Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В СТРАНАХ-ЧЛЕНАХ ЦАРЭС'

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В СТРАНАХ-ЧЛЕНАХ ЦАРЭС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Региональная стратегия безопасности дорожного движения для стран ЦАРЭС на 2017–2030 годы / дорожно-транспортный травматизм / безопасность дорожного движения / дорожно-транспортное происшествие / дорожно-транспортная аварийность / Regional Road Safety Strategy for CAREC Countries 2017-2030 / road traffic injuries / road safety / road traffic accident / road traffic accident rate

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ясникова В. А.

Статья посвящена рассмотрению стратегического планирования и правоприменения в области обеспечения безопасности дорожного движения стран-членов Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества. Проанализированы положения главного стратегического документа указанной организации, приведены примеры стран-членов по реализации документа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC PLANNING AND ENFORCEMENT OF ROAD SAFETY IN THE CAREC MEMBER COUNTRIES

The article is devoted to the consideration of strategic planning and law enforcement in the field of road safety in the member countries of the Central Asian Regional Economic Cooperation. Provisions of the main strategic document of the mentioned organization are analyzed, examples of member countries on implementation of the document are given

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В СТРАНАХ-ЧЛЕНАХ ЦАРЭС»

Научная статья

© Ясникова В.А., 2024

УДК 34

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

В СТРАНАХ-ЧЛЕНАХ ЦАРЭС

Вера Андреевна Ясникова

Научный центр БДД МВД России viasnikova@mvd.ru

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению стратегического планирования и правоприменения в области обеспечения безопасности дорожного движения стран-членов Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества. Проанализированы положения главного стратегического документа указанной организации, приведены примеры стран-членов по реализации документа.

Ключевые слова: Региональная стратегия безопасности дорожного движения для стран ЦАРЭС на 2017-2030 годы, дорожно-транспортный травматизм, безопасность дорожного движения, дорожно-транспортное происшествие, дорожно-транспортная аварийность

Для цитирования: Ясникова В.А. Стратегическое планирование и правоприменительная деятельность в области обеспечения безопасности дорожного движения в странах-членах ЦАРЭС // Современная наука. 2024. № 3. С. 54-58.

Original article

STRATEGIC PLANNING AND ENFORCEMENT OF ROAD SAFETY IN THE CAREC MEMBER COUNTRIES

Vera A. Iasnikova

Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation viasnikova@mvd.ru

Abstract. The article is devoted to the consideration of strategic planning and law enforcement in the field of road safety in the member countries of the Central Asian Regional Economic Cooperation. Provisions of the main strategic document of the mentioned organization are analyzed, examples of member countries on implementation of the document are given.

Keywords: Regional Road Safety Strategy for CAREC Countries 2017-2030, road traffic injuries, road safety, road traffic accident, road traffic accident rate

For citation: Iasnikova V.A. Strategic planning and enforcement of road safety in the CAREC member countries // Modern Science. 2024. № 3. P. 54-58.

Вопросы дорожно-транспортного травматизма благодаря деятельности ООН приняли глобальный и системный характер, чему способствовало проведение Организацией 2011-2020 и 20212030 годов десятилетий действий по обеспечению безопасности дорожного движения.

Государства стремятся к достижению общемировой цели по снижению к 2030 году количества погибших на дорогах на 50%, что находит отражение в принимаемых стратегических документах. Причем указанные документы имеют глобальный, региональный и национальный уровень.

Одним из примеров регионального уровня выступает деятельность Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (далее - ЦАРЭС) - межправительственной организации, деятельность которой направлена на содействие экономическому развитию и сотрудничеству между странами Центральной, Южной и Восточной Азии. В настоящее время в состав ЦАРЭС входят 11 стран: Азербайджан, Афганистан, Грузия, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Монголия, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан [1].

Дорожно-транспортные происшествия (далее -ДТП) занимают восьмое место среди основных причин смертности на глобальном уровне и шестое ме-

сто в Центральной Азии. Средний показатель смертности от ДТП в регионе Центральной и Западной Азии составляет 10-25 ДТП на 100 000 населения. Для стран ЦАРЭС этот показатель колеблется от 10,1 до 24,2 на 100 000 населения [1].

