© С.С. Жевлакович, 2018 УДК 378 ББК 74
О ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ СПЕЦИАЛИСТОВ
ДЛЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА ОСНОВЕ ДВУХУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Сергей Степанович Жевлакович,
профессор кафедры педагогики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
кандидат социологических наук, доцент Научная пециальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. На основе анализа практики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя по реализации двухуровневой системы высшего образования и опыта автора по разработке федеральных государственных образовательных стандартов рассматриваются перспективы развития системы подготовки кадров специалистов для органов внутренних дел на основе программ бакалавриата и магистратуры.
Ключевые слова: двухуровневая система высшего образования, бакалавриат, магистратура, федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО), направление подготовки «Обеспечение законности и правопорядка», подготовка кадрового резерва для замещения должностей руководителей.
Для цитирования: Жевлакович С.С. О подготовке кадров специалистов для органов внутренних дел на основе двухуровневой системы высшего образования. Вестник экономической безопасности. 2018;(2):279-86.
ON THE TRAINING OF SPECIALISTS FOR THE INTERIOR MINISTRY ON THE BASIS OF A TWO-TIER SYSTEM OF HIGHER EDUCATION
Sergey S. Zhevlakovich,
Professor of the Department of Pedagogy of the Moscow University of the Ministry of the Interior ofRussia named after V.Ya. Kikot,
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor
Abstract. Based on the analysis of the practice of the Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V.Ya. Kikot on the implementation of a two-tier system of higher education and the author's experience in developing federal state educational standards examines the prospects for the development of a system for training specialists for internal affairs bodies on the basis of bachelor and master's programs.
Keywords: two-level system of higher education, bachelor's degree, master's degree, federal state educational standards of higher education (GEF VO), training area Ensuring the rule of law and order, training the personnel reserve to replace the positions of managers.
Подготовка кадров сотрудников органов внутренних дел, замещающих должности среднего начальствующего состава, в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя и других ведомственных вузах осуществляется не только на основе основных образовательных программ второго уровня высшего образования — программ спе-циалитета. Наряду с ними используется двухуровневая система высшего образования: бакалавриат и магистратура:
а) получение высшего образования первого уровня — ускоренное обучение в сокращенные сроки по основным образовательным программам бакалавриата (заочная форма обучения для сотрудников среднего и старшего начальствующих составов, имеющих среднее профессиональное профильное или высшее непрофильное образование);
б) получение высшего образования второго уровня — по основным образовательным программам магистратуры (заочная форма обучения для
сотрудников среднего и старшего начальствующих составов, имеющих высшее профильное образование (бакалавр, дипломированный специалист, специалист) и состоящих в кадровом резерве для замещения должности руководителя);
в) получение высшего образования второго уровня — по образовательным программам магистратуры (заочная форма обучения для сотрудников среднего и старшего начальствующих составов, имеющих высшее профильное образование (бакалавр, дипломированный специалист, специалист) и нуждающихся в образовании из другой области знаний. Например: следователи, специализирующиеся на расследовании преступлений в сфере экономики и нуждающиеся в экономическом образовании; сотрудники, состоящие в кадровом резерве для замещения должности руководителя на региональном и федеральном уровне и нуждающиеся в образовании в области управления.
Существенное сокращение численности переменного состава (курсантов и слушателей очной формы обучения) ведомственных вузов в период реформирования органов внутренних дел привело к последовательному снижению роли ведомственной образовательной системы в воспроизводстве кадрового потенциала органов внутренних дел. По нашей оценке это снижение достигло в настоящее время уровня близкого к критическому. В 2016 году на службу в органы внутренних дел на должности среднего и старшего начальствующего состава было принято 40 942 чел. [3, с. 13]. В том же году из ведомственных образовательных организаций выпуск по программам среднего профессионального образования, бакалавриата, специ-алитета и магистратуры составил всего 4 815 чел. [3, с. 62].
В условиях дефицита бюджетного финансирования в целях недопущения дальнейшего существенного сокращения наборов в ведомственные вузы ниже критической точки, приходится соглашаться с возможностью реализации в образовательных организациях МВД России образовательных программ бакалавриата и в очной форме: обучение граждан и сотрудников из числа рядового и младшего начальствующего составов, имеющих среднее профессиональное или общее среднее образование, для замещения первичных должностей отдельных
категорий среднего начальствующего состава органов внутренних дел.
