УДК 338.24:338.439.02(477.62)
В. М. Бабаева,
кандидат экономических наук, Научно-исследовательский институт экономики и организации сельского хозяйства, Азербайджан, г. Баку
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ АЗЕРБАЙДЖАНА
Постановка проблемы. Формирование и развитие рыночных отношений в аграрной отрасли требует осуществления широкой программы мероприятий. Поэтому, с учетом природно-экономических условий каждого региона Азербайджанской Республики в качестве самой важной задачи ставится вопрос создания и усиления деятельности различных независимых форм хозяйствования с целью обеспечения потребностей населения в сельскохозяйственной продукции.
Были даны соответствующие поручения касательно подготовки Стратегической Дорожной Карты на основании утверждения распоряжения Президента Азербайджанской Республики № 1897 от 16 марта 2016 года о «Главных направлений Стратегической Дорожной Карты национальной экономики и по основным секторам экономики» и вытекающих отсюда вопросов, а также на основании анализа существующей экономической ситуации в стране. В соответствии с этим было проанализировано современное положение дел в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции с участием государственных органов, исследовательских центров и независимых экспертов, осуществлен ряд обсуждений и даны соответствующие оценки, на основании чего была подготовлена Стратегическая Дорожная Карта относительно производства и переработки сельскохозяйственной продукции в Азербайджанской Республике, утвержденная Указом главы государства в декабре 2016 года.
Таким образом, представляется весьма важным организация различного рода мелких, средних и крупных специализированных форм хозяйствования с учетом природно-экономических условий каждого отдельного региона нашей республики и связанных с этим традиций местного населения при производстве сельскохозяйственной продукции и развитии племенного животноводства. В этой связи, представляется весьма целесообразным самое близкое участие государства в развитии различных форм хозяйствования, а также разработка и осуществление постоянных мер контроля и применение соответствующих льгот. Это связано с тем, что любой предприниматель, каким бы опытным он ни был, все же нуждается в помощи и поддержке государства.
Анализ основных достижений. Из проведенных исследований становится ясно, что развитие в республике предпринимательства, основанного на частной собственности, создает условия для сбалансированного и динамичного развития основных отраслей национальной экономики и осуществления рационального широкомасштабного процесса воспроизводства. Проведенный экономический анализ показывает, что имеющийся в Азербайджане производственный потенциал в отраслях сельского хозяйства используется вовсе не так рационально, как могло бы быть. Поэтому, оздоровление экономики нашей страны требует осуществления целого комплекса мер в аграрном секторе. В системе этих мер важную роль играет повсеместное развитие фермерских хозяйств как новых форм хозяйствования, производственных сельскохозяйственных кооперативов, малых предприятий, акционерных обществ и других частных предприятий по производству сельскохозяйственной продукции [2].
Развитие различных форм собственности на селе создало объективную необходимость в развитии различного типа форм многоукладного хозяйствования. Опыт развитых стран подтверждает, что фермерское хозяйство в частной собственности является самой выгодной формой хозяйствования в аграрном секторе экономики. Поэтому в условиях рыночной экономики фермерские хозяйства, в сравнении с другими формами хозяйствования, обладают рядом преимуществ, что придает особую значимость необходимости их повсеместного развития. В этих хозяйствах обеспечивается рост производства продуктов питания и повышение экономической рациональности. Обеспечение продовольственного изобилия в условиях развития различных видов хозяйствования зависит от правильного принятия во внимание целого ряда факторов [3].
За последние годы в деятельности предпринимательских хозяйств, занимающихся производством, продажей, обработкой сельскохозяйственной продукции, а также оказанием соответствующих услуг в этой области, произошли прогрессивные изменения. Увеличилось число частных хозяйств, произошли качественные изменения в экономической области, а продолжение перспективного развития социально-экономических отраслей, имеющих важ-
ное значение для перехода на новый, более прогрессивный этап развития в соответствии с новыми хозяйственными принципами, превратилось в одну из главных задач [4].
Государственная Программа на 2008-2015 годы по надежному обеспечению населения Азербайджанской Республики продуктами питания была утверждена Распоряжением Президента Азербайджанской Республики 25 августа 2008 года и обладала огромным значением в плане обеспечения продолжительного развития аграрного сектора и решения вопросов, связанных с вышеуказанными проблемами.
