Научная статья на тему 'ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В МИЧУРИНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ АГРАРНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ'

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В МИЧУРИНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ АГРАРНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / УЧЕБНАЯ СРЕДА MOODLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мишина Мария Николаевна, Мишин Михаил Михайлович, Струкова Римма Анатольевна

В статье приводится опыт применения дистанционных технологий обучения в Мичуринском государственном аграрном университете, в частности виртуальной образовательной среды Moodle, рассмотрены ее возможности, а так же трудности, возникшие при дистанционном обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF USING DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES AT MICHURINSK STATE AGRARIAN UNIVERSITY

The article presents the experience of using distance learning technologies at Michurinsk State Agrarian University, in particular the virtual educational environment Moodle, its capabilities are considered, as well as the difficulties encountered during distance learning.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В МИЧУРИНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ АГРАРНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ»

УДК 37.018.43:378

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В МИЧУРИНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ АГРАРНОМ

УНИВЕРСИТЕТЕ

Мария Николаевна Мишина

кандидат сельскохозяйственных наук, старший преподаватель

[email protected] Михаил Михайлович Мишин кандидат технических наук, доцент [email protected] Римма Анатольевна Струкова кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

[email protected] Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье приводится опыт применения дистанционных технологий обучения в Мичуринском государственном аграрном университете, в частности виртуальной образовательной среды Moodle, рассмотрены ее возможности, а так же трудности, возникшие при дистанционном обучении.

Ключевые слова: дистанционное обучение, онлайн-обучение, цифровые технологии, преподаватель, обучающийся, учебная среда Moodle.

В настоящее время становиться реальной практикой использование цифровых технологий в образовательной деятельности. Так, в Мичуринском государственном аграрном университете (МичГАУ) в течение ряда лет образовательная деятельность осуществляется с помощью различных форм электронного обучения. Используются и преподавателями и обучающимися электронные формы учебников, электронные ресурсы (видео-, аудио-, веб-ресурсы). В последнее время идет создание онлайн-курсов для расширения возможностей электронного обучения, повышения доступности образования и его качества. В настоящее время онлайн-курсы являются достаточно популярными [1, 3]. А в рамках дистанционного образования онлайн-курсы становятся практически незаменимым инструментом, с помощью которого можно получить практические навыки в различных областях.

Для дистанционного образования в настоящее время широко используются виртуальные образовательные платформы. С помощью них педагог создает курсы для обучающихся, наполняет их различными методическими материалами для обучения, контрольно-тестовыми - для проверки полученных знаний и т.д.

Для дистанционного обучения в университете используется электронная образовательная среда МооШе (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда).

Это одна из самых популярных платформ для интернет-обучения и управления им в нашей стране. Она доступна и проста в использовании. Использовать ее можно на любом компьютере или современном мобильном устройстве (телефоне, планшете), подключенном к сети Интернет. С ее помощью можно создавать курсы (учебные дисциплины), которые будут доступны определенному кругу обучающихся, наполнять их учебным материалом. Данная образовательная платформа имеет множество функций, в ней легко подобрать необходимые инструменты для обучения и общения.

Обучение в Moodle в большей части осуществляется самостоятельно и лишь дополняется лекциями в режиме реального времени. Педагог отслеживает работу обучающихся в Moodle, управляет и дает консультации.

Кроме образовательной функции в Moodle реализуется и контрольно-оценочная функция. В данной образовательной среде можно создать тестовые задания для промежуточной и итоговой аттестации обучающихся по предмету. Количество вопросов может быть в среднем 30-70. Можно настроить количество попыток, дату завершения прохождения теста и т.д. В данном случае оценивание будет объективно, так как оно происходит автоматически. В Moodle обучающиеся могут сдать на проверку контрольные и курсовые работы, рефераты, эссе и другие, выполненные по заданию преподавателя, работы. Они будут проверяться уже непосредственно преподавателем.

При работе в Moodle возможна коммуникация обучающихся друг с другом и с преподавателем посредством форумов, чатов и других инструментов. Общение обязательно должно быть при дистанционном обучении, и не только в образовательных целях. При этом обучающиеся осознают то, что они являются участниками образовательного процесса, одной учебной группы, что у них есть единомышленники, и их объединяет одна цель, все это повышает их интерес и мотивацию к обучению.

В Мичуринском государственном аграрном университете виртуальная образовательная среда Moodle использовалась наряду с традиционным обучением. Учащиеся могли просмотреть краткий курс лекций, методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе, темы рефератов и перечень вопросов к зачету и экзамену и другую информацию по дисциплине. Преимущество данной платформы могли оценить обучающиеся заочной формы обучения. В ней они могли, к примеру, взять задание для выполнения контрольной работы и сдать ее не приезжая в университет. Это значительно экономило время и бюджет учащихся.