Для повышения уровня безопасности дорожного движения (далее - БДД) стран-членов ЦАРЭС и достижения общемировой цели по сокращению погибших в ДТП в 2015 году на 14-й Министерской конференции ЦАРЭС (Улан-Батор) принята Региональная стратегия безопасности дорожного движения для стран ЦАРЭС на 2017-2030 годы (далее также - «Региональная стратегия», «Региональная стратегия ЦАРЭС») [2].

Общая цель региональной стратегии заключается в сокращении количества смертельных случаев в автодорожных коридорах ЦАРЭС на 50% к 2030 году по сравнению с 2010 годом, что, по оценкам, способно привести к сохранению 23 000 жизней и предотвращению 250 000 серьезных травм ежегодно.

Что касается понятия «автодорожные коридоры», речь идет о коридорах общей протяженностью 29 350 км, которые связывают друг с другом ключевые экономические центры региона и соединяют главным образом не имеющие выхода к морю стра-

54

LAW

ны ЦАРЭС с другими евразийскими и мировыми рынками.

Для достижения прогресса в области БДД в качестве ключевых подходов применяются концепции, пропагандируемые большинством стран мира, - Безопасная система и Vision Zero [3], [10].

Региональная стратегия включает пять основных направлений: управление в области обеспечения безопасности дорожного движения, более безопасные дороги, более безопасные транспортные средства, более безопасные участники дорожного движения, помощь после ДТП.

Указанные направления отражают рекомендации ООН, которые касаются необходимых элементов новой усиленной стратегии БДД.

В июле 2022 года ЦАРЭС подготовил отчет о безопасности дорожного движения в регионе [8], в котором описывается статус реализации национальных стратегий безопасности дорожного движения и действия, необходимые для достижения реализации региональной стратегии безопасности дорожного движения ЦАРЭС. В отчете представлены общие данные и пострановые результаты по региону о проделанной работе по выполнению первоначального плана действий в рамках региональной стратегии по БДД.

В настоящем исследовании рассматривается каждое из перечисленных направлений, проанализированы основные проблемы, с которыми сталкиваются государства-члены при их реализации, приведены страновые примеры их реализации.

1. Управление в области безопасности дорожного движения.

Указанное направление предлагается рассматривать в следующих аспектах: создание эффективного механизма управления и координации, обеспечение доступа заинтересованных национальных ведомств к достоверным данным о ДТП, обеспечение должного финансирования, принятие национальных стратегий безопасности дорожного движения, совершенствование систем страхования ТС [2].

В регионе ЦАРЭС механизм управления и координации безопасности дорожного движения требует усовершенствования во многих странах. Эффективное партнерство между различными ведомствами и организациями может способствовать координированной и интегрированной деятельности.

Доступ к достоверным данным о ДТП уполномоченных органов является ключевым фактором для определения программ, направленных на удовлетворение потребностей и приоритетов разных ведомств. В рамках указанного аспекта для оперативного получения достоверной информации о ДТП планируется разработать соответствующие положения.

Системы страхования в странах ЦАРЭС варьируются от обязательных до нерегулируемых. Предлагается усовершенствовать нормативно-правовую базу в отношении страхования транспортных средств для обеспечения доступности медицинской помощи пострадавшим в ДТП.

В некоторых странах ЦАРЭС разработаны национальные стратегии и планы по безопасности дорожного движения: Национальная стратегия безопасности дорожного движения Грузии [12], Национальная стратегия безопасности дорожного движения Кыргызстана [13], Концепция обеспечения безопасности дорожного движения Узбекистана [14].

Для достижения максимальной эффективности региональная стратегия должна быть интегрирована

с национальными стратегиями стран ЦАРЭС. Реализовать это возможно с помощью учета проблем и вызовов, с которыми сталкивается каждая страна, что позволит адаптировать региональные инициативы к местным условиям. Важным аспектом является создание единой базы данных о ДТП и нарушениях правил дорожного движения, что обеспечит более эффективный анализ ситуации и выработку совместных мер.

2. Более безопасные дороги.

Считается приоритетным направлением региональной стратегии ЦАРЭС, в рамках которого рассматриваются вопросы усовершенствования технических стандартов проектирования дорог, аудита безопасности дорожного движения, устранения опасных участков дорог, повышения уровня безопасности на участках проведения дорожных работ.

Поскольку во всем регионе ЦАРЭС национальные стандарты проектирования дорог утратили актуальность с точки зрения инженерных принципов безопасности дорожного движения, необходимо усовершенствовать и привести в соответствие с международной практикой текущие технические стандарты проектирования дорог.

