Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ / УЧЕБНЫЕ ЦИКЛЫ И БЛОКИ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Вера Борисовна, Кириллова Светлана Серафимовна, Лосева Алла Сергеевна

В статье рассмотрены характерные особенности различных этапов стандартизации отечественного высшего экономического образования. Отражены изменения обязательных государственных требований к содержанию, структуре, условиям реализации и результатам освоения образовательных программ бакалавриата, магистратуры, специалитета и аспирантуры экономических специальностей и направлений подготовки, происходившие в последние тридцать лет. Представлены отличительные особенности и преемственность положений образовательных стандартов разных поколений. Освещены проблемные вопросы и сложности реализации современных образовательных программ, разработанных с учетом профессиональных стандартов, перспективы проведения их государственной аккредитации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL ASPECTS AND MODERN CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF HIGHER ECONOMIC EDUCATION

The article discusses the characteristic features of various stages of standardization of domestic higher economic education. The changes of mandatory state requirements to the content, structure, conditions of implementation and results of the development of educational programs of bachelor's, master's, specialty and postgraduate studies of economic specialties and areas of training that have occurred in the last thirty years are reflected. The distinctive features and continuity of the provisions of educational standards of different generations are presented. The problematic issues and difficulties of implementing modern educational programs developed taking into account professional standards, prospects for their state accreditation are highlighted.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 378.1

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ

РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Вера Борисовна Попова

кандидат экономических наук, доцент [email protected] Светлана Серафимовна Кириллова кандидат экономических наук, доцент

sv_kirillova@mail. т Алла Сергеевна Лосева кандидат экономических наук, доцент Loseva.ange@yandex. т Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассмотрены характерные особенности различных этапов стандартизации отечественного высшего экономического образования. Отражены изменения обязательных государственных требований к содержанию, структуре, условиям реализации и результатам освоения образовательных программ бакалавриата, магистратуры, специалитета и аспирантуры экономических специальностей и направлений подготовки, происходившие в последние тридцать лет. Представлены отличительные особенности и преемственность положений образовательных стандартов разных поколений. Освещены проблемные вопросы и сложности реализации современных образовательных программ, разработанных с учетом профессиональных стандартов, перспективы проведения их государственной аккредитации.

Ключевые слова: образовательные стандарты, образовательная

программа, экономические направления подготовки, учебные циклы и блоки, компетенции, профессиональные стандарты.

Развитие экономического образования последних тридцати лет сопряжено с применением образовательных стандартов. Вопросам стандартизации высшего образования посвящено огромное число публикаций, содержащих оценку его положительных и отрицательных сторон. Определяющим фактором данного процесса является соотнесение норм образовательного законодательства и обязательных требований к определенным уровням и направлениям подготовки высшего образования. Необходимым условием является также сопряжение данных требований с положениями других нормативных правовых документов, регламентирующих, в частности, порядок осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, организации практической подготовки, проведения государственной итоговой аттестации и др.

В советское время согласованность содержания подготовки выпускников одинаковых экономических специальностей обеспечивалась типовыми учебными планами и квалификационными характеристиками. В 1992 г. Закон РФ «Об образовании» ввел понятие государственного образовательного стандарта как документа, регламентирующего обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся и требования к уровню подготовки выпускников. В 1996 г. был принят федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», содержащий ряд дополнений к указанным позициям, а также требования к условиям реализации образовательных программ.

Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 года № 940 были утверждены государственные стандарты высшего профессионального образования первого поколения (ГОС ВПО), известные под аббревиатурой ГОС-1. Они применялись до 2000 г., а с 2000 г. стали разрабатываться государственные образовательные стандарты второго поколения - ГОС-2.

Составителями ГОС-2 являлись Учебно-методические объединения, работавшие в сотрудничестве с базовыми вузами. Наряду с программами

специалитета (060400 Финансы и кредит, 060500 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, 060800 Экономика и управление на предприятии (по отраслям), 061000 Государственное и муниципальное управление и др.) были утверждены образовательные стандарты по направлениям подготовки бакалавриата и магистратуры 521500 «Менеджмент», 521600 «Экономика», 522000 «Коммерция».

