Научная статья на тему 'Подготовка кадров для системы МВД Республики Казахстан: задачи и перспективы развития'

Подготовка кадров для системы МВД Республики Казахстан: задачи и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1042
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА КАДРОВ / TRAINING / КАЗАХСТАН / KAZAKHSTAN / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT PROSPECTS / МВД / MIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Биекенов Н. А.

В статье рассматриваются вопросы подготовка кадров для системы МВД Республики Казахстан, выявляются задачи и перспективы развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training for the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan: problems and prospects

In article the operating system of preparation of police shots in Kazakhstan is considered. The author allocates the basic directions of a departmental policy in the field of preparation of policemen which start with existing problems of acquisition of system of the Ministry of Internal Affairs of Kazakhstan. In the decision of a similar problem fastening graduates of departmental educational institutions can promote reception the Kazakh experience of legislative fastening of the obligation of working off not less than 5 years in system of the Ministry of Internal Affairs after the study termination

Текст научной работы на тему «Подготовка кадров для системы МВД Республики Казахстан: задачи и перспективы развития»

Подготовка кадров для системы МВД Республики Казахстан:

задачи и перспективы развития

Биекенов Н.А. *

In article the operating system of preparation of police shots in Kazakhstan is considered. The author allocates the basic directions of a departmental policy in the field ofpreparation ofpolicemen which start with existing problems of acquisition of system of the Ministry of Internal Affairs of Kazakhstan. In the decision of a similar problem fastening graduates of departmental educational institutions can promote reception the Kazakh experience of legislative fastening of the obligation of working off not less than 5 years in system of the Ministry of Internal Affairs after the study termination.

Реализация кадровой политики МВД Республики Казахстан в сфере подготовки кадров как важнейшая гарантия укрепления законности и правопорядка необходима для формирования правового государства. Задачи борьбы с преступностью в современный период напрямую зависят от уровня профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел.

Интерес к вопросам совершенствования профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел и кадрового обеспечения органов и подразделений МВД Республики Казахстан обусловлен существованием значительного объема невостребованного позитивного опыта в этой сфере.

Генезис национальных систем МВД показывает первостепенное значение процесса формирования и развития эффективной ведомственной системы подготовки кадров. В свою очередь, сложный и многогранный процесс функционирования ведомственной системы подготовки персонала в конечном итоге является основой формирования высокопрофессионального и оптимально сбалансированного кадрового корпуса органов внутренних дел.

Целенаправленные мероприятия, усилия руководства МВД Республики Казахстан позволили создать ведомственную систему образования. При этом Казахстан перешел на новую многопрофильную специализацию в системе подготовки кадров. Усовершенствовав систему специализированной подготовки персонала для различных подразделений в системе МВД, удалось создать модель специального высшего образования, которая сочетает фундаментальную и прикладную профессиональную подготовку.

В настоящее время подготовка кадров для органов внутренних дел осуществляется в двух высших учебных заведениях (Академия МВД РК и Карагандинский юридический институт МВД РК) и четырех юридических колледжах (в городах Алматы, Актобе, Семипалатинске и Шым-кенте), в 13 училищах МВД РК по образовательным программам высшего, послевузовского, среднего и дополнительного профессионального образования.

Критерием эффективности любой системы подготовки персонала является ее качество. В целях повышения качества обучения и его практической направленности в 2004 г. в Классификатор специальностей введены новые специальности «Правоохранительная деятельность» по уровням бакалавриата и магистратуры.

Разработаны и утверждены Государственные общеобязательные стандарты обучения по вышеуказанным специальностям и уровням образования. В юридических колледжах МВД прекращена подготовка специалистов по заочной форме обучения.

Качественный уровень подготовки специалистов в учебных заведениях подтверждается результатами государственной аттестации и ежегодного промежуточного контроля знаний слушателей высших учебных заведений, проводимого Министерством образования и науки Республики Казахстан. Так, результаты промежуточного контроля знаний слушателей составили в Академии МВД РК в 2004 г. - 92 балла, в 2005 г. - 108 баллов; в Карагандинском юридическом институте МВД РК в 2004 г. - 90,5 баллов, в 2005 г. -106 балл из 120 возможных.

В 2004-2005 гг. в плане реализации Государственной программы образования

Докторант Академии управления МВД РФ, кандидат юридических наук, доцент.

CJ

OI

О) О О CJ

о о о

Q.

со s

H

о

0

1

о я с о

m ф

VO >5

о *

о ф

У

s

s

0

1

о *

о

s

ф

ч

я *

< s

I H

о ф

со

сч 01 г

О)

о о сч

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О

ш у

2

0

1

о *

о

2

ф

Ч

я *

<

I I-

О ф

со

созданы в Академии - научно-педагогическая, а в Карагандинском юридическом институте - профильная магистратуры. Обучение в них осуществляется по кредитной технологии.

В училищах МВД РК осуществляется специальное первоначальное обучение лиц впервые поступающих на службу в органы внутренних дел на должности рядового и начальствующего состава.

