Научная статья на тему 'Актуальные проблемы оптимизации системы подготовки кадров для МВД Украины'

Актуальные проблемы оптимизации системы подготовки кадров для МВД Украины Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
221
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОПТИМИЗАЦИЯ / OPTIMIZATION / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / TRAINING OF SPECIALISTS / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / PROCESS OF LEARNING / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PROFESSIONALISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А В. Мовчан

В статье рассматриваются актуальные проблемы оптимизации системы подготовки кадров для органов внутренних дел Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The actual problems of the optimization of the system of training the personnel for the Ministry of the Interior of the Ukraine

The actual problems of the optimization of the system of training the personnel for the Ministry of the Interior of the Ukraine are considered.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы оптимизации системы подготовки кадров для МВД Украины»

80

Список литературы

1. Договор о создании Союзного государства // СЗ

РФ. 2000. № 7. Ст. 786.

2. Конституция Украины. Официальный сайт Верховной Рады Украины. URL: http: // portal. rada.gov.ua/rada/

3. Модельный Уголовный кодекс. Рекомендательный законодательный акт для Содружества Независимых Государств. Принят на VII пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств—участников СНГ 17 февраля 1996 г. // Приложение к «Информационному бюллетеню». 1996. № 10.

4. Уголовный кодекс Республики Беларусь. СПб., 2001.

5. Уголовный кодекс Республики Болгария. СПб.,

2001.

6. Уголовный кодекс Республики Польша. СПб., 2001.

7. Уголовный кодекс Республики Таджикистан. СПб., 2001.

8. Уголовный кодекс Украины. СПб., 2001.

9. Об участии граждан в охране правопорядка: Закон Республики Беларусь от 26 июня 2003 г. № 214—3. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. № 74. 2/963.

10. Об участии граждан в охране общественного порядка и государственной границы: Закон Украины № 1835-III от 22 июня 2000 г. Официальный сайт Верховной Рады Украины. URL: http: // zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main. cgi?nreg=1835-14

11. Об оперативно-розыскной деятельности: Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 289—З. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2007. № 4. 2/1292.

12. Единый учет преступлений в Республике Беларусь: Сведения о регистрации и предварительном расследовании преступлений за 10 месяцев 2009 г. Официальный сайт МВД Республики Беларусь. URL: www.mvd.gov.by.

13. О судебной практике по делам о преступлениях против интересов службы (ст. 424—428 УК): Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 16 декабря 2004 г. № 12. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. № 6. 2/424.

14. Волженкин Б.В. Новый Уголовный кодекс Республики Беларусь // Правоведение. 2000. № 6.

15. Мичулис Э.Ф., Шардаков А.А., Яцута И.С. Уголовное право Беларуси: общая часть. Минск, 2000.

E-mail: [email protected]

А.В. МОВЧАН,

начальник Управления профессиональной подготовки, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник (Департамент кадрового обеспечения МВД Украины)

Актуальные проблемы оптимизации системы подготовки кадров для МВД Украины

В статье рассматриваются актуальные проблемы оптимизации системы подготовки кадров для органов внутренних дел Украины.

оптимизация, высшие учебные заведения, подготовка специалистов, учебный процесс, профессионализм.

В Министерстве внутренних дел Украины на системной основе проводятся мероприятия по реформированию органов внутренних дел, повышению профессионального мастерства работников милиции и военнослужащих внутренних войск, оптимизации системы подготовки кадров.

Среди приоритетных направлений этой деятельности необходимо выделить вопросы обеспечения защиты жизни, здоровья и законных

интересов граждан. Эффективно противодействовать преступности под силу только правоохранителям, в совершенстве владеющим законодательной базой, имеющим надлежащий уровень профессиональной подготовки, достаточный опыт борьбы с современными видами преступлений.

Как отмечает министр внутренних дел Украины Анатолий Могилев, реформирование Министерства внутренних дел направлено на одно простое задание — отход от карательных функций и переход к функциям социальной помощи населению. В сотруднике милиции жители должны видеть своего защитника и понимать, что именно от него можно получить помощь [5].