Из таблицы видно, что в течение года производство на душу населения основных продоволь-
ственных товаров составило: зерно (чистый вес) в 2000 году - 190 кг, в 2016 году - 310 кг, что на 120 кг больше; производство овощей в 2000 году составило 98 кг, в 2016 году - 132 кг, что свидетельствует об увеличении на 34 кг; производство бахчевых растений составило в 2000 году 33 кг, в 2016 году - 48 кг, соответственно на 15 кг больше; производство фруктов и ягод в 2000 году составило 60 кг, в 2016 году - 92 кг, что показывает увеличение на 32 кг; в тоже время производство мяса в 2000 году равнялось 19 кг, а в 2016 году - 31 кг, что соответственно на 12 кг больше; производство молока в 2000 году составило 130 кг, в 2016 году - 209 кг, что на 79 кг больше [1].
Таблица
Годы Зерно (в чистом весе) Картофель Овощи Продукция бахчевых растений Сахарная свекла (для переработки) Фрукты Мясо (в убойном весе) Молоко Яиц, тыс. шт.
2000 190 59 98 33 6 60 19 130 68
2005 248 129 135 43 4 75 24 149 104
2010 218 107 133 49 28 82 27 172 132
2011 265 104 134 53 28 85 28 176 112
2012 298 106 133 47 19 88 30 185 134
2013 310 107 133 46 20 92 31 193 151
2014 242 87 126 47 19 90 31 197 166
2015 307 88 134 51 19 93 31 202 163
2016 310 94 132 48 32 92 31 209 167
Всего по республике: производство зерна и зерновых культур в 2001 году составило 2458436 тонн, в 2016 году - 3065082 тонн; производство овощей в 2011 году было на уровне 1214758 тонн, а в 2016 году - на уровне 1270622 тонн. Производство картофеля по республике в 2011 году составило 100107 тонн, а в 2016 году - 93272 тонн, производство овощей и фруктово-ягодной продукции составило в 2011 году 765818,0 тонн, а в 2016 году - 882800,0 тонн, производство основной животноводческой продукции составило по республике в 2011 году 254896 тонн, а в 2016 году - 302227 тонн [1]. Как видим, что Государственная Программа играет существенную роль в обеспечении продолжительного развития аграрной отрасли. Для достижения целей, отмеченных в Государственной Программе, перед аграрной отраслью ставятся важные задачи. В то же время, государство оказывает всестороннюю помощь и поддержку для успешного выполнения всех этих задач.
В 2008-2015 годах в рамках Государственной Программы по надежному обеспечению населения Азербайджана продуктами питания в четвертом квартале прошлого года и в первом полугодии нынешнего было выделено из всех источников 775 тысяч манат для развития теплиц по выращиванию овощей, принадлежащих шести юридическим и физическим лицам. К тому же, 22 фермерам было вы-
делено средств на сумму 1,44 млн манат в целях восстановления фруктовых хозяйств, выращивания новых культур и для поощрения экспорта фруктово-овощной продукции. Отметим также, что в рамках данной программы было выделено средств на сумму 4,8 млн манат для развития животноводства и расширения производства мяса и мясо-молочной продукции. В целях создания и развития интенсивного хозяйства по производству мяса и молока было выделено средств в размере 650 тыс. манат, а для создания и развития современного, конкурентоспособного птицеводческого хозяйства 12 фермерам было выделено в общей сложности 1,47 млн манат. Денежные средства, выделяемые фермерам и лицам, занимающимся производством в различных отраслях сельского хозяйства, выдаются на льготной и долговременной основе [1].
Основной целью реализуемой Государственной Программой является рост производства сельскохозяйственной продукции и приостановление процесса миграции сельского населения, для чего на развитие животноводства 5044 лицам выделяется микрокредитов на сумму 9,222 млн манат, для развития растениеводства 677 фермерам - на сумму 763 млн манат. Для финансирования мер, направленных на обеспечение продовольственной безопасности Азербайджана, впервые в 2009 году из госбюджета было выделено средств на сумму 60 млн
56-
Економiчний вюник Донбасу № 2(52), 2018
манат. В целях кредитования сельского хозяйства предусмотрено выделить из государственного бюджета 10 млн манат. За счет бюджетных средств микрокредиты до тысячи манат выдаются сроком на два года, крупные кредиты - в объеме 50-200 тыс. манат - сроком до пяти лет [1]. Ставка процентов по кредитам такая же, как и ставка Национального Фонда Помощи Предпринимательству и находится на уровне семи процентов.
