Научная статья на тему 'РОЛЬ ПРОБЛЕМНОЙ ЛЕКЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

РОЛЬ ПРОБЛЕМНОЙ ЛЕКЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЛЕКЦИЯ / ПРОБЛЕМНАЯ ЛЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кириллова Светлана Серафимовна

Статья посвящена рассмотрению особенностей проблемной лекции, определению ее места в современной системе образования. Определены основные преимущества проблемной лекции, ее роль и значение для формирования цифровых компетенций у обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF A PROBLEM LECTURE IN THE MODERN EDUCATIONAL SPACE

The article is devoted to the consideration of the features of the problem lecture, the definition of its place in the modern education system. The main advantages of the problem lecture, its role and significance for the formation of digital competencies among students are determined.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПРОБЛЕМНОЙ ЛЕКЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

УДК 378.147.31

РОЛЬ ПРОБЛЕМНОЙ ЛЕКЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Светлана Серафимовна Кириллова

кандидат экономических наук, доцент

ву_кт11оуа@ша11. ги Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению особенностей проблемной лекции, определению ее места в современной системе образования. Определены основные преимущества проблемной лекции, ее роль и значение для формирования цифровых компетенций у обучающихся.

Ключевые слова: образование, цифровые компетенции, лекция, проблемная лекция.

В условиях цифровизации системы высшего образования, существенно меняются формы и методы организации образовательной деятельности. Традиционные формы постепенно трансформируются и существенно меняют свое содержание, в том числе в связи с необходимостью развития у обучающихся цифровых компетенций [4]. Кроме того, в процессе обучения важно научить будущих специалистов объективно оценивать социально-экономические процессы, происходящие в современном цифровом обществе, формировать навыки самостоятельности, в том числе в принятии решений [3; 5]. Все обозначенные навыки прививаются в рамках всех занятий, в том числе и на лекции. Наиболее востребованной формой подачи лекционного материала в настоящее время становится лекция-визуализация, которая, в свою очередь, классифицируется на несколько разновидностей (рисунок 1).

ЛЕКЦИЯ - ВИЗУАЛИЗАЦИЯ

\ 1 1 4 1 4

Видеолекция Мультимедиа- Лекция-диалог Лекция- Лекция- Лекция-

лекция (бинарная) провокация конференция консультация

Завись лекции Сочетание Предполагает Основана на Данная лекция Материал

преподавателя онлайн- участие в заложенных в проводится в лекции

на цифровом лекции с лекции двух лекции форме научно- излагается в

носителе элементами преподавателе ошибках, практической форме

информации, геймификаци й по смежным которые конференции. формулировк

интегрированна и, а также с научным должны быть Докладчиками и вопросов и

я с применением направлениям. выявлены выступают ответов на

презентацией обучающих Кроме того, обучающимис педагогически них. При этом

компьютерны возможен я и е работники, а данная форма

х программ вариант предложены также предполагает

привлечения верные, с их обучающиеся. обязательное

представителя точки зрения, Лекция наличие

производства варианты посвящается наиболее значимой теме исследования в рамках той или иной дисциплины элементов дискуссии

Рисунок 1 - Характеристика основных разновидностей лекции-визуализации

Несмотря на очевидные различия применяемых форм лекций, можно отметить, что их объединяет проблемная направленность и их вполне определенно можно рассматривать как проблемные лекции.

Проблемная лекция предполагает обязательную постановку задач, которые в той или иной мере моделируют определенную проблему. Ее разрешение осуществляется в ходе чтения лекции и активной дискуссии с обучающимися, которые становятся не пассивными слушателями, а непосредственными участниками смоделированной «напряженной» ситуации. Все обучающиеся вовлекаются в диалог, обсуждение, развивают и укрепляют свои коммуникационные навыки, становятся активными участниками познавательной деятельности. В рамках проблемной лекции отсутствует доминирование процедуры изложения учебного материала, его объяснения, а преобладают дискуссионные элементы, поиск новых знаний, анализ ключевых научных проблем.

Уникальность проблемной лекции заключается в том, что она позволяет развивать у обучающихся одновременно Soft skills и Hard skills, то есть и «гибкие» навыки, и профессиональные. Проблемная лекция ориентирована на развитие познавательной деятельности обучающихся, которая, в свою очередь, ведет к активной творческой деятельности. Таким образом, будущие выпускники осваивают такую важнейшую компетенция, как проблемное мышление, которое позволяет не только выявлять проблемы, но и находить наиболее оптимальные пути их решения.

