УДК 342.41
DOI 10.1555/2409-3203-2017-0-12-113-115
ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИИ АДВОКАТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Сорокун Павел Владимирович
к.и.н., заведующий кафедрой теории и истории государства и права ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Ачинский филиал Россия, г. Ачинск Pavel [email protected] Дудак Владимир Леонидович магистрант направления 40.04.01 "Юриспруденция" ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Ачинский филиал Россия, г. Ачинск
Аннотация: В данной работе рассматривается проблема высшего юридического образования необходимого для работы адвокатом в современной России, проводится анализ и рассматриваются основные причины наличия юридической коллизии закона об образовании в РФ и закона об адвокатской деятельности и адвокатуре.
Ключевые слова: юридическое образование, адвокатура.
PROBLEMS OF HIGHER LEGAL EDUCATION OF THE ATTORNEY
IN MODERN RUSSIA
Sorokun Pavel Vladimirovich
Ph. D., head of the department of the theory and history of state and law. Achinsk branch of the Krasnoyarsk State Agrarian University Russia, city of Achinsk Dudak Vladimir Leonidovich Master of the direction 40.04.01 "Law" Achinsk branch of the Krasnoyarsk State Agrarian University Russia, city of Achinsk
Abstract: In this paper, the problem of the higher legal education of a lawyer necessary for work in modern Russia is considered, the analysis is conducted and the main reasons for the existence of a legal conflict between the law on education in the Russian Federation and the law on advocacy and legal profession
Keywords: legal education, advocacy.
В новейшей истории России, качество высшего образования играет наиважнейшую роль в формировании социального статуса личности и как результат на прямую связано с уровнем качества трудового потенциала, а в более глубоком смысле, может быть равно состоянию экономики государства.
Законодатель вынужден, учитывая движение мирового финансового рынка, реформировать систему высшего образования с максимальным приоритетом на его возможности и потребности. А с реформированием образования претерпевают изменения
и федеральные нормативные акты, но в силу разных причин иногда противоречащие реальному состоянию дел.
Федеральный закон об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ гласит: «Статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании в сроки, установленные настоящим Федеральным законом.»[1].
Учитывая, что в России с 1 сентября 2012 года все высшие учебные заведения перешли на новую систему обучения, имеющую направления «бакалавриат» и «магистратура», исходя из понимания вышеуказанной статьи, можно сделать вывод, что граждане, окончившие юридический ВУЗ по направлениям «бакалавриат» и «магистратура» в равных условиях могут выступать в качестве адвоката.
Но на сегодняшний день затруднительно увидеть адвокатов, имеющих квалификацию «бакалавра», а фактически все действующие адвокаты имеют квалификацию не ниже «магистра» юриспруденции.
Что является причиной не согласованности нормативных документов: не точность закона или не желание адвокатского сообщества принимать перемены?
С целью формирования понимания, предлагаем провести более глубокий анализ Федерального закона об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ в части требований к кандидатам в адвокаты [2].
В стаж работы по юридической специальности, необходимой для приобретения статуса адвоката, включается работа:
1) в качестве судьи;
2) в качестве работников прокуратуры и МВД на требующих высшего юридического образования должностях;
3) на требовавших высшего юридического образования должностях в существовавших до принятия действующей Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, РСФСР и Российской Федерации, находившихся на территории Российской Федерации;
4) на требующих высшего юридического образования муниципальных должностях;
5) на требующих высшего юридического образования должностях в органах Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;
6) в качестве юристов в юридических службах организаций;
7) в качестве научно-исследовательских работников организаций и учреждений;
8) в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
9) в качестве адвоката;
10) в качестве помощника адвоката;
11) в качестве нотариуса.
При более «узком» рассмотрении юридического опыта работы претендентов на право заниматься адвокатской деятельностью, таких как судья и преподаватель ВУЗа, можно сделать вывод об обязательном наличии степени магистра юриспруденции у претендентов в адвокаты, а именно:
- Для судей. Так как в силу действующего законодательства РФ, судьей может выступать только гражданин имеющий высшее юридическое образование по специальности "Юриспруденция" или высшее образование по направлению подготовки "Юриспруденция" квалификации (степени) «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки "Юриспруденция" [3], т.е. не «бакалавр» юриспруденции
- Для преподавателей. В качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях высшего профессионального и послевузовского профессионального образования. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам [4], т.е. только магистр юриспруденции может выступать преподавателем юридических дисциплин.
С точки зрения образовательного процесса, так же возникает ряд вопросов к полноте образования «бакалавров» юриспруденции, при работе в качестве адвоката. Авторы считают, что адвокат, как лицо, оказывающее квалифицированную юридическую помощь, обязан иметь глубокие познания в юридической сфере, т.е. иметь опыт погружения в юридическую науку, понимать происходящие процессы в праве и уметь правильно, основываясь на полученных знаниях, использовать само право. Не достаточно для работы адвокатом просто изучить предмет «Адвокатура» в рамках одного семестра при наличии его в программе обучения ВУЗа для твердого утверждения студентом, будущим бакалавром, что он уже адвокат!
На основании вышеизложенного можно предположить, что законодатель, ввиду реформирования образования, не произвел адаптацию закона об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ под существующее законодательство, в части наличия образования у претендента в адвокаты, т.е. с долей большой вероятности мы с Вами станем свидетелями внесения изменений в Федеральный Закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» в ближайшем будущем. В тоже время юридическое сообщество сопротивляется, на мой взгляд, к массовому наплыву «адвокатов-бакалавров» с целью не допущения снижения профессионального уровня юридической помощи и имиджа адвоката.
Список литературы:
1. Федеральный закон об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ;
2. Демидова Л.А. Адвокатура в России: учебник для вузов/Демидова Л.А. - 2-е изд., переработанное и дополненное - ЗАО "Юстицинформ", 2005 г., 359 с.;
3. Федеральный закон Российской федерации «О статусе судей» от 26.06.1992 № 3132-1 в ред. Федерального закона от 06.04.2015 N 69-ФЗ.;
4. Федеральный закон Российской федерации «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.