Научная статья на тему 'Методические аспекты преподавания дисциплины "информационное право" студентам-юристам'

Методические аспекты преподавания дисциплины "информационное право" студентам-юристам Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
295
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / INFORMATION RESOURCES / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INFORMATION RELATIONS / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / INFORMATION SECURITY / ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Абдусаламов Р.А., Магдилова Л.В.

В статье представлено исследование особенностей учебной дисциплины информационного права, базирующегося на действующем информационном законодательстве и результатах научных исследований в области правового регулирования информационной сферы. В статье рассмотрена проблема изучения информационного права при переходе к двухуровневой системе подготовки юристов, а также использования инновационных технологий обучения для совершенствования процесса формирования общекультурных и профессиональных компетенций у будущих юристов. Результатом проведённого исследования являются разработанные методики интерактивных форм проведения практических занятий, включающих активное взаимодействие преподавателя и студентов, а также студентов между собой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL ASPECTS OF TEACHING INFORMATION LAW TO LAW STUDENTS

The article presents a study of specifics in teaching methods at classes on information law to university students, based on current information legislation and research results in the field of legal regulation of the information sphere. The article considers a problem of studying information law in the transition to two-level training of lawyers, as well as the use of innovative learning technologies to improve the process of formation of common cultural and professional competences of future lawyers. The results of the research shows that there is need to develop methods of interactive forms of practical training, including active interaction of a teacher and students and students among themselves.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты преподавания дисциплины "информационное право" студентам-юристам»

3. Королева Э.А. Ранние формы танца. Кишинев, 1977.

4. Жорницкая М.Я. Народные танцы Якутии. Москва: Наука, 1966.

5. Толстякова С.П. Танцы земли Олонхо. Якутск: Центр культуры и искусства имени Кулаковского Министерства культуры Республики Саха (Якутия), 1993.

6. Николаева Д.А., Буксикова О.Б. Танцевально-игровая культура бурят Приангарья: учебно-методическое пособие. Улан-Удэ, 2001.

7. Лукина А.Г. Традиционные танцы Саха. Новосибирск, 2005.

8. Буксикова О.Б. Трансформация в хореографии традиционных игр народов Сибири: учебное пособие. Улан-Удэ, 2006. References

1. Vygotskij L.P. Psihologiya iskusstva. Moskva, 1987.

2. Alekseeva G.G. Hejro - zhuravlinaya pesnya dolgan. Tanceval'naya kul'tura narodov Yakutii: tradicii i sovremennost'. Tezisy dokladov respublikanskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Yakutsk, 2006.

3. Koroleva 'E.A. Rannie formy tanca. Kishinev, 1977.

4. Zhornickaya M.Ya. Narodnye tancy Yakutii. Moskva: Nauka, 1966.

5. Tolstyakova S.P. Tancy zemli Olonho. Yakutsk: Centr kul'tury i iskusstva imeni Kulakovskogo Ministerstva kul'tury Respubliki Saha (Yaku-tiya), 1993.

6. Nikolaeva D.A., Buksikova O.B. Tanceval'no-igrovaya kul'tura buryatPriangar'ya: uchebno-metodicheskoe posobie. Ulan-Ud'e, 2001.

7. Lukina A.G. Tradicionnye tancy Saha. Novosibirsk, 2005.

8. Buksikova O.B. Transformaciya vhoreografii tradicionnyh igr narodov Sibiri: uchebnoe posobie. Ulan-Ud'e, 2006.

Статья поступила в редакцию 09.11.16

УДК 377.030

Abdusalamov R.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Information Law and Legal

Informatics, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: abd-rus@yandex.ru.

Magdilova L.V., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Department of Information Law and Legal Informatics,

Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: maglar@mail.ru

METHODICAL ASPECTS OF TEACHING INFORMATION LAW TO LAW STUDENTS. The article presents a study of specifics in teaching methods at classes on information law to university students, based on current information legislation and research results in the field of legal regulation of the information sphere. The article considers a problem of studying information law in the transition to two-level training of lawyers, as well as the use of innovative learning technologies to improve the process of formation of common cultural and professional competences of future lawyers. The results of the research shows that there is need to develop methods of interactive forms of practical training, including active interaction of a teacher and students and students among themselves.

Key words: information society, information resources, information relations, information technology, information security, innovative educational technologies.

