УДК 377
Ю.Д. Кокамбо, О.В. Скоробогатова
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ» (УРОВЕНЬ МАГИСТРАТУРЫ) В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ, НЕ ИМЕЮЩИХ БАЗОВОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье анализируются проблемы, связанные с организацией образовательного процесса по магистерской программе «Теория и история государства и права, история правовых учений» направления подготовки «Юриспруденция», реализуемой на юридическом факультете Амурского государственного университета, в отношении лиц, не имеющих профильного юридического образования.
Ключевые слова: магистратура, бакалавриат, юридическое образование, юридическое консультирование, проблемы трудоустройства.
THE PROBLEMS OF IMPLEMENTING THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARTS OF HIGHER EDUCATION AIMED AT PREPARING 40.04.01 MASTER'S DEGREE IN JURISPRUDENCE FOR STUDENTS WHO DON'T HAVE BASIC LEGAL EDUCATION
This article is about the problems of organising educational process of masters degree on the programme «The Theory and History of the State and Law, History of legal studies» used by the Faculty of Law of The Amur State University for students, who don't have legal education.
Key words: master program, bachelor program, legal education, legal consultancy. the employment problems.
Присоединившись к Болонскому процессу, современная российская система образования приобрела уровневую структуру высшего образования. В соответствии с ч. 5 ст. 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» нашей стране устанавливаются следующие уровни высшего профессионального образования: высшее образование - бакалавриат; высшее образование - специалитет, магистратура; высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
Необходимо отметить, что в соответствии с ч. 3 ст. 69 вышеупомянутого закона для освоения программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня. Таким образом, для поступления на любую магистерскую программу по направлению подготовки «Юриспруденция» не обязательно наличие юридического образования уровня бакалавриата. На практике при освоении магистерских программ лицами, не имеющими юридического образования, возникают значительные сложности.
Так, на юридическом факультете ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет» реализуется магистерская программа «Теория и история государства и права, история правовых учений» по направлению подготовки «Юриспруденция». По статистическим данным, из 37 магистрантов, по-
30
Вестник АмГУ
Выпуск 82, 2018
ступивших в 2016 г., четверо не имели базового юридического образования (уровня «бакалавриат»), в 2017 г. из 20 магистрантов пять не имеют базового юридического образования.
Реализуемая магистерская программа предполагает освоение учебных дисциплин, которые требуют предварительной юридической подготовки. Например, такие дисциплины как «Актуальные проблемы теории права», «Международное и внутригосударственное право: проблемы соотношения», «Коллизионное право», «Проблемы реализации и применения права», «Проблемы систематизации права», «Современные проблемы правотворчества» сложно освоить лицам, у которых нет представлений об основных ключевых понятиях юриспруденции. Думается, что цель магистратуры - это прежде всего получение дополнительных углубленных знаний, умений и навыков в определенных сферах юридической деятельности, некий формат «повышения квалификации» в рамках реализуемой магистерской программы. Возникает вопрос - возможно ли повысить юридическую квалификацию при отсутствии базовых юридических знаний? Данная проблема поднималась и другими исследователями. В частности, Е.В. Дадаян и А.Н. Сторожевой отмечается, что магистерские программы не преследуют цели подменить собой или изучить с самого начала базовые курсы отраслевого права и других правовых дисциплин [1].
Еще одна «болевая точка» - юридическое консультирование как обязательный компонент получения юридического образования уровня «магистратура». Соответственно, напрашивается вопрос: а смогут ли оказать квалифицированную юридическую помощь (правовые услуги) магистры, не имеющие профильного (базового) юридического образования? Крайне сложно оказать квалифицированную юридическую помощь с использованием справочно-правовых систем - таких как «Консультант Плюс», «Гарант», без необходимых навыков работы в данных системах, а также без наличия основных знаний по отраслям права.
Магистранты вынуждены параллельно самостоятельно осваивать отрасли права и учиться работать в указанных правовых системах. Безусловно, если магистерская программа по содержанию близка с направлением подготовки уровня «бакалавриат» неюридической направленности, это не вызовет серьезных проблем при ее освоении. Например, магистерская программа «Финансовое и налоговое право» вполне может быть освоена выпускниками экономического факультета профиля «Финансы и кредит», государственные и муниципальные служащие, имеющие неюридическое образование, могут освоить магистерскую программу «Государственное и муниципальное право» [2]. Однако магистранту, окончившему, например, факультет ветеринарной медицины и зоотехнии уровня «бакалавриат», крайне сложно ориентироваться хитросплетениях юридической науки и практики.
