Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ: МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ: МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1299
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ / МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ СПО / СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киреева Эльвина Фларитовна, Чапаев Николай Кузьмич

Предметом данного исследования выступает современная система среднего профессионального образования. Рассматривается актуальный вопрос развития системы среднего профессионального образования в России в контексте реализации федерального проекта «Профессионалитет», который с 2022 года стартует в качестве эксперимента и охватывает 150 тысяч студентов, осуществляющих обучение на специалистов среднего звена. Цель работы - рассмотреть особенности внедрения указанной программы, описать планируемые результаты её реализации, раскрыть общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, формируемые в ходе реализации программы проекта, обосновать её эффективность для регионально-ориентированной модели образования, учитывающей потребность в высококвалифицированных производственных кадрах для поддержания экономики конкретного региона. Для достижения указанных целей авторами используются методы анализа (источников и регламентирующих документов), синтеза, сравнения, обобщения педагогического опыта. Авторы рассматривают такие аспекты темы, как необходимые условия для успешности перехода организаций среднего профессионального образования в систему профессионалитета и их возможные трудности. В результате сформулированы положения, которые обусловливают эффективность такого пути модернизации системы СПО и позволяют среднему профессиональному образованию определить собственное место в системе образования в целом, в частности выступая в качестве механизма синхронизации. Выводы по итогам проведённой работы могут быть востребованы в дальнейших научных изысканиях специалистами в области педагогики, практикующими преподавателями и руководителями средних профессиональных организаций, а также исследователями, в фокусе научного интереса которых находятся закономерности развития экономики и социологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киреева Эльвина Фларитовна, Чапаев Николай Кузьмич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONALISM: MODERNIZATION OF THE SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM

The subject of this study is the modern system of secondary vocational education. This article raises the current issue of looking at the future development of the system of secondary vocational education in Russia as part of the implementation of the federal project "Professionality", which starts in 2022 as an experiment and covers almost 150 thousand students. The purpose of the work is to consider the features of the implementation of this program, describe the planned results of its implementation, disclose general cultural, general professional and professional competencies formed during the implementation of the project program, fix educational stereotypes, as well as substantiate its effectiveness for a regionally-oriented education model that takes into account the need for highly qualified production personnel to support the economy of a particular subject of the state. To achieve these goals, the author of the work uses methods of analysis (sources and regulatory documents), synthesis, comparison, generalization of pedagogical experience. The author of this article considers such aspects of the topic as the necessary conditions for the successful transition of secondary vocational education organizations to the system of professionalism, possible difficulties. As a result of the work, the author formulated provisions that determine the effectiveness of such a way of modernizing the secondary vocational education system, which allows secondary vocational education to determine its own place in the education system as a whole acting as a synchronization mechanism. The conclusions based on the results of the work carried out can be in demand in further scientific research on the issue by specialists in the field of pedagogy, practicing teachers and leaders of secondary professional organizations, as well as researchers whose scientific interest is focused on the patterns of development of economics and sociology.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ: МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Педагогический журнал Башкортостана. 2022. № 4. С. 65-74. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2022; (4): 65-74.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья УДК 377.5

DOI 10.21510/18173292_2022_98_4_65_74

ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ: МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1 2 Эльвина Фларитовна Киреева , Николай Кузьмич Чапаев

