Научная статья на тему 'Информатизация юридического образования: проблемы и возможности'

Информатизация юридического образования: проблемы и возможности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1134
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-ЮРИДИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельникова М.В.

Конституция Российской Федерации устанавливает право и свободу получения и распространения информации. Информатизация современного общества выдвигает на первый план вопросы формирования в современной России единого информационного пространства. Не остается в стороне и сфера образования. Рассматриваются проблемы и перспективы развития информационной составляющей в вузах при подготовке будущих юристов. К выпускникам юридических факультетов в современных условиях предъявляются повышенные требования: умение быстро ориентироваться в сложившейся ситуации, правильно найти решение вопроса, грамотно используя компьютерные технологии и информационные возможности. Порождаемые информатизацией общества проблемы в сфере образования определяют основные направления при подготовке будущих практикующих юристов это в первую очередь формирование информационно-правовой культуры выпускника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мельникова М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPUTERIZATION OF LEGAL EDUCATION: CHALLENGES AND OPPORTUNITIES

Constitution of the Russian Federation establishes the right and freedom of getting and distribution of information. Informatization of modern society brings to the forefront the issues of formation in modern Russia of common information space. The sphere of education don’t stand aside. The issues and prospects of development of piece of information in the institutions of higher education in the formation of future lawyers are viewed. To the graduates of law faculties in modern conditions heightened requirements are presented: ability to keep all their wits about the situation, find the right solution to the problem, properly using computer technologies and information possibilities. Generated by the informatization of society problems in the sphere of education define the basic directions at preparing future practicing lawyers this, primarily, formation of information and legal culture of a graduate.

Текст научной работы на тему «Информатизация юридического образования: проблемы и возможности»

ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 340

М.В. Мельникова*

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ

Конституция Российской Федерации устанавливает право и свободу получения и распространения информации. Информатизация современного общества выдвигает на первый план вопросы формирования в современной России единого информационного пространства. Не остается в стороне и сфера образования. Рассматриваются проблемы и перспективы развития информационной составляющей в вузах при подготовке будущих юристов. К выпускникам юридических факультетов в современных условиях предъявляются повышенные требования: умение быстро ориентироваться в сложившейся ситуации, правильно найти решение вопроса, грамотно используя компьютерные технологии и информационные возможности. Порождаемые информатизацией общества проблемы в сфере образования определяют основные направления при подготовке будущих практикующих юристов — это в первую очередь формирование информационно-правовой культуры выпускника.

Ключевые слова: юридическое образование, информационно-юридическое мировоззрение, информационное общество, информатизация образования, правосознание, правовая культура, информационная культура, информационные правоотношения, информационно-образовательная среда.

Переход развития современного общества на новый уровень — информационный — определяет направления изменения всех социальных сфер, в том числе и сферы высшего образования. Сложившаяся за долгие годы система образования в России стремительно адаптируется к новым возможностям, предлагаемым прогрессом в сфере информационных технологий.

Стремительное качественное обновление общества выдвигает на первый план решение задачи — формирование в России единого информационно-правового пространства, обеспечивающего правовую информированность всех структур общества и каждого гражданина в отдельности. Часть 5 ст. 29 Конституции Российской Федерации закрепляет основы этого развития [1]. Статья 4 Федерального закона «Об информатизации, информационных технологиях и о защите информации» перечисляет основные социальные и правовые характеристики информатизации общества, к ним относятся: высокая информационная культура граждан государства, органов власти, иных общественных структур; обеспечение правовой и информационной защиты в обществе [2] и др. Подобным образом государство определяет для себя основные направления деятельности в процессе информатизации общества. Государству важно обеспечить информационную безопасность всех субъектов информационных правоотношений и воспитать информационно грамотных членов общества.

Информатизация — это масштабный процесс, затрагивающий все сферы общественной жизни, направленный на удовлетворение потребности людей в информации, а также на построение мощной телекоммуникационной инфраструктуры [5, с. 23—26].

Информатизация образования (от лат. тВогтаИо — разъяснение, изложение) — процесс обеспечения сферы образования методологией разработки и оптимального использования современных информационных технологий, направленных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания. Это важный процесс, который предполагает совершенствование управления системой образова-

* © Мельникова М.В.,2017

Мельникова Марина Витальевна (mv-melnikova@mail.ru), кафедра государственно-правовых дисциплин, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Российская Федерация, г. Самара, ул. Рыльская, 24 в.

ния, методов и форм обучения, направленных на формирование умений и навыков студентов самостоятельно искать и анализировать информацию.

Использование компьютерных технологий позволяет решать задачи развития личности обучающегося в современных условиях информатизации общества, создавать и использовать в образовательной сфере компьютерные тестирующие методики контроля и оценки уровня знаний обучающихся. В связи с этим в системе высшего образования Российской Федерации сегодня проходят процессы совершенствования его организации, структуры и содержания учебных планов и программ. Особенно существенны перемены в средствах и технологиях обучения [6, с. 86 — 87].

