15. Sudejkin V. T. Gosudarstvennyj bank. Issledovanie ego ustrojstva, jekonomicheskogo i finansovogo znachenija. (State Bank. The study of its system, the economic and financial value). St. Petersburg: M. M. Stasjulevich Printing office, 1891. 553 p. (In Russian).
16. Sbornik gosudarstvennyh znanij. Vol. 4. (A collection of public knowledge). St. Petersburg: D.E. Kozhanchikov Printing office, 1878. 460 p. (In Russian).
17. Tedeev A. A. Bankovskoe parvo (Banking law: manual). M.: Jeksmo, 2005. 336 p. (In Russian).
18. Tosunjan G. A., Vikulin A. Ju., Jekmaljan A. M. Bankovskoe pravo RF. Uchebnik (Banking law of the Russian Federation. Manual) / ed by B. N. Topornin. Moscow: Jurist', 2003. 448 p. (In Russian).
19. Finogentova O. E. Zakonodatel'noe regulirovanie bankovskoj dejatel'nosti v Rossii: Pervaja polovina XVIII -nachalo XX vv.: thesis (Legislative regulation of banking activities in Russia: First half of XVIII-beginning of XX centuries). Saratov: SSEA, 2004. 330 p. (In Russian).
УДК 378.147(34)
Л. Э. Боташева, А. С. Гондаренко
СОВРЕМЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОГО ПРОФИЛЯ
В статье на основе учебных планов Юридического института Северо-Кавказского федерального университета и учебно-методических материалов кафедры административного и финансового права, рассказывается об опыте реализации информационно-правового профиля и преподавании информационного права в структуре ООП бакалавриата. В статье делается вывод о перспективности информационно-правовой специализации.
В статье делается вывод о том, что дисциплина «Информационное право» не должна быть отнесена вузами к дисциплинам по выбору, ее изучение должно быть обязательным в процессе подготовки бакалавров.
Ключевые слова: информация, информационное право, учебная дисциплина, информационное общество, бакалавриат, информационно-правовой профиль, Северо-Кавказский федеральный университет, учебный план.
L. Е. Botasheva, А. S. Gondarenko
MODERN LANDMARKS IN TEACHING ACADEMIC COURSES OF INFORMATION LEGAL PROFILE
The article describes the experience of implementing information and legal profile and teaching Media Law and Bachelor in EP structure. The study is based on the curricula of the Law Institute of the North Caucasus Federal University and the teaching materials of the Department of Administrative and Financial Law. The article reveals prospects
of legal information specialization. The article claims that «Information Law» course should not be considered optional; it is supposed to be compulsory for bachelor students.
Key words: information, information law, subject matter, information society, bachelor degree course, information and legal profile, North Caucasus Federal University, curricula.
Активное формирование и развитие институтов информационного общества в современном мире через повсеместное использование информационных технологий во всех сферах привели к созданию новой инновационной отрасли российского права, которая закреплена и как самостоятельная
научная специальность 12.00.13 - «Информационное право».
Появление информационного права вызвано формированием новых отношений, требующих внимания юридической науки и практики. Следует согласиться с мнением, что сегодня информационное право нахо-
дится в авангарде юридической науки, первым осваивая новые, ранее не известные правовой науке понятия - «Интернет», «провайдер», «киберпространство», «электронная торговля», «блогер» и т. д. [4].
Информационное право является комплексной отраслью и находится на стыке ведущих отраслей права (конституционного, административного, гражданского, финансового и др.). Межотраслевой характер учебной дисциплины позволяет качественно формировать профессиональные компетенции будущих юристов, обладающих знаниями в области правового режима информации и современных информационных технологий. Информационный век повышает интерес к специалистам, способным обеспечить информационную безопасность посредством законов. По версии журнала «Forbes», наиболее прибыльными на мировом рынке являются IT-технологии, что определяет спрос на их юридическое сопровождение квалифицированными специалистами в сфере информационного права.
В действующем перечне правовых дисциплин профессионального цикла государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Юриспруденция», к сожалению, учебная дисциплина «Информационное право» отсутствует. Следует согласиться с мнением авторов о том, что «включение информационного права в состав дисциплин профессионального цикла, в Федеральный государственный образовательный стандарт должно стать справедливой реакцией со стороны государственной политики в образовательной сфере на вызовы информационной эпохи» [3].
Юридический институт Северо-Кавказского федерального университета этот пробел компенсирует преподаванием знаний в области правового регулирования информационной сферы в рамках обязательной дисциплины «Информационное право» вариативной части информационно-правового цикла.