1 Российский государственный профессионально-педагогический университет,

Екатеринбург, Россия, kireeva-elvina@mail.ru, ORCID 0000-0002-1830-4630

2 chapaev-n-k@ya.ru, ORCID 0000-0003-2655-1292

Аннотация. Предметом данного исследования выступает современная система среднего профессионального образования. Рассматривается актуальный вопрос развития системы среднего профессионального образования в России в контексте реализации федерального проекта «Профессионалитет», который с 2022 года стартует в качестве эксперимента и охватывает 150 тысяч студентов, осуществляющих обучение на специалистов среднего звена. Цель работы - рассмотреть особенности внедрения указанной программы, описать планируемые результаты её реализации, раскрыть общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, формируемые в ходе реализации программы проекта, обосновать её эффективность для регионально-ориентированной модели образования, учитывающей потребность в высококвалифицированных производственных кадрах для поддержания экономики конкретного региона. Для достижения указанных целей авторами используются методы анализа (источников и регламентирующих документов), синтеза, сравнения, обобщения педагогического опыта. Авторы рассматривают такие аспекты темы, как необходимые условия для успешности перехода организаций среднего профессионального образования в систему профессионалитета и их возможные трудности. В результате сформулированы положения, которые обусловливают эффективность такого пути модернизации системы СПО и позволяют среднему профессиональному образованию определить собственное место в системе образования в целом, в частности выступая в качестве механизма синхронизации. Выводы по итогам проведённой работы могут быть востребованы в дальнейших научных изысканиях специалистами в области педагогики, практикующими преподавателями и руководителями средних профессиональных организаций, а также исследователями, в фокусе научного интереса которых находятся закономерности развития экономики и социологии.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, регионально-ориентированная модель образования, профессионалитет, модернизация системы СПО, социальный заказ, экономическое развитие, профессиональное самоопределение

Для цитирования: Киреева Э.Ф., Чапаев Н.К. Профессионалитет: модернизация системы среднего профессионального образования // Педагогический журнал Башкортостана. 2022. №4(98). С. 65-74.

© Киреева Э.Ф., Чапаев Н.К., 2022

THEORYANDPRACTICEOFVOCATIONALEDUCATION

Original article

PROFESSIONALISM: MODERNIZATION OF THE SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM

1 2 Elvina F.Kireeva , Nikolai K. Chapaev

1 Russian State Vocational Pedagogical University, Yekaterinburg, Russia, kireeva-elvina@mail.ru,

ORCID 0000-0002-1830-4630

2 chapaev-n-k@ya.ru, ORCID 0000-0003-2655-1292

Annotation. The subject of this study is the modern system of secondary vocational education. This article raises the current issue of looking at the future development of the system of secondary vocational education in Russia as part of the implementation of the federal project "Professionality", which starts in 2022 as an experiment and covers almost 150 thousand students. The purpose of the work is to consider the features of the implementation of this program, describe the planned results of its implementation, disclose general cultural, general professional and professional competencies formed during the implementation of the project program, fix educational stereotypes, as well as substantiate its effectiveness for a regionally-oriented education model that takes into account the need for highly qualified production personnel to support the economy of a particular subject of the state. To achieve these goals, the author of the work uses methods of analysis (sources and regulatory documents), synthesis, comparison, generalization of pedagogical experience. The author of this article considers such aspects of the topic as the necessary conditions for the successful transition of secondary vocational education organizations to the system of professionalism, possible difficulties. As a result of the work, the author formulated provisions that determine the effectiveness of such a way of modernizing the secondary vocational education system, which allows secondary vocational education to determine its own place in the education system as a whole acting as a synchronization mechanism. The conclusions based on the results of the work carried out can be in demand in further scientific research on the issue by specialists in the field of pedagogy, practicing teachers and leaders of secondary professional organizations, as well as researchers whose scientific interest is focused on the patterns of development of economics and sociology.

Key words: secondary vocational education, regionally oriented model of education, professionalism, modernization of the secondary vocational education system, social order, economic development, professional self-determination

For citing: Kireeva E.F., Chapaev N.K. Professionalism: modernization of the secondary vocational education system. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2022; 98(4): 65-74.

Введение. Современный этап развития общества диктует необходимость пересмотра существующих подходов к деятельности образовательных учреждений, что вызвано, прежде всего, влиянием экономических факторов. Трансформационные процессы в экономике каждого региона формируют так называемый социальный заказ к подготовке кадров, высокая квалификация которых способствует устойчивому развитию субъекта федерации.

