Научная статья на тему 'О формировании рыночной модели социально-экономического развития Азербайджана в годы независимости'

О формировании рыночной модели социально-экономического развития Азербайджана в годы независимости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алыев Иса Гусейн Оглы

В статье был исследован ход социально-экономического развития Азербайджанской Республики в период независимости. Раскрыто содержание проводимых социально-экономических реформ и проанализирован ход создания нормативно-правовой базы обеспечивший его социально-экономическое развитие. В статье также рассмотрены основные этапы развития экономики республики, приведены существующие проблемы и показаны пути их решения. Наряду с этим исследованы специфические особенности социальноэкономического развития Азербайджана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О формировании рыночной модели социально-экономического развития Азербайджана в годы независимости»

V.

ХАЛКАРО ИКТИСОДИЁТ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА

Алыев Иса Гусейн оглы

Директор Института Экономики Национальной Академии наук Азербайджана, д.э.н., профессор

О ФОРМИРОВАНИИ РЫНОЧНОЙ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АЗЕРБАЙДЖАНА В ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ

В статье был исследован ход социально-экономического развития Азербайджанской Республики в период независимости. Раскрыто содержание проводимых социально-экономических реформ и проанализирован ход создания нормативно-правовой базы обеспечивший его социально-экономическое развитие. В статье также рассмотрены основные этапы развития экономики республики, приведены существующие проблемы и показаны пути их решения. Наряду с этим исследованы специфические особенности социально-экономического развития Азербайджана.

18 октября 1991 года был принят Акт Конституции «О государственной независимости Азербайджанской Республики» и азербайджанский народ, продолжая свои многовековые государственные традиции, приступил к работе по созданию суверенной, независимой Азербайджанской Республики. В первую очередь, необходимо было проведение экономических реформ, потому что без них политические реформы отодвигались на задний план, в стране же в тот период искусственно проводился процесс разделения экономических и политических реформ. Проведение такого эксперимента, из-за большой опасности для общества и государства, тянуло страну назад. Так как Азербайджанская Республика в первые годы независимости столкнулась с серьезными экономическими и политическими проблемами. Об этом свидетельствуют и факты тех лет. Так, в первые годы независимости ВВП ежегодно уменьшался в среднем на 16-17%, и уже к 1993 году он был на уровне чуть более половины объема 1990 года. В 1993-1994 годах инфля-

ция достигла угрожающего уровня - 1763,5%, дефицит бюджета в этот период составлял более 10% ВВП, валютные резервы государства были исчерпаны. Кроме того, стоимость потребительских продуктов, по сравнению с 1990 годам выросла в сотни раз, в экономику страны не было вложено ни одного маната средств, внешнеторговый оборот в значительной степени снизился, банковско-кредитная система была парализована. Надо отметить также, что, несмотря на то, что разрушительная деятельность проводимая в 1991-1993 годах длилась недолго, по силе своего влияния была широкой и всеохватывающей. Проводившаяся в 1991 -1993 годах руководством страны политика не имела научного обоснования и привела к развалу экономики, присвоению отдельными должностными лицами народного имущества, расточительству и самовольству, к замешательству и чувству безнадежности членов общества.

Азербайджанская Республика переживала тяжелые дни, возникла опасность потери неза-

(~42 ^^ИхАЛКАРОЙКТИСОДИЁТ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА

висимости, между тем руководство Республики проявляло беспомощность. Выход из создавшего бедственного положения азербайджанский народ определил сам. В июне 1993 года, в соответствие с волеизъявлением народа, Гейдар Алиев пришел к власти. Началось осуществление очень важных и действенных мероприятий по восстановлению законности и порядка в стране, соблюдению дисциплины исполнения, спокойствия и благополучия в обществе.

В стране начались широкомасштабные экономические реформы, которые позволили Азербайджану за сравнительно короткие сроки выдвинуться в число государств с высокими темпами экономического роста, большим объемом вложенных в экономику иностранных инвестиций, высокой степенью либерализации экономики. Так, за 1995 - 2003 годы объем ВВП возрос на 90,1%, доходы бюджета в 3 раза, валютные резервы в 85 раз, внешнеторговый оборот в 4 раза, а инфляция уменьшилась до 2-4%.

