Подготовка кадров для системы МВД Республики Казахстан:
задачи и перспективы развития
Биекенов Н.А. *
In article the operating system of preparation of police shots in Kazakhstan is considered. The author allocates the basic directions of a departmental policy in the field ofpreparation ofpolicemen which start with existing problems of acquisition of system of the Ministry of Internal Affairs of Kazakhstan. In the decision of a similar problem fastening graduates of departmental educational institutions can promote reception the Kazakh experience of legislative fastening of the obligation of working off not less than 5 years in system of the Ministry of Internal Affairs after the study termination.
Реализация кадровой политики МВД Республики Казахстан в сфере подготовки кадров как важнейшая гарантия укрепления законности и правопорядка необходима для формирования правового государства. Задачи борьбы с преступностью в современный период напрямую зависят от уровня профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел.
Интерес к вопросам совершенствования профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел и кадрового обеспечения органов и подразделений МВД Республики Казахстан обусловлен существованием значительного объема невостребованного позитивного опыта в этой сфере.
Генезис национальных систем МВД показывает первостепенное значение процесса формирования и развития эффективной ведомственной системы подготовки кадров. В свою очередь, сложный и многогранный процесс функционирования ведомственной системы подготовки персонала в конечном итоге является основой формирования высокопрофессионального и оптимально сбалансированного кадрового корпуса органов внутренних дел.
Целенаправленные мероприятия, усилия руководства МВД Республики Казахстан позволили создать ведомственную систему образования. При этом Казахстан перешел на новую многопрофильную специализацию в системе подготовки кадров. Усовершенствовав систему специализированной подготовки персонала для различных подразделений в системе МВД, удалось создать модель специального высшего образования, которая сочетает фундаментальную и прикладную профессиональную подготовку.
В настоящее время подготовка кадров для органов внутренних дел осуществляется в двух высших учебных заведениях (Академия МВД РК и Карагандинский юридический институт МВД РК) и четырех юридических колледжах (в городах Алматы, Актобе, Семипалатинске и Шым-кенте), в 13 училищах МВД РК по образовательным программам высшего, послевузовского, среднего и дополнительного профессионального образования.
Критерием эффективности любой системы подготовки персонала является ее качество. В целях повышения качества обучения и его практической направленности в 2004 г. в Классификатор специальностей введены новые специальности «Правоохранительная деятельность» по уровням бакалавриата и магистратуры.
Разработаны и утверждены Государственные общеобязательные стандарты обучения по вышеуказанным специальностям и уровням образования. В юридических колледжах МВД прекращена подготовка специалистов по заочной форме обучения.
Качественный уровень подготовки специалистов в учебных заведениях подтверждается результатами государственной аттестации и ежегодного промежуточного контроля знаний слушателей высших учебных заведений, проводимого Министерством образования и науки Республики Казахстан. Так, результаты промежуточного контроля знаний слушателей составили в Академии МВД РК в 2004 г. - 92 балла, в 2005 г. - 108 баллов; в Карагандинском юридическом институте МВД РК в 2004 г. - 90,5 баллов, в 2005 г. -106 балл из 120 возможных.
В 2004-2005 гг. в плане реализации Государственной программы образования
Докторант Академии управления МВД РФ, кандидат юридических наук, доцент.
CJ
OI
О) О О CJ
о о о
Q.
со s
H
о
0
1
о я с о
m ф
VO >5
о *
о ф
У
s
s
0
1
о *
о
s
ф
ч
я *
< s
I H
о ф
со
сч 01 г
О)
о о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О
ш у
2
0
1
о *
о
2
ф
Ч
я *
<
I I-
О ф
со
созданы в Академии - научно-педагогическая, а в Карагандинском юридическом институте - профильная магистратуры. Обучение в них осуществляется по кредитной технологии.
В училищах МВД РК осуществляется специальное первоначальное обучение лиц впервые поступающих на службу в органы внутренних дел на должности рядового и начальствующего состава.
В прошлом году на базе Актюбинского юридического колледжа в экспериментальном режиме проведено обучение кандидатов на службу среднего начальствующего состава со сроком обучения 5 месяцев.
При этом основными направлениями ведомственной политики в области подготовки кадров являются:
1. Определение концептуальных основ развития ведомственного образования.
С учетом основных положений Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 20052010 гг Министерством внутренних дел разработаны и утверждены приказом МВД РК от 16 мая 2005 г. № 286 Концепция и Программа подготовки кадров для органов внутренних дел Республики Казахстан на 2005-2010 гг.
