными ситуациями, которые обычно отмечены фундаментальными ошибками при подготовке или выполнении чрезвычайного плана, а иногда и тем, и другим. Зачастую эти проблемы усугубляются, что только умножает масштабы кризиса. Особенно такие ситуации складываются при событиях, названных «Черный лебедь», которые изначально кажутся редкими и труднопрогнозируемыми, но постфактум часто оказывается вполне логичным, исходя из сложившейся ситуации. Поскольку вероятность возникновения события «Черного лебедя» низкая, руководители могут отмахнуться от риска, даже если осознают его неизбежность. Но, к сожалению, данный прецедент представляет огромную угрозу и сложнопоправимые последствия.
Частным организациям приходилось быстро изменять стратегию управления, поскольку положение с пандемией модифицировала рынок. Исследование, проведенное Гарвардской школой бизнеса 2020 года среди 350 управляющих высшего звена в Китае, заблаговременно столкнувшихся с кризисом, обнаружило некоторые первостепенные черты действенного антикризисного управления:
- улучшение процесса принятия решений с помощью отказа от иерархической модели управления;
- создание новых способов сотрудничества с клиентами, поставщиками, регулирующими органами и даже конкурентами;
- поддержка удаленной работы при помощи изменения корпоративной культуры, главной задачей которой является доверие и результат, а не командование и контроль;
- выполнение сотрудниками сложных заданий, на которые у них должно быть право самостоятельного выбора, для получения максимальной заинтересованности и мотивации в процессе работы;
- встраивание нового обучения и инновационных стратегий в «мышечную» память организации.
Кризисные тематические исследования помогают проиллюстрировать лучшие практические действия и то, как компании их применяют. Следующие примеры показывают, как преуспевающие и отстающие, в антикризисном управлении, компании действовали на основе фундаментальных передовых практик в ситуации с новым кризисом.
Пример хорошего антикризисного управления показала корпорация «Ozon», которая сумела применить кризис в период пандемии коронавируса, себе в пользу: прибыль с начала 2020 года выросла на 70,1 % - до 66, 6 млрд рублей, всего за 9 месяцев через маркет-площадку было продано товаров более, чем на 120 млрд рублей. В рейтинге «Топ-10 антикризисных компаний года», сделанным журналом «Компания», «Ozon» занял первенствующую позицию [3].
На пике самоизоляции наивысшую популярность среди покупателей обрел раздел с дискреционными товарами - обыденные товары длительного пользования.
В период самоизоляции «Ozon» достиг рекордного количества заказов, а именно 2,2 миллиона поставок с товарами повседнего спроса, в частности: товары для хобби и творчества, а также одежды и инструментов для ремонта. Данное количество товаров в доставке превысило заказы прошлых лет в 2,7 раз. Торговля через интернет и дистанционные услуги на фоне угнетенных пандемией отраслей продемонстрировали самую эффективную динамику, так как соответствовали потребностям преобразованного образа жизни людей. «Потребители перестали ходить за товарами - теперь товары стали приходить к ним», поэтому интернет-торговля, онлайн-услуги и логистика оказались в числе передовых сфер.
По сведениям компании Data Insight, вместе с расчетами ускоренного совершенствования сетевой торговли в период пандемии коронавируса к 2024 году бюджет рынка данных товаров возрастет с прогнозируемых 5, 6 триллионов до 7,2 триллионов рублей. Рассматриваемый скачок обеспечивает большие гарантии для членов рынка сетевой торговли (рисунок 1).
□ Сценарий-2020: с учетом пандемии Базовый сценарий: без учета пандемии
5,7 5,6
4,4 4,5
4
3
1,7
: п □
2018 2019
Рисунок 1 - Прогнозы развития рынка электронной коммерции в России по данным Data Insight, трлн.руб.
При распределении дополнительного роста по прогнозам агентства основополагающими причинами роста рынка останутся онлайн продажи товаров повседневного спроса и приток более 10 млн. новых покупателей, тенденция сохранится до 2024 года, мы можем наглядно увидеть это на рисунке 2.
Компания которая больше всего потеряла в цене в первой половине 2020 года, по мнению информационно-практического портала для вложения средств «РБК Инвестиций» из каталога «Quote», является круизная компания «Carnival».
Судно этой компании - «Diamond Princess» - получило известность из-за сильной вспышки коронавируса на борту. Пандемия нанесла урон не только одному конкретному рейсу, но и всей круизной отрасли в целом. За полгода акции «Carnival» подешевели на 67,7 %. Большинство продаж круизных линий приходится на первые три месяца года - в 2020 году за этот период они практически не получили доход [3].
8 7 6 5
3,6
3.3 1—1 2,8
00 □___
2020 2021 2022 2023 2024
1 39% 17% 16% 11%
11% 10% 7% 6% 4%
10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%
■ Покупки во время самоизоляции
■ Переход на удаленную работу □ Новые покупатели
□ Рост частоты покупок
□ Рост онлайн-продаж повседневных товаров
Рисунок 2 - Распределение дополнительного роста 2020-2024 гг. по данным Data Insight
Аналитик исследовательской фирмы «Bernstein» Ричард Кларк подчеркнул, что периодом ранее репутация круизов уже страдала из -за частых норовирусов на судах, наряду с этим вспышка коронавируса может укрепить идею о том, что люди, находящиеся в круизном путешествии, могут заболеть и «попасть в ловушку» в открытом море. К тому же среди пассажиров круизных лайнеров большое количество людей преклонного возраста. Теперь у пассажиров средних лет появится большее опасение насчет таких путешествий, а вот среди людей юных лет круизные путешествия и так пользовались минимальным спросом. Сочетание этих фактов может привести к тому, что круизный рынок просто не оправится от кризиса [4].
