РЕФОРМА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378.1
О РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА И МАГИСТРАТУРЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ» ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
Г. Г. Белоконь
Воронежский государственный университет
Поступила в редакцию 3 декабря 2015 г.
Аннотация: рассматриваются особенности и проблемные аспекты реализации образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Юриспруденция» при переходе на новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования. Ключевые слова: образовательный стандарт, учебный план, магистерская программа, зачетные единицы, формирование компетенций обучающихся, антикоррупционное просвещение.
Abstract: the article discusses the features and problematic aspects of the implementation of educational programs of bachelor and master in the direction of «Jjurisprudence» in the transition to the new federal state educational standards of higher education.
Key words: educational standard, curriculum, master's program, credit units, the formation of competencies of students, anti-corruption education.
Реализация магистерских программ на юридическом факультете Воронежского государственного университета позволила установить некоторые проблемные аспекты подготовки обучающихся. В связи с отсутствием собственного выпуска бакалавров прием в магистратуру с 2011 по 2014 г. осуществлялся в основном из числа лиц, имеющих высшее образование по другим направлениям подготовки, а также получивших высшее юридическое образование в других, в том числе и ведомственных, вузах. Для лиц, окончивших ведомственные юридические вузы (в нашем
регионе — это институты МВД и ФСИН), проблем с профессиональным-
ориентированием в выборе магистерской программы не было. Посколь- 283 ку данные вузы не осуществляли обучение магистров, их выпускники поступили на магистерские программы, реализуемые в ВГУ, с традиционными названиями, соответствующими еще положениям ГОС ВПО и научным специальностям — «Уголовный процесс, криминалистика и оперативно-розыскная деятельность» и «Уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право».
Не было проблем с набором на магистерскую программу «Международное и европейское право», поскольку иностранные студенты обучались на юридическом факультете ВГУ по программе бакалавров.
© Белоконь Г. Г., 2016
В 2014 г. по этим магистерским программам были проведены первые выпуски профессионально подготовленных дипломированных магистров.
Кроме того, с 2015 г. по магистерской программе «Международное и европейское право» проводится обучение в рамках проекта «Темпус» для реализации магистерской программы двойных дипломов под рабочим названием «Европейское и международное право в Восточной Европе» — InterEuLawEast.
Почти по аналогичному сценарию осуществлялся набор на магистерскую программу «Правовое обеспечение информатизации и информационной безопасности» в связи с тем, что в Воронежском государственном университете более десяти лет назад на факультете прикладной математики, механики и информатики была открыта подготовка по специальности «Информатика в сфере юриспруденции». Критическая оценка квалификации таких специалистов в то время считалась обоснованной, но в настоящее время выяснилось, что это хорошая базовая юридическая подготовка для обучения в магистратуре на юридическом факультете.
Сложнее проходили наборы на магистерские программы для лиц, не имеющих базового юридического образования. Особенностью реализации ФГОС ВПО по направлению подготовки «Юриспруденция», уровень высшего образования — магистратура, является допуск к освоению этой программы лиц, имеющих любое высшее образование. Предложения Учебно-методического объединения по юридическому образованию об ограничении такого допуска наличием высшего юридического образования при переходе на ФГОС ВО не получили поддержки в Минобрнауки России.
Следовательно, наборы и обучение данных лиц продолжатся и в буем дущем. При этом правильное название магистерской программы является, по сути, тем маяком, на который ориентировались и будут ориентироваться указанные лица.
Выпускники экономического факультета, как правило, поступали см на магистерскую программу «Финансовое и налоговое право», государственные и муниципальные служащие, имеющие неюридическое образо-284 вание, на магистерскую программу «Государственное и муниципальное -управление».
Вызывали интерес у выпускников различных вузов магистерские программы, связанные с защитой и осуществлением прав человека: «Защита прав и свобод человека», «Защита трудовых и социальных прав», «Судебные и несудебные формы защиты гражданских прав».
Вместе с тем подготовка магистров, не имеющих базового высшего юридического образования, по заочной форме обучения выявила особенность в прохождении этими лицами практики, при условии, что они работают не по профилю обучения. Единственной возможностью выполнения учебного плана такими лицами было прохождение ими практики на кафедрах факультета, обладающих необходимым кадровым и научным
Реформа системы образования
потенциалом. Но осуществляться это могло только в свободное от основной работы время, что, естественно, вызывает определенные трудности и сомнения в качественной составляющей такой практики.
