Научная статья на тему 'Педагогическая технология как условие формирования профессиональной компетенции бакалавров конструирования и моделирования одежды'

Педагогическая технология как условие формирования профессиональной компетенции бакалавров конструирования и моделирования одежды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ФГОС ВО ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 29.03.05 "КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ" / METHODS AND TECHNOLOGIES OF TRAINING / FGOS VPO IN THE DIRECTION OF PREPARATION 29.03.05 "DESIGNING OF PRODUCTS OF LIGHT INDUSTRY" / МОНИТОРИНГ УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ РЕАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ / MONITORING LEVELS OF FORMING REAL KNOWLEDGE / УМЕНИЙ И ОПЫТА КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ABILITIES AND EXPERIENCE OF QUASIPROFESSIONAL ACTIVITY / СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКОВ / COMPONENTS OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF GRADUATES / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алеева Ю.В., Чижикова Н.В.

Представленный в коллективной статье материал это теоретический анализ и практический опыт формирования профессиональной компетенции бакалавров конструирования и моделирования одежды. Статья посвящена проблемам подготовки бакалавров конструирования и моделирования одежды в высшем учебном заведении. В статье рассматривается специфика технического вуза в подготовке бакалавров, процесс подготовки которых должен выражаться как в обновлении содержания профессионального образования, так и в выборе подходов, обеспечивающих оптимизацию образовательного процесса. В статье выявлен ряд проблем, связанных с переходом на двухуровневую систему высшего образования и введением компетентностного подхода. Принципиальным отличием авторского подхода является то, что специалист-профессионал должен обладать не только набором необходимых знаний и навыков деятельности, но и тем стержнем, на котором всё это строится устойчивой профессиональной направленностью и профессиональной компетентностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алеева Ю.В., Чижикова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY AS A CONDITION OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF BACHELOR STUDENTS MAJORING IN DESIGNING AND MODELLING OF CLOTHES

The material of the article is a theoretical analysis and practical experience of the way how to form professional competences of bachelors of designing and modeling of clothes. The study raises problems of training of bachelors of designing and modeling of clothes in a higher education institution. The authors define the specifics of education given to bachelors at a technical college, where it is important to update the contents of professional education and the choice of approaches that would optimize the educational process. In the article a number of problems, connected with the transition to a two-level system of the higher education and the introduction of competence-based approach, are revealed. Fundamental difference of the authors' approach is that they believe that a professional expert has to possess not only necessary knowledge and a set of necessary skills, but also a steady professional orientation and professional competence, which are a core for the whole education.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология как условие формирования профессиональной компетенции бакалавров конструирования и моделирования одежды»

четными грамотами, выставляются баллы, которые используются при выставлении промежуточной аттестации.

В заключение необходимо отметить, что при изучении учебной дисциплины «Информационное право» возможно и необходимо использование следующих инновационных методов преподавания:

- использование современных проекционных технических средств и соответствующего программного обеспечения для повышения уровня наглядности, информативности, структурности и системности преподносимого материала на лекционных занятиях;

- составление анкет с вопросами и вариантами ответов по актуальным (нерешенным) вопросам информационного права и проведении на их основе своеобразного социологического опроса среди студентов с последующим анализом полученных результатов;

Библиографический список

- создание мультимедийной системы по учебной дисциплине «Информационное право», составными элементами которой являются электронные гипертекстовые учебники, системы тестирования, библиотеки схем, структур, слайд-фильмов, видеофильмов и т.п.;

- создание системы дистанционного обучения, которая включает мультимедийные системы, системы сетевого доступа, идентификацию пользователей (студентов, слушателей, преподавателей и т. п.), определение их полномочий, спектра выполняемых функций в системе и т. п.;

- применение справочных правовых систем (в частности «Консультант-Плюс») как новой формы работы с источником права, при решении юридических задач по конкретным юридическим ситуациям и фактам осуществление подбора нормативной доказательственной базы на основе их применения.

1. Лопатин В.Н. Актуальные проблемы становления и развития теории информационного права. Информационное право. Москва, 2005; 3.

2. Кузнецов П.У., Дженакова Е.В. Актуальные проблемы формирования знаний в области информационного права. Информационное право. Москва, 2015; 2: 4 - 7.

3. Рассолов И.М. Информационное право как отрасль права, область научных исследований и учебная дисциплина. Учёные труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2015; 4 (39): 90 - 93.

4. Ловцов Д.А., Чубукова С.Г. Преподавание основ, проблем и специальных вопросов информационного права в Российской академии правосудия. Информационное право. Москва, 2014; 1: 21 - 26.

5. Рассолов И.М. Информационное право России: сегодня и завтра. Общественные науки. Москва, 2016; 1: 264 - 270.

6. Магдилова Л.В., Магдилов М.М. Особенности и виды информационных правоотношений. Вестник Дагестанского государственного университета. Махачкала, 2013; 2: 48 - 51.

7. Ловцов Д.А. Системология правового регулирования информационных отношений в инфосфере: архитектура и состояние. Государство и право. Москва, 2012; 8: 16-25.