Структурно ГОС -2 включал федеральный, региональный и вузовский компоненты образовательной программы, которые содержали перечень дисциплин и их основные дидактические единицы. Такая градация была установлена по следующим группам дисциплин: общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (ГСЭ); общие математические и естественнонаучные дисциплины (ЕН); общепрофессиональные дисциплины направления (ОПД). Помимо этого в образовательной программе были представлены специальные дисциплины (СД) и факультативы (Ф). Дидактические единицы были полностью прописаны по всем дисциплинам только во ГОС специалитета, а во ГОС бакалавриата - только по дисциплинам федерального компонента по ГСЭ, ЕН и ОПД. Дидактический подход был ориентирован на формирование у студентов знаний, умений и навыков (ЗУН).

В это время начался применяться государственный контроль рабочих учебных планов вузов посредством их автоматизированного сравнения с так называемыми «шахтинскими» планами - примерными учебными планами информационно-методического центра анализа г. Шахты.

В начале 2000-гг. подходы к формированию образовательных стандартов претерпели существенные изменения, связанные в основном с присоединением России к Болонскому процессу. Результатами преобразований в образовательной среде стали:

-законодательное введение двухуровневой системы образования (бакалавриат, магистратура или специалиалитет);

-внедрение компетентностного подхода оценки результатов обучения; -создание модульных учебных программ и использование системы

зачётных единиц;

-балльно-рейтинговое построение учебного процесса; -расширение полномочий образовательных организаций в вопросах формирования образовательных программ, в частности в выборе конкретных видов профессиональной деятельности подготовки выпускников.

Постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 №276-ст с января 2004 г. был введен Общероссийский классификатор специальностей по образованию, в результате чего была образована укрупненная группа специальностей и направлений (УГСН) 080000 Экономика и управление. Он предусматривал 2-х разрядное кодированиие квалификации, получаемой по конкретному направлению подготовки или специальности. Для направлений высшего профессионального образования квалификация бакалавр обозначалась кодом 62, дипломированного специалиста - 65, магистра - 68.

В линейку экономических направлений подготовки бакалавритата и магистратуры добавилось направление 081100 Государственное и муниципальное управление (при сохранении направления 050400 (ранее 540400) «Социально-экономическое образование» в укрупненной группе «Образование и педагогика»), 080300 Коммерция.

В 2009 г. в связи с внесением изменений в Закон РФ «Об образовании» для вузов начали разрабатываться федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО или ФГОС 3), реализация образовательных программ по которым началась в 2011-2012 учебном году.

Принципиальное отличие ФГОС ВПО от ГОС ВПО был отказ от описания требований к минимуму содержания образовательных программ и акцент на требованиях к условиям реализации, структуре и особенно - к результатам освоения образовательных программ, которые представлялись в форме компетенций выпускников [2]. Особенностью структуры, устанавливаемой ФГОС 3, стало также введение системы зачетных единиц. Это выражалось в том, что учебные циклы и разделы имели установленную

трудоемкость освоения, выраженную в зачетных единицах.

В программах бакалавриата (080100 Экономика, 080500 Менеджмент, 081100 Государственное и муниципальное управление и др.) было выделено три учебных цикла: 1) гуманитарный, социальный и экономический; 2) математический и естественнонаучный; 3) профессиональный и разделы: физическая культура; учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа; итоговая государственная аттестация.

В программах магистратуры выделялись два учебных цикла: общенаучный и профессиональный и разделы: практики и научно-исследовательская работа; итоговая государственная аттестация.