Как показывает многочисленный опыт, для проведения экономических и политических реформ, в первую очередь, в стране должна быть политическая стабильность. Высоко оценивая это, в мае 1994 года подписан договор о перемирии с Арменией. Это создало основательную гарантию для обеспечения стабильности в стране, и способствовало развитию экономических реформ и, в сентябре 1994 года ведущими компаниями многих развитых стран мира был подписан нефтяной «Контракт века».

Наряду с экономическими реформами, составляющими базис, началось осуществление мероприятий, направленных на претворение политических реформ, служащих созданию надстройки. В 1995 году для защиты государственной независимости, суверенитета территориальной целостности и государственного строя Азербайджана, достижения гражданского равноправия, обеспечения прав граждан гарантированных законом, отражающим их интересы, создания цивилизованного государства, повышения уровня жизни, населения была разработана и принята Конституция Азербайджанской Республики. Этот документ, основываясь на принципах разделения власти,

объявил о наличии государственной, муниципальной и специальных форм собственности. В Конституции было отмечено, что в Азербайджане основываясь на рыночных отношениях, создаются условия для развития экономики, обеспечивается свобода предпринимательства и конкуренции, не допускается монополизм. Все это дало возможность проводить в стране демократические реформы, основанные на правовой базе.

Несмотря на тяжелое положение экономики страны, началось последовательное и системное проведение экономических реформ. К этим мероприятиям можно отнести и принятие многих крупномасштабных документов, являющихся составной частью азербайджанской модели экономических реформ и развития экономики. Из них можно отметить такие как, «Государственная программа приватизации государственного имущества в Азербайджане в 1995-1998 годах», «Государственная Программа помощи предпринимательству (1997-2000 годы)», «II Государственная Программа приватизации государственного имущества в Азербайджане», «Государственная Программа развития малого и среднего предпринимательства в Азербайджанской Республике (2002-2005 годы)», «Государственная программа развития машиностроительной промышленности в Азербайджанской Республике (2002-2005 годы), «Государственная Программа развития аграрного сектора в Азербайджанской Республике (2002-2006 годы), «Концепция демографического развития Азербайджанской Республики», «Государственная Программа о развитии туризма в Азербайджанской Республике», «Государственная Программа по снижению бедности и экономическому развитию в Азербайджанской Республике (2003-2005 годы)» и другие программы и концепции, касающиеся многих экономических и социальных задач. Как видно, были приняты концепции, стратегии и программы по всем приоритетным направлениям социально-экономического развития страны и взято под контроль их исполнение.

Проведение реформ в аграрном секторе, занимающем особое место в экономике республики и, оказывающем большое влияние на социальное положение в стране, требовало

V.

ИКТИСОДИЙ НАЗАРИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

от государства проведение дальновидной политики. После распада СССР фундаментальная материально-техническая база аграрного сектора Азербайджанской Республики, созданная в 70-х годах прошлого века, была в короткий срок полностью разрушена, прежние экономические связи разорваны, аграрно-промышленный комплекс был пущен на самотек. Стало ясно, что управление аграрным сектором, являющегося важной отраслью экономики страны прежними административно-командными методами препятствует развитию и, только проведение коренных реформ позволит исправить положение.

На первом этапе (1993-1994 годы) внимание было обращено на изучение мирового опыта с учетом реальностей аграрных реформ в стране и формирования общей идеи.

Второй этап (1995-1996 годы) характеризуется созданием соответствующей нормативно-правовой базы для начала аграрных реформ. В этот период, в качестве основного принципа, была принята разработка и принятие законов и других нормативно-правовых актов для осуществления аграрных реформ. Были утверждены и начали применяться указы Президента Азербайджанской Республики «Об основах аграрных реформ», «О реформе совхозов и колхозов», «О земельной реформе» и другие законодательные акты.

