Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ИСПАНИИ'

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ИСПАНИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6
0
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Стратегия безопасности дорожного движения / факторы риска / социальный риск / транспортный риск / дорожно-транспортные происшествия / показатели эффективности / Road safety strategy / risk factors / social risk / transport risk / road accidents / performance indicators

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гордеева Анастасия Дмитриевна

В статье рассмотрены подходы Испании к снижению уровня дорожно-транспортного травматизма в рамках первого и второго десятилетий действий по обеспечению безопасности дорожного движения, объявленных Генеральной Ассамблеей ООН. Проанализированы документы стратегического планирования страны в этой области, реализованные в рамках стратегий мероприятия, направленные на повышение безопасности дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гордеева Анастасия Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC PLANNING FOR ROAD SAFETY IN SPAIN

The article considers Spain's approaches to reducing road traffic injuries within the framework of the first and second decades of action on road safety declared by the UN General Assembly. The country's strategic planning documents in this area, the activities implemented in the framework of the strategies aimed at improving road safety have been analyzed

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ИСПАНИИ»

Научная статья

© Гордеева А.Д., 2024

УДК 34

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ИСПАНИИ

Анастасия Дмитриевна Гордеева

Научный центр БДД МВД России gordeevaad@gmail.com

Аннотация. В статье рассмотрены подходы Испании к снижению уровня дорожно-транспортного травматизма в рамках первого и второго десятилетий действий по обеспечению безопасности дорожного движения, объявленных Генеральной Ассамблеей ООН. Проанализированы документы стратегического планирования страны в этой области, реализованные в рамках стратегий мероприятия, направленные на повышение безопасности дорожного движения.

Ключевые слова: Стратегия безопасности дорожного движения, факторы риска, социальный риск, транспортный риск, дорожно-транспортные происшествия, показатели эффективности

Для цитирования: Гордеева А.Д. Стратегическое планирование деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения Испании // Современная наука. 2024. № 4. С. 12-18.

Original article

STRATEGIC PLANNING FOR ROAD SAFETY IN SPAIN

Anastasiya D. Gordeeva

Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation gordeevaad@gmail.com

Abstract. The article considers Spain's approaches to reducing road traffic injuries within the framework of the first and second decades of action on road safety declared by the UN General Assembly. The country's strategic planning documents in this area, the activities implemented in the framework of the strategies aimed at improving road safety have been analyzed.

Keywords: Road safety strategy, risk factors, social risk, transport risk, road accidents, performance indicators For citation: Gordeeva A.D. Strategic planning for road safety in Spain // Modern Science. 2024. № 4. P. 12-18.

Концепция устойчивой и безопасной мобильности формировалась на европейском уровне с 1990-х годов. В рамках концепции права граждан на передвижение в адекватных и безопасных условиях с минимальным воздействием на окружающую среду в современном мире дороги Европейского союза (далее также - ЕС или Евросоюз) считаются самыми безопасными, а основные показатели в области обеспечения безопасности дорожного движения - социальный и транспортный риски - самыми низкими. За период 2011-2020 годов, который является первым Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения, совместные усилия стран-членов ЕС позволили сократить число погибших на дорогах Евросоюза на 37%, с 29 691 до 18 844 [1].

Двигателем в наращивании и укреплении имиджа стран с самыми безопасными дорогами в мире активно выступает Европейская Комиссия, которая подготовила за десятилетний период солидный пакет документов в области обеспечения безопасности дорожного движения и предложила новые подходы к проводимой политике в этой области, а также ряд международных организаций, таких как Организация экономического сотрудничества и развития (OCDE), Европейская экономическая комиссия ООН (UNECE), Европейская обсерватория безопасности дорожного движения (ERSO), Европейский консультативный совет по исследованиям в области безопасности дорожного движения (ERTRAC), Европейский совет по безопасности дорожного движения (ETSC), Международная автомобильная федерация (FIA) и многие другие.

Несмотря на лучшие показатели безопасности дорожного движения стран ЕС среди остальных стран мира, показатели среди самих стран ЕС сильно отличаются друг от друга. Самыми безопасными с точки зрения дорожного движения исторически являются страны «первого эшелона». Например, в 2020 году показатель социального риска в Швеции оказался в четыре раза ниже, чем в Румынии (рис. 1).

Подобное положение дел сложилось благодаря тому, что именно страны-лидеры ЕС (в основном из числа западноевропейских государств) оказываются «на передовой» решения общеевропейских и глобальных задач, в том числе повышения безопасности дорожного движения, кроме того, они исторически уделяли этому вопросу большое внимание - еще с 60-х годов прошлого века вопросы безопасности дорожного движения в этих странах стали рассматриваться в совокупности с решением социально-экономических проблем.

