Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ НА ПРИМЕРЕ ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ MOODLЕ'

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ НА ПРИМЕРЕ ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ MOODLЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННАЯ СРЕДА MOODLE / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пчелинцева Наталия Владимировна

В статье проводится обоснование актуальности использования дистанционных технологий в профессиональном обучении. Основной упор сделан на особенности организации учебного процесса с использованием электронно-образовательной среды Moodle. Рассматриваются положительные и отрицательные стороны использования данной среды в учебном процессе, которые направлены на поиск повышения эффективности учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пчелинцева Наталия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TEACHING METHODS IN THE CONTEXT OF A PANDEMIC ON THE EXAMPLE OF THE ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT MOODLE

The article substantiates the relevance of the use of distance learning technologies in vocational training. The main emphasis is placed on the peculiarities of the organization of the educational process using the electronic educational environment Moodle. The positive and negative aspects of using this environment in the educational process are considered, which are aimed at finding an increase in the effectiveness of the educational process.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ НА ПРИМЕРЕ ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ MOODLЕ»

УДК 378

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ НА ПРИМЕРЕ ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

СРЕДЫ MOODLЕ

Наталия Владимировна Пчелинцева

старший преподаватель natas79@mail.ru

Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье проводится обоснование актуальности использования дистанционных технологий в профессиональном обучении. Основной упор сделан на особенности организации учебного процесса с использованием электронно-образовательной среды Moodle. Рассматриваются положительные и отрицательные стороны использования данной среды в учебном процессе, которые направлены на поиск повышения эффективности учебного процесса.

Ключевые слова: дистанционное обучение, электронная среда МооШе, совершенствование образования.

Сложная эпидемиологическая ситуация определяет современные методы обучения, основанные на независимости обучающегося и современных формах дистанционного обучения.

Удаленный формат предоставляет набор структурированных онлайн-учебных и методических документов, онлайн-учебных ресурсов, образовательных инструментов для контроля знаний, которые содержат согласованный образовательный контент и предназначены для совместного использования и эффективного изучения различных дисциплин, учебных программ и прохождения учебной практики обучающихся [2, 4, 6].

Электронная образовательная среда (ЭОС) МооШе стала одной из самых популярных систем, поддерживающих современный процесс дистанционного обучения. Среда дистанционного обучения МооШе пользуется большим спросом.

Использование платформы в дистанционном обучении позволяет:

- выполнять требования ФГОС ВО;

- повышать качество подготовки специалистов и ее систематизация, а также предоставление образовательных, образовательных, справочных и других материалов для образовательного процесса;

- повышать эффективность управления самостоятельной работой обучающихся;

- оптимизировать организацию обратной связи при работе с обучающимися.

Система дистанционного обучения Moodle содержит широкий спектр инструментов для создания, улучшения, поддержания и проведения эффективных курсов. В этой системе каждый преподаватель имеет возможность выбрать необходимые инструменты для организации учебного процесса по своей дисциплине. Курсы дистанционного обучения, разработанные с использованием ЭОС Moodle, включают:

- ресурсы - теоретические материалы, используемые для изучения курсов дистанционного обучения по определенным предметам. Ресурсы могут быть

представлены в виде файлов в различных форматах (документы Word, презентации и т.д.) или в виде ссылки на внешний веб-сайт;

- элементы деятельности - использование ресурсов дистанционного обучения для организации мероприятий, выходящих за рамки образования. ЭОС позволяет организовать общение между обучающимися дистанционного формата обучения (форумы, чаты, сообщения и т.д.). Преподавателем может быть организован текущий и промежуточный контроль знаний (тестов, заданий и т.д.) [1, 4, 7, 8].

Система дистанционного обучения Moodle предоставляет пользователям возможности для обмена сообщениями. Для организации общения пользователи системы формируют список собеседников. Доступен удобный механизм поиска, найденное лицо может быть соответствующим образом добавлено в список собеседников. Также есть возможность поиска текстовых сообщений.

Система включает возможность прямого диалога, обсуждения тем в интерактивном режиме, подготовку творческих проектов (заданий, проектов), размещая гиперссылки между преподавателями и ресурсами, учащиеся могут открыто выходить в Интернет. Это позволяет обучающимся ознакомиться с процессом транспортировки, используемым в данной ситуации, а также с формами и методами организации транспортных средств. Самостоятельное приобретение знаний и новой информации из первоисточников создало импульс для развития личностного отношения к изучаемым предметам. Обучающиеся имеют возможность формировать собственное мнение и принимать обоснованные решения на основе анализа различных фактов и информации. Результатом такого рода работы могут быть различные задачи, такие как поиск и размещение новых ссылок и ресурсов (документов, статей, руководств) и подготовка объявлений и презентаций по конкретным темам [3,

Основные функции Moodle включают системные функции:

- организация общения между преподавателями, обучающимися в режиме реального времени;

- незамедлительное уведомление участников урока о текущих или предстоящих событиях в организации учебного процесса;

- обмен файлами в любом формате;

- оценка результатов обучения, в т. ч. в автоматическом режиме;

- оценка знаний обучающимися различными способами;

- консультирование с разными людьми и командами о типах выполняемых работ;

- выполнение индивидуальных заданий в процессе рассмотрения проекта, включая выполнение индивидуальных практических заданий, курсовых проектов и выпускных квалификационных работ;

- посещаемость, деятельность обучающихся и время работы в системе.

Различные части курса (задания, форумы, Вики, уроки, тесты и т.д.)

объединены для обеспечения того, чтобы цели и задачи дисциплины (модуля) соответствовали формату обучения.