Каждый из циклов дополнительно был разделён на базовую (где были прописаны дисциплины стандарта) и вариативную часть, устанавливаемую вузом. Вариативная часть включала обязательные дисциплины и дисциплины по выбору. Результаты освоения (перечень общекультурных и профессиональных компетенций) дисциплин базовой части были прописаны в стандарте, а дисциплин вариативной части определялись вузом самостоятельно. Набор профессиональных компетенций вариативной части зависел от выбранных вузом видов профессиональной деятельности, по каждому из которых в стандарте был представлен их конкретный перечень. По базовой части учебных циклов также были указаны знания, умения и владения, формирование которых обучающимися предусматривалось в результате изучения соответствующих рекомендуемых дисциплин. В систему оценки качества освоения обучающимися образовательной программы были включены фонды оценочных средств (ФОС), содержащие методические и контрольно -измерительные материалы, предназначенные для оценивания компетенций.

Обучение по программам специалитета (080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, 080105 Финансы и кредит, 080502 Экономика и управление на предприятии (по отраслям), 080504 Государственное и муниципальное управление и др.) в этот период осуществлялось по ГОС ВПО.

Следующий этап начинается с 2014 г. и связан с внедрением новой

редакции стандартов - федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования - ФГОС ВО, получивших также название ФГОС с индексом 3+. Это было обусловлено необходимостью приведения образовательных программ к нормам нового Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12 2012 «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с частью 5 статьи 10 данного Федерального закона были установлены следующие уровни высшего образования: бакалавриат; специалитет, магистратура; подготовка кадров высшей квалификации.

В связи с тем, что аспирантура стала одним из уровней профессионального образования, был принят ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих обучение на этом уровне, а приказом Минобрнауки России от 30.07.2014 №898 был утвержден ФГОС ВО по направлению подготовки 38.06.01 Экономика. После вступления в силу данного ФГОС организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны были пройти государственную аккредитацию в отношении программ подготовки научно-педагогических работников высшей квалификации в аспирантуре.

Следует отметить, что по уровню образования специалитет ФГОС ВО были разработаны только по двум экономическим специальностям: специальности 38.05.02 Таможенное дело, а также новой для отечественной образовательной практики специальности 38.05.01 Экономическая безопасность. В связи с этим подготовка обучающихся по исключенным специальностям, например, «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Экономика и управление на предприятии», во многих вузах стала производиться по программам бакалавриата по направлению «Экономика» в рамках одноименных или близких по названию направленностей (профилей). В название профилей вузы, не находящиеся в подчинении Минобрнауки России, как правило, добавляли еще и отраслевую составляющую (что практиковалось ранее при выделении специализаций в программах специалитета), что было связано с необходимостью обоснования при проведении государственной аккредитации специфики подготовки выпускников для определенной отрасли

экономики [8]. В программах магистратуры для подготовки обучающихся в области финансов и кредита был утвержден отдельный ФГОС.

ФГОС ВО по направлениям подготовки бакалавриата предусматривал наличие образовательных программ прикладного и академического бакалавриата в зависимости от выбранного разработчиками основного вида профессиональной деятельности выпускников. Программы академического бакалавриата должны были разрабатываться с ориентацией на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные), а программа прикладного бакалавриата - на практико-ориентированный, прикладной вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные). Во ФГОС по экономическим специальностям и направлениям подготовки в качестве таких видов деятельности указывались: расчетно-экономическая, аналитическая, организационно-управленческая, учетная, расчетно-финансовая, банковская, страховая, предпринимательская и пр.

Основные положения ФГОС ВО излагались с учетом обеспечения возможностей получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, включения в образовательный процесс сетевой формы обучения, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для инвалидов.

Набор и формулировка компетенций по сравнению с прежней редакцией ФГОС изменились, добавилась категория общепрофесиональных компетенций. То есть требования к результатам освоения программ были представлены:

-общекультурными компетенциями, которые относились к уровню образования в целом;

-общепрофессиональными компетенциями, которые имели одинаковую формулировку для программ прикладного и академического бакалавриата соответствующего направления подготовки;

-профессиональными компетенциями, которые были заданы для каждого вида профессиональной деятельности.

Все общекультурные и общепрофессиональные компетенции включаются в образовательную программу в обязательном порядке, а профессиональные компетенции - только по выбранным вузом видам профессиональной деятельности.

