Научная статья на тему 'Специальные подразделения органов внутренних дел Украины: реалии и перспективы'

Специальные подразделения органов внутренних дел Украины: реалии и перспективы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
666
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / МИЛИЦИЯ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРОБЛЕМЫ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Буткевич С. А.

В статье рассмотрены правовые, организационные и тактические основы деятельности специальных подразделений органов внутренних дел Украины. Основное внимание сосредоточено на их задачах, порядке комплектования, а также критериях оценки эффективности их деятельности. Подчеркнута важность и значимость выполняемых ими функций, в том числе при предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специальные подразделения органов внутренних дел Украины: реалии и перспективы»

С.А. Буткевич

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ УКРАИНЫ: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В статье рассмотрены правовые, организационные и тактические основы деятельности специальных подразделений органов внутренних дел Украины. Основное внимание сосредоточено на их задачах, порядке комплектования, а также критериях оценки эффективности их деятельности. Подчеркнута важность и значимость выполняемых ими функций, в том числе при предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Ключевые слова: безопасность, милиция, органы внутренних дел, проблемы, специальные подразделения, усовершенствование.

Сегодняшнее состояние общественной безопасности в Украине характеризуется как нестабильное. Несмотря на усилия, предпринимаемые органами охраны правопорядка по борьбе с преступными и другими противоправными посягательствами, предупреждению возникновения и распространения чрезвычайных ситуаций определенного генезиса, надлежащий уровень внутренней безопасности не достигнут. По оценкам специалистов, в стране сложилась угрожающая криминогенная обстановка, характеризующаяся высоким уровнем преступности и появлением новых видов угроз криминального характера. Особое беспокойство вызывает тот факт, что одним из основных источников угроз общественной безопасности становится экстремистская деятельность националистических, религиозно-этнических и других организаций и структур, направленных на дестабилизацию социально-политической ситуации в государстве. [1. С. 3]

Соответственно, в таких условиях перед сотрудниками органов внутренних дел (далее - ОВД) ставятся более сложные задачи по обеспечению общественной безопасности, охране общественного порядка и борьбе с преступностью. При этом такие задачи могут выполняться в чрезвычайных ситуациях социального, техногенного, природного или военного характера, последствия которых небезопасны для жизни и здоровья сотрудников милиции, гражданских лиц, за-

конных интересов общества и государства. Безусловно, повседневная деятельность ОВД в таких условиях не в полной мере соответствует масштабам и структуре этих негативных явлений, что, в свою очередь, ставит повышенные требования к комплектованию, подготовке и обеспечению их личного состава.

Несмотря на многочисленные научные разработки и повышенный интерес практических сотрудников к проблемам деятельности ОВД в особых условиях, говорить о том, что методологические основы этой проблематики детально и всесторонне изучены, не представляется возможным, поскольку некоторые важные аспекты не рассмотрены вообще или исследованы недостаточно. Если управленческие проблемы (их организация, структура, система, функциональная составляющая и т.п.) достаточно широко освещены в научной литературе, то правовое, организационное и тактическое обеспечение деятельности специальных подразделений ОВД требует более глубокого, всестороннего и детального исследования.

Непосредственной теоретической основой для исследования методологических и практических аспектов деятельности специальных подразделений ОВД Украины являются научные разработки В.П. Бирюкова, Ю.В. Дубко, В.Л. Грохольского, С.Д. Кобы-линского, В.В. Крикуна, В.А. Лаптия, Ю.Б. Оболенского, Н.Б. Саакяна, Д.С. Савочкина, А.С. Спасского, В.А. Сягровца, С.А. Шатра-

вы и др. Вместе с тем в их работах рассматриваются только отдельные аспекты оперативно-служебной или служебно-боевой деятельности ОВД или же характеризуются поверхностно при изучении более общих или смежных общественных отношений.

Таким образом, наглядно актуализируется необходимость комплексного, с использованием современных методов познания, учетом последних достижений юридической науки исследования деятельности специальных подразделений ОВД Украины, в том числе порядка комплектования и критериев оценки их деятельности. Указанные обстоятельства обусловили цель, а также своевременность проведенного научного исследования.