8. Шмелёва М.В. Интерактивное обучение как одно из требований к условиям реализации основных образовательных программ в вузах. Казанский педагогический журнал. Казань, 2015; № 6-1 (113): 25 - 30.

References

1. Lopatin V.N. Aktual'nye problemy stanovleniya i razvitiya teorii informacionnogo prava. Informacionnoe pravo. Moskva, 2005; 3.

2. Kuznecov P.U., Dzhenakova E.V. Aktual'nye problemy formirovaniya znanij v oblasti informacionnogo prava. Informacionnoe pravo. Moskva, 2015; 2: 4 - 7.

3. Rassolov I.M. Informacionnoe pravo kak otrasl' prava, oblast' nauchnyh issledovanij i uchebnaya disciplina. Uchenye trudy Rossijskoj akademii advokatury i notariata. 2015; 4 (39): 90 - 93.

4. Lovcov D.A., Chubukova S.G. Prepodavanie osnov, problem i special'nyh voprosov informacionnogo prava v Rossijskoj akademii pravosudiya. Informacionnoe pravo. Moskva, 2014; 1: 21 - 26.

5. Rassolov I.M. Informacionnoe pravo Rossii: segodnya i zavtra. Obschestvennye nauki. Moskva, 2016; 1: 264 - 270.

6. Magdilova L.V., Magdilov M.M. Osobennosti i vidy informacionnyh pravootnoshenij. VestnikDagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. Mahachkala, 2013; 2: 48 - 51.

7. Lovcov D.A. Sistemologiya pravovogo regulirovaniya informacionnyh otnoshenij v infosfere: arhitektura i sostoyanie. Gosudarstvo i pravo. Moskva, 2012; 8: 16-25.

8. Shmeleva M.V. Interaktivnoe obuchenie kak odno iz trebovanij k usloviyam realizacii osnovnyh obrazovatel'nyh programm v vuzah. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. Kazan', 2015; № 6-1 (113): 25 - 30.

Статья поступила в редакцию 01.12.16

УДК 378

Aleeva Yu.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),

E-mail: yaleeva73@mail.ru

Chizhikova N.V., postgraduate, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: yaleeva73@mail.ru

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY AS A CONDITION OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF BACHELOR STUDENTS MAJORING IN DESIGNING AND MODELLING OF CLOTHES. The material of the article is a theoretical analysis and practical experience of the way how to form professional competences of bachelors of designing and modeling of clothes. The study raises problems of training of bachelors of designing and modeling of clothes in a higher education institution. The authors define the specifics of education given to bachelors at a technical college, where it is important to update the contents of professional education and the choice of approaches that would optimize the educational process. In the article a number of problems, connected with the transition to a two-level system of the higher education and the introduction of competence-based approach, are revealed. Fundamental difference of the authors' approach is that they believe that a professional expert has to possess not only necessary knowledge and a set of necessary skills, but also a steady professional orientation and professional competence, which are a core for the whole education.

Key words: methods and technologies of training, FGOS VPO in the direction of preparation 29.03.05 "Designing of products of light industry", monitoring levels of forming real knowledge, abilities and experience of quasiprofessional activity, components of professional competence of graduates, professional activity.

Ю.В. Алеева, канд. пед. наук, доц. Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул,

E-mail: yaleeva73@mail.ru

Н.В. Чижикова, аспирант Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул,

E-mail: yaleeva73@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРОВ КОНСТРУИРОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ

Представленный в коллективной статье материал - это теоретический анализ и практический опыт формирования профессиональной компетенции бакалавров конструирования и моделирования одежды. Статья посвящена проблемам подготовки бакалавров конструирования и моделирования одежды в высшем учебном заведении. В статье рассматривается специфика технического вуза в подготовке бакалавров, процесс подготовки которых должен выражаться как в обновлении содержания профессионального образования, так и в выборе подходов, обеспечивающих оптимизацию образовательного процесса. В статье выявлен ряд проблем, связанных с переходом на двухуровневую систему высшего образования и введением компетентностного подхода. Принципиальным отличием авторского подхода является то, что специалист-профессионал должен обладать не только набором необходимых знаний и навыков деятельности, но и тем стержнем, на котором всё это строится - устойчивой профессиональной направленностью и профессиональной компетентностью.

Ключевые слова: методы и технологии обучения, ФГОС ВО по направлению подготовки 29.03.05 «Конструирование изделий легкой промышленности», мониторинг уровней сформированности реальных знаний, умений и опыта квазипрофессиональной деятельности, составляющие профессиональной компетенции выпускников, профессиональная деятельность.

Российское образование последние десятилетия переживает бурный период перемен, проявляются многообразные педагогические инициативы и происходят инновационные процессы: Россия интегрировалась в мировое образовательное пространство, созданы новые типы образовательных учреждений (федеральные и национальные исследовательские университеты), введена двухуровневая система образования (бакалавриат - магистратура), разработаны образовательные программы нового поколения на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Совершенствуются традиционные и внедряются в педагогическую практику новые методы и технологии обучения и воспитания, развиваются новые формы организации обучения, изменяется характер организации и управления в образовательной сфере.

