Научная статья на тему 'Социально-экономические аспекты концепции устойчивого развития в Азербайджанской республике'

Социально-экономические аспекты концепции устойчивого развития в Азербайджанской республике Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1580
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / СТРАТЕГИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕСУРСЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / ПРОИЗВОДСТВО / ИНФРАСТРУКТУРА / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / SOCIO-ECONOMIC ASPECTS / STRATEGY / ECONOMIC EFFICIENCY / RESOURCE / NATIONAL INCOME / STATE PROGRAM / PRODUCTION / INFRASTRUCTURE / INDUSTRY / AGRICULTURE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Имрани Заур Т., Мусаева Матанат Р.

Цель. Определение социально-экономических аспектов концепции устойчивого развития Азербайджанской Республики с учетом экономических, природных, экономических, социальных и экологических возможностей страны, обоснование концепции устойчивого развития для устранения больших различий, характерных для экономического развития регионов, управление экономическим и социальным развитием регионов. Методика. Исторический и сравнительный анализ, системный подход, анализ статистико-математических материалов. Выводы. Определены преимущества концепции устойчивого развития, проведен анализ динамики развития ведущих отраслей регионов, изучены наиболее перспективные отрасли регионов с экономико-географической точки зрения. Заключение. Определены социально-экономические аспекты концепции устойчивого развития Азербайджанской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC ASPECTS OF THE CONCEPT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN AZERBAIJAN REPUBLIC

Aim. The aim is to determine the socio-economic aspects of sustainable development of the Republic of Azerbaijan taking into account economic, environmental, social and environmental opportunities of the country; to find the rationale for the concept of sustainable development to eliminate major differences specific to regional economic development, management of economic and social development of the regions. Methods. Historical and comparative analysis, system approach, analysis of statistical and mathematical materials. Findings. We identified the advantages of the concept of sustainable development; cunducted the analysis of the dynamics of development of the leading industries in the region; studied the most promising sectors of the regions from the economic and geographic point of view. Conclusion. We identified socio-economic aspects of sustainable development of the Republic of Azerbaijan.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические аспекты концепции устойчивого развития в Азербайджанской республике»

Общие вопросы / General problems Оригинальная статья / Original article УДК 338.001.36

DOI: 10.18470/1992-1098-2016-2-42-49

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

1Заур Т. Имрани*, 2Матанат Р. Мусаева

1отдел экономической и политической географии Азербайджана, Институт Географии им. акад. Г.А.Алиева Национальной Академии Наук Азербайджана,

Баку, Азербайджан, [email protected] 2кафедра экономической и социальной географии, Географический факультет Бакинского Государственного Университета

Баку, Азербайджан, [email protected]

Резюме. Цель. Определение социально-экономических аспектов концепции устойчивого развития Азербайджанской Республики с учетом экономических, природных, экономических, социальных и экологических возможностей страны, обоснование концепции устойчивого развития для устранения больших различий, характерных для экономического развития регионов, управление экономическим и социальным развитием регионов. Методика. Исторический и сравнительный анализ, системный подход, анализ статистико-математических материалов. Выводы. Определены преимущества концепции устойчивого развития, проведен анализ динамики развития ведущих отраслей регионов, изучены наиболее перспективные отрасли регионов с экономико-географической точки зрения. Заключение. Определены социально-экономические аспекты концепции устойчивого развития Азербайджанской Республики. Ключевые слова: устойчивое развитие, социально-экономические аспекты, стратегия, экономическая эффективность, ресурсы, национальный доход, государственная программа, производство, инфраструктура, промышленность, сельское хозяйство.

Формат цитирования: Имрани З.Т., Мусаева М.Р. Социально-экономические аспекты концепции устойчивого развития в Азербайджанской Республике // Юг России: экология, развитие. 2016. Т.11, N2. C.42-49. DOI: 10.18470/1992-1098-2016-2-42-49

SOCIO-ECONOMIC ASPECTS OF THE CONCEPT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT

IN AZERBAIJAN REPUBLIC

Zaur T. Imrani*, 2Matanat R. Musayeva

department of Economic and Political Geography of institute of Geography after academician H.A.Aliyev, Azerbaijan National Academy of Sciences,