Аудит безопасности дорожного движения - это официальное изучение автодорожного проекта, проводимое независимой квалифицированной аудиторской командой с целью определения и устранения проблем в области БДД в инфраструктурном проекте. Главной целью данного направления является устранение опасных участков на дорогах в регионе ЦАРЭС.

Помимо прочего, на всех коридорах ЦАРЭС в местах проведения дорожных работ происходят ДТП из-за ненадлежащего ведения дорожных работ. В связи с этим планируется повысить безопасность на участках дорожных работ в коридорах ЦАРЭС, чтобы обеспечить достаточный уровень защиты для дорожных рабочих и участников дорожного движения [2].

В рамках проекта по улучшению инфраструктуры в нескольких странах региона (Казахстан, Узбекистан) уже модернизированы ключевые транспортные коридоры, что позволило улучшить качество дорог и снизить дорожно-транспортный травматизм.

ЦАРЭС разработало и внедрило в регионе ряд стандартов и регламентов, направленных на повышение безопасности дорожного движения. Например, разработаны стандарты для строительства и обслуживания дорог, а также для обучения водителей.

Также ЦАРЭС разработало программы обучения и повышения квалификации для работников дорожной отрасли. Специалисты ЦАРЭС на постоянной основе проводят тренинги по повышению квалификации для водителей, сотрудников дорожно-патруль-ной службы, проектировщиков, строителей дорог. Тренинги помогают работникам дорожной отрасли повысить свою квалификацию и получить новые знания о современных методах обеспечения БДД.

В Казахстане проведена модернизация участка дороги Алматы - Хоргос путем расширения проезжей части, установки современных ограждений, обновления дорожной разметки и освещения. Также был проведен ряд мероприятий по обучению водителей и пешеходов правилам дорожного движения, что способствовало снижению аварийности на этом участке дороги на 15% [8].

В Узбекистане ЦАРЭС участвовало в проектах по внедрению интеллектуальных систем управления

О --55

движением. Например, в Ташкенте установлена система автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения. Система использует камеры, которые фиксируют превышение скорости, проезд на красный сигнал светофора, нарушение правил парковки и другие нарушения [8].

В Кыргызстане (Бишкек) ЦАРЭС реализовало проект по улучшению дорожной инфраструктуры путем установки новых светофоров с таймером обратного отсчета. Также были модернизированы пешеходные переходы, установлены пандусы для инвалидов и знаки, предупреждающие о пешеходном переходе [8].

В рамках проекта по модернизации автодороги Ашхабад -Туркменбаш проведена реконструкция дорожного покрытия, установлены новые дорожные знаки и освещение, а также оборудованы площадки для отдыха водителей [8].

3. Более безопасные транспортные средства.

В рамках реализации указанного направления деятельности региональная стратегия ЦАРЭС выделяет три основные проблемы региона, которые необходимо решить: перегруз тяжелых транспортных средств, угрозы, которые представляют тихоходные транспортные средства, и проблемы, связанные с техническим обслуживанием транспортных средств.

В рамках решения первой проблемы планируется повысить уровень соблюдения норм по конфигурации осей тяжеловесных транспортных средств, нагрузке на ось и габаритам во всех странах ЦАРЭС. В рамках второй проблемы предлагается осуществить анализ эффективности действующего законодательства и правоприменительных норм, касающихся эксплуатации транспортных средств на автодорогах общего пользования для выявления мер, которые могут быть предприняты для снижения угроз безопасности для всех участников дорожного движения.

В странах ЦАРЭС существуют значительные различия в требованиях, предъявляемых к техническому осмотру и к процессам технического обслуживания транспортных средств, в некоторых странах имеются эффективные системы, тогда как в других отсутствуют требования по проведению регулярных проверок, или же в этих странах работают неэффективные системы. В связи с этим в рамках решения третьей проблемы предлагается провести обзор систем для выявления различий в правилах и требованиях.

В Азербайджане проблема перегрузки большегрузных транспортных средств решается с помощью автоматизированных станций взвешивания, на которых перегруженные транспортные средства обнаруживаются автоматически и штрафуются электронной системой дорожной полиции.

