Научная статья на тему 'МОБИЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

МОБИЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕДЖ / РЕФОРМА / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солдатова Наталья Владимировна

В статье рассматривается реформирование в системе среднего профессионального образования, анализируются направления образовательной системы и их реализация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOBILITY AS A FACTOR OF IMPROVING THE QUALITY OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

The article discusses the reform in the system of secondary vocational education, analyzes the directions of the educational system and their implementation.

Текст научной работы на тему «МОБИЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 37.014.5

МОБИЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Наталья Владимировна Солдатова

преподаватель дисциплин профессионального цикла

воШа1:оуа_па1а8Ьа@ша11 .ги Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассматривается реформирование в системе среднего профессионального образования, анализируются направления образовательной системы и их реализация.

Ключевые слова: колледж, реформа, обучение.

На сегодняшний день в системе СПО грядут большие перемены. Они направлены на улучшение качества знаний, позволяющих в будущем специалисту эффективно решать поставленные перед ним задачи. В настоящее время работодателю нужны сотрудники, которые быстро принимают правильные решения и прогнозируют результат.

Образовательная система среднего профессионального образования следует по таким направлениям:

Персонификация. Важными считаются не только интересы производства и общества, но и сама личность, а также условия для ее развития. Результатом становится повышение мотивации обучающегося к профессиональной деятельности, его способность самостоятельно реализовать свой потенциал в профессии, а также готовность к продолжению образования, к социальной и профессиональной мобильности в условиях современного общества. Реализуется с 2021 года в виде рабочей программы воспитания, представляющей собой ценностно-нормативную, методологическую и технологическую основы организации воспитательной деятельности.

Фундаментализация. Умения и знания, приобретенные при обучении, являются главным личным капиталом, который важно суметь применить на рынке труда. Этот принцип реализуется за счёт гибкости подготовки кадров и гарантий трудоустройства. Для реализации данного направления вводится программа «Профессионалитет», которая не только уменьшает срок обучения, но и дает возможность получить релевантный профессии опыт от «наставников», которые уже работают в компаниях на производствах [3]. Специалистов будут выделять сами потенциальные работодатели. Появятся занятия по развитию уже стандартных soft skills - управленческих способностей, навыков эмоционального интеллекта, работы в команде, клиентоориентированности. Кроме того, под «Профессионалитет» переоборудуют и сами помещения колледжей. На их базе создадут коворкинговые пространства и стартап-центры.

Цифровизация. Пандемия ускорила необратимый процесс вовлечения обучающихся в образовательную онлайн-среду . Участники образовательного процесса окунулись в новые технологии и занялись изучением возможностей их применения. Оглянувшись назад, мы видим, что цифровые технологии распространяются и обновляются с большой скоростью, открывая неограниченные возможности для доступа к цифровым инструментам, материалам и сервисам. Обучающиеся и преподаватели получают беспрецедентный ранее контроль над своим информационным пространством и его совместным использованием. Расширились их возможности для само - и взаимоконтроля, для формирования интереса к обучению и осмысленному учебному процессу. Конечно же, цифровая трансформация образования - это долгосрочный проект. Он касается всех уровней образования и возможен только при участии работников управления, преподавателей, обучающихся и всех стейкхолдеров, включая работодателей [2, 4, 5]. Условно можно выделить следующие логически связанные между собой группы, по которым должна вестись работа: развитие цифровой инфраструктуры образования; развитие цифровых учебно-методических материалов, инструментов и сервисов, включая цифровое оценивание; разработка и распространение новых моделей организации учебной работы. Для этого необходимо переработать сегодняшнюю практику исследований в сфере педагогики, сделать их инструментом научно-методического обеспечения и поддержки процессов цифровой трансформации образования.

Не взирая, на направления развития образования нельзя забывать о том, что одним из главных критериев образования было и остается его качество. И чтобы узнать насколько качественно подготовлен обучающийся, необходимо тесное общение с работодателями, с целью выявления требований, предъявляемых к выпускникам, компетенций и навыков, которыми должен обладать молодой специалист [2]. С этой целью вводится модель непрерывного обучения, в которой выделяют: формальное, неформальное и информальное образование. Данная модель направлена на получение высокого качества

образования, предоставляющего возможность сформировать

профессиональные компетенции, необходимые для практической деятельности, приобрести прочные умения и навыки, повышающие конкурентоспособность выпускника и способствующие развитию профессиональной карьеры. В связи с необходимостью помощи обучающимся в выстраивании индивидуальных образовательных траекторий появляются новые функции педагогов: тьютора, коуча, эдвайзера, фасилитатора.

В силу вышеперечисленных факторов, система профессионального обучения становится мобильной и способной реагировать на ожидания работодателей и требования современного рабочего места. Выпускники, выходящие на рынок труда, должны приступить к трудовой деятельности с минимальным сроком адаптации на рабочем месте [1]. Для этого проводится модернизация системы СПО, начиная от пересмотра методик и технологий подготовки кадров и заканчивая формированием новой инфраструктуры, обеспечивающей условия для подготовки таких кадров.

Список литературы:

1. Домрачева Л.Н. Ускоренное освоение программ профессионального обучения // Среднее профессиональное образование. 2021. № 10. С. 16-18

2. Дудырев Ф.Ф. Инновации в среднем профессиональном образовании (лучшие мировые практики) / Ф.Ф. Дудырев, А.А. Климов, О.А. Романова. М.: Лакуэр Принт, 2019. 85 с.

3. Ломтева Е.В. Профессионалитет как новый уровень образования // Среднее профессиональное образование. 2021. № 10. С. 19-21.

4. Практика использования электронных образовательных ресурсов на занятиях, проводимых в аграрном вузе / Е. Н. Третьякова, А. Г. Нечепорук, И. Б. Кирина, Я. А. Третьякова // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1.

5. Щербаков Н. В. Внедрение онлайн-курсов в образовательные программы высшего образования // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1.

UDC 37.014.5

MOBILITY AS A FACTOR OF IMPROVING THE QUALITY OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Natalia V. Soldatova

teacher of professional cycle disciplines soldatova_natasha@mail .ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russian Federation

Annotation

The article discusses the reform in the system of secondary vocational education, analyzes the directions of the educational system and their implementation.

Keywords: college, reform, learning.

Статья поступила в редакцию 14.02.2022; одобрена после рецензирования 28.02.2022; принята к публикации 09.03.2022.

The article was submitted 14.02.2021; approved after reviewing 28.02.2022; accepted for publication 09.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.