Кризис, с которым сейчас сталкивается весь мир, - это пандемия коронавируса. Это тот тип кризиса, который трудно предсказать и тяжело избежать. Последствия, которые он приносит, могут включать снижение продаж, производительности из -за политики социального дистанцирования, трудности с отслеживанием денежного потока и коммуникационные барьеры с клиентами [5].
В заключение можно отметить, что пандемия - это своего рода кризис, который «проверяет» на прочность лидеров компаний и организаций в каждом секторе и во всем мире. Его последствия могут длиться намного дольше и быть более сложными, чем кто-либо ожидал. Долговременная неопределённость - еще одна причина трудностей принятия решений для руководителей. Те, кто способен правильно выстроить стратегию антикризисного управления, смогут установить и укрепить поведение и ценности организации, ее цели и задачи, что поможет поддерживать бизнес во всех его аспектах и на практике подготовить компанию к следующему большому вызову.
Источники:
1. Кочубей Е.И., Сапунов А.В. Факторы дестабилизации экономики России в 2020 г. и механизмы их предотвращения. Естественно-гуманитарные исследования. 2021. №34 (2). С. 108-112.
2. Сапунова Т.А Управление предприятием в условиях пандемии коронавируса. Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 4-2 (74). С. 124-128.
3. Антикризисная стратегия компании «OZON». [Электронный ресурс]. 2020. URL: https://ko.ru/ articles/ozon-vybiraet-marketpleys/.
4. Баландина, Д. А Стратегический менеджмент в условиях антикризисного управления предприятием / Д. А Баландина, К. Н. Нечахина, А. В. Колесников // Инновации в управлении социально- экономическими системами (rcimss-2020) : Материалы национальной (всероссийской) научно-практической конференции, Москва, 29-30 октября 2020 года. - Москва: ООО «Паблит», 2021. - С. 140-147.
5. Борщова А. В., Ермилина Д. А, Санталова М. С. Антикризисное управление социально -экономическими системами. Монография. 3-е изд. - М.: Дашков и К, 2021. - 236 c. References:
1. Кочубей Е.И., Сапунов А.В. Факторы дестабилизации экономики России в 2020 г. и механизмы их предотвращения. Естественно-гуманитарные исследования. 2021. №34 (2). С. 108-112.
2. Сапунова Т.А Управление предприятием в условиях пандемии коронавируса. Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 4-2 (74). С. 124-128.
3. Антикризисная стратегия компании «OZON». [Электронный ресурс]. 2020. URL: https ://ko. ru/articles/ozon-vybiraet-marketpleys/.
4. Баландина, Д. А Стратегический менеджмент в условиях антикризисного управления предприятием / Д. А Баландина, К. H Нечахина, А В. Колесников // Инновации в управлении социально- экономическими системами (rcimss-2020) : Материалы национальной (всероссийской) научно-практической конференции, Москва, 29-30 октября 2020 года. - Москва: ООО «Паблит», 2021. - С. 140-147.
5. Борщова А В., Ермилина Д. А, Санталова М. С. Антикризисное управление социально -экономическими системами. Монография. 3-е изд. - М.: Дашков и К, 2021. - 236 c.
DOI: 10.24412/2309-4788-2022-1-39-303-308
О.П. Смирнова - к.э.н., старший научный сотрудник, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, smirnova.op@uiec.ru,
O.P. Smirnova - Candidate of Economic Sciences, Researcher, Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences;
МА. Вавилова - магистрант, ФГАОУ ВО «Уральский Федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», mariavavilova89@mail.ru,
MA. Vavilova - master student, Ural Federal University after the First President of Russia B.N. Yeltsin.
ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
В ПРОМЫШЛЕННОСТИ FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF THE ENVIRONMENTAL MANAGEMENT
SYSTEM IN INDUSTRY
Аннотация. В ХХ веке, после скачка в индустриальном развитии, стало понятно, что экономика, а в особенности промышленность, не может развиваться без учета экологии. В период развития промышленности никто не задумывался о его влиянии на окружающую среду, и как следствие, качество окружающей среды заметно ухудшилось. Взаимосвязь между промышленностью и экологией наблюдается в том, что при развитии промышленности увеличиваются объемы производства, объемы образовываемых отходов, объемы используемых природных ресурсов, а вместе с тем наблюдается загрязнение окружающей среды и сокращение ресурсов. На фоне данной проблемы особое развитие получил экологический менеджмент. Он создан для эффективного управления предприятием, при котором будет соблюдаться баланс между экономическими и экологическими показателями производства Цель экологического менеджмента - снизить негативное воздействие промышленности на окружающую среду посредством соблюдения требований и нормативов, разработанных экологическим законодательством, а также создание эффективной системы управления производством.
Abstract. In the twentieth century, after a leap in industrial development, it became clear that the economy, and especially industry, cannot develop without taking into account the environment. During the development of industry, no one thought about its impact on the environment, and as a result, the quality of the environment has noticeably deteriorated. The relationship between industry and ecology is observed in the fact that with the development of industry, production volumes, volumes of waste generated, volumes of natural resources used increase, and at the same time, environmental pollution and a decrease in resources are observed. Against the background of this problem, environmental management has received special development. It was created for the effective management of the enterprise, in which a balance will be maintained between economic and environmental indicators of production. The goal of environmental management is to reduce the negative impact of industry on the environment by complying with the requirements and standards developed by environmental legislation, as well as creating an effective production management system.
Ключевые слова: экологический менеджмент, экономическая эффективность, промышленность.
Keywords: environmental management, economic efficiency, environmental efficiency, industry.