Научная статья на тему 'Основные индикаторы развития образовательной деятельности юридического института Северо-Кавказского федерального университета'

Основные индикаторы развития образовательной деятельности юридического института Северо-Кавказского федерального университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2449
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ / ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / АСПИРАНТУРА / СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / EDUCATION / HIGHER EDUCATION / DIRECTION OF PREPARATION / JURISPRUDENCE / BACHELOR STUDIES / MASTER STUDIES / POSTGRADUATE STUDY / NORTH CAUCASUS FEDERAL UNIVERSITY / CURRICULUM / DEVELOPMENT PROGRAM / EDUCATIONAL METHODOLOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боташева Лейла Эмербековна, Воротилина Татьяна Викторовна, Гондаренко Александр Сергеевич

В представленной статье на основе Программы развития Юридического института Северо-Кавказского федерального университета, самостоятельно установленных образовательных стандартов Северо-Кавказского федерального университета, учебных планов раскрывается опыт реализации образовательных программ. Приобретенный опыт, отражённый в содержании статьи, способствует развитию конкурентных преимуществ университета федерального уровня. В настоящее время значительная часть специалистов-юристов органов государственной власти и местного самоуправления, судебных и правоохранительных органов, а также организаций реального сектора экономики Северо-Кавказского федерального округа состоит из выпускников юридического института Северо-Кавказского федерального университета. Конкурентоспособность выпускников института на рынке труда региона, их профессиональный и карьерный рост способствует повышению конкурентоспособности университета на рынке образо вательных услуг и, в конечном счете, его экономическому благополучию. В статье указывается, что при подготовке новых образовательных программ институтом учитываются изменяющиеся запросы работодателей и изменения, происходящие на рынке труда региона. В статье сформулированы выводы и предложения по совершенствованию образовательных технологий и инструментов подготовки юристов, основанные на опыте реализации современных образовательных программ и технологий, реализуемых в Северо-Кавказском федеральном университете. Статья носит научно-прикладной характер и направлен на решение важных задач развития современного юридического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Боташева Лейла Эмербековна, Воротилина Татьяна Викторовна, Гондаренко Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN INDICATORS OF EDUCATIONAL ACTIVITY DEVELOPMENTIN LAW INSTITUTE OF THE NORTH CAUCASUS FEDERAL UNIVERSITY

The article shares the experience of implementing educational programs based the Development Program of the Law Institute of the North Caucasus Federal University, independently established educational standards of the North Caucasus Federal University and the curricula. The experience contributes to the development of competitive advantages of the university at the federal level. At present, a significant number of legal experts in the government and local government, judicial and law enforcement agencies, as well as organizations in the real sector of the economy of the North Caucasus Federal District, are the graduates of the law institute of the North Caucasus federal university. Competitiveness of graduates of the Institute on the labor market of the region, their profes sional and career growth contributes to the competitiveness of the university in the market of educational services and, ultimately, its economic well-being. The article points out that in the preparation of new educational programs the institute takes into account the changing demands of employers and the changes taking place in the labor market of the region. The article summarizes the conclusions and proposals on improving educational technologies and legal training tools based on the experience of implementing modern educational programs and technologies implemented in the North Caucasus federal university. The article is of scientiic and applied nature and is aimed at solving important problems of the development of modern legal education.

Текст научной работы на тему «Основные индикаторы развития образовательной деятельности юридического института Северо-Кавказского федерального университета»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.4:340.1

Л. Э. Боташева, Т. В. Воротилина, А. С. Гондаренко

ОСНОВНЫЕ ИНДИКАТОРЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО

ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

В представленной статье на основе Программы развития Юридического института Северо-Кавказского федерального университета, самостоятельно установленных образовательных стандартов Северо-Кавказского федерального университета, учебных планов раскрывается опыт реализации образовательных программ. Приобретенный опыт, отражённый в содержании статьи, способствует развитию конкурентных преимуществ университета федерального уровня. В настоящее время значительная часть специалистов-юристов органов государственной власти и местного самоуправления, судебных и правоохранительных органов, а также организаций реального сектора экономики Северо-Кавказского федерального округа состоит из выпускников юридического института Северо-Кавказского федерального университета. Конкурентоспособность выпускников института на рынке труда региона, их профессиональный и карьерный рост способствует повышению конкурентоспособности университета на рынке образо-

вательных услуг и, в конечном счете, его экономическому благополучию. В статье указывается, что при подготовке новых образовательных программ институтом учитываются изменяющиеся запросы работодателей и изменения, происходящие на рынке труда региона.

