Научная статья на тему 'Кадровый потенциал ведущих служб органов внутренних дел в части образовательного уровня'

Кадровый потенциал ведущих служб органов внутренних дел в части образовательного уровня Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
280
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ВЕДУЩИЕ СЛУЖБЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МВД РОССИИ / ПРОФИЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КАЧЕСТВЕННЫЙ НЕКОМПЛЕКТ КАДРОВ / НАБОР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ / ВЫПУСК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ / ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / PERSONNEL POTENTIAL / LEADING SERVICES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES / EDUCATIONAL LEVEL / VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / SPECIALIZED VOCATIONAL EDUCATION / LEGAL EDUCATION / VOCATIONAL TRAINING / SPECIAL TRAINING / QUALITATIVE INCOMPLETE STAFF / RECRUITMENT TO EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / RUSSIA / THE FULL-TIME FORM OF TRAINING / CORRESPONDENCE FORM OF TRAINING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жевлакович Сергей Степанович

Рассматривается состояние и основные тенденции динамики кадрового потенциала ведущих служб органов внутренних дел в части образовательного уровня в период с 2000 г по 2016 гг. В основе анализа результаты исследования автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personnel potential of leading services of law enforcement bodies, in terms of educational level

The state and main tendencies of the dynamics of the personnel potential of the leading services of the internal affairs bodies are considered in the part of the educational level in the period from 2000 to 2016. The analysis is based on the author’s research results.

Текст научной работы на тему «Кадровый потенциал ведущих служб органов внутренних дел в части образовательного уровня»

УДК 34 ББК 67

КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВЕДУЩИХ СЛУЖБ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ЧАСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ

СЕРГЕЙ СТЕПАНОВИЧ ЖЕВЛАКОВИЧ,

профессор кафедры педагогики Московского университета МВД России им. В.Я.Кикотя, канд. социологических наук, доцент

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается состояние и основные тенденции динамики кадрового потенциала ведущих служб органов внутренних дел в части образовательного уровня в период с 2000 г по 2016 гг. В основе анализа — результаты исследования автора.

Ключевые слова: кадровый потенциал, ведущие службы органов внутренних дел, образовательный уровень, система профессионального образования МВД России, профильное профессиональное образование, юридическое образование, профессиональное обучение, специальная подготовка, качественный некомплект кадров, набор в образовательные организации МВД России, выпуск образовательных организаций МВД России, очная форма обучения, заочная форма обучения.

Annotation. The state and main tendencies of the dynamics of the personnel potential of the leading services of the internal affairs bodies are considered in the part of the educational level in the period from 2000 to 2016. The analysis is based on the author's research results.

Keywords: personnel potential, leading services of internal affairs bodies, educational level, vocational education system of the Ministry of Internal Affairs of Russia, specialized vocational education, legal education, vocational training, special training, qualitative incomplete staff, recruitment to educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Russia, the full-time form of training, the correspondence form of training.

Объем и сложность стоящих перед Министерством внутренних дел Российской Федерации задач требуют решительного улучшения кадровой ситуации, привлечения в органы внутренних дел высококвалифицированных специалистов, обладающих высоким уровнем профессиональных знаний, умений и навыков, правовой и общей культуры, морально-нравственных качеств, необходимыми общими (универсальными) и профессиональными компетенциями. Это одно из основных, базовых условий, обеспечивающих реализацию целей, стоящих перед органами внутренних дел в современных условиях.

Анализ динамики показателей, характеризующих состояние кадрового потенциала в основных службах органов внутренних дел, в части образовательного уровня, позволяет выявить ряд положительных тенденций.

В течение десяти лет, предшествовавших реформе МВД России (2000 — 2010 г.г.), образовательный уровень рядового и начальствующего составов органов внутренних дел последовательно повышался. Эта тенденция сохранилась и в период реформирования органов внутренних дел.

Период реформирования системы органов внутренних дел — 2011 — 2016 г.г., в рамках которого, в свою очередь, можно выделить два этапа наиболее активных и существенных преобразований: первый и основной1 — 2011 — 2012 г.г. и второй2 — 2014 — 2016 г.г.

