Научная статья на тему 'О повышении информационной культуры будущих специалистов юридического профиля'

О повышении информационной культуры будущих специалистов юридического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / HIGHER LEGAL EDUCATION / INFORMATION TECHNOLOGY / INFORMATIVE SAFETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Груздева Л.М.

Автор обращает внимание на необходимость повышения информационной культуры будущих специалистов юридического профиля для формирования необходимых профессиональных компетенций. В статье представлены примеры профессионально ориентированных заданий, способствующих развитию интереса студентов к информационным технологиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Груздева Л.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON IMPROVING INFORMATION CULTURE OF FUTURE SPECIALISTS OF LEGAL PROFILE

The author draws attention to the need to improve the information culture of future specialists legal profile required for the formation of professional competencies. The paper presents examples of professionally-oriented tasks that promote students’ interest in information technology.

Текст научной работы на тему «О повышении информационной культуры будущих специалистов юридического профиля»

О ПОВЫШЕНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Л.М. Груздева

Кафедра информационно-математических технологий и информационного права Юридический институт Московский государственный университет путей сообщения ул. Образцова, д. 9, стр. 9, Москва, Россия, 127994

Автор обращает внимание на необходимость повышения информационной культуры будущих специалистов юридического профиля для формирования необходимых профессиональных компетенций. В статье представлены примеры профессионально ориентированных заданий, способствующих развитию интереса студентов к информационным технологиям.

Ключевые слова: высшее юридическое образование, информационные технологии, информационная безопасность

Основной результат обучения студента проявляется в его готовности к решению любых задач, которые могут возникнуть в будущей профессиональной деятельности. При этом чем лучше студент подготовлен, тем более эффективно он способен решать такие задачи. Обеспечение качества подготовки специалистов юридического профиля, повышение активности и обеспечение индивидуализации обучения достижимо лишь на основе органичного применения современных информационных и коммуникационных технологий при осуществлении вузовского образования.

В связи с этим во всех вузах уделяется много внимания созданию различных современных технологий обучения, в том числе дистанционного и смарт-образования [1; 2], внедрению в учебный процесс специализированных компьютерных систем [3; 4]. Это достаточно подробно освещается в печати, ориентированной на проблемы высшего образования и на научно-методических конференциях.

Одним из наиболее актуальных направлений развития информатизации юридического образования является разработка и внедрение методик проведения практических работ, способствующих развитию интереса у студентов к информационным технологиям и тем самым повышению их профессионального уровня. По мнению автора статьи, в настоящее время наблюдается недостаточная подготовленность студентов юридического профиля к использованию программно-аппаратных средств как инструмента при решении профессиональных задач.

В Юридическом институте Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ) реализуются программы высшего образования по нескольким специальностям, в том числе «Правовое обеспечение национальной безопасности» и «Правоохранительная деятельность», а также программа бакалавриата по направлению подготовки «Юриспруденция».

Подготовка специалистов предусматривает изучение дисциплин информационно-правового цикла: «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности», «Основы информационной безопасности в правоохранительных органах», в процессе освоения которых студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:

— способность работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации;

— способность соблюдать в профессиональной деятельности требования нормативных правовых актов в области защиты государственной тайны и информационной безопасности, обеспечивать соблюдение режима секретности.

Перечисленные дисциплины предполагают не только запоминание и понимание, но и анализ, синтез, рефлексию, формируют универсальные умения и навыки, являющиеся основой становления специалиста-профессионала. Специфическая для информатики логическая строгость и стройность умозаключений призвана не только формировать у студентов информационную культуру, но и воспитывать общую культуру мышления.

В учебный план подготовки бакалавров направления «Юриспруденция» включены дисциплины «Информационные технологии в юридической деятельности», «Использование программ демонстрационной графики». Разработан проект федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС 3+) высшего образования (ВО) по направлению подготовки «40.03.01 Юриспруденция» (квалификации: академический бакалавр, прикладной бакалавр).

По данному стандарту выпускник, освоивший программы бакалавриата, вне зависимости от присваиваемой квалификации должен обладать общекультурными, общепрофессиональными, профессиональными или профессионально-прикладными компетенциями, в том числе способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.

Будущий специалист юридического профиля должен владеть навыками компьютерной обработки служебной документации, статистической информации и деловой графики, в связи с этим преподавателям дисциплин информационно-правового цикла важно использовать в учебном процессе систему профессионально ориентированных заданий.

Рассмотрим некоторые задания практической работы «Графический способ представления в табличном процессоре MS Excel 2010 статистических показателей о состоянии преступности в России».