Рисунок 1 - Социальный риск в странах ЕС в 2010 и 2020 годах

В настоящее время среди стран еврозоны Испания входит в тройку лидеров по показателям безопасности дорожного движения. Страну отличает та особенность, что она почти единственная в мире, которой потребовалось всего 10 лет для снижения показателя социального риска более чем в три раза

- с 13 до 4 [2, 3].

При этом Испания является одной из самых крупных стран в зоне ЕС, население которой (47 323 805 человек) уступает только Германии, Франции и Италии, а общая площадь страны (505 944 кв. км) по масштабам уступает лишь Франции [4].

Прогресс в обеспечении безопасности дорожного движения достигается благодаря тому, что проблемы дорожно-транспортного травматизма возведены в этой стране в ранг проблем национального характера, а системная работа по снижению аварийности на дорогах Испании проводится не одно десятилетие.

В целом можно отметить, что проводимую в XXI веке работу по обеспечению безопасности дорожного движения в общемировом масштабе принято делить на два этапа (два десятилетия). Связано это с провозглашением Генеральной Ассамблеей ООН двух периодов 2011-2020 годов и 2021-2030 годов первым и вторым Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения соответственно, что закреплено в соответствующих документах [5, 6].

И в первом и во втором Десятилетии странами Европейского союза были поставлены цели по сокращению на 50% количества погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях (далее также

- ДТП) [7].

Для реализации поставленной цели на национальном уровне 25 февраля 2011 года по предложению вице-президента Правительства и Министра внутренних дел Испании Совет министров утвердил основные направления политики безопасности дорожного движения на 2011-2020 годы после их одобрения Высшим советом по безопасности дорожного движения, которые нашли свое закрепление в Стратегии безопасности дорожного движения на 2011-2020 годы (далее также - Стратегия) - основном документе, определившем приоритетные направления страны в области обеспечения безопасности дорожного движения [8].

Снижение социально-экономических последствий дорожно-транспортных происшествий планировалось путем обеспечения защиты наиболее уязвимых участников дорожного движения, содействия безопасной мобильности в городах, повышения безопасности водителей транспортных средств (далее также - ТС), повышения безопасности дорог, борьбы с управлением транспортным средством в состоянии опьянения.

Шесть приоритетов соотнесены с мероприятиями по одиннадцати направлениям деятельности. Кроме поддержания общемировой глобальной цели по сокращению количества погибших на 50%, Испанией дополнительно определены 13 показателей, реализация которых к 2020 году должна была поспособствовать достижению глобальной цели:

1. Сократить количество погибших на миллион жителей до 37 человек в год. Является ключевым показателем Стратегии.

По данным 2009 года (базовый год, от которого рассчитывается достигнутый в рамках реализации прогресс), этот показатель составлял 59. По итогу к 2020 году Испании удалось в этом ключе достичь больших успехов, чем планировалось, снизив показатель до 29 человек.

2. Сократить на 35% количество тяжело раненых в ДТП. Является ключевым показателем Стратегии.

В 2009 году количество тяжело раненых составило 13923 человека. Генеральной идеей этого показателя была попытка отреагировать на серьезные последствия, понесенные теми, кто хоть и не потерял свою жизнь в результате ДТП, но понес значительную утрату здоровья, в том числе став инвалидом. К 2020 году показатель тяжело раненых в ДТП в Испании составил 6 681 человек (-48%) [9].

3. Не допустить ни одного погибшего ребенка в ДТП без детского удерживающего устройства (далее также - ДУУ).

В 2009 году в результате ДТП погибли 12 детей, которые перевозились в транспортном средстве без ДУУ В 2019 году 3 ребенка погибли в ДТП без ДУУ

4. Сократить на 25% количество погибших и тяжело раненых водителей в возрасте от 18 до 24 лет в выходные дни.

Выходные дни и ночное время представляют большую опасность для молодых людей. В субботу и воскресенье в 2009 году 45% погибших в ДТП зарегистрировано среди молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет, тогда как для остального населения Испании этот показатель составил 34%. Сокращение на 25% означало снижение количества погибших и тяжелораненых с 730 в 2009 году до 548 в 2020 году.

5. Сократить на 10% количество погибших в ДТП водителей старше 64 лет.