Р.А. Абдусаламов, канд. пед. наук, доц., зав. каф. информационного права и информатики юридического факультета,

Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, E-mail: abd-rus@yandex.ru

Л.В. Магдилова, канд. экон. наук, доц. каф. информационного права и информатики юридического факультета,

Дагестанский государственный университет, г Махачкала, E-mail: maglar@mail.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО» СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ

В статье представлено исследование особенностей учебной дисциплины информационного права, базирующегося на действующем информационном законодательстве и результатах научных исследований в области правового регулирования информационной сферы. В статье рассмотрена проблема изучения информационного права при переходе к двухуровневой системе подготовки юристов, а также использования инновационных технологий обучения для совершенствования процесса формирования общекультурных и профессиональных компетенций у будущих юристов. Результатом проведённого исследования являются разработанные методики интерактивных форм проведения практических занятий, включающих активное взаимодействие преподавателя и студентов, а также студентов между собой.

Ключевые слова: информационное общество, информационные ресурсы, информационные отношения, информационные технологии, информационная безопасность, инновационные образовательные технологии.

Переход высшего образования на двухступенчатую систему подготовки кадров предполагает формирование современного выпускника-юриста творческой личностью, способной под руководством преподавателя и самостоятельно осваивать интенсивно меняющееся законодательство и применять его нормы на практике. В этой связи предполагается разработка обновлённой модели и стандартов образования, а также соответствующего методического обеспечения. Современное развитие информационных технологий и информационных систем, создание компьютерных сетей, увеличение спектра предоставляемых информационных услуг, информационных продуктов и информационных ресурсов, расширение сферы информационной деятельности обусловили возникновение новой отрасли права - информационного права. Оно сложилось и развивается во многих странах мира, в том числе и в России. Информационное право, как относительно новое явление находится в стадии становления. Возникновение данной отрасли связано с возрастающей ролью информации в жизни общества, личности, государства и переходом от индустриального общества к информационному.

Информационное право можно рассматривать с трёх взаимосвязанных позиций: как юридическую науку, как комплексную отрасль права, как учебную дисциплину. Под наукой информационного права понимается отрасль юридической науки, изучающая общественные отношения в информационной сфере, их закономерности и отражение в праве, правоохранительной и правоприменительной практике, в общественной правосознании [1]. Информационное право как новая комплексная отрасль права - это система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства, возникающих в информационной сфере - сфере производства, преобразования и потребления информации.

В современных условиях развития информационного общества и формирования государственной образовательной политики важнейшей задачей является сбалансированное развитие научного и учебного уровня знаний. Утверждение информационного права на уровне номенклатуры научной специальности в качестве самостоятельного направления юриспруденции не подкреплено решением о включении учебной дисциплины «Информационное право» в состав образовательных программ про-

фессионального цикла федерального государственного образовательного стандарта [2].

Учебная дисциплины «Информационное право», читаемая для юристов, чаще всего относится к вариативной части учебной программы или читается во многих вузах страны как дисциплина по выбору студентов. Можно также выделить наметившуюся тенденцию - это образование новых кафедр информационного права[3].

В ряде вузов формирование информационно-правовых знаний осуществляется на двухуровневой основе (бакалавриат-магистратура) [4].

На уровне бакалавриата изучению подлежат основные понятия, выделение подотраслей и институтов, выявление правовых коллизий в регулировании информационной сферы. На уровне магистратуры изучаются теоретические и прикладные проблемы отрасли информационного права в рамках комплекса учебных информационно-правовых курсов: «Теория информационного права», «Системология правового регулирования информационных отношений», «Актуальные проблемы информационного права», «Право телематических сетей» и др.

В Юридическом институте ДГУ учебная дисциплина «Информационное право» читалась с 2001 года как специальный курс для студентов старших курсов. С 2010 года дисциплина «Информационное право» вошла в вариативную часть блока общепрофессиональных дисциплин информационного цикла, после изучения теоретического и практического курса информационных технологий в юридической деятельности. Хотелось бы отметить, что такая структура обусловлена необходимостью определенной предварительной информационной подготовки (культуры) студентов. Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении дисциплин «Информационные технологии в юридической деятельности», «Теория государства и права», «Конституционное право».

Целью изучения дисциплины является формирование теоретических знаний и умений, а также практических навыков юриста в области правового регулирования отношений в информационной сфере, повышение правовой культуры в информационной сфере, выработка навыков и умений, необходимых для профессионального выполнения поставленных задач (в частности, связанных с предупреждением, выявлением и пресечением правонарушений в информационной сфере).