Основной тенденцией, характеризующей динамику образовательного уровня рядового и начальствующего составов органов внутренних дел Российской Федерации в ХХ! веке, является последовательное увеличение доли лиц с высшим образованием: с 2000 года по 2016 год она увеличилась более чем в 2,3 раза и составляла в 2016 году — 67,1%. от числа работающих

Доля лиц со средним профессиональным образованием в этот период уменьшилась почти в 1,4 раза и составляла в 2016 году — 20,3%, доля лиц, имеющих только среднее (полное) общее образование, уменьшилась почти в 3,4 раза и составляла в 2016 году — 12,7%.

Основной категорией сотрудников среднего, старшего и высшего начальствующих составов (далее — начальствующий состав), в которой нуждаются большинство основных служб органов внутренних дел, являются лица с юридическим образованием.

В течение анализируемого периода (2000 — 2016 г.г.) доля сотрудников начальствующего состава, имеющих высшее и среднее юридическое образование, увеличилась более чем в 1,8 раза и составила в 2016 году 63 % от числа работающих. Этот рост происходил, прежде всего, за счет увеличения количества сотрудников, имеющих высшее юридическое образование. Их доля с 2000 года по 2016 год увеличилась более чем в 2,6 раза.

При этом доля сотрудников начальствующего состава, имеющих среднее юридическое образование после ликвидации специальных средних школ милиции и свертывания подготовки кадров по образовательным программам среднего профессионального образования с 2009 года стала сокращаться. С 2010 года по 2016 год она уменьшилась более чем в 2 раза и составила в 2016 году — 7,7% от числа работающих.

Особенно важно проанализировать изменение доли сотрудников начальствующего состава, имеющих высшее и среднее юридическое образование, в основных подразделениях органов внутренних дел, осуществляющих правоприменительную деятельность.

В подразделениях предварительного следствия с 2000 года по 2016 год доля сотрудников начальствующего состава, имеющих высшее и среднее юридическое образование, увеличилась более чем в 1,2 раза и составила в 2016 году 93,3%. Доля сотрудников, имеющих высшее юридическое образование, увеличилась более чем в 1,6 раза и составила в 2016 году — 90,8%.

В подразделениях дознания с 2000 года по 2016 год доля сотрудников начальствующего состава, имеющих высшее и среднее юридическое образование, увеличилась более чем в 1,6 раза и составила в 2016 году 88,6%. Доля сотрудников, имеющих высшее юридическое образование, увеличилась почти в 3 раза и составила в 2016 году — 82,4,7%.

В подразделениях уголовного розыска с 2000 года по 2016 год доля сотрудников начальствующего состава, имеющих высшее и среднее юридическое образование, увеличилась почти в 1,4 раза и составила в 2016 году 71,6% (2015 г. — 72,2 %). Доля сотрудников, имеющих высшее юридическое образование, увеличилась более чем в 2,3 раза и составила в 2016году — 61,1%.

В подразделениях участковых уполномоченных полиции (милиции) совместно с подразделениями по делам несовершеннолетних (такова статистика ДГСК МВД России) с 2000 года по 2016 год доля сотрудников начальствующего состава, имеющих высшее и среднее юридическое образование, увеличилась только в 1,2 раза и составила в 2016 году 66,5 %. Доля сотрудников, имеющих высшее юридическое образование, увеличилась более чем в 2,8 раза и составила в 2016 году — 57%. После создания специальности Педагогика и

психология девиантного поведения, предназначенной, прежде всего, для целевой подготовки сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних, при статистическом учете сотрудников этих подразделений (а их, безусловно, необходимо учитывать отдельно от участковых), имеющих профильное образование, следует учитывать, прежде всего, сотрудников, окончивших вузы по данной специальности.

В подразделениях по экономической безопасности и противодействию коррупции (БЭП, ЭБ и ПК) с 2000 года по 2016 год доля сотрудников начальствующего состава, имеющих высшее и среднее юридическое образование, увеличилась более чем в 1,5 раза и составила в 2016 году 68,6 %. Доля сотрудников, имеющих высшее юридическое образование, увеличилась более чем в 1,9 раза и составила в 2016 году — 65,6%. После создания специальности Экономическая безопасность, предназначенной, прежде всего, для целевой подготовки сотрудников подразделений по экономической безопасности и противодействию коррупции, при статистическом учете сотрудников этих подразделений, имеющих профильное образование, наряду с юристами (специальность Правоохранительная деятельность), следует учитывать сотрудников, окончивших вузы по данной специальности.

В подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения с 2000 года по 2016 год доля сотрудников начальствующего состава, имеющих высшее и среднее юридическое образование, увеличилась почти в 2,6 раза и составила в 2016году 53%. Доля сотрудников, имеющих высшее юридическое образование, увеличилась более чем в 4,2 раза и составила в 2016 году — 43,1%.

В экспертно-криминалистических подразделениях с 2000 года по 2016 год доля сотрудников начальствующего состава, имеющих высшее и среднее юридическое образование, увеличилась более чем в 1,3 раза и составила в 2016 году 44,7%. Доля сотрудников, имеющих высшее юридическое образование, увеличилась в 1,7 раза и составила в 2016 году — 41,6%. После создания специальности Судебная экспертиза при статистическом учете сотрудников экспертно-кримина-листических подразделений, имеющих юридическое образование, следует учитывать также сотрудников, окончивших вузы по данной специальности, которая отнесена Минобрнауки России к юридическому образованию.

Таким образом, в анализируемый период рост уровня профессионального образования в основных подразделениях органов внутренних дел, осуществляющих правоприменительную деятельность, происходил преимущественно за счет специалистов, имеющих высшее юридическое образование. И вместе с тем, в

2016 году высшее юридическое образование имели только 55,3% начальствующего состава органов внутренних дел, среднее и высшее юридическое образование — только 63%.

К тому же, следует учитывать, что среди сотрудников, из числа начальствующего состава, имеющих юридическое образование, определенная часть закончила гражданские образовательные организации и не имеет профильной специальной и юридической подготовки. Специфику полицейских видов правоохранительной деятельности эта часть специалистов вынуждена была осваивать самостоятельно уже в ходе практической служебной деятельности. То есть, в части профильной профессиональной подготовки, они являются в значительной степени самоучками.

Кроме того, на службу в органы внутренних дел на должности среднего начальствующего состава принимается большое количество граждан, не имеющих необходимого профильного (прежде всего, юридического) высшего образования. Выпускники образовательных организаций МВД России составляли от общего числа принятых на службу в МВД России для замещения должностей начальствующего состава в 2010 году — 41,9%, в 2011 году — 35,0%, в 2012 году — 25,1%, в 2013 году — 23,8%, в 2014 году — 19,3%, в 2015 году — 19,6%, в 2016 году — 3,3%.

Как результат, сотрудники, не прошедшие полноценную профессиональную подготовку, составляют большую часть среди поступающих на службу в органы внутренних дел для замещения должностей среднего начальствующего состава. Юридическое образование они получают (если получают), исключительно, заочно в качестве второго высшего образования в ведомственных или гражданских вузах. Очная форма обучения в ведомственных вузах пока не стала основным источником воспроизводства кадров среднего начальствующего состава органов внутренних дел.

Профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки (в прошлом — первоначальная подготовка, специальное профессиональное обучение) данной категории лиц, впервые принимаемых на службу, до последнего времени осуществлялось в центрах профессиональной подготовки (ЦПП), преподавательский состав которых зачастую не имеет должной квалификации, необходимой для подготовки специалистов из числа начальствующего состава. Действовавшие до недавнего времени программы и нормативные сроки профессиональной подготовки этой категории сотрудников также не обеспечивали возможность восполнить указанный пробел в их образовании в полном объеме.

Рассмотренные данные свидетельствуют о том, что, не смотря на очевидный прогресс, доля квали-

фицированных кадров в основных подразделениях органов внутренних дел еще далека от оптимальной. Качественный некомплект кадров (доля сотрудников, не имеющих профильного образования) в основных службах органов внутренних дел, осуществляющих правоприменительную деятельность, остается еще существенным.

Также, необходимо учитывать, что среди сотрудников, имеющих профильное образование, значительную долю составляют лица, получившие юридическое образование, обучаясь заочно. Большая часть из них — в гражданских образовательных организациях по непрофильным для органов внутренних дел специальностям или специализациям.

В предреформенный период доля действующих сотрудников органов внутренних дел из числа начальствующего состава, обучавшихся заочно, имела тенденцию к сокращению: в 2000 году — 11,7%, в т.ч. 4,3% — в гражданских образовательных организациях, в 2011 году — 8,7% и 5,2%, соответственно.

