СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ВКЛАД ГЕЙДАРА АЛИЕВА В РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АЗЕРБАЙДЖАНА
доктор философии экономических наук, старший преподаватель Магеррамова Севда Эльшад Азербайджан, Азербайджанский Университет Языков
ABSTRACT_
This article contains a brief description of the contribution of the great leader Heydar Aliyev to the development of agriculture in Azerbaijan. The issues of determining the prospects for development and the formation of a new potential of agriculture during his reign are also considered. The expedient solution of agricultural problems presented by him suggests the possibility of a rapid transfer of the agrarian sector of the economy to a new level. In addition, special attention is paid to the development of the agricultural sector, its regulatory regulation and identification of further prospects for its development, and Heydar Aliyev's special role in the development of agriculture is emphasized.
Гейдар Алиев является политическим деятелем, с именем которого связано развитие государственности в Азербайджане. Посредством его заслуг Азербайджан превратился в одну из самых процветающих республик, т.е. Гейдар Алиев практически вывел страну из хаоса. В одном из своих выступлений на церемонии инаугурации Президента Азербайджанской Республики он отметил: «...С одной стороны, мы в своей работе должны эффективно использовать уже созданный потенциал, а с другой - путем проведения новых экономических реформ двигаться в направлении рыночной экономики» [10] и тем самым он определил свой стратегический взгляд на развитие экономики Азербайджана.
Известно, что Азербайджан является страной, где издавна жили первобытные люди, а история его сельского хозяйства охватывает тысячелетний период. Образ жизни и культура народа данной территории годами выступала основным элементом в становлении сельского хозяйства. Начиная с начала XXI века, была принята Декларация о восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики, и дата от 18 октября 1991 года считается днем восстановления независимости нашей страны. Принятая в Советском союзе система зависимой экономики постепенно пришла к упадку, и экономика Азербайджана дошла до кризисной ситуации. Для вывода страны из такового положения целесообразно было провести ряд реформ, которые восстановили бы экономическую стабильность страны на новых основах. Согласно международной практике главным элементом становления экономики страны выступает сельскохозяйственная отрасль, которая характеризует уровень становления в стране национальной экономики. Основной задачей Азербайджана было вывести аграрный сектор из данного положения, т.к. к 1991-1993 годам данная сфера была полностью развалена, и производство упало до самой крайней отметки. Следовательно, при помощи целесообразной, организаторской и руководящей помощи великого лидера Гейдара Алиева была предложена мера по выводу государства из крайне нестабильного положения. Главными критериями ускоренного развития сельского хозяйства, по мнению Гейдара Алиева, являлись использование самих природных ресурсов страны, а именно сама плодородная почва, умеренный климат и др. Опираясь на это, Гейдар Алиев в одном из своих выступлений сказал: «...Делясь с вами некоторыми воспоминаниями, я хотел сказать, что в условиях свободы мы должны использовать все возможности природных богатств, которыми располагает сельское хозяйство Азербайджана. А ключ к этому - в реформах» [10]. Под его руководством произошли масштабные преобразования, которые в дальнейшем были направлены на
ARTICLE INFO_
Received 16 March 2018 Accepted 11 April 2018 Published 01 May 2018
KEYWORDS
Azerbaijan, agriculture, agrarian sphere, land reform, agrarian reform, form of ownership, privatization.
© 2018 The Author.
https://ws-conference. com/
4(16) May 2018 41
восстановление и укрепление продовольственной безопасности и способствовали модернизации сельского хозяйства в стране.
Следовательно, в стране за этот период активно стала реализоваться аграрная реформа. Проведение реформ в аграрном секторе был не случаен, т.к. уровень развития национальной экономики принято считать основным фактором. И в своих выступлениях Гейдар Алиев многократно подчёркивал это. «Мы уже определили политику нашего государства в аграрном секторе, в экономике в целом. Это - путь реформ, путь увеличения развития производства посредством реформ, приватизации собственности, широкий спектр развития частного сектора и рыночной экономики, предоставление людям свободы действий, создание условий для развития предпринимательства и инициативы», - отметил Гейдар Алиев на совещании в Президентском дворце, посвященном ходу экономических реформ в апреле 1997 года [5]. В таком случае прежняя экономическая система была заменена новыми производственными отношениями, а управление сельским хозяйством адаптировано к требованиям перехода к рыночным отношениям. Старт курсу аграрных реформ был дан с Нахичеванской Автономной Республики под руководством Гейдара Алиева, которая в дальнейшем охватила весь аграрный сектор республики. В результате аграрных реформ, начавшихся с земельной реформы, сформировались новые производственные отношения, основанные на частной собственности, земля была передана в собственность крестьянам, начались процессы формирования современной бизнес среды, в аграрном секторе были заложены основы необходимых условий для реальной кооперации.