Третий этап аграрных реформ охватывает 1997-2000 годы. В этот период, основываясь на соответствующей законодательной базе, началась практическая ликвидация колхозов и совхозов, приватизация их имущества и земли. В результате реформ, сельское население, используя взятые в собственность землю и имущество, начало создавать различные виды хозяйств и заниматься предпринимательством. Одновременно с этим для усиления правовой базы реформ и связи вновь созданных хозяйственных форм с реформами, проводимыми в экономической и политической жизни страны и с деятельностью управленческих институтов, были приняты законы «О земельной аренде», «О земельном рынке», «О зерноводстве», «О пищевых продуктах», «О зерне», «О виноградарстве и виноделии» и свыше 40 других законов, регулирующих аграрно-промышленный комплекс и многочисленные нормативно-

правовые акты обеспечивающие применение этих законов.

Кроме этого, начался процесс приватизации сельскохозяйственных, машиностроительных и перерабатывающих предприятий, являющихся важными участками аграрно-промышленного комплекса, преобразование некоторых из них в акционерные общества, перестройка банковско-кредитной и финансовой систем.

На четвертом этапе аграрных реформ, охватывающем 2000-2002 годы, были приняты законы «О территориях и землях муниципалитетов», «О водном хозяйстве муниципалитетов», «Об управлении муниципальными землями», имеющими важное значение в области муниципальной собственности на землю и воду, подписаны ряд нормативно-правовых документов, обеспечивающих углубление аграрных реформ, формирование земельного и кредитного рынка, эффективную деятельность фермерских хозяйств, развитие на селе и малого среднего предпринимательства. С целью создания выгодных условий для перспективного развития аграрного сектора, были осуществлены конкретные мероприятия по обновлению и усовершенствованию инвестиционной, налоговой, кредитной и страховой политики, производители сельскохозяйственных продуктов были освобождены от всех налогов, кроме земельного.

В результате осуществленных мероприятий все имущество колхозов и совхозов, самые плодородные земли были справедливо отданы сельским жителям. В результате земельной реформы 57 процентов территории Азербайджанской Республики осталось в собственности государства (в основном леса, пастбища, заповедники и др), 23 процента было отдано муниципалитетам, 20 процентов приватизировано.

Постепенно, период социально-экономического упадка и политического хаоса сменился периодом макроэкономического развития и политической стабильности. Развитие нашей страны сопровождалось достижениями по интеграции в мировую хозяйственную систему. А самое большое достижение - это устойчивое развитие путем осуществления дальновидной политики, отражающее

44

ИКТИСОДИЙ НАЗАРИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

отвечающей эпохе перемен соответствующей менталитету народа, его интересам и требованиям времени.

В современных условиях проведения экономических реформ Президент страны Иль-хам Алиев, избранный на этот пост всенародным голосованием, в интересах достижения нашей страной еще больших успехов в области социально-экономического развития, закладывает основу для достижения более высоких результатов. Подписанные с первых дней исполнения обязанностей Президента указы и распоряжения направлены на увеличение занятости, ликвидацию бедности и справедливые принципы распределения в укреплении государственности.

Наглядным примером является «Государственная Программа социально-экономического развития регионов (2004-2008 годы)», подписанная Президентом 11 февраля 2004 года. Учитывая широкие возможности аграрного сектора в улучшении обеспечения населения страны продовольствием, создании новых рабочих мест, снижении бедности, в октябре 2004 года подписано распоряжение Президент «О мерах по совершенствованию управления в аграрном секторе» и «О дополнительных мерах по расширению лизинга в аграрном секторе». Меры, предусмотренные в этой программе направлены не только на развитие сельского хозяйства, но и на обеспечение устойчивого развития сельских районов, составляющих основные направления социально-экономической и аграрно-промышленной политики. В программе предусматривается строительство в различных районах производственных и социальных объектов, оснащенных самой прогрессивной технологией и оборудованием, отвечающих современным требованиям, строительство новых дорог, бесперебойное обеспечение населения газом и водой. Важное место в программе занимают мероприятия, направленные на развитие здравоохранения, образования, связи, культуры, туризма, спорта и других отраслей социальной инфраструктуры. В результате осуществленных в стране реформ было достигнуто всестороннее развитие аграрно-промышленного комплекса, произошли заметные сдвиги в социально-

экономическом развитии сельских регионов.

