Научная статья на тему 'Совершенствование подготовки кадров для подразделений дознания на основе магистерской образовательной программы'

Совершенствование подготовки кадров для подразделений дознания на основе магистерской образовательной программы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТРАТУРА / МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА / МАГИСТР / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ДОЗНАНИЯ / MAGISTRACY / MASTER PROGRAM / MASTER / HIGHER EDUCATION / PRACTICE-ORIENTED LEARNING / TRAINING FOR THE UNITS OF INQUIRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мичурина Оксана Валерьевна, Химичева Ольга Викторовна

Дана краткая характеристика магистерской программы по подготовке кадрового резерва руководителей подразделений дознания территориальных органов внутренних дел районного уровня, реализуемой в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя; рассмотрены ее особенности; обозначены отдельные проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мичурина Оксана Валерьевна, Химичева Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of personnel training for the units of inquiry based on the master’s degree program

The article gives a brief description of the master’s program for training the personnel reserve of heads of divisions of inquiry of territorial bodies of internal affairs at the district level, implemented at the Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V.Y. Kikotya, its features are examined and individual problems are indicated.

Текст научной работы на тему «Совершенствование подготовки кадров для подразделений дознания на основе магистерской образовательной программы»

© О.В. Мичурина, О.В. Химичева, 2018 УДК 378 ББК 74

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ДОЗНАНИЯ

НА ОСНОВЕ МАГИСТЕРСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Оксана Валерьевна Мичурина,

профессор кафедры уголовного процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

доктор юридических наук, профессор E-mail: [email protected]; Ольга Викторовна Химичева,

начальник кафедры уголовного процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

доктор юридических наук, профессор E-mail: [email protected]

Научная пециальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Дана краткая характеристика магистерской программы по подготовке кадрового резерва руководителей подразделений дознания территориальных органов внутренних дел районного уровня, реализуемой в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя; рассмотрены ее особенности; обозначены отдельные проблемы.

Ключевые слова: магистратура; магистерская программа; магистр; высшее образование; практико-ориентированное обучение; подготовка кадров для подразделений дознания.

Для цитирования: Мичурина О.В., Химичева О.В. Совершенствование подготовки кадров для подразделений дознания на основе магистерской образовательной программы. Вестник экономической безопасности. 2018;(2):307-11.

DEVELOPMENT OF PERSONNEL TRAINING FOR THE UNITS OF INQUIRY BASED ON THE MASTER'S DEGREE PROGRAM

Oksana V. Michurina,

Professor of the Criminal Procedure Department of the Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V.Ya. Kikot,

Doctor of Law, Professor;

Ol'ga V Himicheva,

Head of the Criminal Procedure Department of the Moscow University of the Ministry of the Interior ofRussia named after V.Ya. Kikot,

Doctor of Law, Professor

Abstract. The article gives a brief description of the master's program for training the personnel reserve of heads of divisions of inquiry of territorial bodies of internal affairs at the district level, implemented at the Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V.Y. Kikotya, its features are examined and individual problems are indicated.

Keywords: magistracy; Master Program; master; higher education; practice-oriented learning; training for the units of inquiry.

Включение России в Болонский процесс обусловило развитие магистратуры как нового явления для постсоветского образовательного пространства, отражающего общемировую тенденцию унификации программ и дипломов высшего образования. С одной стороны, это попытка адаптироваться к мировой и, в частности, к европейской образовательной системе, с другой, — стремление сформировать

кадры с уровнем подготовки, позволяющим исполнять функциональные обязанности руководителя, преподавателя и исследователя.

Согласно ст. 69 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [1] к освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня. Руковод-

ствуясь этим, в Московском университете имени В.Я. Кикотя МВД России с 2013 года реализуется магистерская программа — «Предварительное расследование (дознание) в органах внутренних дел» по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция. Она является целевой программой, т.е. направлена на подготовку кадрового резерва руководителей подразделений дознания территориальных органов внутренних дел районного уровня на базе имеющегося у них высшего юридического образования (диплом специалиста или диплом бакалавра). Эта программа носит прикладной характер и осуществляется на основе практико-ориентированного обучения, позволяющего сочетать фундаментальные знания с практическими навыками профессиональной деятельности. Продолжительность обучения — 2 года 5 месяцев. Форма обучения — заочная.