В них на основе анализа состояния обеспеченности кадров определена:
• система и основные направления профориентационной работы для привлечения наиболее квалифицированной и подготовленной части граждан в органы внутренних дел;
• направления совершенствования системы отбора и приема на службу в органы внутренних дел;
• направления совершенствования системы ведомственного образования;
• система мер по привлечению, отбору и адаптации выпускников гражданских вузов для службы в органы внутренних дел;
• меры для привлечения наиболее компетентных специалистов из других ведомств для работы в подразделениях органов внутренних дел;
• меры по повышению качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров и использования международного опыта и интеграционного потенциала правоохранительных органов стран СНГ1.
2. Определение потребности подразделений органов внутренних дел в специалистах.
В основе оценки механизма потребности органов внутренних дел в кадрах лежит научно обоснованная методика прогнозирования потребности различных служб и подразделений, основанная на квалификационных требованиях к замещению должностей начальствующего состава, на обобщенные сведения о составе кадров (количество сотрудников, достигших предельного возраста; ежегодная средняя текучесть кадров; количество сотрудников, обучающихся по заочной форме обучения), планируемый выпуск специалистов из учебных заведений Министерства внутренних дел.
На основе этих анализов определена потребность органов внутренних дел до 2010 г. в разрезе горрайлинорганов.
В целом средняя ежегодная потребность ОВД в кадрах среднего начальствующего состава в стране составляет 2 370 человек. Наибольшую потребность в специалистах испытывают ведущие службы.
Так, средняя ежегодная потребность ведущих служб ОВД в кадрах составляет 1 602 человека (68 %), информационной службы - 112 человек (5 %), подразделения дорожной полиции - 165 человек (7 %), прочие службы - 491 человек (20 %)2.
Результаты анализа потребности органов внутренних дел в специалистах с высшим и средним профессиональным образованием на период до 2010 г. свидетельствуют, что образовательные возможности ведомственных учебных заведений позволяют их в основном удовлетворить, за исключением административно-правовой специализации (служба общественной безопасности) и специалистов узкого профиля (психологи, педагоги, программисты, врачи).
Другими источниками комплектования ОВД являются выпускники гражданских вузов, сотрудники ОВД, обучающиеся за рубежом и сотрудники других государственных органов.
3. Профориентационная работа и прием граждан в учебные заведения.
В целях улучшения системы отбора кандидатов на учебу на базе учебных заведений МВД организованы Центры про-фориентационной работы для работы со старшеклассниками общеобразовательных школ.
Признана положительной практика комплектования ведомственных учебных заведений воспитанниками специализированных школ. Для стимулирования ре-
шений местных органов государственного управления по созданию профильных полицейских школ в 2005 и 2006 гг. впервые введена практика квотирования приемных мест для выпускников Актюбинской областной военно-полицейской школы-интерната имени Есет-Батыра.
В 2006 г. аналогичная школа образована в городе Екибастуз Павлодарской области. В этих же целях практикуется освещение деятельности учебных заведений в республиканских и областных средствах массовой информации, в Интернет-сайте МВД РК созданы рубрики «Учебные заведения» и «Абитуриент».
Для обеспечения прозрачности и соблюдения территориального принципа комплектования учебных заведений прием в 2005 и 2006 гг. впервые осуществлялся региональными приемными комиссиями (Южная - на базе Академии МВД, Северо-центральная на базе Карагандинского юридического института, Западная -на базе Актюбинского юридического колледжа МВД).
Анализ работы региональных приемных комиссий МВД в режиме апробации с приоритетным комплектованием ГОРОЛОВД, находящихся в районах с депрессивной экономикой, позволил выделить ряд позитивных моментов:
• комплектование учебных заведений с учетом потребности конкретных подразделений полиции, в первую очередь ГОРОЛОВД, остро нуждающихся в специалистах;
• улучшение условий поступления (географическая близость к центрам, где располагались региональные приемные комиссии, климатические и погодные условия пребывания абитуриентов, влияющие на прохождение медицинской комиссии и сдачу тестов по физической культуре);
• прозрачность процедуры отбора и приема, достигнутой проведением предварительной информационной работы;
• создание комиссий, включающих представителей Центрального аппарата МВД РК, учебных заведений и общественности, контролирующей ход работы приемной комиссии.
Кроме того, отборочной комиссией МВД по подготовке кадров за рубежом в 2005 и 2006 гг. направлены на обучение в учебные заведения МВД РФ - 163 человека.
4. Закрепление на службе выпускников ведомственных учебных заведений.
Выпускники ведомственных учебных заведений персонально распределяются комиссиями МВД по месту органа комплектования. При этом слушатели выпускного курса проходят стажировку с назначением на должности. Они после окончания учебы в течение трех лет являются молодыми специалистами, и их закрепление на службе отслеживается Департаментом воспитательной и кадровой работы.