Главное в деятельности милиции — соблюдение прав и свобод человека, поэтому общение сотрудника милиции с подозреваемыми, потер-

певшими должно быть построено с учетом его соблюдения.

Этот принцип — основополагающий в работе специальных служб и руководителей МВД Украины, а также для обучения в высших учебных заведениях МВД Украины.

Вопросы подготовки специалистов для органов внутренних дел рассматривались в научных трудах Н.И. Ануфриева, А.М. Бандурки, В.Н. Бесчастного, М.Г. Вербенского, А.Ф. Гиды, В.Я. Горбачевского, В.В. Гордиенко, Э.А. Ди-доренко, А.Ф. Долженкова, Ю.С. Казанского, В.Я. Кикотя, В.В. Коваленко, Я.Ю. Кондратьева, В.С. Костицкого, В.Л. Кубышко, В.С. Малышева, П.П. Михайленко, Ю.Ю. Орлова, В.Л. Ортынского, Ю.И. Римаренко, В.А. Сальникова и других ученых.

Наличие в профессиональной деятельности работников милиции таких факторов сильного влияния, как опасность, риск, угроза для жизни и здоровья, требует проведения комплекса специально организованных мероприятий, направленных на профилактику деформирующих влияний.

Следует согласиться с мнением П.В. Мельника и Л.В. Терещенко о том, что данная проблема требует системного комплексного решения, и первоочередными шагами здесь могут быть повышение авторитета сотрудников органов внутренних дел, укрепление правоохранительных связей с населением, повышение профессионализма работников, использование средств психологической и медицинской релаксации для нейтрализации стрессовых перегрузок, внедрение эффективной программы правового воспитания населения [4, с. 46].

Целью нашей статьи является освещение проблем оптимизации системы подготовки кадров для органов внутренних дел Украины.

Совершенствуя систему первоначальной подготовки работников органов внутренних дел, мы изучили и внедрили в учебный процесс опыт подготовки полицейских Франции, который заключается в обеспечении основных принципов «профессионального вмешательства» — законности, безопасности и эффективности. Модульные программы предусматривают прежде всего практическую отработку тактики несения службы, огневую и физическую, педагогическую и психологическую подготовку, навыки оказания первой медицинской помощи, а также обсуждение ситуационных задач, тренинги, анализ практики и т. д.

При этом следует учитывать, что в условиях осуществления МВД Украины мероприятий по реформированию системы подготовки кадров для органов внутренних дел учебный процесс должен гибко и своевременно реагировать на изменения правового поля. Это требует от ве-

домственных учебных заведений совершенствования содержания и методик обучения, приведение их в соответствие с реальными условиями и задачами противодействия преступности.

Мы считаем, что молодой специалист — выпускник учебного заведения МВД Украины, должен быть максимально теоретически и практически подготовлен к выполнению оперативно-служебных задач, уметь профессионально применить полученные знания на практике. По мнению Я.Ю. Кондратьева, только при условии перехода от универсальной подготовки к специализированной учебные заведения МВД Украины смогут выпускать специалистов, способных обеспечить защиту прав и законных интересов граждан, эффективно бороться с преступностью [3, с. 10].

Подготовка специалистов для органов внутренних дел Украины осуществляется в 12 высших учебных заведениях МВД, что позволяет ежегодно пополнять практические подразделения выпускниками вузов (более 3,5 тыс. человек), училищ первоначальной подготовки (около 9 тыс. человек), системы последипломного образования (более 4 тыс. человек).

В рамках оптимизации системы МВД Украины проводится работа по совершенствованию сети ведомственных вузов. В частности, на базе реорганизованных Киевского национального университета внутренних дел и Академии управления создана Национальная академия внутренних дел, осуществляются мероприятия по оптимизации штатной численности других вузов.

На следующих этапах предусмотрено усовершенствование структурного построения вузов, упрощение системы управления учебными заведениями и дальнейшая оптимизация численности вспомогательных подразделений, что будет способствовать более рациональному использованию бюджетных средств, затрачиваемых на подготовку специалистов для органов внутренних дел и внутренних войск МВД Украины.