Один из вариантов смягчения данной ситуации — перевод подготовки наиболее массовых категорий сотрудников, замещающих должности среднего начальствующего состава органов внутренних дел, с основных образовательных программ специ-алитета на обучение по основным образовательным программам бакалавриата. Это касается подготовки оперативных уполномоченных уголовного розыска, участковых уполномоченных полиции, сотрудников подразделений ГИБДД и ряда других категорий сотрудников,
Сокращение нормативного срока обучения по очной форме на один год (с пяти до четырех лет), создает условия для увеличения на 20% численности ежегодных наборов в ведомственные вузы без увеличения имеющейся штатной численности переменного состава образовательных организаций. Это позволяет, хотя бы частично, компенсировать потери, связанные с сокращением штатной численности переменного состава вузов МВД России, и побороться за сохранение ведущей роли ведомственной образовательной системы в воспроизводстве кадрового потенциала начальствующего состава органов внутренних дел.
Для данных категорий обучающихся (оперативных уполномоченных уголовного розыска, участковых уполномоченных полиции, сотрудников подразделений ГИБДД) на первом плане по важности для успешной профессиональной деятельности стоит не максимально высокий уровень широкой юридической подготовки, а, прежде всего, профильная юридическая и специальная подготовка. Учитывая это обстоятельство, предлагаемый перевод обучения указанных категорий сотрудников по программам высшего образования со второго уровня на первый, по нашему мнению, не будет носить критический характер.
Федеральный государственный образовательный стандарт и основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки Юриспруденция, единственному в одноименной укрупненной группе направлений подготовки (специальностей), не позволяют реализовывать качественную подготовку данных категорий юристов для правоохранительной сферы, поскольку:
• ориентированы на избыточно широкую (в части различных отраслей права) юридическую подготовку;
• создают крайне ограниченные возможности для полноценной реализации уголовно-правовой и административно-правовой направленности (профилей, специализаций) программ обучения;
• предусматривают минимальную продолжительность практик;
• не учитывают специфику организации образовательного процесса в вузах правоохранительных министерств и ведомств.
Не случайно, попытка разработать проект основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки Юриспруденция, приемлемой для вузов МВД России, предпринятая в 2016 году Уральским юридическим институтом МВД России, потерпела неудачу. Обеспечивая общеюридическую подготовку обучающихся, данный проект не оставлял возможности даже для минимально необходимой профильной специальной подготовки обучающихся, ориентированной на содержание служебно-профессиональной деятельности подразделений органов внутренних дел.
Для реализации указанного проекта, по нашему глубокому убеждению, необходимо было открытие нового направления подготовки, ориентированного на специфику подготовки кадров для органов внутренних дел. Это предложение было поддержано руководством ДГСК МВД России.
По поручению руководства ДГСК МВД России автором на основе модели ФГОС ВО (версия три плюс плюс) были разработаны проект ФГОС ВО и примерной основной образовательной программы (ПООП) по предлагаемому к открытию в интересах МВД России направлению подготовки Обеспечение законности и правопорядка — первый уровень высшего образования, бакалавриат, нормативный срок обучения — 4 года очно.
Проект данной ПООП предполагает реализацию нескольких профилей (направленность программы, специализация): оперативно-розыскная деятельность (узкая специализация: деятельность оперативного уполномоченного уголовного розыска), административная деятельность полиции
(узкие специализации: деятельность участкового уполномоченного полиции; деятельность сотрудников ГИБДД), деятельность специальных подразделений, деятельность подразделений по работе с личным составом.
На основе этих профилей предусматривается подготовка в вузах МВД России, прежде всего, оперативных уполномоченных уголовного розыска, участковых уполномоченных полиции, сотрудников ГИБДД, специальных подразделений и подразделений по работе с личным составом, обучение которых в настоящее время осуществляется на базе пятилетней программы специалитета (ФГОС ВО по специальности Правоохранительная деятельность).
Вследствие сокращения нормативного срока обучения с пяти до четырех лет, были неизбежны потери.
Во-первых, при переходе с уровня специалитета на уровень бакалавриата сокращается объем учебного времени (общая трудоемкость) основной образовательной программы. Сокращение продолжительности обучения на один год ведет к уменьшению общего объема учебного времени на 46 учебных недель по сравнению с образовательной программой специалитета, на основе которой осуществляется в настоящее время подготовка специалистов указанных должностных категорий:
52 недели - 6 недель = 46 недель,
где 52 — усредненная общая продолжительность года в неделях, а 6 — суммарная продолжительность летнего и зимнего каникулярных отпусков курсантов и слушателей.