Анализ проблемы формирования профессиональной компетенции бакалавров конструирования и моделирования одежды немыслим без рассмотрения психолого-педагогических характеристик профессиональной деятельности будущих специалистов в современных условиях. Среди современных российских психологов труда, инженерных психологов, психологов в области управления и специалистов в области профессионального самоопределения, немало сделавших за последнее время для развития указанных направлений.

Теоретические исследования о потребностях человека, о сущности отношений его с окружающей действительностью и самим собой, получившее развитие в современной методологии личности, в научно-педагогической теории, служит основанием для определения отношений в качестве предмета профессиональной деятельности в педагогике. При этом мы исходим, во-первых, из психологической модели личности, предложенной Н.В. Поповой и Ю.В. Киселевой. В их работах рассматриваются теоретические и практические основы профессионально-педагогической культуры преподавателя, излагается авторский подход к проблеме ее формирования. Раскрывается и обосновывается четырёхкомпонентная модель профессионально-педагогической культуры. Определена совокупность ценностей, овладение которыми создает основу для формирования профессионально-педагогической культуры [1].

Во-вторых, из работ Ю.В. Киселевой, где она рассматривает педагогические условия. В качестве внутренних условий выступают: направленность студентов на будущую профессию; осознание ими значимости самоорганизации и саморегуляции для успешности учебной и профессиональной деятельности; устойчивая мотивация получения соответствующих знаний и освоения необходимых способов действия; сознательная активность учащихся входе формирующей деятельности; направленность на тренинг необходимых умений в условиях учебной, учебно-профессиональной, а в дальнейшем и профессиональной деятельности [2].

Ряд учёных-практиков разработали и внедрили в университет модульно-рейтинговую технологию обучения, и созданная на её основе автоматизированная система управления учебной деятельностью студента выявляет необходимость в осуществлении непрерывного контроля в условиях повышения качества подготовки, уровня организации учебного процесса и эффективности обучения студентов [3].

Профилирующие кафедры технических вузов, выпускавшие многие десятилетия инженеров, сегодня выпускают бакалавров, а работодатели - привлекают их для решения производственных задач. Поэтому важно осмыслить особенности их подготовки, определяемые нормативными документами, определиться с возможными проблемами, чтобы находить конструктивное их решение в условиях новой социально-экономической и технологической реальности.

Общепризнано, что высшее образование должно ориентироваться на подготовку бакалавров, обладающих высоким уровнем профессиональной компетенции, которая обобщенно рассматривается как характеристика качества теоретической и практической подготовки выпускника вуза, его знаний, а также актуальных и потенциальных способностей.

Двухуровневая система образования вызывает вопросы не только у сотрудников вузов, но и у работодателей, студентов. Многие представители промышленности и бизнеса не в полной мере представляют себе компетенции будущих бакалавров, воспринимая их как «недоучившихся специалистов». Это, в свою очередь, вызывает растерянность абитуриентов, которые не могут быть уверены в своем трудоустройстве после четырёхлетнего обучения. Уже сейчас многие выпускники-бакалавры сталкиваются с проблемой: работодатель не всегда считает четырехлетний срок обучения законченным высшим образованием, на этом основании отказывая в трудоустройстве.

Формально ФГОС определяет образование бакалавров как «профессиональное», в действительности же примерно 50% учебного времени (что соответствует и трудоемкости изучения) в вузе отдано общим дисциплинам двух циклов: 1) «Гуманитарный и социально-экономический»; 2) «Математический и естественнонаучный». С одной стороны, дисциплины указанных циклов, безусловно, важны, они носят общенаучный и мировоззренческий характер, предупреждают однобокость, с другой стороны, в процессе обучения не остается достаточного места для дисциплин профессионализации.

Примечательно, что большинство (60%) формулировок компетенций в ФГОС начинаются со слова «способность», остальные - со слова «готовность». Известно, что способности определяются как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения деятельности. А обнаруживаются они в процессе овладения этой деятельностью. Формирование способностей происходит на основе задатков. Очевидно, что обнаружение и развитие профессиональных способностей («компетенции») выпускника возможно лишь в самой деятельности по выбранной профессии [4]. Кафедры вуза могут заложить лишь основы для развития потенциальных профессиональных способностей. Но, могут, и обязаны сформировать актуальные способности бакалавра, обеспечивающие ему успешность самостоятельного применения знаний, формирования умений и навыков в профессиональной сфере, оперативно осваивать новшества и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства, обеспечивать саморегуляцию поведения и добиваться трудовых успехов.

Изучение ряда работ по проблемам профессиональной подготовки бакалавров, анализ педагогической практики дают основание утверждать, что важной составляющей этапа становления

бакалавра является период обучения в вузе. Где он получает необходимые знания и умения, знакомится со старшими коллегами, уточняет своё исходное представление о той деятельности, которой решил посвятить себя, поступая в данное учебное заведение. Поэтому считаем, что действительно важной задачей университетского образования, помимо передачи знаний и умений (информирования), является формирование личности профессионала, содействие его самоидентификации с профессией.

