4.3. ВЛИЯНИЕ УНИФИКАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НА РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Боташева Лейла Эмербековна, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: СевероКавказский федеральный университет. Подразделение: кафедра административного и финансового права. Email: [email protected]
Воротилина Татьяна Викторовна, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: СевероКавказский федеральный университет. Подразделение: кафедра правовой культуры и защиты прав человека. E-mail: [email protected]
Попова Людмила Анатольевна, канд. юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: Северо-Кавказский федеральный университет. Подразделение: кафедра теории и истории государства и права. Першина Елена Анатольевна, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: Московский педагогический государственный университет. Филиал: Ставропольский филиал. Подразделение: кафедра гражданско-правовых дисциплин. E-mail: [email protected]
Аннотация
Цель. Статья посвящена проблемным аспектам реализации образовательных программ по направлению подготовки «Юриспруденция». Проведен краткий анализ причин низкой академической мобильности студентов на внутригосударственном уровне.
Методология. Методологическую основу исследования составляет диалектический метод познания действительности, совокупность общенаучных и частнонаучных методов познания, особенно широко применялась методология конкретных социальных правовых исследований (наблюдение, анкетирование, анализ письменных источников, методы обобщения информации и другие).
Выводы. Федеральными образовательными стандартами необходимо предусмотреть единый перечень обязательных дисциплин профессионального цикла с единым количеством часов, отводимых на аудиторную работу и единой формой отчетности.
Возможность последующего использования результатов научной работы. Результаты могут быть полезными для дальнейшего изучения реализации образовательных программ.
Практическое значение. Предлагаются варианты совершенствования механизмов реализации обучения в различных вузах.
Социальные последствия. Качество юридического образования влияет на уровень правосознания и правовой культуры как самих студентов - будущих правоприменителей, так и российского общества в целом.
Ценность. Работа предназначена всем, кому небезразлична судьба отечественного высшего юридического образования.
Ключевые слова: высшее образование, образовательный стандарт, образовательная программа, академическая мобильность.
THE IMPACT OF THE UNIFICATION OF EDUCATIONAL STANDARDS TO EMPOWER STUDENTS
Botasheva Leila Emerbekovna, PhD at law, associate professor. Position: associate professor. Place of employment: North Caucasus federal university. Department: administrative and financial law chair. E-mail: [email protected] Vorotilina Tatiana Victorovna, PhD at law, associate professor. Position: associate professor. Place of employment: North Caucasus Federal University. Department: Legal culture and human rights protection chair. E-mail: [email protected]
Popova Lyudmila Anatolievna, PhD at law. Position: associate professor. Place of employment: North-Caucasus Federal University. Department: theory and history of state and law chair.
Pershina Elena Anatolievna, PhD at law, associate professor. Position: associate professor. Place of employment: Moscow state pedagogical University. Branch: Stavropol branch. Department: civil law disciplines chair. E-mail: [email protected]
Annotation
Goal. The article is devoted to problematic aspects of the implementation of educational programs for specialty «Jurisprudence». The brief analysis of the reasons for the low academic mobility of students at national level has been performed.
Methodology. The methodological basis of research is the dialectical method of cognition of reality, a set of scientific and specially scientific cognition methods, especially widely methodology for specific social legal studies was used (observation, questionnaires, analysis of written sources, and methods of summarizing information, etc.).
Conclusions. Federal educational standards are necessary to provide a single list of obligatory disciplines of the professional cycle with a single number of hours devoted to classroom work and one reporting form.
The possibility of subsequent use of results of scientific work. The results can be useful for further study of the implementation of educational programs.
Practical value. The variants of improving the mechanisms for the implementation of education in various universities are provided.
Social consequences. The quality of legal education affects both the level of legal awareness and legal culture of students - future citizens and Russian society as a whole.
Value. The work is intended for all who care about the fate of Russian higher legal education.
The social consequences. The quality of legal education affects the level of legal awareness and legal culture as the students themselves - the future law enforcers and Russian society as a whole.
Keywords: higher education, educational standard, educational program and academic mobility.
Более двух десятков лет российская система образования, в том числе высшего юридического, находится в состоянии реформирования. Результаты преобразований в данной сфере наиболее бурно стали проявляться в начале XXI в. в связи с переходом на многоуровневую подготовку кадров, изменениями в целях и задачах, стоящими перед вузами, появлением новых видов и форм учебных заведений. Вопросам совершенствования высшего юридического образования уделяется немало внимания в последнее десятилетие. [1]
В рамках данного исследования мы рассмотрим лишь отдельные проблемные аспекты отечественной системы высшего юридического образования, в частности, касающиеся образовательного процесса, реализации вузами образовательных программ, которые
ВОЗМОЖНОСТИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Боташева Л.Э., Воротилина Т.В., Попова Л.А., Першина Е.А.