После вступления в силу Федерального закона от 30 ноября 2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел», ужесточившего требования к наличию у действующих сотрудников из числа начальствующего состава высшего юридического образования, доля обучавшихся заочно, из числа данной категории сотрудников, временно вновь стала возрастать. В 2012 году эта доля увеличилась до 10%, в т.ч. 7,1% — в гражданских образовательных организациях, в 2013 году — 10,2% и 7,7%, соответственно. Этот рост происходил в первую очередь за счет сотрудников, поступивших в свое время на службу при наличии высшего неюридического образования. С 2014 года эта доля вновь стала сокращаться: в 2014 году — 9,8% и 7,5%, соответственно, в 2016 году — 6,9% и 4,9%, соответственно.

Доля сотрудников из числа рядового и младшего начальствующего составов, обучавшихся заочно с 2000 года по 2016 год увеличилась в 1,7 раза: с 7,7% до 13,1%.

С 2000 года по 2010 год доля зачисленных на заочную форму обучения в образовательные организации МВД России по сравнению с очной формой неуклонно росла. С 2003 года она перевалила за рубеж 50%. С 2007 года темпы ее роста существенно ускорились и в 2010 году превысили 75%. С 2011 года по 2015 год доля зачисленных на заочную форму сократилась с 68,5% до 50%. Однако в 2016 году доля зачисленных на заочную форму вновь возросла до 60%.

В тоже время, в российском юридическом сообществе неуклонно нарастает негативное отношение к заочной форме получения юридического образования, поскольку эта форма не обеспечивает должного качества образования. В соответствии с новыми образова-

тельными стандартами, вступающими в силу с 2018 года, заочная форма получения первого высшего образования по направлению подготовки Юриспруденция будет запрещена. Поэтому тенденцию к превращению заочной формы обучения в вузах МВД России в основную форму, безусловно, следует оценивать как негативную.

Таким образом, проведенный нами анализ кадровой составляющей органов внутренних дел, в части профессионального образования сотрудников, позволяет сделать вывод, что значительная часть действующих сотрудников основных служб органов внутренних дел, осуществляющих правоприменительную деятельность, из числа среднего, старшего и высшего начальствующих составов (кроме подразделений предварительного следствия), либо не имеют высшего профильного (прежде всего юридического) образования, либо получили (получают) его заочно. То есть налицо существенный качественный некомплект.

Литература

1. Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2000 год.-М.,2001 год, с.25, 30.

2. Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2003 год: Сборник аналитических и информационных материалов. — М.: ЦОКР МВД России, 2004 год, с. 22-23, 26.

3. Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2007 год: Сборник аналитических и информационных материалов. — М.: ЦОКР МВД России, 2008 год, с. 24-25, 28, 31.

4. Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2009 год: Сборник аналитических и информационных материалов. — М.: ЦОКР МВД России, 2010 год, с. 23-24, 27, 30, 72.

5. Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2010 год: Сборник аналитических и информационных материалов. — М.: ЦОКР МВД России, 2011 год, с. 21-22, 27, 30.

6. Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2011 год: Сборник аналитических и информационных

материалов. — М.: ДГСК МВД России, 2012 год, с. 23 — 24, 30.

7. Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2012 год: Сборник аналитических и информационных материалов. — М.: ДГСК МВД России, 2013 год, с. 21-22.

8. Сведения о состоянии работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за

2013 год: Сборник аналитических и информационных материалов. — М.: ДГСК МВД России, 2014 год, с. 24 — 25.

9. Сведения о состоянии работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за

2014 год: Сборник аналитических и информационных материалов. — М.: ДГСК МВД России, 2015 год, с. 24 — 25.

10. Сведения о состоянии работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за

2015 год: Сборник аналитических и информационных материалов. — М.: ДГСК МВД России, 2016 год, с. 15, 24 — 25.

11. Сведения о состоянии работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за

2016 год: Сборник аналитических и информационных материалов. — М.: ДГСК МВД России, 2017 год, с. 24.

1 Начало этапа связано с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года, федеральными законами: от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2 Второй этап связан с Указами Президента Российской Федерации: от 5 мая 2014 г. № 300 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации», от 13 июля 2015 г. № 356 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации: от 5 мая 2014 г. № 300 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации»», от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» и № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.