В процессе профессионального образования студенты должны обрести необходимые компетенции. Но в силу индивидуальных особенностей и ресурсов будущие выпускники могут овладеть компетенциями (как и профессионализмом в целом) на разном уровне: от низкого уровня, обеспечивающего решение элементарных задач деятельности, до достаточно высокого уровня, достаточного для решения самых сложных задач профессиональной деятельности [5].

Сложность процесса профессиональной деятельности является объективной характеристикой, а трудность овладения им - это субъективная характеристика, зависящая от обучаемого. Его природных задатков и общих (интеллектуальных) способностей, опыта, мотивации, или, - в обобщенной форме,- ресурсов личности. В свою очередь, более или менее успешная реализация индивидуальных ресурсов человека зависит от среды. Соответственно, успешность профессионализации на этапе обучениябакалавров зависитотособенностейорганизацииоб-разовательной среды в вузе, и прежде всего, на профилирующей к уфесве.

В условиях перехода на двухуровневую систему обучения «бакалавр- магистр», предполагается, что качество подготовки выпускника бакарев.вкей фоераммызк уееыкехлктнивпериор обучения должно соответствовать качеству подготовки специа-леска ыикятблатниНпеыаою обученим. Процесс ыидготоеви тыкох выпускников-бакалавров должен выражаться как в обновлении седвржыниапрмфессиоиалсбого образовыабя, так и в выборе подходов, обеспечивающих оптимизацию образовательного процесса.

Изучениесоотоянеяаисве мыынтккевиогаоТказоиа ниипб-зволило выявить ряд проблем, связанных с переходом на дву-хурквныбую ситтонурысмвооикракевабиб и введенвем компк-тентностного подхода:

ы насоотввтствкекееаован иб оыиазавбаесоныастмндер-тов и требований рынка труда, предъявляемых к профессиональным и личностным характеристикам выпускников;

к в осганизециивбеазквакеланоео прмресса нт ечитыва-ется специфика дальнейшей профессиональной деятельности бaкaлaеpoа,l<oбoсвlввеocмe,бcзкии ыоржтм тно-конструкторской и производственно-технологической деятельностью;

• сокраы|евиеврбмениоа измчeнотвдщмеpoЮeвcиоыфв ных и специальных дисциплин, особенно в процессе подготовки бикалатровна чeрыеeрлeсриИгмеиoя оач^н^иы;

• использование только традиционных подходов в обуче-

нки;

• отсутствие контроля и мониторинга уровней сформи-рованности реальных знаний, умений и опыта квазипрофес-

сиональной деятельности, выраженной в способностях (компетенциях) [6].

С целью решения представленных проблем многие учёные в своих научно-педагогических исследованиях пытаются создавать различные модели выпускников и модели организации процесса инженерной подготовки, основанные на педагогических концепциях, подходах и технологиях. В этой связи целесообразно провести анализ современных требований к подготовке выпускников в области конструирования одежды и выявить основные факторы (подходы), влияющие на эффективность организации инженерного образования.

Общим результатом внедрения этих подходов должно быть повышение качества профессиональной подготовки бакалавров.

Условиями повышения качества подготовки бакалавров мы рассматриваем:

- компетентностный подход к проблеме профессиональной подготовки студентов и идею формирования профессиональных компетенций как одной из ключевых компетенций в их подготов-

- педагогическое проектирование учебных курсов как системообразующий принцип формирования профессиональных компетенций студентов;

- конкретное содержание и технология формирования профессиональных компетенций бакалавров в области конструирования и моделирования швейных изделий;

-аоеничнык кцит-оии сф°РмитPвaбнoвтипpофecиоoюaыс-ных компетенций.

Анклиубитааабубных источников показал, что реальные условия работы современного дизайнера требуют от него не только определённого объёма знаний и навыков, но и умения в^ендиртваоьвт

зировать её, находить ей практическое применение. В настоя-юцое вpелсбмкцсевоюoнытцтирквaеия изделбй иыгкойпывмыш-ленности должен владеть не только общенаучными теориями, законами периодической изменчивости пластических характеристик костюма, механизмами взаимосвязи всех его компонентов, но и уметь наблюдать, анализировать, предсказывать, планиро-сатюиваеиуацр зстоиаевые археавпы иовы и ых сстмозмсжные модификации.

yдтеиаcoздбвaть <^д^>^двНк;^еапрет-ставляется способностью, а не специальностью, поскольку свя-зкно с особым, кpвтнтемlФтклaовм ^^^мипм№осоциыеьаой вти-дией развития личности.

Большинство исследователей в своих работах указывают ноту что Езсти^ткеабое

выделить два взаимодополняющих компонента: личностная ком-еетвныаб »специальная компетенция. В дальнейшем следует рассматривать специальную компетенцию, как функциональную компетенцию выпускника направления «Конструирование изде-л^ысгмш про мышлиннактиа.