Наше государство защищает производственные права граждан, создает нормальные условия для развития ненефтяного сектора страны. Одним из важных вопросов является также и проведение просветительской работы в целях обеспечения защиты прав производителей. Для того, чтобы принять верное решение при покупке потребительских товаров у потребителей возникает необходимость в получении правдивой информации. Предоставление государственными компаниями подобной информации и обеспечение безопасного хранения продукции играет однозначно положительную роль [5]. Это социальная договоренность между правительством и гражданами. Однако суть дела состоит в том, что ситуация на потребительском рынке Азербайджана не такая уж и радужная. Речь идет о продовольственной безопасности, что является в конечном итоге одним из основных условий стабильности в стране. Если подходить к данному вопросу с этой точки зрения, то под основной безопасностью стабильности мы понимаем, в первую очередь, качество и полезность потребляемых в нашей стране необходимых продуктов питания.
Общенациональный лидер азербайджанского народа Гейдар Алиев за все периоды руководства страной постоянно держал в центре внимания вопрос продовольственной безопасности Азербайджана и, учитывая всю важность и актуальность данного вопроса для будущих поколений, включил его в качестве одного из основных элементов в свою государственную стратегию.
Достойный продолжатель политики общенационального лидера, многоуважаемый Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев постоянно держит в центре своего внимания вопрос надежного обеспечения населения страны продуктами питания в качестве основного компонента экономической стратегии и под его руководством в этом направлении проводятся особые государственные меры. Осуществляемая в стране первая Государственная Программа по социально-экономическому развитию регионов Азербайджанской Республики создала благоприятные условия для достижения положительных результатов в данной области, чему способствовала реализация «Государственной Программы социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики на 2009-2013 годы», утвержденная Указом Президента
страны от 14 апреля 2009 года. С уверенностью можно говорить о том, что выполнение второй Государственной Программы также позволило достичь высоких достижений в области обеспечения населения республики качественным продовольствием. Кроме этого, утвержденная Указом многоуважаемого Президента от 25 августа 2008 года «Государственная Программа по надежному обеспечению населения Азербайджанской Республики продуктами питания в 2008-2015 годах» также успешно была реализована и сыграла исключительно важное значение в обеспечении продовольственной безопасности страны.
Азербайджан является частью мира, подвергнутого процессам глобализации. На современном этапе невозможно обеспечить продовольственную безопасность страны в индивидуальном порядке, либо находясь в изолированном состоянии. Азербайджан - это государство, обладающее открытой и свободной экономической системой, глобализаци-онными производственными отношениями. Естественно, что экономические процессы, происходящие в мире, не обходят стороной Азербайджан и оказывают свое влияние на нашу страну. Процессы, наблюдаемые в конъюнктуре всемирного продовольственного рынка, играют весьма значимую роль в формировании структуры и рыночной конъюнктуры национальных производств [6].
Экологические и климатические изменения, происходящие в последний период на земном шаре, ускорение процессов эрозии земельных и водных ресурсов, пригодных для сельскохозяйственного производства, а также темп роста мирового населения стали причиной серьезных вызовов в области достижения достаточно полного удовлетворения глобальных потребностей в продуктах питания. Диспаритет, возникающий между темпом роста потребностей в продуктах питания и существующими производственными ресурсами, сулит целый ряд проблем с обеспечением растущего мирового населения в обеспечении продовольствием [7]. В соответствии с последними данными, на сегодняшний день население планеты превышает 6,7 млрд человек, а к 2050 году ожидается, что население Земли достигнет 9,2 млрд. Естественно, что темп роста населения сам по себе определяет растущий темп потребностей в продовольствии, а с другой стороны, эта потребность с каждым годом совершенствуется, меняется и обновляется. В подобных условиях одной из самых актуальных проблем современного мира является гармонизация динамики роста производства с динамикой роста потребления, синхронизация спроса и предложения. Именно по этой причине непрерывно проводятся научные исследования, целью которых является повышение производительности продуктов питания, в процессе сельскохозяйственного производства применяется новая
техника и технологии, используются инновации как средство и важнейший действенный инструмент в решении указанных проблем [8].
