Научная статья
© Ясникова В.А., 2024
УДК 34
СОСТОЯНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В СТРАНАХ ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Вера Андреевна Ясникова
Научный центр БДД МВД России [email protected]
Аннотация. В статье предпринята попытка проанализировать Глобальный доклад ВОЗ о состоянии безопасности дорожного движения за 2009 и 2021 годы, сравнить показатели дорожно-транспортной аварийности в указанный период, описать прогресс по достижению цели Десятилетия действий Организации Объединенных Наций 2021-2030 гг. по сокращению вдвое смертности в результате дорожно-транспортных происшествий к 2030 году.
Ключевые слова: Всемирная организация здравоохранения, дорожно-транспортный травматизм, безопасность дорожного движения, дорожно-транспортное происшествие, дорожно-транспортная аварийность
Для цитирования: Ясникова В.А. Состояние безопасности дорожного движения в странах Всемирной организации здравоохранения // Современная наука. 2024. № 2. С. 50-52.
Original article
THE STATE OF ROAD SAFETY IN THE COUNTRIES OF THE WORLD HEALTH ORGANIZATION
Vera A. Iasnikova
Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation [email protected]
Abstract. This article attempts to analyze the WHO Global Status Report on Road Safety for 2009 and 2021, compare road traffic accident rates during the period, describe progress towards the United Nations Decade of Action 2021-2030 goal of halving road traffic fatalities by 2030.
Keywords: World Health Organization, road traffic injuries, road safety, road traffic accident, road traffic accidents For citation: Iasnikova V.A. The state of road safety in the countries of the World Health Organization // Modern Science. 2024. № 2. P. 50- 52.
Всемирная организация здравоохранения (далее - ВОЗ) является координатором глобальных вопросов безопасности дорожного движения, и проблема дорожно-транспортного травматизма -одно из направлений ее деятельности.
За последние два десятилетия в ВОЗ сложилась новая концепция отношения к проблеме дорожно-транспортного травматизма, в которой международная деятельность организации связана с разработкой аналитических и методических материалов в области обеспечения безопасности дорожного движения на основании глобального анализа данных дорожно-транспортной ситуации в странах мира.
В статье приведен сравнительный анализ состояния дорожно-транспортной аварийности в странах
ВОЗ на основе докладов, опубликованных в 2009 и 2023 годах.
В соответствии в данными «Глобального отчета о состоянии безопасности дорожного движения: время действовать», опубликованного в 2009 году, ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) количество погибших составляло около 1,27 млн человек, число пострадавших - около 2050 млн человек.
Примерно 90% погибших в ДТП приходилось на страны с низким и средним уровнем дохода, несмотря на то, что в них зарегистрировано 48% всех транспортных средств [1]. Показатели социального риска по регионам ВОЗ за 2009 год представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели социального риска по регионам ВОЗ за 2009 год
Регион ВОЗ/доход Высокий Средний Низкий Всего
Африканский регион - 32,2 32,3 32,2
Регион Северной и Южной Америки 13,4 17,3 - 15,8
Регион Юго-Восточной Азии - 16,7 16,5 16,6
Восточный Средиземноморский регион 28,5 35,8 27,5 32,2
Европейский регион 7,9 19,3 12,2 13,4
Западно-Тихоокеанский регион 7,2 16,9 15,6 15,6
Весь мир 10,3 19,5 21,5 18,8
СОВРЕМЕННАЯ НАУКА. 2024. № 2.
Основными причинами ДТП в указанный период являлись превышение скоростного режима, управление транспортным средством в состоянии опьянения, неиспользование ремней безопасности и шлемов.
В отчете за 2009 год указывалось на необходимость совершенствования дорожной инфраструктуры, включая строительство безопасных пешеходных переходов, велосипедных дорог и улучшение освещения дорог, разработку и внедрение национальных стратегий по безопасности дорожного движения, проведение образовательных кампаний для повышения осведомленности населения о правилах дорожного движения, улучшение систем экстренной медицинской помощи для пострадавших в ДТП [1].
По состоянию на 2009 год в Африканском регионе уровень дорожно-транспортного травматизма являлся самым высоким по сравнению с остальными регионами ВОЗ. Основными причинами сложившейся ситуации являлись низкий уровень соблюдения правил дорожного движения и недостаток контроля за их соблюдением, низкий уровень дорожной инфраструктуры.
Показатели дорожно-транспортной аварийности по типам участников дорожного движения во всех регионах ВОЗ являются следующими: уязвимые участники дорожного движения составляют почти половину всех погибших в ДТП (46%), из которых пешеходы - 22% от всех погибших, велосипедисты - 5%, мотоциклисты - 23% [1].