Это сокращение проведено нами за счет оптимизации в рассматриваемом проекте ПООП бакалавриата объема учебного времени (общей трудоемкости) путем:
а) уменьшения количества дисциплин гуманитарного и социального цикла, а также дисциплин общеправовой подготовки и непрофильных юридических дисциплин, при сохранении существенного акцента на дисциплины административно-правовой и уголовно-правовой направленности, составляющие основу правовой подготовки для профилей, предусмотренных проектом ПООП;
б) уменьшения объема учебного времени, выделяемого на универсальную общеобразовательную подготовку, общепрофессиональную (в части обще-
юридической) подготовку и профессиональную подготовку (в части непрофильных отраслей права и, в незначительной степени, в части профильных отраслей — административно-правовой и уголовно-правовой). При этом подавляющая часть профессиональной подготовки, составляющей основу общеведомственной (общеполицейской) подготовки, сохранена почти в полном объеме (по отношению к действующим в настоящее время программам специалитета). Учебное время, выделяемое на профильную, профессионально-специализированную подготовку обучающихся, сохранено нами практически без изменений. Это позволяет реализовывать профильную юридическую и специальную подготовку в полном объеме и сохранить полноценную основу для качественной подготовки выпускников к той сфере правоохранительной деятельности, на которую нацелена профессионально-специализированная подготовка;
в) сокращения продолжительности практик, при сохранении их существенной основы.
Во-вторых, при разработке ФГОС ВО и ПООП по направлению подготовки Обеспечение законности и правопорядка (уровень — бакалавриат), в связи с рассмотренными изменениями в структуре основной образовательной программы, неизбежными изъятиями и сокращениями в ее содержании, пришлось отказаться от реализации подготовки курсантов и слушателей к осуществлению некоторых не основных видов профессиональной деятельности и к решению соответствующих типов профессиональных задач. Это следующие виды профессиональной деятельности: правотворческая деятельность, научно-исследовательская деятельность, педагогическая деятельность. К ним обучающиеся готовились в рамках основных образовательных программ по специальности Правоохранительная деятельность, действовавших до настоящего времени. Наличие подготовки к данным видам профессиональной деятельности, безусловно, расширяет сферу применения выпускников в качестве юристов, а отсутствие — соответственно сужает.
Вместе с тем, предлагаемый проект ФГОС ВО и ПООП по направлению подготовки Обеспечение законности и правопорядка (уровень — бакалавриат) позволяет сосредоточить подготовку обучающихся,
прежде всего, к осуществлению правоприменительной, правоохранительной, оперативно-служебной деятельности и к решению соответствующих типов профессиональных задач. Эти виды профессиональной деятельности являются основными для сотрудников тех должностных категорий, подготовка которых предполагается на основе данной ПООП.
Для открытия нового направления подготовки необходимо, прежде всего1, обеспечить успешное прохождение экспертизы ФГОС ВО по направлению подготовки (в данном случае стандарта бакалавриата):
• внутренней — в профильных подразделениях МВД России и в территориальных органах внутренних дел;
• внешней — в подразделениях других потенциальных заказчиков кадров, в первую очередь, в подразделениях других правоохранительных органов, а также в соответствующем федеральном учебно-методическом объединении (ФУМО) в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки Юриспруденция.
В настоящее время этот этап успешно пройден. Проект ФГОС ВО по направлению подготовки Обеспечение законности и правопорядка (уровень — бакалавриат) направлен в Минобрнауки России. На этом этапе предстоит пройти следующие процедуры:
• обеспечить утверждение ФГОС ВО Советом Минобрнауки России по государственным образовательным стандартам;
• Минобрнауки России после утверждения образовательного стандарта должно своим приказом включить данное новое направление подготовки в соответствующий Перечень направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «бакалавр»;
1 Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года № 661.
Регламент взаимодействия участников процесса разработки и актуализации федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования в соответствии с принимаемыми профессиональными стандартами, утвержденный 24 февраля 2016 года Министром образования и науки Российской Федерации Ливановым Д.В. и Председателем Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям Шохиным А.Н.