Выводы и предложения. В этой связи получили широкое распространение использование генной инженерии и генно-модифицированных микроорганизмов, растений, а также применение различных химических препаратов, пищевых добавок, заменителей и т.д. Естественно, что эти средства и научно-технические достижения играют важную роль в увеличении объемов производства, однако иногда их неправильное применение приводит к возникновению определенных опасностей для здоровой пищи. Кроме этого, рост темпа спроса создает условия для появления на потребительском рынке некачественных, порой даже опасных для человеческого здоровья продуктов питания. Неадекватность систем управления качеством и продовольственной безопасности существующим вызовам, недостаточная осведомленность населения в области продовольственной безопасности, отсутствие достаточной информации по данной проблеме, требует наличия повышенного внимания к этому компоненту в рамках аграрной политики. Этот вопрос выносится на передний план, как правило, в развивающихся странах и странах, где протекают процессы трансформации политико-экономической системы [9].
Азербайджан выбрал путь интеграции в Европейский Союз и развитой мир. Следует отметить, что на этом пути были достигнуты значительные успехи и в данный момент в этом направлении ведется соответствующая работа. Проведена обширная работа по приведению законодательной и нормативно-правовой базы республики в соответствие с законодательством Европейского Союза, а также в направлении модернизации фитосанитарных и санитарных мер в связи с вступлением во Всемирную Торговую Организацию [10]. Совершенствование систем управления качеством продуктов питания и продовольственной безопасности также весьма актуально и входит в число этих мер. С целью обеспечения населения страны здоровыми и безопасными продуктами питания, недопущения попадания на потребительский рынок Азербайджана вредных и некачественных продуктов питания необходимо в качестве первоочередной задачи принять вопрос доведения систем управления безопасностью и контрольных механизмов до уровня международных стандартов. Однако модернизация систем управления продовольственной безопасностью требует достаточно много времени и средств, знаний и информации, умения и навыков, в связи с чем изучение передового опыта, выбор механизмов, способных рационально функционировать в условиях Азербайджана, а также тех, применение которых целесообразно, является весьма значимым условием [11].
Перед тем, как говорить о современных системах управления в области продовольственной безопасности, целесообразно было бы внести ясность в некоторые другие факторы, которые часто путают или неверно истолковывают в связи с продовольственной безопасностью. Это критерии продовольственной безопасности и качества продуктов питания. Во многих случаях понятия продовольственной безопасности и качества продуктов питания либо путают, либо отождествляют. То есть многие полагают, что оба эти термина носят одно и то же значение и, вследствие этого, пытаются использовать их в качестве синонимов. Однако, это совершенно разные и отличающиеся друг от друга термины, несущие разный смысл и суть. Когда говорится о продовольственной безопасности, то подразумевается доступность продовольствия для потребителя - физическое наличие продовольствия на потребительском рынке и возможность потребителя приобрести это продовольствие в целях удовлетворения своих потребностей. То есть, продовольственная безопасность характеризуется количеством продовольствия на потребительском рынке и способностью потребителя его приобрести.
Качество продовольствия характеризуется его ценностью для потребителя. Качество продовольствия отражает в себе такие положительные атрибуты: вид сырья, технологию производства, вкус, цвет, а также такие отрицательные - как, подверженность порче, загрязнение землей, изменение цвета, запаха вкуса и т.д. Продовольственная безопасность подразумевает освобождение продовольствия от возможности стать источником опасности для здоровья человека, животных и окружающей среды. Продовольственная безопасность означает исключение возможности наличия, попадания или же возникновения в последствии в составе пищи тех или иных факторов, связанных с опасностью [12].
Возможность возникновения опасных факторов в том или ином продукте может иметь место на любом из этапов в процессе доставки продукта до потребителя. На любом из этапов производства и хранения сырья продукции, перевозки, обработки и упаковки сырья, хранения и перевозки готовой продукции, хранения продукции на объектах торговли и общественного питания не исключена вероятность этой продукции с опасными факторами или заражения, либо попадания опасных элементов в состав продукции. Поэтому в целях надежного обеспечения продовольственной безопасности система управления должна выбираться таким образом, чтобы она могла охватывать все этапы, которые проходит продукция. То есть, механизм управления продовольственной безопасностью должен начинаться с производства продукции и охватывать все этапы вплоть до доставки потребителю, а также функционировать в виде единой системы.
