УДК 504.3.054
АВТОМОБИЛЬ КАК ИСТОЧНИК ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ
Анна Михайловна Мишина
студент Anja.2001 @yandex.ш Михаил Михайлович Мишин
кандидат технических наук, доцент [email protected] Мария Николаевна Мишина
кандидат сельскохозяйственных наук, старший преподаватель
[email protected] Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. В данной статье приводятся сведения о современных проблемах загрязнения атмосферы автомобилями.
Ключевые слова: автомобиль, загрязнение, атмосфера, вещества, выбросы.
Современный человек с трудом может представить себе жизнь без машин. Практически в каждой семье есть хотя бы один автомобиль, который является неотъемлемой частью жизни людей. Количество автомобилей на дорогах с каждым годом лишь увеличивается, что говорит об остро стоящей проблеме загрязнения атмосферы. На сегодняшний день многие люди задумываются об этой проблеме. Человечество приходит к осознанию необходимости коренной трансформации отношения к природной среде и своей роли в окружающем мире.
Если рассмотреть эту проблему более детально, то можно прийти к выводу о том, что современный автомобиль - пример неэкологичного транспортного средства, так как он наносит самый большой урон окружающей среде. По статистике загрязнение воздуха автомобильными выхлопами составляет от 80 до 95% всех загрязнений природы [2, 3].
Машины используют огромное количество кислорода из атмосферы, а также негативно сказывается на водной, земельной сфере и здоровье человека. Так как автомобиль загрязняет воздух на уровне человеческого роста, что является главной особенностью автомобильных выбросов, людям приходится вдыхать все вредные вещества. Причем, эти вещества включают в себя более 200 наименований, в том числе канцерогены.
На сегодняшний день, загрязняющие атмосферу, вещества подразделяют на восемь групп:
1. Вещества, входящие в состав естественного атмосферного воздуха, а именно: азот, кислород, водород, водяной пар, углекислый газ и другие естественные компоненты атмосферного воздуха. Их относят к химическим и нетоксичным веществам.
2. Оксид углерода, или угарный газ (СО) - бесцветный газ без вкуса и запаха, который является продуктом неполного сгорания нефтяных видов топлива. На выбросы оксидов углерода влияет также рельеф дороги, режим и скорость движения автомобиля. Например, если увеличивать скорость авто и резко уменьшать ее во время торможения, то в выхлопных газах количество
оксидов углерода увеличивается в 8 раз. Минимальное количество оксидов углерода выделяется при равномерной скорости автомобиля 60 км/ч.
3. Оксид азота - бесцветный газ и диоксид азота - газ красновато-бурого цвета с характерным запахом. Они являются примесями, способствующими образованию смога.
4. Различные углеводороды. Они образуются в результате неполного сгорания топлива в двигателе. Углеводородные соединения отработавших газов, наряду с токсическими свойствами, обладают канцерогенным действием.
5. Альдегиды - органические соединения, которые содержат альдегидную группу, связанную с углеводородным радикалом. Наибольшее количество альдегидов образуется на режимах холостого хода и малых нагрузок, когда температуры сгорания в двигателе невысокие.
6. Сажа, которая оказывает раздражающее воздействие на органы дыхания, и другие дисперсные частицы (продукты износа двигателей, аэрозоли, масла, нагар и др.).
7. Сернистые соединения - такие неорганические газы, как сернистый ангидрид, сероводород, которые появляются в составе отработавших газов двигателей, если используется топливо с повышенным содержанием серы. Значительно больше серы присутствует в дизельных топливах по сравнению с другими видами топлив, используемых на транспорте.
8. Свинец и его соединения - встречаются в отработавших газах карбюраторных автомобилей только при использовании этилированного бензина [4, 5].
Автомобильные выбросы загрязняют поверхности земли постепенно, и скорость загрязнения зависит от многих факторов. Например, от количества проезжающих машин в данной местности сохраняются вредоносные выбросы крайне долго даже после ликвидации дорожного полотна (закрытие дороги, трассы, магистрали или полная ликвидация пути и асфальтового покрытия).
Вероятно, человечество в скором времени прекратит использование автомобилей в том виде, котором они есть сейчас. И еще на протяжении долгого
времени экология будет восстанавливаться. В настоящее время активно идут разработки транспорта, которые не будут в такой степени вредить природе [3].
Приоритетными направлениями снижения загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом являются:
- внедрение современных видов транспорта с минимальным загрязнением среды (например, электромобили);
- рациональная организация и управление транспортными потоками;
- использование более качественных или экологически чистых видов топлива (например, газ) [1];
Помимо этого, существуют мероприятия по снижению выбросов автотранспортом. Они подразделяются на: технологические, санитарно-технические, планировочные, административные. К технологическим мероприятиям относятся: замена топлива, замена двигателя, совершенствование рабочего процесса двигателя, современное техническое обслуживание. К санитарно-техническим: рециркуляция отработавших газов, нейтрализация ОГ. Планировочные включают в себя организацию пересечения улиц на разных дорогах, организацию подземных(надземных) пешеходных переходов, а также озеленение магистралей и улиц. Административными являются мероприятия по установлению нормативов качества топлива и допускаемых региональных выбросов, выводу из города транзитного транспорта, складских баз и терминалов, выделению полос движения общественного автотранспорта и скоростных дорог безостановочного движения.
Экологическая проблема автотранспорта стоит остро не только у нас в стране, поэтому необходимо искать пути её решения: переходить на экологически чистые виды топлива, либо, оснащать автомобили двигателями новой конструкции, а пока у нас нет доступа к этому, нам приходится лишь приспосабливаться.
Список литературы:
1. Глушкова В.Г., Шевченко А.Т. Эколого-экономические проблемы России и ее регионов. М.: Московский лицей, 2002.
2. Лубянкин А.Н., Алехин А.В. Альтернативные виды топлива для повышения экологичности автомобильного двигателя // В сборнике: Приоритетные направления развития садоводства (I Потаповские чтения). Материалы Национальной научно-практической конференции, посвященной 85-й годовщине со дня рождения профессора, доктора сельскохозяйственных наук, лауреата Государственной премии Потапова Виктора Александровича. 2019. С. 63-65.
3. Скоркин А.С., Алехин А.В. Пути повышения эффективности системы питания искровых двигателей // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 4. С. 9.
4. Перечень и коды веществ, загрязняющих атмосферный воздух. Изд.6-е. СПб., 2005, 290 с.
5. Шатилов О.И., Алехин А.В. Перспективы развития искрового зажигания ДВС // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 4. С. 8.
UDC 504.3.054
THE CAR AS A SOURCE OF ATMOSPHERIC POLLUTION
Anna M. Mishina
student
Anja.2001 @yandex.ru Mikhail M. Mishin
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor
[email protected] Maria N. Mishina Candidate of Agricultural Sciences, Senior Lecturer
Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Annotation. This article provides information about the current problems of air pollution by cars.
Key words: car, pollution, atmosphere, substances, emissions.
Статья поступила в редакцию 29.03.2022; одобрена после рецензирования 11.04.2022; принята к публикации 12.05.2022.
The article was submitted 29.03.2022; approved after reviewing 11.04.2022; accepted for publication 12.05.2022.