Еще одна инициатива, предпринятая правительством Азербайджана в первой половине 2021 года -разработка и реализация программы утилизации автомобилей. Она направлена на повышение безопасности дорожного движения и улучшение состояния окружающей среды, а также на поощрение местного автомобилестроения к утилизации устаревших, технически небезопасных и экологически непригодных транспортных средств [8].

4. Более безопасные участники дорожного движения.

Важным в реализации данного направления региональной стратегии ЦАРЭС выделяет совершенствование законодательной деятельности, повышение уровня осведомленности о рисках ДТП всех участников дорожного движения, использующих

56 - К

коридоры ЦАРЭС, совершенствование системы допуска к участию в дорожном движении, обеспечение безопасности уязвимых участников дорожного движения и парка коммерческих транспортных средств.

Значительную часть погибших и раненых в ДТП в странах ЦАРЭС представляют уязвимые участники дорожного движения, а пешеходы составляют большинство из них. Для этого в контексте пропаганды предлагается проводить мероприятия, касающиеся использования ремней безопасности, шлемов и детских удерживающих устройств.

Большая часть ТС на дорогах региона - коммерческие транспортные средства, осуществляющие внутренние и международные перевозки грузов и пассажиров. Таким образом, характер эксплуатации коммерческих транспортных средств оказывает существенное влияние на безопасность дорожного движения в регионе.

Некоторые из наиболее важных факторов в этом отношении включают регулирование рабочего времени водителей и времени на отдых, вопросы технического обслуживания транспортных средств.

В регионе ЦАРЭС положения, касающиеся этих аспектов коммерческих транспортных средств, не унифицированы. Для этого необходимо провести анализ действующего законодательства стран-членов, регулирующего использование коммерческих транспортных средств, для определения слабых аспеков в системах, которые необходимо устранить для повышения стандартов эксплуатации парка коммерческих транспортных средств [2].

В Афганистане отсутствует нормативное закрепление, запрещающее водителям использовать мобильные телефоны во время управления транспортным средством. Водители и пассажиры мотоциклов обязаны носить шлемы, но специальный технический стандарт для мотоциклетных шлемов отсутствует. Существуют значительные проблемы в законодательстве в области безопасности дорожного движения, поскольку ряду правовых актов более 60 лет [8].

В Таджикистане ЦАРЭС организовало ряд обучающих программ для водителей и пешеходов, а также информационные кампании, направленные на повышение осведомленности о безопасном поведении на дорогах. Эти программы включали практические занятия по вождению, тренинги по оказанию первой помощи и лекции по правилам дорожного движения.

5. Помощь после ДТП.

Главным в реализации указанного направления региональная стратегия выделяет совершенствование служб экстренного реагирования, служб медицинской и неотложной помощи, первой медицинской помощи.

В связи с протяженностью дорожной сети в регионе, значительная часть автодорог проходит через сельские территории, где качество пунктов и служб первой неотложной медицинской помощи существенно ниже, чем в городских центрах и крупных населенных пунктах. Центры неотложной помощи в удаленных районах необходимы не только для оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, но и для обслуживания местного населения.

Для проработки данного вопроса предлагается провести анализ потребностей в создании сети центров неотложной медицинской помощи, которая могла бы эффективно обслуживать как местное сельское население, так и пострадавших в ДТП.

В целом, участники дорожного движения в регионе ЦАРЭС недостаточно подготовлены к оказанию первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП, поскольку не обладают необходимыми знаниями и навыками.

Обучение немедицинского персонала, такого как сотрудники полиции и пожарной службы, а также водителей, включая водителей общественного транспорта и грузовых автомобилей, методам оказания первой медицинской и экстренной помощи может существенно улучшить ситуацию в удаленных районах, так как именно они часто оказываются первыми на месте происшествия.

Для решения указанных проблем в рамках стратегии предлагается оборудовать грузовые транспортные средства и общественный транспорт средствами оказания первой помощи и организовать обучение водителей. Кроме того, предлагается создать единый номер экстренных служб с возможность обращения на нескольких языках [2].

В дополнение к общим положениям стратегии ЦАРЭС также разработало серию руководств по технике безопасности дорожного движения.