Исходя из выше изложенного, сформулируем: компетент-новткая мрдтльемдуфеговвеуоктикананрвылебия «ктнскраиыо-вание изделий легкой промышленности» будет складываться из лиунтоемоаквмпртеоаиифНК) и фтнккеoаальнoЫ.Пooлeдрямв свою очередь сложится из проектно-художественной (ПХ) и про-ектно-конструкторской (ПК).

Рис.1. Составляющиепрофессиональнойкомпетенции бакалавра одежды

Исходя из вышеизложенного, следует, что личностная компетенция - это качественная характеристика, позволяющая выполнять процесс трансформации художественной идеи в графическую развёртку поверхности, а затем в реальный объект на уровне авторского творческого характера профессиональной деятельности. А функциональная - это система взаимодействия специальных знаний, умений, навыков и, опыта творческой квазипрофессиональной деятельности, позволяющая выполнять процесс трансформации художественной идеи в графическую развёртку поверхности, а затем в реальный объект.

Есть полезное высказывание: «Достигаешь того, что измеряешь». Для управления процессом подготовки бакалавров в вузе необходимо получение оперативной информации о результатах на различных стадиях этого процесса. На основе анализа и обобщения литературных источников по проблеме мы рассматриваем педагогическую технологию как условие формирования профессиональной компетенции бакалавров в области моделирования и конструирования швейных изделий как часть целостного образовательного процесса. Важную роль в данной технологии необходимо отвести формированию теоретических знаний, практических навыков, развитию творческого образного мышления, рефлексии. Ее характерными чертами выступают обучение на основе организации квазипрофессиональной проектной деятельности и ориентации на личностное развитие.

Целью разработанной нами технологии формирования профессиональной компетенции является создание системы формирования личностной, проектно-конструкторской и проектно-ху-дожественной компетенций будущего специалиста в области конструирования и моделирования одежды.

Реализация данной технологии осуществлялась путем совершенствования образовательного процесса в соответствии со следующими принципами, которые отвечают характерным чертам эффективной технологии, а именно: системности, концеп-туальности, воспроизводимости, научности, интегративности, эффективности, новизны, алгоритмичности, оптимальности и законосообразности.

Принцип системности проявляется в логически выстроенных курсах дисциплин в рамках учебного плана. Данные дисциплины взаимодополняют, обогащают и уточняют теоретические знания и практический опыт студентов, причем предыдущие курсы являются базой для последующих.

Технология формирования профессиональной компетенции опирается на психологическую теорию мышления В.В. Давыдова, концепцию личностно-ориентированного обучения, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др., на компетентностный подхода к профессиональному образованию Э.Ф. Зеера, Ю.Г. Татур, А.Г. Ковалева и др., структурно-диахронического подхода к развитию личности Дж. Левинджер, Э. Эрик-сон, Л. Колберг, Ж. Пиаже, В. Перри и др., на подходе «контекстного обучения» А.А. Вербицкого, используемом в инженерном образовании, а процесс сформированности профессиональной компетенции оценивается на основе программно-целевого подхода И.К. Шалаева.

На наш взгляд, условиям реализации компетентностного подхода в обучении бакалавра конструирования одежды, в большей мере, отвечает теория контекстного обучения А.А. Вербицкого. Изначально, разработанная для решения проблем профессионального образования, она дает возможность моделировать предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста посредством трех последовательно реализуемых обучающих моделей: семиотической, имитационной и социальной.

Принцип воспроизводимости позволяет применять данную технологию в различных педагогических условиях, в том числе и для обучения студентов других специальностей.

Принцип интегративности реализуется посредством направленности всего процесса обучения на развитие профессиональной компетенции бакалавра в области моделирования и конструирования одежды и заключается в формировании у студента целостного представления о будущей профессии.

Принцип эффективности предполагает, что изучение каждой темы (любой дисциплины направления) направлено на формирование:

> Личностной компетенции (умение наблюдать, анализировать, предсказывать, планировать и выбирать устойчивые архетипы моды и их всевозможные модификации, способность креативно мыслить, рефлексировать, т.е. совокупность личност-

ных качеств, определяющих самосознающую либо сознательную стадии развития Эго);

> Функциональной компетенции (проектно-художествен-ная и проектно-конструкторская компетенции).

Однако стоит заметить, что различные дисциплины не в одинаковой степени формируют составляющие компоненты профессиональной компетенции. Курсы социо-гуманитарного цикла (история, мировая и отечественная культура, история костюма и моды), являющиеся фундаментом в технологической цепочки, в большей степени направлены на формирование личностной компетенции. Художественные дисциплины (рисунок и живопись, художественно-графическая композиция, композиция костюма, архитектоника объемных форм) - на формирование проектно-художественной компетенции. Конструкторские (конструирование изделий легкой промышленности, конструктивное моделирование одежды, конструирование модной одежды, конструкторско-технологическая подготовка швейного производства, проектирование изделий в САПР) соответственно на проектно-конструкторскую компетенцию. Причем формирование личностной компетенции, как основополагающей, происходит на всех дисциплинах неукоснительно.