• Минобрнауки России должно своим приказом установить для данного направления подготовки (бакалавриата) перечень обязательных вступительных испытаний, сдаваемых в форме ЕГЭ;
• разработанная автором ПООП по направлению подготовки Обеспечение законности и правопорядка (уровень — бакалавриат) должна быть утверждена ФУМО в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки Юриспруденция и внесена в соответствующий федеральный реестр;
• вузы МВД России и их филиалы должны получить соответствующие лицензии на право ведения образовательной деятельности по данному направлению подготовки.
Открытие нового направления подготовки (первый уровень высшего образования, бакалавриат) предлагается осуществить при сохранении подготовки отдельных категорий сотрудников органов внутренних дел по пятилетним основным образовательным программам специалитета на базе специальности Правоохранительная деятельность.
По нашему мнению, на основе программ специ-алитета по специальности Правоохранительная деятельность целесообразно осуществлять обучение специалистов для органов внутренних дел, содержание подготовки которых не укладывается в четырехлетний срок обучения по программе бакалавриата, поскольку содержание данной подготовки носит комбинированный характер:
• формируется на стыке различных отраслей науки и отражает специфику различных областей социальной жизни;
• предусматривает комплексную подготовку выпускников к выполнению профессиональных функций сотрудников различных по содержанию своей деятельности подразделений одной службы органов внутренних дел. Например, содержание подготовки оперативных сотрудников подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции предусматривает сочетание значительных по объему элементов из двух различных областей образования: юридического и экономического.
Также представляется недопустимым понижение уровня юридической подготовки следователей и дознавателей, сотрудников миграционных подраз-
делений и подразделений по правовому обеспечению деятельности органов внутренних дел, обучение которых в настоящее время осуществляется на основе специальности Правовое обеспечение национальной безопасности.
Перевод их на обучение по основным образовательным программам бакалавриата неизбежно привел бы к существенным утратам, наносящим невосполнимый ущерб для качества подготовки и квалификации выпускников. В результате этих утрат стало бы невозможно осуществлять полноценную подготовку выпускников к выполнению основных для данных категорий специалистов видов служеб-но-профессиональной деятельности и решению соответствующих типов профессиональных задач: правотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультационной (консультационной).
В настоящее время образовательные программы магистратуры, предназначенные для подготовки юридических кадров для органов внутренних дел, реализуются на основе направления подготовки Юриспруденция. ФГОС ВО (бакалавриат и магистратура) данного направления подготовки предназначены, прежде всего, для подготовки юристов, работающих не в сфере правоохранительной деятельности, а в иных областях юриспруденции. В связи с этим оба образовательных стандарта (бакалавриат и магистратура) не ориентированы на специфику подготовки кадров для органов внутренних дел и включают структурные элементы содержания образования, не актуальные или избыточные для подготовки специалистов для органов внутренних дел.
Поэтому, открывая новое направление подготовки (программа бакалавриата), следует изучить потребность в подготовке кадров специалистов для органов внутренних дел и на базе магистерских программ.
Кроме того, следует учесть, что понижение уровня программ высшего образования со второго на первый при подготовке рассмотренных ранее категорий сотрудников органов внутренних дел неизбежно приводит к снижению привлекательности обучения по данным программам для абитуриентов и их родителей. Что может снизить влияние этих негативных последствий? Поступая на обучение по
программе бакалавриата абитуриент должен учитывать следующие преимущества, выгодно отличающие данную программу:
• уже на четвертом курсе ему будет присвоено звание «младший лейтенант полиции» (при обучении по программе специалитета это происходит на год позже);
• после успешного завершения обучения на год раньше, чем обучающиеся по программе специ-алитета, ему, соответственно, на год раньше будет присвоено следующее звание — «лейтенант полиции»;
• выслуги лет, дающей право на получение пенсии, он также достигнет на год раньше.
И, наконец, он должен быть уверен, что при желании продолжить свое образование он может сделать это без отрыва от службы (и от карьеры), обучаясь заочно по программе магистратуры, соответствующей профилю его служебно-профессио-нальной деятельности.
Имеющийся у автора опыт разработки образовательных стандартов многих поколений и версий позволяет предложить следующую последовательность работы в данном направлении. На основе анализа прогноза потребности в подготовке кадров сотрудников органов внутренних дел по программам магистратуры необходимо, прежде всего, проработать соответствующие варианты актуальных магистерских программ, чтобы получить информацию, необходимую для разработки концепции ФГОС ВО магистратуры по направлению подготовки Обеспечение законности и правопорядка.
