работ, методов обработки результатов. Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.). Оформление результатов проекта может быть в виде сборника, сценария, программы общественного мероприятия, видеоматериала, презентации и т. д.
В настоящее время существуют несколько систематизаций (систем классификаций) проектов. В общей классификации проектов научный проект выделяется, прежде всего, по характеру целевой задачи. По своему содержанию научный проект является одной из основных форм организации научной деятельности, которая определяется как деятельность, направленная на получение и применение нового знания. Таким образом, цель реализации научных проектов носит двуединый характер и определяет основное содержание взаимосвязанных процессов получения и применения новых знаний. Процесс получения новых знаний реализуется в форме фундаментальных и прикладных научных исследований, а процесс их применения реализуется в форме экспериментальных разработок.
Библиографический список
Итак, проектирование является сущностным компонентом способа жизнедеятельности любого человека и в этом плане не зависит от сферы его деятельности, а представляет собой культурно-исторический феномен. В тоже время проектирование по-разному может быть представлено в разных сферах человеческой деятельности, по-разному проявляется в разных социальных контекстах, на пересечении разных наук, что говорит о междисциплинарном характере проектирования. Ключевым аспектом проектирования выступает качество управления. Становление теории управления проектами как науки относится ко второй половине XX в. Широкое распространение теория управления проектами получила только с появлением персональных компьютеров и развитием специализированных программ.
Сегодня без управления проектами уже невозможно представить деятельность инновационных предприятий, функционирование силовых ведомств и правоохранительных органов, реализацию крупных международных программ в сферах безопасности, строительства, космических разработок и многих других. Очевидным является тот факт, что компетентное управление проектами создает преимущества, необходимые для успешной деятельности на поприще обеспечения безопасности государства, в образовании и в науке.
1. Померлян А.Н., Снигирёв А.Л., Григорьев О.В. Военный преподаватель: личность, педагог, учёный. Мир науки, культуры, образования. 2016; 6 (61).
2. Бережнова Л.Н., Тарасов Д.Ю. Принципы разработки организационно-педагогических условий включения студентов вузов России в проектную деятельность. Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. Под редакцией Н.В. Шумкиной. Бишкек: КРСУ, 2015; Т.15; № 6: 152 - 155.
3. Бережнова Л.Н., Тарасов Д.Ю., Зотов А.А. Педагогические проекты в военном вузе как способ формирования профессионального мировоззрения будущих офицеров: монография. Новосибирск: НВИ ВВ имени генерала-армии И.К. Яковлева МВД России, 2015.
4. Азимов М. Введение в проектирование. Москва: Мир, 1982.
5. Проектирование в образовательном процессе вуза: гуманитарные технологии: научно-методическое пособие. Под редакцией Н.Ф. Радионовой. Санкт-Петербург: ООО «Книжный дом», 2008: 22 - 23.
6. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. Москва: Синтег, 1997.
7. Управление проектом. Основы проектного управления: учебник. Под редакцией М.Л. Разу. Москва: КНОРУС, 2010.
8. Зуховицкий С.И., Радчик И.А. Математические методы сетевого планирования. Москва: Наука, 1965.
9. Поспелов Г.С., Ириков В.А. Программно-целевое планирование и управление. Москва: Советское радио, 1976.
10. Поспелов, Г.С., Баришпольц, В.А. О стохастическом сетевом планировании. Известия АН СССР «Техническая кибернетика». 1966; 6: 17 - 27.
11. Комков Н.И. Модели программно-целевого управления. Москва: Наука, 1981.
12. Новиков Д.А. Управление проектами: организационные механизмы. Москва: ПМСОФТ, 2007.
13. Войку И.П. Управление проектами: Конспект лекций. Псков: Псковский государственный университет, 2012.
References
1. Pomerlyan A.N., Snigirev A.L., Grigor'ev O.V. Voennyj prepodavatel': lichnost', pedagog, uchenyj. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 6 (61).
2. Berezhnova L.N., Tarasov D.Yu. Principy razrabotki organizacionno-pedagogicheskih uslovij vklyucheniya studentov vuzov Rossii v proektnuyu deyatel'nost'. Vestnik Kyrgyzsko-Rossijskogo slavyanskogo universiteta. Pod redakciej N.V. Shumkinoj. Bishkek: KRSU, 2015; T.15; № 6: 152 - 155.
3. Berezhnova L.N., Tarasov D.Yu., Zotov A.A. Pedagogicheskie proekty v voennom vuze kak sposob formirovaniya professional'nogo mirovozzreniya buduschih oficerov: monografiya. Novosibirsk: NVI VV imeni generala-armii I.K. Yakovleva MVD Rossii, 2015.