Аксиоматично утверждение, что базой для создания специалистов производственного звена выступают образовательные организации среднего профессионального образования (ОО СПО) [1, с. 178]. На протяжении всего развития образовательной системы делаются попытки переосмысления функций колледжей с целью повышения качества формирования компетенций студентов [2; 3], в том числе и с целью их дальнейшего профессионального оформления в качестве специалистов высшей квалификации [4], обозначается острая проблема дефицита кадров среднего звена для улучшения региональной экономики [5], а также обосновывается актуальность функционирования названной ступени образования в России [6]. Особое внимание исследователей сосредоточено на организации тесного сотрудничества предприятий отраслевой экономики и непосредственно студентов колледжей с целью профессиональной адаптации обучающихся, накоплению профессионального опыта и отработки теоретической базы в ситуациях функционирования на производстве в качестве рабочего (производственные практики и стажировки) [7; 8].

Общая картина утраты престижности СПО среди молодёжи [9], а также осознание важности взаимного развития экономики регионов и организаций, реализующих на их территории образовательную деятельность, стало своеобразным трамплином к созданию федерального проекта «Профессионалитет», целью которого провозглашается «разработка, апробация и внедрение новой образовательной технологии», интенсифицирующей процесс обучения производственных кадров, основанной на интегрированном педагогическом подходе. Интенсификация образовательного процесса, по мнению составителей официального документа, должна быть достигнута путём использования «цифрового образовательного ресурса, создаваемого Министерством просвещения Российской Федерации в рамках эксперимента» [10]. Это должно сделать систему СПО «более гибкой», подстроенной под потребности конкретных работодателей [11, с. 500].

Методология исследования. Ход настоящего исследования базируется на применении метода анализа (научных источников, регламентирующих государственных документов, методических указаний) и обобщения полученных сведений о специфике внедрения «Профессионалитета» в структуру СПО посредством сравнения и синтеза. Так же в качестве методов исследования в работе реализованы системный и критический методы, методы описания и наблюдения.

Основная часть. Федеральный проект «Профессионалитет» учитывает приоритет идеи о социальном сотрудничестве и кадровом партнёрстве образовательных организаций СПО и реальных предприятий региона, что, по справедливому замечанию С.С. Гиля, способствует «эффективной подготовке молодых профессионалов, способных к устойчивому профессиональному и карьерному развитию на рынках труда регионов и в структуре экономики страны» [12, с. 70].

Плодотворным, с нашей точки зрения, представляется мнение В.И. Блинова и Л.Н. Куртеевой о том, что создание рассматриваемого федерального проекта имеет целью поднять престиж СПО путём трансформации понятия «среднее», воспринимающегося общественностью как «нечто промежуточное», а потому обрастающее отрицательной семантикой [13, с. 250]. Термин «профессионалитет» должен позитивно повлиять на профориентацию современной молодёжи, поскольку ядром его значения оказывается слово «профессионал».

Идея о тесном сотрудничестве образовательных организаций и производственных предприятий не нова. Однако рассматриваемый федеральный проект возводит ОО СПО на новый уровень, обозначенный в документе термином «кластер». Обратимся к его трактовке. В самом широком смысле данное понятие определяется как система объединённых элементов, которую следует рассматривать в качестве «единого целого, обладающего общими свойствами». Применительно к системе образования, кластером обозначается взаимно функционирующая совокупность предприятий ведущих отраслей производства и учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку кадров [14, с. 265].

Такой инновационный подход вносит определённые коррективы в уже ставший традиционным перечень компетенций, которыми должен обладать выпускник ОО СПО. В частности, в области профессиональных компетенций намечается ориентация на запрос региональной производственной сферы. Профессиональные компетенции должны быть сформированы с учётом мнения потенциальных работодателей, принимающих студентов конкретного направления подготовки, но не должны противоречить тем, что зафиксированы в ФГОС СПО, поскольку эксперимент в рамках федерального проекта «Профессионалитет» не отменяет действия Федерального образовательного стандарта [15, с. 24].

