Научная статья на тему 'ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В УНИВЕРСИТЕТЕ'

ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ / МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / ПЛАНИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР / ОНЛАЙН-КУРС / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жидков Сергей Александрович, Кириллова Светлана Серафимовна

Статья посвящена актуальному вопросу планирования методической работы в университете. Обоснована необходимость формирования стратегических и тактических задач, определены приоритеты в методической работе в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIS FOR PLANNING METHODOLOGICAL WORK AT THE UNIVERSITY

The article is devoted to the topical issue of planning methodological work at the university. The necessity of formation of strategic and tactical tasks is substantiated, priorities in methodical work in modern conditions are determined

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В УНИВЕРСИТЕТЕ»

УДК 378.147

ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В

УНИВЕРСИТЕТЕ

Сергей Александрович Жидков

доктор экономических наук, доцент

[email protected] Светлана Серафимовна Кириллова

кандидат экономических наук, доцент

в^кт1^а@тай. ги Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия

Аннотация. Статья посвящена актуальному вопросу планирования методической работы в университете. Обоснована необходимость формирования стратегических и тактических задач, определены приоритеты в методической работе в современных условиях.

Ключевые слова: учебно-методический совет, методическая работа, планирование, педагогический семинар, онлайн-курс, цифровизация.

В настоящее время качество образования выступает важнейшим фактором обеспечения конкурентоспособности образовательного учреждения и гарантом трудоустройства выпускников. Постоянно меняющиеся запросы рынка труда, потребность в кадрах для цифровой экономики, стремление обучающихся к академической мобильности предопределяют трансформацию содержания образования и необходимость совершенствования подходов к его методическому обеспечению и оценке его качества.

Функции университетов существенно изменились. Они сейчас не являются основными производителями и распространителями знаний, поскольку в условиях всеобщей цифровизации знания становятся общедоступными. В этой связи важным видится изменение содержания образования и развитие методических приемов доведения его до обучающихся.

Важным направлением деятельности университета является эффективность методической работы, которая реализуется на трех основных уровнях: кафедральном, институтском и университетском.

Прогнозирование и планирование методической работы

Рисунок 1 - Управление методической работой в университете

Управление методической работой предусматривает такие важнейшие элементы, как ее прогнозирование, планирование, организация (в том числе регулирование и координация), а также контроль и корректировка.

В Мичуринском ГАУ для управления методической работой сформированы:

-на университетском уровне - Учебно-методический совет, методические и педагогические школы,

-на институтском уровне - учебно-методические комиссии; -на уровне структурных подразделений - методические группы и Цикловые комиссии в Центр-колледже прикладных квалификаций.

Планирование методической работы включает в себя долгосрочное планирование, краткосрочное и оперативное.

Наиболее значимые, стратегические вопросы находят отражение в долгосрочных планам организации методической деятельности. Текущие планы отражают наиболее важные вопросы, решение которых необходимо в течение учебного года. Оперативные планы предусматривают текущие корректировки, которые вызваны изменениями в законодательстве об образовательной деятельности, внутренними изменениями. К традиционным вопросам, которые решаются в рамках работы Учебно-методических советов, можно отнести такие, как утверждение перечня образовательных программ, реализуемых в университете, а также определение направленностей (профилей), порядок формирования основных профессиональных образовательных программ и их структурных компонентов, утверждение плана изданий учебно-методической литературы, ежегодная актуализация основных профессиональных образовательных программ, планирование работы методических и педагогических школ.

Одновременно с планированием работы Учебно-методического совета, а также методических комиссий, осуществляется формирование плана педагогических семинаров.