4. Azimov M. Vvedenie vproektirovanie. Moskva: Mir, 1982.
5. Proektirovanie vobrazovatel'nom processe vuza: gumanitarnye tehnologii: nauchno-metodicheskoe posobie. Pod redakciej N.F. Radionovoj. Sankt-Peterburg: OOO «Knizhnyj dom», 2008: 22 - 23.
6. Burkov V.N., Novikov D.A. Kak upravlyat'proektami. Moskva: Sinteg, 1997.
7. Upravlenie proektom. Osnovy proektnogo upravleniya: uchebnik. Pod redakciej M.L. Razu. Moskva: KNORUS, 2010.
8. Zuhovickij S.I., Radchik I.A. Matematicheskie metody setevogo planirovaniya. Moskva: Nauka, 1965.
9. Pospelov G.S., Irikov V.A. Programmno-celevoe planirovanie i upravlenie. Moskva: Sovetskoe radio, 1976.
10. Pospelov, G.S., Barishpol'c, V.A. O stohasticheskom setevom planirovanii. Izvestiya AN SSSR «Tehnicheskaya kibernetika». 1966; 6: 17 - 27.
11. Komkov N.I. Modeliprogrammno-celevogo upravleniya. Moskva: Nauka, 1981.
12. Novikov D.A. Upravlenie proektami: organizacionnye mehanizmy. Moskva: PMSOFT, 2007.
13. Vojku I.P. Upravlenie proektami: Konspekt lekcij. Pskov: Pskovskij gosudarstvennyj universitet, 2012.
Статья поступила в редакцию 09.12.16
УДК 377.030
Ragimkhanova D.A., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Department of Information Law and Legal Informatics, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Abdusalamov R.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Information Law and Legal Informatics, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
FEATURES OF TEACHING A COURSE "INFORMATION TECHNOLOGIES IN LAW ACTIVITY" IN MODERN CONDITIONS.
The article considers methods of forming courses on information technologins in the legal activities. The work shows the author's experience of teaching this course in Law Institute of Dagestan State University. The research defines the basic requirements to improve the quality of training. The article studies a topical problem of the use of information technologies and information systems in teaching law. The task of the paper is to study the process of formation and development of future lawyers: their theoretical knowledge and practical skills using information processes, information technologies and information systems in the legal activities with reference to the course of "Information Technologies in Law Activities".
Key words: information technologies, legal activities, course structure, interactive teaching method.
Д.А. Рагимханова, канд. экон. наук, доц. каф. информационного права и информатики, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
Р.А. Абдусаламов, канд. пед. наук, доц. каф. информационного права и информатики, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В статье рассматриваются методические основы формирования курса по информационным технологиям в юридической деятельности; приводится опыт преподавания данной дисциплины в юридическом институте Дагестанского госуниверситета, определяются основные требования к повышению качества учебных занятий. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме: применение в юридической деятельности информационных технологий и информационных систем. Целью статьи является раскрытие формирования и развития у будущих юристов теоретических знаний и практических навыков оптимальной организации информационных процессов, применения информационных технологий и информационных систем в юридической деятельности в рамках дисциплины «Информационные технологии в юридической деятельности».
Ключевые слова: информационные технологии, юридическая деятельность, структура курса, интерактивный метод обучения.
Роль информационных технологий в юридической деятельности, обусловлена спецификой работы юриста, в первую очередь - обработка, поиск, и анализ актуальной правовой информации.
Следует учесть, что с развитием законодательной базы России, данные технологии стали активно использоваться для оперативного обмена информацией, которая предоставляет необходимые данные в государственные органы [1].
Эти процессы находят своё отражение и в системе высшего образования. В настоящее время информационные технологии проникли практически во все общенаучные и специальные дисциплины, стали привычным инструментарием как в учебной, научной, так и в практической деятельности.
Вступивший в действие Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки «Юриспруденция» уровень бакалавриата, предусматривает изучение в рамках информационно-правового цикла дисциплины «Информационные технологии в юридической деятельности» [2].
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусматривает регулирование отношений, связанных с поиском, получением, передачей, производством и распространением информации на базе применения современных информационных технологий [3].
Однако умелое и эффективное использование современных технологий для достижения высоких показателей в профессиональной деятельности требует от специалистов соответствующего уровня информационной культуры, которая должна активно закладываться уже на ранних стадиях этапах подготовки.
Информационная подготовка студентов-юристов, начинающаяся на младших курсах, дает возможность применять информационно-коммуникационные технологии непосредственно в образовательном процессе, в том числе и для самообразования. Этим также закладывается в будущем специалисте определенный потенциал и способность самостоятельно наращивать свой профессиональный уровень, уверенно ориентируясь в постоянно меняющейся и совершенствующейся информационной среде общества.