В действующем законодательстве Украины отсутствует четко сформулированное понятие «ОВД», обычно под ним понимается милиция (см., например, ст. 222 Кодекса Украины об административных правонарушениях) - государственный вооруженный орган исполнительной власти, который защищает жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, природную среду, интересы общества и государства от преступных посягательств. Милиция представляет систему органов, которая входит в структуру МВД Украины, выполняет административную, профилактическую, оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную, исполнительную и охранную (на договорных основах) функции. Она состоит из подразделений: криминальной милиции; милиции общественной безопасности; транспортной милиции; государственной автомобильной инспекции; милиции охраны; судебной милиции; специальной милиции; внутренней безопасности.[2]

Также для охраны общественного порядка на объектах и территориях, имеющих особое народнохозяйственное значение или же пострадавших от стихийного бедствия, экологического загрязнения, катастрофы, МВД Украины могут создаваться специальные подразделения милиции. При этом милиция может направлять свои специальные подразделения для обеспечения проведения контролирующими органами прове-

рок субъектов хозяйственной деятельности только по решению судьи или суда. Такое разрешение дается только в случаях, когда проверка проводится в рамках уголовного производства.[2]

Однако в соответствии со ст. 1 Закона Украины «Об общей структуре и численности Министерства внутренних дел Украины» в общую структуру Министерства входят: МВД Украины - центральный орган управления; государственные департаменты в составе Министерства как правительственные органы государственного управления по отдельным направлениям служебной деятельности, определенных Кабинетом Министров Украины; ГУМВД, УМВД Украины в областях, г. Киеве (далее - ГУМВД, УМВД), управления, отделы МВД Украины на транспорте; городские, районные управления и отделы, линейные управления, отделы, отделения, пункты; подразделения судебной милиции; подразделения местной милиции (ликвидированы в июне 2008 г. -курсив наш С.Б.); главный орган военного управления, оперативно-территориальные объединения, соединения, военные части и подразделения, высшие учебные заведения, учебные военные части (центры), базы, учреждения и заведения, которые не входят в состав оперативно-территориальных объединений Национальной гвардии Украины; учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и учреждения обеспечения.[3]

Приведенные положения законодательных актов наглядно иллюстрируют несогласованность и противоречивость норм права в части, касающейся организационно-штатной структуры ОВД.

Унифицированное понятие «специальные подразделения ОВД» также отсутствует как в законодательстве Украины, так и среди ученых. Как исключение, подпункт «б» п. 2 ст. 5 Закона Украины «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью» относит к ним специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью МВД Украины, поскольку они «специально созданы для борьбы с организованной пре-

ступностью».[4] Развивая умозаключения законодателя, к специальным подразделениям ОВД можно отнести подразделения борьбы с незаконным оборотом наркотиков (как специально созданные для предупреждения наркомании и противодействия наркопреступности), подразделения криминальной милиции по делам детей (как специально созданные для предупреждения правонарушений детей) и т.д.

Считаем, что к специальным подразделениям ОВД Украины относятся подразделения быстрого реагирования или особого (специального) назначения, непосредственно предназначенные для силового обеспечения оперативно-розыскных мероприятий, специальных операций (антитеррористические операции; розыск и задержание вооруженных и других преступников, представляющих общественную опасность; ликвидация массовых беспорядков и др.), охраны собственности физических и юридических лиц, а также обеспечения личной безопасности физических лиц. В частности:

1. Управление быстрого реагирования «Сокол» Главного управления по борьбе с организованной преступностью - мобильное, специальное подразделение быстрого реагирования, созданное для выполнения заданий по силовому обеспечению оперативно-розыскных мероприятий, проведению специальных операций, направленных на ликвидацию бандитских формирований, организованных групп и преступных организаций и их лидеров, освобождение заложников, участие в оперативных комбинациях, антитеррористических операциях и физической защите источников оперативной информации. Такая деятельность осуществляется на основании сочетания гласных и негласных форм и методов работы, строгого соблюдения конспирации и режима секретности.

Его комплектование осуществляется на конкурсной основе, из наиболее профессионально и физически подготовленных сотрудников милиции со стажем службы не менее двух лет, а также имеющих опыт службы в специальных подразделениях других правоохранительных органов, пси-

хологически стойких и способных действовать в экстремальных ситуациях.