Демографические изменения, коснувшиеся как стран ЕС в целом, так и Испании в частности, привели к значительному увеличению водителей старше 64 лет. Лица старше 64 лет составляют 20% населения, хотя на их долю приходится в среднем 26% смертельных случаев в ДТП [9]. В рамках Стратегии инициированы действия, направленные на снижение количества погибших до 183 и менее в этой возрастной группе (203 чел. - в 2009 году). В 2020 году количество погибших старше 64 лет составило 362 [9].

6. Сократить на 30% количество погибших пешеходов. С 2003 по 2009 год количество пешеходов, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, сократилось на 40%. При прогнозируемом сокращении количество несчастных случаев должно было сократиться с 459 в 2009 году до 321 в 2020 году.

7. Увеличить количество велосипедистов как участников дорожного движения до 1 000 000 без увеличения их смертности.

Предполагалось, что в первом Десятилетии число велосипедистов, совершающих ежедневные поездки по Испании, должно значительно возрасти. Целью Стратегии в отношении велосипедистов стало сохранение текущего уровня аварийности с одновременным увеличением числа велосипедистов. В 2010 году количество погибших в ДТП велосипедистов на дорогах Испании составило 67, к 2020 году этот показатель увеличился до 71 [9].

8. Не допустить ни одного погибшего в легковых автомобилях в городах.

ПРАВО

13

Легковой автомобиль является наиболее используемым видом транспортного средства, а в городах сосредоточено большее количество поездок. Этот показатель направлен на снижение смертности на 101 человека к 2020 году.

9. Сократить на 20% количество погибших и тяжелораненых мотоциклистов.

Число мотоциклистов, погибших в ДТП с 2003 по 2009 год, увеличилось на 19,3%. Установленный показатель означал сокращение количества погибших и тяжелораненых мотоциклистов с 3473 в 2009 году до 2778 в 2020 году.

10. Сократить на 30% количество погибших из-за съезда с дороги на однополосных дорогах.

В 2009 году зарегистрировано 520 погибших в ДТП из-за съезда с дороги, поэтому сокращение на 30% означало на 156 погибших меньше в 2020 году.

11. Сократить на 30% количество погибших в ДТП, произошедших во время осуществления перевозочной деятельности.

Речь идет о сокращении количества погибших в ДТП людей, которые во время происшествия осуществляли свою профессиональную функцию - перевозочную деятельность. В 2009 году произошло 49 335 таких ДТП, в результате которых погибли 170 человек.

12. Довести количество водителей с положительным уровнем содержания алкоголя в крови при проведении выборочных проверок от общего числа таких проверок до 1%.

13. Сократить на 50% долю легковых автомобилей, превышающих разрешенную скорость более чем на 20 км/ч.

От 14 до 18% ДТП связаны с недопустимой скоростью. Согласно модели Нильссона снижение средней скорости на 5% соответствует уменьшению количества погибших на 20% и уменьшению количества раненых на 10%. Данные за 2009 год показывают, что 12,3% легковых автомобилей превышали скорость на 20 км/ч на городских дорогах, 6,9% - на автомагистралях, 15,8% - на дорогах с ограничением скорости 90 км/ч и 16,4% - на дорогах с ограничением скорости 100 км/ч.

Для достижения вышеуказанных целей разработано 172 мероприятия, которые были распределены по одиннадцати направлениям деятельности: дети, молодежь, пожилые, пешеходы, велосипедисты, мотоциклисты, автомобильная дорога1, предприятие, перевозки пассажиров и грузов, алкоголь и наркотики, скорость.

Итоги реализации целей Стратегии показали следующее.

Целевые показатели были достигнуты (или превысили запланированные ожидания) по четырем из тринадцати индикаторов: снижение ежегодного уровня смертности до 37 смертей на миллион жителей; сокращение числа тяжелораненых на 35%; снижение числа водителей в возрасте 18-24 лет, погибших и получивших серьезные травмы в выходные дни, - на 25%; сокращение на 30% числа смертельных случаев в результате ДТП из-за съезда с дороги.

1 Речь идет о дороге, которая имеет одну полосу (в редких случаях - две) для движения в каждом направлении без разделительных ограждений встречных потоков (как правило, загородная). Такие дороги составляют более 80% всех дорог Испании.

По остальным показателям поставленные цели достигнуты не были.

Рассмотрим реализацию основных мероприятий в целях реализации Стратегии.

За период реализации Стратегии глобально предстояло решить три задачи, связанные со снижением детского дорожно-транспортного травматизма: обеспечить безопасность школьных маршрутов, повысить эффективность использования детских удерживающих устройств, включить уроки безопасности дорожного движения в школьные программы.