Задание 1. Построить круговую диаграмму, характеризующую структуру преступности в России за январь—апрель 2015 г., если известно, что особо тяжких преступлений было совершено — 46 053, тяжких — 141 004, средней тяжести — 236 253, небольшой тяжести — 324 367. Найти процентное соотношение всех видов преступлений по отношению к их общему количеству. Результат выполнения задания 1 представлен на рис. 1.

Структура преступности в России в январе—апреле 2015 г.

особо тяжких ]] тяжких

Ц средней тяжести | небольшой тяжести

Рис. 1. Круговая диаграмма

Задание 2. Построить полосовую диаграмму, характеризующую состояние ности в регионах России за отчетный период. Исходные данные приведены

Состояние преступности в регионах России в январе — апреле 2014 г. и 2015

преступ-в табл. 1.

Таблица 1 г.

Регион России Зарегистрировано преступлений Количество тяжких и особо тяжких преступлений

2014 г. 2015 г. 2014 г. 2015 г

Центральный ФО 175 235 177 385 50 270 50 489

Северо-Западный ФО 67 433 68 850 19 634 19 666

Северо-Кавказский ФО 24 939 25 736 6 885 6 722

Южный ФО 58 230 65 276 13 200 14 298

Крымский ФО 1 810 11084 473 2 388

Приволжский ФО 133 674 134 862 31 044 31 512

Уральский ФО 70 345 74 689 17 140 17 334

Сибирский ФО 128235 130975 30 766 29 946

Дальневосточный ФО 42 057 40 208 9 656 9 090

Результат выполнения задания 2 представлен на рис. 2.

Состояние преступности в регионах России в январе—апреле

Дальневосточный ФО Сибирский ФО Уральский ФО Приволжский ФО Крымский ФО Южный ФО Северо-Кавказский ФО Северо-Западный ФО Центральный ФО

Р

4=

О 50 000 100 000

□ 2015 г. □ 2014 г.

Рис. 2. Полосовая диаграмма

I

150 000

200 000

Задание 3. Построить смешанную диаграмму, характеризующую количество тяжких и особо тяжких преступлений в регионах России за январь — апрель в 2015 г. Исходные данные приведены в табл. 1. Результат выполнения задания 3 представлен на рис. 3.

200 ООО 180 ООО 160 ООО 140 ООО 120 000 100 000 80 000 60 000 40 000 20 000 0

Рис. 3. Смешанная диаграмма

Для актуализации представленных заданий можно использовать портал правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ (http://crimestat.ru), который открыт с 4 апреля 2013 г. и в настоящее время работает в тестовом режиме.

Важное место в подготовке специалистов юридического профиля занимают вопросы информационной безопасности. Выпускник должен знать методы, способы и мероприятия по обеспечению конфиденциальности, подлинности, целостности и неотрекаемости цифровых данных. В связи с этим в учебный процесс в Юридическом институте МИИТ внедрены практические работы, направленные на изучение технологии защиты файлов средствами MS Office 2010:

— защита документов паролем в MS Word 2010;

— добавление электронной подписи к документу в MS Word 2010;

— защита книг паролем в MS Excel 2010;

— защита элементов листа книги в MS Excel 2010;

— добавление цифровой подписи к документу в MS Excel 2010 и т.д.

Рассмотрим содержание практической работы «Добавление электронной подписи к документу в MS Word 2010».

Задание 1. Создать подпись в графическом редакторе MS Paint. Пример подписи

представлен на рис. 4.

Рис. 4. Образец подписи в MS Paint

Задание 2. Создать и заполнить доверенность на ведение гражданских дел.

Задание 3. Добавить видимую строку подписи в документ доверенности. В диалоговом окне «Настройка подписи» (рис. 5) ввести сведения, которые будут отображены под строкой подписи: полное имя подписывающего лица (Ф.И.О. студента), его должность (студент группы) и адрес электронной почты, а также необходимые инструкции для подписывающего лица.

Рис. 5. Окно «Настройка подписи»

Задание 4. Добавление подписи в строку подписи (рис. 6).

Рис. 6. Пример документа, содержащего видимую подпись

Задание 5. Добавить прозрачную (невидимую) цифровую подпись (рис. 7). Невидимую цифровую подпись можно добавить в документ, содержащий видимую цифровую подпись.

Рис. 7. Пример документа, содержащего невидимую подпись

Для закрепления полученных навыков студент должен ответить на контрольные вопросы:

1. Что такое электронная подпись?