Дисциплина «Информационные технологии в юридической деятельности» изучается студентами направления подготовки 40.03.01 Юриспруденция на первом курсе обучения. Стандартами предполагается, что в процессе изучения дисциплины «Информационные технологии в юридической деятельности» обучаемый должен овладеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, получить навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11), должен свободно работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12).
Основной целью курса «Информационные технологии в юридической деятельности» является формирование и развитие у будущих юристов теоретических знаний и практических навыков оптимальной организации информационных процессов, применения информационных технологий и информационных систем в юридической деятельности.
Изучение базового курса «Информационные технологии в юридической деятельности» предполагает изложение теоретического курса на лекционных занятиях и приобретение практических навыков по сбору, поиску, обработке, хранению и т.п. правовой информации на лабораторных занятиях.
В изложении лекционного материала уделяется большое внимание рассмотрению понятий информационные технологии и информационные системы, а также особенности их применения в юридической деятельности. При исследовании методики преподавания данной дисциплины в ведущих вузах страны необходимо отметить, что традиционно весь курс разбит на две части: общую и особенную.
В общей части последовательно излагаются общие вопросы необходимости применения информационных технологий в юридической деятельности на современном этапе перехода всего цивилизованного мира к информационному обществу: исследование правовой информации, ее структуры, особенностям формирования и использования. Важное место занимает изучение основных информационных процессов в юридической деятельности, их законодательное закрепление. Теоретический раздел общей части предполагает изучение особенностей защиты информации и информационной безопасности как одного из основных проблемных вопросов информационной сферы.
В особенной части рассматриваются необходимость и целесообразность применения сетевых информационных технологий в юридической деятельности, в частности технология Интернет. Наибольший интерес и полезность в использовании на практике представляют справочно-правовые системы (СПС), предлагается изучение ряда критериев для оценки выбора и использования той или иной СПС. В заключении курса рассматриваются вопросы современного функционирования информационных технологий в правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности, в частности информационные технологии и системы в Федеральном Собрании РФ, Министерстве юстиции РФ, в Прокуратуре РФ, в судах общей юрисдикции РФ, в органах внутренних дел РФ, в осуществлении выборов на всех уровнях государственного управления.
Одной из основных задач практической части курса является обучение студентов практической работе с операционной системой как основой работы с компьютером, текстовым и табличным процессорами, системой управления базой данных, программой создания презентаций, информационно-справочными и информационно-поисковыми системами, браузерами, программами по работе с электронной почтой и умению использовать их при систематизации нормативных правовых актов.
Лабораторные занятия проводятся в компьютерных классах с применением специально разработанных учебно-методических пособий, электронных учебников, тренинго- и контрольно-тестирующих комплексов объективной оценки компетенций, знаний, практических навыков и умений.
Тематика лабораторных заданий ориентирована на всестороннее рассмотрение возможностей базовых информационных средств и технологий и их применение при решении типовых и исследовательских задач юридической деятельности.
Программа содержит 6 лабораторных работ, с помощью которых можно освоить известные и распространенные программные среды: ОС Windows, текстовый процессор Microsoft Word, программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, табличный процессор Microsoft Excel, систему управления базой данных Microsoft Access, справочно-правовые системы Гарант и Консультант-Плюс, глобальная сеть Интернет.
Структура лабораторной работы состоит из теоретического материала, практического задания, контрольных вопросов по данной теме и рекомендуемой литературе.
Теоретический материал изучается на лабораторных занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студентов. Необходимо обратить внимание на то, что теоретический материал лучше усваивается студентами при конспектировании. Закрепляется теория выполнением практического задания. Лабораторная работа включает в себя как разъяснение выполнения практического задания всей аудитории, так и индивидуальную работу с каждым студентом в отдельности. Например, выявление ошибок на индивидуальном компьютере, способы их исправления и возможность повтора работы для лучшего закрепления.
При этом следует обратить внимание на практическую значимость предоставления отдельного рабочего места каждому студенту во время занятия: практика показала, что, если за одним компьютером выполняется работа одновременно двумя студентами, то у одного из них пропадает интерес к работе. Такая возможность в юридическом институте Дагестанского государственного университета имеется (в компьютерных классах).
Для полного усвоения всего материала следует проводить защиту лабораторной работы в виде опроса как теоретического, так и практического материалов.
С внедрением же в 2008-2009 учебном году модульно-рей-тинговой системы по общему правилу были разработаны учебно-методические комплексы и рабочие программы, где четко разграничиваются содержание и границы каждого модуля. Каждый модуль включает в себя текущий и промежуточный контроль, в которых, в свою очередь, обозначены наименования с указанием количества баллов. Текущий контроль успеваемости осуществляется непрерывно, на протяжении всего курса - это опрос, тестирование, проведение коллоквиума, прием реферата, презентации, проверка самостоятельно подготовленных электронных документов и оценка качества их исполнения на практическом занятии.