Поскольку реализация рассматриваемого федерального проекта имеет чётко прослеживающуюся ориентацию на жизнедеятельность конкретного региона, представляется возможным определить намечающуюся тенденцию к переформированию перечня общекультурных компетенций выпускника СПО, стремящегося к мониторингу и анализу социально-экономической ситуации региона, где он будет реализовывать себя в качестве специалиста. Центральным в рамках надпрофессиональных компетенций оказывается умение успешно функционировать в условиях внедрения цифровых технологий в процесс получения профессиональных навыков. Таким образом, актуализируются знания и умения по части самостоятельного поиска необходимой информации, пользования цифровыми образовательными платформами, умения принимать решения в нестандартных ситуациях, а также навыки построения собственного образовательного маршрута (пути профессионального и личностного развития) на основании предоставляемых производственными предприятиями-участниками кластера возможностей.

Кроме того, обновление производств, имеющих расширенные возможности благодаря современно оборудованной базе, электронные средства управления ею, обуславливают технические нюансы его использования и вменяют выпускникам обновлённой системы СПО необходимость умения выполнять задачи производственного процесса, грамотно применяя функционал оборудования. В целом представляется плодотворным определение А. А. Коновалова и соавторов, которые называют продукт внедрения федерального проекта «Профессионалитет» «мастером 2.0» [16; 17], т.е. сообразно обновлённым вариантом профессионального портрета выпускника традиционной системы СПО. В созданных на сегодняшний день организациями-участниками эксперимента проектах примерных образовательных программ «Профессионалитета» детально описываются профессиональные компетенции студента, освоившего её, содержание которых разнится в зависимости от направлений подготовки. Таким образом, в качестве учебного стереотипа представляется возможным определить специалиста, который, в силу сформированных у него профессиональных, надпрофессиональных и общих компетенций, способен успешно функционировать в качестве участника производственного процесса конкретного региона с учётом экономически обусловленных факторов развития определённого субъекта Российской Федерации.

Одним из базисных механизмов синхронизации деятельности образовательных организаций СПО и ведущих региональных производственных площадок является предусмотренный федеральным проектом план по интенсификации процесса обучения. Как показывает анализ официального документа, данное условие реализуется несколькими путями за счёт:

- широкого распространения практики ранней профориентации школьников (активизация деятельности образовательных организаций среднего общего образования);

- сокращения сроков обучения по направлениям рабочих специальностей;

- внедрения интегрированного подхода в обучении и модульной системы образовательного процесса; пересмотра существующих форм представления учебного теоретического материала на базе тесной взаимосвязи его с практико-ориентированным обучением;

- возможности прохождения дополнительных профессиональных программ, в том числе и с целью переквалификации уже вовлечённых в реальное производство специалистов;

- оптимизации процесса получения высшего образования специалистами по смежным направлениям подготовки.

Масштаб и инновационная составляющая реализации федерального проекта «Профессионалитет» расширяет требования к уровню

профессиональных компетенций преподавательского состава образовательных организаций, в частности, в области применения современных цифровых технологий и технологий дистанционного обучения. Дополнительные функции возлагаются и на представителей руководящего звена ОО СПО. Всё это предполагает наличие определённых трудностей прохождения эксперимента. Для их преодоления наиболее насущными представляются:

- необходимость создания специализированных курсов повышения квалификации преподавательского состава образовательных организаций, входящих в перечень по реализации федерального проекта, а также тех, кто планирует войти в него на следующих этапах;

- рациональный подход к оптимизации процесса обучения, в частности, тех блоков, что ориентированы на освоение студентами цикла общеобразовательных дисциплин, овладение которыми в последствии не исключает гарантированное государством право на сдачу единого государственного экзамена;

- важность организации тесного сотрудничества всех объектов реализации обучения граждан (включая школы и вузы) для эффективности достижения целей проекта;

- развитие тьюторского движения в образовательных организациях СПО, призванного оказывать всестороннюю поддержку студентам;

- необходимость совершенствования навыков специалистов производственного звена, которые будут выполнять функцию инструкторов в процессе практической деятельности студентов СПО непосредственно на предприятии.

