Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБУЧАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАТИВНЫЕ И АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ДИСТАНЦИОННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ТРАДИЦИОННОЙ И ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карамнова Наталья Владимировна

В статье обоснована необходимость совершенствования современного высшего образования. Показана возможность применения новых обучающих технологий. Определена возможность перехода от информативных к активным методам обучения. Выявлены преимущества и недостатки традиционной и дистанционной форм обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF MODERN EDUCATION IN HIGHER SCHOOL

The article substantiates the need to improve modern higher education. The possibility of using new teaching technologies is shown. The possibility of transition from informative to active teaching methods is determined. The advantages and disadvantages of traditional and distance learning are revealed.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

УДК 378.1

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В

ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Наталья Владимировна Карамнова

доктор экономических наук KaramnovaN@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье обоснована необходимость

совершенствования современного высшего образования. Показана возможность применения новых обучающих технологий. Определена возможность перехода от информативных к активным методам обучения. Выявлены преимущества и недостатки традиционной и дистанционной форм обучения.

Ключевые слова: современная система высшего образования, обучающие технологии, информативные и активные методы обучения, дистанционная система обучения, преимущества и недостатки традиционной и дистанционной форм обучения.

За последние десятилетия система образования в высшей школе сильно изменилась. Качественная трансформация процесса обучения объясняется повышенными требованиями к современному специалисту.

Чтобы быть востребованным на рынке труда, специалист должен соответствовать определенным требованиям: обладать глубокими и в то же время базовыми знаниями, а также практическими навыками применения теоретических знаний в различных условиях профессиональной деятельности; быстро осваивать новые технологии; быть способным к самообразованию; ведению творческой и исследовательской деятельности и многому другому.

Для решения этих проблем требуется изменение отношения к подготовке специалистов высшей школы и использование новых моделей обучения. Наиболее популярными на данный момент являются методы развития критического мышления и творческих способностей обучающихся. Следовательно, образовательная стратегия вуза должна быть направлена не на передачу знаний в традиционном, классическом понимании, а на организацию активных форм познавательной деятельности студентов[3,с.25].

Современная система образования университета должна создать переход от информативных методов и форм обучения к активным. Такой подход может быть первоначально реализован за счет включения в педагогическую работу элементов проблематизации, научного исследования и различных форм самостоятельной работы. Такая стратегия предполагает переход от практики воспроизведения к практике осмысления, критического мышления и творческого поиска в процессе освоения будущей специальности. Сегодня требуется меньше знаний в классическом понимании, чем информации, необходимой будущему специалисту для правильного принятия

управленческих решений.

Современные обучающие технологии должны научить студентов сомневаться, искать новую информацию, нестандартные подходы к классическим теориям, ориентировать их на развитие эвристических

исследовательских навыков. Поэтому учебные программы должны быть построены таким образом, чтобы они не только информировали студентов о развитии знаний в определенной области, но способствовали овладению этими знаниями. Такое отношение свидетельствует о необходимости совершенствования эвристической составляющей современного процесса обучения [4, с.48].

Для совершенствования современной системы образования необходимо изменить традиционную роль преподавателя и студента в процессе обучения. Преподаватель должен выступать в роли педагога, менеджера, методиста, руководителя образовательного процесса, а не быть транслятором учебной информации. В этом смысле необходима достаточно высокая психологическая подготовка современного преподавателя, учитывающая разные стартовые возможности обучающихся, их интеллектуальное развитие и многое другое; использование новых информационных технологий и совмещение разных видов деятельности [2, с.24].

В результате будет меняться статус и роль студента в процессе обучения. Из пассивного получателя информации обучающийся станет активным субъектом образовательного процесса; при этом развитие его личности будет одной из важных воспитательных задач.

В современной образовательной деятельности наиболее эффективной и популярной является система дистанционного обучения.

Данная система основана на использовании современных информационных и коммуникационных технологий, позволяющая не только решать проблемы обучения и получения высшего образования людьми, географически удаленных от научных центров, но и повышать уровень образования на протяжении всей жизни [6, с.64].

Если в недавнем прошлом приобретаемые знания отражали объективную реальность и были актуальны в течение 20-25 лет, то в современном информационном обществе (в связи с динамически

развивающимися экономическими и социальными процессами, высокими

темпами развития научных знаний, изменением источников информации), знания, полученные 5 лет назад, уже не отражают реальность происходящих процессов и не востребованы на рынке труда. В этой ситуации актуальным становится обучение на протяжении всей жизни, при котором виртуальными студентами становятся те, у кого нет времени или возможности получать знания аудиторно.

На первый взгляд, дистанционное обучение во многом схоже с заочным обучением. Однако в современных условиях система дистанционного образования более эффективна и востребована, так как основана на компьютерных и информационных технологиях [1, с.17].

Обучение через Интернет имеет ряд преимуществ: оно реализует идею открытого и социально ориентированного образования и предлагает возможность его получения представителям всех слоев общества. Интернет-образование охватывает большее количество обучающихся, более широкий выбор программ и средств, которые постоянно обновляются, низкая стоимость обучения, гибкие сроки обучения, доступ к зарубежным источникам информации.