Здесь возможно использование различных форм практической работы (абстрактный анализ, расчет, проектирование), их выполнение позволяет формировать общие и профессиональные компетенции обучающихся.

Ресурсы форума позволяют организовывать обсуждения по конкретным темам и темам для обучающихся в одном удобном режиме. В этом случае работа может быть оценена не только преподавателями, но и обучающимися. Форум состоит из серий «преподаватель-обучающийся» и «обучающийся-обучающийся», которые способствуют развитию таких важных качеств личности, как уважение к мнению других, терпимость, нравственность и приобретение профессиональных навыков.

Разработка элемента курса «Тест» позволяет применять тестирование для контроля знаний и умений обучающихся по конкретным темам и разделам курса, а также для проведения промежуточного контроля. Каждый обучающийся сразу видит результаты прохождения теста, что позволяет ему

самостоятельно определить свои личные достижения и уровень овладения материалом [3, 8].

Одним из преимуществ системы Moodle является ее активное использование, в случае, когда учащимся приходится самостоятельно осваивать материалы в период непосещения занятия, что может быть достигнуто путем повторения.

Основными особенностями системы Moodle являются:

- существование множества возможностей для накопления, размещения, систематизации и обновления учебно-методического обеспечения образовательного процесса;

- использование инструментов для удаленного управления обучающимися через форумы и чаты;

- постоянное отслеживание выполнения обучающимися заданий регулярная проверка статистики посещаемости [10].

К положительным моментам использования ЭОС Moodle при дистанционном формате обучения относится возможность применять индивидуальный режим обучения (гибкий график обучения); доступность образовательной среды; свободная связь с преподавателем; технологичность; равные возможности получения образования у всех обучающихся. Отрицательные стороны среды: нет визуального контакта обучающегося с преподавателем; часто отсутствует оснащенность необходимой техникой (компьютером, выходом в интернет); отсутствие контроля преподавателя за обучающимся, что порождает понижение самодисциплины.

Использование электронной образовательной среды Moodle в практической деятельности преподавателей и обучающихся имеет много преимуществ, помогает совершенствовать процесс обучения и применять новые формы обучения, предоставляет высококачественную учебную информацию, множество возможностей и всестороннее воздействие.

Список литературы:

1. Абалуев Р.Н., Чиркин С.О., Картечина О.С. Проектирование и реализация информационно-справочной системы «Программное и аппаратное обеспечение аддитивных технологий» // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 4. С.3.

2. Бичева И.Б. Использование системы Moodle как средства повышения эффективности образовательной деятельности// Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/05/46485

3. Гущина А.А., Пчелинцева Н.В. Устройства и технологии виртуальной реальности в нашей жизни // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 4. С. 85

4. Карпачёва Т.В. Обеспечение современного качества профессионального образования на основе системы «Moodle»// Сб.: Информационные технологии в образовании и аграрном производстве: материалы III Международной научно-практической конференции. Брянск: Изд-во Брянский ГАУ, 2020. С. 620 623.

5. Кирина И.Б., Кириллова С.С., Третьякова Е.Н. Использование активных форм организации аудиторной и внеаудиторной работы в процессе преподавания дисциплины «биология с основами экологии» у студентов аграрного вуза // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 1. С. 26.

6. Кузнецова Р.В. Инновационная и традиционная деятельность в сфере образования // Актуальные проблемы науки и образования: Сборник статей по итогам научно-исследовательской и инновационной работы Социально-педагогического института ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ за 2017 год / Под общей редакцией В.Я. Никульшина. Мичуринск: Мичуринский государственный аграрный университет, 2017. С. 136-140.

7. Практика использования электронных образовательных ресурсов на занятиях, проводимых в аграрном вузе / Е. Н. Третьякова, А. Г. Нечепорук, И. Б. Кирина, Я. А. Третьякова // Наука и Образование. - 2021. - Т. 4. - № 1.

8. Проектирование модели обучающегося для специализированной цифровой среды обеспечивающей удаленную работу с аддитивными технологиями / Р.Н. Абалуев, Н.В. Картечина, Н.В. Пчелинцева, С.О. Чиркин // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 2. С. 338.

9. Третьякова Е.Н., Канарская Л.Г., Третьякова Я.А. Практическое обучение в аграрном вузе по средствам электронных образовательных ресурсов // Инновационные технологии в высшем образовании: Материалы Национальной научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава, Ульяновск, 16 декабря 2020 года. Ульяновск: Ульяновский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, 2020. С. 216-218.

10. Скрипко Ю. А., Чиркин С.О., Никонорова Л.И. Использование информационных технологий в образовательном процессе// Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 4. С. 205.

UDC 378

INNOVATIVE TEACHING METHODS IN THE CONTEXT OF A PANDEMIC ON THE EXAMPLE OF THE ELECTRONIC EDUCATIONAL

ENVIRONMENT MOODLE

Natalia V. Pchelintseva

senior lecturer natas79@mail.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russian Federation

Annotation. The article substantiates the relevance of the use of distance learning technologies in vocational training. The main emphasis is placed on the peculiarities of the organization of the educational process using the electronic

educational environment Moodle. The positive and negative aspects of using this environment in the educational process are considered, which are aimed at finding an increase in the effectiveness of the educational process.

Keywords: distance learning, Moodle electronic environment, education improvement.

Статья поступила в редакцию 14.02.2022; одобрена после рецензирования 28.02.2022; принята к публикации 09.03.2022.

The article was submitted 14.02.2021; approved after reviewing 28.02.2022; accepted for publication 09.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.