Однако выразим уверенность в том, что федеральный уровень разработки проекта, подразумевающий активное включение государственной поддержки в преодоление указанных трудностей, и совместные усилия руководства образовательных организаций и ведущих предприятий региона (так называемых кластерных образований) позволят достигнуть целей проводимого с текущего года эксперимента.

В целом можно предположить эффективность такого подхода в модернизации системы среднего профессионального образования, которая обуславливается:

- обновлением материально-технической базы образовательных организаций;

- минимизацией трудностей с трудоустройством выпускников посредством активного участия потенциальных работодателей в формировании профессионально значимых компетенций будущего специалиста;

- в краткосрочной перспективе - заполнением вакантных должностей на местах производства;

- в долгосрочной перспективе - стабилизацией экономического роста региона;

- повышением престижности среднего профессионального образования в глазах общественности и будущих абитуриентов, созданием образа успешного специалиста, обладающего широким спектром профессиональных умений и навыков, а также разбирающегося в современном программном обеспечении профессионального поля деятельности;

- большей степенью слаженности работы всех объектов образовательной системы, функционирующих в рамках конкретного региона, а также страны в целом;

- финансовой поддержкой со стороны бизнеса и государства, что окажет поддержку в формировании бюджетных мест в ОО СПО.

Реализация проекта «Профессионалитет» имеет своей целью закрепление профильного среднего профессионального образования в регионах, повышение востребованности в обучении по рабочим специальностям среди общественности, что на сегодняшний день признаётся одной из актуальнейших задач образования.

Выводы. Среднее профессиональное образование, модернизированное посредством внедрения федерального проекта «Профессионалитет», может выступить инструментом синхронизации подготовки производственных кадров среднего звена и деятельности предприятий, обеспечивающих экономическое развитие региона. Переквалификация привычных колледжей в образовательные организации кластерной природы выводят формирование компетенций будущих специалистов на новый уровень, обладающий высокой степенью практико-ориентированности. Оптимизация сроков обучения, возможность прохождения дополнительных образовательных программ и получения в укороченные сроки высшей квалификации по своему направлению подготовки - все эти факторы должны оказать положительное влияние на востребованность рабочих специальностей среди населения региона.

Кроме того, гарантом реализации синхронизирующей функции в системе обновлённого среднего профессионального образования выступают опытные специалисты, работающие на ведущих предприятиях региона, которые призваны в рамках федерального проекта поменять свой статус наставника на полноправного субъекта образовательных отношений, участвующего в профессиональном становлении будущего выпускника ОО СПО. Это в какой-то степени компенсирует утраченную в процессе предыдущей модернизации среднего профессионального образования ступени начального профессионального образования, когда центральной задачей таких образовательных организаций являлось обучение на производстве. В силу экономической целесообразности произошло соединение обозначенных ступеней СПО. Однако на современном этапе происходит некоторое возвращение к производственному обучению, но в обновлённом формате кластерного подхода, который в перспективе может послужить фундаментом для создания более крупных образовательно-производственных комплексов, функционирующих в рамках конкретного региона, что позволит закрепить в

каждом субъекте Российской Федерации профильную систему среднего профессионального образования.

Список источников

1. Листвин, А.А., Гарт, М.А. Профессионалитет как механизм синхронизации системы среднего профессионального образования и рынка труда // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2022. - № 1 (106). - С. 177-187.