В 2004 г. в Закон Республики Казахстан «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» внесена норма, предусматривающая обязанность выпускников учебных заведений МВД РК очной формы обучения отработать в органах внутренних дел не менее пяти лет.
В случае досрочного увольнения либо расторжения контракта они возмещают государству бюджетные средства, затраченные на выплату стипендии, питание и вещевое довольствие в период их обучения3.
Соответствующие изменения и дополнения внесены в Положение о порядке прохождения службы лицами рядового и начальствующего состава ОВД и в Инструкцию о применении вышеуказанного Положения.
Интерес вызывает рассмотрение данной проблемы и национального опыта в контексте мировой практики, которая включает две модели организации системы профессиональной подготовки работников правоохранительных органов: модель функциональной краткосрочной подготовки на базе среднего и высшего образования и модель многолетней системной подготовки кадров в рамках ведомственной системы образования.
Безусловно, первая модель прельщает низкой затратой сил ведомства на подготовку специалиста узкого профиля деятельности. Это не подготовка с «чистого листа», а только «огранка» специалиста из другой области деятельности. Главное требование - автоматизм профессиональных навыков. По своей сути эта система стала результатом компромиссов двух мнений относительно необходимости профессиональной подготовки полицейских.
К примеру в США, как утверждают авторы монографии «Кадровое обеспечение полиции США» Т. Джуркалин, А. Негодченко и В. Сергевнин, до 60-х гг. ХХ в. вообще не было стандартов профессиональной подготовки полицейских, а в подавляющем большинстве штатов (80 % из 383 департаментов) отсутствовала даже система первоначальной полицейской
сч
О!
О) О О
сч
о о о о.
со
I-О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
ISSN 1997-1001
СЧ
Ol
Z
0) о о сч
о о о
Q. С[ CQ
s
I-
о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
подготовки. Объяснялось подобное положение простым желанием сэкономить средства. Главной причиной, побудившей создание в США стандартов и системы подготовки полицейских, стал рост случаев судебного преследования полицейских за действия, неадекватные требованиям закона.
Необходимость совокупности знаний о применении оружия, приемов самообороны, приемов вождения и преследования (т. е. в сферах экстремальных действий), которые могли стать причиной гражданских исков, вызвала создание сети полицейских академий. Еще в 70-х гг. 85 % полицейских США не получали никакой профессиональной подготовки. В лучшем случае система передачи профессиональных знаний держалась на школе наставничества, передаче несистематизированного эмпирического опыта от поколения к поколению. Однако ставка на техническое оснащение полиции только усилила потребность в специальных знаниях, необходимых для полицейского.
Проблема подготовки кадров полиции продолжала нарастать в связи с таким явлением, как диверсификация преступности. Первоначальный уровень подготовки не мог обеспечить должную эффективность борьбы с преступностью. В этой связи возрастает значение полифункциональной подготовки кадров для правоохранительной системы. Поэтому департамент полиции США в 90-х гг. перешел к организации специфицированных курсов базовой подготовки кандидатов на работу в полиции до приема на службу.
В начале 90-х гг. была разработана система шести уровней подготовки сотрудников полиции: от подготовки рекрутов до подготовки руководящего состава полиции. При этом 25 штатов перешли на систему дослужебной подготовки рекрутов в колледжах с двух- и четырехлетним курсом подготовки. Кроме этого, к 1997 г. значительно упрочилось положение закрытой системы подготовки кадров, которая предполагает выдачу офицерского сертификата. 39 штатов имеют полные ограниченные лицензионные программы подготовки офицеров полиции4.
В связи с присоединением Казахстана к Болонскому процессу нам необходимо рационально провести коррекцию структуры ведомственной системы подготовки кадров при сохранении тех передовых наработок, которые явились предметом заимствования многих стран.
Уникален опыт Украины и России в сфере формирования крупных учебно-научных комплексов, таких как Национальный университет внутренних дел Украины, Московский и Санкт-Петербургский университеты. Определенный отечественный опыт накоплен в процессе организации и деятельности Национального университета обороны Министерства обороны Республики Казахстан.
Таким образом, мы видим четко выраженную тенденцию развития универсального многопрофильного профессионального образования. Это дает возможность с большой долей уверенности говорить об обоснованности смешанного варианта организации системы подготовки кадров для МВД Казахстана.
Литература и примечания
1. Концепция и Программа подготовки кадров для органов внутренних дел Республики Казахстан на 2005-2010 годы. Утверждена Приказом МВД РК от 16 мая 2005 года № 286.
2. Там же.
3. Закон Республики Казахстан «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» // Казахстанская правда, 2004. 29 декабря.
4. Джуркалин Т, Негодченко А., Сергевнин В. Кадровое обеспечение полиции США. - М., 1998.
2 Ф d
я *
<
*
S I
н
о ф
со