По нашему мнению, особенности деятельности данного специального подразделения обусловлены спецификой заданий, выполняемых его сотрудниками в контексте борьбы с групповой преступностью. Эффективность выполнения таких заданий непосредственно связана с оперативно-розыскным, тыловым, боевым и морально-психологическим видами обеспечения, а также внутренним и внешним взаимодействием. [5. С.39-42] При этом критериями результативности его деятельности должны считаться: дела оперативного учета, реализованные в отношении членов организованных групп и преступных организаций; результаты деятельности под прикрытием; нейтрализация криминальной активности; оперативная информация, которая содействовала раскрытию тяжких или особо тяжких преступлений, и др. [6. С.104-105]

2. Подразделение милиции общественной безопасности особого назначения - структурное подразделение ГУМВД, УМВД, деятельность которого основывается на принципах верховенства права, обеспечения соблюдения прав и свобод человека и гражданина, внепартийности, законности, открытости для демократического гражданского контроля, прозрачности, ответственности, централизованного руководства и единоначалия.

К его задачам отнесены: обеспечение личной безопасности граждан, защита их прав и свобод, законных интересов; предупреждение правонарушений и их пресечение; охрана общественного порядка; обеспечение общественной безопасности и охрана общественного порядка во время проведения собраний, митингов, шествий, демонстраций и других массовых мероприятий; выявление уголовных правонарушений; участие в проведении мероприятий, направленных на розыск и задержание лиц, подозреваемых в совершении уголовных правонарушений, вооруженных и других преступников, представляющих общественную опасность; освобождение заложников, прекращение деятельности не пред-

усмотренных законом военизированных или вооруженных формирований (групп), организованных групп и преступных организаций на территории Украины, а также мероприятий, связанных с пресечением террористической деятельности.

Соответственно, к обязанностям этого подразделения относятся: обеспечение безопасности граждан и общественного порядка; выявление, предупреждение и пресечение уголовных правонарушений; выявление и пресечение административных правонарушений; проведение самостоятельно или вместе со службами, подразделениями ОВД, Национальной гвардией Украины, центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными формированиями по охране общественного порядка и государственной границы, населением профилактических мероприятий с целью предупреждения правонарушений и их пресечения; принятие мер для ликвидации последствий аварий, пожаров, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий, спасения людей и оказания им помощи; участие в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий; содействие обеспечению режима военного или чрезвычайного положения, зоны чрезвычайной экологической ситуации в случае их оглашения на всей территории Украины или в отдельной местности; охрана общественного порядка при проведении массовых мероприятий коммерческого характера за счет средств организаций или лиц, которые их проводят; временное ограничение или запрет доступа граждан на отдельные участки местности или объекты с целью обеспечения общественного порядка, общественной безопасности, охраны жизни и здоровья людей; обеспечение охраны общественного порядка в местах временного пребывания должностных лиц, в отношении которых осуществляется государственная охрана, и на прилегающей к ним территории.[7]

Как правило, личный состав подразделения комплектуется на договорных принципах и конкурсной основе из наиболее про-

фессионально подготовленных сотрудников ОВД, военнослужащих, уволенных в запас, имеющих необходимый уровень физической подготовки, психологическую стойкость, способных уверенно действовать в экстремальных условиях и выполнять возложенные на подразделение задания.

Как известно, в 2014 г. в Украине произошла кардинальная смена приоритетных направлений борьбы с преступностью и обеспечения общественной безопасности, что обусловило необходимость принятия политических решений, касающихся организационно-штатных принципов деятельности правоохранительных органов. [8] В связи с этим современная деятельность подразделений милиции общественной безопасности особого назначения (прототипом которых были подразделения милиции особого назначения «Беркут») непосредственно связана с охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций социального характера.

3. Специальное подразделение судебной милиции «Грифон» также относится к структуре милиции общественной безопасности (несмотря на то, что судебная милиция и милиция общественной безопасности, - это разные структурные подразделения - курсив наш С.Б.) и создается в ГУМВД, УМВД согласно с типовыми штатами, утвержденными МВД Украины. То есть «Грифон» создается как самостоятельное структурное подразделение ГУМВД, УМВД и непосредственно подчиняется заместителю начальника ГУМВД, УМВД - начальнику милиции общественной безопасности. А общее руководство оперативно-розыскной деятельностью, его организационное и методическое обеспечение осуществляет заместитель начальника ГУМВД, УМВД - начальник криминальной милиции.