Baku, Azerbaijan, [email protected] 2 Sub-department of Economic and Social Geography, Faculty of Geography, Baku State University, Baku, Azerbaijan

Abstract. Aim. The aim is to determine the socio-economic aspects of sustainable development of the Republic of Azerbaijan taking into account economic, environmental, social and environmental opportunities of the country; to find the rationale for the concept of sustainable development to eliminate major differences specific to regional economic development, management of economic and social development of the regions. Methods. Historical and comparative analysis, system approach, analysis of statistical and mathematical materials. Findings. We identified the advantages of the concept of sustainable development; cunducted the analysis of the dynamics of development of the leading industries in the region; studied the most promising sectors of the regions from the economic and geographic point of view. Conclusion. We identified socio-economic aspects of sustainable development of the Republic of Azerbaijan.

Keywords: sustainable development, socio-economic aspects, strategy, economic efficiency, resource, national income, state program, production, infrastructure, industry, agriculture.

For citation: Imrani Z.T., Musayeva M.R. Socio-economic aspects of the concept of sustainable development in Azerbaijan Republic. South of Russia: ecology, development. 2016, vol. 11, no. 2, pp. 42-49. (In Russian) DOI: 10.18470/1992-1098-2016-2-42-49

ВВЕДЕНИЕ

«Устойчивое развитие - это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности [1].

Политические и экономические процессы, происходящие в условиях глобализации, вынудили страны мира подготовить долгосрочные стратегии развития. В 1992 г. в г. Рио-де-Жанейро по инициативе ООН и участии 172 глав государств была принята концепция устойчивого развития. При подготовке концепции были учтены природные, экономические, социальные, технологические и экологические возможности регионов, а также была проведена оценка рисков, которые могут возникнуть в будущем.

Однако было бы преувеличением сказать, что мировая общественность имеет уже некий сложившийся взгляд на сущность устойчивого развития. Не только теоретико-методологическая база, но и понятийно-содержательный аппарат находятся еще в стадии формирования [2].

В целом, устойчивое развитие является сбалансированной и динамичной моделью

развития, определяющей стратегические направления охраны окружающей среды, устойчивой экономики, устойчивой политики и т.д. Многие специалисты устойчивым называют то развитие, которое не подвергает опасности удовлетворение личных потребностей будущих поколений. Программа Развития ООН выделяет три аспекта устойчивого развития: экономический рост, социальное развитие и экологическая безопасность.

Экономическая суть устойчивого развития заключается в том, что общий капитал, передаваемый из поколения в поколение не должен уменьшаться в ходе этого процесса. Устойчивое экономическое развитие характеризуется тем, что:

а) неуклонно повышается экономическая эффективность и рост прибылей;

б) природные и экономические ресурсы используются так, что со временем возможности для промышленного производства не уменьшаются;

в) полученная прибыль используется с целью дальнейшего развития регионов.

ЦЕЛЬ И МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ

В Азербайджане, как и в других бывших союзных республиках, после восстановления независимости, экономика сталкивалась с определенными трудностями. Вместе с тем, целевое и рациональное использование природного потенциала страны позволило ускорить развитие экономики в годы независимости. В Азербайджане для проведения региональной политики с территориальной точки зрения были определены направления долговременного трансформирования. В настоящее время эффективное использование природного потенциала страны и ее регионов с целью достижения устойчивого социально-экономического развития и по-

вышения национальных доходов является очень актуальным вопросом. Повышение экономических показателей регионов и промышленных областей возможно при рациональном использовании природных ресурсов.

В соответствии с поставленной в исследовании целью, был проведен сравнительный анализ экономических отраслей Азербайджана за исторический период. Полученные при этом данные систематизированы. На основе статистических и математических материалов выявлены социально-экономические аспекты устойчивого развития.

ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Основа формирования подходов в решении проблем территориальных образований лежит в положительных изменениях, обеспечивающих сбалансированную реали-

зацию экономического, экологического и социального аспектов в контексте устойчивого развития территории. Особенно это касается региональных реформ и программ,

реализующихся в конкретных муниципальных образованиях, так как их роль в реализации государственной политики (как социально-экономической, так и экологической) заметно усилилась в последнее время [3]. А реалии концепции «спроса и предложения» устойчивого развития Азербайджана заключаются в накоплении капитальных ресурсов стратегического значения за счет комплексного использования ненефтяных и негазовых ресурсов [4]. При создании национальной модели устойчивого развития, поставленная цель основывается главным образом на идею достижения комплексной оптимизации промышленных отраслей.