Учебная дисциплина «Информационное право» впервые появилась в Ставропольском государственном университете, который в 2012 г. вошел в состав Северо-Кавказского федерального университета. Кафедра финансового, предпринимательского и информаци-
онного права Ставропольского государственного университета являлась инициатором направления, стояла у истоков выработки его концепции, учебно-методического и документального обеспечения. Была проделана работа по подготовке самих преподавателей, способных в современном ключе преподавать курс «Информационное право» [1].
За это время получили базовые знания и успешно обучились информационно-правовой специализации белее 150 студентов, которые сегодня успешно применяют полученные знания во всех сферах профессиональной юридической деятельности.
В соответствии с Программой развития юридического института Северо-Кавказского федерального университета в 2015-2016 учебном году начата реализация нового профиля («Информационно-правовой») для студентов бакалавриата. Выпускающей кафедрой является кафедра административного и финансового права. Учебный план информационно-правовой профиля сформирован на основе собственного образовательного стандарта.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» п. 10 ст. 11 наделяет федеральные университеты правом самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты по всем уровням высшего образования [5].
Право принятия самостоятельного образовательного стандарта реализовано в Северо-Кавказском федеральном университете (г. Ставрополь) Приказом № 136-О от 29 января 2014 г., который утвердил собственный образовательный стандарт по направлению подготовки 40.03.01 - Юриспруденция, квалификации (степени) «бакалавр». Образовательный стандарт высшего профессионального образования Северо-Кавказского федерального университета представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки «Юриспруденция» в Северо-Кавказском федеральном университете.
Образовательный стандарт высшего профессионального образования Северо-Кавказского федерального университета разработан с учетом: европейской рамки квалификаций по областям профессиональ-
ной деятельности на основе компетентност-ного подхода; развития Северо-Кавказского федерального университета, предусматривающего интеграцию его образовательной и научно-исследовательской деятельности, модернизацию и совершенствование материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры, интеграцию в мировое образовательное пространство; результативной мировой и отечественной практики подготовки бакалавров юриспруденции с учетом новых методов обучения, оценки и контроля, исходящих тенденций развития отечественной юридической доктрины; актуальных и перспективных потребностей личности, генезиса государства и права, образования, науки, культуры; значимости формирования общероссийской гражданской идентичности, создания условий для гармоничного развития личности, способной к этнокультурному и межконфессиональному диалогу.
Названный образовательный стандарт, реализуя компетентностный подход к результатам образовательного процесса и воспитания, сформулировал как один из видов общекультурных компетенций информационную компетенцию, необходимую для овладения основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации, а также формирования у бакалавров навыков работы с современными информационными технологиями. Собственный образовательный стандарт СКФУ предусмотрел наличие в своей структуре следующих учебных циклов (модулей): цикл гуманитарных, социальных и экономических дисциплин; информационно-правовой цикл; профессиональный цикл.
Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) и вариативную (профильную) части. Вариативная часть, в которой представлен учебный курс «Информационное право», дает возможность расширения и/или углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием компетенций, адаптированных к требованиям потенциальных работодателей, позволяет обучающемуся получить знания, умения и навыки для успешной профессиональной деятельности и/или для продолжения профессионального образования в магистратуре.
Так как информационное право, как отрасль права охватывает совокупность правовых норм, которые определяют поведение субъектов в области информационных отношений, то и его изучение в юридическом институте Северо-Кавказского федерального университета включает двухступенчатый процесс анализа информационно-правовых норм в формате общей и особенной частей учебного курса. В общей части курса студентами изучаются такие темы, как: «Понятие информации в теории права и законодательства»; «Общие положения информационного права»; «Основные информационные права и свободы человека и гражданина»; «Информационно-правовые отношения»; «Правовой статус субъектов информационных правоотношений», «Информационные посредники».
В Особенной части курса рассматриваются отдельные подотрасли и институты информационного права: «Государственная политика и управление в информационной сфере»; «Правовой режим общедоступной (открытой) информации»; «Правовой режим документированной информации. Электронный документооборот»; «Правовой режим информации ограниченного доступа»; «Правовое регулирование отношений по защите государственной тайны»; «Правовое регулирование отношений по защите коммерческой тайны»; «Правовая охрана персональных данных личности»; «Правовой режим средств массовой информации. Сетевые СМИ»; «Электронное правительство»; «Электронное правосудие»; «Правовые основы информационных отношений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет»; «Юридическая ответственность в информационной сфере. Актуальные проблемы развития информационного права».
Собственный образовательный стандарт Северо-Кавказского федерального университета устанавливает, что обучающийся в результате изучения курса информационного права должен знать: содержание основных понятий, принципов, источников и норм информационного права, форм и способов его реализации; понятие, содержание и организационно-правовые основы регулирования информационных отношений; формы и методы реализации прав граждан и компетенции органов исполнительной власти в сфере оборота информации; содержание
основных положений действующего информационного законодательства.