В статье сформулированы выводы и предложения по совершенствованию образовательных технологий и инструментов подготовки юристов, основанные на опыте реализации современных образовательных программ и технологий, реализуемых в Северо-Кавказском федеральном университете. Статья носит научно-прикладной характер и направлен на решение важных задач развития современного юридического образования.

Ключевые слова: образование, высшее образование, направление подготовки, юриспруденция, бакалавриат, магистратура, аспирантура, Северо-Кавказский федеральный университет, учебный план, программа развития, учебно-методическое обеспечение.

L. E. Botasheva, T. V. Vorotilina, A. S. Gondarenko

THE MAIN INDICATORS OF EDUCATIONAL ACTIVITY DEVELOPMENTIN LAW INSTITUTE OF THE NORTH CAUCASUS FEDERAL UNIVERSITY

The article shares the experience of implementing educational programs based the Development Program of the Law Institute of the North Caucasus Federal University, independently established educational standards of the North Caucasus Federal University and the curricula . The experience contributes to the development of competitive advantages of the university at the federal level. At present, a significant number of legal experts in the government and local government, judicial and law enforcement agencies, as well as organizations in the real sector of the economy of the North Caucasus Federal District, are the graduates of the law institute of the North Caucasus federal university. Competitiveness of graduates of the Institute on the labor market of the region, their profes-

sional and career growth contributes to the competitiveness of the university in the market of educational services and, ultimately, its economic well-being. The article points out that in the preparation of new educational programs the institute takes into account the changing demands of employers and the changes taking place in the labor market of the region.

The article summarizes the conclusions and proposals on improving educational technologies and legal training tools based on the experience of implementing modern educational programs and technologies implemented in the North Caucasus federal university. The article is of scientific and applied nature and is aimed at solving important problems of the development of modern legal education.

ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Key words: education, the higher education, direction of preparation, jurisprudence, Bachelor studies, Master studies, postgraduate study, North Cau-

casus federal university, curriculum, development program, educational methodological support.

Сегодня, несмотря на активную политику профильного министерства по сокращению вузов, осуществляющих подготовку юристов, юриспруденция является одним из наиболее востребованных направлений подготовки обучающихся в системе высшего образования. В настоящее время быть юристом престижно. В России ежегодно свыше 150 тысяч человек получают диплом о высшем юридическом образовании, на территории Северо-Кавказского федерального округа подготовку юристов осуществляют более трех десятков вузов. Краткая пятилетняя история создания и развития ведущего федерального высшего учебного заведения в Северо-Кавказском федеральном округе, несмотря на свою «молодость» позволила создать крупнейший образовательный и научный центр, сформированный с учетом особенностей полиэтничности, поликультурности и по-ликонфессиональности жителей округа.

В образовательном процессе высших учебных заведений региона юридический институт Северо-Кавказского федерального университета позиционируется как базовая площадка для подготовки квалифицированных юридических кадров для всего Северо-Кавказского федерального округа.

Главной миссией института в сфере образования как структурного подразделения ведущего вуза рассматриваемого округа является обеспечение устойчивого воспроизводства юридических кадров в Северо-Кавказском федеральном округе, разработка и внедрение механизмов модернизации профильного высшего юридического образования, а также сохранение и упрочение лидирующего положения в деле подготовки высококвалифицированных юристов и качественных образовательных продуктов.

Образовательные технологии формируются с учетом экономики и социальной сферы Северо-Кавказского федерального округа. Реализация юридическим институтом современных моделей образовательного процесса нацелены на достижение высокого качества юридического образования, обеспечения конкурентоспособности образовательных программ на рынке образовательных услуг, развитие системы дополнительного профессионального образования. Образовательный процесс находится в постоянном развитии, динамично

совершенствуясь. Инструментами повышения качества образования являются разработка и внедрение актуальных форм, новых стандартов и технологий обучения; открытие востребованных образовательных программ; разработка и использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; развитие программ дополнительного образования; широкое привлечение работодателей к разработке образовательных программ и учебных курсов.

