Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

К ВОПРОСУ О ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ (КОМПЬЮТЕРНЫЕ) ТЕХНОЛОГИИ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мишина Анна Михайловна, Мишина Мария Николаевна, Мишин Михаил Михайлович

В данной статье приводятся сведения об особенностях цифровизации образования, инструментах цифрового обучения и их возможностях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мишина Анна Михайловна, Мишина Мария Николаевна, Мишин Михаил Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF DIGITALIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES

This article provides information about the features of digitalization of education, digital learning tools and their capabilities.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 004.9:371.3

К ВОПРОСУ О ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Анна Михайловна Мишина

студент

[email protected] Мария Николаевна Мишина

кандидат сельскохозяйственных наук, старший преподаватель

[email protected] Михаил Михайлович Мишин кандидат технических наук, доцент [email protected] Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия

Аннотация. В данной статье приводятся сведения об особенностях цифровизации образования, инструментах цифрового обучения и их возможностях.

Ключевые слова: цифровизация, цифровые (компьютерные) технологии, обучение.

В настоящее время термин «цифровизация» часто встречается и широко употребляется в повседневной жизни. Сам данный термин означает внедрение цифровых (информационных, компьютерных) технологий в различные сферы человеческой деятельности, а так же переход на цифровой способ связи, записи и передачи данных с помощью цифровых устройств [7].

На самом деле мы видим, что информационные технологии уже используются в медицине, сфере услуг, торговле, банковской деятельности и т.д. и сфера их применения растет с очень высокой скоростью, так как их применение упрощает многие операции, стирает территориальные границы, и их использование удобно. Не стали исключением наука и образование.

В процессе образовательной деятельности грамотный педагог всегда старается использовать продвинутые, передовые, перспективные технологии и современные инструменты с целью сделать обучение более интересным, увлекательным, наглядным.

Он работает в основном с молодым поколением. А следует отметить, что дети и молодые люди очень быстро адаптируются к цифровой среде, с легкостью осваивают компьютеры и мобильные устройства (телефоны, планшеты). В настоящее время часто уже дошкольник имеет некоторые навыки работы в цифровой среде и именно с детского возраста формируется цифровая грамотность обучающихся.

В связи с этим, для более успешного взаимодействия с учащимися, понимания друг друга и более продуктивной работы педагог просто обязан шагать в ногу со временем, не отставать от технического прогресса, осваивать компьютерные технологии и успешно их применять.

Возможности цифровых технологий обширны: от использования огромного количества информации для обучения в виде электронных учебников и других интернет-ресурсов до полных курсов и модулей формирования заданных компетенций.

Внедрение интернет-технологий в учебный процесс позволяет обучаться, не присутствуя в аудитории, в удобное время, по индивидуальному графику, удобному для обучающегося.

Авторы О.М. Гущина и О.П. Михеева [4] отмечают, что в настоящее время существуют гибридные формы электронного образования. Обучение может осуществляться обучающимися как самостоятельно (посредством работы с образовательными ресурсами, размещенными в сети), так и путем дистанционного взаимодействия (видеолекция, обсуждение проблемных вопросов с помощью коллективного общения в сети). Кроме этого, возможна и офлайн форма обучения, то есть просмотр записей прошедших лекций и обучающих роликов в удобное для обучающихся время.

По данным Кочергина Д.Г., Жернова Е.Е. [6], в США лидерами по внедрению цифрового обучения являются коммерческие университеты, а государственные - сочетают традиционные и компьютерные технологии.

В настоящее время в высшей школе нашей страны так же осуществляется смешанное обучение, происходит сочетание возможностей цифрового обучения с преимущественно традиционными формами.

Одним из перспективных инструментов цифрового обучения является онлайн-курсы. Как говорится «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать». Они становятся очень популярными. В последнее время количество доступных онлайн курсов ежегодно удваивается. На данный момент предлагается более 4200 курсов, более чем от 500 университетов [2, 3].

Кроме этого в настоящее время для онлайн-обучения в высшей школе активно используются виртуальные площадки, так называемые информационные платформы. Они представляют собой оболочку, включающую различные обучающие материалы [5, 7].

При использовании платформы преподаватель создает необходимые модули (дисциплины), которые будут доступны обучающимся, наполняет их необходимыми методическими материалами, размещает контрольно-оценочные средства (тесты, проверочные задания и т.д.).