2. Яфизова, Р.А., Амирова, Л.А., Чингизов, Ф.Ф., Яркова, Т.В. Активация образовательного потенциала междисциплинарной интеграции в среднем профессиональном образовании // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS: Гуманистическая практика в образовании в эпоху постмодерна (HPEPA 2019), Уфа, 15-16 ноября 2019 года.- Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2019. - Том. 93. - С. 1179-1189.

3. Платонова, Р.И., Панкай, В., Олесова, М.М. [и др.] Модернизация системы среднего профессионального образования / Р.И. Платонова, В.Панкай, М.М. Олесова // Журнал методов обработки окружающей среды. - 2019. - Т. 7, № 4. - С. 562-565.

4. Гумеров, М.Ф. Системность среднего профессионального и высшего экономического образования в современных условиях // Современные проблемы социальной работы. - 2017. - Т. 3, № 4(12). - С. 90-97.

5. Сумбатян, М.С. Качество и оценка среднего профессионального образования // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. - 2015. - Т. 13. - С. 450-452.

6. Листвин, А.А. Актуализация среднего профессионального образования в современной России // Вестник Череповецкого университета. - 2017. - № 1 (76). - С. 189194.

7. Бондаренко, Н.В. Анализ взаимодействия системы среднего профессионального образования и работодателей, использующих труд работников массовых профессий и специальностей: информационный бюллетень. Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2017. - 48 с.

8. Ефимова, С., Сартакова, Е.В. СПО: в Новый год со старыми проблемами? // Аккредитация в образовании. - 2018. - Т. 7 (107). - С. 38-39.

9. Стафеева, А.А. Востребованность среднего профессионального образования у современных старшеклассников // Молодёжь и наука: актуальные проблемы педагогики и психологии. - 2017. - № 2. - С. 183-187.

10. О проведении эксперимента по разработке, апробации и внедрению новой образовательной технологии конструирования образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта "Профессионалитет": постановление Правительства Российской Федерации от 16.03.2022 г. № 387. - URL: http://government.ru/docs/all/139812/ (дата обращения: 09.11.2022).

11. Ситникова, Е. Федеральная программа «Профессионализм» как способ снижения кадрового дефицита в регионах // Вестник науки и практики. - 2022. - Т. 8, № 7. С.500-506.

12. Гиль, С.С. К вопросу о синхронизации образовательной деятельности современного колледжа с запросами бизнеса // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАИТ). - 2022. - № 2 (10). - С. 67-80. D0I:10.17853/2686-8970-2022-2-67-80.

13. Блинов, В.И., Куртеева Л.Н. Профессионалитет - новая сущность и старые смыслы // Техник транспорта: образование и практика. - 2021. - Т. 2, № 3. С. 248-255. DOI: 10.46684/2687-1033.2021.3.248-255.

14. Сафин, Р.С., Корчагин, Е.А. Взаимодействие образовательных учреждений и работодателей в кадровом обеспечении архитектурно-строительной сферы региона: опыт Республики Татарстан // Актуальные проблемы дизайна и дизайн-образования: материалы III Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 18-19 апр. 2019 г. / Белорус. гос. ун-т; редкол.: О.А. Воробьёва (отв. ред.) [и др.]. - Минск: БГУ, 2019. - С. 264-272.

15. Методические рекомендации по реализации новой образовательной технологии «Профессионалитет», предусматривающей интенсификацию образовательной деятельности с учётом совершенствования практической подготовки на современном оборудовании с применением интегративных подходов / А.С. Бахтов, М.С. Емельяненко, Е Ю. Миньяр-Белоручева, Т А. Юзефавичус. - Москва: ФГБОУ ДПО ИРПО, 2022. - 250 с.

16. Дубицкий, В.В., Коновалов, А.А., Лыжин, А.И., Феоктистов, А.В., Неумывакин, В.С. Мастер производственного обучения 2.0: кадровый потенциал проекта «Профессионалитет» // Образование и наука. - 2022. - Т. 24, № 1. - С. 67-100.