Для решения поставленных задач разработан комплекс мер и мероприятий, который включал разработку учебных материалов по безопасности дорожного движения и их дальнейшее внедрение в начальные и средние учебные заведения, проведение занятий по основам правил дорожного движения, мониторинг использования ремней безопасности и детских удерживающих устройств в школьных автобусах, внедрение системы аренды и обмена детских удерживающих устройств, внедрение мер, направленных на использование шлемов велосипедистами, проведение образовательных программ для детей-велосипедистов. Указанные мероприятия являются важными в свете профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, на что неоднократно обращалось внимание [10].

Наравне с проблемами детского дорожно-транспортного травматизма Стратегия предусматривала комплекс мероприятий и в отношении других уязвимых участников дорожного движения: молодых водителей, пожилых лиц, пешеходов, велосипедистов, мотоциклистов.

Мероприятия в отношении молодежи включали совершенствование подготовки молодых водителей за счет внедрения такого метода обучения, как вождение в сопровождении. Этот метод, активно используемый во многих странах ЕС, позволяет молодым людям развивать навыки вождения в обычных городских условиях.

Работа в отношении пожилых участников дорожного движения включала мероприятия по внедрению более детального проведения медицинского освидетельствования пожилых лиц при замене водительского удостоверения, по разработке технических рекомендаций по проектированию улиц, пешеходных переходов с учетом участия в дорожном движении этой группы уязвимых участников.

Испанская Ассоциация в области геронтопсихо-логии в течение десятилетия провела серию обучающих семинаров для лиц старше 60 лет, на которых лекторы рассказывали о причинах ДТП с участием указанной категории участников дорожного движения, физических и психологических изменениях, которые происходят с возрастом, и их влиянии на безопасность дорожного движения и др.

Повышение безопасности пешеходов в условиях дорожного движения рассматривалось через призму решения трех основных задач: поощрение пеших передвижений, обеспечение безопасного пространства, улучшение знаний о дорожно-транспортных происшествиях с пешеходами.

Приоритетными направлениями для решения поставленных задач стали проведение кампаний по популяризации пеших передвижений, разработка технических рекомендаций по проектированию улиц, пешеходных переходов с учетом участия в

дорожном движении этой группы уязвимых участников, «успокоение» трафика движения за счет расширения пешеходных зон, проведение исследований по детальному анализу аварийности с участием пешеходов.

В отношении такой категории уязвимых участников дорожного движения, как велосипедисты, Стратегией предусмотрено решение таких задач, как развитие привлекательности езды на велосипеде как эффективном способе передвижения, совершенствование навыков вождения на велосипеде, организация дорожного пространства, включая проектирование велозон таким образом, чтобы максимально обеспечить безопасную езду на велосипеде по всей стране, а также совершенствование знаний правил дорожного движения.

Указанные задачи были решены с помощью набора следующих мер: проведение образовательных программ для детей-велосипедистов, пропаганда использования велосипедистами шлемов, информирование водителей ТС о соблюдении безопасной дистанции с велосипедистами, пропаганда использования фонарей и светоотражающих элементов в ночное время среди велосипедистов для улучшения их видимости, проведение по всей стране кампании «Сделай так, чтобы тебя видели», обозначение в случае отсутствия специальных велодорожек на обычных дорогах маршрутов велосипедистов исходя из анализа активности их передвижения, проведение исследований для углубленного анализа дорожно-транспортных происшествий с участием велосипедистов.

В рамках реализации направления, связанного с повышением безопасности мотоциклистов, проведены информационные и просветительские кампании о безопасном сосуществовании мотоцикла с другими видами транспорта, привлечены группы мотоциклистов в качестве лиц, которые делились собственным опытом о рисках, связанных с поездками на мотоциклах, частично внедрены в мотоциклетный парк тормозные распределительные системы, продолжена программа установки барьеров безопасности для мотоциклистов на автомобильных дорогах.

В октябре 2019 года принят План специальных мер по обеспечению безопасности дорожного движения мотоциклов и мопедов на 2019-2020 годы. Реализация Плана поспособствовала изменению законодательства в отношении увеличения штрафных баллов за отсутствие шлема и закрепления требования по обязательному использованию перчаток мотоциклистами.

Одно из направлений Стратегии связано с обеспечением безопасности на автомобильных дорогах. Необходимо было повысить безопасность дорожного движения на таких дорогах за счет их перепроектирования, а также обеспечить более безопасное поведение участников дорожного движения.

Мероприятия по повышению безопасности дорожного движения на таких дорогах включали проведение кампаний по правильному информированию о дорожных работах, применение методологии классификации безопасности инфраструктуры ЕС, внедрение Директивы 2008/96/СЕ об управлении безопасностью дорожной инфраструктуры трансъевропейской сети в испанское законодательство, строительство дополнительных остановочных зон, пересмотр критериев иерархии дорог.

