УДК 37.032-004.01
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ТЕХНОЛОГИЯМ В ОБРАЗОВАНИИ
Ирина Ивановна Ващук
преподаватель - исследователь высшей квалификационной категории [email protected] Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема современного образования. Большое внимание уделяется стратегическим подходам, на которых основывается современное обучение и воспитание гармонично-развитой личности. А также представлено авторское определение термина «стратегический подход в образовании» и проанализирован генезис и трансформация понятийного аппарата - «стратегия».
Ключевые слова: образование, стратегия, педагог, стратегические подходы.
В сегодняшнее время, а также в сложившейся обстановке в стране в целом, многие учебных заведения были вынуждены реализовать учебный процесс в дистанционном формате. Практика показала, что такое обучение повлекло за собой ряд проблем. Хорошая дидактическая подготовка преподавателя сегодня особенно важна, потому что без знаний общей теории нельзя творить [1].
Процесс преподавания - это искусство. В первую очередь это искусство увлечь обучающихся своей дисциплиной, удивить красотой мысли, знаниями, побудить их к самостоятельным мыслительным действиям. К сожалению, такая процедура невозможна без личного контакта на уроке и субъект-субъектных взаимоотношений во время занятий. Но образование 21 века базируется на инновационных технологиях, которые стремительно врываются в образовательную среду [1]. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности - это наличие высокого уровня мыслительных способностей, которые возможно приобрести при помощи определенной тактики или стратегии в обучении [6].
Прежде чем выявить стратегические подходы в образовании, необходимо
рассмотреть эволюцию понятия «стратегия» (таблица 1).
Таблица 1.
_Генезис и трансформация понятийного аппарата «стратегия» *_
Термин Краткая характеристика
Военная стратегия Наука о ведении войны, одна из областей военного искусства, высшее его проявление, которое охватывает вопросы теории и практики подготовки к войне, её планирование и ведение, исследует закономерности войны.
Стратегия Способ достижения сложной цели, общийплан, охватывающий длительный период времени
Стратегия Достигает основной цели через решение промежуточных тактических задач по оси «ресурсы — цель»
Тактика Является инструментом реализации стратегии и подчинена её основной цели
Образовательная стратегия Концепция, заложенная в основу образовательной политики. Определяет основные направления и принципы развития системы образования как целостного социального института.
Стратегический подход (стратегический менеджмент) Функцияуправления, направленная на долгосрочные цели и действия, а также комплекс долгосрочных мер иподходовпо улучшении жизнеспособности и мощи лица или группы лиц по отношению к их конкурентам.
*-составлено автором на основе [9]
Многие педагоги-ученые в обучении «стратегический подход» рассматривают, как технологию управления процессом образования.По моему мнению «стратегический подход в образовании» — это искусство управления процессом обучения и воспитания современного поколения, а также планирование и контрольстановления личности обучающегося*.
Ориентировочной основой при разработке технологий обучения являются:
- правильное ведение дидактических процессов;
- постановка педагогических задач.
Основные элементы данной процедуры представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. - Проектирование обучения*
* - составлено автором на основе [1]
К приоритетным целям, на которые ориентируется преподаватель можно отнести: подготовку эрудита (профессионала, мыслителя), формирование познавательной активности личности в обучении. Отбор наиболее значимого
материала; структурирование учебного материала; отбор примеров и доказательств с учетом специальности; отбор задач, направленных на формирование умений и навыков - все это относится к содержанию обучения. Виды учебных занятий подразумевают - лекции, семинары, лабораторные занятия, экскурсии, самостоятельную аудиторную работу, практические занятия. Для достижения педагогических задач очень важен выбор средств обучения. Это могут быть учебные книги, наглядные пособия, информационные материалы для аудиовизуальных средств обучения, учебное оборудование.
К современным технологиям образования можно отнести следующие подходы, которые в итоге выстраивают стратегию обучения подрастающего поколения (таблица 2).
Таблица 2
Основной перечень образовательных стратегий_
Стратегические комбинации в образовании
Наименование Содержание
Компетентностный По мнению О.Е. Лебедева - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценкиобразовательныхрезультатов [3].
Конвергентный Это построение целостных учебных дисциплин, в которых интегрируются научные знания и технологические достижения на основе фундаментальных закономерностей развития естественных наук и КБГС-технологий (нанотехнологий, биотехнологии, информационных и когнитивных технологий) [4].
Технологический По мнению Сакамото, данный подход представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления [5].
Междисциплинарный Данный подход направлен на связь дисциплин, когда сглаживаются противоречия в усвоении знаний, идей, методов между науками. Таким образом, происходит комплексное применение теории и практики, полученных на основе изучения дисциплин, в профессиональной деятельности [6].
Инклюзивный Это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками [7].
Метапредметный Это комбинация нацелена на то, чтобы ребенок и учитель понимали, что все, что изучается, можно применить в реальной жизни[8].
Знаниевый Суть знаниевого подхода заключается в том, чтобы передать учащимся необходимый объем педагогических знаний. Единицей
обучения здесь выступает порция знаний, т. е. педагогической информации, в которой студенты должны осознать значение и смысл [9].
Гуманистический Направление в педагогике, ориентирующееся на личность ученика, на учёт его индивидуальных интересов и способностей [10].
Системно-деятельностный По мнению А.М.Рыжиковой — этоорганизация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности обучающегося [11].
Личностно-ориентированный Система взаимосвязанных понятий, идей, способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности обучающегося, развитие его неповторимой индивидуальности [12].
Таким образом, стратегический подход к технологиям в образовании является эффективным использование наличных ресурсов для достижения основной цели - эффективного обучения будущих специалистов.
Список литературы:
1. Ващук И.И. Информационные технологии в образовательном процессе // Наука и образование. 2020. Т. 3. №1. C. 15
2. Практика использования электронных образовательных ресурсов на занятиях, проводимых в аграрном вузе / Е. Н. Третьякова, А. Г. Нечепорук, И. Б. Кирина, Я. А. Третьякова // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1.
3. Википедия - свободная энциклопедия // https ://ru. wikipedia. org
UDC 37.032-004.01
STRATEGIC APPROACH TO TECHNOLOGIES IN EDUCATION
Irina I. Vashchuk
teacher - researcher [email protected] Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russian Federation
Annotation. The article deals with the actual problem of modern education. Much attention is paid to the strategic approaches on which the modern education and upbringing of a harmoniously developed personality is based. It also presents the author's definition of the term "strategic approach in education" and analyzes the genesis and transformation of the conceptual apparatus - "strategy".
Key words: education, strategy, teacher, strategic approaches.
Статья поступила в редакцию 14.02.2022; одобрена после рецензирования 28.02.2022; принята к публикации 09.03.2022.
The article was submitted 14.02.2021; approved after reviewing 28.02.2022; accepted for publication 09.03.2022.