В предусмотренный срок Государственная Программа по социально-экономическому развитию регионов, а также дополнительные мероприятия были успешно выполнены, объем государственных инвестиций на эти цели составил 6 млрд. манатов. Проведение системы экономических и социальных реформ позволило Азербайджану достигнуть за последние несколько лет мире ускоренного социально-экономического роста и превратиться в лидирующую страну. Так, в 2008 году по сравнению с 2003 годом, в Азербайджане рост экономики (ВВП) увеличился в 2,6 раза, номинальный объем ВВП на одного человека, увеличившись по сравнению с 2003 годом в 5 раз, составил 4440 манатов. За последние 5 лет в экономику страны было вложено 38 млрд. манатов инвестиций, из них 16 млрд. .манатов составили внутренние инвестиции и их удельный вес в 2009 году, по сравнению с 2003 годам достиг 75%.

Начатые реформы в стране успешно продолжаются. В результате чего экономика Азербайджана, вступив на качественно новый уровень, развивается динамично. Обеспечено также сбалансированное развитие экономики регионов, уменьшена зависимость от нефтяного сектора и развития ненефтяного сектора, осуществлены широкомасштабные инфраструктурные проекты.

В 2004-2009 годах объем ВВП, увеличившись в 2,6 раза, вдвое превысил уровень 1990 года. Последние годы экономика Азербайджана составляла 2/3 экономики всего Южного Кавказа. Таким образом, нынешняя структура экономики и система рыночных институтов по большинству основных параметров соответствует критериям, по которым можно судить о завершении переходного периода в экономике и о выходе на траекторию устойчивого развития. Хотелось бы проиллюстрировать все это на следующих направлениях:

1. Правительство отказалось от методов административного планирования - управление экономикой осуществляется через принятие и реализацию государственных программ в различных отраслях экономики и регионах страны.

2. В стране создана законодательная база,

ИКТИСОДИЙ НАЗАРИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ 45 )

характерная для рыночной экономики, и сделано все необходимое для ее адаптации к международным стандартам: осуществлена либерализация цен, сформированы денежно-кредитное и налогово-таможенное законодательство, создана благоприятная среда для развития предпринимательства и привлечения иностранных инвестиций.

3. Либерализована внешнеторговая деятельность: обеспечено свободное движение финансов, капитала и рабочей силы, снижены количество и ставки импортных тарифов, ликвидированы экспортные пошлины, упрощены процедуры внешнеэкономической деятельности.

4. Кроме того, в стране созданы многообразие форм собственности и условия для свободной конкуренции предприятий всех форм собственности. Благодаря приватизации и созданию благоприятного бизнес и инвестиционного климата удалось создать развитый частный сектор. В 2009 году удельный вес частного сектора в ВВП составил 85%.

5. Значительный прогресс был достигнут в создании рыночных институтов, в том числе в кредитно-финансовой сфере: созданы рынки кредита, ценных бумаг, лизинга, страхования, валютная биржа и т.п.

Значительный рост был достигнут и в таких отраслях экономики как связь, транспорт, строительство, торговля, оказание денежных услуг населению, в стране начато осуществление целенаправленных мероприятий по улучшению экологии. Подъем, наблюдаемый в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, связи и других отраслях экономики обеспечил достижение высоких макроэкономических показателей страны. Под действием ряда факторов в Азербайджане уровень инфляции в 2008 году оказался на уровне примерно 21 %, руководство страны срочно предприняло стабилизационные меры, благодаря чему в 2009 году уровень инфляции составил около 1.5 %.

