Научная статья на тему 'Использование информационых технологий в учебном процессе как средство повышения качества юридического образования'

Использование информационых технологий в учебном процессе как средство повышения качества юридического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1251
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Диалог
Область наук
Ключевые слова
СПРАВОЧНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КАЧЕСТВО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самарина Марина Николаевна

В статье рассматриваются место и роль информационных технологий в процессе профессиональной подготовки будущих юристов, а также их значение в обеспечении повышения качества профессионального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of information technologies in the educational process as a means of improving the quality of legal education

The article examines the place and role of information technologies in the process of professional training of future lawyers, as well as their value in improving the quality of vocational training.

Текст научной работы на тему «Использование информационых технологий в учебном процессе как средство повышения качества юридического образования»

Научно-практический журнал

УДК 37

Использование информационных технологий в учебном процессе как средство повышения качества юридического образования

Самарина Марина Николаевна, юрисконсульт, преподаватель, по совместительству специалист по учебно-методической работе кафедры государственных и международно-правовых дисциплин Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета имени А. Г. и Н. Г. Столетовых

mn_samarina@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются место и роль информационных технологий в процессе профессиональной подготовки будущих юристов, а также их значение в обеспечении повышения качества профессионального обучения. Ключевые слова: справочные правовые системы, информационные технологии в юридической деятельности, качество юридического образования.

В настоящее время развитие российской системы образования на всех уровнях, в том числе и высшем образовании, характеризуется активным внедрением в образовательный процесс передовых информационных технологий, без использования которых невозможна современная подготовка квалифицированных специалистов.

Немаловажную роль использование информационных технологий играет в профессиональной подготовке будущих юристов, что обусловлено стремительным развитием и непрерывным совершенствованием российского законодательства, а также постоянно растущим объемом правовой информации. Кроме этого, характер юридической деятель-

UDC 37

The use of information technologies in the educational process as a means of improving the quality of legal education

Samarina Marina Nikolaevna, legal advisor, teacher, part-time specialist in educational and methodical work of the department of public and international legal disciplines of the Murom Institute (branch) of Vladimir State University named after A. G. and N. G. Stoletovs

mn_samarina@mail.ru

Annotation: The article examines the place and role of information technologies in the process of professional training of future lawyers, as well as their value in improving the quality of vocational training. Keywords: reference legal systems, information technologies in legal activity, the quality of legal education.

ности предъявляет повышенные требования к актуальности, достоверности и полноте информации. Данные обстоятельства требуют от специалистов в области юриспруденции поиска и использования эффективных инструментов для получения, анализа, обработки и обобщения информации, необходимой для решения профессиональных задач.

Среди источников получения правовой информации можно назвать юридические энциклопедии и справочники, печатные средства массовой информации (периодические и

специализированные издания), телевидение и радио, ресурсы сети Интернет, семинары и конференции и др. Однако тексты традиционных (печатных) источников получения правовой информации не удовлетворяют потребность в данной информации в полном объеме, к тому же они быстро устаревают, а информация, находящаяся в сети Интернет, в основном представлена в разрозненном виде, для обобщения которой требуется дополнительное время.

Поэтому сегодня самым удобным и надеж-

Nauchno-prakticheskiy zhurnal

ным профессиональным инструментом оперативного поиска правовой информации и эффективной работы с нормативно-правовыми документами являются справочные правовые системы, представляющие собой компьютерные базы данных, включающие единый массив правовой информации и программные инструменты, предоставляющие аналитические возможности и позволяющие специалисту выполнять различного рода поисковые функции.

Несмотря на то, что справочные правовые системы не являются официальным источником, они имеют определенные преимущества перед традиционными источниками получения правовой информации. К основным из них можно отнести: полноту и большой выбор источников правовой информации; качество юридической обработки информации в системе; возможность использования большого количества документов за короткое время; оперативность поступления новой информации; непрерывный и своевременный доступ к актуальной правовой информации; уверенность в достоверности получаемой информации; удобство в работе с информацией, содержащейся в базе.

Без владения современными информационно-правовыми технологиями невозможны профессиональное развитие и эффективность работы будущего юриста. Поэтому важным этапом в процессе подготовки специалистов в области юриспруденции является обучение студентов приемам работы со справочными правовыми системами.