Представляется, что в настоящее время наиболее актуальны магистерские программы, предназначенные для подготовки кадрового резерва для замещения первичных руководящих должностей различных функциональных подразделений органов внутренних дел (начальник отделения, заместитель начальника отдела, начальник отдела).
При этом следует учитывать, что наряду с проблемами подготовки наиболее массовых категорий сотрудников органов внутренних дел, представляется актуальной для МВД России и недостаточно разработанной проблема целевой подготовки сотрудников, включенных в кадровый резерв для замещения должностей руководителей низового звена — кадровых резервов территориальных органов,
организаций, подразделений МВД России на районном уровне.
Обучение кадрового резерва в предреформен-ный период практически отсутствовало и стало практиковаться только в период реформирования органов внутренних дел. Однако эта подготовка осуществляется в формализованной, упрощенной и облегченной для организаторов этой подготовки форме: в рамках курсов повышения квалификации, проводимых на основе единой унифицированной программы для резервистов одного уровня, представляющих различные подразделения и службы.
К сожалению вряд ли этот вариант можно признать наиболее оптимальной формой решения такой ответственной задачи. В первую очередь это связано с тем, что единая унифицированная программа дополнительного профессионального образования — повышения квалификации кадрового резерва органов, организаций, подразделений МВД России предназначена для обучения организационно-управленческой деятельности без учета специфики оперативно-служебной деятельности подразделений, руководителями которых готовятся стать сотрудники, включенные в кадровый резерв.
Представляется, что данный подход оптимален только при обучении резерва одного уровня, готовящегося к оперативно-служебной деятельности в родственных подразделениях одной службы, а также будущих первых лиц — руководителей территориальных органов на районном уровне или руководителей МВД, ГУВД, УВД.
Для будущих руководителей низового звена, готовящихся возглавить функциональные подразделения одной службы (например: участковых уполномоченных полиции, уголовного розыска, дознания, следствия и т.д.), особенно важно, наряду с организационно-управленческой и психолого-педагогической подготовкой, пройти подготовку по вопросам организации деятельности тех подразделений, которые они готовятся возглавить.
Не случайно сменяемость руководителей территориальных органов на районном уровне продолжает оставаться высокой: 20—26% ежегодно (табл. 1) [1, с. 21; 2, с. 21; 3, с. 21]. Больше половины начальников сменилось в 2016 году в МВД по
Таблица 1
Сменяемость руководящего звена органов внутренних дел
Должность Сменилось всего Назначены на вышестоящие и равнозначные должности
2014 2015 2016 2014 2015 2016
Начальники территориальных органов на районном уровне 23,0 26,2 20,8 43,8 41,2 42,8
Заместители начальников территориальных органов на районном уровне 20,3 23,2 19,7 45,0 42,7 39,1
Карачаево-Черкесской республике, ГУ МВД России по Челябинской области, УМВД России по Вологодской, Ивановской, Костромской, Курской, и Липецкой областям, УМВД России по г. Севастополю [3, с. 68]. При этом больше половины из сменяемых руководителей по разным причинам не продолжают успешно свою карьеру, не назначаются на вышестоящие и равнозначные должности.
В рамках формирования ведомственной системы подготовки кадровых резервов для замещения должностей руководителей (начальников отделений, отделов, их заместителей) функциональных подразделений территориальных органов МВД России на районном (городском) уровне по направлениям оперативно-служебной деятельности (следствия, дознания, уголовного розыска, ЭБ и ПК, участковых уполномоченных и т.д.) предлагается использовать потенциал ведомственных университетов и профильных вузов.
Наиболее эффективной формой такой подготовки представляется заочная (без отрыва от служебных обязанностей) форма обучения по соответствующим магистерским программам. Для сотрудников, имеющих образование на уровне бакалавриата или дипломированного специалиста, это будет получение высшего образования второго уровня. Для сотрудников, имеющих образование на уровне спе-циалитета или магистратуры — получение второго высшего образования.
В качестве примера рассмотрим один из вариантов такой подготовки, реализованный нами в Московском университете МВД России имени В.Я. Ки-котя.