На нынешнем этапе такие проблемы как использование энергетических ресурсов, исследование эффективной организации производства энергии, учет интересов соседних стран при обеспечении энергетической безопасности, региональное сотрудничество по отношению к природным объектам энергетического значения, совместное использование природных ресурсов, изучение передового опыта в области производства энергии и его распространение, поощрение сотрудничества между странами в энергетическом вопросе и оказание соответ-

В настоящее время в республике для достижения устойчивого экономического развития наряду с «Контрактом Века», приняты и продолжают реализовываться ряд важных государственных документов. В их

ствующей помощи, рассматриваемые в контексте отношений «природа-общество», считаются самыми актуальными вопросами. При этом природные ресурсы как предпосылки для развития производства способствуют также повышению трудовой производительности. Но в Азербайджане, обладающем богатыми сырьевыми ресурсами, проблема удовлетворения потребности в горючем практически не существует. В то же время, нефтяной промышленности отводится роль отрасли, призванной обеспечить устойчивое развитие других направлений экономической деятельности.

В Азербайджане после восстановления независимости в 1991 году, возрос интерес к проблеме эффективного освоения богатых нефтегазовых ресурсов Каспийского моря. С этой целью 20 сентября 1994 г. в Баку была подписано соглашение о совместной разработке и эксплуатации месторождений «Азе-ри», «Чыраг» и «Гюнешли» Азербайджанской части Каспия. Соглашение, получившее название «Контракт Века», предусматривало предварительную эксплуатацию 510 млн. т (4 млрд. баррелей) нефти и 55 млрд. м3 газа в течении 30 лет.

числе «Долгосрочная стратегия по управлению нефтегазовых прибылей», «Государственная Программа по развитию топливно-энергетического комплекса в АР» (2005-2015 гг.), «Государственная Программа по соци-

20,0

9,52

2,45

10,0

1,75

17,01

2,08

17,13

□ Унокол (США) / Unocal (USA)

□ Амоко (США) / Amoco (USA)

□ Scotland (Шотландия) / Ramco (Scotland)

□ БП (Британия) / BP (Britannia)

□ Статоил (Норвегия) / Statoil (Norway)

□ Делта Нимир (Саудовская Аравия) / Delta Nimir (Saudi Arabia)

□ Пензоил (США) / Penzoil (USA)

□ ТПАО (Турция) / TPAO (Turkey)

■ ЛУКоил (Россия) LUKoil / (Russia)

□ МакДермотт (США) / McDermott (USA)

□ СОКАР (Азербайджан) / SOCAR (Azerbaijan)

Рис. 1. Доля компаний, подписавших «Контракт Века» (в процентах) Fig. 1. Share of companies under the "Contract of the Century" (In percent)

альному и экономическому развитию регионов АР» (2004-2008, 2009-2013 и 2014-2018 гг.) и др. документы.

Всего в Азербайджане обнаружено 71 нефтяных и газовых месторождений, из которых 54 эксплуатируются (в том числе 36 на суше, 18 - в море). 9 месторождений находятся на этапе открытия. С начала первой добычи нефти в Азербайджане было добыто и использовано 1,5 млрд. тонны нефти (с конденсатом) и свыше 480 млрд. кубометров природного газа [5]. По расчетам геологов, в одном только Азербайджанском секторе Каспийского моря запасы нефти достигают 4 млрд. тонны, а запасы природного газа - 800 млрд. кубометров [6].

Азербайджан с его огромными энергетическими ресурсами, расположенный между Европой и Азией, то есть в зоне, имеющей геополитическое значение, представляет большой интерес для ведущих стран мира и международных организаций. Устойчивое

использование энергетических ресурсов и предоставление соответствующей безопасности является одним из основных приоритетов государственной политики Азербайджана. Иностранные инвесторы выражают заинтересованность в существовании больших запасов нефти и газа в стране и проявляют большой интерес к Азербайджану как одной из самых богатых стран с запасами нефти и газа.