При выполнении возложенных на них заданий сотрудники специальных подразделений «Грифон»:

- обеспечивают соблюдение правил пропуска лиц в помещения судов и на их территорию транспортных средств, поддержа-

ние порядка в суде, пресечение проявлений неуважения к суду, охрану помещений суда, выполнение функций по государственной защите судей, работников суда, безопасность участников судебного процесса, а также сотрудников Антимонопольного комитета Украины и уполномоченных лиц Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при выполнении ими служебных полномочий;

- обеспечивают меры безопасности при рассмотрении судебных дел во всех инстанциях сотрудников правоохранительных органов, других органов с правоприменительными или правоохранительными функциями, членов их семей и близких родственников;

- принимают необходимые меры для обеспечения безопасности судьи, членов его семьи, сохранения их имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление, а также при поступлении заявления участника уголовного судопроизводства, члена его семьи или близкого родственника, обращении соответствующего государственного органа;

- обеспечивают охрану помещений и территорий учреждений судебных экспертиз Министерства юстиции Украины и Министерства здравоохранения Украины, а также режим содержания лиц, пребывающих под стражей и направленных на судебно-психи-атрическую экспертизу;

- осуществляют оперативно-розыскную деятельность с целью получения оперативной и другой информации о наличии угрозы жизни, здоровью, жилищу и имуществу указанных лиц;

- изучают решения (постановления) о применении специальных мер безопасности в отношении лиц, взятых под защиту, других материалов, предшествовавших принятию такого решения, а также разрабатывают план-расчет ГУМВД, УМВД на проведение специальных мер безопасности и подготавливают ходатайства перед соответствующими органами об их отмене;

- обмениваются информацией с заинтересованными ОВД, другими органами исполнительной власти по вопросам обе-

спечения безопасности лиц, в отношении которых осуществляются меры личной без-опасности.[9]

Отметим, что личный состав этих подразделений комплектуется из наиболее профессионально подготовленных сотрудников милиции, имеющих необходимый уровень боевой и физической подготовки, и лицами, прошедшими действительную срочную военную службу в подразделениях внутренних войск МВД Украины, Министерства обороны Украины, Службы безопасности Украины и Государственной пограничной службы Украины, со времени увольнения которых в запас прошло не более одного года.

Считаем, что под служебно-боевой деятельностью подразделений «Грифон» необходимо понимать отдельный вид правоохранительной деятельности, который проводится с целью обеспечения безопасности работников суда, правоохранительных органов, лиц, принимающих участие в уголовном судопроизводстве, членов их семей и близких родственников, и заключается в организации профилактических, режимных или защитных мероприятий, которые проводятся в плановом порядке или в рамках специальных действий (мероприятий) с использованием оперативно-розыскных, процессуальных, превентивных и других форм и методов деятельности. [10. С.171-173] А критериями оценки эффективности их деятельности должны стать: во-первых, количество выполненных заданий по охране помещений суда, помещений и территорий учреждений экспертов Министерства юстиции Украины и Министерства здравоохранения Украины, а также обеспечению режима содержания лиц, пребывающих под стражей и направленных на судебно-психи-атрическую экспертизу; во-вторых, количество выполненных заданий по государственной защите судей, работников суда, обеспечению безопасности участников судебного процесса, а также сотрудников Антимонопольного комитета Украины и уполномоченных лиц Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при выполнении ими служебных полномочий; в-третьих, количество проведенных специ-

альных мероприятий по обеспечению безопасности лиц, взятых под защиту; в-четвертых, количество раскрытых преступлений с участием специального подразделения, в том числе в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий.

4. Специальные подразделения милиции охраны «Титан» - структурные подразделения Государственной службы охраны при ОВД, предназначенные для охраны собственности физических и юридических лиц, обеспечения личной безопасности физических лиц от преступных посягательств, оказания специальных охранных услуг (на договорной основе). Их основные задачи: обеспечение личной безопасности физических лиц; охрана уполномоченных лиц, которые перевозят ценные бумаги; охрана туристических групп и делегаций; охрана экипажей морских и воздушных судов; охрана и сопровождение перевозимых грузов; инкассация, охрана денежных знаков и ценных бумаг (документов) при перемещении их от собственников в учреждения банков и в обратном направлении, между предприятиями или учреждениями банков, обеспечение их сохранности, охрана кассиров с денежной наличностью; охрана собственности юридических и физических лиц по месту ее нахождения; обеспечение охраны сетей энергоснабжения, магистральных трубопроводов, в том числе и газо-, не-фтетрубопроводов и объектов топливно-энергетического комплекса; обследование объектов на предмет нахождения на них радиоактивных и взрывчатых веществ и устройств, а также их локализация. [11]