В полной мере платформа заработала в 2021 году при переходе на дистанционное обучение в связи со сложной эпидемиологической ситуацией. В

соответствии с приказом МичГАУ было установлено «с 30.10.21 проведение учебных занятий, текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий, электронной информационно-образовательной среды университета в форме внеаудиторной контактной работы обучающихся с педагогическими работниками» [2, 4, 5].

В целом платформа была готова к проведению занятий, учебные курсы были созданы, методический материал был доступен для обучающихся. Занятия проводились в соответствие с расписанием. Преподаватели обозначали тему занятий, давали обучающимся разъяснения по ходу занятия, ссылки на обучающие ролики в сети Интернет и т.д.

В то же время, как преподаватели, так и обучающиеся столкнулись с некоторыми трудностями. Во-первых, с такой формой проведения занятий (только в дистанционном режиме) и педагоги и обучающиеся столкнулись впервые, поэтому необходима была адаптация работе в МооШе участников образовательного процесса.

Во-вторых, так как обучение связано с подключением компьютера или мобильного устройства к сети, всегда возможны неполадки технического характера. Сложности с сетью возникали у обучающихся, проживающих в удаленных районах.

В-третьих, при дистанционном обучении отсутствует атмосфера урока-занятия. Урочная форма проведения занятий в аудитории способствует организации обучающихся, дисциплинирует, развивает коллективные взаимоотношения. Домашняя обстановка отвлекает учащихся от учебного процесса. Часто у них просто нет отдельной комнаты для занятий, и поэтому им невольно мешают, своим присутствием, другие члены семьи. Кроме этого дома всегда есть соблазн отвлечься, например, включить телевизор, пойти на кухню попить чай и т.д.

В четвертых, при онлайн-обучении отсутствует личный контакт обучающихся с педагогом. При личном контакте учебная информация,

исходящая от преподавателя более доступна. Педагогу это помогает более полно раскрыть личностные качества учащегося, его способности к обучению, творчеству, побуждать к обучению. Обучение на расстоянии менее эмоционально и возможно снижение интереса к предмету.

На расстоянии сложно провести лабораторные работы и различные виды практики. Хотя уже существуют разработанные виртуальные лабораторные работы в виде компьютерных программ, которые моделируют весь ход лабораторного занятия. Но они разработаны только по отдельным дисциплинам, и дорого стоят.

Как показала практика дистанционное обучение в высшей школе возможно при хорошей организации учебного процесса. Однако, такая форма обучения должна реализовываться в крайних случаях, при невозможности традиционных занятий.

Мы считаем, что все же более предпочтительно смешанное обучение. Онлайн-обучение с его широкими возможностями должно дополнять традиционные формы проведения занятий. Цифровое дистанционное обучение невозможно без педагога, именно он управляет им, а интернет-технологии являются его инструментом. Они не могут полностью заменить личное общение преподавателя и обучающегося, передачу от педагога к ученику своего опыта и знаний.

Список литературы:

1. Ахметжанова Г.В., Юрьев А.В. Цифровые технологии в образовании //Балтийский гуманитарный журнал. 2018.Т.7 №3(24). С. 334-335.

2. Приказ МичГАУ № 625 от 28 октября 2021 года «О дистанционном обучении».

3. Кирина И.Б. Использование активных форм организации аудиторной и внеаудиторной работы в процессе преподавания дисциплины «биология с основами экологии» у студентов аграрного вуза / И. Б. Кирина, С. С. Кириллова, Е. Н. Третьякова // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 1. С. 26.

4. Мишина М. Н., Кузнецова Р.В., Мишина А.М. Проблема учебной мотивации и некоторые пути ее // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 4. С. 297.

5. Практика использования электронных образовательных ресурсов на занятиях, проводимых в аграрном вузе / Е. Н. Третьякова, А. Г. Нечепорук, И. Б. Кирина, Я. А. Третьякова // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1.

UDC 37.018.43:378

EXPERIENCE OF USING DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES AT MICHURINSK STATE AGRARIAN UNIVERSITY

Mariya N. Mishina,

candidate of Agricultural Sciences, lecturer [email protected] Mikhail M. Mishin, candidate of Technical Sciences, associate Professor

[email protected] Rimma A. Strukova candidate of Agricultural Sciences, associate Professor

[email protected] Michurinsky State Agrarian University

Michurinsk, Russia E-mail: s

Annotation. The article presents the experience of using distance learning technologies at Michurinsk State Agrarian University, in particular the virtual educational environment Moodle, its capabilities are considered, as well as the difficulties encountered during distance learning.

Key words: distance learning, online learning, digital technologies, teacher, student, Moodle learning environment.

Статья поступила в редакцию 14.02.2022; одобрена после рецензирования 28.02.2022; принята к публикации 09.03.2022.

The article was submitted 14.02.2021; approved after reviewing 28.02.2022; accepted for publication 09.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.