Организация прохождения практики на кафедрах факультета, обла- ~' дающих необходимым кадровым и научным потенциалом, требует опре- ~' деленной регламентации. В связи с этим при разработке нового положе- е ния о прохождении практики студентами юридического факультета ВГУ § кафедры должны внести свои предложения по этому вопросу с учетом о специфики реализации профилей магистерских программ. .
С 2011 по 2014 г. на юридическом факультете ВГУ были произведены ° выпуски по восьми магистерским программам. В 2014 г. был произведен р набор студентов на 11 магистерских программ. В 2015 г. подготовлено и § заявлено к реализации 18 магистерских программ. Но даже с учетом пер- 1 вого полноценного выпуска бакалавров на юридическом факультете ВГУ ц фактический набор в магистратуру был произведен по 16 программам, 1 как по очной, так и по заочной формам обучения. Причем по некоторым о программам набор был минимально допустимый по числу студентов (в р соответствии с приказом ректора ВГУ от 28 апреля 2009 г. № 141 - не 3 менее 5 человек на магистерскую программу). Значительное число ма- § гистерских программ, некоторые из которых носят смежный с другими е программами характер, не позволило даже выпускникам — бакалаврам ь юридического факультета ВГУ сделать правильный и осознанный выбор е для продолжения своего профессионального обучения.
Представляется, что выходом из этого положения может быть опти- § мизация количества заявленных к реализации магистерских программ с р целью исключения их дублирования или смежности. М
Кроме того, прием в магистратуру в 2015 г. показал, что распреде- . ление выделенных бюджетных мест, пропорциональное неоправданно большому количеству магистерских программ, привело к формированию групп с большинством студентов, поступивших по договорам на оказание платных образовательных услуг. В свою очередь, это привело к значительному уменьшению доли бюджетной нагрузки, распределенной в соответствии с учебными планами по кафедрам. При этом,
безусловно, надо учитывать и возможность изменения показателей-
наполняемости студенческих групп по магистерским программам. В 285 настоящее время этот показатель начинается с 5 человек, но с учетом требований к формированию групп по профилизациям в бакалавриате и специалитете может быть увеличен до 12 человек. Например, в Московском государственном юридическом университете имени О. Е. Кутафина (МГЮА) реализация магистерских программ по профилям начинается с набора 15 человек. Представляется, что данный вопрос должен стать предметом обсуждения на заседании Ученого совета юридического факультета ВГУ.
Особенности реализации образовательных стандартов по направлению подготовки «Юриспруденция» во многом обусловлены наличием отдельного нормативного правового акта — Указа Президента РФ от 26 мая
2009 г. № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации»1. В данном акте отдельно говорилось о необходимости обеспечить разработку и общественное обсуждение федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования (далее — ФГОС ВПО) по направлению подготовки (специальности) «Юриспруденция», предусматривающих увеличение объема практической части основной образовательной программы высшего профессионального образования, формирование у обучающихся нетерпимости к коррупционному поведению и уважительного отношения к праву и закону.
Обеспечение выполнения этих предписаний осуществлялось путем установления в образовательных стандартах требований к формированию компетенций в сфере противодействия коррупции.
Действующие ФГОС ВПО по направлению подготовки «Юриспруденция» содержат следующие требования:
1) для выпускника бакалавра: обладать общекультурной компетенцией — «имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону» (ОК-6) и профессиональными компетенциями — в правоохранительной деятельности «способностью выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению» (ПК-12) и в экспертно-консультационной деятельности «готовностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции» (ПК-14)2;
2) для выпускника-магистра: обладать профессиональными компетенциями в правоохранительной деятельности «способностью выявлять,
см давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения» о: (ПК-6) и в экспертно-консультационной деятельности «способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них полоса жений, способствующих созданию условий для проявления коррупции» (ПК-8)3.
В проектах федеральных государственных стандартов высшего обра-6 зования (далее — ФГОС ВО) по направлению подготовки «Юриспруденция» указанные профессиональные компетенции как бакалавров, так и
1 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 22. Ст. 2698.
2 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») : утв. приказом Минобрнауки РФ от 4 мая 2010 г. № 464 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. № 26.