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с изучением основных понятий, принципов, методов правового регулирования информационных отношений в информационной сфере. Рассматриваются источники информационного права, особенности правового режима информации, ответственности за правонарушения в информационной сфере.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать объект, предмет, методы, принципы, отрасли информационного права, а также её роль и место среди других отраслей права; содержание основных понятий, составляющих тезаурус отрасли; архитектуру (назначение, состав, структуру и основные характеристики) информационной сферы как сферы правового регулирования информационных отношений; состав и основное содержание российского информационного законодательства как правовой базы информационного общества; особенности информации как объекта правового регулирования.

Таким образом, содержанием учебной дисциплины «Информационное право» являются наиболее общие знания и умения компетенции о содержании информационной деятельности, информационном законодательстве и практике его применения. Отсутствие чёткой определённости в вопросах оформления понятийного аппарата информационного права делает невозможным достижение цели учебной дисциплины - приобретение базовых знаний об информационной сфере и ее правовом обеспечении, а также навыков и умений компетенций по применению норм информационного права. В связи с этим процесс совершенствования понятийного аппарата информационного права должен носить скоординированный и непрерывный характер.

Основной особенностью содержания курса является акцентирование внимания на главный объект правового регулирования - информацию, понятие которой является фундаментальной философской категорией. Основываясь на результатах научных исследований, в первую очередь в области информологии и информатики, в рамках курса излагаются вопросы теоретического анализа базовых понятий «информация» и «информационная сфера». Целью изучения данных вопросов является определение архитектуры информационной сферы как сферы правового

регулирования, выявление общих свойств информации и определение ее свойств, принципиальных для правового регулирования отношений в информационной сфере.

На основе изложения результатов теоретического анализа обосновывается классификация информационных отношений. Так, И.М. Рассолов [5] выделяет десять видов общественных отношений, входящих в предметную область исследуемой отрасли, в том числе информационные отношения в области международного информационного обмена; реализации основных информационных прав и свобод личности, общества и государства; в сфере массовой информации; интернет-отношения; электронного документооборота; электронной коммерции и предпринимательской деятельности; обработки персональных данных; библиотечного и архивного дела; обеспечения информационной безопасности; рассмотрения информационных споров.

На основе поведенческого анализа субъектов в информационных процессах информационной сферы можно выделить четыре группы информационных правоотношений, возникающие при осуществлении конституционного права на поиск, получение и использование информации и информационных объектов; создании и распространении информации и информационных объектов; создании и применении информационных систем/технологий и средств их обеспечения; создании средств и механизмов информационной безопасности. Внутри каждой группы рассматриваются присущие ей виды информации [6].

Наибольший интерес представляет классификация по значимости и информационной природе информационных правоотношений в инфо сфере, где основными типами являются отраслевые, межотраслевые и смежные информационные правоотношения [7]. Отраслевые информационные правоотношения возникают в области: обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства и соответствующей привилегированной содержательной информации, необходимой для удовлетворения информационных потребностей жизнедеятельности (функционирования), развития и обучения -подотрасль «право информационной безопасности» (включая институт информационных прав и свобод, институт тайны, институт охраны права на частную информационную деятельность и др.); массовой информации - подотрасль «медиаправо» или «право массовой информации» (включая институт свободы массовой информации, институт прав телерадиовещателей и др.); средств автоматизации (включая автоматизированные информационные системы), электронно-вычислительной техники и соответствующей машинной или компьютерной информации - подотрасль «компьютерное право» (включая институты электронного документооборота, электронной подписи, программно-математического обеспечения и др.);средств телематики (включая глобальные телематические (информационно-компьютерные те-лекоммуникационые) сети типа сетей Интернет, Релком, Ситек, Sedab, Remart и др.) и соответствующей многоаспектной электронно-цифровой информации - подотрасль «интернет-право» (включая институты телекоммуникаций, связи, доменных имен и др.).

Межотраслевые информационные правоотношения (информационно-имущественные, информационно-неимущественные, информационно-хозяйственные, информационно-производственные и др.) возникают в области интеллектуальной собственности (включая промышленную собственность), собственности на информационные ресурсы, компьютерной преступности, правовой информатизации и др. Смежные информационные правоотношения возникают в области использования информационных средств и ресурсов, в области культуры, библиотечного дела, архивов и др.