Личный состав данных подразделений комплектуется на конкурсной основе из числа наиболее профессионально подготовленных сотрудников милиции (специалистов), имеющих необходимый уровень общепрофильной подготовки и стаж работы в ОВД не менее одного года. А критериями оценки эффективности их деятельности являются: оперативность реагирования на сигнал тревоги; укомплектованность и экипировка групп задержания, наличие служебных собак; блокирование объекта, умение действовать (управлять нарядами) на ме-

сте происшествия; исправность автотранспорта, средств связи, другой специальной техники, взаимодействие между нарядами и дежурной частью; активность и инициатива отдельных сотрудников; согласованность действий нарядов.

Таким образом, деятельность специальных подразделений «Титан» заключается в специальных, охранных (защитных) и режимных мероприятиях, проводимых с целью охраны особо важных объектов, собственности физических и юридических лиц, а также обеспечения личной безопасности физических лиц. Вместе с тем особую значимость такая деятельность приобретает при возникновении чрезвычайных происшествий (аварий, дорожно-транспортных происшествий, катастроф, пожаров и др.).

5. Специальный отряд дорожно-па-трульной службы специального назначения при МВД Украины, подчиненный Департаменту Государственной автомобильной инспекции (ранее - специальное подразделение «Кобра»), основными задачами которого являются: защита жизни, здоровья и имущества участников дорожного движения, их законных прав и интересов, а также интересов общества и государства; обеспечение безопасного и беспрепятственного проезда во время сопровождения автомобилей с должностными лицами, в отношении которых осуществляется государственная охрана; участие в проведении специальных оперативно-профилактических и целевых мероприятий на территории государства, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения; профилактика, предупреждение и пресечение преступлений, административных правонарушений в сфере дорожного движения.[12]

Данное подразделение обычно комплектуется на конкурсной основе из сотрудников милиции, имеющих стаж службы не менее трех лет и соответствующий уровень квалификации. По нашему мнению, критериями оценки эффективности деятельности специального отряда должно стать количество: выполненных заданий по обеспечению проезда при сопровождении автомобилей с должностными лицами, в отношении кото-

рых осуществляется государственная охрана; выполненных заданий по обеспечению безопасности дорожного движения, общественной безопасности и охраны общественного порядка при проведении специальных операций; выявленных и пресеченных административных и уголовных правонарушений в сфере дорожного движения.

Безусловно, последние годы в Украине характеризуются беспрецедентным ростом тяжких и особо тяжких преступлений, существенными изменениями их характеристик. В этих условиях специфика деятельности ОВД в особых условиях обусловлена тем, что их сотрудники все чаще встречаются с активным противодействием со стороны организованной преступности, имеющей современные средства вооружения, связи, защиты, транспортные средства и др. Именно для положительных результатов деятельности специальных подразделений ОВД требуются высокий уровень их всестороннего обеспечения, комплексное использование сил и средств специальных операций, принятие оптимальных, последовательных, взвешенных и своевременных решений по формированию тех или иных групп боевого порядка (оперативного построения) и т.д.

Акцентируем, что долгие годы остается проблемным вопрос обеспечения управления силами и средствами специальных подразделений ОВД. Несмотря на то, что в 2014 г. в структуре МВД Украины был создан Департамент организации деятельности подразделений милиции особого назначения, его полномочия распространяются исключительно на батальоны патрульной службы милиции особого назначения («Кшв-щина», «Львiв», «Полтава», «Кременчук», «Юровоград», «Азов» и т.п.). При этом речь о специальных подразделениях в составе патрульной службе милиции не идет ни в действующем законодательстве (см., например, приказ МВД Украины от 28.07.1994 № 404), ни в учебной литературе.[13]

Именно поэтому гарантия успешного выполнения заданий указанных специальных подразделений - взаимодействие с другими службами и подразделениями ОВД (обычно блоками криминальной, транс-

портной милиции и милиции общественной безопасности), правоохранительными органами (Службой безопасности Украины, Государственной пограничной службой Украины, Управлением государственной охраны Украины), военными формированиями (Национальной гвардией Украины, Вооруженными силами Украины) и другими государственными органами (Государственной службой Украины по чрезвычайным ситуациям, Государственной судебной администрацией Украины и др.). Надлежащим образом организованные сотрудничество и координация объединяют усилия разных министерств и ведомств по достижению единой цели конкретной специальной операции (действий, мероприятий) наиболее рациональными приемами и способами.