3 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр») : утв. приказом Минобрнауки РФ от 14 декабря 2010 г. № 1763 // Там же. 2011. № 14.
Реформа системы образования
магистров сохранены дословно, а общекультурная компетенция бакалавров исключена.
В связи с этим можно предположить, что формирование у выпускников компетенций в сфере противодействия коррупции только в рамках 7-1 соответствующего вида профессиональной деятельности целесообразно 7-1 реализовывать путем введения учебных курсов в соответствии с направ- е
ленностью (профилем) образовательной программы. о
о о\
На юридическом факультете Воронежского государственного универ- о ситета реализуются четыре основные образовательные программы бака- 7 лавриата, имеющие различную направленность (профили) — уголовное право, гражданское право, государственное право, международное право. е
Для формирования соответствующих компетенций в сфере проти- л водействия коррупции на заседании Ученого совета факультета было 3 принято решение о включении в вариативную часть профессионального ц цикла учебного плана бакалавриата новых учебных дисциплин с разбив- 7 кой по профилям подготовки:
— Противодействие коррупции: криминологический и уголовно-правовой аспекты (профиль «уголовное право»); §
— Административно-правовое регулирование деятельности по проти- Т водействию коррупции (профиль «государственное право»); Л
— Международно-правовые средства борьбы с коррупцией (профиль Ы «международное право»); 7
— Гражданско-правовая защита конкуренции (профиль «гражданское р право»). р
Особое место среди антикоррупционных компетенций занимают тре- м бования о формировании для экспертно-консультационной деятельно- . сти у бакалавров готовности, а у магистров способности «принимать ' участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции». В связи с этим Ученым советом факультета было принято решение о включении в каждую из 18 реализуемых профилей магистерских программ учебного курса «Правовые основы и методика проведения антикоррупционной_
экспертизы» с учетом особенностей каждой отрасли законодательства. 287 Представляется, что тем самым обеспечивается достижение способности ~ выпускника-магистра реализовать данную компетенцию. Готовность выпускника-бакалавра к этому обеспечивается включением в программы указанных выше учебных курсов по профилям подготовки отдельной темы «Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов».
На протяжении последних четырех лет именно таким образом в учебном процессе на юридическом факультете Воронежского государственного университета достигалось формирование у студентов компетенций в сфере противодействия коррупции. И именно на этом основывались отчеты ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет» о вы-
полнении Указа Президента РФ от 26 мая 2009 г. № 599, требуемые ежегодно Министерством юстиции и Минобрнауки России.
Вместе с тем в соответствии с «Программой по антикоррупционному просвещению на 2014—2016 годы», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 14 мая 2014 г. № 816-р4 в срок до 15 декабря 2014 г. предусмотрена разработка и утверждение образовательными организациями отдельного спецкурса по теме «Повышение уровня правосознания граждан и популяризация антикоррупционных стандартов поведения». Проект программы такого курса разработан на кафедре теории государства и права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) и рекомендован Департаментом государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России для использования образовательными организациями высшего образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция».
В связи с этим возникает вопрос о возможности продолжения использования в образовательных программах бакалавриата и магистратуры профильных учебных дисциплин, формирующих у выпускников компетенций в сфере противодействия коррупции, которые предусмотрены учебными планами на юридическом факультете ВГУ, или же включение спецкурса по теме «Повышение уровня правосознания граждан и популяризация антикоррупционных стандартов поведения» в правительственную программу делает его безальтернативным и обязательным в применении?
Еще одной особенностью при переходе на ФГОС ВО является отсутствие в структуре образовательной программы деления на циклы, что в принципе при сохранении учебных дисциплин, предусмотренных образовательной программой ФГОС ВПО, не должно было вызвать заем труднений. Однако при реализации перехода с одного образовательного стандарта обучения на другой в классических университетах возможны отступления от принципа преемственности. Имеется в виду право образовательной организации по установлению определенных требований к см изучению конкретных дисциплин. Речь, прежде всего, идет о возможности увеличения зачетных единиц, отведенных для изучения дисциплин, 288 формирующих общекультурные компетенции выпускников, соответ-
-ственно за счет уменьшения зачетных единиц, отведенных для изучения
дисциплин, формирующих общепрофессиональные и профессиональные компетенции выпускников.