Сложности возникают и в процессе совместного обучения магистрантов, имеющих юридическое образование, с магистрантами, его не имеющими. Как отмечает А.Е. Камышанова, учебные планы магистерских программ не предполагают различий в итоговом уровне подготовки магистрантов, исходя из их разного «стартового» уровня по направлению «Юриспруденция» [3]. Обеспечить достижение этого показателя достаточно затруднительно. Те абитуриенты, которые самостоятельно получают знания, не имея базового юридического образования, при подготовке к вступительным испытаниям в магистратуру не могут сравниться по объему знаний, навыков, умений со студентами-бакалаврами, в течение четырех лет осваивавшими образовательную программу по направлению подготовки «Юриспруденция». Данный вопрос неоднократно поднимался на форумах, конференциях, посвященных проблемам юридического образования. В большинстве случаев позиция представителей юридического сообщества относительно целесообразности и качества итогового образовательного продукта при освоении магистерских программ лицами, не имеющими юридического образования, отрицательна. Неоднократно высказывалось мнение, что юридическая магистратура требует освоения высшего юридического образования уровня «бакалавриат» или «специалитет». Однако такая по-
зиция, в том числе сформулированная в виде предложения Учебно-методическим объединением по юридическому образованию и обращенная к Министерству образования и науки (ныне действующее Министерство науки и высшего образования), не нашла должной поддержки. Это объясняется и тем, что Россия, являясь участницей Болонского процесса, фактически перенимает европейские образовательные стандарты. А в большинстве стран Европы допускается смена направления подготовки и получение дипломов бакалавра и магистра по разным направлениям. На наш взгляд, нам необходимо учитывать специфику образования в России и слепо копировать зарубежный опыт в этом вопросе не стоит. Полагаем, что следует скорректировать в этой части законодательство об образовании, позволив получать юридическое образование бакалаврам направлений подготовки, входящих в укрупненную группу направлений подготовки или специальностей, к которой относится «Юриспруденция». Думается, что это позволит обеспечить качество получения высшего образования прежде всего уровня «магистратура».
Важнейшим стимулом получения магистерской степени является последующее трудоустройство. Но тут возникает проблема, связанная со способностью осуществлять трудовую деятельность в сфере юриспруденции после окончания юридической магистратуры лицами, у которых отсутствует юридическое образование предыдущего уровня. Естественно, что такая ситуация может негативно повлиять на имидж той образовательной организации, выпускником которой стал данный магистр.
Кроме того, законодательно установлено ограничение на получение статуса судьи лицом, имеющим степень магистра юриспруденции, но не обладающего предыдущим уровнем юридического образования - «бакалавриат». Полагаем, что такие ограничения коснутся и других видов юридической деятельности - работников прокуратуры, нотариусов, адвокатов, сотрудников иных правоохранительных органов, для которых обязательно юридическое образование. Это только вопрос времени.
Таким образом, проблема трудоустройства будет стоять достаточно остро для тех магистров, у которых отсутствует базовый уровень юридического образования, сфера их профессиональной юридической деятельности будет значительно сужена, что в свою очередь неблагоприятно повлияет на показатель эффективности деятельности образовательного учреждения, выпускающего магистров, - количество выпускников, работающих по специальности.
Подводя итоги, считаем целесообразным внести изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» для обеспечения рынка труда высококвалифицированными юридическими кадрами. Предлагаем дополнить частью 4.1 ст. 69 этого закона, изложив ее в следующей редакции: «К освоению программы подготовки по направлению магистратуры «Юриспруденция» допускаются лица, имеющие образование по специальности или направлению подготовки, входящих в укрупненную группу специальностей и направлений подготовки «Науки об обществе»».
1. Дадаян, Е.В., Сторожева, А.Н. К вопросу о трудоустройстве лиц, обучающихся в магистратуре по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция» // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития. Материалы Международной научно-практ. конф. - Красноярск, 2018. - С. 117.
2. Белоконь, Г.Г. О реализации образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Юриспруденция» при переходе на новые образовательные стандарты // Вестник ВГУ. Серия «Право». - 2016. - № 2.- С. 284.
3. Камышанова, А.Е. Магистратура в системе высшего профессионального образования // Ростовский научный журнал. - 2016. - № 7.- С. 49.