Таким образом, информационные правоотношения в иных сферах, в частности экономической, политической, социальной, экологической, брачно-семейной, трудовой, нравственной и др., не входят в предмет информационного права и являются средством решения правовых задач соответствующих отраслей.

Одним из важнейших вопросов является изучение расширенной структуры информационного законодательства, которая отражает как его реальное состояние, так и соображения по развитию этого законодательства. Эту структуру можно представить следующим образом: информационно-правовые нормы международного законодательства; информационно-правовые нормы Конституции РФ; нормативные правовые акты отрасли информационного законодательства; отрасли законодательства, акты которых включают (или должны включать) отдельные информационно-правовые нормы. При рассмотрении данных вопросов

обосновывается взаимосвязь с другими отраслями права (международным, конституционным, гражданским, трудовым, уголовным, административным и т. п.)

При изучении правового режима информации определяются его основные признаки и типовые элементы содержания, выделяются виды правового режима информации с точки зрения его обязательности (императивный и диспозитивный) и объекта правоотношения (общий и специальный). Рассматриваются особенности общего правового режима информации и виды информации. Среди специальных правовых режимов- конфиденциальность информации и тайна.

В рамках рассмотрения правовых проблем виртуальной среды Интернет дается правовая характеристика глобальных сетей. Определяются основные объекты информационных правоотношений в сети Интернет (информационные системы, информационно-телекоммуникационные технологии и ресурсы, составляющие инфраструктуру сети Интернет, информационные продукты и услуги) и субъекты, действующие в среде сети Интернет (создающие инфраструктуру сети Интернет, обеспечивающие ее расширение и развитие; представляющие услуги по пользованию ею; пользователи сети Интернет), особенности поведения субъектов и осуществления информационных правоотношений в среде глобальных сетей, применение модели информационной сферы для выявления и анализа правовых проблем в среде глобальных сетей. Защита авторских и смежных прав, проблемы распределения доменных имен, спам, борьба с преступностью изучаются как основные правовые проблемы регулирования информационных отношений в сети Интернет и других глобальных сетях.

Особое внимание уделяется рассмотрению компьютерной преступности и компьютерных преступлений. Понятие компьютерного преступления рассматривается с различных точек зрения, а именно: с точки зрения уголовно-правовой охраны; как социальное явление; криминалистических аспектов проблемы. На основе этих определений выделяют характерные особенности компьютерного преступления, анализируется современное состояние компьютерной преступности, рассматриваются методы борьбы с компьютерными преступлениями, их профилактика и предупреждение.

Традиционно одной из важнейших тем курса является изучение правовых проблем информационной безопасности. Информационная безопасность рассматривается как свойство системы сбалансированного обеспечения защищенности интересов личности, общества и государства от угроз в информационной сфере, характеризующее защищенность их социальных и технологических потребностей в качественной (ценной) информации, необходимой для нормального (устойчивого) функционирования (жизнедеятельности) и развития (обучения). В качестве объектов информационных отношений в сфере информационной безопасности рассматриваются такие понятия, как духовность, нравственность, уровень интеллектуального развития личности и общества, конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность государства, информационные права и свободы граждан, информация, информационные ресурсы, информационные системы, базы знаний и данных. Изучается государственная политика в области информационной безопасности.

Дисциплина изучается на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы. Осуществляется также взаимосвязь между преподаванием данной учебной дисциплины и функционированием научного студенческого кружка, где основными направлениями исследования являются вопросы, обозначенные в рамках изучаемой дисциплины.

В ряде вузов в процессе обучения активно используются инновационные технологии преподавания и различные информационно-коммуникационные технологии. Так, при изучении дисциплины «Информационное право» используются мультимедийные средства поддержки обучения (электронные презентации, образовательные видеофильмы и пр.); проводятся деловые игры и конкурсы с использованием ИКТ; используются ресурсы научно-образовательного портала электронная «Юстиция»; применяются справочно-правовые системы в процессе поиска и обработки данных и т. д. При использовании инновационных технологий применяют интерактивные методы обучения, ориентированные на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом, и на доминирование активности обучающихся в познавательном процессе обучения. Место преподавателя в интерактивных занятиях сводится к

направлению деятельности обучающихся на достижение целей занятия. Интерактивное обучение позволяет актуализировать имеющиеся у студентов знания, привлекать их к активному диалогу, учиться высказывать свою точку зрения, демонстрировать свои умения и вырабатывать определённые навыки [8].