Структура образовательных программ стала включать три блока: дисциплины (модули), практики и государственная итоговая аттестация. В блоке «Дисциплины (модули)» были выделены базовая и вариативная части с указанием интервала трудоемкости для их освоения. Дисциплины (модули) и практики, относящиеся к базовой части программы и являющиеся обязательными вне зависимости от ее направленности, определялись образовательной организацией самостоятельно [3] .

Утверждение ФГОС ВО происходило по новым кодам специальностей и направлений подготовки, указанным в приказе Министерства образования РФ от 12 сентября 2013 г. № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования», которые являются действующим по настоящее время. Экономические специальности и направления подготовки относятся к области знаний - Гуманитарные науки, к укрупненной группе (УГСН) 38.00.00 Экономика и управление. Код направления подготовки бакалавриата имеет порядковый номер 03, магистратуры - 04 , специалитета - 05, аспирантуры -06.

Параллельно с реализацией образовательных программ по ФГОС 3+ шла работа по их актуализации с учетом принимаемых профессиональных стандартов. Активная роль в ней принадлежала федеральным учебно-методическим объединениям (ФУМО), Национальному совету при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. Первая волна утверждения актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО 3++) началась в 2018 г. По экономическим направлениям подготовки ФГОС 3++ были утверждены в 2020 г. (по специальности 38.05.01 Экономическая безопасность - в 2021 г.). Они изначально отличались от ранее утвержденных по

направлениям подготовки других укрупненных групп тем, что не предусматривали комбинированного варианта определения профессиональных компетенций, когда одна их часть может формулироваться на основе профессиональных стандартов, а другая часть - на основе иных источников [5]. В последствие Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования» от 26.11.2020 № 1456 такая возможность была отменена и по другим укрупненным группам. Проблемы перехода на актуализированные ФГОС и порядок разработки образовательных программ на их основе нами был подробно рассмотрен в предыдущих публикациях [4;5;6;7]. Назовем основные отличительные особенности ФГОС 3++:

-усилена значимость основных профессиональных образовательных программ, разрабатываемых вузами с учетом сложившейся практики, потребностей рынка труда, доступных средств осуществления образовательного процесса, в связи с еще более рамочным характером стандартов;

-исключено деление на прикладной и академический бакалавриат; -сохранена структура образовательной программы по трем блокам; в рамках программы выделяется обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений;

-отсутствуют прописанные виды деятельности; вместо них предоставлен выбор одного и более типа задач профессиональной деятельности, в рамках которых должна быть осуществлена самостоятельная формулировка задач и объектов профессиональной деятельности;

-появилось новое наименование компетенций - универсальные компетенции (единых для одного уровня образования), которые являются, как правило, дополненной интерпретацией формулировки общекультурных компетенций ФГОС ВО 3+;

-сохранилась инвариантность общепрофессиональных компетенций для

всех образовательных программ одного уровня данной укрупнённой группы, предусмотрена их преемственность по уровням бакалавриата и магистратуры;

-закреплено самостоятельное определение вузом профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников в условиях отсутствия нормативно закрепленного порядка формирования их перечня и содержания;

-установлено определение разработчиками программы индикаторов достижений компетенций (с применением любых открытых источников информации, включая сайты федеральных учебно-методических объединений в системе высшего образования) и планирование результатов обучения по дисциплинам (модулям) и практикам, соотнесенных с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций;

-исключено требование по формированию одинакового набора дисциплин (модулей) в базовой части по разным профилям в рамках одного направления подготовки [9].

При формировании образовательных программ появился широкий спектр позиций, выбор которых вузы осуществляют самостоятельно [4]. Вместе с тем часть процедур имеют неоднозначный характер и связаны с риском нарушения требований ФГОС. В частности, к ним относится определение образовательной организацией профессиональных стандартов как достаточных для определения профессиональных компетенций. Это осложняется мобильностью перечня профессиональных стандартов (стандарты, действующие на момент составления образовательной программы, в дальнейшем могут быть отменены, также могут быть утверждены новые профстандарты, соответствующие профессиональной деятельности выпускников).