Оформляется это, как правило, распоряжениями руководителя образовательной организации на основании рекомендаций научно-методического совета, а затем — путем принятия локальных актов. Например, в соответствии с распоряжением ректора ВГУ от 20 июня 2014 г. № 400 «О формировании учебных планов согласно ФГОС 3+», а затем в соответствии с «Инструкцией о порядке разработки, оформления и введения в
4 иВЬ: http://government.ru/media/files/41d4dd97f2f8fee7c785.pdf (дата обращения: 02.12.2015).
Реформа системы образования
действие учебного плана основной образовательной программы высшего образования в Воронежском государственном университете», введенной в действие приказом ректора от 10 ноября 2015 г. № 0863, предусмотрена реализация в программах бакалавриата в рамках базовой части блока 7 Б1 следующих обязательных дисциплин: философия (4 ЗЕТ, экзамен), 7 история (4 ЗЕТ, экзамен), иностранный язык (6—9 ЗЕТ, итоговая форма е отчетности — экзамен), безопасность жизнедеятельности (3 ЗЕТ, зачет). В о рамках вариативной части дисциплин блока Б1, обязательной для всех о обучающихся, должны быть предусмотрены дисциплины для формиро- 7 вания следующих общекультурных компетенций:
— способность использовать основы экономических знаний в различ- р ных сферах жизнедеятельности — в объеме 3 ЗЕТ (например, Экономика о или Экономическая теория); з
— способность к коммуникации в устной и письменной формах на рус- ц ском языке для решения задач межличностного взаимодействия — в объ- 1 еме 2 ЗЕТ (например, Русский язык и культура речи или Русский язык в б устной и письменной коммуникации). а
Если учесть, что во ФГОС ВПО по направлению подготовки «Юри- § спруденция» (квалификация (степень) «бакалавр») на гуманитарный, о социальный и экономический цикл отводилось значительно меньшее Л число зачетных единиц, чем на профессиональный цикл, по сравнению о с другими направлениями подготовки, то их перераспределение в обрат- х ном направлении решением образовательной организации может отри- р цательно отразиться на профессиональной подготовке юристов. о
Аналогичным образом в университете решается вопрос и об уменьше- а нии объема аудиторной нагрузки в неделю. Отсутствие в проектах ФГОС | ВО бакалавриата указаний на возможные максимальные пределы объ- : ема аудиторной нагрузки позволяет образовательной организации устанавливать ее усредненные показатели, как правило, в сторону уменьшения. Например, вместо максимально возможных 36 часов в соответствии с ФГОС ВПО, предусмотреть 27—29 часов в неделю, что также не может не повлиять на профессиональную подготовку юристов (распоряжение ректора ВГУ от 4 июля 2014 г. № 455). В то время как в ведущих юридических вузах России, например Московском государственном юриди- 289
ческом университете имени О. Е. Кутафина (МГЮА), распорядительны--
ми актами руководителей образовательных организаций предусмотрено сохранение указанных показателей в учебных планах при переходе с ФГОС ВПО на ФГОС ВО.
Некоторые компромиссные варианты решения данной проблемы предложены на юридическом факультете ВГУ. В частности, путем включения в учебные дисциплины профессионального цикла разделов и тематик, формирующих общекультурные компетенции, соответственно с изменением названий данных дисциплин, например «Социология права», «Юридическая техника и правовая лингвистика», «Профессиональная речь юриста» и др. Правда, при этом требуется наличие базового об-
разования, соответствующего профилю преподаваемой дисциплины. Но этот вопрос решается, например при наличии у преподавателя, наряду с юридическим образованием, другого — профильного — высшего образования.
Таким образом, при составлении учебных планов по ФГОС ВО по направлению подготовки «Юриспруденция», с учетом принципа преемственности, необходимо сохранить, по аналогии с учебными планами ФГОС ВПО, объем учебных дисциплин как в зачетных единицах, так и в часах аудиторной нагрузки, формирующих общепрофессиональные и профессиональные компетенции выпускников-юристов, не допуская их уменьшения за счет дисциплин, формирующих общекультурные компетенции.
Воронежский государственный университет
Белоконь Г. Г., старший преподаватель кафедры уголовного права E-mail: [email protected] Тел.: 8(473) 2-208-259
Voronezh State University Belokon G. G., Senior Teacher of the Criminal Law Department E-mail: [email protected] Tel.: 8(473) 2-208-259
290