В прошлом году на базе Актюбинского юридического колледжа в экспериментальном режиме проведено обучение кандидатов на службу среднего начальствующего состава со сроком обучения 5 месяцев.

При этом основными направлениями ведомственной политики в области подготовки кадров являются:

1. Определение концептуальных основ развития ведомственного образования.

С учетом основных положений Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 20052010 гг Министерством внутренних дел разработаны и утверждены приказом МВД РК от 16 мая 2005 г. № 286 Концепция и Программа подготовки кадров для органов внутренних дел Республики Казахстан на 2005-2010 гг.

В них на основе анализа состояния обеспеченности кадров определена:

• система и основные направления профориентационной работы для привлечения наиболее квалифицированной и подготовленной части граждан в органы внутренних дел;

• направления совершенствования системы отбора и приема на службу в органы внутренних дел;

• направления совершенствования системы ведомственного образования;

• система мер по привлечению, отбору и адаптации выпускников гражданских вузов для службы в органы внутренних дел;

• меры для привлечения наиболее компетентных специалистов из других ведомств для работы в подразделениях органов внутренних дел;

• меры по повышению качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров и использования международного опыта и интеграционного потенциала правоохранительных органов стран СНГ1.

2. Определение потребности подразделений органов внутренних дел в специалистах.

В основе оценки механизма потребности органов внутренних дел в кадрах лежит научно обоснованная методика прогнозирования потребности различных служб и подразделений, основанная на квалификационных требованиях к замещению должностей начальствующего состава, на обобщенные сведения о составе кадров (количество сотрудников, достигших предельного возраста; ежегодная средняя текучесть кадров; количество сотрудников, обучающихся по заочной форме обучения), планируемый выпуск специалистов из учебных заведений Министерства внутренних дел.

На основе этих анализов определена потребность органов внутренних дел до 2010 г. в разрезе горрайлинорганов.

В целом средняя ежегодная потребность ОВД в кадрах среднего начальствующего состава в стране составляет 2 370 человек. Наибольшую потребность в специалистах испытывают ведущие службы.

Так, средняя ежегодная потребность ведущих служб ОВД в кадрах составляет 1 602 человека (68 %), информационной службы - 112 человек (5 %), подразделения дорожной полиции - 165 человек (7 %), прочие службы - 491 человек (20 %)2.

Результаты анализа потребности органов внутренних дел в специалистах с высшим и средним профессиональным образованием на период до 2010 г. свидетельствуют, что образовательные возможности ведомственных учебных заведений позволяют их в основном удовлетворить, за исключением административно-правовой специализации (служба общественной безопасности) и специалистов узкого профиля (психологи, педагоги, программисты, врачи).

Другими источниками комплектования ОВД являются выпускники гражданских вузов, сотрудники ОВД, обучающиеся за рубежом и сотрудники других государственных органов.

3. Профориентационная работа и прием граждан в учебные заведения.

В целях улучшения системы отбора кандидатов на учебу на базе учебных заведений МВД организованы Центры про-фориентационной работы для работы со старшеклассниками общеобразовательных школ.

Признана положительной практика комплектования ведомственных учебных заведений воспитанниками специализированных школ. Для стимулирования ре-

шений местных органов государственного управления по созданию профильных полицейских школ в 2005 и 2006 гг. впервые введена практика квотирования приемных мест для выпускников Актюбинской областной военно-полицейской школы-интерната имени Есет-Батыра.

В 2006 г. аналогичная школа образована в городе Екибастуз Павлодарской области. В этих же целях практикуется освещение деятельности учебных заведений в республиканских и областных средствах массовой информации, в Интернет-сайте МВД РК созданы рубрики «Учебные заведения» и «Абитуриент».

Для обеспечения прозрачности и соблюдения территориального принципа комплектования учебных заведений прием в 2005 и 2006 гг. впервые осуществлялся региональными приемными комиссиями (Южная - на базе Академии МВД, Северо-центральная на базе Карагандинского юридического института, Западная -на базе Актюбинского юридического колледжа МВД).

Анализ работы региональных приемных комиссий МВД в режиме апробации с приоритетным комплектованием ГОРОЛОВД, находящихся в районах с депрессивной экономикой, позволил выделить ряд позитивных моментов:

• комплектование учебных заведений с учетом потребности конкретных подразделений полиции, в первую очередь ГОРОЛОВД, остро нуждающихся в специалистах;

• улучшение условий поступления (географическая близость к центрам, где располагались региональные приемные комиссии, климатические и погодные условия пребывания абитуриентов, влияющие на прохождение медицинской комиссии и сдачу тестов по физической культуре);

• прозрачность процедуры отбора и приема, достигнутой проведением предварительной информационной работы;

• создание комиссий, включающих представителей Центрального аппарата МВД РК, учебных заведений и общественности, контролирующей ход работы приемной комиссии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, отборочной комиссией МВД по подготовке кадров за рубежом в 2005 и 2006 гг. направлены на обучение в учебные заведения МВД РФ - 163 человека.

4. Закрепление на службе выпускников ведомственных учебных заведений.