Невозможность учета содержания всех трудовых функций в нескольких профессиональных компетенциях с учетом профиля подготовки предопределяет узкоспециализированность подготовки выпускников. Отражение научно-исследовательского типа задач профессиональной деятельности затруднено отсутствием как компетенций в образовательном

стандарте, так и трудовых функций и трудовых действий научно-исследовательского содержания в профессиональном стандарте [4, 7].

Нельзя не упомянуть про процесс цифровизации высшего образования. Он выражается как в применении компьютерной вычислительной техники, телекоммуникационных средств связи и современных информационных технологий, так и в трансформации педагогических функций преподавателя [1]. Одним из целевых индикаторов федерального проекта «Цифровая образовательная среда» в составе национального проекта «Образование» является освоение обучающимися отдельных курсов, дисциплин (модулей) в формате онлайн-курсов [10, 11]. При реализации образовательных программ всех специальностей и направлений подготовки вводятся дисциплины (модули) в области информационных технологий и развития искусственного интеллекта, что требует от образовательных организаций соответствующего уровня их кадрового и материально-технического обеспечения.

С 1 сентября 2021 г. введена новая концепция подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре. Изменения регламентированы Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. № 517-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Реализация программ аспирантуры теперь будет регламентироваться не федеральным государственным образовательным стандартом, а федеральными государственными требованиями к структуре подготовки научных и научно -педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов).

В образовательных организациях параллельно будут реализовываться «старые», разработанные по ФГОС ВО, образовательные программы по направлению подготовки 38.06.01 Экономика и «новые», разработанные по ФГТ, образовательные программы по научным специальностям (при условии

их лицензирования в образовательной организации), по которым присуждаются ученые степени. К разряду научных специальностей экономического профиля отнесены: 5.2.1 Экономическая теория, 5.2.2. Математические, статистические и инструментальные методы в экономике, 5.2.3 Региональная и отраслевая экономика, 5.2.4 Финансы, 5.2.5 Мировая экономика, 5.2.6 Менеджмент.

Согласно федеральным государственным требованиям, структура образовательных программ состоит из образовательного и научного компонента, а также итоговой аттестации. Научный компонент включает в себя научную деятельность, направленную на подготовку диссертации к защите, подготовку публикаций и (или) заявок на получение патентов и промежуточную аттестацию по этапам выполнения научного исследования. Образовательный компонент включает в себя дисциплины (модули), в том числе элективные и факультативные дисциплины (модули) и (или) направленные на подготовку к сдаче кандидатских экзаменов, практику и промежуточную аттестацию по дисциплинам (модулям) и практике.

В заключении хочется также кратко отметить, что процесс стандартизации высшего образования непосредственным образом связан с государственной аккредитацией образовательных программ, институт которой начал развиваться с 1995 г. и требует отдельного изучения. С 2000 г. государственная аккредитация стала обязательной для всех вузов. В 2004 г. была создана Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ (Рособрнадзор), с 2005 г. начали применяться внутривузовские системы менеджмента качества, проводиться федеральный интернет-экзамен в сфере профессионального образования (ФЭПО). В связи вступлением с 1 марта 2022 г. соответствующих поправок в закон «Об образовании в РФ» аккредитация становится бессрочной. Раз в два года планируется проводить мониторинг вуза по определенному набору аккредитационных показателей, утвержденных Минобрнауки России по согласованию с Рособрнадзором, по данным, размещенным на официальном сайте организации. В случае если вуз набирает сумму балов меньше установленного минимума, он попадает в зону контроля.

Таким образом, несмотря на существенные содержательные отличия различных поколений государственных стандартов, эволюция стандартизации высшего образования характеризуется преемственностью подготовки выпускников экономического профиля. Для ГОС ВПО первого и второго поколения, а также для ФГОС ВПО была специфична междисциплинарная модель подготовки выпускника, основанная на взаимосвязи всех учебных дисциплин, которая постепенно стала иметь все менее выраженный характер. В актуализированных стандартах третьего поколения очевиден переход от академического образования, основанного на междисциплинарных связях в смежных областях, к узкопрофильному и практикоориентирванному образованию. В целом современная система стандартизации высшего образования характеризуется систематически совершенствуемой компетентностной формулировкой результатов освоения образовательных программ, сопровождается периодической сменой перечня специальностей и направлений подготовки и развивается в направлении расширения академической свободы и привлечения всех участников образовательного процесса к оценке качества образования.