Еще одним немаловажным направлением стало обеспечение безопасности дорожного движения при осуществлении профессиональной перевозочной деятельности. Две главные задачи необходимо было решить: добиться более безопасного управления транспортным средством от профессиональных водителей и повысить их квалификацию и навыки.

Изложенные задачи предстояло решить путем строительства зимних стоянок для большегрузных автомобилей, позволяющих организовать перерыв при наступлении неблагоприятных погодных условий, внесения изменений в определение «фургон»2 и его дальнейшей стандартизации в ЕС, размещения светоотражающих вывесок на большегрузных транспортных средствах, чтобы улучшить их видимость.

Еще одно направление Стратегии заключалось в выработке мер, направленных на борьбу с управлением ТС в состоянии опьянения.

Борьбу с основным фактором риска, характерным для всех стран мира [11, 12], в Испании предлагалось решить путем проведения информационно-просветительских кампаний о рисках употребления алкогольных напитков и наркотиков за рулем, привлечения гражданского общества к реализации инициатив, связанных с рисками вождения в состоянии алкогольного опьянения, разработки тестов для обнаружения наличия гашиша и кокаина в организме, дополнительной подготовки сотрудников полиции по выявлению лиц, управляющих транспортным средством в состоянии опьянения, внедрения алкозамков в транспортные средства правонарушителей, создания программы реабилитации лиц, отбывших уголовное наказание за управление транспортным средством в состоянии опьянения.

Еще одно направление Стратегии связано с управлением скоростью, в рамках которого необходимо было решить задачи по обновлению планов стационарных и мобильных радаров на основе использования национального и международного опыта, установке ограничителей скорости на транспортных средствах, пересмотру критериев ограничения скоростных режимов на дорогах, проведению мероприятий по успокоению дорожного движения путем расширения пешеходных зон.

Стоит отметить, что превышение скоростного режима наравне с управлением транспортным средством в состоянии опьянения является главной проблемой дорожно-транспортного травматизма, характерной для всего мирового сообщества [13, 14, 15].

В рамках второго Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения ООН с целью продолжения работы по снижению уровня аварийности в Испании принята Стратегия безопасности дорожного движения на период 2021-2030 годов.

Стоит отметить, что Испания подошла ко второму Десятилетию действий с достаточно неплохими результатами в сравнении с другими странами. В 2021 году в Испании в дорожно-транспортных происшествиях погибли 1533 человека и 7784 получили серьезные травмы. За период 2012-2021 годов число погибших в Испании сократилось на 19%, раненых - на 25%. В 2021 году зарегистрировано

2 Фургон (las furgonetas) - легкий коммерческий автомобиль, используемый для перевозки грузов или групп людей.

О --15

32 смертельных случая в результате ДТП на миллион жителей, что значительно ниже среднего показателя по ЕС.

Видение Стратегии безопасности дорожного движения до 2030 года состоит в том, чтобы укрепить культуру безопасной мобильности, которая побуждает двигаться вперед к достижению цели нулевого количества смертельных случаев или серьезных травм в дорожно-транспортных происшествиях к 2050 году, а также способствует достижению целей национальной политики в других областях, связанных с мобильностью.

Целевыми показателями являются снижение смертности и серьезного травматизма на дорогах Испании на 50% к 2030 году по сравнению с базовым уровнем 2019 года (базовым был определен именно 2019 год, а не 2020, как планировалось изначально, из-за нетипично низких показателей состояния безопасности дорожного движения в результате ограничений, связанных с распостранением корона-вирусной инфекции).

Отмечено, что цели по 50-процентному снижению количества погибших и раненых на испанских дорогах можно добиться благодаря определению целевых показателей в отношении наиболее важных групп участников дорожного движения и направлений деятельности.

Кроме того, Испанией наряду с большинством стран Европейского союза определены восемь ключевых показателей эффективности, которые связаны с основными факторами риска в дорожном движении, достижение которых способствует реализации главной цели Стратегии:

Показатель 1. Процент транспортных средств, движущихся с соблюдением скоростного режима.

Показатель 2. Процент пассажиров транспортных средств, правильно использующих ремень безопасности или детское удерживающее устройство.

Показатель 3. Процент водителей двухколесных транспортных средств и велосипедистов, носящих защитный шлем.

Показатель 4. Процент водителей, управляющих транспортным средством в пределах допустимого уровня содержания алкоголя в крови.

Показатель 5. Процент водителей, не использующих портативные мобильные устройства.