Выпускники ведомственных учебных заведений персонально распределяются комиссиями МВД по месту органа комплектования. При этом слушатели выпускного курса проходят стажировку с назначением на должности. Они после окончания учебы в течение трех лет являются молодыми специалистами, и их закрепление на службе отслеживается Департаментом воспитательной и кадровой работы.

В 2004 г. в Закон Республики Казахстан «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» внесена норма, предусматривающая обязанность выпускников учебных заведений МВД РК очной формы обучения отработать в органах внутренних дел не менее пяти лет.

В случае досрочного увольнения либо расторжения контракта они возмещают государству бюджетные средства, затраченные на выплату стипендии, питание и вещевое довольствие в период их обучения3.

Соответствующие изменения и дополнения внесены в Положение о порядке прохождения службы лицами рядового и начальствующего состава ОВД и в Инструкцию о применении вышеуказанного Положения.

Интерес вызывает рассмотрение данной проблемы и национального опыта в контексте мировой практики, которая включает две модели организации системы профессиональной подготовки работников правоохранительных органов: модель функциональной краткосрочной подготовки на базе среднего и высшего образования и модель многолетней системной подготовки кадров в рамках ведомственной системы образования.

Безусловно, первая модель прельщает низкой затратой сил ведомства на подготовку специалиста узкого профиля деятельности. Это не подготовка с «чистого листа», а только «огранка» специалиста из другой области деятельности. Главное требование - автоматизм профессиональных навыков. По своей сути эта система стала результатом компромиссов двух мнений относительно необходимости профессиональной подготовки полицейских.

К примеру в США, как утверждают авторы монографии «Кадровое обеспечение полиции США» Т. Джуркалин, А. Негодченко и В. Сергевнин, до 60-х гг. ХХ в. вообще не было стандартов профессиональной подготовки полицейских, а в подавляющем большинстве штатов (80 % из 383 департаментов) отсутствовала даже система первоначальной полицейской

сч

О!

О) О О

сч

о о о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

ISSN 1997-1001

СЧ

Ol

Z

0) о о сч

о о о

Q. С[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

подготовки. Объяснялось подобное положение простым желанием сэкономить средства. Главной причиной, побудившей создание в США стандартов и системы подготовки полицейских, стал рост случаев судебного преследования полицейских за действия, неадекватные требованиям закона.

Необходимость совокупности знаний о применении оружия, приемов самообороны, приемов вождения и преследования (т. е. в сферах экстремальных действий), которые могли стать причиной гражданских исков, вызвала создание сети полицейских академий. Еще в 70-х гг. 85 % полицейских США не получали никакой профессиональной подготовки. В лучшем случае система передачи профессиональных знаний держалась на школе наставничества, передаче несистематизированного эмпирического опыта от поколения к поколению. Однако ставка на техническое оснащение полиции только усилила потребность в специальных знаниях, необходимых для полицейского.

Проблема подготовки кадров полиции продолжала нарастать в связи с таким явлением, как диверсификация преступности. Первоначальный уровень подготовки не мог обеспечить должную эффективность борьбы с преступностью. В этой связи возрастает значение полифункциональной подготовки кадров для правоохранительной системы. Поэтому департамент полиции США в 90-х гг. перешел к организации специфицированных курсов базовой подготовки кандидатов на работу в полиции до приема на службу.

В начале 90-х гг. была разработана система шести уровней подготовки сотрудников полиции: от подготовки рекрутов до подготовки руководящего состава полиции. При этом 25 штатов перешли на систему дослужебной подготовки рекрутов в колледжах с двух- и четырехлетним курсом подготовки. Кроме этого, к 1997 г. значительно упрочилось положение закрытой системы подготовки кадров, которая предполагает выдачу офицерского сертификата. 39 штатов имеют полные ограниченные лицензионные программы подготовки офицеров полиции4.

В связи с присоединением Казахстана к Болонскому процессу нам необходимо рационально провести коррекцию структуры ведомственной системы подготовки кадров при сохранении тех передовых наработок, которые явились предметом заимствования многих стран.

Уникален опыт Украины и России в сфере формирования крупных учебно-научных комплексов, таких как Национальный университет внутренних дел Украины, Московский и Санкт-Петербургский университеты. Определенный отечественный опыт накоплен в процессе организации и деятельности Национального университета обороны Министерства обороны Республики Казахстан.

Таким образом, мы видим четко выраженную тенденцию развития универсального многопрофильного профессионального образования. Это дает возможность с большой долей уверенности говорить об обоснованности смешанного варианта организации системы подготовки кадров для МВД Казахстана.

Литература и примечания

1. Концепция и Программа подготовки кадров для органов внутренних дел Республики Казахстан на 2005-2010 годы. Утверждена Приказом МВД РК от 16 мая 2005 года № 286.

2. Там же.

3. Закон Республики Казахстан «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» // Казахстанская правда, 2004. 29 декабря.

4. Джуркалин Т, Негодченко А., Сергевнин В. Кадровое обеспечение полиции США. - М., 1998.

2 Ф d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.