Основной задачей в этом направлении является создание свободной среды для инвесторов, а также совершенствование существующей нормативно-юридической базы с целью расширения возможностей инвестиционного вложения в отрасли экономики и обеспечение наиболее благоприятных условий для этого процесса.

Анализ статистических данных показывает, что за 2004-2014 гг. ВВП Азербайджана вырос 6,9 раз, а ВВП на душу населения 6,1 раз.

40137,2

28360,5 18746,2 ж

12522,5 8530,2 |

f 1030,4

I У^

1494,3

2208,2 U^l

3296,6

YW

42465 35601,5//'

ж

58182 58977,8 52082 547437¿у ¿у

4603,7

4033,2

W

4753

5752,9

LM^

5966,1

6258,3

ША

6264,1

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

□ ВВП / GDP □ ВВП на душу населения / GDP per capita

Рис. 2. ВВП (в млн. манатах) и ВВП на душу населения (в манатах) Fig. 2. GDP (mln. manat) and GDP per capita (manat)

27,1 / \ □ промышленность / industry \ 41,5 \ □ сельское хозяйство / agriculture

7 V □ строительство / building / □ транспорт и связь / transport and communications □ налоги / taxes

6,3^ □ другие области / other areas

12,5 5,3

Рис. 3. Структура ВВП в 2014 г., в процентах Fig. 3. Structure of GDP in 2014, In percentage

Как видно из рис. 2., тенденция снижения наблюдалась только в 2009 г. и 2014 г., что было связано с глобальным экономическим кризисом, наблюдавшимся в 2009 г. Кризис же 2014 г. был обусловлен резким падением цен на нефть на мировом рынке.

Ученые, занимающиеся вопросами устойчивого развития, выдвигают в своих исследованиях систему, включающую в себя множество элементов или подсистем, таких как страна, район, компания, предприниматель и др. Система представляется полной и основывается на взаимосвязь этих подсистем [7]. Устойчивая политика представляет систему целей и задач органов государственной власти, занимающихся управлением политического и экономического развития регионов, а также рассматривается в качестве механизма их реализации [8]. При определении устойчивой политики отдельного региона, следует учитывать не только его специфические особенности, но и основные направления проведенных на региональном уровне экономических реформ, совершенствование социальной и производственной инфраструктуры, а также проблемы эффективного природопользования.

Важной составляющей стратегию устойчивого развития Азербайджанской Республики является «Государственная программа социально-экономического развития регионов». Правительство нацелено в основном на достижение крупных инвестиционных вложений в ненефтяной сектор страны за счет прибылей, полученных от нефтяной отрасли и тем самым, обеспечить устойчивое развитие регионов. В этом отношении вышеуказанные программы, реализация которых призвана обеспечить устойчивое развитие, имеют очень большое значение для страны. Эти государственные документы способствовали повышению устойчивого развития ненефтяного сектора, повышению качества инфраструктуры социального обеспечения и улучшению предпринимательской среды.

Необходимость подготовки и реализации государственных программ по социально-экономическому развитию регионов обуславливается нижеследующими факторами: обеспечение устойчивого развития экономики на основе рационального использования природного и экономического потенциала; устранение значительных разниц, существующих между регионами по уровню эко-

номического развития и обеспечение регионального равновесия; ускорение развития предпринимательства для повышения занятости и снижения уровня бедности; восстановление производственной деятельности старых предприятий и создание новых; создание необходимой инфраструктуры для развития регионов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

За 10 лет реализации государственной программы (2004-2014 гг.) инвестиции выросли в 14,6 раза. Рост вложений в ненефтяной сектор вырос в 12,9 раза. Финансовые вклады, сделанные за счет всех источников для развития регионов, составили 50,7 млрд. манатов. В стране было создано свыше 1,2 млн. новых рабочих мест, в том числе 900 тыс. постоянных. Было построено 55,6 тыс. новых предприятий. Около 80% созданных рабочих мест приходятся на регионы.

Вместе с вышеотмеченными достижениями, при экономическом развитии и планировании должна учитываться и совершенствоваться территориальная структура промышленности. Низкий уровень развития промышленности в регионах, за исключением Абшеронского экономико-географического района, во многом связан с нецелесообразным размещением предприятий. Из-за нерационального размещения промышленных предприятий, многие из них оказались отдаленными от местных источников сырья и основных центров потребления. В результате в большом объеме растут транспортные расходы, происходит потеря сырья и производимой продукции, затрудняется привлечение растущей рабочей силы в производственные отрасли.