Показатель 6. Процент новых легковых автомобилей с рейтингом безопасности Euro NCAP, равным или превышающим предварительно определенный порог.

Показатель 7. Процент расстояния, пройденного по дорогам с рейтингом безопасности выше установленного порога.

Показатель 8. Время, прошедшее в минутах и секундах между вызовом службы экстренной помощи после ДТП, повлекшего за собой телесные повреждения, и прибытием на место происшествия экстренных служб.

Реализовать поставленные цели планируется через 9 основных стратегических направлений, каждое из которых развивает свое направление и служит руководством для разработки детальных планов по реализации Стратегии:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Обученные и подготовленные участники дорожного движения. Эта стратегическая область направлена на улучшение поведения участников дорожного движения посредством обучения и про-

свещения в области безопасности дорожного движения, а также путем обеспечения надлежащего психического и физического состояния водителей. Главным приоритетом является воспитание ценностей активной, здоровой, безопасной и устойчивой мобильности, особенно среди младших возрастных групп.

2. Нетерпимость к рискованному поведению. Значительное снижение рискованного поведения, особенно наиболее серьезного, уже было достигнуто благодаря постоянному обновлению законодательных норм, эффективному и скоординированному мониторингу со стороны всех ответственных за эту деятельность субъектов. В планах действующей Стратегии - выявление неоднократных правонарушителей, проведение эффективной наказательной политики, внедрение новых технологий в транспортные средства и системы мониторинга.

3. Безопасные города. Эта стратегическая область охватывает реализацию задач, направленных на обеспечение безопасной городской мобильности. Она включает в себя такие направление, как гармонизация правил дорожного движения, управление скоростью, создание безопасной инфраструктуры, доступной для всех, прежде всего, уязвимых участников дорожного движения, обеспечение безопасного общественного транспорта.

4. Безопасные дороги. Планируется спроектировать дорожную сеть в соответствии с принципами Безопасной системы, которая будет адаптирована к потребностям мобильности и безопасности всех участников дорожного движения, в частности наиболее уязвимых.

5. Безопасные и подключенные автомобили. Эта стратегическая область направлена на повышение безопасности испанского автопарка. Крайне важно обеспечить безопасность как новых, так и существующих транспортных средств посредством надлежащего технического обслуживания, разработать и внедрить предложения по безопасной интеграции автоматизированного вождения в дорожное движение.

6. Эффективное и справедливое реагирование на ДТП. Работа в рамках указанного направления строится вокруг снижения риска получить смертельные или серьезные травмы в ДТП за счет быстрой и эффективной медицинской и неотложной помощи. Оказание помощи должно быть связано не только с оказанием необходимой медицинской помощи, но и включать социальную реабилитацию, а также психологическую, психическую, социальную и юридическую поддержку пострадавшим и членам их семей.

7. Данные для риск-ориентированного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения. В рамках указанного направления планируется усовершенствовать порядок сбора данных о ДТП, сформировать более качественные данные о мобильности различных видов транспорта, в том числе с учетом новых форм мобильности, внедрить методы больших данных в исследования по безопасности дорожного движения.

8. Безопасность на предприятиях, в компаниях и организациях. Эта стратегическая область сосредоточена на действиях, которые компании, государственные администрации и другие организации (все, а не только те, которые непосредствен-

но связаны с безопасностью дорожного движения, мобильностью или перевозкой людей или грузов автомобильным транспортом) могут предпринять для снижения рисков безопасности дорожного движения, связанных с их деятельностью и услугами. Это включает в себя не только обеспечение безопасности сотрудников в организациях, но и безопасность операций, выполняемых поставщиками услуг и подрядчиками.

9. Комплексная политика и международное сотрудничество. Эта стратегическая область соответствует традиционному компоненту управления в области обеспечения безопасности дорожного движения - Компоненту 1 в классификации Всемирной организации здравоохранения для первого Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения 2011-2020 годов.

Это направление включает реализацию мероприятий в следующих сферах: управление и координация, обучение всех ответственных за разработку и реализацию политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, обмен передовым опытом [16] и международное сотрудничество, сотрудничество с заинтересованными государственными и частными учреждениями, разрабатывающими качественные инициативы для содействия повышению безопасности дорожного движения и, следовательно, достижению целей Стратегии.

За четыре года действия Стратегии реализованы и внедрены ряд мероприятий. Часть из них разрабатывались в конце периода прошедшей Стратегии, но полноценно были реализованы в период действующей.