Магистерская программа «Предварительное расследование (дознание) в органах внутренних дел» — это не просто набор дисциплин. Это тщательно выстроенная последовательность образовательного процесса, включающего общенаучный цикл, профессиональный цикл, два вида практики, научно-исследовательскую работу и государственную итоговую аттестацию. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную). Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин, которые, сохраняя преемственность, не повторяют ни одного из курсов подготовки бакалавров или специалистов.

Квалификация магистра означает высокую степень не только профессиональных знаний, но и профессиональной самостоятельности. Поэтому магистерская программа предусматривает не повторение уже изученных по программам подготовки бакалавра или специалиста учебных дисциплин, а углубление фундаментальных знаний обучающегося, а также дальнейшее развитие его способностей по выбранному направлению подготовки. Кроме того, к моменту завершения обучения в магистратуре магистр имеет значительный «задел» теоретических знаний для поступления в адъюнктуру и готовый материал для дальнейшей работы над кандидатской диссертацией.

Программа обучения строится на основе профессорских курсов, входящих в нее дисциплин и предусматривает единство учебного и исследовательского процессов в соответствии с международными стандартами подготовки магистров. Принцип составления магистерской программы состоял в том, чтобы авторский курс по определенной проблематике вели преподаватели, которые являются разработчиками соответствующего научного направления и признанными лидерами в этой сфере.

Образовательный процесс реализуется на основе компетентностного подхода с широким использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, групповых дискуссий, обсуждения актуальных вопросов, деловых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, круглых столов, научно-исследовательских семинаров, вузовских и межвузовских конференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов предусмотрены встречи с представителями государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Также важно отметить, что профессорско-преподавательский состав, реализующий магистерскую программу, имеет возможность выбора способов преподнесения материала.

Практика является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации магистерских программ по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик: педагогическая и производственная.

Несмотря на то, что научно-исследовательская работа в рамках магистерской программы ориентирована на подготовку выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций), она становится более эффективной и результативной, если магистрант работает над научными докладами и статьями по сквозной научной проблематике. Его научно-исследовательская работа должна осуществляться и в рамках прохождения педагогической

практики, и в ходе производственной практики, в выступлениях на научно-представительских мероприятиях, а также при участии в научно-исследовательском семинаре.

Что же представляет собой научно-исследовательский семинар? Можно его считать своеобразным интеллектуальным полигоном образовательного процесса магистратуры? Научно-исследовательский семинар является одной из форм проведения научно-исследовательской работы, которой в магистерской программе отводится приоритетное место. Участие в его работе является обязательным для слушателей магистратуры. Цель научно-исследовательского семинара — сделать научную работу слушателей постоянным и систематическим элементом их деятельности в рамках магистерской программы, а также найти в дальнейшем применение на практике приобретенным знаниям, умениям и навыкам. Семинар осуществляется в открытом формате под руководством профессорско-преподавательского состава кафедр, обеспечивающих реализацию магистерской программы, в следующих формах:

• групповые консультации ведущих ученых по теории, методологии, актуальным проблемам и практике отрасли знания, соответствующей тематике научно-исследовательской работы магистранта;

• мастер-классы ведущих профессоров и практиков по проблематике семинара;

• обсуждение научных статей, монографий, результатов исследований нормативно-правовых документов;

• аудиторные занятия по организации и методологии проведения научных исследований;

• круглые столы, диспуты, обсуждения результатов научных исследований магистрантов;

• самостоятельная подготовка обучающихся.

В рамках научно-исследовательского семинара слушатели, осваивающие магистерскую программу, выступают по отдельным проблемным вопросам выбранной темы выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) для апробации результатов своего научного исследования. Тем самым они учатся осуществлять свои научные исследования, применять эмпирические методы сбора и анализа информации, логически и теоретически обосновывать и отстаивать свою правовую пози-

цию, владеть навыками критического анализа и оценки современных научных достижений, ведения научных дискуссий и публичных выступлений, презентаций результатов исследовательской работы. Опыт показывает, что магистранты с большим интересом принимают участие в подобных мероприятиях.