Юридический институт основной технологией формирования современного юриста представляет подготовку не только специалиста, но и личности обладающей профессиональными знаниями, умениями и навыками и высоким уровнем общесоциальной и правовой культуры.

Северо-Кавказский федеральный университет является единственным в Северо-Кавказском федеральном округе образовательным учреждением, имеющим в структуре юридического института кафедру правовой культуры и защиты прав человека, силами которой обеспечивается формирование правосознания, правового мышления и правовой культуры у студентов университета в рамках дисциплины «Правовая культура».

В структуре Юридического института функционирует семь кафедр, которые успешно реализуют образовательные программы по направлению подготовки «Юриспруденция» на всех ступенях высшего образования.

При этом на уровне бакалавриата реализуется 9 профилей: «Государственно-правовой», «Гражданско-правовой», «Международно-правовой», «Уголовно-правовой», «Правозащитная деятельность», «Финансово-правовой», «Правовая жизнь и юридическая деятельность», «Экологическое и природоресурсное право», «Информационно-правовой»; на уровне магистратуры - 10 магистерских программ: «Государственно-правовая политика, правотворчество, правореализация», «Гражданское право, семейное право, международное частное право», «Уголовное право, криминология, уголовно-исполнительное право», «Правовое регулирование туристской деятельности», «Административное право, финансовое право», «Уголовное право и противодействие современной преступности», «Земельное право, природоресурсное право, энергетическое пра-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

во», «Юрист в сфере корпоративного права», «Избирательное право и процесс в Российской Федерации», «Правоохранительная и правозащитная деятельность, прокурорский надзор, судебная власть». Магистерская программа «Уголовное право и противодействие современной преступности» осуществляется в сетевой форме совместно с Южным федеральным университетом, что позволяет студентам реально проявить академическую мобильность, обучаться у лучших педагогических и научных кадров обоих вузов.

Дальнейшее внедрение сетевой формы реализации образовательных программ с федеральными университетами, включая разработку новых образовательных программ и формирования электронного образовательного пространства путем реализации всех функций образовательного портала «Электронный Кампус Северо-Кавказского федерального университета» продолжает оставаться одной из приоритетных задач института. Сетевая форма реализации образовательных программ как новейшая инновационная разработка в образовательном процессе представляется перспективным, поскольку объединяет ресурсы участников, расширяя возможности вуза и обучающихся.

При подготовке новых образовательных программ институтом учитываются изменяющиеся запросы работодателей и изменения, происходящие на рынке труда региона. В 2013-2015 гг. были открыты новые образовательные программы высшего образования (5 новых профилей бакалавриата, 8 новых магистерских программ), что повышает конкурентоспособность университета на рынке образовательных услуг.

В юридическом институте имеется возможность получить ученую степень кандидата юридических наук, обучаясь в аспирантуре по семи профилям: «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», «Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право», «Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право», «Земельное право; при-родоресурсное право; экологическое право; аграрное право», «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право», «Административное право; административный процесс», «Финансовое право; налоговое право; бюджетное право».

Кафедрой правовой культуры и защиты прав человека реализуется также магистерская программа «Правовое образование» по

направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование», которая позволяет повысить образовательный и научный уровень педагогическим работникам.

Все названные образовательные программы нацелены на формирование у студентов необходимого набора компетенций, соответствующих требованиям самостоятельно установленных образовательных стандартов Северо-Кавказского федерального университета, потребностям отраслевого рынка труда посредством усиления целевой подготовки студентов в соответствии с профилем подготовки или соответствующей магистерской программой.

В процессе обучения значительное внимание уделяется как дисциплинам общенаучного, так и дисциплинам профессионального цикла. Особенностью каждой образовательной программы является наличие обязательных профильных дисциплин и дисциплин по выбору, которые и составляют неповторимую специфику данных программ. При этом бакалавры осваивают пять обязательных профильных дисциплин, магистры - шесть, аспиранты -три. Учебные планы бакалавров и магистров содержат по пять блоков дисциплин по выбору, а план аспирантуры - два блока.