При размещении промышленных предприятий в регионах количественные показатели должны учитываться на должном уровне. В этой связи, социально-экономические аспекты концепции устойчивого развития выходят на первый план.

Вместе с тем, наблюдается динамичный рост в машиностроении, металлургии, химии, производстве мебели, текстильной промышленности и в других производственных отраслях. Даже в условиях кризиса мировой экономики в ненефтяном секторе Азербайджана был зафиксирован рост. Создание в Сумгаите Технологического Парка, Парка Химической Промышленности, Промышленного Парка в Балаханы, Парка Высоких Технологий и др. должно ускорить обеспечение устойчивого развития ненефтя-

ного сектора и создание благоприятных условий для развития конкурентоспособного промышленного производства на основе высоких технологий, а также повысить занятость населения в промышленном секторе.

Реализованные экономические реформы позволили за относительно короткое время добиться макроэкономической стабильности в стране и повысить уровень жизни населения. С рациональным использованием природных ресурсов, имеющихся в регионах, повысился объем сельскохозяйственного производства, обеспечено динамичное развитие ненефтяных отраслей, в том числе перерабатывающего производства, сферы обслуживания, туризма, повысился уровень занятости и значительно снизилась миграция населения из регионов. В то же время, страна находится в начале стадии реализации экономических приоритетов концепции устойчивого развития. Нынешний этап мировой экономики обуславливает более тесное сотрудничество стран для успешной реализации поставленных задач по устойчивому развитию. Одновременно процессы, наблюдаемые в международной экономике, могут иметь негативные последствия для национальной экономики. В 2015 году национальная валюта Азербайджана (манат) дважды подвергся девальвации, которая негативно повлияла на экономику страны. В результате девальвации манат упал по отношению к доллару в 2 раза. В настоящее время ситуация постепенно стабилизируется. Необходимо подготовить и реализовать план устойчивой стратегии для предотвращения повторения подобных ситуаций в будущем.

Ожидается, что в предстоящие годы мировая торговля будет расти более высокими темпами, чем производство, вместе с глобализацией расширится и региональная интеграция [9]. При этом надо отметить, что обеспечение продовольственной безопасности является важной составляющей национальную безопасность страны и ее регионов. Надежное продовольственное обеспечение служит основным условием экономической стабильности и социальной устойчивости каждой страны и региона.

Главная цель обеспечения продовольственной безопасности - гарантированное и устойчивое снабжение перерабатывающих предприятий сырьем, а населения - продовольствием, не подверженное влиянию

внешних и внутренних неблагоприятных воздействий. Важнейшие условия достижения продовольственной безопасности:

1) потенциальная физическая доступность продуктов питания для каждого человека, т.е. наличие их и предложение в достаточном количестве;

2) экономическая возможность приобретения продовольствия всеми социальными группами населения, в том числе и малоимущими (платежеспособность потребительского спроса);

3) потребление продуктов высокого качества в количестве, достаточном для рационального питания [10].

По данным FAO, продовольственная безопасность определяется 4 факторами: наличием продуктов питания, обеспеченностью каждого человека продуктами питания, использованием продуктов питания (роль наличия витаминов, имеющихся в продуктах питания на человеческий организм) и устойчивостью обеспечения продуктами питания. Продовольственная безопасность считается достигнутой, если производство продуктов питания удовлетворяет 80-85%, а имеющиеся ресурсы 20-25% спроса, а показатель калорийности на душу населения в питательном рационе превосходит 2400-2500. Азербайджан проводит целенаправленные меры по надежному обеспечению населения продуктами питания, также как крупномасштабные государственные программы, направленные на развитие аграрной отрасли, напрямую определяющей продовольственную безопасность. Важную роль при этом играют государственные программы по социально-экономическому развитию регионов.