Все это позволяет констатировать, что научно-исследовательский семинар является своеобразным полигоном. Но это — не специально оборудованное помещение или участок местности, предназначенные для обучения; это — особая форма полигонной базы — интеллектуальный полигон. Органы внутренних дел нуждаются в сотрудниках, готовых к аналитической работе, умеющих свободно и критически мыслить, способных найти применение результатам своего научного исследования в деятельности подразделений органов внутренних дел, а также иных органов государственной власти, местного самоуправления, общественных и иных организаций.

В магистратуре превалирует индивидуальный подход к каждому обучающемуся, что позволяет получать действительно глубокие теоретические знания и практические навыки. Общее руководство научным содержанием и образовательной частью магистерской программы осуществляется руководителем магистерской программы. Кроме того, каждому магистранту назначается научный руководитель из числа высококвалифицированных специалистов. Научный руководитель осуществляет непосредственное руководство образовательной, научной деятельностью и практикой магистранта, а также руководит подготовкой выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации). И, таким образом, вся система магистерской подготовки направлена на ее конечный результат — магистерскую диссертацию.

Образовательный процесс в рамках магистерской программы выстроен на базе комплексного подхода, объединяющего совокупность факторов, обеспечивающих всесторонность развития магистранта и осуществление функции оптимизации формирования его профессиональных компетенций. Так, курс «Организация и нормативно-правовые основы деятельности подразделений дознания в органах внутренних дел» представляет собой

комплексную дисциплину, преподаваемую тремя кафедрами (административной деятельности ОВД, криминалистики и уголовного процесса).

В дальнейшей при реализации этой либо иной другой магистерской программы в Университете процесс формирования профессиональных компетенций был бы результативнее при большем использовании комплексного (межкафедрального) модульно-блочного цикла занятий, когда все субъекты подготовки подчинены общему замыслу, направленному на формирование профессиональной компетентности выпускников. Кафедры способны к эффективному взаимодействию в рамках учебного процесса.

Конечно же, магистерская подготовка, как дело новое, не обходится и без очевидных сложностей в реализации программы. Основная трудность, являющаяся неким психологическим барьером, — это ограниченное количество аудиторных занятий. Сама по себе заочная форма обучения, в отличие от очной, не предполагает ежедневного контакта слушателя и преподавателя. Поэтому важную роль здесь играет самостоятельное изучение магистрантами значительной части учебного материала. Такой подход первые два года набора в магистратуру не вызывал серьезных затруднений, отчасти в связи с тем, что контингент обучающихся состоял только из сотрудников подразделений дознания. Все они имели высшее юридическое образование и стаж работы в должности (в среднем 7 лет). Единственной сложностью для них было совмещение обучения с практической и служебной деятельностью.

Все последующие наборы стали включать сотрудников и других служб органов внутренних дел. Некоторые из них успешно справляются с программой и даже в процессе обучения переведены на штатные должности дознавателя. Но есть и те, кому заочная форма реализации программы дается с трудом. Несмотря на то, что задания для самостоятельной работы носят исследовательский характер с учетом индивидуальных предпочтений каждого, именно эти обучающиеся, профессиональная деятельность которых не связана с дознанием или хотя бы с выполнением отдельных процессуальных действий, испытывают дополнительные сложности. Отсутствие опыта работы в службе дознания опасно формированием у таких магистрантов неточных,

неполных знаний и даже ошибочных представлений. Нынешние 12 недель сессий (во втором семестре на первом курсе, в третьем семестре на втором курсе и для государственной итоговой аттестации) магистрантами расцениваются зачастую как время обучения в магистратуре. Непросто преодолеть этот барьер и убедить их в необходимости регулярно самостоятельно пополнять багаж своих знаний, выстраивать тактические и стратегические пути в научном поиске, посещать библиотеки или их сайты, постоянно взаимодействовать с руководителем магистерской программы и научным руководителем выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).