17. Коновалов, А.А., Лыжин А.И. Компетентностный портрет мастера 2.0 как основа развития кадрового потенциала профессионалитета // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, № 2. - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1276 (дата обращения: 09.11.2022).

References

1. Listvin A.A., GartM.A. Professionalitet kak mekhanizm sinkhronizatsii sistemy srednego professionalnogo obrazovaniya i rynka truda [Professionalism as a mechanism for checking the system of secondary vocational education and the labor market]. Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta. = Bulletin of the Cherepovets University. 2022; 106 (1): Pp. 177-187. (In Russian)

2. Yafizova R.A., Amirova L.A., Chingizov F.F., Yarkova T.V. Activation of educational potential of interdisciplinary integration in vocational secondary education. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS: Humanistic Practice in Education in a Postmodern Age (HPEPA 2019), Ufa, 15-16 November 2019. Vol. 93. Ufa: Bashkir State Pedagogical University n.a. M. Akmulla, 2019. Pp. 1179-1189. (In English)

3. Platonova R.I., Pankai V., Olesova M.M. [et al.] Modernizatsiya sistemy srednego professionalnogo obrazovaniya [Modernization of secondary vocational education system]. Zhurnal metodov obrabotki okruzhayushchej sredy. = Journal of Environmental Treatment Techniques. 2019; 7(4): pp. 562-565. (In Russian)

4. GumerovM.F. Sistemnost srednego professional'nogo i vysshego ekonomicheskogo obrazovaniya v sovremennykh usloviyakh [Systematic Character of Secondary Vocational and Higher Economic Education in Modern Conditions]. Sovremennye problemy social'noj raboty = Contemporary Problems of Social Work. 2017; 12 (Vol. 3, No 4): pp. 90-97. (In Russian)

5. SumbatyanM.S. Kachestvo i otsenka srednego professionalnogo obrazovaniya [Quality and assessment of secondary vocational education]. Obrazovanie cherez vsyu zhizn': nepreryvnoe obrazovanie v interesah ustojchivogo razvitiya = Lifelong education: continuous education for sustainable development. 2015; (13): pp. 450-452. (In Russian)

6. Listvin A.A. Aktualizatsiya srednego professional'nogo obrazovaniya v sovremennoy Rossii [Actualization of secondary vocational education in modern Russia]. Vestnik Cherepoveckogo universiteta = Bulletin of the Cherepovets University. 2017; 76 (1): pp. 194. -DOI : 10.23859/1994-0637-2017-1-76-27. (In Russian)

7. Bondarenko N.V. Analiz vzaimodeystviya sistemy srednego professionalnogo obrazovaniya i rabotodateley, ispolzuyushchikh trud rabotnikov massovykh professiy i spetsialnostey: informatsionnyy byulleten [Analysis of the interaction between the system of secondary vocational education and employers using the labor of workers of mass professions and

specialties: information bulletin]. Moscow: National Research University Higher School of Economics, 2017. 48 p. (In Rusian)

8. Efimova S., Sartakova Е.V. SPO: v Novyy god so starymi problemami? [Secondary Vocational Education (SVE): New Year, Old Problems?] Akkreditaciya v obrazovanii = Accreditation in education. 2018; 107 (7): pp. 38-39. (In Russian)

9. Stafeeva A.A. Vostrebovannost' srednego professional'nogo obrazovaniya u sovremennykh starsheklassnikov [The demand for secondary vocational education among modern high school students]. Molodyozh' i nauka: aktual'nye problemy pedagogiki i psihologii. = Youth and science: actual problems of pedagogy and psychology. 2017; (2): pp. 183-187. (In Russian)

10. Decree of the Government of the Russian Federation of March 16, 2022 No. 387 "On conducting an experiment on the development, testing and implementation of a new educational technology for designing educational programs for secondary vocational education within the framework of the federal project "Professionality"». - Available at: http://government.ru/docs/all/139812/ (accessed 09 November 2022). (In Russian)