В «Руководстве ЦАРЭС по инженерному обеспечению безопасности дорожного движения: Аудит безопасности дорожного движения» [4] содержатся практические рекомендации при проведении аудита. В «Руководстве по безопасности дорожного движения ЦАРЭС: Более безопасные дорожные работы» [5] представлены передовые методы организации дорожных работ, рекомендации по повышению безопасности дорожного движения. «Руководство по безопасности дорожного движения ЦАРЭС: Управление рисками на дорогах» [6] описывает, как дорожные службы ЦАРЭС могут выявлять придорожные риски, исследовать их и внедрять эффективные меры по повышению безопасности. В руководстве описываются три группы барьеров безопасности и предлагаются варианты более безопасной придорожной инфраструктуры. В «Руководстве по безопасности дорожного движения ЦАРЭС: Безопасность пешеходов» основное внимание уделяется обеспечению безопасности более уязвимых участников дорожного движения [7].

ЦАРЭС регулярно проводит семинары и конференции, где участники могут обмениваться опытом и лучшими практиками в области безопасности дорожного движения.

Первый семинар по безопасности дорожного движения в регионе ЦАРЭС прошел в 2016 году в Бангкоке (Таиланд), в котором приняли участие представители стран-членов ЦАРЭС, частного сектора, неправительственных организаций и партнеров по развитию для обсуждения региональной стратегии по повышению безопасности дорог ЦАРЭС [1].

В дальнейшем проведен ряд национальных семинаров по безопасности дорожного движения, технике безопасности на дорогах.

В апреле 2024 года в городе Алматы (Казахстан) в рамках 21-го заседания Координационного совета по транспортному сектору ЦАРЭС проведены национальные и региональные тренинги по вопросам инженерного обеспечения БДД, образования и осведомленности, безопасности уязвимых участников дорожного движения [9].

ЦАРЭС играет важную роль в обеспечении БДД в Центральной Азии. Благодаря своей работе организация способствует созданию безопасных и ком-

фортных условий для всех участников дорожного движения.

Однако для достижения значимых результатов необходимы совместные усилия правительств, международных организаций, частного сектора и всего населения региона.

Эффективная реализация региональной стратегии ЦАРЭС возможна благодаря внедрению современных технологий, улучшению инфраструктуры, а также активного обучения и повышения квалификации участников дорожного движения.

Успешное сотрудничество между странами региона, обмен опытом и практиками будут способствовать достижению поставленных целей. В конечном итоге устойчивое развитие транспортной системы и повышение уровня безопасности на дорогах станет основой для экономического роста и социального прогресса в странах ЦАРЭС.

Кроме того, организация совместных программ обучения и повышения квалификации для специалистов в области дорожного движения поможет повысить уровень профессионализма и внедрить лучшие практики.

Не менее значимой является координация действий на уровне законодательства, что позволит разработать рекомендации по изменению норм и стандартов в области безопасности. Привлечение международных доноров и инвестиций для реализации совместных проектов также сыграет важную роль в ускорении процесса внедрения стратегии.

Для успешной реализации стратегии необходимо установить систему мониторинга и оценки ее эффективности, что включает в себя определение ключевых индикаторов для оценки прогресса в снижении числа ДТП, улучшении состояния инфраструктуры и повышении уровня осведомленности населения.

Регулярные отчеты и анализ результатов помогут выявить успешные практики и области, требующие дополнительного внимания. На основе полученных данных следует вносить изменения в стратегию, чтобы она оставалась актуальной и эффективной.

Список источников

1. URL: https://www.carecprogram.org/ (дата обращения: 16.08.2024).

2. URL: https://www.adb.org/sites/default/files/ institutional-document/228011/carec-road-safety-2017-2013-ru_0.pdf (дата обращения: 16.08.2024).

3. Гордеева А.Д., Гусева А.А. Стратегическое планирование и правовое регулирование деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения в Бразилии // Безопасность дорожного движения. 2024. № 2. С. 64-70.

4. URL: https://www.carecprogram.org/uploads/CAREC-Manual-1_RSA_English-ru.pdf (дата обращения: 18.08.2024).

5. URL: https://www.carecprogram.org/?publication=carec-road-safety-engineering-manual-2-safer-road-works (дата обращения: 23.08.2024).

6. URL: https://www.carecprogram.org/?publication=-carec-road-safety-engineering-manual-3-roadside-hazard-management (дата обращения: 23.08.2024).

7. URL: https://www.carecprogram.org/?publication=-carec-road-safety-engineering-manual-4-pedestrian-safety (дата обращения: 23.08.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. URL: https://www. adb.org/ru/publications/road-safety-report-card-carec-region (дата обращения: 27.08.2024).