Принцип новизны заключается в модернизации процесса обучения, а именно в целенаправленной системе действий ин-тегративного характера, ранее не применяющейся в работе со студентами данного направления.

Принцип алгоритмичности позволяет механически применять технологию в однотипных педагогических ситуациях, условно разделяя изучение конкретной темы на три части:

> Получение новых знаний. В зависимости от содержания используются различные формы проведения лекционных занятий, требующих от студентов определённой активности и осведомлённости в рассматриваемом вопросе (лекция-диспут, поисковый диалог, дискуссия, форум, чтение лекции двумя преподавателями разных дисциплин одновременно и т.д.), что предполагает предварительное самостоятельное знакомство с основными положениями данной темы.

> Обогащение практического опыта на основе полученных теоретических знаний. Практические семинарские занятия в зависимости от содержания работы проводятся в форме художественной, конструкторской практики, экскурсий, учебной практики в швейной лаборатории, что ориентирует студентов на практическое применение теоретических знаний.

> Креативное использование полученных знаний и практического опыта в самостоятельной поисковой деятельности. На данном этапе студентам предлагается проблемная ситуация, решение которой им предстоит найти самостоятельно: провести анализ ситуации, пошагово спланировать свою деятельность по достижению необходимого результата, соответственно пошагово рефлексировать для прогнозирования дальнейших действий. Проблемные ситуации предлагаются студентам в форме ролевой игры, коллективного творческого дела, анализа производственной ситуации, производственно-профессиональной практики, участие в конкурсных показах коллекций одежды и т. д. Данный вид работы является ключевым в формировании профессиональной компетенции, так как требует от студентов умения использовать полученную информацию (самостоятельно уточненную и обогащенную) в квазипрофессиональной деятельности, а так же проявлять личностные качества, определяющие способы выполнения действия.

Принцип оптимальности предполагает достижение поставленной цели с минимальными затратами сил всех субъектов образовательного процесса посредством модульно-рейтинговой системы квалиметрии, которая позволяет в соответствии с общей логикой движения к результату прогнозировать технологически необходимый результат каждого шага и показатели каждого шага. Входной тест каждой дисциплины есть способ диагностики степени готовности студентов к работе с содержанием. Контрольные точки после каждого модуля являются одновременно и точками рефлексии, а достигнутый в заданном диапазоне результат, служит предпосылкой к сохранению преемственности в технологической цепочки. Таким образом, каждый выполняемый шаг имеет обратную связь, позволяющую прогнозировать два варианта последующих действий: для удачного исхода и в случае получения незапланированного эффекта.

Рейтинговая система оценки достижений студентов естественным путем повышает мотивацию к учебной деятельности и творческой самореализации, одновременно демонстрируя обучаемому собственный рост. Кроме того, в технологии заложены

действия, направленные на снятие физиологических, психологических и социальных рисков.

Принцип законосообразности заключается в том, что технология формирования профессиональной компетенции спроектирована в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) направления «Конструирование изделий легкой промышленности», согласно учебному плану направления и стандартам дисциплин, с учетом гигиенических требований к нагрузке.[7]

Таким образом, педагогическая технология формирования профессиональной компетенции будущего бакалавра конструирования одежды включает в себя:

> Более крупные звенья в виде упорядоченных в рамках учебного плана направления дисциплин;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

> Логично структурированного содержания в контексте дисциплины (модулей);

> Пошагового формирования профессиональной компетенции внутри каждой изучаемой темы, посредством активных, творчески направленных форм деятельности студентов.

На основе анализа и обобщения литературных источников по проблеме исследования нами разработаны составляющие профессиональной компетенции бакалавра конструирования одежды (личностная компетенция, проектно-художественная и проектно-конструкторская) и уровни их проявления: оптимальный, допустимый, критический, недопустимый.

Уровни проявления компетенции оцениваются согласно программно-целевому подходу, разработанному И.К. Шалаевым, который требует критериев оценки конечных результатов деятельности педагогических систем любых масштабов.

Не прибегая к полному освещению подструктур педагогической системы, можно таблично предложить краткие качественно-количественные характеристики меры развития системы, в которых «планка» оптимального уровня задается мотивацион-ным программно-целевым управлением [8].

Предлагаемая технология позволяет оценивать и качество самой выстроенной на профилирующей кафедре обучающей системы и ориентирует субъектов педагогического процесса на планирование, и осуществление мер, адекватно направленных на формирование и развитие личностной и функциональной компетенции до оптимального уровня, может также использоваться при отслеживании динамики развития данных компетенций.

Под направленностью мы понимаем сложное целостное образование, состоящее из разнообразных по нравственному содержанию, силе и волевой обеспеченности чувств, стремлений, потребностей, выражающихся в реальном поведении личности студента. Одни из них могут устойчиво занимать в этом сложном образовании лидирующее положение, другие - играть подчиненную, второстепенную роль, что и находит в конечном итоге свое интегральное выражение в той или иной направленности индивида, проявляющейся в присущей ему тенденции совершать общественно ценные или, наоборот, нравственно неприемлемые поступки и действия [9].