Следует отметить, что содержание образовательных программ характеризуется определенной динамичностью, ежегодно кафедры юридического института актуализируют их содержание и совершенствуют перечень профильных дисциплин и дисциплин по выбору, что в целом соответствует современным реалиям и положительно отражается на качестве подготовки обучающихся.

Юридический институт располагает учебным корпусом, который имеет современное техническое оснащение, мультимедийное оборудование, в ходе аудиторных занятий и во внеаудиторных мероприятиях преподаватели института достаточно широко используют наглядный презентационный материал. Реализуемые образовательные программы обеспечены также программными продуктами, справочными информационными системами и информационными и библиотечными ресурсами.

В образовательном процессе применяются электронные учебники и электронные курсы, разработанные профессорско-педагогическим составом института. Так, студентам юридического института доступны электронные учебники по дисциплинам «Информационное право», «Трудовое право», «Право социального обеспечения». Электронный курс «Правовая культура» размещен на сайте Северо-Кавказского

ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

федерального университета, он адресован студентам иных направлений подготовки, осуществляемых в вузе. Студенты университета, изучающие дисциплину «Правоведение», также имеют возможность использовать в работе электронный учебник по данной дисциплине.

По всем дисциплинам и практикам разработаны учебно-методические материалы, способствующие высокому качеству подготовки обучающихся: рабочие программы, учебники, учебные пособия, методические указания для проведения практических занятий, методические указания к самостоятельной работе студентов, фонды оценочных средств для проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации. Ряд учебников опубликован в ведущих российских издательствах: в 2012 г. было издано пять учебников, в 2013 - пять, в 2014 - два, в 2015 - семь, в 2016 - четыре.

В аудиторной и внеаудиторной деятельности преподавателями института широко применяются такие активные и интерактивные методы и технологии, способствующие повышению качества образования в целом, как: проектное обучение, тренажеры-симуляторы (Криминалистический тренажер по следственному осмотру, Репродукционный тренажер, Криминалистический тренажер «Идентификация личности по сопутствующим (косвенным) признакам внешности»), дискуссии, деловые и ролевые игры, кейс-технологии, методы обучения в группах и другие.

Учебно-методические материалы, разработанные преподавателями юридического института, ежегодно получают высокую оценку в рамках общеуниверситетского конкурса учебно-методического обеспечения образовательных программ Северо-Кавказского федерального университета.

Какой видится перспектива развития одного из ведущих вузов Северо-Кавказского федерального округа, осуществляющих подготовку юристов? Главенствующая задача состоит

в формировании качественного контингента обучающихся, обладающих системными знаниями, высоким уровнем профессиональной юридической подготовки и правовым мышлением, востребованных на рынке труда, способных генерировать новые правовые знания и квалифицированно решать задачи правоприменительной практики, находящиеся в рамках их компетенции; выпускников - юристов, идентифицирующих себя как граждан Российской Федерации, патриотов, с высоким уровнем общекультурной компетентности и правового сознания.

Основными перспективными направлениями организации и развития образовательной деятельности являются:

1. Расширение сотрудничества с образовательными организациями России и ближнего зарубежья, в том числе путем реализации сетевых образовательных программ.

2. Актуализация содержания образовательных программ с учетом потребностей рынка труда региона, востребованности практических навыков, необходимых в профессиональной юридической деятельности, в том числе по запросам работодателей.

3. Совершенствование учебно-методических материалов преподаваемых дисциплин путем разработок электронных учебников и электронных курсов, увеличение количества изданных учебников и учебных пособий с грифами, активное привлечение практических работников, представителей профильных организаций в данную работу, публикация учебников с грифами за рубежом на иностранных языках.

4. Повышение качества оказываемых образовательных услуг путем прохождения профессорско-преподавательским составом института курсов повышения квалификации, дополнительного образования, стажировок в ведущих отечественных и зарубежных вузах и научных центрах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.