9. URL: https://www.carecprogram.org/uploads/B12-Road-safety-ongoing-activities_-RM_RU.pdf (дата обращения: 27.08.2024).

ПРАВО

57

10. Россинский Б.В. Организационно-управленческие проблемы функционирования государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения // Научный центр безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, 1993.

11. Копыл Д.В., Шубакин А.А., Поделякин А.А. Профилактика дорожно-транспортных происшествий // Безопасность дорожного движения. 2021. № 1. С. 22-26.

12. URL: https://resources.irap.org/CRM/Europe_and_ Russia/Georgia/2022-25_Georgia_National_Road_Safety_ Strategy.pdf?_ga=2.140203763.1953497863.1692051017-263816062.1690758704&_gl=1*1w85i66*_ga*MTMx0T gzNTI2MS4xNzI30DY2NTkx*_ga_HK6PSM29PR*MT cyNzg2NjU5MC4xLjAuMTcyNzg2NjU5MC4wLjAuMA (дата обращения: 23.08.2024).

13. URL: https://cbd.minjust.gov.kg/159939/edition/-1229948/ru (дата обращения: 23.08.2024).

14. URL: https://lex.uz/acts/3743455 (дата обращения: 23.08.2024).

References

1. URL: https://www.carecprogram.org/ (date of access: 16.08.2024).

2. URL: https://www.adb.org/sites/default/files/institutional-document/228011/carec-road-safety-2017-2013-ru_0.pdf (date of access: 16.08.2024).

3. Gordeeva A.D., Guseva A.A. Strategic planning and legal regulation of road safety in Brazil // Road Safety. 2024. № 2. P. 64-70.

4. URL: https://www.carecprogram.org/uploads/CAREC-Manual-1_RSA_English-ru.pdf (date of access: 18.08.2024).

5. URL: https://www.carecprogram.org/?publication=-carec-road-safety-engineering-manual-2-safer-road-works (date of access: 23.08.2024).

6. URL: https://www.carecprogram.org/?publication=-carec-road-safety-engineering-manual-3-roadside-hazard-management (date of access: 23.08.2024).

7. URL: https://www.carecprogram.org/?publication=-carec-road-safety-engineering-manual-4-pedestrian-safety (date of access: 23.08.2024).

8. URL: https://www.adb.org/ru/publications/road-safety-report-card-carec-region (date of access: 27.08.2024).

9. URL: https://www.carecprogram.org/uploads/B12-Road-safety-ongoing-activities_-RM_RU.pdf (date of access: 27.08.2024).

10. Rossinsky B.V. Organizational and managerial problems of functioning of the state system of road traffic safety // Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation», 1993.

11. Kopyl D.V., Shubakin A.A., Podeljakin A.A. Prevention of road accidents Road Safety. 2021. tt° 1. P. 22-26.

12. URL: https://resources.irap.org/CRM/Europe_and_ Russia/Georgia/2022-25_Georgia_National_Road_Safety_ Strategy.pdf?_ga=2.140203763.1953497863.1692051017-263816062.1690758704&_gl=1*1w85i66*_ga*MTMx0T gzNTI2MS4xNzI3ODY2NTkx*_ga_HK6PSM29PR*MT cyNzg2NjU5MC4xLjAuMTcyNzg2NjU5MC4wLjAuMA (date of access: 23.08.2024).

13. URL: https://cbd.minjust.gov.kg/159939/edition/-1229948/ru (date of access: 23.08.2024).

14. URL: https://lex.uz/acts/3743455 (date of access: 23.08.2024).

Информация об авторе

В.А. Ясникова - научный сотрудник отдела обеспечения научной и редакционно-издательской деятельности Научного центра БДДМВД России

Контакты: ул. Поклонная, д. 17, Москва, Россия, 121293 Information about the author

V.A. Iasnikova - Researcher of Department of Scientific and Editorial and Publishing Activitiesof the Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation Contacts: ul. Poklonnaya, d. 17, Moscow, Russia, 121293

Статья поступила в редакцию 04.09.2024; одобрена после рецензирования 11.09.2024; принята к публикации 18.09.2024. The article was submitted 04.09.2024; approved after reviewing 11.09.2024; accepted for publication 18.09.2024.

58 - LAW

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.