Также следует подчеркнуть, что для повышения профессиональной ориентации лекции возможно усилить практическую подготовку путем приглашения ведущих специалистов-практиков, в том числе путем их включения в работу на лекции в онлайн формате. Широкое использование современных информационных технологий существенно облегчает процесс взаимодействия с практиками, позволяет сократить расходы со стороны образовательной организации на стажировку педагогических работников [7, 10].

Таким образом, основными преимуществами проблемной лекции являются:

-развитие навыков поиска и приобретения новых актуальных знаний в профессиональной сфере;

-усиление практической направленности подготовки выпускников с учетом современных требований экономики и социальной сферы;

-высокая научная составляющая материала, рассматриваемого на лекции; -активизация познавательной деятельности обучающихся. Активное включение проблемных лекций в образовательный процесс обеспечивает высокое качество подготовки выпускников высших учебных заведений по всем направлениям подготовки и специальностям [1]. Только компетентные в той или иной области профессионалы, имеющие кроме того широкие знаний в смежных профессиональных областях, способны достойно принимать современные экономические вызовы и могут обеспечить своей профессиональной деятельностью высокие темпы экономического развития как отдельных регионов, так и страны в целом.

Список литературы:

1.Гурьянова Ю.В., Кирина И.Б. Кириллова С.С. Особенности применения инновационных технологий в аграрном образовании//Наука и образование. 2020. Т. 3. № 1. С. 17

2. Кирина И.Б., Кириллова С.С. Третьякова Е.Н. Использование активных форм организации аудиторной и внеаудиторной работы в процессе преподавания дисциплины «Биология с основами экологии» у студентов аграрного вуза //Наука и образование. 2020. Т. 3. № 1. С. 26

3.Кирина И.Б., Кириллова С.С., Щербаков Н.В. Самостоятельная работа как одно из направлений совершенствования подготовки студентов в образовательном процессе//Современные методики учебной и научно-исследовательской работы. Сборник статей по материалам II Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Под общей редакцией Сухановой С.Ф., 2019. С. 47- 52

4.Кириллова С.С. Цифровизация образовательного процесса: преимущества и угрозы//Наука и образование. 2020. Т.3. № 1. С. 25

5.Кириллова С.С. Актуальные вопросы методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся//Обеспечение качества подготовки обучающихся по основным образовательным программам с учетом актуализированных ФГОС ВО (3++) и ФГОС СПО (ТОП-50). Сборник статей по материалам Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Под общ. Ред. Сухановой С.Ф., 2018. С. 42 -45

6.Кириллова С.С. Опыт практикоориентированного проведения занятий по дисциплине «Бюджетная система Российской Федерации»//Современные методики учебной и научно-исследовательской работы. Сборник статей по материалам II Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Под общей редакцией Сухановой С.Ф., 2019. С. 44 - 47

7. Лосева А. С. Создание видеокурса "Внутренний контроль в организациях АПК" на платформе Stepik // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1.

8.Попова В. Б. Практика формирования образовательных программ по экономическим направлениям подготовки с учетом требований актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов //Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1.

9. Попова В.Б. Проблемные аспекты перехода на актуализированные федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по экономическим направлениям подготовки// Наука и образование. 2020. Т. 3. № 4. С. 222

10. Практика использования электронных образовательных ресурсов на занятиях, проводимых в аграрном вузе / Е. Н. Третьякова, А. Г. Нечепорук, И. Б. Кирина, Я. А. Третьякова // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1.

ШС 378.147.31

THE ROLE OF A PROBLEM LECTURE IN THE MODERN

EDUCATIONAL SPACE

Svetlana S. Kirillova

candidate of economic sciences, associate Professor

sv_kirillova@mail .ru Michurinsk State Agrarian University, Michurinsk, Russian Federation

Annotation. The article is devoted to the consideration of the features of the problem lecture, the definition of its place in the modern education system. The main advantages of the problem lecture, its role and significance for the formation of digital competencies among students are determined.

Keyword: education, digital competencies, lecture, problem lecture.

Статья поступила в редакцию 14.02.2022; одобрена после рецензирования 28.02.2022; принята к публикации 09.03.2022.

The article was submitted 14.02.2021; approved after reviewing 28.02.2022; accepted for publication 09.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.