В 2004-2014 гг. в республике улучшилось состояние самообеспеченности продуктами питания населения за счет развития растениеводства и животноводства. За последние 10 лет, объем сельскохозяйственного производства вырос в 1,5 раза, в том числе зерна в 43,9 раз, картофеля на 29,1%, овощей на 17,8%, бахчевых растений на 20,5%, фруктов и ягод на 49,1%, винограда в 2,4 раза.

Азербайджан считается страной, имеющей большой сельскохозяйственный потенциал. Последовательная политика, проводимая государством, позволит достичь двукратного и даже трехкратного роста в данной отрасли. Для ускорения поставлен-

ных задач в решении проблем по продовольственному обеспечению, проводятся нижеследующие меры, которые можно считать социально-экономическими аспектами

устойчивого развития:

- достижение высокой производительности в сельском хозяйстве;

- интенсификация сельскохозяйственного производства и ослабление зависимости страны от импорта продуктов питания;

- повышение средств, направленных в аграрный сектор за счет целесообразного

использования имеющихся ресурсов и финансовых возможностей;

- создание благоприятных условий для снижения из года в год зависимости страны от импорта продуктов питания и решения проблемы продовольственной безопасности;

- удовлетворение потребности населения до 80% в повседневных продуктах, производимые отечественными предпринимателями.

ВЫВОДЫ

1. При разработке стратегии развития регионов необходимо основываться на концепцию устойчивого развития, так как под этой концепцией понимается достижение целей и задач, поставленных для развития регионов в перспективе.

2. Нынешний уровень промышленности, являющейся ведущей отраслью эко-

номики, значительно ниже природно-экономических возможностей регионов. Это противоречит требованиям процесса территориальной организации производства.

3. В Азербайджане аграрный сектор должен развиваться на основе государственного регулирования и концепции устойчивого развития.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Морковкин Д.Е. Социально-экономические аспекты устойчивого развития экономики территорий // Вестник Московского университета имени С.Ю.Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2014, N1(7). С. 4-10.

2. Черданцев В.А., Робинсон Б. В. Современные концепции устойчивого развития // Вестник Новосибирский государственный университет экономики и управления. 2009. N2. С. 14-24.

3. Воссина А.Е., Кустикова М.А. Экологические, экономические и социальные аспекты функционирования отечественных градообразующих предприятий как фактор устойчивого развития территорий // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2015, N1. С. 18-27.

4. Гурбанзаде А.А. ХХ1 век: аграрно-промышленный кластерный фактор устойчивого развития. Баку: Кооперация, 2015, 216 с.

5. Государственная Программа Азербайджанской Республики по развитию топливно-энергетического

комплекса (2005-2015 гг.). Баку: Закон, 14 февраля 2005 г.

6. Аббасов Дж.Р. Экономическая и социальная география Азербайджанской Республики. Баку: БГУ, 1998, 124 с.

7. Абдуллаев А.Г. Стабильное развитие в Азербайджане и социально-экологически-экономическая система // Роль антропогенного фактора в трансформации современных экогеографических условий Азербайджана. Баку: Европа, 2009, С. 600-606.

8. Имрани З.Т. Вложение инвестиции в отрасли хозяйства. География Азербайджанской Республики, II том. Экономическая, социальная и политическая география. Баку: Европа, 2015, С. 213-222.

9. Концепция развития «Азербайджан - 2020: взгляд в будущее». Баку: Закон, 29 декабря 2012.

10. Трошин А.С. Продовольственная безопасность - основа обеспечения национальной безопасности // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Экономика и финансы. 2004, N2. С. 252-254.

1. Morkovkin D.E. Socio-economic aspects of sustainable economic development of regions. Vestnik Moskovskoqo universiteta imeni S.Yu.Vitte. Seriya 1: Ekonomika i upravlenie [Vestnik of Moscow Vitte University. Series 1: Economics and Management]. 2014, no. 1(7), pp. 4-10. (In Russian)

2. Cherdantsev V.A., Robinson B.V. The modern concepts of sustainable development. Vestnik Novosi-birskiy qosudarstvenniy universitet ekonomiki I up-

ravneliya [Vestnik of Novosibirsk State University of Economics and Management]. 2009, no. 2, pp. 14-24. (In Russian)