Предлагаемая ниже система (1), необходима при оценке уровня развития профессиональной компетенции будущего выпускника направления «Конструирования изделий легкой промышленности».

При этом мы использовали следующее квалиметрическое правило:

ЛК=1П+2П+3П+4П+5П+6П+7П+8П+9П+10П+11П+12П+1 3П........14П,

ПКК=1П+2П+3П+4П+5П+6П+7П+8П+9П,

ПХК = 1П+2П+3П, (1)

где ЛК - интегративный показатель уровня развития личностной компетенции, проектно-конструкторской компетенции и проектно-художественной компетенции, п - показатель, структурная единица рассматриваемой компетенции.

Если 140 > ЛК > 126, то уровень развития личностной компетенции высокий;

если 112 > ЛК > 84, то уровень развития личностной компетенции средний;

если 70 > ЛК > 56, то уровень развития личностной компетенции низкий; если ЛК < 42, то уровень развития личностной компетенции будущего выпускника направления «Конструирования изделий легкой промышленности» отсутствует.

Если 90 > ПКК > 81, то уровень развития проектно-конструк-торской компетенции высокий;

если 72 > ПКК > 54, то уровень развития проектно-конструк-торской компетенции средний;

если 45 > ПКК > 36, то уровень развития проектно-конструк-торской компетенции низкий;

если ПКК < 27, то проектно-конструкторской компетенции будущего выпускника направления «Конструирования изделий легкой промышленности» отсутствует.

Если 30 > ПХК > 27, то уровень развития проектно-художе-ственной компетенции высокий;

если 24 > ПХК > 18, то уровень развития проектно-художе-ственной компетенции средний;

если 15 > ПКК > 12, то уровень развития проектно-художе-ственной компетенции низкий;

если ПХК < 9, то проектно-художественная компетенция будущего выпускника направления «Конструирования изделий легкой промышленности» отсутствует.

Интегративный показатель уровня развития личностной и функциональной компетенции коррелирует с показателем качества образования и позволяет осуществлять контроль на всех этапах реализации образовательных программ вуза при уровне-вой подготовке выпускников за формированием выше указанных компетенций.

Обобщая всё вышесказанное, отметим, что большой вклад в подготовку бакалавров в области конструирования одежды в техническом вузе вносят именно вузы, формируя личность, направленную на саморазвитие в профессиональной деятельности. Развитие уровневой подготовки в техническом вузе может быть реальным, эффективным, социально значимым при условии реализации концепции методической подготовки бакалавров в области конструирования одежды, удовлетворяющего региональным потребностям швейной отрасли посредством компетентностного подхода, ориентированного на личность студента.

Библиографический список

Попова Н.В., Киселева Ю.В. Профессионально-педагогическая культура преподавателя вуза. Мир науки, культуры, образования. 2010; 5: 206 - 208.

Киселева Ю.В., Попова Н.В. Педагогические условия формирования культуры учебной деятельности студентов. Мир науки, культуры, образования. 2009; 5: 273 - 276.

Попова Н.В. Контроль как основной инструмент эффективности обучения студентов в модульно-рейтинговой системе. Теория и практика современной науки. 2015; 6 (6): 1652 - 1654.

Старченко Е.В. Формирование профессиональных компетенций в учебно-образовательной деятельности у выпускников вузов. Молодой ученый. 2013; 9: 405 - 407.

Дружилов С.А. Индивидуальные ресурсы профессионального развития человека. Человек и образование: Академический вестник Института образования взрослых РАО: научно-педагогическое издание. 2006; 6: 56 - 60.

Комов А.Т., Куликов А.С. О некоторых проблемах подготовки бакалавров по новому федеральному государственному образовательному стандарту. Современные проблемы науки и образования. 2009; 2: 36 - 37.

Чижикова Н.В., Хализова А.В. Компетентностная модель выпускника направления «Конструирование изделий легкой промышленности». Гарантии качества высшего профессионального образования: Тезисы докладов Международной научно-практической конференции. Барнаул: АлтГТУ, 2013: 34 - 35.

Шалаев И.К. Организационно-управленческие инновации в системе педагогического образования. Сборник научных статей. Барнаул: БГПУ, 1999: 110 - 114.

Алеева Ю.В., Казанцева В.В. Профессиональная направленность личности будущих специалистов социально-культурной сферы. Мир науки, культуры, образования. 2015; 4: 141 - 144.

References

1. Popova N.V., Kiseleva Yu.V. Professional'no-pedagogicheskaya kul'tura prepodavatelya vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2010; 5: 206 - 208.

2. Kiseleva Yu.V., Popova N.V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya kul'tury uchebnoj deyatel'nosti studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2009; 5: 273 - 276.

3. Popova N.V. Kontrol' kak osnovnoj instrument 'effektivnosti obucheniya studentov v modul'no-rejtingovoj sisteme. Teoriya i praktika sovremennoj nauki. 2015; 6 (6): 1652 - 1654.