В ноябре 2020 года в Общие правила дорожного движения внесены изменения, касающиеся изменения скоростных ограничений в городах, снизив общую скорость на городских дорогах с 50 до 30 км/ч на однополосных дорогах с одной полосой движения в каждом направлении и до 20 км/ч на однополосных дорогах с тротуарами на одном уровне с проезжей частью. На дорогах с двумя и более полосами движения в каждом направлении действует ограничение до 50 км/ч. Изменения вступили в силу в мае 2021 года [17]. Кстати, именно Испания стала первой страной в мире, которая ввела ограничение скорости в 30 км/ч на улицах с одной полосой движения в каждом направлении.

В ноябре 2020 года в Общих правилах эксплуатации транспортных средств были определены транспортные средства индивидуальной мобильности и запрещено их использование на междугородних дорогах, сквозных дорогах, тротуарах, городских туннелях, дорогах с двойной проезжей частью и автомагистралях, проходящих через города. Они должны иметь дорожный сертификат.

В ноябре 2020 года в результате реформы Общих правил для водителей был снижен возраст, необходимый для управления грузовыми автомобилями и автобусами.

В сотрудничестве с отделом дорожного движения Гражданской гвардии на междугородних дорогах и местными полицейскими силами проводятся недельные целевые кампании, направленные на решение актуальных проблем безопасности дорожного движения в городских районах. Кампании были посвящены следующим вопросам: школьный транспорт; грузовые автомобили и микроавтобусы;

использование ремней безопасности, детских удерживающих систем и шлемов; мотоциклы; контроль скорости; сельские дороги; употребление алкоголя и наркотиков; состояние автомобиля и отвлекающие факторы.

Рассмотренные меры и мероприятия Испании могут представлять интерес для других стран в рамках подготовки предложений на национальном уровне, направленных на достижение цели по снижению уровня дорожно-транспортного травматизма.

Список источников

1. European Commission (2022) Annual statistical report on road safety in the EU. European Road Safety Observatory. Brussels, European Commission, Directorate General for Transport. 2021.

2. Баканов К.С., Антонов С.Н., Ляхов П.В. и др. Состояние и тенденции безопасности дорожного движения в Российской Федерации в 2011-2020 годах: аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2022. С. 12.

3. Ляхов П.В., Гордеева А.Д. Обеспечение безопасности дорожного движения на международном уровне и в Российской Федерации // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2022. № 4(93). С. 29-39. EDN: HUOKJY.

4. URL: https://european-union.europa.eu/principles-countries-history/key-facts-and-figures/life-eu_en (дата обращения: 01.09.2024).

5. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 2 марта 2010 г. № 64/255 «Повышение безопасности дорожного движения во всем мире» A/RES/64/255 // URL: https://unece.org/DAM/trans/doc/2011/itc/A-RES-64-255r. pdf (дата обращения: 01.09.2024).

6. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 31 августа 2020 г. № 74/299 «Повышение безопасности дорожного движения во всем мире» A/RES/74/299 // URL: https://www.un.org/pga/76/wp-content/uploads/ sites/101/2021/11/A_RES_74_299_E.pdf (дата обращения: 01.09.2024).

7. URL: https://data.consilium.europa.eu/doc/document/ ST-9994-2017-INIT/es/pdf (дата обращения: 28.06.2024).

8. Estrategia de Seguridad Vial 2011-2020. Dirección general del tráfico edita: Dirección general de tráfico c/Josefa Valcárcel, 28-28027 Madrid depósito legal: M-49475-2011.

9. Las principales cifras de la Siniestralidad Vial España 2020. Observatorio Nacional de Seguridad Vial N.I.P.O.: 128-15-069-X. ISSN: 2445-0219.

10. Храмцова О.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в области дорожного движения // Безопасность дорожного движения. 2022. № 4. С. 16-18. EDN CFRCFW.

11. Порташников О.М., Антонов С.Н., Баканов К.С. и др. Выявление и доказывание сотрудниками Госавтоинспекции фактов управления транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения: методические рекомендации. М.: ФКУ НИЦ БДД МВД России, 2016. 56 с. EDN YUDUXA.

12. Расторгуев В.Л., Ясникова В.А. Снижение смертности в результате ДТП по причине управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения: европейский опыт // Современная наука. 2022. № 4. С. 46-49. EDN GRLEVR.

13. Баканов К.С., Ляхов П.В., Айсанов А.С. и др. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации в 2023 году: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2024. 154 с. EDN BYRSGR.

14. Баканов К.С., Ляхов П.В., Исаев М.М. и др. Правоприменительная деятельность в области безопасности дорожного движения в 2023 году: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2024. 120 с. EDN CBZVZI.