Список литературы:

1.Кириллова С. С. Цифровизация образовательного процесса: преимущества и угрозы // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 1. С. 25.

2. Манаенкова М. П. Компетентностный подход: от теории к практике// Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы: Материалы XI Всероссийской научно-практической Шете^конференции (с международным участием), Тамбов, 26 октября 2020 года/Отв. редактор Л.Н. Макарова. Тамбов: Издательский дом "Державинский", 2020. С. 127-131.

3. Попова В. Б. Нормативно-методическое обеспечение разработки программы практик по экономическим направлениям подготовки//Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 1. С. 47.

4.Попова В.Б. Проблемные аспекты перехода на актуализированные

федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по экономическим направлениям подготовки// Наука и образование. 20 20. Т. 3. № 4. С. 222

5.Попова В. Б. Практика формирования образовательных программ по экономическим направлениям подготовки с учетом требований актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов//Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1.

6.Попова В.Б., Фецкович И.В. Этапы формирования образовательных программ экономических направлений подготовки по ФГОС ВО 3++//Педагогическое призвание: Сборник статей III Международного профессионально-методического конкурса. В 6-ти частях, Петрозаводск, 28 февраля 2021 года. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская Ирина Игоревна), 2021. С. 357 - 365

7.Попова В.Б. Разработка образовательных программ экономических направлений подготовки по ФГОС 3++//Состояние, проблемы и перспективы развития современного образования: монография. Петрозаводств: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская Ирина Игоревна), 2021. С. 5 - 17

8.Попова В. Б., Фецкович И.В. Особенности проведения производственной практики НИР по программе магистратуры учетного профиля в аграрном вузе// Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 1. С. 44.

9.Попова В. Б., Фецкович И.В. Особенности формирования образовательных программам бакалавриата разных профилей направления подготовки 38.03.01 Экономика, реализуемых в университете//Наука и Образование. 2021.Т. 4. № 1.

10. Практика использования электронных образовательных ресурсов на занятиях, проводимых в аграрном вузе / Е. Н. Третьякова, А. Г. Нечепорук, И. Б. Кирина, Я. А. Третьякова // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1.

П.Щербаков Н. В., Кириллова С.С., Кирина И.Б. Онлайн-курсы как важнейший элемент цифровизации образовательного процесса//Актуальные

вопросы экономики и агробизнеса: Сборник статей, Брянск, 05-06 марта 2020 года. Брянск: Брянский государственный аграрный университет, 2020. С. 174178.

UDC 378.1

HISTORICAL ASPECTS AND MODERN CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF HIGHER ECONOMIC EDUCATION

Vera B. Popova

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

[email protected] Svetlana S. Kirillova

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

sv_kirillova@mail .ru Alla S. Loseva

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

Loseva.ange@yandex. ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article discusses the characteristic features of various stages of standardization of domestic higher economic education. The changes of mandatory state requirements to the content, structure, conditions of implementation and results of the development of educational programs of bachelor's, master's, specialty and postgraduate studies of economic specialties and areas of training that have occurred in the last thirty years are reflected. The distinctive features and continuity of the provisions of educational standards of different generations are presented. The problematic issues and difficulties of implementing modern educational programs

developed taking into account professional standards, prospects for their state accreditation are highlighted.

Key words: educational standards, educational program, economic areas of training, study cycles and blocks, competencies, professional standards.

Статья поступила в редакцию 14.02.2022; одобрена после рецензирования 28.02.2022; принята к публикации 09.03.2022.

The article was submitted 14.02.2021; approved after reviewing 28.02.2022; accepted for publication 09.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.