Причем при использовании образовательных платформ осуществляется не только образовательная функция, но и коммуникативная. Учащиеся взаимодействуют между собой и с преподавателем. Сетевое взаимодействие осуществляется посредством чатов, форумов. При этом могут обсуждаться не только вопросы, связанные с обучением, например сложные или не понятные вопросы, но и имеет место простое общение. Это позволяет учащимся ощущать себя участником своей учебной группы и участником всего процесса обучения, видеть результаты своей работы, результаты работы своих одногруппников, сравнивать их (рейтинг учащихся в группе), что мотивирует к обучению.

По нашему мнению, организация интернет-обучения для педагога является более трудоемкой по сравнению с традиционной формой проведения занятий. Во-первых, он должен обладать умениями и опытом работы в цифровой среде и постоянно их совершенствовать; во-вторых, для создания необходимой информации для обучения в интернете (методических материалов, тестовых заданий, видеороликов и т.д.) и загрузки ее в сеть необходимы затраты дополнительного времени.

У интернет-обучения должно быть четкое тематическое планирование, но в то же время оно должно быть гибким, отвечающим потребностям обучающихся. Необходимо запланировать время для консультаций, обсуждения наиболее сложных вопросов, разбора непонятного для обучающихся материала.

Для обучающихся целесообразно подготовить частично заполненные конспекты лекций (или практического занятия), похожие на рабочие тетради, которые они могут распечатать и заполнять по ходу лекции. В них преподаватель может указать число, тему лекции, определения основных понятий - частично, с пустыми строками для заполнения, схемы, рисунки, таблицы и т.д. Такой способ записи конспекта лекции нравится учащимся, облегчает им работу и дает время и возможность осмыслить услышанное.

Обязательно должны быть запланированы практические задания, решение задач, семинарские занятия с обсуждением проблемных вопросов с

целью формирования умений применять на практике полученный теоретический материал.

Таким образом, цифровые технологии активно применяются в образовательной деятельности. Это современный инструмент педагога, обладающий широкими возможностями, позволяющий разнообразить деятельность обучающихся на занятии, дополняющий традиционные методы преподавания и позволяющий организовать дистанционное обучение, при невозможности традиционного.

Список литературы:

1. Ахметжанова Г.В., Юрьев А.В. Цифровые технологии в образовании // Балтийский гуманитарный журнал. 2018.Т.7 №3(24). С. 334-335.

2. Ващук И. И. Информационные технологии в образовательном процессе / И. И. Ващук // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 1. С. 15.

3. Гущина О.М., Михеева О.П. Массовые открытые онлайн-курсы в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров // Образование и наука. 2017. № 7. С. 119-136.

4. Калимуллина О.В., Троценко И.В. Современные цифровые образовательные инструменты и цифровая компетентность: анализ существующих проблем и тенденций // Открытое образование. Т.22. № 3. 2018. С.61-70.

5. Кочергин Д.Г., Жернов Е.Е. Опыт цифровизации высшего образования в США// Профессиональное образование в России и за рубежом. 2 (34) 2019. С.12-14.

6. Новые слова и значения [Текст]: словарь-справочник по материалам прессы и литературы 90-х годов XX века : в 2 т. / [Т. Н. Буцева и др. ; ред.: Т. Н. Буцева (отв. ред.), Ю. Ф. Денисенко, Е. А. Левашов] ; Российская акад. наук, Ин-т лингвистических исслед. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2009. 2014.

7. Практика использования электронных образовательных ресурсов на занятиях, проводимых в аграрном вузе / Е. Н. Третьякова, А. Г. Нечепорук, И. Б. Кирина, Я. А. Третьякова // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1.

UDC 004.9:371.3

ON THE ISSUE OF DIGITALIZATION OF EDUCATIONAL

ACTIVITIES

Anna M. Mishina

student

[email protected] Mariya N. Mishina,

candidate of Agricultural Sciences, lecturer [email protected] Mikhail M. Mishin, candidate of Technical Sciences, associate Professor

[email protected] Michurinsky State Agrarian University

Michurinsk, Russia

Annotation. This article provides information about the features of digitalization of education, digital learning tools and their capabilities.

Key words: digitalization, digital (computer) technologies, training.

Статья поступила в редакцию 14.02.2022; одобрена после рецензирования 28.02.2022; принята к публикации 09.03.2022.

The article was submitted 14.02.2021; approved after reviewing 28.02.2022; accepted for publication 09.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.