В новых условиях обучения изменилось и представление о требованиях, предъявляемых к выпускникам вузов, в том числе и выпускникам-юристам. Важным ценностным качеством выпускника вуза в современном информационном обществе является его информационная культура, под которой следует понимать умение грамотно использовать весь спектр информационных технологий в своей повседневной деятельности юриста, которому зачастую приходится принимать решения в условиях неопределенности фактических обстоятельств. Поэтому важно развивать у студентов — будущих юристов способность самостоятельно анализировать обстоятельства дела, опираясь на понимание общих закономерностей развития общества, а также способность прогнозировать возможные последствия принимаемых решений. В этом и будет заключаться высокий уровень не только информационной, но и правовой культуры выпускника-юриста.

Использование информационных технологий в учебном процессе приводит к изменению познавательного потенциала выпускника. Будущий юрист должен уметь находить необходимую информацию в различных электронных базах данных, справочных поисковых системах; уметь анализировать подобранную информацию и выбирать адекватные формы ее представления, а также уметь использовать полученные данные при решении конкретных задач. Для юриста важно уметь быстро сориентироваться и выбрать из большого объема информации необходимые сведения.

Наиболее значимым достижением информационных технологий, облегчившим жизнь каждого юриста, является создание электронных справочно-правовых систем. Накопленный значительный объем бумажной информации становилось все сложнее систематизировать в условиях динамичности развития общественных отношений. Появляются правовые порталы, представляющие собой автоматизированные системы оперативной информации (сводок), судебных актов и т. д. Например, официальный Интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) является сегодня в Российской Федерации органом официального опубликования нормативных правовых актов федерального уровня. Согласно ст. 9.1 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», официальный интернет-портал правовой информации является сетевым изданием и входит в государственную систему правовой информации, функционирование которой обеспечивает Федеральная служба охраны Российской Федерации [3].

Информатизация правовой системы в целом и системы образования имеют те же черты, что и информатизация любой иной предметной области. В то же время имеются и особенности. Здесь нужно учитывать юридические и социальные функции права (регулятивную, охранительную, информационную и др.), а также различные виды юридической деятельности: правотворческую, правоприменительную, правоохранительную.

Применение интернет-ресурсов в правовой подготовке будущих юристов имеет большие возможности: это и интернет-конференции, поиск информации правового содержания, учебно-исследовательская деятельность и др. К иным формам можно отнести электронные учебники и учебные пособия, справочно-поисковые системы «КонсультантПлюс», «Гарант», компьютерное тестирование по правовым дисциплинам.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки юриспруденция (уровень бакалавриата) [4] содержит нормы о том, что каждый должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников и должно соответствовать законодательству Российской Федерации.

При целенаправленном применении информационных технологий в ходе правового обучения и воспитания обучающихся происходит интеграция знаний из предметов информатики и права, формируются твердые навыки работы с компьютерной техникой.

Постоянное использование компьютерных технологий на занятиях должно способствовать формированию у обучающихся устойчивого интереса к обучению юридическим дисциплинам. Использование возможности электронных ресурсов в процессе изучения права создает благоприятные условия не только для формирования общекультурных и профессиональных компетенций будущих юристов, но и личностных качеств. Психолого-педагогические и информационно-технические возможности мультимедиа способствуют лучшему пониманию, осмыслению и запоминанию информации, так как включается в действие не только словесно-логическая, но и наглядно-образная память.

Таким образом, целью информатизации юридического высшего образования является повышение качества общеправовой подготовки будущих практических работников.

Тем не менее, несмотря на явные преимущества информационных технологий в современной образовательной среде, следует отметить и основные проблемы, которые возникают в связи с этим. Во-первых,

в отношении обучающихся — это возможное снижение способностей к самостоятельному творческому мышлению и желание найти готовый ответ на смоделированную фактическую ситуацию, что препятствует формированию юридического мировоззрения. Юридическое мировоззрение определяет формирование и профессионального уровня правосознания и правовой культуры будущего юриста.

Во-вторых, в отношении преподавателей вуза — это чрезмерное увлечение мультимедийными технологиями без соответствующей методической подготовки, что может приводить к педагогическим ошибкам, снижающим эффективность их применения. Наиболее типичными ошибками являются: перегруженность занятия демонстрациями и отсутствие учебно-воспитательной работы преподавателя и, как следствие, преобладание пассивного восприятия учебной информации обучающимися.