так или иначе оказывают влияние на качество образования, профессиональную подготовку студентов, возможностью реализации ими на внутригосударственном уровне академической мобильности.
В ходе проведения коренных преобразований в образовательной сфере с целью прогрессивного развития системы высшего профессионального образования на основе оптимизации региональных образовательных структур и укрепления связей образовательных учреждений высшего образования с экономикой и социальной сферой федеральных округов [2] в России начиная с 2006 года идет процесс создания и развития университетов нового типа - федеральных.
В рамках нашего исследования мы проанализировали содержание основных профессиональных образовательных программ и учебных планов, размещенных на официальных сайтах федеральных университетов.
К 1 сентября 2016 года в стране функционирует десять вузов подобного типа: Сибирский федеральный университет, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Дальневосточный федеральный университет, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Северо-Кавказский федеральный университет, Уральский федеральный университет имени Первого Президента России Б.Н.Ельцина, Южный федеральный университет. Два из них - Уральский и Северо-Восточный - не реализуют образовательные программы по направлению подготовки «Юриспруденция» на уровне бакалавриата и магистратуры по очной форме обучения.
Из оставшихся восьми три университета, а именно: Дальневосточный федеральный университет, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Северо-Кавказский федеральный университет, реализуют данные образовательные программы на основе образовательных стандартов, самостоятельно установленных вузами. Причем стандарты, разработанные Балтийским федеральным университетом, фактически не отличаются от проектов федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (уровень магистратуры) и федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата). В перечне компетенций отсутствуют те, которые соответствуют видам профессиональной деятельности, к которым не готовят выпускников данного вуза. [3]
Образовательные стандарты Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных университетов имеют существенные отличия от проектов стандартов ФГОС ВО, компетенции, формируемые у обучающих, нацелены на кадровые потребности названных федеральных округов. Так, конкретизируя и расширяя перечень компетенций, указанных в проекте, которыми должен обладать выпускник, образовательная программа по направлению подготовки 40.03.01 Дальневосточного федерального университета содержит, к примеру, следующие: «способностью устанавливать содержание норм права государств Азиатско-Тихоокеанского региона, а также способность применять их при разрешении споров (ПК-9)», «способно-
стью осуществлять толкование норм иностранного права, включая нормы права стран Азиатско-Тихоокеанского региона». [4]
В образовательных стандартах Северо-Кавказского федерального университета отличия формируемых компетенций имеют кардинальный характер. Так, в соответствии с образовательным стандартом ВПО СКФУ по направлению подготовки 40.03.01 у выпускника-бакалавра должны быть сформированы четыре общекультурные компетенции и шесть профессиональных, причем к общекультурным структурно отнесены ценностно-профессиональная, социально-личностная, коммуникативная и информационная компетенция, а к профессиональным - правореализационная и консультационная, правоохранительная, нормопроектная и экспертная, правозащитная, медиационная, педагогическая и исследовательская компетенции. [5]
В проекте стандартов ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 предусматривалось девять общекультурных, шесть общепрофессиональных и шестнадцать профессиональных компетенций.[6] Аналогичная ситуация складывается при сравнительном анализе стандартов ФГОС ВО по направлению подготовки 40.04.01 и образовательного стандарта СевероКавказского федерального университета по данному направлению.
Учитывая в целом позитивные последствия преобразований в системе высшего образования в связи с созданием федеральных университетов (повышение уровня подготовки обучающихся на базе интеграции научного и образовательного процессов и использования всех методов современного высшего образования, улучшение материально-технической оснащенности вузов, расширившиеся возможности реализации совместных международных образовательных программ с двойными дипломами, сетевых образовательных программ межрегионального уровня, увеличение количества курсов повышения квалификации, инновационных форумов и проектов, зарубежных стажировок для студентов и ППС и другое) на сегодняшний день не совсем четко отработаны механизмы реализации академической мобильности обучающихся. Отсутствие единых федеральных образовательных стандартов являются явным препятствием в этом. Учебные планы с различным количеством учебных дисциплин, разным количеством зачетных единиц и разной формой отчетности также препятствуют такой мобильности. Сегодня фактически можно говорить только о единичных случаях зарубежной и внутригосударственной мобильности студентов-участников программ студенческого обмена, частично или полностью оплачиваемой вузами.
Теоретически каждый студент имеет возможность поучиться временно (один или несколько семестров) в другом вузе по собственной инициативе, например, обучаясь в сетевой магистратуре. Однако сетевая форма ограничивает такую возможность двумя-тремя вузами, реализующих совместные программы.