3. Vossina A.E., Kustikova M.A. Environmental, economic and social aspects of the domestic backbone enterprises' functioning as a factor of sustainable development at the territories. Naucniy jurnal NIU ITMO. Seriya «Ekonomika i ekologicheskii menedzhment» [Scientific Journal NRU ITMO. Series of "Economics

and Environmental Management']. 2015, no. 1, pp. 18- J

27. (In Russian) i

4. Gurbanzade A.A. ХХ1 vek: aqrarno-promishlenniy I klasterniy factor ustoycivoqo razvitiya [XXI century: the i agro-industrial cluster factor of sustainable develop- i ment]. Baku, Cooperation Publ., 2015, 216 p. (In Azer- | baijan) /

5. Gosudarstvennaya Proqramma Azerbaydjanskoy i Respubliki po razvitiyu toplivno-energeticeskoqo kom- i pleksa (2005-2015 year.) [State Program of Azerbaijan [ Republic on development of fuel and energy complex ; (2005-2015)]. Baku, Law Publ., 14 February 2005. (In ! Azerbaijan)

6. Abbasov J.R. Ekonomiceskaya I socialnaya geo-grafiya Azerbaydjanskoy Respubliki [Economic and I social geography of Azerbaijan Republic]. Baku, BGU Publ., 1998, 124 p. (In Azerbaijan) j

7. Abdullayev A.G. Stabilnoe razvitie v Azerbaydjane i I socialno-ekologiceski-ekonomiceskaya sistema [Sta- < ble development in Azerbaijan and socioecological-economic system]. Rol antropogennoqo faktora v trans-formacii sovremennix ekogeograficeskix usloviy Azer-

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации Заур Т. Имрани* - кандидат географических наук, доцент отдела экономической и политической географии Азербайджана, Институт Географии им. акад. Г.А.Алиева Национальной Академии Наук Азербайджана, тел. +994(50)351-43-77, AZ1143, ул. Г. Джавида 115, Баку, Азербайджан, e-mail: [email protected]

Матанат Р. Мусаева - кандидат географических наук, кафедра экономической и социальной географии, Географический факультет Бакинского Государственного Университета, Баку, Азербайджан.

Критерии авторства Заур Т. Имрани проанализировал данные, написал рукопись и несет ответственность за плагиат. Матанат Р. Мусаева собрала материалы.

Конфликт интересов Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Поступила в редакцию 22.01.2016 Принята в печать 03.03.2016

baydjana [The role of human factor in the transformation of modern ecogeographical conditions in Azerbaijan]. Baku, Europe Publ., 2009, pp. 600-606. (In Azerbaijan)

8. Imran Z.T. Vlojenie investicii v otrasli xozyaystva [Investments in the sectors of the economy]. Geografiya Azerbaydjanskoy Respubliki, II tom. Ekonomiceskaya, socialnaya I politiceskaya geografiya [Geography of Azerbaijan Republic. Volume 2. Economic, social and political geography]. Baku, Europe Publ., 2015, pp. 213222. (In Azerbaijan)

9. Koncespciya razvitiya "Azerbaydjan - 2020: vzglyad v budushee" [Conception of Development of "Azerbaijan-2020: A look into the future"]. Baku, Law Publ., 29 December, 2012. (In Azerbaijan)

10. Troshin A.S. Food security is the basis of national security. Vestnik Nijnegorodskogo universiteta imeni N.I. Lobacevskoqo. Seriya: Ekonomika I finansi [Vestnik of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod. Series: Economics and Finance]. 2004, no. 2, pp. 252254. (In Russian)

AUTHOR INFORMATION Affiliations

Zaur T. Imrani* - candidate of geographical sciences, associate professor at the Department of Economic and Political Geography of Azerbaijan. Institute of Geography after acad. H.A. Aliyev, Azerbaijan National Academy of Sciences. Tel: +994(50)351-43-77, AZ1143, H. Javid st. 115, Baku, Azerbaijan, e-mail: [email protected]

Matanat R. Musayeva - candidate of geographical sciences, sub-department of Economic and Social Geography, Faculty of Geography, Baku State University, Baku, Azerbaijan.

Contribution Zaur T. Imrani, analyzed the data, wrote the manuscript and responsible for avoiding the plagiarism. Matanat R. Musaeva collected material.

Conflict of interest The authors declare no conflict of interest.

Received 22.01.2016 Accepted for publication 03.03.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.