Научная статья на тему 'РАЗНООБРАЗИЕ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

РАЗНООБРАЗИЕ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕКТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кириллова Светлана Серафимовна, Кирина Ирина Борисовна

В статье обоснована необходимость совершенствования системы оценочных средств в высшем образовании в современных условиях. Определены необходимые компоненты оценочных процедур, а также участие работодателей в подготовке оценочных материалов и формирование межпредметной системы оценивания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A VARIETY OF EVALUATION TOOLS AS A CONDITION FOR THE EFFECTIVENESS OF THE EDUCATIONAL PROCESS

The article substantiates the need to improve the system of evaluation tools in higher education in modern conditions. The necessary components of evaluation procedures have been identified, as well as the participation of employers in the preparation of evaluation materials and the formation of an interdisciplinary evaluation system.

Текст научной работы на тему «РАЗНООБРАЗИЕ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

УДК 378.146

РАЗНООБРАЗИЕ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Светлана Серафимовна Кириллова

кандидат экономических наук, доцент

sv_kirillova@mail. ru Ирина Борисовна Кирина

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

ro dina1947@mail. ru Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье обоснована необходимость совершенствования системы оценочных средств в высшем образовании в современных условиях. Определены необходимые компоненты оценочных процедур, а также участие работодателей в подготовке оценочных материалов и формирование межпредметной системы оценивания.

Ключевые слова: образовательная программа, оценка качества, компетенция, компектентностный подход, инновационные образовательные технологии.

При подготовке будущих специалистов видится важным обеспечить освоение ими как универсальных, так и общепрофессиональных и профессиональных компетенций. При этом необходимо осуществлять качественную и эффективную оценку уровня сформированности компетенций. Оценка компетенций несколько отличается от традиционной оценки знаний. Её проведение невозможно осуществить только итоговыми мероприятиями (проведение зачета или экзамена). Предполагается, что оценка компетенций -это трудоёмкий, последовательный процесс, основанный на текущей оценке и итоговой оценке уровня сформированности компетенций.

Для качественной текущей оценки компетентности обучающихся необходимо одновременная реализация следующих компонентов:

-разработка различных видов оценочных средств и их эффективное распределение в рамках учебной дисциплины,

-разумное использование цифровых технологий для организации оценочных процедур,

-возможность сочетания процедур контроля и самоконтроля. Процедура оценивания в обязательном порядке должна быть согласована с потенциальными работодателями. Учет мнения работодателей выступает залогом высокой эффективности оценивания, а также позволяет выпускникам продемонстрировать высокую степень готовности к профессиональной деятельности с учетом требований конкретных работодателей.

В этой связи оценочные средства должны быть представлены разнообразными формами, среди которых важное место должно отводиться деловым играм, ситуационным задачам и прочим активным и интерактивным формам обучения [2]. Причем приоритет должен отдаваться тем процедурам оценивания, которые основываются не на запоминании конкретного материала или фактов, а на умении мыслить, принимать обоснованные решения в профессиональной сфере. При этом все они должны строиться на основе применения инновационных образовательных технологий [1].

В конечном итоге процедура оценивания ориентирована на демонстрацию обучающимися знаний современных социально-экономических и хозяйственных процессов, умений применять методы воздействия на общественное производство, владения навыками самостоятельного принятия решений в производственной сфере.

При разработке адекватных оценочных средств огромная нагрузка лежит на педагогическом работнике, который должен постараться отойти от формального процесса оценивания и обеспечить реальное внедрение компетентностного подхода в работе с обучающимися. Причем разработка средств и форм оценивания - исключительно творческий процесс, которые во многом зависит от профессионального мастерства педагога, его педагогического опыта, глубокого понимания материала дисциплины (модуля), его желания взаимодействовать с работодателями и потребителями образовательных услуг. Кроме того, неизбежно осуществляется межпредметное взаимодействие, поскольку одна и та же компетенция может быть представлена в различных дисциплинах и необходимо достичь синхронизации процедур оценивания в рамках обозначенных дисциплин (модулей). В этом направлении важным видится качественная оценка результатов практики и практической подготовки, поскольку именно практическая детальность обучающихся - база для формирования профессиональных компетенций [5].

Также важным элементом процедуры оценивания является выполнением выпускной квалификационной работы (ВКР). Предпочтительным вариантом становится выполнение ВКР по заказам работодателей. Этот такой подход может обеспечить максимальную приближенность к требованиям работодателей.

Разработка комплексной системы оценивания требует от педагогического работника непрерывного совершенствования его педагогического и методического мастерства, аккумуляции и обобщения инновационных методических приемов и разработок [3], участия в вебинарах и семинарах по проблеме повышения эффективности процедур оценивания.

В целом при разработке основной профессиональной образовательной программы по любому направлению подготовки или специальности, процедуре оценивания должно быть уделено первостепенное значение [4; 6]. Оценка качества подготовки выпускников, основанная на принципах непрерывности, открытости и демократичности, - условие эффективности всей системы подготовки кадров в высшей школе.

Список литературы:

1.Гурьянова Ю.В., Кирина И.Б. Кириллова С.С. Особенности применения инновационных технологий в аграрном образовании//Наука и образование. 2020. Т. 3. № 1. С. 17

2. Кирина И.Б., Кириллова С.С. Третьякова Е.Н. Использование активных форм организации аудиторной и внеаудиторной работы в процессе преподавания дисциплины «Биология с основами экологии» у студентов аграрного вуза //Наука и образование. 2020. Т. 3. № 1. С. 26

3.Кириллова С.С. Опыт практикоориентированного проведения занятий по дисциплине «Бюджетная система Российской Федерации»//Современные методики учебной и научно-исследовательской деятельности. Сборник статей по материалам II Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Под общей редакцией Сухановой С.Ф., 2019. С. 44-47

4.Попова В. Б. Практика формирования образовательных программ по экономическим направлениям подготовки с учетом требований актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов//Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1.

5.Попова В. Б., Фецкович И.В. Особенности проведения производственной практики НИР по программе магистратуры учетного профиля в аграрном вузе// Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 1. С. 44.

6.Попова В. Б., Фецкович И.В. Особенности формирования образовательных программам бакалавриата разных профилей направления подготовки 38.03.01 Экономика, реализуемых в университете//Наука и

Образование. 2021.Т. 4. № 1.

UDC 378.146

A VARIETY OF EVALUATION TOOLS AS A CONDITION FOR THE EFFECTIVENESS OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Svetlana S. Kirillova

candidate of economic sciences, associate Professor

sv_kirillova@mail .ru Irina B. Kirina

candidate of agricultural sciences, associate Professor

ro dina1947@mail .ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russian Federation

Annotation: The article substantiates the need to improve the system of evaluation tools in higher education in modern conditions. The necessary components of evaluation procedures have been identified, as well as the participation of employers in the preparation of evaluation materials and the formation of an interdisciplinary evaluation system.

Keyword: educational program, quality assessment, competence, competence approach, innovative educational technologies.

Статья поступила в редакцию 14.02.2022; одобрена после рецензирования 28.02.2022; принята к публикации 09.03.2022.

The article was submitted 14.02.2021; approved after reviewing 28.02.2022; accepted for publication 09.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.