ПРАВО

17

15. Гусева А.А. О регулировании скоростного режима в некоторых иностранных государствах // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2023. № 2(45). С. 98-102. EDN PASRFO.

16. Майоров В.И., Дунаева О.Н. «BENCHMARKING» как технология повышения качества в сфере безопасности дорожного движения: опыт зарубежных стран и России // Безопасность дорожного движения. 2022. № 3. С. 13-18. EDN PNTPOV.

17. URL: https://www.itf-oecd.org/sites/default/files/ spain-road-safety.pdf (дата обращения: 07.11.2024).

References

1. European Commission (2022) Annual statistical report on road safety in the EU. European Road Safety Observatory. Brussels, European Commission, Directorate General for Transport. 2021.

2. Bakanov K.S., Antonov S.N., Lyakhov P.V State and trends in road safety in the Russian Federation in 20112020: analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation», 2022. P. 12.

3. Gordeeva A.D., Lyakhov P.V Road safety international and in the Russian Federation // Scientific Bulletin of the Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V Lukyanov. 2022. № 4 (93). P. 29-39. EDN: HUOKJY.

4. URL: https://european-union.europa.eu/principles-countries-history/key-facts-and-figures/life-eu_en (date of access: 01.09.2024).

5. UN General Assembly Resolution № 64/255 dated 02.03.2010 «Improving global road safety» A/RES/64/255. // URL: https://unece.org/DAM/trans/doc/2011/itc/A-RES-64-255r.pdf (date of access: 01.09.2024).

6. UN General Assembly Resolution № 74/299 dated 31.08.2020 «Improving global road safety» A/RES/74/299. // URL: https://www.un.org/pga/76/wp-content/uploads/ sites/101/2021/11/A_RES_74_299_E.pdf (date of access: 01.09.2024).

7. URL: https://data.consilium.europa.eu/doc/document/ ST-9994-2017-INIT/es/pdf (date of access: 28.06.2024).

8. Estrategia de Seguridad Vial 2011-2020 // Dirección general del tráfico edita: Dirección general de tráfico c/Josefa Valcárcel, 28-28027 Madrid depósito legal: M-49475-2011.

9. Las principales cifras de la Siniestralidad Vial España 2020. Observatorio Nacional de Seguridad Vial N.I.P.O.: 128-15-069-X. ISSN: 2445-0219.

10. Khramtsova O.V Prevention of children's road traffic injuries in the field of traffic // Road Safety. 2022. № 4. P. 16-18.

11. Portashnikov O.M., Antonov S.N., Bakanov K.S. et al. Detection and proving by the State Automobile Inspectorate officers of the facts of driving by intoxicated drivers: methodical recommendations. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation». 2016. 56 p. EDN YUDUXA.

12. Rastorguev V.L., Iasnikova VA. Reduction of mortality as a result of an accident due to driving under the influence of alcohol: european experience // Modern Science. 2022. № 4. P. 46-49.

13. Bakanov K.S., Lyakhov P.V, Aysanov A.S. et al. Road traffic accident rate in the Russian Federation in 2023: information and analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation». 2024. 154 p. EDN BYRSGR.

14. Bakanov K.S., Lyakhov P.V., Isaev M.M. et al. Law enforcement activities in the field of road safety in 2023: information and analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation». 2024. 120 p. EDN CBZVZI.

15. Guseva A.A. On the regulation of speed limits in some foreign countries // Bulletin of Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023. № 2(45). P. 98-102. EDN PASRFO.

16. Mayorov V.I., Dunaeva O.N. «BENCHMARKING» quality improvement technology in the field of road safety: the experience of foreign countries and Russia // Road Safety. 2022. № 3. P. 13-18.

17. URL: https://www.itf-oecd.org/sites/default/files/ spain-road-safety.pdf (date of access: 07.11.2024).

Информация об авторе

А.Д. Гордеева - кандидат юридических наук, начальник отдела обеспечения научной и редакционно-издательской деятельности

Научного центра БДДМВД России

Контакты: ул. Поклонная, д. 17, Москва, Россия, 121293

Information about the author

A.D. Gordeeva - Candidate of Sciences in Jurisprudence, Head of the Department for Supporting Scientific Editorial and Publishing Activities of the Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation Contacts: ul. Poklonnaya, d. 17, Moscow, Russia, 121293

Статья поступила в редакцию 11.11.2024; одобрена после рецензирования 18.11.2024; принята к публикации 25.11.2024. The article was submitted 11.11.2024; approved after reviewing 18.11.2024; accepted for publication 25.11.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.