2. Для чего используется электронная подпись?

3. Что такое сертификат ключа?

4. Что такое удостоверяющий центр?

5. Как работает электронная подпись?

6. Какие существуют виды электронных подписей?

7. Можно ли проверить полномочия лица, подписавшего документ от имени организации электронной цифровой подписью?

8. Как подписать ЭП документ средствами MS Word 2010?

Обучающимся по юридическому профилю должен быть обеспечен доступ к информационным правовым системам. С этой целью в Юридическом институте МИИТ были разработаны методические указания по выполнению практических работ, предметом изучения которых являются бесплатные онлайн-версии систем

[5]:

«КонсультантПлюс» (http://www.consultant.ru/online);

«Гарант» (http://www.garant.ru);

«Кодекс» (http://www.kodeks.ru);

«Референт» ( http://www.referent.ru);

«Правосудие» (http://sudrf.ru/);

«Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru) и т.д.

Широкое использование в правовой практике информационных технологий требует от выпускников юридических специальностей высокой информационной культуры, повышение которой могут обеспечить преподаватели информационно-правового цикла за счет внедрения в учебный процесс специализированных информационных систем, а также профессионально ориентированных заданий. Это содействует развитию интереса студентов к изучению информационных технологий, способности применять полученные знания во время обучения в вузе, а затем в профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Горбунова Е.И., Лобачев С.Л. и др. Организация дистанционного обучения в вузе: теория и практика. Шахты: ЮРГУЭС, 2007. 330 с.

[2] Зенкина С.В., Панкратова О.П. Аналитический обзор современных информационных образовательных технологий // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2014. № 1. С. 73—81.

[3] Груздева Л.М. Применение системы имитационного моделирования AnyLogic при обучении студентов направления «Информационная безопасность» // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10-1 (42). С. 134—137.

[4] Груздева Л.М. Возможности внедрения в учебный процесс подготовки специалистов юридического профиля онлайн-версии системы «Фоторобот» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/07/55219

[5] Груздева Л.М, Лобачёв С. Л., Чеботарева А.А. Информационные технологии в профессиональной деятельности: методические указания по выполнению практических работ. М.: Юридический институт МИИТа, 2015. 167 с.

ON IMPROVING INFORMATION CULTURE OF FUTURE SPECIALISTS

OF LEGAL PROFILE

L.M. Gruzdeva

Chair of information-mathematical technology and information law Law Institute of Moscow State University of Railway Engineering (MIIT) Obrastsova str., 9, bld. 9, Moscow, Russia, 127994

The author draws attention to the need to improve the information culture of future specialists legal profile required for the formation of professional competencies. The paper presents examples of professionally-oriented tasks that promote students' interest in information technology.

Key words: higher legal education, information technology, informative safety

REFERENCES

[1] Gorbunova E.I., Lobachev S.L. i dr. Organizacija distancionnogo obuchenija v vuze: teorija i praktika [Organization of distance learning at the university: theory and practice]. Shahty: JuRGUJeS, 2007. 330 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[2] Zenkina S.V., Pankratova O.P. Analiticheskij obzor sovremennyh informacionnyh obrazovatel'nyh tehnologij [Analytical review of modern information education technologies]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija «Informatizacija obrazovanija» [Bulletin of the Russian university of friendship of the people. Education Informatization series]. 2014. no 1. pp. 73—81.

[3] Gruzdeva L.M. Primenenie sistemy imitacionnogo modelirovanija AnyLogic pri obuchenii studentov napravlenija «Informacionnaja bezopasnost'» [Use of system of imitating modeling of AnyLogic when training students of the Information security direction]. Sovremennye nauchnye issledovanija i innovacii [Modern scientific researches and innovations]. 2014. no 10-1 (42). pp. 134—137.

[4] Gruzdeva L.M. Vozmozhnosti vnedrenija v uchebnyj process podgotovki specialistov juridicheskogo profilja onlajn-versii sistemy «Fotorobot» [Possibilities of introduction in educational process of training of specialists of a legal profile of the online version of Identikit system]. Sovremennye nauchnye issledovanija i innovacii [Modern scientific researches and innovations]. 2015. no 7. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/ 07/55219

[5] Gruzdeva L.M., Lobachjov S. L, Chebotareva A.A. Informacionnye tehnologii v professional'noj dejatel'nosti: metodicheskie ukazanija po vypolneniju prakticheskih rabot [Information technologies in professional work: guidelines for the implementation of practical work]. M.: Juridicheskij institut MIITa, 2015. 167 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.