Главным руслом реформ считалось образование совершенно новых форм собственности, формирование новых взаимоотношений, приватизация государственной собственности. «Для перехода республики к рыночной экономике, - говорил Гейдар Алиев, - к свободной экономике, необходимо изменить форму собственности, провести приватизацию» [10]. В январе 1993 года Милли меджлис принял закон о приватизации государственной собственности в Азербайджане, которой, по мнению Гейдара Алиева, выступал юридической основой для проведения разгосударствления собственности. Тот период ограничивается принятием только закона, и никаких других мер по реализации приватизации не было принято. Возникла только вероятность реализовывать эту деятельность на базе данного закона, которая создала юридическую основу для реформирования отношений собственности. Также Государственный комитет по имуществу проявлял абсолютное бездействие, не была представлена ни одна программа приватизации, не было нормативного закрепления приватизации. Даже если были определенные документы по проведению приватизации, то их было очень мало, т.е. нужный масштаб не охватывался. Мало того, но и Кабинет министров Азербайджана не отнесся к этому делу как нужно, он препятствовал принятию определенных мер, которые смогли бы урегулировать процесс приватизации.
Начиная с 1995 года, основной акцент внимания был сконцентрирован на процессе по переходу к рыночным отношениям сельского хозяйства. В связи с этим Гейдар Алиев были приняты законы Азербайджанской Республики «Об основах аграрной реформы», «О реформе колхозов и совхозов», а также Закон Азербайджанской Республики «О земельной реформе» от 16 июля 1996-го года, Закон Азербайджанской Республики «О государственном земельном кадастре, мониторинге земель и землеустройстве» от 22 декабря 1998-го года, Закон Азербайджанской Республики «Об аренде земли» от 12 марта 1999-го года, утвержденный Законом Азербайджанской Республики от 25 июня 1999-го года «Земельный Кодекс Азербайджанской Республики», Закон Азербайджанской Республики «О земельном рынке» от 7 мая 1999-го года, а также более 52 указов, законов и других нормативно-правовых актов, которые создали основу для воплощения в жизнь земельной реформы.
За период правления Гейдара Алиева от 1993 по 2003 года в Азербайджане были осуществлены реформы в области аграрного сектора, в частности же земельные реформы, которые повысили темпы формирования аграрного хозяйства. В тот момент, была восстановлена историческая справедливость в отношении земли - она была безвозмездно передана сельчанам, и появились необходимые условия для развития выгодного аграрного хозяйства. Кроме этого стали приватизированы наиболее пахотно-пригодные и качественные территории и всем жителям города, проживающих на территории республики, не зависимо от места жительства было дано право использования и аренды земли, в то же время, каждый гражданин Азербайджана имел право в купли-продажи земли и заключении договоров и сделок, связанных с землей.
Таким образом, в процессе реформ обусловилось 3 формы собственности: государственная - 4,9 миллиона га, которой было передано 56,7 % из общего земельного фонда, муниципальная - 2 миллиона га и 1,7 миллиона га было передано в частную собственность.
Следовательно, реализовались ключевые перемены в социальном и отраслевом содержании аграрного хозяйства. Крупнейшие хозяйственные формы были заменены многочисленными хозяйственными субъектами различного происхождения, т.е. от государственной формы собственности осуществился переход к частной форме собственности над земельными угодьями, скотом, производственной и непроизводственной сферами, сельскохозяйственной техникой. В данной ситуации число сельскохозяйственных производителей насчитывает 1.208,7 человек. Из них - 99,98 % частные производства, 0,02 % - государственные. А также, насчитывалось 78.648 дачных производителей, занимающихся производством, обработкой и реализацией различного перечня сельскохозяйственной продукции.
Посредством дальнозоркой и разносторонне обоснованной общественно-политической деятельности общенационального лидера Гейдара Алиева о модернизации экономики Азербайджана, в том числе и аграрного хозяйства, Азербайджан вступил в ХХ1 век как стабильная страна с политической и с экономической позиции. Азербайджан, переживающий период бурного динамичного становления, за исторически небольшой период времени прошел путь большого прогресса. Годы управления государством Гейдаром Алиевым отразились в истории Азербайджана как период расцвета культуры, формирования и обогащения всех ее сфер.
На протяжении 1993-2003 гг. под управлением и при непосредственной политики Гейдара Алиева в Азербайджанской Республике осуществились аграрные реформы, где широкое внимание было уделено земельной реформе. Это увеличило темпы развития аграрного хозяйства, возрастало изготовление продукции сельского хозяйства, обозначились усовершенствования в материальном состоянии производителей, обстоятельствах и условиях производственной деятельности, и в конечном итоге, осуществлялась многовековая мечта азербайджанского земледельца быть владельцем земли. Таким образом, земля была безвозмездно передана в права собственности сельскому населению, и возникли реальные условия для формирования нового отношения земледельца к земле.