Целенаправленная подготовка специалистов для органов внутренних дел обусловливает формирование у курсантов таких качеств, как организованность, высокая нравственность, умение самостоятельно действовать в сложных условиях, что, в свою очередь, требует осуществления комплекса воспитательных мероприятий на всех направлениях учебного процесса: в учебно-методической, индивидуально-воспитательной, культурной, просветительской и социальной работе, психологическом и информационно-пропагандистском обеспечении.

Проведенное в 2010 г. анкетирование лиц, поступающих в вузы МВД Украины, показало, что более 80 % респондентов выбрали профессию милиционера потому, что она связана с защитой законных прав и интересов граждан, предусма-

81

82

тривает высокий уровень ответственности и риска, воспитывает волевые личностные качества.

Вместе с тем следует констатировать, что большая часть курсантов (27 %) уже во время учебного процесса высказывают желание по окончании учебы трудоустроиться вне системы МВД. Основными причинами, побуждающими их к увольнению со службы, являются недостаточный размер денежного содержания (43 %), ненадлежащее материально-техническое обеспечение органов внутренних дел (29 %), невозможность пользоваться социальными льготами, предусмотренными Законом Украины «О милиции» (23 %), ненормированный рабочий день, физическое и психологическое переутомление (19 %).

Практика последних лет показала, что подготовка специалистов в учебных заведениях МВД Украины по направлению «Правоведение» не обеспечивает приобретения достаточных профессиональных навыков, необходимых для качественного выполнения задач по охране общественного порядка и противодействию преступности. В связи с этим по инициативе Министерства внутренних дел принято постановление Правительства Украины о дополнении перечня направлений, по которым осуществляется подготовка специалистов образовательно-квалификационного уровня бакалавра более адаптированным к задачам милиции направлением — «Правоохранительная деятельность».

Профессиональная деятельность работников милиции реализуется в среде, которая считается «зоной повышенного риска», представляющей реальную опасность для жизни и здоровья как самих сотрудников, так и членов их семей. Существует прямая связь между уровнем готовности сотрудника милиции к обеспечению личной безопасности и приобретенными профессиональными знаниями, умениями и навыками.

Необходимым условием достижения высокого уровня профессионализма является формирование положительной мотивации по самореализации в профессии. Согласно научным исследованиям, курсанты ведомственных вузов в начале обучения в основном положительно относятся к будущей профессии правоохранителя, однако по мере освоения профессии некоторые из них начинают сомневаться в правильности выбора. Думается, начальная положительная мотивация недостаточно закрепляется в практических подразделениях [6, с. 34].

В этом контексте важное место занимает специальная подготовка сотрудников милиции к действиям в экстремальных условиях, и главное — в условиях оперативного риска, которая должна вестись в течение всей служебной деятельности.

Согласно Программе оптимизации системы подготовки специалистов для Министерства внутренних дел с 2011—2012 учебного года высшие учебные заведения МВД Украины переходят на подготовку специалистов по экспериментальной программе и схеме «курсант — военнослужащий — курсант», что позволит привлечь к обучению профессионально ориентированную молодежь [1].

Ранее практика комплектования высших учебных заведений МВД Украины выпускниками общеобразовательных средних школ в возрасте 17 лет приводила к тому, что значительная часть молодых, теоретически подготовленных специалистов не имела достаточного жизненного опыта, а иногда и стойкой мотивации к службе в милиции. В ряде случаев они не могли правильно ориентироваться в сложной обстановке, принимать оптимальные решения для эффективного обеспечения правоохранительных задач.

Стоит также отметить, что навыки, полученные в патрульной службе, являются базовыми для всех направлений правоохранительной деятельности, о чем свидетельствует и зарубежный опыт, согласно которому подготовка офицеров полиции осуществляется только после прохождения кандидатами практики в патрульных подразделениях.

Отметим, что именно на патрульную службу МВД Украины возложено основное бремя по обеспечению общественного порядка во время проведения финальной части чемпионата Европы по футболу в 2012 г.