Согласно данным «Глобального отчета о состоянии безопасности дорожного движения», опубликованного ВОЗ в 2023 году, ежегодно в результате ДТП число погибших составляло около 1,19 млн человек, количество пострадавших -около 20-50 млн человек. Примерно 93% погибших в ДТП приходилось на страны с низким и средним уровнем дохода, несмотря на то, что в них зарегистрировано 60% всех транспортных средств.
Основные причины ДТП в сравнении с отчетом за 2009 год остались прежними: превышение скоростного режима, управление транспортным средством в состоянии опьянения, неиспользование ремней безопасности и шлемов.
В Европейском регионе зафиксировано наибольшее снижение числа погибших в ДТП с 2010 года - на 36%. В Западно-Тихоокеанском регионе снижение составило 16%, в регионе Юго-Восточной Азии - 2 , а в регионе Северной и Южной Америки данный показатель остался неизменным. Сокращение числа погибших в результате ДТП наблюдалось в 108 странах, в том числе в 10 странах, где к 2021 году был достигнут показатель в 50%.
Однако в 66 странах наблюдался рост - 28 из этих стран находятся в Африканском регионе, где число смертей выросло на 17% с 2010 года.
В абсолютных цифрах наибольшее число погибших приходится на регион Юго-Восточной Азии (330 222, или 28% от общемирового показателя), за которым следуют Западно-Тихоокеанский регион (297 733, или 25% от общемирового показателя), Африканский регион (225 482, или 19% от общемирового показателя), Регион Северной и Южной Америки (144 090, или 12% от общемирового показателя), Регион Восточного Средиземноморья (125 781, или 11% от общемирового показателя)
и Европейский регион (62 670, или 5% от общемирового показателя) [3].
Анализируя показатели дорожно-транспортной аварийности по типам участников дорожного движения во всех регионах ВОЗ, следует отметить, что 30% погибших приходится на водителей четырехколесных транспортных средств, 23% - на пешеходов, 21% - на водителей двух- и трехколесных транспортных средств, 6% - на велосипедистов.
Однако распределение данного показателя среди участников дорожного движения существенно меняется, когда данные дезагрегируются по регионам. В Европейском и Восточно-Средиземноморском регионах наибольшая доля погибших в результате ДТП приходится на водителей четырехколесных транспортных средств (49 и 33% соответственно), в Западно-Тихоокеанском регионе пешеходы составляют наибольшую долю погибших, а в регионе Юго-Восточной Азии на долю велосипедистов приходится 12% всех погибших [4].
Рассматривая применение законодательства о безопасности дорожного движения, необходимо отметить, что в 2009 году национальное законодательство в области ограничения скоростного режима принято в 103 странах, в 2021 году -в 163 странах, 57 из которых соответствуют передовой практике ВОЗ (ограничение скорости в городской черте - 50 км/ч или ниже) [2].
Национальное законодательство, касающееся управления ТС в состоянии алкогольного опьянения, в 2009 году применялось в 88 странах, в 2021 году - в 166 странах, 48 из которых соответствует передовой практике ВОЗ (установление предельного уровня ВАС на уровне <0,05 г/дл для водителей ТС, и <0,02 г/дл для начинающих водителей) [5].
Национальное законодательство, касающееся использования мотоциклетных шлемов, в 2009 году применялось в 70 странах, в 2021 году - в 160 странах, из которых 54 соответствуют передовой практике ВОЗ (законодательство распространяется как на водителей, так и на пассажиров, на все дороги и все типы двигателей).
Национальное законодательство, касающееся обязательного использования ремней безопасности, в 2009 году применялось в 156 странах, в 2021 году - в 170 странах, из которых 117 соответствуют передовой практике ВОЗ.
Национальное законодательство в отношении использования детских удерживающих устройств в 2009 году применялось в 28 странах, в 2021 году -в 128 странах, из которых 36 соответствуют передовой практике ВОЗ (включают положения о минимальном возрасте и росте ребенка и положения, запрещающие перевозить ребенка на передних сиденьях).
Несмотря на то, что глобальная цель по снижению смертности в результате ДТП вдвое по сравнению с исходным уровнем, установленным Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения 2011-2020 годов, не была достигнута во всем мире, к концу 2021 года 10 стран из четырех различных регионов достигли установленного показателя по меньшей мере на 50%: Беларусь, Бруней-Даруссалам, Дания, Япония, Литва, Норвегия, Российская Федерация, Тринидад и Тобаго, Объединенные Арабские Эмираты и Венесуэла (Боливарианская Республика).
ПРАВО
51
Помимо 10 стран, в которых была достигнута цель снижения смертности на 50%, в 15 странах наблюдалось снижение на 40-49%, в 20 странах -на 30-39%, в 33 странах - на 20-29% и в 19 странах - на 10-19%.