На кафедре «Информационное право и информатика» Юридического института ДГУ имеется положительный опыт использования в учебном процессе интерактивных форм проведения практических занятий, предусматривающих активное взаимодействие преподавателя и студентов, а также студентов между собой.

Одним из видов интерактивных форм обучения, разработанных авторами статьи, является итоговое занятие «Своя игра», включающее проверку знаний по дисциплине «Информационное право» путем применения 5 форм тестов и кейсов (с выбором одного правильного ответа, с выбором нескольких правильных ответов, на установление правильной последовательности, на установление соответствия, с кратким ответом, кейс). С помощью электронной презентации и мультимедийного оборудования создается атмосфера одноименной телевизионной игры, академическая группа разбивается на подгруппы. Основными целями проведения является обобщение полученных знаний по дисциплине «Информационное право»; определение уровня знаний студентов основных тем дисциплины «Информационное право»; выявление уровня владения основными методами и способами правового регулирования в информационной сфере; формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности). Студенты отвечают на вопросы разной сложности по темам курса. Результаты игры оцениваются в баллах и используются при выставлении промежуточной аттестации студентов.

В рамках проведения тематического занятия «Электронное государство» реализуется еще один вид интерактивных методов обучения. Основными целями и задачами тематического сени-нарского занятия является:

- освоение общекультурных компетенций (ОК-10 (понимание сущности и значения информации в развитии современного информационного общества), ОК-11 (владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации), ОК-12 (способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях) и профессиональных компетенций (ПК-15 (толкование правовых актов), ПК-16 (давать квалифицированные заключения в конкретных видах юридической деятельности))

- включение в процесс исследования всех студентов группы;

- внесение студентом индивидуального вклада, обмен знаниями, идеями, способами деятельности;

- формирование коммуникативной компетентности.

Преподаватель характеризует Электронное государство

как политико-правовую организацию общества с использованием информационно-телекоммуникационных технологий; способ взаимодействия органов государственной и муниципальной власти и общества в целях предоставления государственных услуг; обеспечение возможности участия в осуществлении власти населения, единства и территориальной целостности, в том числе в электронном пространстве; осуществление посредством государственного электронного механизма управление делами общества; суверенная публичная власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Информационное сопровождениетематического семинара осуществляется путём размещения информации на официальном сайте ДГУ, на сайте кафедры «Информационное право и информатика», в социальных на странице кафедры в Фейсбуке, и в Инстаграмме (хештег е-государство). Студенческие проекты включают следующие разделы: визитная карточка команды (название, девиз, эмблема); презентация об элементе электронного государства (электронное правительство, электронное правосудие, электронный парламент), правовая база создания и развития элемента электронного государства, социологический опрос, интервьюирование, лирическое отступление.В состязании принимают участие две-три команды, состоящие из студентов академической группы. Для оценки проектов создается компетентное жюри, состоящее из практических работников, преподавателей и старшекусников. Каждый член жюри индивидуально оценивает каждую команду по определенным критериям, а затем выводится общий средний балл. Победители награждаются по-

четными грамотами, выставляются баллы, которые используются при выставлении промежуточной аттестации.

В заключение необходимо отметить, что при изучении учебной дисциплины «Информационное право» возможно и необходимо использование следующих инновационных методов преподавания:

- использование современных проекционных технических средств и соответствующего программного обеспечения для повышения уровня наглядности, информативности, структурности и системности преподносимого материала на лекционных занятиях;

- составление анкет с вопросами и вариантами ответов по актуальным (нерешенным) вопросам информационного права и проведении на их основе своеобразного социологического опроса среди студентов с последующим анализом полученных результатов;

Библиографический список

- создание мультимедийной системы по учебной дисциплине «Информационное право», составными элементами которой являются электронные гипертекстовые учебники, системы тестирования, библиотеки схем, структур, слайд-фильмов, видеофильмов и т.п.;

- создание системы дистанционного обучения, которая включает мультимедийные системы, системы сетевого доступа, идентификацию пользователей (студентов, слушателей, преподавателей и т. п.), определение их полномочий, спектра выполняемых функций в системе и т. п.;

- применение справочных правовых систем (в частности «Консультант-Плюс») как новой формы работы с источником права, при решении юридических задач по конкретным юридическим ситуациям и фактам осуществление подбора нормативной доказательственной базы на основе их применения.

1. Лопатин В.Н. Актуальные проблемы становления и развития теории информационного права. Информационное право. Москва, 2005; 3.