Профессор, академик РАН О. Е. Кутафин

говорил о значении справочных правовых систем следующее: «Они не только облегчают поиск документов, но и экономят колоссальное время. Мы понимаем, что готовить современных специалистов без информационных технологий просто невозможно. На разных этапах от наших студентов требовались разные вещи. Сейчас студент практически не может быть специалистом, если он в совершенстве не владеет компьютером и не обучен работе с правовыми системами» [1].

Профессор А. К. Голиченков выделяет «не только прикладную ценность справочных правовых систем, но и их способность формировать новый стиль мышления». По его мнению, «если ты не умеешь четко формулировать цель запроса, не знаешь алгоритм работы, путаешь кнопки, то не сможешь воспользоваться возможностями системы. Способность оперировать огромной базой правовой информации отличает юриста нового типа» [2].

В соответствии с ранее действовавшим государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 021100 «Юриспруденция» [3] в структуру основной образовательной программы подготовки юристов в обязательном порядке входила дисциплина «Информатика и математика», в рамках которой происходило изучение базовых основ информатики и технологических аспектов использования компьютеров, а также обучение студентов работе с офисными приложениями (MS Word, MS Excel, MS Access и другие).

Однако, как отмечает профессор П. У. Куз-

нецов, «изучение информационных знаний в юридических вузах имеет свои особенности». По его мнению «практическая профессиональная деятельность юристов связана преимущественно с применением норм права, поэтому изучение математических и естественнонаучных основ теории информации, а также знаний о технических и технологических аспектах использования компьютеров, не входит в обязательный учебный курс юридических вузов» [4].

В 2010 году был введен в действие новый Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (далее — ФГОС ВПО) по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция», который предусматривает включение в основную образовательную программу бакалавриата дисциплины «Информационные технологии в юридической деятельности». Данная дисциплина относится к базовой (обязательной) части информационно-правового цикла.

В результате изучения курса «Информационные технологии в юридической деятельности» обучающийся должен:

— знать основные закономерности создания и функционирования информационных процессов в правовой сфере; основы государственной политики в области информатики; методы и средства поиска, систематизации и обработки правовой информации;

— уметь применять современные информационные технологии для поиска и обработки правовой информации, оформления юридических документов и проведения ста-

тистического анализа информации;

— владеть навыками сбора и обработки информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности [5].

Одной из основных задач освоения учебной дисциплины «Информационные технологии в юридической деятельности» является формирование и развитие знаний, умений и практических навыков использования справочных правовых систем для поиска, обработки и анализа правовой информации, а также подготовка студентов к эффективному применению современных информационных технологий в процессе обучения в вузе и в ходе будущей профессиональной деятельности.

Изучение данной дисциплины целесообразно осуществлять на первом курсе обучения, так как, освоив принципы работы в системах «КонсультантПлюс» и «Гарант», студенты могут всесторонне использовать возможности данных справочных правовых систем в своей дальнейшей учебной деятельности: при изучении дисциплин профессионального цикла, подготовке к семинарским занятиям, выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ, а также в процессе последующей профессиональной деятельности при решении конкретных практических задач, требующих получения, обработки и анализа актуальной правовой информации.

На современном этапе, одной из первоочередных задач учебного заведения, осуществляющего подготовку будущих юристов, несомненно, является обеспечение студентов актуальной, полной и достоверной правовой

Научно-практический журнал

информацией, а также сведениями об изменениях и дополнениях, которые вносятся в нормативно-правовые документы.

Так, например, студентам Муромского института (филиала) ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (далее — МИ ВлГУ), обучающимся по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, предоставлена возможность пользоваться справочными правовыми системами во время практических занятий и самостоятельной работы. Это соответствует требованиям ФГОС ВПО об обеспечении доступа к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам. Следует отметить, что в названных системах содержатся современные электронные учебные издания по основным изучаемым дисциплинам, комментарии к законам и научно-практические публикации, которые доступны обучающимся, что также соответствует требованиям ФГОС ВПО.

Практические и семинарские занятия по общепрофессиональным и специальным правовым дисциплинам проходят с активным использованием современных справочных правовых систем, что способствует повышению эффективности обучения студентов с учетом использования большого количества нормативных правовых актов, содержащихся в различных отраслях права, а также способствует самостоятельной работе студентов.