Еще 11 стран добились сокращения на 9%. В целом за этот период сокращения более чем на 2% наблюдались в 108 странах - почти половина из них с высоким уровнем дохода. Сокращения наблюдались в восьми странах с низким уровнем дохода [4].
Сокращение наблюдалось в четырех регионах: от 36% в Европейском регионе до 0,1% в Американском регионе, на 2% - в Регионе Юго-Восточной Азии (несмотря на в целом самые высокие показатели смертности и число погибших), на 16% -в Западно-Тихоокеанском регионе.
В то же время число погибших выросло в 66 странах, из которых 28 находятся в Африканском регионе (где общее число погибших увеличилось на 17%), 20 - в Американском регионе, 8 -в Восточно-Средиземноморском регионе, 4 -в Европейском регионе и Юго-Восточной Азии, 2 -в Западно-Тихоокеанском регионе.
Наибольшее снижение данного показателя наблюдалось в тех странах, где широко применялся системный подход к обеспечению безопасности дорожного движения.
Смертность и травматизм в результате ДТП остаются серьезной глобальной проблемой здравоохранения и развития. Проанализировав Доклад, можно отметить, что число погибших и пострадавших в результате ДТП за рассматриваемый период снизилось с 1,27 до 1,19 млн человек, при этом процент погибших в ДТП в странах с низким и средним уровнем дохода увеличился с 90% в 2009 году до 93% в 2023 году. Это указывает на необходимость усиления мер, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения именно в этих регионах.
Помимо этого, в 2023 году наблюдалось усиление и ужесточение мер безопасности, внедрение новых технологий и стандартов, что указывает на прогресс в подходе к решению проблемы, а также продолжилось улучшение дорожной инфраструктуры.
Несмотря на значительные усилия и прогресс в некоторых областях, глобальная проблема безопасности дорожного движения остается актуаль-
ной. Увеличение числа погибших указывает на необходимость разработки дальнейших мер и инновационных подходов. Основное внимание следует уделять странам с низким и средним уровнем дохода, где смертность в ДТП наиболее высока.
Внедрение новых технологий и стандартов, а также усиление образовательных программ и улучшение инфраструктуры являются ключевыми направлениями для повышения безопасности дорожного движения в будущем.
Список источников
1. Global status report on road safety: time for action. Geneva: World Health Organization. 2009.
2. Майоров В.И., Денисенко В.В. Проблемы регулирования превышения установленной скорости движения: российский и зарубежный опыт // Безопасность дорожного движения. 2022. № 4. С. 19-25.
3. URL: https://www.who.int/teams/social-determinan-ts-of-health/safety-and-mobility/global-status-report-on-road-safety-2023 (дата обращения: 20.06.2024).
4. uRL: https://irap.org/safety-insightsexplorer/ (дата обращения: 20.06.2024).
5. URL:https://apps.who.int/iris/handle/10665/276462?s earchresult=true&query=global+status+report+on+road+saf ety&scope=&rpp=10&sort_by=score&order=desc&page=1 (дата обращения: 20.06.2024).
6. Копыл Д.В., Шубакин А.А., Поделякин А.А. Профилактика дорожно-транспортных происшествий // Безопасность дорожного движения. 2021. № 1. С. 22-26.
References
1. Global status report on road safety: time for action. Geneva: World Health Organization. 2009.
2. Mayorov V.I., Denisenko V.V. Problems of regulation of exceeding the set speed: russian and foreign experience // Road Safety. 2022. № 4. P. 19-25.
3. URL: https://www.who.int/teams/social-determi-nants-of-health/safety-and-mobility/global-status-report-on-road-safety-2023 (date of access: 20.06.2024).
4. URL: https://irap.org/safety-insightsexplorer/ (date of access: 20.06.2024).
5. URL:https://apps.who.int/iris/handle/10665/276462?s earchresult=true&query=global+status+report+on+road+saf ety&scope=&rpp=10&sort_by=score&order=desc&page=1 (date of access: 20.06.2024).
6. Kopyl D.V, Shubakin A.A., Podeljakin A.A. Prevention of road accidents // Road Safety. 2021. № 1. P. 22-26.
Информация об авторе
В.А. Ясникова - научный сотрудник отдела обеспечения научной и редакционно-издательской деятельности Научного центра БДДМВД России
Контакты: ул. Поклонная, д. 17, Москва, Россия, 121293 Information about the author
V.A. Iasnikova - Researcher of the Departmentfor Support of Scientific Editorial and Publishing Activities of Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation Contacts: ul. Poklonnaya, d. 17, Moscow, Russia, 121293
Статья поступила в редакцию 20.06.2024; одобрена после рецензирования 27.06.2024; принята к публикации 03.07.2024. The article was submitted 20.06.2024; approved after reviewing 27.06.2024; accepted for publication 03.07.2024.