К участию в этом эксперименте привлекаются лица, имеющие полное среднее образование и изъявившие желание обучаться по экспериментальной учебной программе, предусматривающей получение практических навыков охраны общественного порядка.

Учебные экспериментальные программы разрабатываются так, чтобы, обучаясь на 1 курсе слушатель получил максимум прикладных знаний по правоохранительной деятельности, на 2 курсе прошел практику патрульной службы в составе специальных моторизованных частей милиции внутренних войск с параллельным изучением теоретических дисциплин юриспруденции, и на старших курсах получил соответствующую специализацию [2].

Кроме того, вузы МВД Украины будут набирать на учебу кандидатов из числа рядового и младшего начальствующего состава органов внутренних дел и юношей, уволенных из Вооруженных сил Украины. Так, в 2011 г. осуществлен набор по экспериментальной программе 1000 человек, и 225 человек было набрано из числа рядовых сотрудников и младшего начальствующего состава.

По нашему мнению, такой подход к ведомственной системе образования позволит уменьшить количество лиц, которые попадают в милицию случайно, и повысить уровень профессионализма тех, кто сознательно приходит в систему МВД.

В целях увеличения практической подготовки курсантов мы стремимся к тому, чтобы практическое обучение составляло не менее 50 % от общего объема подготовки. Руководители практических подразделений активно привлекаются к работе в составе комиссий по оценке результатов практики и стажировки курсантов, а также к работе государственных экзаменационных комиссий, что позволяет объективно оценить службу курсанта в подразделении, учесть уровень профессиональной подготовки, соблюдение дисциплины.

В связи с внедрением в практическую деятельность органов внутренних дел Интегрированной информационно-поисковой системы органов внутренних дел Украины (ИИПС ОВД) особую актуальность приобретает вопрос подготовки сотрудников органов внутренних дел, в первую очередь — оперативных и информационно-аналитических подразделений, работающих с базами данных ИИПС и других информационных систем.

Вместе с тем результаты проведенного нами опроса практических работников и руководителей оперативных подразделений свидетельствуют о недостаточной подготовке сотрудников органов внутренних дел, в частности оперативных подразделений, к работе с компьютерными информационными подсистемами.

Согласно имеющимся сведениям 70 % опрошенных ознакомлены с современными возможностями информационных систем, применяемых в оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел, из приказов и инструкций МВД Украины, 35 % — из ведомственных материалов (обзоров, методических рекомендаций и т. п.), 24 % — из специальной литературы и лишь 19 % респодентов получили необходимые знания в системе повышения квалификации, 18 % — на конференциях и совещаниях.

В связи с этим в учебные планы подготовки и повышения квалификации работников органов внутренних дел внесены соответствующие изменения.

Высшими учебными заведениями МВД Украины активно используется такая форма взаимодействия теории и практики, как привлечение работников милиции, прибывающих на обучение в системе последипломного образования, к проведению учебных занятий с курсантами в форме семинаров, круглых столов по направлениям их деятельности и специализации подготовки. Одним из способов привлечения практи-

ческих работников к участию в учебном процессе является проведение бинарных занятий — когда занятия с курсантами и слушателями проводит не только преподаватель, но и практический работник милиции.

Все шире в подготовке работников милиции используются тренинговые технологии, в частности — мотивационные тренинговые программы, являющиеся новой формой повышения профессиональной компетентности.

Высшие учебные заведения МВД Украины активно сотрудничают с такими авторитетными международными неправительственными организациями, как Ассоциация высших учебных заведений МВД/полиции государств-участников СНГ, Ассоциация полицейских европейских колледжей, организовываются стажировки научно-педагогического состава, слушателей и курсантов за рубежом, что дает возможность активно перенимать опыт подготовки полицейских европейских стран и США, а также государств-участников СНГ.

В рамках подготовки к проведению чемпионата Европы по футболу 2012 г. проводятся международные научно-практические конференции, осуществляется обучение практических работников иностранным языкам, разрабатываются и издаются специализированные словари и разговорники.