Обобщая изложенное выше, подчеркнем, что «специализация» указанных подразделений обусловлена не соответствующими направлениями оперативно-служебной деятельности отраслевых служб МВД Украины (борьба с организованной или экономической преступностью, обеспечение безопасности дорожного движения и др.), а соответствующей сложностью заданий, выполняемых их сотрудниками в особых условиях, состоянием повышенного риска, специфическим порядком комплектования и подготовки, механизмом всестороннего обеспечения и т.д.

Таким образом, в системе правоохранительных органов милиция является специально уполномоченным субъектом, который непосредственно предназначен гарантировать надлежащий уровень внутренней безопасности и в силу разноплановости и многофункциональности своей деятельности предупреждает и противодействует широкому спектру внутренних и внешних угроз для национальной безопасности. А особенность служебно-боевой деятельности специальных подразделений ОВД Украины состоит в том, что она, в отличие от деятельности других служб и подразделений милиции, осуществляется перманентно, на постоянной основе, а к выполнению повседневных (оперативно-служебных) задач ОВД такие подразделения обычно не при-

влекаются. Цель такой деятельности - за- важных интересов и ценностей общества и

щита основных объектов общественной государства с применением соответствую-

безопасности, прежде всего, прав, свобод щих форм и методов, приемов и способов

и законных интересов человека, жизненно деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Смолина М.М. Нормативно-правовые основы проведения специальной операции «Волна»: дис. ... канд. юрид. наук. Одесса, 2014. 215 с.

2. О милиции: закон Украины от 20 декабря 1990 г. № 565-XII // Ведомости Верховной Рады УССР. 1991. № 4. Ст. 20.

3. Об общей структуре и численности Министерства внутренних дел Украины: закон Украины от 10 января 2002 г. № 2925-Ш // Ведомости Верховной Рады Украины. 2002. № 16. Ст. 115.

4. Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью: закон Украины от 30 июня 1993 г. № 3341-XII // Ведомости Верховной Рады Украины. 1993. № 35. Ст. 358.

5. Иванов С.И. Нормативно-правовые основы всестороннего обеспечения специальных операций органов внутренних дел Украины: дис. ... канд. юрид. наук. Симферополь, 2011. 201 с.

6. Буткевич С.А. Служебно-боевая деятельность управления быстрого реагирования «Сокол» ГУБОП МВД Украины (нормативно-правовые основы) // Научный вестник Львовского государственного университета внутренних дел. 2010. № 1. С. 95-106.

7. Положение о подразделениях милиции общественной безопасности особого назначения: утверждено приказом МВД Украины от 8 мая 2014 г. № 447 // Официальный вестник Украины. 2014. № 37. Ст. 1006.

8. О предупреждении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине: закон Украины от 27 марта 2014 г. № 1166-VII // Голос Украины. 2014. № 60-61.

9. Положение о специальном подразделении судебной милиции «Грифон»: утверждено приказом МВД Украины от 19 ноября 2003 г. № 1390 // Официальный вестник Украины. 2003. № 51. Т. 2. Ст. 2725.

10. Нормативно-правовое обеспечение оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел: Заключительный отчет о научно-исследовательской работе, № 0110U001548 / С.А. Буткевич и др. Симферополь: КЮИ ОГУВД, 2011. 181 с.

11. Положение о специальных подразделениях милиции охраны «Титан»: утверждено приказом МВД Украины от 25 ноября 2003 г. № 1432 // Официальный вестник Украины. 2004. № 31. Ст. 2090.

12. Департамент ГАИ МВД Украины [Электронный ресурс] // URL: http://www.sai.gov.ua/ru/ structure/82.htm (дата обращения: 23.07.2014).

13. Заброда Д.Г., Сироштан Ю.В. Правовые и организационные основы деятельности Патрульной службы МВД Украины: учебное пособие. Днепропетровск: ДГУВД, 2008. 148 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.