Таким образом, в условиях информационного общества возникает потребность формирования нового типа культуры личности — информационной культуры. Очевидно, что данный тип культуры является частью общей культуры. Это способность и готовность личности к освоению нового образа жизни, определяемого новыми ценностями информационного общества. Полагаю, что совокупность информационного и юридического мировоззрения можно рассматривать как определяющий фактор формирования профессионального уровня правосознания и правовой культуры будущих юристов, позволяющих обеспечить самостоятельную компетентную профессиональную деятельность. Соответственно, информационно-юридическое мировоззрение — это система взглядов юриста на государственно-правовые явления и информационные общественные отношения, включающая в себя ценности, идеалы и принципы познания и профессиональной деятельности, формирование которого в период обучения в вузе непременно скажется на качестве правовой подготовки будущих юристов.

Библиографический список

1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. (с изменен. 21.07.2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.

3. Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (ред. от 01.07.2017) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 8. Ст. 801.

4. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1511 от 01.12.2016 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата)». Доступ из СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 12.11.2017 г.).

5. Зверева Ю.С. Информатизация образования // Молодой ученый. 2016. № 6.3. С. 23—26.

6. Коломейченко А.С. Инновационные образовательные технологии высшей школы // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2013 г.: в 13 ч. Тамбов, 2013. С. 86—87.

References

1. Konstitutsiia RFot 12.12.1993 g. (s izmenen. 21.07.2014 g.) [The Constitution of the Russian Federation dated 12.12.1993 (as amended 21.07.2014)]. «Sobraniezakonodatel'stvaRF» [Collected Legislation of the Russian Federation], 2014, no. 31, Article 4398 [in Russian].

2. Federal'nyi zakon ot 27.07.2006 № 149-FZ «Ob informatsii, informatsionnykh tekhnologiiakh i o zashchite informatsii» (red. ot 29.07.2017) [Federal law dated 27.07.2006 № 149-FZ «On information, information technologies and protection of information» (last updated 29.07.2017)]. «Sobranie zakonodatel'stva RF» [Collected Legislation of the Russian Federation], 2006, no. 31 (1 part), Article 3448 [in Russian].

3. Federal'nyi zakon ot 14.06.1994 № 5-FZ «O poriadke opublikovaniia i vstupleniia v silu federal'nykh konstitutsionnykh zakonov, federal'nykh zakonov, aktovpalat Federal'nogo Sobraniia» (red. ot 01.07.2017) [Federal law dated 14.06.1994 № 5-FZ «On procedure of publication and entry into force of Federal constitutional laws, Federal laws, acts of chambers of the Federal Assembly» (last updated 01.07.2017). «Sobranie zakonodatel'stva RF» [Collected Legislation of the Russian Federation], 1994, no. 8, Article 801 [in Russian].

4. Prikaz Ministerstva obrazovaniia i nauki RF № 1511 ot 01.12.2016 g. «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniia po napravleniiu podgotovki 40.03.01 Iurisprudentsiia (uroven' bakalavriata)» [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation № 1511 dated 01.12.2016 «On establishing Federal State Educational Standard of Higher Education in the direction of training 40.03.01 Law (undergraduate level)». Retrieved from legal reference system «Consultant Plus» (accessed 12.11.2017) [in Russian].

5. Zvereva Yu.S. Informatizatsiia obrazovaniia [Informatization of education]. Molodoi uchenyi [Young Scientist], 2016, no. 6.3, pp. 23—26 [in Russian].

6. Kolomeychenko S.A. Innovatsionnye obrazovatel'nye tekhnologii vysshei shkoly [Innovative educational technologies in higher educational institutions]. In: Aktual'nye voprosy v nauchnoi rabote i obrazovatel'noi deiatel'nosti. Sbornik nauchnykh trudovpo materialam Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii 31 ianvaria 2013 g.: v 13 chastiakh [Current issues in research and educational activities. Collection of scientific works on the materials of the International research and practical conference, January 31, 2013: in 13 parts]. Tambov, 2013, pp. 86—87 [in Russian].

M.V. Melnikova*

COMPUTERIZATION OF LEGAL EDUCATION: CHALLENGES AND OPPORTUNITIES

Constitution of the Russian Federation establishes the right and freedom of getting and distribution of information. Informatization of modern society brings to the forefront the issues of formation in modern Russia of common information space. The sphere of education don't stand aside. The issues and prospects of development of piece of information in the institutions of higher education in the formation of future lawyers are viewed. To the graduates of law faculties in modern conditions heightened requirements are presented: ability to keep all their wits about the situation, find the right solution to the problem, properly using computer technologies and information possibilities. Generated by the informatization of society problems in the sphere of education define the basic directions at preparing future practicing lawyers — this, primarily, formation of information and legal culture of a graduate.

Key words: legal education, information and legal world, information society, Informatization of education, legal consciousness, legal culture, information culture, information relationship, information educational environment.

* Melnikova Marina Vitalyevna (mv-melnikova@mail.ru), Department of State and Legal Disciplines, Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 24 v, Rylskaya St., Samara, 443022, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.