11. Sitnikova E. Federalnaya programma «Professionalizm» kak sposob snizheniya kadrovogo defitsita v regionakh [Professionality Federal Program as the Way to Decrease the Regional Personnel Shortage]. Vestnik nauki i praktiki = Bulletin of Science and Practice. 2022; 8(7): pp. 500-506. (In Russian)

12. Gil S.S. K voprosu o sinkhronizatsii obrazovatelnoy deyatelnosti sovremennogo kolledzha s zaprosami biznesa [On the issue of synchronization of the educational activities of a modern college with the needs of business] Innovacionnaya nauchnaya sovremennaya akademicheskaya issledovatel'skaya traektoriya (INSAJT). = Innovative scientific modern academic research trajectory (INSIGHT). 2022; 10 (2): pp. 67-80. (In Russian)

13. Blinov V.I., Kurteeva L.N. Professionalitet - novaya sushchnost i staryye smysly [Professionalism - a new essence and old meanings]. Tekhnik transporta: obrazovanie ipraktika = Technician of transport: education and practice. 2021; 3(2): pp. 248-255. (In Russian)

14. Safin R.S., Korchagin E.A. Vzaimodeystviye obrazovatel'nykh uchrezhdeniy i rabotodateley v kadrovom obespechenii arkhitekturno-stroitelnoy sfery regiona: opyt Respubliki Tatarstan [Interaction of educational institutions and employers in staffing the architectural and construction sector of the region: the experience of the Republic of Tatarstan]. In: Actual problems of design and design education: Proceedings III International scientific-practical conference, Minsk, April 18-19. 2019 / Belarus state university; editorial board: O.A. Vorobyova (editor-in-chief) [and others]. Minsk: BGU, 2019. Pp. 264-272. (In Russian)

15. Guidelines for the implementation of the new educational technology "Professionality", which provides for the intensification of educational activities, taking into account the improvement of practical training on modern equipment using integrative approaches / A.S. Bakhtov, M.S. Emelyanenko, E.Yu. Minyar-Belorucheva, T.A. Yuzefavicius. Moscow: FGBOU DPO IRPO Publ., 2022. 250 p. (In Russian)

16. Dubitsky V.V., KonovalovA.A., LyzhinA.I., FeoktistovA.V., Neumyvakin V.S. Master proizvodstvennogo obucheniya 2.0: kadrovyy potentsial proyekta "Professionalitet" [Master of industrial training 2.0: personnel potential of the project "Professionality"]. Obrazovanie i nauka = Education and Science. 2022; 24(1): pp. 67-100. (In Russian)

17. Konovalov A.A., Lyzhin A.I. Kompetentnostnyy portret mastera 2.0 kak osnova razvitiya kadrovogo potentsiala professionaliteta [Competence portrait of a master 2.0 as a basis for the development of professional staff potential]. Vestnik Mininskogo universiteta = Bulletin of Minin University. 2022; 10 (2). - Available at: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1276 (accessed 09 November 2022). (In Russian)

Заявленный вклад авторов статьи:

Эльвина Фларитовна Киреева - подбор диагностического инструментария и разработка авторской опросной методики, теоретический анализ литературы по проблеме исследования, сбор данных, анализ полученных результатов, оформление статьи.

Николай Кузьмич Чапаев - научное руководство, критический анализ текста, обеспечение ресурсами.

The declared contribution of the authors of the article:

Elvina F.Kireeva - selection of diagnostic tools and development of the author's survey technique, theoretical analysis of the literature on the research problem, data collection, analysis of the results obtained, article design.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Nikolai K. Chapaev - scientific leadership, critical analysis of the text, provision of resources.

Статья поступила в редакцию 24.10.2022; одобрена после рецензирования 15.11.2022; принята к публикации 05.12.2022.

The article was submitted 24.10.2022; approved after reviewing 15.11.2022; accepted for publication 05.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.