Организация и проведение педагогических семинаров - необходимое условие постоянного повышения качества и эффективности деятельности педагогических работников. Педагогические семинары являются площадкой для обмена наиболее передовым педагогическим опытом, решения вопроса по определению ориентиров педагогической деятельности. В рамках проведения педагогических семинаров рассматриваются такие актуальные вопросы, как -разработка и внедрение в образовательный процесс онлайн-курсов, -использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий,

-эффективность реализации практической подготовки на занятиях разных видов,

-современные формы педагогического контроля деятельности обучающихся

-формирование качественного содержания комплектов учебно-методических комплексов,

-опыт разработки онлайн-курсов,

-коммуникационное взаимодействие преподавателя с обучающимися, -нормативное обеспечение образовательного процесса. Таким образом, планирование методической работы является необходимым условием ее эффективности и высокой результативности. В ходе планирования обеспечивается взаимосвязь и взаимоувязка стратегических и текущих задач, стоящих перед образовательной организацией.

Список литературы:

1.Гурьянова Ю.В., Кирина И.Б. Кириллова С.С. Особенности применения инновационных технологий в аграрном образовании//Наука и образование. 2020. Т. 3. № 1. С. 17

2. Кирина И.Б., Кириллова С.С. Третьякова Е.Н. Использование активных форм организации аудиторной и внеаудиторной работы в процессе преподавания

дисциплины «Биология с основами экологии» у студентов аграрного вуза //Наука и образование. 2020. Т. 3. № 1. С. 26

3.Кирина И.Б., Кириллова С.С., Щербаков Н.В. Самостоятельная работа как одно из направлений совершенствования подготовки студентов в образовательном процессе//Современные методики учебной и научно-исследовательской работы. Сборник статей по материалам II Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Под общей редакцией Сухановой С.Ф., 2019. С. 47- 52

4.Кириллова С.С. Цифровизация образовательного процесса: преимущества и угрозы//Наука и образование. 2020. Т.З. № 1. С. 25

5.Кириллова С.С. Актуальные вопросы методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся//Обеспечение качества подготовки обучающихся по основным образовательным программам с учетом актуализированных ФГОС ВО (3++) и ФГОС СПО (Т0П-50). Сборник статей по материалам Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Под общ. Ред. Сухановой С.Ф., 2018. С. 42 -45

6.Кириллова С.С. Опыт практикоориентированного проведения занятий по дисциплине «Бюджетная система Российской Федерации»//Современные методики учебной и научно-исследовательской работы. Сборник статей по материалам II Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Под общей редакцией Сухановой С.Ф., 2019. С. 44 - 47

7. Лосева А. С. Создание видеокурса "Внутренний контроль в организациях АПК" на платформе Stepik // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1.

8.Попова В. Б. Практика формирования образовательных программ по экономическим направлениям подготовки с учетом требований актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов //Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1.

9.Попова В. Б. Нормативно-методическое обеспечение разработки программы практик по экономическим направлениям подготовки//Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 1. С. 47.

10.Попова В. Б., Фецкович И.В. Особенности проведения производственной практики НИР по программе магистратуры учетного профиля в аграрном вузе// Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 1. С. 44.

11.Попова В. Б., Фецкович И.В. Особенности формирования образовательных программам бакалавриата разных профилей направления подготовки 38.03.01 Экономика, реализуемых в университете//Наука и Образование. 2021.Т. 4. № 1.

UDC 378.147

BASIS FOR PLANNING METHODOLOGICAL WORK AT THE

UNIVERSITY

Sergei A. Zhidkov

Doctor of Economics, Associate Professor

[email protected] Svetlana S. Kirillova

candidate of economic sciences, associate Professor

sv_kirillova@mail .ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russian Federation

Annotation: The article is devoted to the topical issue of planning methodological work at the university. The necessity of formation of strategic and tactical tasks is substantiated, priorities in methodical work in modern conditions are determined

Keyword: educational and methodological advice, methodological work, planning, pedagogical seminar, online course, digitalization

Статья поступила в редакцию 14.02.2022; одобрена после рецензирования 28.02.2022; принята к публикации 09.03.2022.

The article was submitted 14.02.2021; approved after reviewing 28.02.2022; accepted for publication 09.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.