Сотрудники, включенные в кадровый резерв для замещения первичных должностей руководителей подразделений дознания, направляются на обуче-
ние по программе магистратуры в заочной форме: магистерская программа «Организация предварительного расследования преступлений в подразделениях дознания», заочная форма обучения на базе высшего юридического образования, срок обучения — 2 года 6 месяцев. Данная программа (подготовка кадрового резерва подразделений дознания) разработана нами и реализуются в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя с 2012 года.
На первом этапе обучения (1—3 семестры) по данной программе предусмотрено теоретическое обучение — изучение дисциплин, междисциплинарных курсов, направленных на:
• повышение образовательного и научного (в области юриспруденции) уровня подготовки обучающихся, их правовой культуры,
• совершенствование практических навыков служебной деятельности,
• формирование навыков осуществления организационно-управленческой деятельности, работы с личным составом, подчиненными. Программа, наряду с обязательным содержанием обучения, предписанным соответствующим ФГОС ВО, включает следующий комплекс дисциплин, устанавливаемых в соответствии с образовательным стандартом вузом: «Нормативные правовые и организационные основы деятельности подразделений дознания. Организация работы руководителя подразделения дознания», «Актуальные вопросы уголовного процесса», «Особенности квалификации отдельных видов преступлений», «Криминалистическое обеспечение расследования отдельных видов преступлений», «Противодействие расследованию преступлений и пути его преодоления», «Обеспечение прав человека в процессе
расследования преступлений», «Особенности расследования отдельных видов преступлений», «Организация предупреждения преступлений подразделениями дознания», «Психологические основы управленческой деятельности руководителя подразделения дознания» и т.д.
Второй этап обучения (4-й семестр) посвящен прохождению научно-педагогической практики в вузе, на базе которого слушатель проходит обучение. Программа практики предусматривает:
• проведение в качестве эксперта и приватного преподавателя совместно с преподавателями профильной кафедры (кафедры предварительного расследования) университета занятий с курсантами и слушателями факультета подготовки дознавателей — возможно, с будущими подчиненными данных будущих руководителей. Практиканты-стажеры участвуют в преподавании профильных дисциплин практической направленности: дисциплин-практикумов по расследованию отдельных видов преступлений, проводимых в форме учений;
• написание под контролем научных руководителей из числа профессорско-преподавательского состава профильных кафедр университета, участвующих в реализации магистерской программы (докторов наук и профессоров), выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) на основе анализа и обобщения эмпирических материалов своей практической служебной деятельности.
В рамках третьего этапа обучения (5-й семестр) магистрант проходит стажировку в качестве исполняющего обязанности руководителя соответствующего уровня по месту будущей работы, а также заканчивает написание выпускной квалификационной работы и подготовку к ее защите.
Завершается обучение государственной итоговой аттестацией в форме защиты выпускной квалификационной работы. Некоторые слушатели еще до окончания обучения назначаются на соответствующую руководящую должность.
Предлагаемая модель подготовки кадрового резерва позволяет решить несколько задач одновременно:
• провести более качественный отбор кадров руководителей;
• повысить образовательный и научный уровень, а также практические навыки кандидатов на руководящие должности в контексте специфики их служебной деятельности;
• осуществить подготовку кадрового резерва в плане умений и навыков организационно-управленческой деятельности;
• сформировать психолого-педагогические и методические навыки, необходимые руководителю для работы с личным составом, в том числе для эффективной организации и проведения профессиональной служебной подготовки (обучения в процессе оперативно-служебной деятельности) личного состава подчиненного подразделения.
Кроме того, привлечение лучших сотрудников практических органов внутренних дел (слушателей-магистрантов) к преподавательской деятельности позволяет существенно повысить уровень практической подготовки выпускников ведомственных образовательных организаций.
Оптимальной формой подготовки кадрового резерва руководителей на более высоком уровне (на региональном и федеральном уровнях), в том числе кадрового резерва МВД России, федерального кадрового резерва, представляется обучение на основе магистерских программ управленческой направленности (например, в рамках направления подготовки Государственное и муниципальное управление) — очная или заочная форма обучения, сочетание этих форм.
Литература
1. Сведения о состоянии работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2014 год: Сборник аналитических и информационных материалов. М.: ДГСК МВД России,
2015 год.
2. Сведения о состоянии работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2015 год: Сборник аналитических и информационных материалов. М.: ДГСК МВД России,
2016 год.
3. Сведения о состоянии работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2016 год: Сборник аналитических и информационных материалов. М.: ДГСК МВД России,
2017 год.