Кроме того, в системе дистанционного образования реализуется принцип интерактивности, так как телекоммуникационная среда рассчитана на общение миллионов людей. При этом важно постоянное взаимодействие преподавателя и студента (путем использования электронной почты, диалогов в реальном времени, телефонных конференций) [8, с.132].

Однако следует учитывать и некоторые недостатки системы дистанционного образования: студент должен обладать элементарной самодисциплиной и самомотивацией. Такая образовательная система предполагает наличие у обучающегося компьютера и доступ к сети Интернет, то есть ему необходимы аппаратные и программные средства.

Коммуникация в Интернете является в какой-то степени безличной и опосредованной коммуникацией, и благодаря постоянному вниманию к

техническим средствам, к виртуальной среде у индивидов может развиться интернет-зависимость.

По сути, по сравнению с традиционной системой обучения, в которой основная роль в передаче знаний и умений принадлежит преподавателю через лекционно-семинарскую систему обучения, дистанционная система обучения должна учитывать разные уровни подготовки обучающихся, интеллектуальных и психологических характеристик, что является более востребованным современным обществом и прежде всего рынком труда [7, с. 175].

Однако, поскольку каждая система (традиционная и дистанционная) имеет свои преимущества и недостатки, необходимо отметить, что современное высшее образование должно гармонично сочетать в себе наиболее эффективные подходы обеих систем. На 1-2 курсах следует ориентироваться на традиционную систему обучения, когда непосредственный контакт с обучающимися на занятиях дает преподавателю возможность выработать системное представление об изучаемом предмете, заложить фундамент знаний.

На старших курсах эффективнее использовать методы и подходы, разработанные в рамках системы дистанционного обучения. Необходимо более активно использовать способность современных студентов работать в информационной среде и использовать телекоммуникации для получения новых знаний. Задача преподавателя на этом этапе - помочь обучающимся в поиске дополнительной информации и подать ее в понятной форме (прежде всего изложение учебного материала в форме структурно- информационных блоков; создание электронных учебников, учебно- методических пособий с контролирующими заданиями и т.д.) [5, с.44].

Особенно эффективна система дистанционного обучения при получении второго высшего образования, поскольку учитывает разные стартовые возможности обучающихся.

Таким образом, дистанционная система обучения в сочетании с наиболее позитивными наработками традиционной системы в наибольшей степени соответствует современным потребностям общественного развития и реально

позволяет непрерывно совершенствовать свой уровень образования практически неограниченному количеству желающих.

Список литературы:

1. Гурьянова Ю.В., Кирина И.Б., Кириллова С.С. Особенности применения инновационных технологий в аграрном образовании// Наука и Образование. 2020.Т. 3. № 1. С. 17.

2. Кириллова С.С., Кирина И.Б., Щербаков Н.В. Опыт применения конкурсов педагогического и методического мастерства в аграрном образовании//Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 1. С. 24.

3. Кириллова С.С. Цифровизация образовательного процесса: преимущества и угрозы// Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 1. С. 25.

4. Практика использования электронных образовательных ресурсов на занятиях, проводимых в аграрном вузе / Е. Н. Третьякова, А. Г. Нечепорук, И. Б. Кирина, Я. А. Третьякова // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1.

5. Попова В.Б., Фецкович И.В. Особенности проведения производственной практики НИР по программе магистратуры учетного профиля в аграрном вузе //Наука и Образование. 2020.Т. 3. № 1. С. 44.

6. Щербаков Н.В., Кирина И.Б., Кириллова С.С. О внедрении онлайн-курсов в образовательный процесс университета // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 1. С. 64.

7. Щербаков Н.В., Кириллова С.С., Кирина И.Б. Онлайн-курсы как важнейший элемент цифровизации образовательного процесса //В сборнике: Актуальные вопросы экономики и агробизнеса. Сборник статей . 2020. С. 174178.

8. Щербаков Н.В., Кирина И.Б., Кириллова С.С. Опыт формирования онлайн-курсов в аграрном образовании //В книге: Современные методики учебной и научно-исследовательской работы. Сборник статей по материалам II Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Под общей редакцией Сухановой С.Ф. Курган, 2019. С. 130-133.

UDC 378.1

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF MODERN EDUCATION IN HIGHER

SCHOOL

Natalia V. Karamnova

Doctor of Economic Sciences KaramnovaN@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russian Federation

Abstract: The article substantiates the need to improve modern higher education. The possibility of using new teaching technologies is shown. The possibility of transition from informative to active teaching methods is determined. The advantages and disadvantages of traditional and distance learning are revealed.

Key words: modern system of higher education, teaching technologies, informative and active teaching methods, distance learning system, advantages and disadvantages of traditional and distance learning.

Статья поступила в редакцию 14.02.2022; одобрена после рецензирования 28.02.2022; принята к публикации 09.03.2022.

The article was submitted 14.02.2021; approved after reviewing 28.02.2022; accepted for publication 09.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.