УДК 504.3.054
АВТОМОБИЛЬ КАК ИСТОЧНИК ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ
Анна Михайловна Мишина
студент Anja.2001 @yandex.ш Михаил Михайлович Мишин
кандидат технических наук, доцент Meikl2@yandex.ru Мария Николаевна Мишина
кандидат сельскохозяйственных наук, старший преподаватель
Mascha2308@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. В данной статье приводятся сведения о современных проблемах загрязнения атмосферы автомобилями.
Ключевые слова: автомобиль, загрязнение, атмосфера, вещества, выбросы.
Современный человек с трудом может представить себе жизнь без машин. Практически в каждой семье есть хотя бы один автомобиль, который является неотъемлемой частью жизни людей. Количество автомобилей на дорогах с каждым годом лишь увеличивается, что говорит об остро стоящей проблеме загрязнения атмосферы. На сегодняшний день многие люди задумываются об этой проблеме. Человечество приходит к осознанию необходимости коренной трансформации отношения к природной среде и своей роли в окружающем мире.
Если рассмотреть эту проблему более детально, то можно прийти к выводу о том, что современный автомобиль - пример неэкологичного транспортного средства, так как он наносит самый большой урон окружающей среде. По статистике загрязнение воздуха автомобильными выхлопами составляет от 80 до 95% всех загрязнений природы [2, 3].
Машины используют огромное количество кислорода из атмосферы, а также негативно сказывается на водной, земельной сфере и здоровье человека. Так как автомобиль загрязняет воздух на уровне человеческого роста, что является главной особенностью автомобильных выбросов, людям приходится вдыхать все вредные вещества. Причем, эти вещества включают в себя более 200 наименований, в том числе канцерогены.
На сегодняшний день, загрязняющие атмосферу, вещества подразделяют на восемь групп:
1. Вещества, входящие в состав естественного атмосферного воздуха, а именно: азот, кислород, водород, водяной пар, углекислый газ и другие естественные компоненты атмосферного воздуха. Их относят к химическим и нетоксичным веществам.
2. Оксид углерода, или угарный газ (СО) - бесцветный газ без вкуса и запаха, который является продуктом неполного сгорания нефтяных видов топлива. На выбросы оксидов углерода влияет также рельеф дороги, режим и скорость движения автомобиля. Например, если увеличивать скорость авто и резко уменьшать ее во время торможения, то в выхлопных газах количество
оксидов углерода увеличивается в 8 раз. Минимальное количество оксидов углерода выделяется при равномерной скорости автомобиля 60 км/ч.
3. Оксид азота - бесцветный газ и диоксид азота - газ красновато-бурого цвета с характерным запахом. Они являются примесями, способствующими образованию смога.
4. Различные углеводороды. Они образуются в результате неполного сгорания топлива в двигателе. Углеводородные соединения отработавших газов, наряду с токсическими свойствами, обладают канцерогенным действием.
5. Альдегиды - органические соединения, которые содержат альдегидную группу, связанную с углеводородным радикалом. Наибольшее количество альдегидов образуется на режимах холостого хода и малых нагрузок, когда температуры сгорания в двигателе невысокие.
6. Сажа, которая оказывает раздражающее воздействие на органы дыхания, и другие дисперсные частицы (продукты износа двигателей, аэрозоли, масла, нагар и др.).
7. Сернистые соединения - такие неорганические газы, как сернистый ангидрид, сероводород, которые появляются в составе отработавших газов двигателей, если используется топливо с повышенным содержанием серы. Значительно больше серы присутствует в дизельных топливах по сравнению с другими видами топлив, используемых на транспорте.
8. Свинец и его соединения - встречаются в отработавших газах карбюраторных автомобилей только при использовании этилированного бензина [4, 5].
Автомобильные выбросы загрязняют поверхности земли постепенно, и скорость загрязнения зависит от многих факторов. Например, от количества проезжающих машин в данной местности сохраняются вредоносные выбросы крайне долго даже после ликвидации дорожного полотна (закрытие дороги, трассы, магистрали или полная ликвидация пути и асфальтового покрытия).
Вероятно, человечество в скором времени прекратит использование автомобилей в том виде, котором они есть сейчас. И еще на протяжении долгого
времени экология будет восстанавливаться. В настоящее время активно идут разработки транспорта, которые не будут в такой степени вредить природе [3].
Приоритетными направлениями снижения загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом являются:
- внедрение современных видов транспорта с минимальным загрязнением среды (например, электромобили);
- рациональная организация и управление транспортными потоками;
- использование более качественных или экологически чистых видов топлива (например, газ) [1];
Помимо этого, существуют мероприятия по снижению выбросов автотранспортом. Они подразделяются на: технологические, санитарно-технические, планировочные, административные. К технологическим мероприятиям относятся: замена топлива, замена двигателя, совершенствование рабочего процесса двигателя, современное техническое обслуживание. К санитарно-техническим: рециркуляция отработавших газов, нейтрализация ОГ. Планировочные включают в себя организацию пересечения улиц на разных дорогах, организацию подземных(надземных) пешеходных переходов, а также озеленение магистралей и улиц. Административными являются мероприятия по установлению нормативов качества топлива и допускаемых региональных выбросов, выводу из города транзитного транспорта, складских баз и терминалов, выделению полос движения общественного автотранспорта и скоростных дорог безостановочного движения.
Экологическая проблема автотранспорта стоит остро не только у нас в стране, поэтому необходимо искать пути её решения: переходить на экологически чистые виды топлива, либо, оснащать автомобили двигателями новой конструкции, а пока у нас нет доступа к этому, нам приходится лишь приспосабливаться.
Список литературы:
1. Глушкова В.Г., Шевченко А.Т. Эколого-экономические проблемы России и ее регионов. М.: Московский лицей, 2002.
2. Лубянкин А.Н., Алехин А.В. Альтернативные виды топлива для повышения экологичности автомобильного двигателя // В сборнике: Приоритетные направления развития садоводства (I Потаповские чтения). Материалы Национальной научно-практической конференции, посвященной 85-й годовщине со дня рождения профессора, доктора сельскохозяйственных наук, лауреата Государственной премии Потапова Виктора Александровича. 2019. С. 63-65.
3. Скоркин А.С., Алехин А.В. Пути повышения эффективности системы питания искровых двигателей // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 4. С. 9.
4. Перечень и коды веществ, загрязняющих атмосферный воздух. Изд.6-е. СПб., 2005, 290 с.
5. Шатилов О.И., Алехин А.В. Перспективы развития искрового зажигания ДВС // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 4. С. 8.
UDC 504.3.054
THE CAR AS A SOURCE OF ATMOSPHERIC POLLUTION
Anna M. Mishina
student
Anja.2001 @yandex.ru Mikhail M. Mishin
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor
Meikl2@yandex.ru Maria N. Mishina Candidate of Agricultural Sciences, Senior Lecturer
Mascha2308@yandex.ru
Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Annotation. This article provides information about the current problems of air pollution by cars.
Key words: car, pollution, atmosphere, substances, emissions.
Статья поступила в редакцию 29.03.2022; одобрена после рецензирования 11.04.2022; принята к публикации 12.05.2022.
The article was submitted 29.03.2022; approved after reviewing 11.04.2022; accepted for publication 12.05.2022.