Научная статья на тему 'НЕОБХОДИМОСТЬ ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ'

НЕОБХОДИМОСТЬ ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЛИЧНЫЕ ФИНАНСЫ / ФИНАНСЫ ДОМОХОЗЯЙСТВ / НАЛОГОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кириллова Светлана Серафимовна

Статья посвящена обоснованию включения вопросов финансовой грамотности в образовательные программы неэкономической направленности. Рассматривается перечень вопросов, который должен быть включен в дисциплину «Основы финансовой грамотности», а также их характеристика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кириллова Светлана Серафимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEED FOR STUDENTS TO MASTER FINANCIAL LITERACY COMPETENCIES IN NON-ECONOMIC AREAS

The article is devoted to the rationale for the inclusion of financial literacy issues in non-economic educational programs. The list of questions that should be included in the discipline "Fundamentals of financial literacy", as well as their characteristics, is considered.

Текст научной работы на тему «НЕОБХОДИМОСТЬ ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ»

УДК 378.147

НЕОБХОДИМОСТЬ ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ

Светлана Серафимовна Кириллова

кандидат экономических наук, доцент

ву_кт11оуа@ша11. ги Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия

Аннотация. Статья посвящена обоснованию включения вопросов финансовой грамотности в образовательные программы неэкономической направленности. Рассматривается перечень вопросов, который должен быть включен в дисциплину «Основы финансовой грамотности», а также их характеристика.

Ключевые слова: финансовая грамотность, личные финансы, финансы домохозяйств, налоговая грамотность.

Важность освоения основ финансовой грамотности всеми без исключения гражданами в настоящее время не вызывает сомнений. В какой бы профессиональной сфере не осуществлял свою деятельность человек, ему остро необходимы знания финансовой направленности. Это предопределяется бурным развитием цифровых технологий в финансовом секторе, вовлечением всех граждан в те или иные сегменты финансового рынка [1]. Таким образом, включение дисциплин по финансовой грамотности в основные профессиональные образование программы всех без исключения направлений и специальностей - объективная необходимость, не вызывающая сомнений, поскольку речь идет о формировании финансовой зрелости населения через образовательную систему.

Как правило, изучение основ финансовой грамотности начинается с рассмотрение азов принятия финансовых решений. В рамках изучения данного направления будущие потребители финансовых услуг учатся грамотной постановке целей, поиску наиболее оптимальных вариантов их достижения. Особое внимание уделяется взаимосвязи стратегических целей и задач с текущими, пониманию необходимости взаимоувязки стратегической цели личных финансов или финансов домохозяйств и системы тактических мероприятий по их достижению [5].

Далее логичным является рассмотрение вопросов функционирования личных финансов, их специфики, основ планирования, текущего управления и контроля. При этом рассматриваются как личные финансы, так и финансы домохозяйств, моделируются разнообразные финансовые ситуации, что позволяет получить обучающимся практические навыки по планированию личных финансов, также по формированию наиболее эффективной модели их управления.

Особое внимание следует уделять относительному самостоятельному сегменту финансовой грамотности - налоговой грамотности. Налоговая грамотность предполагает знание основ функционирования налоговой системы государства, понимания значения налогов для экономики и социальной сферы, а

также определению роли налогоплательщиков в формировании общегосударственного фонда страны [4]. Изучение налогообложения преследует цель помочь будущим участникам хозяйственной деятельности гармонично сочетать свои интересы и интересы государства, без ущемления чьих-либо прав.

Экономика любого государства может активно развиваться только в условиях интенсивной инвестиционной детальности. Это предопределяет также необходимость получения обучающимися знаний в области сбережений и инвестиций. Осуществление инвестиционной деятельности граждан - это не только формирование их личной «подушки безопасности», но и участие в формировании единого общегосударственного инвестиционного фонда, без которого не возможно нормальное, стабильное функционирования как всего финансового рынка, так и его отдельных сегментов.