В современном образовательном процессе актуальной является интерактивная модель обучения, предусматривающая активное взаимодействие всех участников процесса обучения на равноправных условиях. В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о необходимости использования интерактивных методов обучения, применение которых в рамках формирования информационно-правовой компетенции ориентировано на привлечение внимания студентов к актуальным проблемам изучаемой дисциплины и практике применения информационного законодательства, к современным тенденциям развития информационных отношений, прогнозам государственно-правовых событий и явлений в информационной сфере [4; 5].
Суть интерактивного обучения обусловлена инициативностью студентов, что способствует развитию интеллектуальной самостоятельности и стимулирует познавательную деятельность.
С целью повышения качества обучения и приобретения всех необходимых знаний, умений и навыков, мы считаем наиболее эффективным сочетание информационных технологий с интерактивными методами обучения.
Библиографический список
Преподавателями кафедры информационного права и информатики юридического института Дагестанского государственного университета применяются интерактивные методы обучения данной дисциплины. Одним из таких методов является технология «Презентация групповых технологий».
В основе такого метода обучения как «Презентация групповых проектов» лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления. Преподавателю в рамках проекта отводится роль координатора, эксперта, консультанта.
Тема информационного семинара предлагается преподавателями. Подготовка к семинару предполагает сбор и обработку информации по заданным критериям, где студентам для этого выделяется 14 дней.
В результате определены следующие направления информационного проекта: информационные технологии в деятельности органов государственной власти (избирательной системы и государственной инспекции безопасности дорожного движения) и в деятельности по оказанию юридической помощи (нотариата и адвокатуры).
Основными разделами проектов в рамках изучаемых направлений являются: презентация, отражающая основные функции органа государственной власти или службы по оказанию юридической помощи, уровень применения и развития информационно-коммуникационных технологий, перспективы развития; социологический опрос, отражающий результаты анкетирования студенческой аудитории в виде диаграмм, созданных в табличном процессоре Excel, по основным проблемным вопросам применения информационных технологий в правопримениятельной или правоохранительной деятельности; видео-интервью практических работников по направлениям проектов; лирическое отступление, предполагающее описание информационных технологий в юридической деятельности в стихотворной форме, оформленное в виде видео-ролика с участием всех членов команды.
Таким образом, технология «Презентация групповых проектов» усиливает действенность интерактивной модели обучения и, тем самым, способствует формированию коммуникативной компетенции студентов-юристов, необходимой им в будущем для личного и профессионального общения.
Признавая безусловную значимость инновационных технологий процессе изучение юридических дисциплин, следует согласиться с мнением исследователей полагающих, что указанные технологии должны использоваться только в качестве дополняющих традиционные формы и методы основной подготовки юристов, при проведении контроля знаний, самостоятельной работы, факультативов и т. д. [6].
В заключении необходимо отметить, что изучении учебной дисциплины курса «Информационные технологии в юридической деятельности» формирует общее представление у будущих юристов о необходимости и целесообразности обязательного применения современных информационных технологий в осуществлении профессиональной деятельности и процессе принятия управленческих решений.
1. Степанов В.И., Сафронова Т.И. Информатизация высшего юридического образования. Фундаментальные исследования. 2014; 8 - 5.
2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция. (Квалификация (степень) «бакалавр»). 2010. Available at: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/prm464-1.pdf
3. Информационные технологии в юридической деятельности: учебник для бакалавров. Под редакцией Кузнецова П.У. Москва, 2012.
4. Крылов Г.О., Белявский А.А. Инновационные методики дисциплины «информационные технологии в юридической деятельности». Информационное право. 2014; 2.
5. Чубукова С.Г. Информационно-правовая компетентность студента юридического вуза. Информационное право. 2015; 2.
6. Герман Е.С. Методика преподавания юридических дисциплин в ВУЗе: проблемы и перспективы. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сборник статей по материалам XLVII Международной научно-практической конференции. Новосибирск: СибАК, 2014; № 12 (47).
References
1. Stepanov V.l., Safronova T.I. Informatizaciya vysshego yuridicheskogo obrazovaniya. Fundamental'nye issledovaniya. 2014; 8 - 5.
2. Gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 40.03.01 Yurisprudenciya. (Kvalifikaciya (stepen') "bakalavr"). 2010. Available at: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/prm464-1.pdf
3. Informacionnye tehnologii vyuridicheskoj deyatel'nosti: uchebnik dlya bakalavrov. Pod redakciej Kuznecova P.U. Moskva, 2012.
4. Krylov G.O., Belyavskij A.A. Innovacionnye metodiki discipliny «informacionnye tehnologii v yuridicheskoj deyatel'nosti». Informacionnoe pravo. 2014; 2.