Отличаясь от академической мобильности - временного перемещения в другое учебное заведение, сегодня по-прежнему присутствует традиционная форма некой мобильности студентов в виде перевода в другое учебное заведение. Справедливости ради следует отметить, что в вузах обучается совсем незначительное количество «переводников».
Можно выделить объективные факторы, которые мешают студентам активно переводится из одного вуза в другой, обучаясь по одному и тому же направле-
нию подготовки или на одной и той же специальности: а) переезд из одного населенного пункта в другой весьма затруднителен с экономической точки зрения (кто имеет возможность обучаться за пределами родного места жительства, как правило, сразу поступает в вуз, в котором хочет обучаться); б) «брендовые» вузы вряд ли заинтересованы в студентах второго, третьего и последующих курсов, обучающихся предыдущие годы в менее престижных вузах, поэтому мобильность, как правило, проявляется в обратном направлении -студенты, не справляющиеся с программой именитого вуза продолжают обучение в менее престижном. Для обучающихся на коммерческой основе в данном процессе может сыграть большую роль ежегодное повышение платы за обучение, невозможность дальнейшей оплаты в связи с ухудшением финансового состояния семьи.
Анализ учебных планов бакалавриата по направлению подготовки «Юриспруденция» показал, что в разных вузах дисциплины профессионального цикла базовой части реализуются в разном объеме, завершаются разной формой отчетности, преподаются в разных семестрах, [7] что также, по нашему мнению, затрудняет академическую мобильность студентов на внутригосударственном уровне и возможность перевода из одного учебного заведения в другое.
Что касается учебных планов магистратуры по направлению подготовки «Юриспруденция», то с дисциплинами базовой части профессионального цикла четко прослеживается такая же тенденция. Справедливости ради отметим, что дисциплин таких всего четыре: «История политических и правовых учений», «История и методология юридической науки», «Сравнительное правоведение» и «Актуальные проблемы права». Сроки обучения по магистерским программам - 2 года очно и 2 с половиной заочно- также не способствуют активному переходу из одного вуза в другой. Несколько иная ситуация с сетевыми формами, но они пока являются, скорее исключением из общего правила, чем устоявшейся моделью или характерной, часто встречающейся формой.
При этом весьма сомнительным является предположение о массовом желании магистров перемещаться из одного вуза в другой даже не на весь семестр, а на месяц-два (и воплощении такого желания в реальность), учитывая тот факт, что студенты магистратуры в подавляющем большинстве трудоустроены.
«Немало проблем возникает с обучением магистров по различным направлениям подготовки, не имеющих базового образования по данному направлению». [8]
В январе 2016 г. нами было проведено анкетирование магистров 1 и 2 курсов направления подготовки «Юриспруденция» Северо-Кавказского федерального университета, в нем приняли участие 140 человек. 88,6 % респондентов испытывают затруднения в связи с необходимостью выполнять трудовую функцию и одновременно учебную дисциплину в вузе. В такой ситуации обучающие расставляют приоритеты в пользу работы, а не учебы. И уж, конечно, не заинтересованы в длительных отъездах, связанных с получением образования.
Таким образом, фактически воспользоваться возможностью временного или постоянного перехода из одного вуза в другой по ряду объективных и субъективных причин могут немногие студенты. Считаем, что в этом направлении реформирования высшего юридического образования следует провести ряд целенаправленных мероприятий:
1.Предусмотреть федеральными образовательными стандартами единый перечень обязательных дисциплин профессионального цикла с единым количеством часов, отводимых на аудиторную работу и единой формой отчетности. Самостоятельно разрабатываемые образовательные стандарты федеральных университетов должны также соответствовать данным требованиям.
2. Провести на внутригосударственном уровне сравнительное исследование реализации имеющихся в стране сетевых форм магистерских программ на предмет их рациональности, целесообразности и эффективности в плане повышения качества подготовки магистров, их возможности реализовать академическую мобильность и востребованность в среде обучающихся. При этом обратить внимание на влияние обучения в нескольких вузах на трудоустройство выпускников, заинтересованность работодателей в подобных кадрах.
3.Предусмотреть разумные финансовые обязанности для студентов, обучающихся по программам академической мобильности полностью за счет средств вузов. К примеру, обязать провести обучающий семинар, конференцию, форум, опубликовать научную статью и т.п. по результатам обучения в другой учебной или научной организации. В случае невыполнения обозначенный условий предусмотреть адекватные штрафные санкции.
Полученные выводы и обобщения по проблемам и тенденциям развития юридического образования в высшей школе могут представлять определенный интерес для дальнейшего изучения реализации образовательных программ.