Литература
1. Статистические показатели Азербайджана., Баку, 2017. 824 с. 2. Алтухов А. И. Продовольственная безопасность - важный фактор стабильности России. Экономика сельского хозяйства России. 2008. № 12. С. 13-18. 3. Балацкий Е., Екимова Н. Качественная составляющая продовольственной безопасности России. Общество и экономика. 2011. № 11-12. С. 224-245. 4. Борхунов Н.А., Попова О.В., Сидорин А.А. Диспаритет цен и господдержка сельского хозяйства с позиции ВТО. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2012. № 4. 5. Донскова О. Региональное агропроизводство в системе агропродоволь-ственной безопасности. Экономика сельского хозяйства России. № 11. 2011. С. 83-90. 6. Годжаева Э.М. Финансы зарубежных стран и международные валютно - кредитные отношения. Баку. 2012. С. 486. 7. Комарова А.В. Государственное регулирование продовольственной безопасности. Вестник ТГУ. 2011. № 4 (96). С. 53-58. 8. Крылатых Э.Н. Продовольственная безопасность в условиях интеграции: тенденции, достижения, угрозы. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2013. № 4. С. 16-19. 9. Парамонова С.В. Оценка продовольственной безопасности региона. URL: http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2004/109. html. 10. Савкин В., Прока Н. Продовольственная безопасность государства: состояние и прогноз. Проблемы теории и практики управления. 2013. № 1. С. 25-37. 11. Терентьев Ю. Методика определения уровня продовольственной безопасности. URL: http ://ut5 5 .blogspot.com/2010/10/blog-post_16. html. 12. Черняков Б.А. Новая роль аграрного сектора в современном мире. АПК: экономика, управление. 2007. № 12. С. 61-64.
Бабаева В. М. Державна пол^ика в забезпе-ченш економiчноТ стшкост i продовольчоТ без-пеки в сшьському господарс™ Азербайджану
У статп автором ввдзначаеться, що формування i розвиток ринкових ввдносин в аграрнш галузi ви-магае здшснення широко! програми заходiв. Тому, з урахуванням природно-економiчних умов кожного регюну Азербайджансько! Республiки в якост най-важлившою завдання ставиться питання створення i посилення дiяльностi рiзних незалежних форм гос-подарювання з метою забезпечення потреб насе-лення в сшьськогосподарськш продукцп.
Таким чином, з метою надiйного забезпечення продовольчо! безпеки система управлiння повинна вибиратися таким чином, щоб вона могла охоплю-вати всi етапи, як проходить продукцiя. Тобто, ме-ханiзм управлiння продовольчою безпекою повинен починатися з виробництва продукцп i охоплювати
bcí етапи аж до доставки споживачев^ а також функцюнувати у виглядi едино! системи.
Ключовi слова: продовольча безпека, сшьсько-господарська продукцiя, рослинництво, тваринни-цтво, фермерське господарство.
Бабаева В. М. Государственная политика в обеспечении экономической устойчивости и продовольственной безопасности в сельском хозяйстве Азербайджана
В статье автором отмечается, что формирование и развитие рыночных отношений в аграрной отрасли требует осуществления широкой программы мероприятий. Поэтому, с учетом природно-эконо-мических условий каждого региона Азербайджанской Республики в качестве самой важной задачи ставится вопрос создания и усиления деятельности различных независимых форм хозяйствования с целью обеспечения потребностей населения в сельскохозяйственной продукции.
Таким образом, в целях надежного обеспечения продовольственной безопасности система управления должна выбираться таким образом, чтобы она могла охватывать все этапы, которые проходит продукция. То есть, механизм управления продовольственной безопасностью должен начинаться с производства продукции и охватывать все этапы вплоть до доставки потребителю, а также функционировать в виде единой системы.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, сельскохозяйственная продукция, растениеводство, животноводство, фермерское хозяйство.
Babaeva V. State policy in ensuring economic stability and food security in agriculture in Azerbaijan
In the article the author points out that the formation and development of market relations in the agrarian sector requires the implementation of a broad program of activities. Therefore, taking into account the natural and economic conditions of each region of the Republic of Azerbaijan, the most important task is to create and strengthen the activities of various independent forms of management in order to meet the population's demand for agricultural products.
Thus, in order to ensure reliable food security, the management system should be selected in such a way that it can cover all the stages that the product passes. That is, the mechanism for managing food security must begin with the production of products and cover all stages up to delivery to the consumer, and also function as a single system.
Keywords: food security, agricultural products, crop production, livestock, and farming.
Стаття надшшла до редакцл 09.03.2018
Прийнято до друку 19.06.2018