Но следует заметить, что эти сложности преодолимы. Корректировке, исправлению недостатков, продолжению работы по более эффективному закреплению учебного материала послужили бы:

• перераспределение аудиторных занятий в сторону увеличения часов для дисциплин выпускающих кафедр;

• перенос сессии на первом курсе на первый семестр (к примеру, на ноябрь-декабрь, когда уже завершены сессия на втором курсе и государственная итоговая аттестация на третьем курсе);

• возможность проведения межсессионных сборов (второй семестр первого курса и четвертый семестр второго курса) за счет времени, отводимого на самостоятельную работу. Продолжительность каждого из таких сборов могла быть небольшой (одна-две недели), зато эффективность для образовательного процесса была бы огромной. На межсессионные сборы следовало бы вынести круглые столы в рамках проводимого научно-исследовательского семинара (первый — по организации подготовки научных исследований, второй — по обсуждению предварительных результатов научных исследований). Завершались бы такие круглые столы сдачей зачета. Совершенствование форм и методов преподавания в рамках реализуемой магистерской образовательной программы пока не завершено, но, сделав первый шаг в направлении подготовки магистров, мы вправе рассчитывать и на перспективный путь. Нам сделан заказ на фундаментальные знания, на большую эрудицию, на способность свободно и критически мыслить, на навыки ведения научных

дискуссий и публичных выступлений, на высокие моральные и волевые качества сотрудника подразделения дознания. Как тут не вспомнить слова Анатолия Федоровича Кони: «Университет — эта alma mater своих питомцев — должен напитать их здоровым, чистым и укрепляющим молоком общих руководящих начал. В практической жизни, среди злободневных вопросов техники и практики, об этих началах придется им услышать уже редко. Отыскивать их и раздумывать о них в лихорадочной суете деловой жизни уже поздно. С ними, как с прочным

вооружением, как с верным компасом, надо войти в жизнь» [2, с. 125].

Литература

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (в последующих редакциях) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53(1). Ст. 7598.

2. Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе // Избранные произведения в 2-х т. М., 1959.

© В.А. Павлова, 2018 УДК 378 ББК 74

ЗНАЧИМОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКИ В ОБЛАСТИ ОКАЗАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Виктория Александровна Павлова,

руководитель дополнительного профессионального образования Юридического института МГУПС (МИИТ)

Научный руководитель: В.М. Корякин, доктор юридических наук Научная пециальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Вопросы образования нуждаются в их рассмотрении во всестороннем порядке. Тем более для обеспечения жизнедеятельности ОТИ ж/д необходимо совершенствование через переподготовку (обучение) кадровых ресурсов, что позволит стабилизировать общую обстановку (жизнедеятельность) на местах. Профилактику правонарушений рассматривать по отдельности — административных и уголовных. Например, в сфере эксплуатации транспортных средств и обеспечения безопасности на всех объектах транспортной инфраструктуры. Затронутые вопросы будут полезными не только для субъектов управления, но и в области образования, науки и нормотворческой деятельности (в том числе и ведомственной).

Ключевые слова: безопасность, жизнедеятельность, зарубежная, образование, обртехнология, обрпрограмма, обруслу-га, профобразование ППС (профессорско-педагогического состава), транспорт, требования.

Для цитирования: Павлова В.А. Значимость изучения зарубежной практики в области оказания образовательных услуг в системе дополнительного профессионального образования. Вестник экономической безопасности. 2018;(2):311-6.

SIGNIFICANCE OF THE STUDY OF FOREIGN PRACTICE IN THE REGION OF THE RENDERING OF EDUCATIONAL SERVICES IN THE SYSTEM OF THE ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION

Viktoriya A. Pavlova,

Head of additional professional education of the Law Institute of the Moscow State University ofRailway Transport (MIIT)

Abstract. Questions of formation need in their examination comprehensive order. For those more for life support OTI of RR are necessary improvements through the retrainings (instruction) of cadre resources, which will make it possible to stabilize the general situation (vital activity) at the places. Prevention of offenses should be considered separately — administrative and criminal. For example, in the sphere of the operation of transportation means and providing of safety on all objects of transport infrastructure. Matters under discussion will be useful not only for the subjects for administration and preventive maintenance, but also in the region of formation, science and normotvorcheskoy activity (including departmental).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.