Список литературы:
1. Воротилина Т. В., Воротилина А.А. Совершенствование системы высшего образования в Российской Федерации: проблемы реализации законодательства // «Модернизация экономических систем: взгляд в будущее» «Modernization of economic systems: looking to the Future» (MESLF-2015): Материалы международной научно-практической конференции. Чехия, Прага, 9 ноября 2015 г. 312с. URL: http:// www.edu-czech.com; Грудцына Л. Ю. Развитие высшего юридического образования в современной России: монография / Л.Ю. Грудцына, С.А.Иванова, Д.А. Пашенцев, О.В.Петровская. М.: Юркомпани, 2014. 160 с.; Смирнов Д. А., Струсь К. А. К вопросу о развитии системы юридического образования в современной России // Ленинградский юридический журнал. 2015. № 1 (39). С. 302-310; Смирнов Д.А., Струсь К.А. Опыт США в механизме совершенствования подготовки юридических кадров современной России// Правовая политика и правовая жизнь. 2016. № 2. С. 26-36 и другие.
2.Концепция создания и государственной поддержки развития федеральных университетов (Приложение к протоколу заседания межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту «Образование» при Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 29 сентября 2009 г. № АФ-33/03пр): Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. (дата обращения: 31.08.2016)
3. Официальный сайт Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта. URL: http://www.kantiana.ru (дата обращения: 31.08.2016).
ВОЗМОЖНОСТИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Боташева Л.Э., Воротилина Т.В., Попова Л.А., Першина Е.А.
4. Официальный сайт Дальневосточного федерального университета. URL: http://www.dvfu.ru (дата обращения: 31.08.2016)
5. Официальный сайт Северо-Кавказского федерального университета. URL: http://www.nсfu.ru (дата обращения: 31.08.2016)
6.Проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) и Проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (уровень магистратуры): Федеральный портал «Российское образование». URL: http://www. edu.ru>abitur/act.82/index.php (дата обращения: 31.08.2016).
7. Официальные сайты федеральных университетов. URL: http://www.sfu-kras.ru; URL: http://www.sfedu.ru; URL: http://www.kpfu.ru; URL: http://www.dvfu.ru; URL: http://www.kantiana.ru; URL: http://www.nсfu.ru; URL: http://www.cfuv.ru; URL: http://www.narf.ru (дата обращения: 31.08.2016).
8. Попова Л.А., Струтинская Т.А. Юридическое образование в эпоху глобализации, модернизации, ресурсного развития // НаукаПарк. 2014. №3 (23). С. 109.
Рецензия
Мною, Мухачёвым Игорем Владимировичем, рассмотрена статья Л.Э. Боташевой, Т.В. Воротилиной, Л.А. Поповой, Е.А. Першиной «Влияние унификации образовательных стандартов на расширение возможностей академической мобильности студентов», представленная для публикации в журнале «Пробелы в российском законодательстве».
По существу статьи могу отметить следующее:
1) несомненно, вопросы, рассматриваемые авторами в статье актуальны сегодня, проводимые реформы в системе высшего юридического образования нуждаются в корректировке и совершенствовании, причем с учетом мнения всех участников образовательного процесса; варианты совершенствования механизмов реализации обучения студентов в различных вузах, предложенные авторами, заслуживают внимания и дальнейшего научного обсуждения. Следует отметить, что по рассматриваемым авторами вопросам в науке нет единого подхода, позиция авторов отличается оригинальностью;
2) теоретическая и прикладная значимость исследования заключается в том, что выводы и подходы авторов можно использовать для дальнейшего изучения реализации образовательных программ по направлению подготовки «Юриспруденция», совершенствования учебных планов, а также при подготовке и проведении аудиторных занятий по дисциплинам, направленным на изучение правовой регламентации образовательной сферы, проблем высшего юридического образования;
3) авторами использовано достаточное количество научной литературы по теме статьи.
Авторами статьи затронуты актуальные проблемы высшего юридического образования, гак или иначе оказывающие отрицательное влияние на качество подготовки выпускников юридических вузов. Структура статьи соответствует предъявляемым требованиям; предложенные авторами средства и формы совершенствования основных образовательных программ
по направлению подготовки «Юриспруденция» имеют дискуссионный характер.
По результатам рассмотрения я рекомендую опубликовать статью Л.Э. Боташевой, Т.В.Воротилиной, Л.А.Поповой, Е.А. Першиной «Влияние унификации образовательных стандартов на расширение возможностей академической мобильности студентов» в открытой печати.
Д.ю.н., профессор кафедры конституционного и международного права Юридического института СевероКавказского федерального университета Мухачёв И.В.