Особое место в системе финансового рынка отводится кредитному рынку, в том числе и как важнейшему источнику инвестиционных ресурсов. В связи с эти, самостоятельным разделом в рамках изучения финансовой грамотности является и вопрос кредитования. Кредитование рассматривается не только с позиции общей характеристики и технических вопросов, но требуется рассмотрение всего спектра кредитных отношений, поскольку необходимо научить будущего участника кредитных сделок пониманию обоснованности кредитных отношений, проведению сравнительных характеристик услуг в области кредитования, предоставляемых различными кредитными организациями.

Также важное значение имеет знакомство будущих специалистов с современным рынком страховых услуг. При этом изучается сам рынок страховых услуг, проводится анализ объективной потребности в страховании, выбор наиболее удачных предложения на страховом рынке в рамках того или иного вида страхования.

В завершении изучения вопросов финансовой грамотности необходимо рассмотреть вопросы обеспечения защиты от мошенничества в финансовой сфере. Данное направление предполагает знакомство с нормативно-правовыми

документами, регламентирующими систему защиты прав потребителей финансовых услуг и прежде всего, федерального закона «О защите прав потребитедей». Кроме того, происходит знакомство с наиболее типичными схемами финансового мошенничества и приемами противостояния им.

Изучение финансовой грамотности также преследует и воспитательные цели образования, а именно, экономическое воспитание. Оно предусматривает педагогическую деятельность, нацеленную на знакомство с основами экономического образования, общей экономической культуры, в том числе и финансовой, для привития навыков свободной ориентации в жизненных экономических ситуациях [6]. Экономическое и финансовое воспитание, как самостоятельные элементы экономического воспитания, могут осуществлять как в рамах реализации образовательных программ, так и охватывать внеучебную деятельность в форме работы кружков, проведении круглых столов, дискуссий.

Список литературы:

1.Гребенкина Д.Ю., Зацепина В.В., Толкачева Е.С., Кириллова С.С. Финансовая грамотность как основа успешного развития финансово-кредитной системы страны//Наука и образование. 2019. Т. 2. № 4. С. 70

2.Гурьянова Ю.В., Кирина И.Б. Кириллова С.С. Особенности применения инновационных технологий в аграрном образовании//Наука и образование. 2020. Т. 3. № 1. С. 17

3. Кирина И.Б., Кириллова С.С. Третьякова Е.Н. Использование активных форм организации аудиторной и внеаудиторной работы в процессе преподавания дисциплины «Биология с основами экологии» у студентов аграрного вуза //Наука и образование. 2020. Т. 3. № 1. С. 26

4.Кириллова С.С. «Бюджет для граждан» как неотъемлемый элемент формирования финансовой грамотности населения//Актуальные вопросы экономики и агробизнеса. Сборник статей IX Международной научно-практической конференции: в 4-частях. 2018. С. 281-284

5.Кириллова С.С. Внедрение основ финансовой грамотности в образовательные программы высшего образования//Наука и образование. 2020. Т. 3. № 4. С. 195

6.Кириллова С.С. Опыт практикоориентированного проведения занятий по дисциплине «Бюджетная система Российской Федерации» //Современные методики учебной и научно-исследовательской деятельности. Сборник статей по материалам II Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Под общей редакцией Сухановой С.Ф., 2019. С. 44-47

7. Попова В. Б. Практика формирования образовательных программ по экономическим направлениям подготовки с учетом требований актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов//Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1.

UDC 378.147

THE NEED FOR STUDENTS TO MASTER FINANCIAL LITERACY COMPETENCIES IN NON-ECONOMIC AREAS

Svetlana S. Kirillova

candidate of economic sciences, associate Professor

sv_kirillova@mail .ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russian Federation

Annotation: The article is devoted to the rationale for the inclusion of financial literacy issues in non-economic educational programs. The list of questions that should be included in the discipline "Fundamentals of financial literacy", as well as their characteristics, is considered.

Keyword: financial literacy, personal finance, household finance, tax literacy.

Статья поступила в редакцию 14.02.2022; одобрена после рецензирования 28.02.2022; принята к публикации 09.03.2022.

The article was submitted 14.02.2021; approved after reviewing 28.02.2022; accepted for publication 09.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.