Компании-разработчики справочных правовых систем активно сотрудничают с высшими учебными заведениями не только в плане

внедрения и предоставления возможности использования своих разработок в учебной и практической деятельности, но и осуществляют информационную поддержку с целью обеспечения повышения качества профессионального образования:

— предоставляют студентам, в качестве электронного пособия, специально выпущенные учебные диски, содержащие правовую информацию, необходимую будущему юристу для учебы;

— проводят обучающие семинары со студентами старших курсов с последующей выдачей сертификата, который является документом, подтверждающим умение работать в той или иной справочной правовой системе, что повышает конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

В ходе социологического исследования мнения студентов МИ ВлГУ, обучающихся по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, о роли и месте справочных правовых систем в процессе профессиональной подготовки будущих юристов, было выявлено, что 86 % студентов постоянно пользуются данными системами с целью поиска правовой информации. Наиболее привлекают студентов такие возможности справочных правовых систем, как полнота и большой выбор источников информации (70 %), уверенность в достоверности получаемой информации (51 %), удобство в использовании (39 %) и своевременное получение актуальной информации (34 %). Каждый второй студент (56,8 %) уверен, что справочные правовые системы являются наиболее удобным источником по-

лучения правовой информации.

Большая часть опрошенных студентов (79 %) полностью удовлетворены возможностями по использованию справочных правовых систем, предоставленными институтом. Студенты отмечают, что «созданы необходимые условия для полноценной работы», «всегда есть доступ к справочным правовым системам в компьютерном классе», «неограниченный доступ к справочным правовым системам позволяет качественно освоить материал» и др.

Чаще всего студенты используют справочные правовые системы при написании курсовых работ (70 %), при подготовке к семинарским занятиям (64 %) и при решении конкретных заданий на практических занятиях (64 %).

Большинство студентов отмечает необходимость использования справочных правовых систем в процессе обучения юристов: «с помощью них есть возможность более полно ознакомиться с законодательством, комментариями и научной литературой», «справочные правовые системы помогают быть в курсе всех изменений в законодательстве, что очень важно для юриста», «работа с ними облегчает поиск актуальной и достоверной правовой информации в любой отрасли права» и др.

Необходимо отметить, что успешное освоение студентами дисциплины «Информационные технологии в юридической деятельности», а также приемов работы в справочных правовых системах будет способствовать:

— обеспечению повышения качества профессионального обучения;

— развитию самостоятельной работы студентов;

— активизации мотивации познавательной деятельности в процессе обучения;

— повышению эффективности изучения общеправовых и специальных дисциплин;

— повышению активности студентов при решении конкретных практических заданий на семинарских занятиях на основе данных нормативно-правовой базы;

— расширению юридического кругозора и повышению правовой культуры студентов;

— повышению конкурентоспособности выпускников на рынке труда;

— обеспечению подготовки на высоком профессиональном уровне квалифицированных специалистов в области юриспруденции;

— формированию знаний и практических навыков, необходимых для работы с информационными системами, использующимися в правовой деятельности, информационными технологиями поиска, обработки и систематизации правовой информации;

— расширению возможности выбора источника правовой информации, что позволяет расширить информационную базу исследования, углубить знания студентов.

Обобщение вышесказанного позволяет сделать вывод, что с появлением информационных технологий существенно изменилась учебная и профессиональная деятельность специалистов в области юриспруденции. Современные информационные технологии способствуют модернизации образовательного процесса, позволяют экономить время, делают учебу и работу юриста более эффек-

Nauchno-prakticheskiy zhurnal

тивной. Уверенное владение передовыми технологиями и, в частности, умение использовать справочные правовые системы, стало своеобразным стандартом качества выпускников юридических вузов. Таким образом, обучение студентов работе в справочных правовых системах занимает важное место в системе профессиональной подготовки будущих юристов.

030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)» (утв. Приказом Минобрна-уки РФ от 04.05.2010 N 464). URL: http://www. edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm464-1.pdf.

Примечания

1. Ведущие вузы страны выбирают Консуль-тантПлюс. Мнения преподавателей. URL: http:// www.akcentplus.ru/st/37.html.

2. Будущее — за юристами нового типа. Интервью с деканом юридического факультета МГУ А. К. Голиченковым. URL: http://www.garant.ru/ products/ipo/editions/grani/10492/10494.

3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 021100 — Юриспруденция. Квалификация — юрист. Регистрационный N 260гум/ сп (утв. Минобразованием РФ 27.03.2000). URL: http://www.consultant.ru.

4. Информационные технологии в юридической деятельности: учебник для бакалавров / П. У. Кузнецов, А. А., Стрельцов, А. В. Морозов и др.; под общ. ред. П. У. Кузнецова. М.: Юрайт, 2012. 422 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.