Главные задачи, по нашему мнению, заключаются в преобразовании системы ведомственного образования МВД Украины в высокоэффективную мобильную систему, способную оперативно реагировать на потребности практических подразделений в подготовке кадров для органов внутренних дел, а также повышении квалификации и переподготовке работников милиции, проведении научных исследований по актуальным проблемам борьбы с преступностью и охраны правопорядка.

Список литературы

1. Об утверждении Программы оптимизации системы подготовки специалистов для МВД: приказ Министерства внутренних дел и Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины от 20 января 2011 г. № 15/49.

2. Казанский Ю. Необходимость реформирования системы образования МВД Украины созрела давно // Официальный сайт МВД Украины. URL:http://mvs.gov.ua/mvs/control/main/uk/ риЪШ^рйМаЪ1е_агйе1е/ 497611.

3. Кондратьев Я.Ю. Система профессиональной подготовки кадров оперативных служб (подразделений) милиции и пути ее совершенствования // Тезисы докл. на междунар. научно-практ. конф. (г. Киев, 27-28 марта 2003 г.). Киев, 2003.

83

4. Концептуальные предпосылки формирования профессионализма работников милиции / Мельник П.В., Терещенко Л.В. Ир-пень,1998.

5. Могилёв А. Все реформирование Министерства внутренних дел направлено на одно простое задание — отход от карательных функций и переход к функциям социальной помощи населению // Официальный сайт МВД Украины.

URL:http://mvs.gov.ua/mvs/control/main/uk/ publish/printable_article/ 461794.

6. Психология оперативного общения в деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел: науч.-практ. пособие / авт. кол.: Б.И. Бараненко, В.А. Глазков, О.С. Звонок и др. / под ред. Э.А. Дидоренко. Луганск, 2007.

E-mail: [email protected]

84

В.Ш. НАДЖАФОВ,

докторант* Института философии, социологии и права Национальной академии наук Азербайджанской Республики (Академия полиции МВД Азербайджанской Республики)

В.М. ЩУКИН,

доцент кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях,

кандидат юридических наук (Академия управления МВД России)

Организационные и тактические приемы и способы, используемые при проведении контртеррористических операций

В статье рассмотрены особенности подготовки и проведения контртеррористических операций, характерные их черты. Исследованы тактические приемы, способы, последовательность (этапы), а также организация всестороннего обеспечения их подготовки и проведения.

контртеррористическая операция, тактический прием, маневр, оценка обстановки, планирование, техническое обеспечение, средства связи.

На территории Азербайджанской Республики наблюдается активизация деятельности террористических организаций, связанной с подготовкой и совершением террористических акций. Так, 17 августа 2008 г. в г. Баку был совершен взрыв в мечети Абу-Бекр, в результате которого погибли два человека и получили ранения различной степени тяжести еще 18 человек. По горячим следам сотрудники правоохранительных органов и специальных служб Азербайджанской Республики установили лиц, причастных к организации взрыва. Ими оказались участники незаконного вооруженного формирования на Северном Кавказе, входящие в состав «Дагестанского джамаата». В

* Ранее — старший инспектор отдела кадров Академии полиции МВД Азербайджанской Республики.

ходе проведения ряда специальных операций и мероприятий указанные лица были нейтрализованы и задержаны, у них было изъято значительное количество огнестрельного оружия, а также боеприпасы, взрывные устройства, специальные средства связи, топографические карты, брошюры по боевой тактике в горно-лесистых условиях.

В ходе следствия стало известно, что данная террористическая группа планировала возобновить деятельность вооруженной группировки «Лесные братья», которая была обезврежена в 2007 г., создать незаконные вооруженные формирования в северных районах Республики Азербайджан и совершить ряд террористических акций, направленных на подрыв общественно-политической ситуации в республике [6].

План террористов предусматривал создание двух вооруженных группировок. Члены первой должны были совершать грабежи и разбои в г. Баку, для того чтобы на вырученные деньги приобретать оружие, боеприпасы, совершать террористические акции. В задачи второй группы входило формирование военного лагеря в горно-лесистых массивах страны. В частности, на территории Губинского и Гусарского районов ими были сооружены блиндажи, куда завезены оружие и боеприпасы, а также запасы продовольствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.