В 2009 г. на долю ненефтяного сектора пришлось 44,6% ВВП. По сравнению с аналогичным периодом 2008 г. реальный ВВП в ненефтяном секторе вырос на 1% - и это учитывая, что в большинстве стран мира наблюдался глубокий экономический спад. Сохранение экономиче-

ского роста представляется важным результатом комплекса мер по диверсификации экономики. Безусловно, приоритетным является развитие инновационных производств и повышение эффективности таких традиционных секторов, как сельское хозяйство. За 2009 г. реальный рост в сельском хозяйстве составил 3,5%. Еще одним динамично развивающимся сектором являются услуги - транспорт, связь и торговля. В 2009 г. рост розничного товарооборота составил 8,9%, грузоперевозок - 3,7%, а в связи - 13,1%. Предприняты соответствующие меры по развитию и увеличению транзитного потенциала страны. В центре внимания находятся расширение, реконструкция существующих и сооружение новых региональных транспортных коридоров, прежде всего железных и автомобильных дорог международного значения. Введение в эксплуатацию железнодорожной линии Баку-Тбилиси-Карс свяжет прямым железнодорожным сообщением страны Центральной Европы с регионом Кавказа, Центральной и Юго-Восточной Азии.

Для успешной интеграции страны в глобальную информационно-коммуникационную систему в рамках Государственной программы «Электронный Азербайджан» предусматривается внедрение передовых систем информационных технологий, «электронного правительства», «электронной торговли», обмена информационными потоками. Вместе с тем, в соответствии с Госпрограммой в ближайшие годы будет создана инфраструктура космической промышленности и запущен первый телекоммуникационный спутник Азербайджана.

За последние годы в развитии туризма в нашей стране произошли очевидные изменения. Без всякого преувеличения можно утверждать, что бурное социально-экономическое развитие в последние годы, расположение Баку на стыке евразийского транспортного коридора привели к резкому увеличению количества прибывающих в страну туристов. А это, в свою очередь, привело к росту спроса на качественное обслуживание. Как следствие, по всей стране создана современная индустрия отдыха. Важнейшую роль в обеспечении экономического роста сыграли инвестиции в инфраструктуру. В результате созданные новые производственные объекты в регионах

Г4б

РУБРИКА

л

страны позволили открыть тысячи рабочих мест, увеличить объем и качество выпускаемой продукции.

С целью привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику, правительство проводит политику «открытых дверей». С 39 странами заключены двусторонние соглашения по поощрению и взаимной защите инвестиций. В экономику страны инвестировано свыше 70 млрд. долларов, из которых более половины приходится на иностранные инвестиции.

Авторитетные экономические и финансовые структуры мира прогнозировали реальный рост ВВП в 2009 году в Азербайджане на уровне 7-8 процентов. Согласно итогам 2009 года, рост ВВП в Азербайджане составил девять процентов. Успехи Азербайджана в экономической сфере лучше видны при сравнении. Например, в предыдущем году в большинстве развитых стран не наблюдался экономический рост, напротив, отмечалось отставание. Следует отметить, что уменьшение объема ВВП произошло в ряде стран СНГ. Так в России этот показатель сократился на 14, Армении на 15, Украине на 29 процентов. На фоне того, что в большинстве стран экономические проблемы привели к снижению уровня населения, в Азербайджане и в этой сфере наблюдался реальный рост. В 2009 году, доходы населения увеличились на 10 процентов, средняя заработная зарплата на - 15 процентов.

В отчете по глобальной конкурентоспособности, подготовленном Мировым экономическим форумом на 2009-2010 годы, Азербайджан продвинулся на 18 ступеней, заняв среди 133 стран 51-е первое место. В рейтинге по благоприятной ситуации для предпринимательской деятельности, подготовленным Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией, Азербайджан среди 183 стран занял 38-е место.

Азербайджан, несколько лет назад, будучи импортером электрической энергии и газа, был зависим от других стран, для приобретения электроэнергии и газа в большом объеме расходовались государственные средства. Это оказывало отрицательное влияние на экономику страны. (остававшийся без газа Нахичевань, сейчас экспортирует в Турцию элек-

троэнергию мощностью 17 мегават). До 2007 года республика удовлетворяла потребности в природном газе за счет импорта из-за рубежа. Однако, в результате проведения действенных практических мероприятий, использования всех имеющихся возможностей, с 2007 года потребность начала удовлетворяться за счет собственных ресурсов с 2007 года Азербайджан из страны импортирующей газ, превратился в его экспортера. Сейчас газ, добываемый в Азербайджане потребляется в Грузии, Турции, Греции и расширяется количество стран желающих получать газ из нашей страны. Отрадно, что в то время, как страны, экспортирующие газ, намного больше Азербайджана, уровень газификации в них составляет всего 50-60%, у нас в стране аналогичный показатель равен 85% и работа в этом направлений продолжается.