Таблица 1. Основные макроэкономические показатели Азербайджанской Республики (в % к предыдущему году)
1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
Валовой внутренний продукт 88,2 101,3 105,8 110,0 107,4 111,1 109,9 110,6 111,2
Продукция промышленности 79 93 100,3 102 104 107 105 104 106
Продукция сельского хозяйства 93 103 94 106 107 112 111 106 106
Инвестиции в основной капитал 82 212 139 123 98 103 121 184 174
Перевозки грузов 91 100,7 117 120 133 121 117 109 112
Оборот розничной торговли 102 114 115 110 113 109,8 110 109,5 111
Индексы цен производителей промышленной продукции 561 196 130 88 94 130 103 99 117
Индексы потребительских цен 512 120 104 99 91 102 102 103 102
Экспорт в страны Содружества 104 102 130 61 91 111 95 109 136
Экспорт в другие страны 93 97 118 93 192 210 139 92 117
Импорт из стран Содружества 47 149 103 115 80 115 119 146 131
Импорт из других стран 150 141 71 152 106 112 124 103 175
Источник: [12].
За период руководства Гейдара Алиева Азербайджаном была представлена удивительная статистика (таблица 1). В таблице 1 отражены основные макроэкономические показатели Азербайджанской Республики за 1995-2003 года (в % к предыдущему году). По таблице видно, что все показатели от 1995 года по 2003 год отражают положительные результаты, и наглядно видно как возрастают показатели и сельскохозяйственной продукции от 93 % до 106 %, т.е. за 9 лет макроэкономический показатель повысился на 13 %.
Осуществление реформ в сельскохозяйственном секторе, основополагающем существенную долю экономики Азербайджана, было задачей как сколь значимой, так и столь и сложной. Аграрный сектор считается основной составляющей частью нашей экономики, выделил Гейдар Алиев, вооруживший руководителей этой сферы перспективной программой практической деятельности. Он указал на стоящие впереди задачи и обозначил, что аграрный
https://ws-conference. сот/
4(16) May 2018 43
сектор является главной сферой экономики любой страны. Преобразования в сельском хозяйстве не только послужат формированию экономики в общем, но и дадут возможность гарантировать бесперебойное снабжение населения страны продуктами питания. «Мы такая страна, что при эффективном использовании своей природы, своего климата, сможем обеспечить себя всеми продуктами питания и экспортировать многие продукты и технические культуры - хлопок, табак, чай. У нас есть для этого большие возможности. С этой точки зрения, по этим качествам на Кавказе нет страны равной Азербайджану, нет республики равной Азербайджану» [9].
На сегодняшний день, если обратиться к этим годам, которые вошли в историю нашего государства, весьма объективно становится понимание того, что из числа государственных руководителей Азербайджана - Гейдару Алиеву принадлежит особая роль.
В эти дни, когда вековые чаяния о независимом и свободном Азербайджане стали явью, Гейдар Алиев сам является символом независимого Азербайджана. Гейдар Алиев, беспредельно верящий в то, что "государственная независимость Азербайджана необратима, вечна" и предлагающий к солидарности и общенациональному единению во имя последующего поддержания свободного, независимого, демократического Азербайджанского государства, в течение всей своей жизни создавал историю этой страны. Сегодня он сам — неотъемлемая часть этой истории.
ЛИТЕРАТУРА
1. Указы и распоряжения Президента Азербайджанской Республики. Баку, 1995-1999.
2. Ахмедов Н. Г. Развитие экономики Нахичеванской АР. - Баку, 2008.
3. Вердиев А. Д. Создание крестъянско-фермерского хозяйства в Азербайджане. - Баку, 1996.
4. Дроздков А. В. Аграрные реформы в России: содержание, последствия: Учебное пособие. - Омск: Изд-во Сибади, 2008.
5. Ирада Гусейнова. Гейдар Алиев - от политического руководителя к общенациональному лидеру. Баку, «Тахсил», 2005.
6. Нагиев А., Новрузов В., Аллахвердиев Г., Алирзаев А. Гейдар Алиев и экономика Азербайджана. - Баку, 1998.
7. Серова Е. В. Аграрная Экономика. М.: ГУ ВШЭ, 1999.
8. Salahov S. Aqrar sferada dбvlэt tэmzimlэnmэsinin кошерШа1 эsaslaп уэ ргюгйе^эп. Вак1, 2002.
9. Heydэr ЭПуеу. MtistэqiШk yoПarmda. £т§1аг, П^1ЭГ, Ьэуага^аг, тэкиЫаг. mtisaЫbэ1эr, mэruzэ1эr, mtiraciэt1эr. I - IV е., Вак1, 1997.
10. Heydэr ЭНуеу. Mtistэqi11iyimiz эbэdidir. I - IV е., Вак1, 1998.
11. www.stat.gov.az
12. www.cisstat.com