4. Starchenko E.V. Formirovanie professional'nyh kompetencij v uchebno-obrazovatel'noj deyatel'nosti u vypusknikov vuzov. Molodoj uchenyj. 2013; 9: 405 - 407.

5. Druzhilov S.A. Individual'nye resursy professional'nogo razvitiya cheloveka. Chelovek i obrazovanie: Akademicheskij vestnik Instituta obrazovaniya vzroslyh RAO: nauchno-pedagogicheskoe izdanie. 2006; 6: 56 - 60.

6. Komov A.T., Kulikov A.S. O nekotoryh problemah podgotovki bakalavrov po novomu federal'nomu gosudarstvennomu obrazovatel'nomu standartu. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2009; 2: 36 - 37.

7. Chizhikova N.V., Halizova A.V. Kompetentnostnaya model' vypusknika napravleniya «Konstruirovanie izdelij legkoj promyshlennosti». Garantii kachestva vysshego professional'nogo obrazovaniya: Tezisy dokladov Mezhdunarodnojnauchno-prakticheskojkonferencii. Barnaul: AltGTU, 2013: 34 - 35.

8. Shalaev I.K. Organizacionno-upravlencheskie innovacii v sisteme pedagogicheskogo obrazovaniya. Sbornik nauchnyh statej. Barnaul: BGPU, 1999: 110 - 114.

9. Aleeva Yu.V., Kazanceva V.V. Professional'naya napravlennost' lichnosti buduschih specialistov social'no-kul'turnoj sfery. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 4: 141 - 144.

Статья поступила в редакцию 21.11.16

УДК 378

Popova N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theoretical Bases of Physical Education, Altai State

Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: natalie-barnaul77@bk.ru

Elfimova A.V., postgraduate, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: natalie-barnaul77@bk.ru

SOCIAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF CREATIVE ACTIVITY OF A TEACHER IN THE COURSE OF WORK WITH CHILDREN OF THE PRESCHOOL AGE. The material of the paper is a theoretical analysis and practical experience of development of creative activity of a teacher during the work with young children in conditions of a preschool. The article studies questions of internal conditions of the development of the creative activity of a teacher and how these conditions influence the social and psychological characteristics of the children. The paper presents an analysis of external social and pedagogical conditions of the development of creative activity of a teacher. The research work reveals theoretical problems of creation of complete, systemic understanding of the development of creative activity. The authors define components, stages, levels and conditions that promote the professional growth. External social and psychological conditions define efficiency of the development of the creative activity of teachers in their professional activity in the course of work with children of preschool age, indirectly through internal conditions, which act as incentives to professional personal growth, formation of an adequate image of a professional.

Key words: creative activity, professional and pedagogical competence, professional suitability, professional orientation, professional and psychological readiness and readiness, professional adaptation, professional self-determination, professional development.

Н.В. Попова, канд. пед. наук, доц. Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул,

E-mail: natalie-barnaul77@bk.ru

А.В. Елфимова, аспирант Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул,

E-mail: natalie-barnaul77@bk.ru

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Представленный в коллективной статье материал - это теоретический анализ и практический опыт развития творческой активности педагога в процессе работы с детьми дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. В статье рассматриваются вопросы исследования внутренних условий развития творческой активности педагога и их влияния на его социально-психологические характеристики; анализа внешних социально-педагогических условий развития творческой активности педагога. Раскрываются теоретические задачи построения целостного, системного понимания процесса развития творческой активности. Выделяются составляющие компоненты, этапы, уровни, условия, способствующие профессиональному росту. Принципиальным отличием авторского подхода является то, что внешние социально-психологические условия определяют эффективность развития творческой активности педагога в его педагогической, профессиональной деятельности, в процессе работы с детьми дошкольного возраста, опосредованно через внутренние условия, которые выступают в качестве стимулов к профессиональному личностному росту, формированию адекватного образа профессионала.

Ключевые слова: творческая активность, профессионально-педагогическая компетентность, профессиональная пригодность, профессиональная направленность, профессионально-психологическая готовность и подготовленность, профессиональная адаптация, профессиональное самоопределение, профессиональное развитие.

Российское общество находится в переломном состоянии, в условиях радикальной перестройки самих оснований человеческой деятельности. Образование должно сыграть в этом процессе особую роль. Этот кризис проявляется в несоответствии содержания образования современному уровню развития науки, в разрыве между реальными возможностями сложившейся системы и развивающимися потребностями общества, в углубляющемся социальном неравенстве в области образования, в растущем дисбалансе между сферой образования и рынком

труда, неспособности обеспечить соответствие квалификации трудовых ресурсов потребностям рынка труда и высокотехнологичного производства.

Теоретические исследования о потребностях человека, о сущности отношений его с окружающей действительностью и самим собой, получившее развитие в современной методологии личности, в научно-педагогической теории, служит основанием для определения отношений в качестве предмета творческой активности в педагогике. При этом мы исходим, во-первых, из пси-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.