Сегодня Азербайджан полностью решил одну из двух основных проблем, беспокоящих многие страны и мировое сообщество в целом, то есть энергетическую и продовольственную безопасность. В настоящее время, наряду с полным обеспечением себя нефтью, энергией и газом, наша страна, экспортируя эти ресурсы, принимает участие в обеспечении энергетической безопасности многих стран и вносит свой вклад в решение этой проблемы в мировом масштабе.

В республике проводятся конкретные мероприятия и в направлении решения продовольственной безопасности и этой задаче уделяется особое внимание. Прияты специальные Распоряжения Президента Азербайджанской Республики «О Государственной Программе по надежному обеспечению населения Азербайджанской Республики продовольственными продуктами» и «О дополнительной поддержке по обеспечению производителей сельскохозяйственных продуктов семенами, удобрениями и породистыми животными» В этой связи государство выделило из бюджета 25 млн. манатов в 2008 году и, в 2009 году эта цифра возросла до 60 млн. манатов.

Наряду с энергетической и продовольственной безопасностью, вкладываются крупные инвестиции с целью обеспечения транспортной безопасности, по всем направлениям транспортного сектора имеются очень

БАРКАМОЛ АВЛОД ЙИЛИ / ГОД ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОГО ПОКОЛЕНИЯ 4~7^

серьезные результаты и высокие достижения. Так, сегодня функционируют 7 трубопроводов, доставляющих азербайджанскую нефть и газ на мировые рынки.

Азербайджанская экономика достойно прошла через горнило нелегких испытаний, обусловленных продолжающимся последние полтора года мировым экономическим кризисом. По предварительным итогам 2009 года, рост экономики страны составил более 9,0%,

Высокие достижения в экономике страны оказали положительное влияние на социальное положение населения и в этой области были достигнуты значительные успехи. За последние 5 лет значительно повысился внимание к социальной защите населения, и на эти цели в 2009 году, по сравнению с 2003 годом было израсходовано в 5,2 раза больше бюджетных средств. В 2009 году базовая часть заработной платы и трудовых пенсий достигла 75 манатов. В 2009 году, по сравнению с 2003 годом, доходы населения увеличились в 3,6 раза и в настоящее время средняя заработная плата в стране составляет 268 манатов (335 долларов), среднемесячная пенсия 96 манатов (120 долларов), а это, по сравнению с предыдущими годами, значительно больше. Сегодня, уровень бедности в Азербайджане составляет 13,2% и это, по сравнению с 49% в 2003 году, очень большое достижение. Следует особо подчеркнуть, что даже в условиях глобального кризиса безработица в стране заметно сократилась. По оценкам, сделан-

ным на основе методологии Международной организации труда (МОТ), на 1 декабря уровень безработицы в 2009 году уменьшился и составил 6% экономически активного населения страны. В то же время не останавливался процесс создания новых рабочих мест. С 2004 года по настоящее время создано более 840 тыс. новых рабочих мест, в том числе около 590 тыс. постоянных. Только в 2009 году появилось 74 тыс. новых рабочих мест.

Все это реальность современного Азербайджана. Все эти успехи и достижения, прежде всего результат правильного проведения и совершенствования изо дня в день, политических реформ. Это еще раз демонстрирует то, что в основе достигнутых в стране успехов стоит проведение продуманной политики, которая проявляется в положительных тенденциях в экономике.

Основной целью социально-экономической политики, как и в прежние годы, является устойчивое развитие экономики и повышение материального благосостояния населения. Сверхзадачей этой политики является снижение к 2015 г. до минимума уровня бедности и безработицы. Для достижения поставленной цели предполагается увеличение финансовых средств, выделяемых из бюджета на социальную сферу, развитие социальной инфраструктуры, а также доведение качественных показателей образования и здравоохранения до уровня, соответствующего международным стандартам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.