2. Кузнецов П.У., Дженакова Е.В. Актуальные проблемы формирования знаний в области информационного права. Информационное право. Москва, 2015; 2: 4 - 7.

3. Рассолов И.М. Информационное право как отрасль права, область научных исследований и учебная дисциплина. Учёные труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2015; 4 (39): 90 - 93.

4. Ловцов Д.А., Чубукова С.Г. Преподавание основ, проблем и специальных вопросов информационного права в Российской академии правосудия. Информационное право. Москва, 2014; 1: 21 - 26.

5. Рассолов И.М. Информационное право России: сегодня и завтра. Общественные науки. Москва, 2016; 1: 264 - 270.

6. Магдилова Л.В., Магдилов М.М. Особенности и виды информационных правоотношений. Вестник Дагестанского государственного университета. Махачкала, 2013; 2: 48 - 51.

7. Ловцов Д.А. Системология правового регулирования информационных отношений в инфосфере: архитектура и состояние. Государство и право. Москва, 2012; 8: 16-25.

8. Шмелёва М.В. Интерактивное обучение как одно из требований к условиям реализации основных образовательных программ в вузах. Казанский педагогический журнал. Казань, 2015; № 6-1 (113): 25 - 30.

References

1. Lopatin V.N. Aktual'nye problemy stanovleniya i razvitiya teorii informacionnogo prava. Informacionnoe pravo. Moskva, 2005; 3.

2. Kuznecov P.U., Dzhenakova E.V. Aktual'nye problemy formirovaniya znanij v oblasti informacionnogo prava. Informacionnoe pravo. Moskva, 2015; 2: 4 - 7.

3. Rassolov I.M. Informacionnoe pravo kak otrasl' prava, oblast' nauchnyh issledovanij i uchebnaya disciplina. Uchenye trudy Rossijskoj akademii advokatury i notariata. 2015; 4 (39): 90 - 93.

4. Lovcov D.A., Chubukova S.G. Prepodavanie osnov, problem i special'nyh voprosov informacionnogo prava v Rossijskoj akademii pravosudiya. Informacionnoe pravo. Moskva, 2014; 1: 21 - 26.

5. Rassolov I.M. Informacionnoe pravo Rossii: segodnya i zavtra. Obschestvennye nauki. Moskva, 2016; 1: 264 - 270.

6. Magdilova L.V., Magdilov M.M. Osobennosti i vidy informacionnyh pravootnoshenij. VestnikDagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. Mahachkala, 2013; 2: 48 - 51.

7. Lovcov D.A. Sistemologiya pravovogo regulirovaniya informacionnyh otnoshenij v infosfere: arhitektura i sostoyanie. Gosudarstvo i pravo. Moskva, 2012; 8: 16-25.

8. Shmeleva M.V. Interaktivnoe obuchenie kak odno iz trebovanij k usloviyam realizacii osnovnyh obrazovatel'nyh programm v vuzah. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. Kazan', 2015; № 6-1 (113): 25 - 30.

Статья поступила в редакцию 01.12.16

УДК 378

Aleeva Yu.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),

E-mail: yaleeva73@mail.ru

Chizhikova N.V., postgraduate, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: yaleeva73@mail.ru

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY AS A CONDITION OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF BACHELOR STUDENTS MAJORING IN DESIGNING AND MODELLING OF CLOTHES. The material of the article is a theoretical analysis and practical experience of the way how to form professional competences of bachelors of designing and modeling of clothes. The study raises problems of training of bachelors of designing and modeling of clothes in a higher education institution. The authors define the specifics of education given to bachelors at a technical college, where it is important to update the contents of professional education and the choice of approaches that would optimize the educational process. In the article a number of problems, connected with the transition to a two-level system of the higher education and the introduction of competence-based approach, are revealed. Fundamental difference of the authors' approach is that they believe that a professional expert has to possess not only necessary knowledge and a set of necessary skills, but also a steady professional orientation and professional competence, which are a core for the whole education.

Key words: methods and technologies of training, FGOS VPO in the direction of preparation 29.03.05 "Designing of products of light industry", monitoring levels of forming real knowledge, abilities and experience of quasiprofessional activity, components of professional competence of graduates, professional activity.

Ю.В. Алеева, канд. пед. наук, доц. Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул,

E-mail: yaleeva73@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н.В. Чижикова, аспирант Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул,

E-mail: yaleeva73@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.