Изучение будущими юристами информационного права формирует такие профессиональные умения и навыки, как способность толковать, соблюдать, исполнять, применять информационно-правовые нормы в практической деятельности, в том числе квалифицировать юридически значимые факты; давать консультации по вопросам информационного права; оперировать юридическими понятиями и категориями; осуществлять экспертизу правовых актов, правильно составлять и оформлять юридические документы; анализировать юридическую статистику в целях предупреждения правонарушений.
Студент, освоивший курс информационного права, владеет навыками анализа, сбора и обработки правовой информации, имеющей значение для реализации в соответствующих сферах профессиональной деятельности; знаниями в области регулирования информационных отношений, практическими навыками; юридической терминологией информационного права; навыками работы с правовой информацией, а также составления и разработки документов правового характера; знаниями иностранного языка, необходимы для работы с персональным компьютером и в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Ведущие преподаватели кафедры административного и финансового права полноценно обеспечивают учебный курс и профиль учебными информационными ресурсами: учебными пособиями, рабочими программами, учебно-методическими комплексами и другими материалами в печатном, а также в электронном виде. Преподавателями кафедр юридического института Северо-Кавказского федерального университета подготовлен электронный учебник, включающий в себя курс лекций, глоссарий, тестовые задания по информационному праву.
В рамках информационно-правового профиля студентам предоставляется возможность изучения таких учебных курсов, как
«Информационно-правовое обеспечение налогообложения», «Информационное право и информационные технологии», «Правовой режим экологической информации», «Электронная коммерция», «Правовое регулирование доступа к информации о деятельности органов публичной власти» и др.
Все проводимые учебные занятия соответствуют современным требованиям и стандартам. Для наиболее полноценного и качественного формирования общих и профессиональных компетенций преподавателями кафедры применяется компетентностный подход, который предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций, игровой судебный процесс) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
В ближайшей перспективе юридический институт Северо-Кавказского федерального университета планирует ввести подготовку магистров юриспруденции по программам информационного права.
На сегодняшний день полноценное развитие информационного права направлено на подготовку выпускников юридического института Северо-Кавказского федерального университета, востребованных в сфере юридического сопровождения электронного бизнеса, в юридических службах министерств и ведомств (организация электронного взаимодействия и электронных государственных услуг), в государственных спецслужбах и правоохранительных органах, службах безопасности крупных компаний, адвокатуре и др. [1].
Юридическое образование обязано отвечать требованиям современности и запросам государства, общества, требованиям рынка труда, а также потребностям самой личности юриста.
Литература
1. Казачкова З. М. Опыт моделирования и преподавания дисциплин информационно-правовой специализации // Информационное право. 2012. № 2. С. 24
2. Кубанков А. Н., Филатова Л. В. Магистерская программа «Информационное право и информационная безопасность» // Информационное право. 2014. № 2. С. 14
3. Кузнецов П. У., Дженакова Е. В. Актуальные проблемы формирования знаний в области информационного права // Информационное право. 2015. № 2. С. 4-7.
4. Тихонова С. В. Теоретические проблемы специализации правовой политики в информационной сфере // Информационное право. 2015. № 2. С. 14-17.
5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. №303. 31.12.2012.
References
1. Kazachkova Z. M. Opyt modelirovanija i prepodavanija disciplin informacionno-pravovoj specializacii (Experience in modeling and teaching disciplines of information and legal expertise) // Informacionnoe pravo. 2012. No. 2. P. 24. (In Russian).
2. Kubanka A. N. Filatov L. V. Magisterskaja programma «Informacionnoe pravo i informacionnaja bezopasnost'» (The Master program «Information Law and Information Security») // Informacionnoe pravo. 2014. No. 2. P. 14. (In Russian).
3. Kuznetsov P. U., Dzhenakova E. V. Aktual'nye problemy formirovanija znanij v oblasti informacionnogo prava (Actual problems of formation of knowledge in the field of information law) // Informacionnoe pravo. 2015. No. 2. P. 4-7. (In Russian).
4. Tikhonov S. V. Teoreticheskie problemy specializacii pravovoj politiki v informacionnoj sfere (Theoretical problems of specialization of legal policy in the information sphere) // Informacionnoe pravo. 2015. No. 2. P. 14-17. (In Russian).
5. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 03.07.2016) «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» (The Federal Law of 29.12.2012 number 273-FZ (ed 03.07.2016) «On Education in the Russian Federation») // Rossiiskaya gazeta. No. 303. 31.12.2012. (In Russian).